Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 261
Авторов: 0
Гостей: 261
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Удивительно, что я выуживаю из глубины веков древнегреческого мудреца Эмпедокла и пропагандирую его мировоззрение. Обычно к античности  современная наука относится хоть и с деланным уважением, всё-таки очень и очень критически обозревает достижения музейной ветхости. Но оглядывая ряд растущих до бесконечности чисел — единицы, десятки, сотни, тысячи...  - я понимаю, что подробности и детали во множестве, а изначальная суть всё же в единицах. Как можно кратковременному человеку в разделившемся множестве охватить все науки, всё познать, - невозможно! Невозможно и бестолково искать здоровья у врачей, которые специализируются на отдельных органах, когда секрет исцеления в общем знаменателе, а рвётся лишь там, где тонко, - попробуй, заштопай все прорехи! Поэтому мне симпатичны мудрецы-энциклопедисты, зрящие в корень, впрочем, и достигшие высот узкие спецы интересны.

Там ни быстрых лучей Гелиоса узреть невозможно,
Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился
Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,
Нет ни быстрых ступней, ни колен, ни частей детородных:
Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
Но как скоро Вражда возросла и окрепла средь членов,
К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,
Клятвой великою им предреченное порознь обоим…
Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.
После того, как Вражда в глубочайшие недра пучины
Путь свой направила, в центре же вихря Любовь воцарилась,
Все они (т.е. стихии) там воедино сливаются, мало-помалу
С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
Часть их (т.е. стихий) однако большая, черед соблюдая с другими,
Смеси бежит, одержимая окрест лежащей Враждою.
Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
Жизненный путь изменивши, из чистого стало нечистым.
Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
К крайним пределам Вражда отступала при их единеньи.
                                                                 (Эмпедокл).

   Я привожу фрагменты из поэмы «О природе» древнегреческого мудреца, поэта, пророка, целителя. На первый взгляд наивное и упрощённое представление о Космосе, но и пророк Исайя, не будем забывать, ещё более незатейлив:  ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ: НЕБО - ПРЕСТОЛ МОЙ, А ЗЕМЛЯ - ПОДНОЖИЕ НОГ МОИХ; ГДЕ ЖЕ ПОСТРОИТЕ ВЫ ДОМ ДЛЯ МЕНЯ, И ГДЕ МЕСТО ПОКОЯ МОЕГО?(Исайя 66:1)  С нынешними астрономическими познаниями и бесчисленными гипотезами несравнимо, но и для современной науки космос по-прежнему  загадка. Эмпедокл тоже опустил невидимые глазу подробности, а запечатлел суть, обобщённость. Я бы даже светоносный Сферос назвал Сферосом-спиралью. Бога никто никогда не видел, но по творениям Его можно познавать и самого Творца. А все творения Божии — крутящиеся спирали. Улитка, циклон, расстраивающийся город, циклический год, циклическая неделя, суточный цикл... Почему ствол дерева круглый, а крона сферическая? Потому что оно вращается, кружится. Всё, что кружится, трудится, принимает форму круга, спирали: облако, яблоко, обруч, облачение, облик... тот же корень имеет и слово «благо». Так что поначалу угловатые космические тела, причудливые глыбы льда, постепенно округляются и горячеют, приобретают темперамент. Корни и крона у дерева - это начала и концы спирали, ствол же его - сердцевина. Раскручивая ежегодно начала и концы спирали, ствол кольцуется, мужает, совершенствуется. Те же самые процессы и в ДЕРЕВне, но развитие в ней происходит не годами, а поколениями — дедами, отцами, внуками. ДРЕВность и родословное древо ещё более обильны пращурами и потомками. В человеке-спирали вместо ствола туловище с сердцем, а голова и конечности — раскручивающиеся витки. Изнурение человека в делах и отдых — это кружение и покой, свойственный всем творениям Господним. Круговорот воды в природе,  система кровообращения, солнечная система — тоже спирали с центром в море-океане, в  сердце, в солнце. То, что «солнце» однокоренное со словом «соль», что море солёное, ствол мощный, а сердце мудрое, это говорит о совершенстве, гармонии центра спирали, тогда как о краях этого не скажешь. Тем не менее края, последние, неблагообразные члены в творении Святилища весьма необходимые, ибо это делатели, производители, жнецы, инструменты, исполняющие замысел сердца.
   Да, как видно у Эмпедокла, Любовь, а по Евангелию брачный чертог спальных покоев спирали, посредством центробежных энергий перерастает во Вражду, разделение. Но то же самое запечатлено и в дереве: центростремительные корни создают ствол, центробежные ветви его разбазаривают. В море точно такой же круговорот: центростремительные реки наполняют море, а прохудившиеся подземные потоки и испарения не дают ему переполниться. У человека голова с волосами, что мочковатый корень, создаёт туловище, а потом оно разделяется на руки, ноги, сосцы и репродуктивные органы, через которые, как и на ветках дерева, зреет плод. Принято говорить, что всякое разделение от сатаны, но так лицеприятно реагируют, когда надо умножать и соединять, - про созидательную любовь тоже можно наговорить, что это гормоны, обман, сеть и т. д. Короче, как написано у Сираха: КОГДА НЕЧЕСТИВЫЙ ПРОКЛИНАЕТ САТАНУ, ТО ПРОКЛИНАЕТ СВОЮ ДУШУ(Сирах 21:30). Сам Христос о времени прекращения брачного чертога, когда отнимается Жених, произносит подобающий торжественный спич: КРЕЩЕНИЕМ ДОЛЖЕН Я КРЕСТИТЬСЯ; И КАК Я ТОМЛЮСЬ, ПОКА СИЕ СОВЕРШИТСЯ! ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО Я ПРИШЕЛ ДАТЬ МИР ЗЕМЛЕ? НЕТ, ГОВОРЮ ВАМ, НО РАЗДЕЛЕНИЕ; ИБО ОТНЫНЕ ПЯТЕРО В ОДНОМ ДОМЕ СТАНУТ РАЗДЕЛЯТЬСЯ, ТРОЕ ПРОТИВ ДВУХ, И ДВОЕ ПРОТИВ ТРЕХ: ОТЕЦ БУДЕТ ПРОТИВ СЫНА, И СЫН ПРОТИВ ОТЦА; МАТЬ ПРОТИВ ДОЧЕРИ, И ДОЧЬ ПРОТИВ МАТЕРИ; СВЕКРОВЬ ПРОТИВ НЕВЕСТКИ СВОЕЙ, И НЕВЕСТКА ПРОТИВ СВЕКРОВИ СВОЕЙ. СКАЗАЛ ЖЕ И НАРОДУ: КОГДА ВЫ ВИДИТЕ ОБЛАКО, ПОДНИМАЮЩЕЕСЯ С ЗАПАДА, ТОТЧАС ГОВОРИТЕ: ДОЖДЬ БУДЕТ, И БЫВАЕТ ТАК;  ИБО ОТНЫНЕ ПЯТЕРО В ОДНОМ ДОМЕ СТАНУТ РАЗДЕЛЯТЬСЯ, ТРОЕ ПРОТИВ ДВУХ, И ДВОЕ ПРОТИВ ТРЕХ:  И КОГДА ДУЕТ ЮЖНЫЙ ВЕТЕР, ГОВОРИТЕ: ЗНОЙ БУДЕТ, И БЫВАЕТ. ЛИЦЕМЕРЫ! ЛИЦЕ ЗЕМЛИ И НЕБА РАСПОЗНАВАТЬ УМЕЕТЕ, КАК ЖЕ ВРЕМЕНИ СЕГО НЕ УЗНАЕТЕ? ЗАЧЕМ ЖЕ ВЫ И ПО САМИМ СЕБЕ НЕ СУДИТЕ, ЧЕМУ БЫТЬ ДОЛЖНО?(Лука 12:50-57)
   У Эмпедокла про крещение и крест, написано однозначно: это перетекание противоположностей одна в другую, через которое осуществляется восхождение к Богу.

Там находились: Земля и высокого Солнца богиня,
Также кровавый Раздор и Гармония с ликом степенным,
С ними Краса, Безобразие, Медленность и Торопливость,
Милая Ясность и Сбивчивость, с взором угрюмым и мрачным,
Смерть и Рожденье, крепительный Сон и от сна Пробужденье,
Мертвый Покой и Движенье, Величие пышное, Низость,
Также Молчанье и Глас знаменательный.
Горе, о горе тебе, злополучный и жалкий род смертных:
Распрей и тяжких стенаний исполнен твой век с колыбели!
                                                                                   (Эмпедокл).

Причём, это не одноразовое перешагивание через негатив, как того хотелось бы сатане, он-то как раз и не спешит в центр спирали, к Богу, а восходящим в горние чертоги далеко не одну бездну надо преодолеть и не на один перевал вскарабкаться. Тут даже одной жизни мало, необходим тот же спиралевидный метемпсихоз, как называли древние греки реинкарнацию.

                                                           ...в мире сем тленном
Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
Есть лишь смешенье одно с различеньем того, что смешалось, —
Что и зовут неразумно рождением темные люди.

Что бы за смесь ни явилась на свет: -  человек или птица,
Дикий ли зверь или куст, —всё равно неразумные люди
Родившимся это зовут; когда ж разрешится
Смесь на части свои, — говорят о губительной смерти.
Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.

Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,
Будто, действительно, раньше не бывшее может родиться
Или же нечто вконец умереть и разрушиться может.
Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно;
Также и сущему сгинуть нельзя, ни подумать об этом, —
Ибо оно, куда ни поставь, там и вечно пребудет.

