Стратификация — довольно обширное явление в виде пересекающихся и взаимопроникающих слоев, уровней, ярусов. Стратификация атмосферы: тропосфера — стратосфера — мезосфера — термосфера. Стратификация языка: научная лексика, литературно-разговорная, просторечие, вульгарно-бранные слова. Социальная стратификация: разделение по признакам социального расслоения, кастовости, неравенства на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т. д. Геологическая стратификация: положение отдельных частей геологических образований в вертикальном разрезе. Стратификация вод в морях и озёрах. В археологии посредством стратификации определяют возраст находок по их залеганию в культурном слое. Стратификация, как термин, употребляется и в математике.
Уже сказано, что стратификация не просто расклад слоёв, пластов, фаз, - это процесс, как процесс растения, роста, развития.
В атмосфере участником динамического круговорота является воздух. При нагревании или охлаждении он поднимается или опускается, насыщается влагой или осушается, создавая облачность четвероякого вида — перистую, слоистую, кучевую, кучево-дождевую. Если сюда ещё прибавить атмосферное давление, можно наблюдать все перепитии капризного климата.
В океанических водах тоже постоянно присутствует движение. Солёная морская вода разбавляется пресной речной, а испарения изменяют этот процесс в обратную сторону. По причине минерализации меняется плотность воды, а значит она с помощью нагревания или остывания мигрирует по глубине, а к тому же посредством течений перемешиваются и обновляются воды всех четырёх океанов.
В геологии, казалось бы, стратификация незыблема, постоянна, статична, ведь твёрдые породы и слои не текучи... Но это вовсе не так. Горные породы изменяются вследствие изменения физико-химических условий — движения земной коры, воздействия высокой температуры, давления и различных газовых и водных растворов. Конечные продукты магматической деятельности в результате застывания расплава образуют геологические тела различной формы , размера, состава, структуры. На поверхностной части земной коры в результате выветривания, разрушения, химического и механического выпадения осадка из воды происходят переотложения пород, что тоже является процессом качественного изменения. Русский учёный-энциклопедист Ломоносов говорил, что металлы образуются от трясения земли, имея в виду, конечно, не только собственно землетрясения, а выше перечисленные природные метаморфозы. Кристаллические сланцы, гнейсы, мраморы, амфиболиты, известняки, доломиты, песчанники, конгломераты, алевролиты, аргеллиты, галечники, гравии, пески, супеси, суглинки, угли, филлиты, граниты, гранодиориты, гранулиты, мергеля, диориты, габбро, риолиты, обсиданы, базальты, пемзы, игнимбриты, туфы, диатомиты, трепелы, опоки, яшмы, фосфориты, гипсы, ангидриты, каменная соль, лимониды, бокситы, мраморы, кварциты, грезеры, роговики, катаклазиты, мелониты, импактиты, - чтобы разобраться в этих минералах необходимо геологическое образование. Увы, мне, неучу, можно подвести черту только для общего знаменателя: там где единство противоположных компонентов — там евнух, где курносость и горбоносость, вогнутость и выпуклость, пустота и полнота, негатив и позитив по отдельности — это женщина и мужчина, а где их полноправно сопряжённые аксессуары — гермафродит.
И в мужских глазах отразится узор ковра,
И останется в женских лепной узор потолка.
Эта разница ракурса, в сущности, так мудра –
Как и разница тел, которая так сладка.
Так умно всё устроено в той золотой полумгле:
Можно всех поменять местами, но как ни крутись,
Вечно в небо глазеют притиснутые к земле,
И уставились в землю вздымающиеся ввысь
(Марина Бородицкая)
Если кайнозой — гермафродит, то не факт, что он и рождает в эгрегоре своего пола смешанные минералы, смешанные флору и фауну, если мезозой — женщина, то необязательно минералы однородно-пустой породы. Ведь кайнозой опять поляризуется на четыре страты — палеоцен, эоцен, олигоцен, миоцен, причём необязательно геологический период должен четвериться. За полярным кругом зимой солнце почти не показывается, а летом почти не заходит, тогда как на экваторе зимы вовсе нет. ЭТО ПОТОМУ, ЧТО АЛЛАХ УДЛИНЯЕТ ДЕНЬ ЗА СЧЁТ НОЧИ И УДЛИНЯЕТ НОЧЬ ЗА СЧЁТ ДНЯ(Коран 22:61, перевод Кулиева). Да, эпохальная Инь ёмит, всасывает в себя, вампирирует, тяжелеет, беременеет, ориентируясь на результат. Если сказано: ЖЕНА СПАСЁТ МУЖА, как оптимистическое начало спасает печальный конец(Иеремия 31:22), то жену спасает деторождение(1 Тимофею 2:15).
Заглянешь внутрь младой девицы –
меж нарисованных бровей:
там поршни совершают фрикции,
и белки крутят карусель,
там в алюминьевой коробке
следы полоньевой руды,
там кочегар терзает топку,
и чёрный выхлоп из трубы…(N. Reber, Альтернативы)
В социальном устройстве общества страты или слои тем более видны невооружённым взглядом. Самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно такая работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Примеры высокой ступеньки в обществе — президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, учёные, политические деятели, деятели искусств. Средним классом, то есть образно андрогинами, можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, среднюю и мелкую буржуазию. К нижнему слою относится рабочий класс, нищие и безработные. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. Люди, имеющие к ней доступ, пользуются всевозможными социальными благами, принимают решения, выгодные высшему классу. Как королей развлекают шуты, так и в современном обществе кумирами зачастую становятся устроители шоу и зрелищ — лицедеи, артисты, шарлатаны, позёры, скоморохи, фаты. То есть имитация героики, патриотизма, жертвенности, жизни во всех её проявлениях, оказывается, котируется дороже жизненных ценностей, - ложь и фальшь возвышают голову над объективностью. Поэтому всякая свадьба завершается разрывом, и здесь тоже играет роль половая подоплёка: верхи не могут, а низы не хотят. Примером тому служит Октябрьская революция и, как результат, диктатура пролетариата. Перемены и реформы спокон веку неизбежны и необходимы, как зима, весна, лето, осень. Водила не всегда за рулём автомобиля, бывает, что и под машиной ноги торчат. ВИДЕЛ Я РАБОВ НА КОНЯХ, А КНЯЗЕЙ ХОДЯЩИХ, ПОДОБНО РАБАМ, ПЕШКОМ(Екклесиаст 10:7).
За углом этого дома всегда было море.
Оно и сейчас там.
За углом этого дома всегда было детство.
Оно и сейчас там.
За углом этого дома всегда было море.
Оно и сейчас там. Песок осыпается с кед.
Детство закончилось острой болью,
небо в мае сменило цвет.
Слышен скрип золотой квадриги,
струйка дыма к щеке луны,
высушенные водоросли - закладки в книге,
герб с оленем - конец весны.(Сомов Торжок, За углом).
Как всё в мире делится на мужское и женское, на Ян и Инь, на да и нет, так и все слова в сущности делятся на два лагеря — на синонимы и антонимы. Поэтому стратификация это та же реинкарнация — круговорот жизни, сансара перерождений, перевоплощений, метаморфоз. Я не назвал ещё одну квадригу или триаду — из индуизма: тамас(тьма), саттва(свет) и раджас(среднее, что между ними). Почему такая обезразличенная трактовка — квадрига или тройка? Потому что среднее между светом и тьмою положение занимают два вида зари — вечерняя и утренняя. Так что весна и евнух — это как бы утренняя или внутренняя саттва, а осень и гермафродит — вечерняя или наружная саттва. Это в рассуждении человека два, три, четыре, пять, семь, десять, двенадцать, сорок, семьдесят — разные числа, а в Боге они — одно. Саттва, раджас, тамас, называемые гунами, можно сказать, стратифицируют всё — знание и разум, дела и делателей, судьбу, или как говорят на востоке, карму, пищу, жертву, молитву, милостыню, речь, радость... Например, знание, которое видит во всех существах Единую сущность, непреходящую, нераздельную в разделённом — благое, саттвическое. Знание, которое вследствие разделённости признаёт во всех существах разные, отдельные сущности — страстное, раджас. Знание, которое без основания привязано к единичной, мелкой, эгоистичной, обособленной цели, не имеющее целью истину — ничтожное, тёмное, тамас.
Действие, лишённое привязанности, совершается бесстрастно, без ненависти, бескорыстное — такое действие саттвическое. Действие, совершаемое с вожделением, с себялюбием, ради достижения плодов, с большим усилием — страстное, раджас. Действие, предпринятое вследствие заблуждения, без внимания к последствию, ради гибели, вреда, грубое — тёмное, тамас.
Восходящая радость, которая поначалу как яд, а впоследствии, как амрита — саттвическая, благая. Нисходящая радость, при синхронности нисходящего процесса с негативирующими чувствами — страстная, раджас. Радость, которая и вначале и впоследствии ослепляет самосознание, возникшая от сонливости, тупости и беспечности — тёмная, тамас.