Нет во Вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.
Нет во Вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?
Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит,
Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен
Смертным добрым и злым; и что прежде, чем плоть сотворилась,
Были все люди — ничто, и в ничто они все разрешаться.

   В Библии и Коране написано, что Бог творит мир из земли, из воды...  Древними философами видимый мир признаётся эманацией, истечением из Бога, продолжением Его. Но этот процесс, когда Единство дробится, проистекает во множество, противоположен эволюционированию, совершенствованию. Принято называть путь к Богу, к полноте - светлым, ровным, гладким, обратный путь к скудости — тёмным, кривым. Христос призывает любить и то, и другое: во-первых, Единого Бога, во вторых, множество  богов(Псалтирь 81:6), то есть частиц, истечений из Единого, независимо от того, друзья это или враги.  По философии получается, что жизненный круговорот из Единства растекается на первоэлементы — землю, воду, воздух, огонь.

Речь моя будет двоякая: ибо — то в множества недрах
Крепнет Единство, то множество вновь прорастает в Единстве,
Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
Эту рождает и губит всеобщий порыв к Единенью —
То же, разладом питаясь, в нём вскоре конец свой находит.
Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:
То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
Так, поскольку единство рождается без перерыва
В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.
Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
Выслушай слово мое: возращает учение разум.
Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
Крепнет Единство, то множество вновь прорастает в единстве,
Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
Смертные членам своим врожденной ее почитают,
В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
Радостью и Афродитой богиней ее величая.
Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
Все они равны и все одинаково древнего рода,
Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.

   Но первоэлементы нельзя понимать только буквально. Поэзия и Священное Писание оперирует притчевым, многопластовым словом, апостол Павел называет этот открывшийся карьер наслоений языками. Что есть огонь? Это мужское начало, Ян, свет, он сухой и горячий. Что есть вода? Женское начало, Инь, тьма, по качеству она холодная и влажная. Воздух, как стихия, горячий и влажный, это как бы внутреннее соединение огня и воды. Наружное соединение огня и воды — вспомним остывшую вулканическую лаву! — земля, она по качеству сухая и холодная. Но евнух также внутреннее соединение мужского и женского начала, а гермафродит — внешнее соединение в спиральном круге. Весну, лето, осень, зиму тоже можно трактовать, как евнуха, мужчину, гермафродита и женщину или теми же первоэлементами — воздухом, огнём, землёй, водой.  Эти первоэлементы везде — в четырёх фазах луны, в четырёх частях суток, в общественно-политическом устройстве — коммунизме, рабовладельчестве, феодализме, капитализме; в геологических эпохах — криптозое, палеозое, мезозое, кайнозое; в направлениях света — востоке, юге, западе, севере; в фазах развития насекомых — яйце, личинке, куколке, взрослой крылатой особи. В возрасте человека первоэлементы тоже присутствуют — детство, юность, зрелость, старость. В строении животного организма: кости жилы, мясо, кровь. Если посмотреть на растение: семя — это мужчина, росток — евнух, цвет — женщина, плод — гермафродит, и под ними опять же первоэлементы — огонь, воздух, вода, земля. Если это круговорот воды: море — это внутренний андрогин, подземные жилы(Инь), родники, болота(наружный андрогин), реки(Ян). То же в системе кровообращения: сердце(воздух), артерии(вода), капилляры с венулами(земля), вены(огонь).
   Эмпедокл четыре изменчивых периода выделяет в Сферосе-спирали: порождение Вражды всеобщим Единением, уничтожение Вражды тем же Единением, порождение Единения Враждою из недр единичного Сфероса, уничтожение Единения преобладанием разлагающей Вражды. Но ядро Сфероса,  не подвержено изменениям, в них царит Любовь, которая по утверждению апостола Павла, не перестаёт(1 коринфянам 13:8). Несовершенство всполохов или наружных витков Сфероса можно по терминологии того же Павла назвать верою и надеждою, в которых дары Святого Духа частичны(1 коринфянам 8:13), а там, где неизменная Любовь  и вечность— видение и ясность. Меня некоторые христиане называют философом, видимо из-за того, что я манипулирую первоэлементами. Но тогда и апостол Павел - философ, если манипулирует верой, надеждой и любовью. Ведь из названных четырёх первоэлементов у него не хватает только света. Посмотрите, как апостол Фома соизмеряет слова и слова: ХОЗЯЙСТВО МИРА ИЗ ЧЕТЫРЁХ ВИДОВ В ХРАНИЛИЩЕ ИХ СОДЕРЖИТ: ИЗ ЗЕМЛИ, ВОДЫ, ВОЗДУХА И СВЕТА. И ХОЗЯЙСТВО БОГА ПОДОБНО ЭТОМУ ИЗ ЧЕТЫРЁХ: ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ И ЗНАНИЯ. НАША ЗЕМЛЯ - ЭТО ВЕРА, В КОТОРУЮ МЫ ПУСТИЛИ КОРЕНЬ; ВОДА - ЭТО НАДЕЖДА, КОТОРОЙ МЫ ПИТАЕМСЯ; ВОЗДУХ - ЭТО ЛЮБОВЬ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ МЫ РАСТЁМ; А СВЕТ - ЭТО ЗНАНИЕ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ МЫ СОЗРЕВАЕМ(Евангелие от Фомы). Апостол Павел ради лаконичности не называет четвёртый первоэлемент, полагая, что коринфяне через любовь-воздух сами дорастут до него, ведь свет-знание - самый важный аспект в познании Бога, да и Павел в нём зреет и солонеет. Это подтверждается хотя бы круговоротом воды в природе: какая-то небольшая солёность балансирует  в реках и особенно в подземных потоках, но всё же это вода питьевая, в море же вода всегда солёная, иносказательно настолько мудрая, что не по зубам и нутру человека. Это и в Коране отражено: ОН — ТОТ, КТО СМЕШАЛ ДВА МОРЯ(вида воды): ОДНО - ПРИЯТНОЕ, ПРЕСНОЕ, А ДРУГОЕ — СОЛЁНОЕ, ГОРЬКОЕ. ОН УСТАНОВИЛ МЕЖДУ НИМИ ПРЕГРАДУ И НЕПРЕОДОЛИМОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ(Коран 25:55, перевод Кулиева).
   По современным понятиям  жизнь и эволюцию астрономических тел определяет теория взрыва. Гравитация в небесном теле и сжимание его может достигать такой силы, что оно взрывается( так называемая солнечная активность). Так и любовь в семье брачной пары манипулируется разностью потенциалов: когда разность нивелируется, возникают взрывы, скандалы, когда же разность возрастает, в семье временно наступает мир и любовь.  Но в ядре Сфероса обитает Единство мужского и женского начал, как бы внутренний неразрывный андрогин, евнух. Вот почему о евнухах и Христос,(Матфей 19:12) и Исайя(Исайя 56:3-5)высказались поощрительно, да и апостол Павел, скромно умалчивая о своём половом статусе, выражает желание, чтобы все были таковыми же(1 коринфянам 7:7). Впрочем, в детстве и старости, все люди, можно сказать, евнухи, но во время половой поляризации они надолго исчезают из храма. А ведь церковь на земле — подобие Сфероса на небе.
   Итак, первоэлементы — это вовсе не хилые выдумки античных динозавров. Сегодня мы благодарны древним врачам и философам Гиппократу, Асклепиаду, Диоскуриду, Галену, Цельсу, Авиценне за фармакопею лекарственных растений, животных средств и минералов. Они тоже исходили из качества первоэлементов - сухости, влажности, холода и тепла, и знали, какой степенью качества обладает то или иное лекарственное средство, чтобы восстановить равновесие больного организма.
   Но почему Эмпедокл, отворяя своё учение, несколько раз пытается втолковать нам одно и то же?

Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве,
Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
Смертные членам своим врожденной ее почитают,
В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
Радостью и Афродитой богиней ее величая.
Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
Все они равны и все одинаково древнего рода,
Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.
(Эмпедокл)


Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных:
То, любовью влекомые, сходятся все воедино
Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;
То, напротив. враждой разъятые злой, каждый порознь
В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.
Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных.
(Эмпедокл)


Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,
Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.
Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага,
Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,
Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет:
В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
В видах различных являются: столько их смесь изменяет.
Все они – солнце, земля, необъятное небо и море, –
Все стремятся равно к единению всеми частями,
Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи
Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты.
Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят
Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:
Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
(Эмпедокл)

Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство,
Дар многоцветный бессмертным богам принести собираясь,
Краски различные в руки берут и потом, соразмерно
Смешивать их начиная – одних и других понемногу,
Образы схожие всяких предметов из них производят:
То вырастают деревья, то мужи выходят и жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы
Даже и боги, почетом отличные, долгие днями;
Так да ума твоего не коснется обман заблужденья,
Будто иной есть источник безмерно-великой вселенной,
Но убедись, что он в них, божественным внявши глаголам.
(Эмпедокл)

... Нагромождая одно заглавие на другое, не доводить
до конца одной стези повествования …
... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать …
Властвуют поочередно они во вращении круга,
Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой соблюдая.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
Образ людей и животных различных пород принимают.
То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок,
То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга,
Чтобы в единое целое снова затем погрузиться.
Так, поскольку единство рождается без перерыва
В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, –
Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
(Эмпедокл)


Но, обратившися вспять, пойду по пути песнопений,
Раньше избранному мной, из глагола глагол извлекая.
После того как Раздор в глубочайшие недра пучины
Путь свой направил, в центре же вихря Любовь воцарилась,
Все они там воедино сливаются, мало-помалу
С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
Часть их, однако, большая, черёд соблюдая с другими,
Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором.
Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
Жизненный путь изменивши, из чистого ставши нечистым.
Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи.
(Эмпедокл)