Если сказать короче: из саттвы возникает познание, из раджаса — вожделенье, активность, из тамаса — беспечность, заблуждение, сонливость, лень. Эти определения я беру из Бхагавадгиты. Но ведь можно и к Библии обратиться. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку — такая страстная, ответная симпатия не саттвична в устах Христа: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС, БЛАГОТВОРИТЕ НЕНАВИДЯЩИМ ВАС И МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС И ГОНЯЩИХ ВАС, ДА БУДЕТЕ СЫНАМИ ОТЦА ВАШЕГО НЕБЕСНОГО, ИБО ОН ПОВЕЛЕВАЕТ СОЛНЦУ СВОЕМУ ВОСХОДИТЬ НАД ЗЛЫМИ И ДОБРЫМИ И ПОСЫЛАЕТ ДОЖДЬ НА ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕДНЫХ (Матф.5:44-45). И по Бхагавадгите — кто дорог Богу? Кто не радуется, не ненавидит, не тоскует, не вожделеет, равный к недругу и другу, равнодушный к почести и презрению, к приятному и неприятному...
Или пост как квалифицируется или стратифицируется по Исайе?(глава 58) Нарастающие числа множества, составляющие пост, что не достигли ещё полноты, неугодны Богу, они как бы во тьме, там делёж и переделёж жизненного пространства. А вот полные, круглые числа, допустим, семь, десять, сорок — это высоты, вершины, с которых можно увидеть другие вершины — семьдесят, сто, то есть с которых продлевается жизнь, снимается хомут, диктуется освобождение от тесноты, плена, рабства, нищеты... Я прочитал комментарий к Бхагавадгите, что политические голодовки в тюрьмах якобы не саттвические, но саттва здесь зависит от числа. Прояви упорство в голодании, и на тебя обратят внимание — если не притеснители в лице железной леди Маргарет Тэтчер, то сам Бог!
Как преодолеваются гуны, чтобы при мирокончине не умереть, а при миропроявлении не родиться? Как обретается бессмертие? Видимо, здесь необходимо равнодушие к гунам, их себе на уме игнорирование, укрощение. Если обозреть цепочку перерождений от минералов, растений и простейших животных до человека, то уже виден явный прогресс. Минералы вообще всегда спят, если на них не действует будоражащая природа — землетрясения, извержения, химические и физические процессы. Растения спят целую зиму в умеренном климате. Продвинутые животные и люди спят уже меньше — только в определённое время суток. Когда же мы станем духами, надобность во сне вообще отпадёт. А ведь сон-то и считается как бы смертью! Но разве когда ты спишь, ты мёртв? Или зима разве смерть? Или яйцо, семя и сперма — фаза смерти? Или лёд для воды — состояние смерти? Или достигшие моря воды — умерли? А Христос бездуховных людей вообще называет мёртвыми, - да ведь в них тоже теплится жизнь! Евангелие, как и Бхагавадгита, призывает к бодрствованию, к бдению. Но не надо париться и напрягаться, чтобы выйти из оцепенения! Потому что не желание или усилие человека здесь играет роль, а милость Всевышнего(Римлянам 9:16).
В восточных религиях освобождение от реинкарнаций, от повторных смертей и рождений называется когда мокшей, когда нирваной. В Коране это рай с большеглазыми сверстницами. В иудаизме — обетованная земля, текущая молоком и мёдом. В христианстве такое преображение называется спасением и отходом из тленного мира в вечность. Это вполне согласуется с индийскими религиями, где тленный мир называется майей, иллюзией, - НЕ ЛЮБИТЕ МИРА, НИ ТОГО, ЧТО В МИРЕ: КТО ЛЮБИТ МИР, В ТОМ НЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ(1 Иоанна 2:15). Соотношение несовершенного материального мира и совершенного духовного можно представить в виде спирали, или светового шара, где на краях присутствуют завихрения, протуберанцы, разделённые, центробежные усилия, тогда как в центре действует благая, центростремительная, объединяющая энергия. Я не устаю приводить поэтическую прерогативу этой идеи в транскрипции древнегреческого мудреца Эмпедокла, - словно бальзам на душу. Конечно, некоторым такая концепция может показаться примитивной, тогда пусть примут её за образ, за притчу, ведь именно такими категориями и оперирует поэзия, как образное мышление.
Там ни быстрых лучей Гелиоса узреть невозможно,
Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился
Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,
Нет ни быстрых ступней, ни колен, ни частей детородных:
Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
Но как скоро Вражда возросла и окрепла средь членов,
К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,
Клятвой великою им предреченное порознь обоим…
Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.
После того, как Вражда в глубочайшие недра пучины
Путь свой направила, в центре же вихря Любовь воцарилась,
Все они (т.е. стихии) там воедино сливаются, мало-помалу
С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
Часть их (т.е. стихий) однако большая, черед соблюдая с другими,
Смеси бежит, одержимая окрест лежащей Враждою.
Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
Жизненный путь изменивши, из чистого стало нечистым.
Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
К крайним пределам Вражда отступала при их единеньи.
(Эмпедокл).
Ясно то можно узреть в совокупности членов телесных:
То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
Органы бренного тела в расцвете жизненной силы;
То, напротив, враждой разъятые злой, каждый порознь
В шумном прибое житейского моря блуждают.
Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
Так и у горных зверей, и у птиц, сих ладей окрыленных.
Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
Вот и дождем нисходящая темная, хладная влага,
Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
Все во гневе они разновидны и врозь существуют,
Но и в любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
Ибо из них все, что было, что есть и все то, что будет:
В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,
Дикие звери и птицы, и в море живущие рыбы,
Также и боги из них многочтимые, долгие днями.
Ибо все те же они, проницая, однако, друг друга,
В видах различных являются: столько их смесь изменяет.
Все они – солнце, земля, необъятное небо и море, -
Все стремятся равно к единению всеми частями,
Сколько бы их не отпрянуло в тленных вещей зарожденных.
Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
Страстью взаимной пылают по воле самой Афродиты.
Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласясь
Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:
Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
(Эмпедокл).
Что здесь нарисован явный образ Божий, можно проверить уже по первой главе Бытия, где человек сотворён андрогином, сплавленный воедино, как мужчина и женщина — по образу и подобию Божиему.(Бытие 1:27). Но потом на втором витке Бог отделяет из андрогина ребро или грань, и получаются те же протуберанцы и завихрения — мужчина и женщина поотдельности. А если к этому добавить благословение плодиться и размножаться, то спираль и дальше раскручивается. И между прочим, многие явления, события, предметы предстают перед нами в виде такой спирали. Типичной копией является дерево: центростремительные корни, то есть начала, главы, собирают ствол, а центробежные ветви, концы, эту мощь растаскивают по окружности. Древность тоже такое дерево. Все знают, что история развивается по спирали, кругами; ещё Соломон сказал, что нового ничего нет, разве что качество обновляется к нашим современным дням. Деревня тоже спиралька: кругами здесь являются деды, отцы, дети, внуки. Кровеносная система с разветвлениями от артерий и вен с сердцем посерёдке — такая же спираль. Море-океан с надземными потоками к нему и подземными вспять — такая же аналогия. Человек опять же с головой в начале, сердцем посредине и раскручивающимися верхними и нижними конечностями — такой же образец. Да и животное всякое вплоть до улитки, даже стол, стул, циклон, шапка-ушанка да и не ушанка — ходячие или подзастывшие спирали. Уж на что компьютер — сложный и непохожий ни на что организм, но опять же материнская плата с процессором — это сердце, а монитор, - на нём вершится и соединяется круг — центростремительные вопросы и центробежные ответы, решения. Как не сравнить вслед за Христом эту антитезу с учтивым домом просьб, молитв и наглым, самодовольным вертепом оконцовок, ответов, удовлетворённостей, утолённостей, пресыщенностей! Разве не из сердца, не из процессора исходит результат? Поэтому пророк Исайя возмущён: МОЖЕТ ЛИ ТОПОР ВОЗГОРДИТЬСЯ НАД ТЕМ, КТО ИМ РУБИТ? МОЖЕТ ЛИ ПИЛА ВОЗВЕЛИЧИТЬСЯ НАД ТЕМ, КТО ПИЛИТ ЕЮ? ВЗМАХНЁТ ЛИ ПАЛКА ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ЕЁ? ПОДНИМЕТ ЛИ ДУБИНКА ТОГО, КТО ЖИВОЙ, НЕ ИЗ ДЕРЕВА?(Исайя 10:15, перевод М.Г.Селезнёва) Впрочем, здесь осуждается не персонаж десятой главы, надменный царь Ассирийский, а спесивая воля человека, которая по невежеству считает себя промыслителем и движителем, а не волю Божию. Но чтобы удостовериться в этом, надо возвратиться в Первоначало, в Горнее, в Сердце, в Процессор и Генератор, а не спотыкаться в окрестностях(Лука 21:21), в концах предназначенного запустения: ПОЛОЖИТЕ СЕБЕ НА СЕРДЦЕ НЕ ОБДУМЫВАТЬ ЗАРАНЕЕ, ЧТО ОТВЕЧАТЬ, ИБО Я ДАМ ВАМ УСТА И ПРЕМУДРОСТЬ, КОТОРОЙ НЕ ВОЗМОГУТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ НИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВСЕ, ПРОТИВЯЩИЕСЯ ВАМ(Лука 21:14-15).