   Итак, почему эти повторения? А почему Соломон некоему обобщённому или конкретному сыну заявляет:  НЕ ПИСАЛ ЛИ Я ТЕБЕ ТРИЖДЫ В СОВЕТАХ И НАСТАВЛЕНИИ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ТЕБЯ ТОЧНЫМ СЛОВАМ ИСТИНЫ, ДАБЫ ТЫ МОГ ПЕРЕДАВАТЬ СЛОВА ИСТИНЫ ПОСЫЛАЮЩИМ ТЕБЯ?(Притчи 22:20-21)
   Апостол Павел на раз, два, три уже раскрывает причину повторения, не надо задавать этот странный вопрос:  ВОТ, В ТРЕТИЙ РАЗ Я ГОТОВ ИДТИ К ВАМ, И НЕ БУДУ ОТЯГОЩАТЬ ВАС, ИБО Я ИЩУ НЕ ВАШЕГО, А ВАС. НЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ СОБИРАТЬ ИМЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, НО РОДИТЕЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ(2 коринфянам 12:14).  В ТРЕТИЙ УЖЕ РАЗ ИДУ К ВАМ. ПРИ УСТАХ ДВУХ ИЛИ ТРЕХ СВИДЕТЕЛЕЙ БУДЕТ ТВЕРДО ВСЯКОЕ СЛОВО(2 коринфянам 13:1). То есть на своё третье нашествие Павел уповает, что сможет, наконец, довести коринфян до ума, до кондиции, до самостоятельности. Также и крещение во имя Отца и Сына и Духа Святого(Матфей 28:19) — это спираль восхождения к Богу, а вовсе не троичный Бог, который не укладывается в постулаты Торы и Корана, да и сам Христос провозглашает, что Бог — только Единый(Марк 12:29). Но я не буду перечислять все цитаты Евангелия о трёх спиральных витках восхождения к Богу, ограничусь только их координатами: Матфей 9:12; Иоанн 21:15-17; Лука 9:28-36; Лука 11:5-13; Лука 13:6-9; Лука 13:18-21; Лука 13:32-33; Лука 9:22. Даже в отрицающем Троицу Коране есть примеры трёх этапов восхождения: ВСПОМИНАЙТЕ АЛЛАХА — СТОЯ, СИДЯ И НА СВОИХ БОКАХ(Коран 4:104, перевод Крачковского). А уж примеров в Библии о «стоячей» вере, во весь рост — предостаточно. ВСТАНЬ,
СПЯЩИЙ, И ВОСКРЕСНИ ИЗ МЕРТВЫХ, И ОСВЕТИТ ТЕБЯ ХРИСТОС(Ефесянам 5:14). ВОССТАНЬ, СВЕТИСЬ (ИЕРУСАЛИМ), ИБО ПРИШЁЛ СВЕТ ТВОЙ, И СЛАВА ГОСПОДНЯ ВЗОШЛА НАД ТОБОЮ(Исайя 60:1). ВСТАНЬТЕ, ВЫЙДИТЕ ИЗ СЕГО МЕСТА, ИБО ГОСПОДЬ ИСТРЕБИТ СЕЙ ГОРОД(Бытие 19:14,15; 21:18).  ВСТАНЬ, ВЫЙДИ ИЗ ЗЕМЛИ СЕЙ И ВОЗВРАТИСЬ В ЗЕМЛЮ РОДИНЫ ТВОЕЙ(Бытие 31:13).  ИТАК ВСТАНЬ, ПЕРЕЙДИ ЧЕРЕЗ ИОРДАН СЕЙ, ТЫ И ВЕСЬ НАРОД СЕЙ, В ЗЕМЛЮ, КОТОРУЮ Я ДАЮ ИМ, СЫНАМ ИЗРАИЛЕВЫМ(Иисус Навин 1:2). ВОСПРЯНЬ, ПСАЛТИРЬ И ГУСЛИ! Я ВСТАНУ РАНО(Псалтирь 56:9; 107:3).
ДОКОЛЕ ТЫ, ЛЕНИВЕЦ, БУДЕШЬ СПАТЬ? КОГДА ТЫ ВСТАНЕШЬ
ОТ СНА ТВОЕГО?(Притчи 6:9).  ВСТАНЬ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, ПРЕКРАСНАЯ МОЯ, ВЫЙДИ!(Песнь песней 2:10,13)  ЖЕНЩИНЫ БЕСПЕЧНЫЕ! ВСТАНЬТЕ, ПОСЛУШАЙТЕ ГОЛОСА МОЕГО(Исайя 32:9). ОТРЯСИ С СЕБЯ ПРАХ; ВСТАНЬ, ПЛЕННЫЙ ИЕРУСАЛИМ! СНИМИ ЦЕПИ С ШЕИ ТВОЕЙ, ПЛЕННАЯ ДОЧЬ СИОНА!(Исайя 52:2). ВСТАНЬТЕ И УХОДИТЕ, ИБО [СТРАНА] СИЯ НЕ ЕСТЬ МЕСТО ПОКОЯ; ЗА НЕЧИСТОТУ ОНА БУДЕТ РАЗОРЕНА И ПРИТОМ ЖЕСТОКИМ РАЗОРЕНИЕМ(Михей 2:10).
ИБО ЧТО ЛЕГЧЕ СКАЗАТЬ: ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ, ИЛИ СКАЗАТЬ: ВСТАНЬ И ХОДИ?(Матфей 9:5). ВСТАНЬТЕ И НЕ БОЙТЕСЬ(Матфей 17:7).
ЮНОША! ТЕБЕ ГОВОРЮ, ВСТАНЬ!(Лука 7:14)  ВСТАНУ, ПОЙДУ К ОТЦУ
МОЕМУ И СКАЖУ ЕМУ: ОТЧЕ! Я СОГРЕШИЛ ПРОТИВ НЕБА И ПРЕД
ТОБОЮ(Лука 5:18).  ВСТАНЬ, ИДИ; ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ(Лука 17:19).
НО ЧТОБЫ МИР ЗНАЛ, ЧТО Я ЛЮБЛЮ ОТЦА И, КАК ЗАПОВЕДАЛ МНЕ ОТЕЦ, ТАК И ТВОРЮ: ВСТАНЬТЕ, ПОЙДЕМ ОТСЮДА(Иоанн 14:31).
   Но как встать, если нет ног, конечностей в спирали? КАК ПРЕКРАСНЫ НА ГОРАХ НОГИ БЛАГОВЕСТНИКА, ВОЗВЕЩАЮЩЕГО МИР, БЛАГОВЕСТВУЮЩЕГО РАДОСТЬ, ПРОПОВЕДУЮЩЕГО СПАСЕНИЕ,
ГОВОРЯЩЕГО СИОНУ: "ВОЦАРИЛСЯ БОГ ТВОЙ!"(Исайя 40:9)  СЛАВА ЛИВАНА ПРИДЕТ К ТЕБЕ, КИПАРИС И ПЕВГ И ВМЕСТЕ КЕДР, ЧТОБЫ УКРАСИТЬ МЕСТО СВЯТИЛИЩА МОЕГО, И Я ПРОСЛАВЛЮ ПОДНОЖИЕ НОГ МОИХ(Исайя 60:13). Потому-то грешница  ПЛАЧА, НАЧАЛА ОБЛИВАТЬ НОГИ ЕГО СЛЕЗАМИ И ОТИРАТЬ ВОЛОСАМИ ГОЛОВЫ СВОЕЙ, И ЦЕЛОВАЛА НОГИ ЕГО, И МАЗАЛА МИРОМ(Лука 7:38). Да и сам Христос омыл ноги ученикам и заповедал им делать то же самое с загадочным ответом на недоумение Петра — УРАЗУМЕЕШЬ ПОСЛЕ(Иоанн 13:6-10). Собственно и цель этой статьи — выложить здесь это уразумение.
   Новое учение Христа, которое во главу угла ставит веру и благодать, милость Божию, не отменяет закон Ветхого Завета, но требует его исполнения, правда, зачастую в духовном, иносказательном смысле(Матфей 5:17).    Устами Господа закон требует назначения поста(Иоиль 1:14; 2:15), пост избран и установлен Богом(Исайя 58:5-6). Я не хочу быть начётчиком, выуживая для доказательства цитаты из Священного Писания, хотя куда от этого денешься! Но посмотрите, кто мудрей - зелёный сосунок или облечённый сединами, которому уже не по нутру объедаться, упиваться, совокупляться, сюсюкать, смеяться, наслаждаться, восхищаться, витать в маниловских мечтах! ПИРЫ УСТРАИВАЮТСЯ ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ, И ВИНО ВЕСЕЛИТ ЖИЗНЬ; А ЗА ВСЕ ОТВЕЧАЕТ(седое) СЕРЕБРО(Екклесиаст 10:19). Итак, ответ всегда посерьёзней, профессиональней вопроса, как и одаривающий против выпрашивающего — это элементарно. Когда голос жениха и невесты журчит в душе, тогда не постятся и не печалятся(Матфей 9:15).