Если Бхагавадгита в обретении мокши предлагает усердствовать в одиночестве, то апостол Павел постоянно демонстрирует спираль — подобие и образ Бога. ХОЧУ ТАКЖЕ, ЧТОБЫ ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО ВСЯКОМУ МУЖУ ГЛАВА ХРИСТОС, ЖЕНЕ ГЛАВА - МУЖ, А ХРИСТУ ГЛАВА — БОГ(1 коринфянам 11:3). Пребывать в этой спирали(1 коринфянам 7:16) и даже нарастить её деторождением(1 Тимофея 2:15) — залог спасения. Благодатную эту церковную спираль Павел рисует и в образе человеческого тела, где голова и грудь благородные и благообразные члены, а конечности, и особенно репродуктивные органы, называет неблагообразными, но о которых очень важно печься и заботиться(1 коринфянам гл.12). Почему необходимо прилагать и прилагать не очень-то деликатное множество к уважительному единству? Есть поговорка: один в поле не воин, хотя она и весьма спорная. Кто болел на стадионах за футбольную команду или присутствовал на концертах с любимыми кумирами, знает, какая там витает безумная энергия, хмельное излучение. Это как наркотик, что посильнее даже сексуальной лихорадки. Артисты не могут освоиться от обалдения в этой ауре и выходят на сцену всегда с дрожащими руками. А неуправляемая толпа! Не зря же за групповщину дают более жёсткие сроки, чем за преступление одинокого волка. Но, конечно же, в церкви энергия благая, она и называется благодать — встречное действие Божие на молитвы и славословия верующих! Тем не менее от количества витков спирали зависит эффект! Когда апостол Павел напутствует достигать любви помимо веры и надежды, он имеет ввиду окольцевание немощными репродуктивными органами любви(1 Коринфянам 14:1). Если такую спираль представить в виде улитки, то мягкотелый слизистый моллюск как раз и будет задействование любовью, - без него сама двух-трёхвитковая раковина, как пустышка, ничто, гонг звенящий или кимвал бряцающий(1 коринфянам 13:1-2). Но в Евангелии прежде всего Христос даёт установку на реализацию спасительной спирали: ИДИТЕ, НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, КРЕСТЯ ИХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЁ, ЧТО Я ПОВЕЛЕЛ ВАМ(Матфей 28:19-20). Раз церковь эту триаду этапов ко спасению — ветхозаветный логос, новозаветный и непосредственно вечнозаветный Божий глас - считает Богом, значит она ещё не реализована ею. А без любви, без провидческой энергии Духа Святого всякая церковь только корпорация, слепая бюрократическая ячейка. А Бог только Бог Единый!(Марк 12:29; 1 Тимофею 6:15-16; Римлянам 11:36). Впрочем, об этом вопреки современным христианским пастырям свидетельствуют Тора, Псалтырь, ветхозаветные пророки и Коран.