Пятясь, пчела выбирается вон из цветка.
Ошеломленная, прочь из горячих объятий.
О, до чего ж эта жизнь хороша и сладка,
Шелка нежней, бархатистого склона покатей!
Господи, ты раскалил эту жаркую печь
Или сама она так распалилась — неважно,
Что же ты дал нам такую разумную речь,
Или сама рассудительна так и протяжна?
Кажется, память на время отшибло пчеле.
Ориентацию в знойном забыла пространстве.
На лепестке она, как на горячей золе,
Лапками перебирает и топчется в трансе.
Я засмотрелся — и в этом ошибка моя.
Чуть вперевалку, к цветку прижимаясь всем телом,
В желтую гущу вползать, раздвигая края
Радости жгучей, каленьем подернутой белым.
Алая ткань, ни раскаянья здесь, ни стыда.
Сколько ни вытянуть — ни от кого не убудет.
О, неужели однажды придут холода,
Пламя погасят и зной этот чудный остудят?
(Александр Кушнер)

  Но апостол Павел вечерю, когда пьют кровь и едят плоть жениха, друга, партнёра назвал не лучшим, а худшим жизненным балансом(1 коринфянам 11:17). Хорошо ли превращать ближнего в жрачку, хавку, еду и едьбу? Пророк Исайя тоже возмущён таким состоянием души: ГОРЕ ВАМ, ПРИБАВЛЯЮЩИЕ ДОМ К ДОМУ, ПРИСОЕДИНЯЮЩИЕ ПОЛЕ К ПОЛЮ, ТАК ЧТО [ДРУГИМ] НЕ ОСТАЕТСЯ МЕСТА, КАК БУДТО ВЫ ОДНИ ПОСЕЛЕНЫ НА ЗЕМЛЕ(Исайя 5:8).  ГОРЕ ТЕМ, КОТОРЫЕ С РАННЕГО УТРА ИЩУТ СИКЕРЫ И ДО ПОЗДНЕГО ВЕЧЕРА РАЗГОРЯЧАЮТ СЕБЯ ВИНОМ; И ЦИТРА И ГУСЛИ, ТИМПАН И СВИРЕЛЬ И ВИНО НА ПИРШЕСТВАХ ИХ; А НА ДЕЛА ГОСПОДА ОНИ НЕ ВЗИРАЮТ И О ДЕЯНИЯХ РУК ЕГО НЕ ПОМЫШЛЯЮТ(Исайя 5:11-12). Псалмопевец Давид совсем ужас наводит на любителей дармовщины:  ДА БУДЕТ ТРАПЕЗА ИХ СЕТЬЮ ИМ, И МИРНОЕ ПИРШЕСТВО ИХ — ЗАПАДНЕЮ; ДА ПОМРАЧАТСЯ ГЛАЗА ИХ, ЧТОБ ИМ НЕ ВИДЕТЬ, И ЧРЕСЛА ИХ РАССЛАБЬ НАВСЕГДА; ИЗЛЕЙ НА НИХ ЯРОСТЬ ТВОЮ, И ПЛАМЕНЬ ГНЕВА ТВОЕГО ДА ОБЫМЕТ ИХ; ЖИЛИЩЕ ИХ ДА БУДЕТ ПУСТО, И В ШАТРАХ ИХ ДА НЕ БУДЕТ ЖИВУЩИХ, ИБО, КОГО ТЫ ПОРАЗИЛ, ОНИ [ЕЩЕ] ПРЕСЛЕДУЮТ, И СТРАДАНИЯ УЯЗВЛЕННЫХ ТОБОЮ УМНОЖАЮТ. ПРИЛОЖИ БЕЗЗАКОНИЕ К БЕЗЗАКОНИЮ ИХ, И ДА НЕ ВОЙДУТ ОНИ В ПРАВДУ ТВОЮ; ДА ИЗГЛАДЯТСЯ ОНИ ИЗ КНИГИ ЖИВЫХ И С ПРАВЕДНИКАМИ ДА НЕ НАПИШУТСЯ(Псалтирь 68:23-29).
   Церковь как будто бы прислушалась к апостолу Павлу, и обильные общинные столы с вечерей, на которых шустрые объедают припоздавших и нерасторопных, заменила на справедливый и равный для всех причащающихся кусочек хлеба и глоток вина. Но принцип-то отыметь друг друга в христианском мире остался! КОГДА ТЫ ИДЕШЬ С СОПЕРНИКОМ СВОИМ К НАЧАЛЬСТВУ, ТО НА ДОРОГЕ ПОСТАРАЙСЯ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ НЕГО, ЧТОБЫ ОН НЕ ПРИВЕЛ ТЕБЯ К СУДЬЕ, А СУДЬЯ НЕ ОТДАЛ ТЕБЯ ИСТЯЗАТЕЛЮ, А ИСТЯЗАТЕЛЬ НЕ ВВЕРГ ТЕБЯ В ТЕМНИЦУ(Лука 12:58), - для этого и существует пост! Не вру! Так написано у пророка:  ВОТ ПОСТ, КОТОРЫЙ Я ИЗБРАЛ: РАЗРЕШИ ОКОВЫ НЕПРАВДЫ, РАЗВЯЖИ УЗЫ ЯРМА, И УГНЕТЕННЫХ ОТПУСТИ НА СВОБОДУ, И РАСТОРГНИ ВСЯКОЕ ЯРМО(Исайя 58:6), и так далее до конца главы. И мудрый Соломон примерно то же заявляет: не нужен соперник, спутник, поручитель, сожитель, иждивенец, нахлебник: ПОЙДИ К МУРАВЬЮ, ЛЕНИВЕЦ, ПОСМОТРИ НА ДЕЙСТВИЯ ЕГО, И БУДЬ МУДРЫМ. НЕТ У НЕГО НИ НАЧАЛЬНИКА, НИ ПРИСТАВНИКА, НИ ПОВЕЛИТЕЛЯ; НО ОН ЗАГОТОВЛЯЕТ ЛЕТОМ ХЛЕБ СВОЙ, СОБИРАЕТ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ ПИЩУ СВОЮ. ДОКОЛЕ ТЫ, ЛЕНИВЕЦ, БУДЕШЬ СПАТЬ? КОГДА ТЫ ВСТАНЕШЬ ОТ СНА ТВОЕГО? (Притчи 6:1-9) Опять слово «встанешь» - с колен ли, с дрёмы, беспечности?! Действительно, в молодости нужен друг, напарник, надсмотрщик, наставник, - это как бы недостающая твоя половина, с которой ты сочетаешься.

Знай, природа, что миру твой сватает разум, -
Должна сорок лет ожидать. Денег раньше не сыщет она.
Все же за сорок лет, чтобы стать пред желанным порогом
Много денег она разбросает по многим дорогам.
Ныне друга зови. Заклинанья иные забудь.
Сорок лет подойдет, и тогда лишь всезнающим будь.
Руки сердца простри и гляди с ожиданием в дали,
Пусть разделит печаль, тот кто будет опорой в печали.
Не грусти! Вот и друг; он твою разделяет печаль,
Грусти шею сверни. Вместе с другом к отрадам причаль.  
Распростертый в печали, подобный томленью недуга,
Помощь добрую сыщешь ты в помощи друга.
Если дружат друзья так, что будто бы дышат одним,
Сто печалей умчась, никогда не воротятся к ним.
Только первое утро забрезжит мерцающим светом,
Крикнет утро второе и звезды погасит при этом.
Знаем, первое утро не будет предшествовать дню,
Если дружба второго его не поможет огню.
Коль один ты не справишься с трудностью трудного дела,
Тотчас друга зови, чтобы дружба о нем порадела.
Хоть не каждый наш город богат, как блистательный Хар, -
Каждый найденный друг - небесами ниспосланный дар.
(Низами Гянджави, Сокровищница тайн).

   Мудрейший Низами, автор пятерицы поэм, которую я приравниваю к пятикнижию Моисея, даже называет время, когда друг оказывается излишним — сорок лет, тогда только ты в состоянии говорить слово правды, не зацикливаясь на консенсусе   диалогов, дебатов, охриплых споров и прочих бла-бла. Впрочем, сорок — это не только возраст, а вообще сакральное число. Оно исходит из сердцевины жизненного срока, который Моисей определил как 70-80 лет(Псалтирь 89:10). Но в священной седмине, оно фигурирует как полседмина, в которой прекращается жертва и приношение(Даниил 9:27). То есть ты становишься свободен от своей нецельности и зависимости. Ведь и сатана отстал от Христа со своими  императивами и соблазнами(Матфей 4:1-11), когда  Христос достиг этого числа — сорока дней поста. Сорок лет иудеи роптали в пустыне, и только с истечением этого срока были допущены в обещанную землю, текущую молоком и мёдом. Сорок лет они собирали небесную манну, а ведь так иносказательно называется пост, и он оставшихся, избежавших наказания смертью, смирил, облагодушил. Да, библейский пост — шесть дней собирай духовность, ничего не ешь, а в седьмой день отдых, можно побаловать плоть. КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ
СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30) — вот какое важное заявление о посте в противовес вожделения изюминки и клубнички. И ещё один важный тезис о посте: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ СВОЕМУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СОБИРАЮТ СМОКВ С ТЕРНОВНИКА И НЕ СНИМАЮТ
ВИНОГРАДА С КУСТАРНИКА(Лука 6:44). Разъяснение по этому поводу преподносит Давид:  ВОТ, ТЫ ДАЛ МНЕ ДНИ, [КАК] ПЯДИ, И ВЕК МОЙ КАК НИЧТО ПРЕД ТОБОЮ. ПОДЛИННО, СОВЕРШЕННАЯ СУЕТА - ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК ЖИВУЩИЙ(Псалтирь 38:6). Пяди — это пятерни, ладони, шуя и десница. Точно также в семеричном исчислении полседмина — шуя, а седмина — десница. Или в данном случае, тридцать пять-сорок седмин — левая рука, а семьдесят-восемьдесят седмин — правая. И Христос ориентирует нас на правую руку: до седмижды семидесяти раз требуется прощать грешника (Матфей 18:22), - так иносказательно открывает Он секрет собирания небесного хлеба для избранных.  НЕ ТАК, КАК ОТЦЫ ВАШИ ЕЛИ МАННУ И УМЕРЛИ: ЯДУЩИЙ ХЛЕБ СЕЙ ЖИТЬ БУДЕТ ВОВЕК(Иоанн 6:58). На неполноценность синайской небесной манны указывает и мясо перепелов, которое падало с неба вместе с манной. А что такое мясо по Библии? После потопа оно разрешается в пищу, но аттестуется как зелень травная, пища зверья и скота(Бытие 1:30), совершенная же пища — плод, сеющий семя(Бытие 1:29). Христос как бы привязывается к семидесяти седминам пророка Даниила, которые гарантируют заглаживание беззакония, по сути любовь Божию, помазание Духом Святым и вход во Святилище, в центр Сфероса. То есть возлюбить Бога всем сердцем, всем умом, всею душою, всей крепостью и ближнего, как самого себя, возможно только к концу жизни,  вот и называет Давид человека живущего суетой. БОГАТСТВОМ СВОИМ ЧЕЛОВЕК ВЫКУПАЕТ ЖИЗНЬ, А БЕДНЫЙ И УГРОЗЫ НЕ СЛЫШИТ(Притчи 13:8) — о каком богатстве тут речь? Как тут не вспомнить хит Вахтанга Кикабидзе:

Шепчу спасибо я годам
И пью их горькое лекарство.
И ни кому их не отдам,
Мои года - мое богатство.

Впрочем, вместо жизненных годов для    разнообразия  притчевой символики поста можно  послать по земле семьдесят учеников(вот они, прекрасные ноги благовестников, благовествующих источник жизни, удаляющий от сетей смерти!) — бесы повинуются, сатана спал с неба, как молния, и имена избранных записаны в книге жизни. А что было, когда ученики не постились, когда не могли изгнать бесов? - О РОД НЕВЕРНЫЙ И РАЗВРАЩЁННЫЙ!(Матфей 17:17) Действительно, кто не собирает, тот расточает. Или другими словами: КТО НЕ ИМЕЕТ, У ТОГО ОТНИМЕТСЯ И ТО, ЧТО ИМЕЕТ(Матфей 13:12).
   Для восстановления небесного Иерусалима, из которого мы, возможно, выпали прегрешением Адама  или даже по  другой объективной причине, пророк Даниил закрутил спираль восхождения в него собиранием небесного хлеба: седмина, семь седмин, семьдесят седмин — древо, а по сути отжившее бревно, которое нужно вытащить из глаза(Матфей 7:4-5), чтобы он стал видящим, светильником. Ведь что познано, становится трупом, бревном, будыльём. Седмины эти олицетворяют Ветхий, Новый и Вечный завет или по другой терминологии — Отец, Сын и Дух Святой. Евангелие от Иоанна указывает на Слово(Иоанн 1:1-5) в начале Библии, которое было у Бога и было Бог, и через Него произошла жизнь — это седмина творения. Бог, уже не виртуальный, не Логос, и до сих пор творит, производит жизнь, но никто не видел спиралей больше двух, трёх, четырёх витков. Потому что они кольцуются, нагнетаются, утрясаются, переполняются в седмину, в центр Сфероса(Лука 6:38), как и в срезе ствола дерева, как и в слоях земного шара, как и в притоках реки, и она же, седмина — семя. Поэтому Даниил завет в семьдесят седмин называет просто седминой(Даниил 9:27). Апостол Павел, адепт и участник Нового Завета, воскресение Христа с мёртвого дерева, с креста, на котором распяты грехи восхождения, что по сути опять же возрождённое семя, седмина, называет Вечным Заветом(Евреям 13:20). В Евангелии написано: МНОГИЕ ПРОРОКИ И ЦАРИ ЖЕЛАЛИ ВИДЕТЬ, ЧТО ВЫ ВИДИТЕ, И НЕ ВИДЕЛИ, И СЛЫШАТЬ, ЧТО ВЫ СЛЫШИТЕ, И НЕ СЛЫШАЛИ(Лука 10:24). Евангелию вторит апостол Павел, перечисляя ветхозаветных патриархов и подвижников: ВСЕ СИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ В ВЕРЕ, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО. ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, ДАБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ СОВЕРШЕНСТВА(Евреям 11:39-40). Да, о светской науке и технике много можно сказать похвалы, но христианство благодаря внедрившимся в него корыстным лжеучителям обросло мохом. Апостол Павел на этом фоне видится как последний баобаб, все же другие, называвшие учителями и отцами не Бога, начали строить обзорную башню и не могли окончить(Лука 14:28-30).  ТРУД ГЛУПОГО УТОМЛЯЕТ ЕГО, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТ [ДАЖЕ] ДОРОГИ В ГОРОД(Екклесиаст 10:15). Патриарх иудаизма, христианства и ислама Авраам ОЖИДАЛ ГОРОДА, ИМЕЮЩЕГО ОСНОВАНИЕ, КОТОРОГО ХУДОЖНИК И СТРОИТЕЛЬ БОГ(Евреям 11:10,16), - было бы скверно, если мы, последние члены, конечности, ноги по глупости и лености не довели его до Небесного Иерусалима. Хорошо, если величие Авраама успел подстраховать апостол Павел и его воспитанники.
   Странно, что покаяние и крещение в христианстве стало единственными показателями этого религиозного статуса. Все другие фазы восхождения к Богу, например, преображение, вознесение, пасха, пятидесятница стали лишь отмечать, праздновать, как день шахтёра или воздушного флота. Крещёных младенцев бабушки ещё затаскают в церковь, но как только у них начинается половое созревание и приверженность к онанизму, они до старости исчезают из церкви.
   Между тем Христос по отшествии своём завещал после покаяния и прощения оставаться ученикам в городе Иерусалиме, то бишь в церкви, и ждать облечения силами свыше. Чего же ожидать, когда на примере семидесяти всё уже свершилось?!
   Дело в том, что Евангелие, как и всякое Священное Писание, это поток то усиливающегося, то ослабевающего дождя, и вода одна и та же  на жаждущие её растения и на равнодушную сухую землю. Это можно сравнить с нашествием тополиного пуха или бесчисленных парашютиков одуванчика, расположившихся в самых непотребных для произрастания местах. Или поэт нагнетает и нагнетает образы, и мы заворожены их обилием, но это одно и то же, - такова расточительная природа. Короче, сеятель сеет, а семя куда хочет, туда и падает(Лука 8:5-15). Семя — это только залог( 2 коринфянам 1:22; 5:5; Ефесянам 1:14; 2 Тимофею 1:12,14). Итоги подбиваются на жатве:  ЖНУЩИЙ ПОЛУЧАЕТ НАГРАДУ И СОБИРАЕТ ПЛОД В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, ТАК ЧТО И СЕЮЩИЙ И ЖНУЩИЙ ВМЕСТЕ РАДОВАТЬСЯ БУДУТ(Иоанн 4:36). Апостол Павел подвизался в посланиях своих раскрыть тайну Христа и упорядочить её.
   Баптисты да и  другие христиане отсутствие у них многих даров Святого Духа считают их не превосходящими любовь, как то и пишет апостол Павел(1 коринфянам 12:31; 13:13), а уж любовь якобы у них есть наверняка. Скажу коротко: как можно сравнить любовь Ромео и Джульетты или Меджнуна к Лейли с видимостью любви артистов, исполняющих эти роли на подмостках театра или экране! Манерность и натянутость, она видна издалека, и профессионализм лицедея в том, хуже и или лучше ты играешь роль влюблённого. Но ведь с трибуны, с церковной кафедры проповедник для назидания в любви говорит слово Божие! Да, не больше, не меньше, но таким же словом владеет царь, поэт, даже ремесленник руководствуется своими желаниями, посланными с неба и исполнением их, хотя, может  быть, это ему и невдомёк. Кроме Бога с Его эманацией, судя по Сферосу, с Единством и рассыпавшимся множеством ничего-то и нет!(Евреям 13:21; Римлянам 9:16-21; 1 фессалоникийцам 4:8).
Дары Духа Святого, перечисленные Павлом(1 коринфянам 12) — это только предпосылки к любви. Любовь-то, конечно, есть у каждого существа, но не до такой степени, чтобы в ней были явны дары. Эмпедокловский Сферос  - у Павла это  спираль с тремя витками: вера, надежда и любовь, причём, достигаемая терпением любовь находится в центре спирали. Если вера даётся Богом как задаток, залог, аванс, то надежда — это дела, подготавливающие любовь, надежда и дело — однокоренные слова, в украинском языке это чётко просматривается: надiя и дiянння. Если вера — изменчивые и непостоянные языки пламени, то надежда приближена к сердцевине, потому и наработки её ярче, ощутимей, но это ещё не видящий глаз и слышащее ухо.
СВЕТИЛЬНИК ТЕЛА ЕСТЬ ОКО; ИТАК, ЕСЛИ ОКО ТВОЕ БУДЕТ
ЧИСТО, ТО И ВСЕ ТЕЛО ТВОЕ БУДЕТ СВЕТЛО; А ЕСЛИ ОНО БУДЕТ ХУДО, ТО И ТЕЛО ТВОЕ БУДЕТ ТЕМНО(Лука 11:34). Любовь — это свет, ясность.  Где свет,  свечки и фонарики не нужны, проблески и начатки света исчезают, потому  нет нужды в  пророчествах, где всё видно, и нет нужды в исцелениях, изгнаниях бесов, где нет болезней и бесов. Как точно выразил Соломон соотношение надежды и любви в Сферосе: НАДЕЖДА, ДОЛГО НЕ СБЫВАЮЩАЯСЯ, ТОМИТ СЕРДЦЕ, А ИСПОЛНИВШЕЕСЯ ЖЕЛАНИЕ — ДРЕВО ЖИЗНИ(Притчи 13:12). Надо  бы ещё отметить, что всякое дерево, которое не древо жизни, это запрещённое для Адама древо познания добра и зла. На нём теперь копошатся ниспавшие адамы и евы в борьбе за справедливость, но любовь выше справедливости. Да, ОСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ДОМ ВАШ ПУСТ. СКАЗЫВАЮ ЖЕ ВАМ. ЧТО ВЫ НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ, ПОКА НЕ ПРИДЁТ ВРЕМЯ, КОГДА СКАЖЕТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!(Лука 13:35) И для того, чтобы пришла Полнота Любви в лице Христа, а не крохи её в виде аванса,  ТЕРПЕНИЕ НУЖНО ВАМ, ЧТОБЫ, ИСПОЛНИВ ВОЛЮ БОЖИЮ, ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОЕ, И ГРЯДУЩИЙ ПРИДЁТ И НЕ УМЕДЛИТ(Евреям 10:36-37). Может, здесь сказано об апокалиптическом  втором пришествии, которое благоговейно ждут сегодняшние христиане когда-некогда-когда?  Прежде всего здесь сказано о насобирании верующими поста в семьдесят седмин, который одновременно становится ГРЯДУЩЕЙ утрясённой и неколебимой седминой, исполненным заветом(Евреям 12:26-27): ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЕСТЬ НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТОЯЩИХ ЗДЕСЬ, КОТОРЫЕ НЕ ВКУСЯТ СМЕРТИ, КАК УЖЕ УВИДЯТ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ГРЯДУЩЕГО В ЦАРСТВИИ СВОЕМ(Матфей 16:28). И ещё подобные слова: ПРИДЕТ ГОСПОДЬ, КОТОРЫЙ И ОСВЕТИТ СКРЫТОЕ ВО МРАКЕ И ОБНАРУЖИТ СЕРДЕЧНЫЕ НАМЕРЕНИЯ, И ТОГДА КАЖДОМУ БУДЕТ ПОХВАЛА ОТ БОГА(1 коринфянам 4:5); ГРЯДУ СКОРО, И ВОЗМЕЗДИЕ МОЁ СО МНОЮ, ЧТОБЫ ВОЗДАТЬ КАЖДОМУ ПО ДЕЛАМ ЕГО(Откровение 22:12). Каковы же дела? Это разброс, охват, диапазон христианского домостроительства в семидесяти седминах, те или иные собранные мехи поста, строительный материал, который апостол Павел иносказательно нарекает сеном, соломой, деревом, драгоценными камнями, серебром, золотом(1 коринфянам 3:12). Чьё дело в светоносном Сферосе устоит, тот получит награду, чьё сгорит, тот потерпит урон. Об усердии домостроительства Павлом написана 8-ая глава 2-го послания коринфянам, которая нынешними буквенными христианами воспринимается как сбор денежных средств для Иерусалимской церкви. Нет и нет, иносказательно здесь описывается собирание небесной манны для домостроительства Иерусалимского Святилища! Даже ссылка даётся на принципы собирания небесной пищи из Исхода:  КТО СОБРАЛ МНОГО, НЕ ИМЕЛ ЛИШНЕГО; И КТО МАЛО, НЕ ИМЕЛ НЕДОСТАТКА(2 коринфянам 8:15; Исход 16:8). По- обывательски это можно сказать ещё короче: по доходам и расходы. Но апостол  комментирует эти загадочные слова, ссылаясь уже на тайны Царствия Небесного, притчево высказанные Христом(Матфей 13:11-12):  ИБО ЕСЛИ ЕСТЬ УСЕРДИЕ, ТО ОНО ПРИНИМАЕТСЯ СМОТРЯ ПО ТОМУ, КТО ЧТО ИМЕЕТ, А НЕ ПО ТОМУ, ЧЕГО НЕ ИМЕЕТ. НЕ [ТРЕБУЕТСЯ], ЧТОБЫ ДРУГИМ [БЫЛО] ОБЛЕГЧЕНИЕ, А ВАМ ТЯЖЕСТЬ, НО ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ. НЫНЕ ВАШ ИЗБЫТОК В [ВОСПОЛНЕНИЕ] ИХ НЕДОСТАТКА; А ПОСЛЕ ИХ ИЗБЫТОК В [ВОСПОЛНЕНИЕ] ВАШЕГО НЕДОСТАТКА, ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ(2 коринфянам 8:12-14). То есть грекам, которые в хвосте церковного тела, Павел  предлагает насобирать духовность для головы, а иерусалимская голова, которая теперь вынуждена плестись в хвосте, должна тоже проявить усердие, чтобы обрести свой новый главенствующий  статус. Так взаимозаменяясь, церковное тело обновляется и возрастает в благодати и познании Бога. Да это вообше всеобщий принцип кружения, явленный астрологией: ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ УМАЛИЛО ЗЕМЛЮ ЗАВУЛОНОВУ И ЗЕМЛЮ НЕФФАЛИМОВУ; НО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ
ВОЗВЕЛИЧИТ ПРИМОРСКИЙ ПУТЬ, ЗАИОРДАНСКУЮ СТРАНУ, ГАЛИЛЕЮ ЯЗЫЧЕСКУЮ(Исайя 9:1; Матфей 4:15-16).
   Но почему Павел, как я уже говорил, накрученный до степени баобаба в постах и смертельно-жертвенных обстоятельствах(2 коринфянам 11:18-30) и умоляющий подражать ему в изнурениях до немощи, вдруг заявляет, что аскетизм по сравнению с благодатью  ТОЛЬКО ВИД МУДРОСТИ В САМОВОЛЬНОМ СЛУЖЕНИИ, СМИРЕННОМУДРИИ И ИЗНУРЕНИИ ТЕЛА, В НЕКОТОРОМ НЕБРЕЖЕНИИ О НАСЫЩЕНИИ ПЛОТИ?(Колосянам 2:23). Но это просто объясняется. У Соломона же как сказано: ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ ПОД НЕБОМ(Екклесиаст 3:1-8), - опять же принцип кружения. Зачем  немощному в разуме дитю печали, скорби, воздержания, ограничения, когда сам Павел ищет достичь немощи и безумия, потому что для для верного это цель, поставленная Христом:
КТО НЕ ПРИМЕТ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, КАК ДИТЯ, ТОТ НЕ ВОЙДЕТ В НЕГО(Марк 10:15; Матфей 18:1-5; Лука 9:46-48).