ВЫ — СЛАВА НАША И РАДОСТЬ(1 Фессалоникийцам 2:20; 2 коринфянам 8:23) — таковыми словами апостол Павел себя, других апостолов и сотрудников включает в священную спираль вслед за Христом. Ибо слава и радость, победа есть не что иное, как любовь и спасение. Выстраивать спасительную спираль Павел учит и духовного сына Тимофея: ВНИКАЙ В СЕБЯ И В УЧЕНИЕ; ЗАНИМАЙСЯ СИМ ПОСТОЯННО: ИБО ТАК ПОСТУПАЯ, И СЕБЯ СПАСЁШЬ И СЛУШАЮЩИХ ТЕБЯ(1 Тимофею 4:16). Что Ветхий, Новый и Вечный завет это единая спираль, доказательством тому служит перечисление Павлом страдальцев, подвижников и корифеев Ветхого завета, - ВСЕ СИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ В ВЕРЕ, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, ДАБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ СОВЕРШЕНСТВА(Евреям 11:1-40). То есть Павел хочет сказать, что последний виток спирали усиливает славу предыдущих, как моллюск оживотворяет закостеневшую раковину. Как написано у Соломона: ВЕНЕЦ СТАРИКОВ — СЫНОВЬЯ СЫНОВЕЙ, И СЛАВА ДЕТЕЙ — РОДИТЕЛИ ИХ(Притчи 17:6). Вот такое малое дитя и выставляет Христос за образец и эталон в Царствии Небесном(Матфей 18:2-5), но не само по себе, неизвестно откуда взявшееся, а как производное, обращённое из конца, из пращуров, в начало, в потомство.(Матфей 18:3). Русский язык предлагает широкую и тем не менее однозначную трактовку слова «ребёнок» за счёт однокоренных и схожих слов: РАБ, РАБЁНОК — слуга всем, как и положено быть большему, привилегированному в христианстве; РАБОЧИЙ — делатель на жатве, жнец, производитель, эта самая нижняя в мире социальная ступенька, в христианстве полагаемая за высшую; РЯБИНКА — веснушка, родинка, указывающая на возвращение в первоначало, в начало витка; РЯБИНА — поздняя красная ягода, по окончательному спектру цвета спасительная, конец, переходящий в начало: ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ, КАК БАГРЯНОЕ, - КАК СНЕГ УБЕЛЮ; ЕСЛИ БУДУТ КРАСНЫ, КАК ПУРПУР, - КАК ВОЛНУ УБЕЛЮ(Исайя 1:18). Пурпур, надо сказать, смесь фиолетового и розового цветов, симбиоз мужского и женского начал, опять же андрогин, евнух. РЯБЬ — такой же симбиоз, но уже в чёрно-белом изображении, игра света и тени. Наконец, РЫБА — бессловесная, молчаливая, жертвенная тварь, сравнимая может только с овцой. Когда Христос напутствует своих учеников быть мудрыми, как змии, и простыми, как голуби, это ведь перифраз из Исайи: И МЛАДЕНЕЦ БУДЕТ ИГРАТЬ НАД НОРОЮ АСПИДА, И ДИТЯ ПРОТЯНЕТ РУКУ СВОЮ НА ГНЕЗДО ЗМЕИ(Исайя 11:8). Так что опять нужно упомянуть Сферос Эмпедокла, где протуберанцы — мудрые деды и наивные дети, хищные волки и простодушные овцы, жнецы и сеятели, эксплуататоры и эксплуатируемые, но по отдельности, с извечным конфликтом отцов и детей, хищников и простодушных, мужского начала и женского, а центр, сердце, ядро, в дереве же ствол — андрогинный любо-мудрый центр единства, симбиоз света и тьмы, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ ДЕТЯМ, И НЕПОКОРИВЫМ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ПРАВЕДНИКОВ, ДАБЫ ПРЕДСТАВИТЬ ГОСПОДУ НАРОД ПРИГОТОВЛЕННЫЙ(Лука 1:17). В Коране притчу о Сферосе можно отождествить с таким знамением: НЕ РАВНЫ МОРЯ И РЕКИ, - В ОДНИХ ВОДА ПРЕСНАЯ, СЛАДОСТНАЯ ДЛЯ ПИТЬЯ, А В ДРУГИХ СОЛЁНАЯ, НО ИЗО ВСЕХ ВЫ ИЗВЛЕКАЕТЕ СЕБЕ ПИЩУ — МЯСО РЫБ СВЕЖЕЕ И УКРАШЕНИЯ, ЧТО ВЫ НАДЕВАЕТЕ(35:13, перевод Шидфара). Я представлю некоторые синонимы к слову «пресный»: безвкусный, безквасный, занудный, скучный, неинтересный. Но это опять же если полярности и противоположности по отдельности, почему они и кучкуются, женятся, спариваются, чтобы пожать интерес, корысть, плод, вожделенную сладость друг друга. Мужчина спаривается с женщиной, богатый работодатель с бедным рабочим, учитель с учеником, голова-фарисейка с делателями-дланями, подземные потоки в родниках соединяются с надземными, артерии и вены в венулах и капиллярах тоже смыкаются для обмена кислорода и углекислого газа. Но в мудром море, в мощном стволе, в добром сердце, в кротком евнухе противоположности едины, мирны, равны, полюбовны, самодостаточны — вот оно Царствие Божие, где не женятся, не сеют и не жнут, и где прекращается сансара рождений и смертей! Как же так, а круговорот воды?!. Да, пресная вода круговращается, испаряется, опресняется в подземных фильтрах, но насыщенный солёный раствор морей или ещё более концентрированная рапа солёных озёр навечно остаётся в покое или, как говорит апостол Павел, в обретённом субботстве(Евреям 4:9). Конечно, есть исключения, о чём упоминается в Коране: О НАРОД МОЙ! ВОЙДИТЕ В ЗЕМЛЮ СВЯЩЕННУЮ, КОТОРУЮ АЛЛАХ ПРЕДНАЧЕРТАЛ ВАМ. И НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ ВСПЯТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ ВАМ ПОТЕРПЕВШИМИ УБЫТОК(5:24, перевод Крачковского). Да, в некоторых случаях посредством минеральных источников и гейзеров солёная вода проливается из покоев на поверхность земли для поляризации: ОН — ТОТ, КТО МОЖЕТ ПОСЛАТЬ НА ВАС НАКАЗАНИЕ СВЕРХУ ИЛИ ИЗ ПОД ВАШИХ НОГ И ОБЛЕЧЬ ВАС В РАЗНЫЕ ПАРТИИ И ДАТЬ ПОПРОБОВАТЬ ОДНИМ ИЗ ВАС ЯРОСТЬ ДРУГИХ(Коран 6:65, перевод Крачковского). Вот как мудрая соль в лице самого Эмпедокла повествует о своих злоключениях после акта греховного вожделения в блаженной юдоли:
Где же убийствам ужасным предел, неужели беспечный
Ум ваш не видит того, что друг другу вы служите пищей?
Милого сына схватив, изменившего образ, родитель
С жаркой молитвой ножом поражает, великий безумец!
Жертва с мольбою к стопам припадает, палач же не внемля,
Пиршество гнусное в доме из чада родного готовит.
Также бывает, что сын из родителя или же дети,
Душу исторгнув из матери, плоть пожирают родную.
Горе мне! Если бы день роковой ниспослал мне кончину,
Прежде чем губы мои нечестивой коснулися пищи!(Эмпедокл).
Вещее слово Судьбы существует, издревле богами
Вечный закон установлен, скрепленный великою клятвой:
Если из демонов кто, долговечною жизнью живущих,
Члены свои обагрит нечестиво кровавым убийством,
Или же грех совершив, поклянется преступною клятвой, -
Тридцать тысяч времен вдали от блаженных скитаться
Тот осужден, воплощаясь в различные тленные твари,
Тяжкие жизни пути изменяя в своих превращеньях:
Ярость эфира в пучину морскую его увлекает,
Море на землю извергнуть стремится, земля же в сиянье
Яркого солнца, а солнце в эфирные вихри бросает.
Все принимают его, но гнушаются грешником страшным!
Ныне и сам я таков, изгнанник богов и скиталец,
Яростной внявший Вражде…
Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то,
Был и кустом, был и птицей и рыбой морской, бессловесной.
Плакал я, горько рыдал, непривычную видя обитель!
Горе мне! Чести какой и какого лишившись блаженства,
Cвергнутый ныне на землю, средь смертных людей обращаюсь!
(Эмпедокл).
Но мы знаем, что Божий промысел всегда оказывается благим. Ведь соль врачует. Может быть, и послал Бог древнегреческого мудреца и целителя на землю, чтобы облегчить жизнь страдальцев Эллады. Ведь Христос и Мухаммед тоже были посланы не для забавы или наказания, а чтобы прихватить с собой на небо души своих последователей. Истинно, Эмпедокл говорил, что от кармы и сансары освобождаются вожди, целители, поэты, - ну те, кто облечены на верхних ступенях Духом Святым, помазанники. Конечно, не те целители, которые по книгам научились врачеванию, и не все поэты — имеются ввиду такие, как Гомер, Вергилий, тот же поэт-пророк Моисей, воспевший поэму выхода евреев из рабства, Давид, стихотворец псалмов и гимнов к Богу, Низами, Руми, Навои...
Вот я привожу пришествие в вечность мудрейшего из поэтов, автора Пятерицы поэм, которые можно приравнять к Пятикнижию Моисея, - да, видимо, он ему и подражал!
Смутны чувства мои. Я один. Отправляюсь я в путь.
Мне чужбина горька; одиночеством сдавлена грудь.
Мне неясен мой путь, где-то нужная скрылась дорога.
Возвращенья мне нет, и благого не вижу порога.
И в священном пути застывала от ужаса кровь,
Но, как зоркий начальник, поводья схватила любовь.
Стукнул в дверь. Услыхал: «Кто пришел в этот час неурочный?» —
«Человек. Отопри! Я любовью ведом непорочной».
Те, что шли впереди, отстранили завесу. Они
Отстранили мой облик. Все внешнее было в тени.