У старых елок в вышине есть елочки-малышки:
У той подросток, а у той задорное дитя.
И ветки вздернуты у них, и шишки словно вспышки,
И хвоя свежая на них колышется, блестя.
Когда меня приводят к ним березки и аллеи,
Когда от ржавых старых лап я отрываю взгляд,
То на вершины я гляжу и сердцу веселее:
Ведь там беспечный хоровод и вечный детский сад.
(Валентин Берестов).

Так что в церковном теле наряду с умудрённой фарисейкой-головой глупость в виде наивных хвостиков обязательно должна присутствовать! Как сказано в Евангелии? - БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ(Матфей 5:3; Лука 6:20). Так что КТО ЕСТ(не постится), НЕ УНИЧИЖАЙ ТОГО, КТО НЕ ЕСТ(поститься); И КТО НЕ ЕСТ(постится), НЕ
ОСУЖДАЙ ТОГО, КТО ЕСТ(не постится), ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРИНЯЛ ЕГО(Римлянам 14:3). И я, как и все свидетельствующие, обращаю внимание не на то, что в современной церкви посты слабоваты, а на то что руководство церкви погрязло в  элитарном гедонизме, преуспеянии и роскоши. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле — эта народная мудрость годится для всякого здорового организма. Это прямо-таки образец для нордической расы, где голове присуща трезвость и бесстрастие, а ноги надо хорошо обувать, чтобы не приключилась простуда и всякий геморрой. А вот в южном жарком климате организм хотя  здоровый и темпераментный, но голова у него агрессивная и ленивая к мысли. То есть всё должно соответствовать качеству первоэлементов. Вот, например, только благодаря холоду или теплу происходит зачатие в очищенном (после менструаций) женском лоне девочкой или мальчиком.

Надвое членов природа разорвана: часть из мужчины...
Брачные узы чрез очи связующий следует Пофос...
В чистое место вливается: с холодом там повстречавшись,
В образе жён выникает...
В более тёплых частях самец зарождается в чреве:
Вот почему все мужчины смуглее и мужеством краше
И волосатее жён...