И затем из большого, в богатом убранстве, чертога
Раздалось: «Низами, ты пришел! Что же ждешь у порога?»
Я был избран из многих. Мне дверь растворили, и вот
Голос молвил: «Войди!» Миновал я разубранный вход.
Был я в свете лампад, был я в блеске большого покоя.
Глаз дурной да не тронет сиянье такого покоя!
Семь халифов блистали под ярким лампадным огнем,
Словно семь повестей, заключенных в сказанье одном.
Царство больше небес! Царство властного мощного шаха!
Как богат дивный прах — подчиненный столь дивного праха!
Вот в селенье дыханья — вдыханье. На царственный трон
Царь полудня воссел: управлял всеми властными он. (сердце)
Красный всадник пред ним ожидал приказанья, а следом (лёгкие)
Прибыл в светлой кабе некий воин, готовый к победам. (печень)
Горевал некий отрок, разведчик, пред царственным стоя, (жёлчь)
Ниже черный стоял, пожиратель любого отстоя. (желудок)
Был тут мастер засады, умело державший аркан, (кишечник)
И, в броне серебра, чей-то бронзовый виделся стан. (почки)
Были мошками все. Быть свечой только сердцу дано.
Все рассеяны были, но собранным было оно.
И свой отдал поклон я владыке прекрасному — сердцу.
Душу отдал свою я султану всевластному — сердцу.
Взял я знамя воителей жаркого сердца, и лик
Я от мира отвел: новый мир предо мною возник.
И сказало мне сердце: «Ты сердце обязан прославить.
Дух твой, птицам подобный, гнездо свое должен оставить.
Я — огонь. Все иное считай только дымом и сном.
Соль во мне лишь. Нету соли во всем остальном.
(Низами Гянджави, Сокровищница тайн)
Справа я привёл комментарий к семиценным образам Низами поэта-философа и метаморфиста Константина Кедрова, видящего во всех языках, мифах и фольклорах единый метаязык. Я чту людей усматривающих во многообразии Единство, мне только странно, что интерпретатор приземлил космические образы к устройству организма по переработке еды. В Царствии Небесном уж точно не спят, а если и вечеряют, снедают, то духовную пищу, энергоинформацию, что ли... Желудочно-кишечный тракт в будущем тонком теле — анахронизм, ненужный рудимент. Но вот седмина, расписанная Низами, это священный стандарт, который может удесятиряться и умножаться ещё. Сердце Низами в этой конструкции узрел посередине, на перекрёстке двух седмин, земной и небесной, но оно может уютно ютиться и посередине одной седмины, как замковый арочный камень. Замечательно, что почки седмины называются так же, как и почки распускающей листья евангельской смоковницы. Члены седмины, группирующиеся возле сердца я считаю живыми, как планеты вокруг Солнца, это те же бывшие люди, почитатели боговдохновенного Низами. Разве члены Христова духовного тела не живые!? Или когда апостол Павел отмечает показанную ему в откровении славу на третьем небе, в раю, мне кажется, он скромничает, дважды повторяя: НЕ ЗНАЮ — В ТЕЛЕ, ИЛИ ВНЕ ТЕЛА: БОГ ЗНАЕТ(2 коринфянам 12:2-3). Конечно же, он, ловец человеков, прирастил к себе и подопечных евреев, и римлян, и эллинов, да к тому же и предыдущих ветхозаветных подвижников, - велик апостол Павел! Ведь когда он говорит: НА РИСТАЛИЩЕ БЕГУТ ВСЕ, НО ОДИН ПОЛУЧАЕТ НАГРАДУ(1 коринфянам 9:24), фраза вовсе не означает, что вся его миссионерская деятельность пошла насмарку: побеждённые всегда живут в победителе, как завоёванные народы в империи!
Победитель - всегда похититель,
Он с победы имеет трофей.
Им обобран правитель и житель,
Ключ от города, девственность фей –
Всё его теперь, даже de jure,
Ибо он неподсуден теперь.
Ибо этой великой фигуре
Небожители ныне родня. (Александр Воловик)
Вот что говорит об этом Коран: НЕТ ЖИВОТНОГО НА ЗЕМЛЕ И ПТИЦЫ, ЛЕТАЮЩЕЙ НА КРЫЛЬЯХ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ БЫ ОБЩИНАМИ, ПОДОБНЫМИ ВАМ(6:38, перевод Крачковского). То есть на небе родственное множество подгоняется под общий знаменатель, собирается в единое и целое под эгидой сердца, учителя, наставника, вождя, целителя и, во-первых, Бога.