   К сожалению поэмы Эмпедокла сохранились лишь на десятую часть, и обвинять здесь только укоренившееся христианство, уничтожавшее «идолопоклоннические» артефакты, было бы однобоко: всегда последующее судным оком взирает на предшествующее, история и идеолгия всегда пересматривается. В чём же виноваты ревнители христианства, когда сам Христос сказал: ВСЕ, СКОЛЬКО ИХ НИ ПРИХОДИЛО ПРЕДО МНОЮ, СУТЬ
ВОРЫ И РАЗБОЙНИКИ; НО ОВЦЫ НЕ ПОСЛУШАЛИ ИХ!(Иоанн 10:8). По нынешним научным понятия пол зачавшегося организма зависит от того, какой сперматозоид, с икс или игрек хромосомой встретится с женской яйцеклеткой, но как помочь в ту или иную сторону, наука в недоумении.  По существу это войнушка противоположных начал — инь и ян. И если вы хотите следовать мудрому Эмпедоклу, не доводите женщину при коитусе до кипения, до экстаза, до оргазма, ибо женское кипение — наивысшая форма холода, пусть она будет пассивной, тогда возобладает игрек, мальчик. В противном случае победа будет за иксом, женским началом. Ведь любовь соединяет противоположные, соответствующие потенциалы, тогда как вражда разделяет таковых, а кучкует по однородности: воду с водой, огонь с огнём, воздух с воздухом, землю с землёй, женщину с женщиной, мужчину с мужчиной. Особенно это проявляется  на краях Сфероса, где явная бесовщина — в тюрьмах, в наркозависимых и деидеологизированных сообществах, при половой распущенности и раскрепощённости. Также запад, та же Европа, в противоположность востоку, ядру Сфероса, грешит этой особенностью гомосексуализма. Да и фактически вся земля вовсе не рай: всегда чувствуешь перегородку, завесу между противоположностями — между богатым и бедным,  между мудрым и глупым, между начальником и подчинённым. Поэтому Христос, внимая удручённости учеников такой дисгармонией, указывает на три восходящие образца покоя в самом себе — родившегося евнухом, то есть единым, мужедевой; сделавшегося евнухом от людей,  волшебством или кастрацией; и, наконец, самодельного, самопального евнуха, по своей воле выстругавшего себя для Царства Небесного(Матфей 19:12). И в сектантской истории России находились такие поборники, оскоплявшие себя сами. Но заключительная фраза означенного стиха КТО МОЖЕТ ВМЕСТИТЬ, ДА ВМЕСТИТ, предполагает другой вариант — совмещение противоположностей посредством поста.
   Древний пророк Исайя, как и Эмпедокл, сущее делит на любовь и вражду, в том числе и пост. ВОТ, ВЫ ПОСТИТЕСЬ ДЛЯ ССОР И РАСПРЕЙ И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕРЗКОЮ РУКОЮ БИТЬ ДРУГИХ; ВЫ НЕ ПОСТИТЕСЬ В ЭТО ВРЕМЯ ТАК, ЧТОБЫ ГОЛОС ВАШ БЫЛ УСЛЫШАН НА ВЫСОТЕ(Исайя 58:4). Высота — это опять же те семьдесят-восемьдесят лет — срок человеческой жизни, фактически утрясённая, непоколебимая седмина, Святилище с единицей и двойкой в начале. А что такое единица и двойка, как нечет и чёт, как мужчина и женщина вместе. Что женское начало — двойка, свидетельствует русский язык: два и дева, и немецкий: zwei и Weib. Украинский тоже: жинка человеку — дружина, то есть другая сторона человека. К сожалению, ещё каких-то языков я не знаю. Эти противоположные стороны, вереи образуют дверь в Святилище: ДВЕрь, как свидетельствует русский язык — это пространство от единицы до двойки, которое также можно назвать полуторным андрогином, евнухом. Так что когда Христос говорит: Я ДВЕРЬ ОВЦАМ(Иоанн 10:7) и ВХОДЯЩИЙ ДВЕРЬЮ ЕСТЬ ПАСТЫРЬ ОВЦАМ(Иоанн 10:2) — так говорится о всяком основополагающем начале, ядре Сфероса, оплодотворившемся яйце, проростке, роднике и источнике жизни. Сделать себя евнухом для Царства Небесного, значит сделать себя единой и неделимой дверью, неколебимой седминой, в которой нет драматизма неравенства: ВОТ ПОСТ, КОТОРЫЙ Я ИЗБРАЛ: РАЗРЕШИ ОКОВЫ НЕПРАВДЫ, РАЗВЯЖИ УЗЫ ЯРМА, И УГНЕТЕННЫХ ОТПУСТИ НА СВОБОДУ, И РАСТОРГНИ ВСЯКОЕ ЯРМО; РАЗДЕЛИ С ГОЛОДНЫМ ХЛЕБ ТВОЙ, И СКИТАЮЩИХСЯ БЕДНЫХ ВВЕДИ В ДОМ; КОГДА УВИДИШЬ НАГОГО, ОДЕНЬ ЕГО, И ОТ ЕДИНОКРОВНОГО ТВОЕГО НЕ УКРЫВАЙСЯ. ТОГДА ОТКРОЕТСЯ, КАК ЗАРЯ, СВЕТ ТВОЙ, И ИСЦЕЛЕНИЕ ТВОЕ СКОРО ВОЗРАСТЕТ, И ПРАВДА ТВОЯ ПОЙДЕТ ПРЕД ТОБОЮ, И СЛАВА ГОСПОДНЯ БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬ ТЕБЯ(Исайя 58:6-8). Я хочу сказать, что слова — это те же числа, и не надо быть Пифагором, чтобы понять это. То есть первоэлементы, и в знаках,  и словах живут и здравствуют.
   Теперь опять предоставим слово Эмпедоклу:

Ибо доколе средь тяжких пороков мятётесь бездумно,
Душу от скорбей жестоких никак облегчит вы не в силах.
Так происходят из них прорицатели или поэты,
Или врачи или вожди — у людей, населяющих землю.
Те же к богам многочтимым возносятся в новом рожденьи.
Купно с другими бессмертными стол и очаг разделяя,
Скорбей не зная людских, не ведая смерти, ни боли...

Увы, некоторые предшествующие и все последующие стихи этого отрывка из поэмы «Очищений» безнадёжно утрачены. Но я скажу, что названные Эмпедоклом инкарнированные до священного стяга профессионалы — вожди, целители, пророки, поэты, конечно, не все поэты, а только такие величины, как Гомер, Вергилий, библейский Давид, библейский Соломон, Низами, Навои, Руми согласно версии Исайи в жизненном круговороте становятся дверьми и восстановителями основ потерявшихся в грехах поколений, восстановителями развалин(Исайя 58:11-12). Впрочем и незначительные поэты, которые затронули нравственные струны какой-то когорты людей и обратили их к любви, тоже создадут себе некий маленький базок, хлевок, особнячок. Ведь как написано в Коране: НЕТ ЖИВОТНОГО НА ЗЕМЛЕ И ПТИЦЫ, ЛЕТАЮЩЕЙ НА КРЫЛЬЯХ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ БЫ ОБЩИНАМИ, ПОДОБНЫМИ ВАМ. МЫ НЕ УПУСТИЛИ В КНИГЕ НИЧЕГО, ПОТОМ К ВАШЕМУ ГОСПОДУ ОНИ БУДУТ СОБРАНЫ(Коран 6:38, перевод Крачковского). Но чтобы собраться членам в одно тело, необходимы голова или сердце, а уж потом прирастает всё остальное.

Смутны чувства мои. Я один. Отправляюсь я в путь.
Мне чужбина горька; одиночеством сдавлена грудь.
Мне неясен мой путь, где-то нужная скрылась дорога.
Возвращенья мне нет, и благого не вижу порога.
И в священном пути застывала от ужаса кровь,
Но, как зоркий начальник, поводья схватила любовь.
Стукнул в дверь. Услыхал: «Кто пришел в этот час неурочный?» —
«Человек. Отопри! Я любовью ведом непорочной».
Те, что шли впереди, отстранили завесу. Они
Отстранили мой облик. Все внешнее было в тени.
И затем из большого, в богатом убранстве, чертога
Раздалось: «Низами, ты пришел! Что же ждешь у порога?»
Я был избран из многих. Мне дверь растворили, и вот
Голос молвил: «Войди!» Миновал я разубранный вход.
Был я в свете лампад, был я в блеске большого покоя.
Глаз дурной да не тронет сиянье такого покоя!
Семь халифов блистали под ярким лампадным огнем,
Словно семь повестей, заключенных в сказанье одном.
Царство больше небес! Царство властного мощного шаха!
Как богат дивный прах — подчиненный столь дивного праха!
Вот в селенье дыханья — вдыханье. На царственный трон
Царь полудня воссел: управлял всеми властными он.                 (сердце)
Красный всадник пред ним ожидал приказанья, а следом          (лёгкие)
Прибыл в светлой кабе некий воин, готовый к победам.             (печень)
Горевал некий отрок, разведчик, пред царственным стоя,           (жёлчь)
Ниже черный стоял, пожиратель любого отстоя.                          (желудок)
Был тут мастер засады, умело державший аркан,                         (кишечник)
И, в броне серебра, чей-то бронзовый виделся стан.                    (почки)
Были мошками все. Быть свечой только сердцу дано.
Все рассеяны были, но собранным было оно.
И свой отдал поклон я владыке прекрасному — сердцу.
Душу отдал свою я султану всевластному — сердцу.
Взял я знамя воителей жаркого сердца, и лик
Я от мира отвел: новый мир предо мною возник.
И сказало мне сердце: «Ты сердце обязан прославить.
Дух твой, птицам подобный, гнездо свое должен оставить.
Я — огонь. Все иное считай только дымом и сном.
Соль во мне лишь. Нету соли во всем остальном.
(Низами, Сокровищница тайн)

   Я привёл откровение поэта, суфия, мистика, как формируется пред Богом, во внутренних покоях Святилища его, Низами, тело. Оно утучняется за счёт его почитателей, учеников, последователей. Создание с реинкарнированным сердцем за счёт шестерней и связей нового организма — для них спасение, а для Низами — честь и слава. Вот как скликает к сердцу органы тела Низами, будучи в услужении им, как и Христос, называя их выше себя — государями:

Этот времени бег, истерзавший тебя, побеждай,
Камнем склянку разбей, где кровавые слезы по край.
Побивай ты каменьем игрушку багряного цвета!
Зачеркни, чтоб и буква исчезла злосчастная эта!
Ту свинцовую крепость своим сокруши кулаком,
На коня хутталянского смело усядься верхом.
Чтобы небо на горнем девятишатровом мимбаре
Прочитало хутбу о тебе, государь государей.
Бросить на поле знамя — поистине дело твое.
А поднять это знамя — поистине дело мое.
Я как ангел взнесен, хоть во мне и земная природа,
Я сраженье веду на другой стороне небосвода.
Выше, нежель мой рост, непреложная ценность моя.
Вне окружности мира вращаюсь в кругах бытия.
Не вода я, но в море я волн устрашаю громады,
Не сова, но в земле я умею отыскивать клады.
С небом сходствую я, на сокровища ставлю пяту,
Неизбежно взошел на огромную я высоту.
(Низами, Сокровищница тайн)

   Но разве Александр Матросов не стал сердцем спасённого от уничтожения батальона, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота! Ведь Евангелие ему в таком домостроительстве  не отказывает: НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУЗЕЙ СВОИХ(Иоанн 15:13). Хотя Христос сказал, что на небесах не женятся и не выходят замуж, всё же брачный чертог существует — это единство, сформированное из множества.
   А вот эпизод из жизни Сократа, который знал, что только правдой он сформирует на небе брачный чертог из своих последователей, обманом небесная мечта бы расстроилась. И опять в Евангелии этому подтверждение: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЧТО ВЫ СВЯЖЕТЕ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ СВЯЗАНО НА НЕБЕ; И ЧТО РАЗРЕШИТЕ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ РАЗРЕШЕНО НА НЕБЕ(Матфей 18:18).

В кругу друзей, учеников
Сидел Сократ приговорённый
И кубок смерти беззаконной
Спокойно выпить был готов.
Тогда, не вытерпев, рыдая,
Пред ним склонился Кретиас...
Колени старца обнимая,
Он говорил: «Живи для нас!
Ещё не поздно... Кони близко...
Бежим! Я стражу подкупил».
Но сын великий Софрониска
Ему с упрёком возразил:
«Иль я не воин. Меч носивший
И победивший в оны дни?
На снег, мой волос убеливший,
На сеть морщин моих взгляни.
Когда бы я, мольбам послушный.
В бою последнем отступил,
И друг и недруг бы решил:
Он был обманщик малодушный!
Так вот любили вы кого,
Законом вам чьё было мненье;
Так вот хвалёный ум его
И к смерти гордое презренье!..
Когда ж не дрогну сердцем я,
Знай, честный пыл моих учений,
Моя вражда, любовь моя
Достигнет дальних поколений.
Глупец! И это ль я отдам
За лишних две иль три минуты?..»
Сказал — и страшный яд цикуты
Поднёс к бестрепетным устам
(П.Ф.Якубович, Сократ)

А Эмпедокл? Целитель, поэт, а может, и пророк, судя по его чудесным качествам, разве он не может собрать в качестве сердца сакральное тело на небе!

Если, в мои поучения твердым уверовав сердцем,
Чистою мыслию станешь ты их созерцать благосклонно,
То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой.
Множество также других обретешь из них ценных стяжаний,
Ибо они вытекают одно из другого согласно
С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,
В чем бесконечных скорбей и забот притупляющих бездна, —
Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
К милому лону, родившему их, воротиться желая.
Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.
Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют;
Только тебе одному и открыть это все собираюсь.
Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;
Если ж захочешь — обратное вновь их воздвигнешь дыханье.
Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,
В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень —
Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида!
(Эмпедокл)

В нынешней христианской традиции — явное презрение ко всему языческому. Сегодня Эмпедокл у церковников считается за колдуна. Да ещё самоубийственная смерть вызывает подозрение в нечистоте. Но ведь и Христа многие считали вельзевулом. Народ, - это одолеваемая то центростремительными то центробежными энергиями толпа. Эмпедокла, как и Христа, эта безумная стихия  обожествляла, а в конце выразилась негодованием, гневом. Поэту из-за таких противоречий пришлось  уединиться на Этне и даже принять смерть в огнедышащем кратере вулкана.  ПОТОМУ ЛЮБИТ МЕНЯ ОТЕЦ, ЧТО Я ОТДАЮ ЖИЗНЬ МОЮ, ЧТОБЫ ОПЯТЬ ПРИНЯТЬ ЕЕ. НИКТО НЕ ОТНИМАЕТ ЕЕ У МЕНЯ, НО Я САМ ОТДАЮ ЕЕ. ИМЕЮ ВЛАСТЬ ОТДАТЬ ЕЕ И ВЛАСТЬ ИМЕЮ ОПЯТЬ ПРИНЯТЬ ЕЕ (Иоанн10:17,18). Конечно, я не могу особо вникать в туманную фигуру Эмпедокла, но если кто хочет подробнее ознакомиться с его мифологическим мировоззрением, почитайте в интернете немецкого поэта-пантеиста Фридриха Гёльдерлина(1770-1843) — он обожествлял учение Эмпедокла и старался подражать ему. Моя же миссия - на приведённых примерах обобщить образ Христа, что это не только конкретное лицо, родившееся в еврейской семье, но гораздо более, как и представляет его Библия — Отрасль, Сын, Свет, родник, источник воды живой,  утренняя звезда Венера(2 Петра 1: 19;  Откровение 2: 28; 22:16),  то есть цикл, периодика, жизнь, путь и круговорот.
   А если бы не всеобщая периодика, зачем бы божественной поэзии помещать Его ожидания даже в «полях, занесённых снегами, России»?

И скажут:”Он здесь, Он пришел, Он зовет…”
Не верьте – Я все вам сказал наперед.
Придут к вам пророки, придут чудодеи,
Над толпами длани протянут Мессии
В Евфратских песках, на камнях Иудеи,
В полях, занесенных снегами, России;  
И двинется вслед за вождями народ.
Не верьте, Я все вам сказал наперед.            
На улицу кликнут – останьтесь в дому.
“Он здесь, в этом доме!” – ступайте из дома,
Отвергнув соблазна восторг и истому,
Меня не узнать не дано никому .
И если звезда на Востоке взойдет –
Не верьте, Я все вам сказал наперед.
А путь легковерных укажут вам птицы,
Что станут над падалью смрадной кружится.
Евгений Храмов, Завет).

«Меня не узнать не дано никому» - эти слова имеют удивительную антитезу: Бога узнать и увидеть невозможно! Действительно, кто видел Бога! С одной стороны если бы мы увидели жар-птицу, можно было воскликнуть наверняка: вот она! Но сказочный персонаж всегда недосягаем, в руках же доступна только синица. Видеть нам мешает горизонт. Даже если подняться на  высоту, кругозор будет ограниченным. Как можно видеть неограниченного Бога с ограниченным кругозором! Даже апостол Павел — в который раз говорю: раскрученный баобаб! - и тот в бессилии разводит руки: БРАТИЯ, Я НЕ ПОЧИТАЮ СЕБЯ ДОСТИГШИМ; А ТОЛЬКО, ЗАБЫВАЯ ЗАДНЕЕ И ПРОСТИРАЯСЬ ВПЕРЕД, СТРЕМЛЮСЬ К ЦЕЛИ, К ПОЧЕСТИ ВЫШНЕГО ЗВАНИЯ БОЖИЯ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ. ИТАК, КТО ИЗ НАС СОВЕРШЕН, ТАК ДОЛЖЕН МЫСЛИТЬ; ЕСЛИ ЖЕ ВЫ О ЧЕМ ИНАЧЕ МЫСЛИТЕ, ТО И ЭТО БОГ ВАМ ОТКРОЕТ(Филиппийцам 3:13-15). Как же знает и видит Павел Бога? - только ПОДОБНО КАК Я ПОЗНАН(1 коринфянам 13:12), то есть только с высоты своего жизненного срока да посредством постов, которые этот срок воронкообразно увеличивают. И какие бы вундеркинды не появлялись в России — Владимир-Красное Солнышко, Пётр Первый, Ленин, необыкновенные святые, пророки, чудотворцы, всегда это соотношение к Богу будет как идол к Идеалу и как истукан к Истине,  хотя Христос приходит на землю неприметным образом на рубежах эпох, во времена революций, реформаций, обновлений и даже ежегодно и ежедневно в образе долгожданной весны и утренней зари, упреждающей пасхальное солнце.
   В Коране вместо семидесяти седмин Небесного Иерусалима задаётся сто(Коран 2:263, перевод Крачковского), но такая Кааба, супротива и направленность исламской религии объясняется преимущественно горским населением мусульман и его долгожительством. А чтобы запанибрата видеть Бога и разговаривать с Ним — пустая затея.


Есть и будет Аллах, но в каких-либо точных местах
Нет ему пребыванья, и кто не таков – не Аллах.
Отрицая незыблемость Божью порвёшь ты с исламом,
Бога с местом связуя, невеждою будешь упрямым.
(Низами, Сокровищница тайн).

Свидетельство о публикации № 14042018213321-00419176
Читателей произведения за все время — 17, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют