Как же так, апостол Павел, всеохватный универсум, научившийся, по его словам, всему и во всём, жить в скудости и изобилии, насыщаться и терпеть голод,(Филиппийцам 4:12) вдруг похеряет аскетизм, зная от самого Бога, что сила — в слабости!.. Ведь он же гордился своими добровольными и вынужденными обстоятельствами, можно сказать, аскетическими подвигами и велел подражать ему, как и он Христу! Может, перевод на русский язык искажённый? Обращаюсь к переводу К.П.Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода и носителя многих других государственных регалий: ИТАК, ЕСЛИ ВЫ СО ХРИСТОМ УМЕРЛИ ДЛЯ СТИХИЙ МИРА, ДЛЯ ЧЕГО ВЫ, КАК ЖИВУЩИЕ МИРСКОЙ ЖИЗНЬЮ, СТАВИТЕ СЕБЕ ПРАВИЛА: «НЕ ПРИКАСАЙСЯ», «НЕ ВКУШАЙ», «НЕ ДОТРАГИВАЙСЯ»? ВСЁ ЭТО ТЛЕННОЕ, ИСТЛЕВАЕТ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ, ПО ЗАПОВЕДЯМ И УЧЕНИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. И ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВИД МУДРОСТИ В ДОБРОВОЛЬНОМ СЛУЖЕНИИ, СМИРЕНИИ И ПРЕНЕБРЕЖЕНИИ ТЕЛА, В НЕБРЕЖЕНИИ О НАСЫЩЕНИИ ПЛОТИ. В сноске Победоносцев оставляет замечание: Смысл неясен. Может быть он и такой: «но не имеет важного значения для природы, требующей насыщения плоти»?
И я опять ищу внятные переводы:
И ЕСЛИ ВЫ УМЕРЛИ ВМЕСТЕ С ХРИСТОМ И ТЕПЕРЬ СВОБОДНЫ ОТ СТИХИЙ МИРА, ЗАЧЕМ ЖЕ ВЫ ПОЗВОЛЯЕТЕ ИМ УСТАНАВЛИВАТЬ ДЛЯ ВАС ВСЯКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ, СЛОВНО ВЫ ВСЁ ЕЩЁ ЖИВЁТЕ В ЭТОМ МИРЕ? «НЕ ПРИКАСАЙСЯ!» «НЕ ЕШЬ!» «НЕ ТРОГАЙ!» ДА ВСЕ ЭТИ ЗАПРЕТНЫЕ ВЕЩИ ДЛЯ ТОГО И СУЩЕСТВУЮТ, ЧТОБЫ БЫТЬ УНИЧТОЖЕННЫМИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ! ВСЁ ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ И УЧЕНИЯ! ТАКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ, С ИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ БЛАГОЧЕСТИЕМ, СМИРЕНИЕМ И УМЕРЩВЛЕНИЕМ ПЛОТИ, КОНЕЧНО ЖЕ, СОЗДАЮТ ВИДИМОСТЬ КАКОЙ-ТО МУДРОСТИ, НО ГРОШ ИМ ЦЕНА. ОНИ ВЕДУТ ЛИШЬ К ПОТВОРСТВУ ПЛОТИ!(перевод В.Н. Кузнецовой)
ЕСЛИ ВЫ УМЕРЛИ СО ХРИСТОМ ДЛЯ ЗАКОНОВ ЭТОГО МИРА, ТО ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЖИВЁТЕ КАК ЛЮДИ ЭТОГО МИРА, ПОДЧИНЯЯСЬ ТАКИМ ЗЕМНЫМ ПРАВИЛАМ, КАК: «ЭТОГО НЕ БЕРИ», «ТОГО НЕ ЕШЬ», «К ЭТОМУ НЕ ПРИКАСАЙСЯ»? ВСЁ ЭТО ЛИШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРАВИЛА И ПОНЯТИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕХ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ИСЧЕЗАЮТ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ. МОЖЕТ, ЭТИ ПРАВИЛА И СОЗДАЮТ ВИДИМОСТЬ ЧЕГО-ТО МУДРОГО, НАВЯЗЫВАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНУЮ РЕЛИГИОЗНОСТЬ, САМООТРЕЧЕНИЕ И ИЗНУРЕНИЕ ТЕЛА. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ ЭТО НИСКОЛЬКО НЕ ПОМОГАЕТ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ НАД СТРАСТЯМИ И ЗЛЫМИ МЫСЛЯМИ(the new russian translation).
ЕСЛИ В САМОМ ДЕЛЕ ВЫ УМЕРЛИ СО ХРИСТОМ И ОТРЕШИЛИСЬ ОТ АРХАИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭТОГО МИРА, ЗАЧЕМ КАК ЖИВУЩИЕ ЖИЗНЬЮ ЕГО, СЛЕДУЕТЕ ВЫ УСТАНОВЛЕНИЯМ: «НЕ ПРИКАСАЙСЯ, НЕ ЕШЬ, НЕ ТРОГАЙ!», ИМЕЯ ДЕЛО СО ВСЕМ ТЕМ, ЧТО И ПРЕДНАЗНАЧЕНО К УНИЧТОЖЕНИЮ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ? ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭТО ЗАПОВЕДИ И УЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. ВСЁ ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ МУДРЫМ, А В ЖИЗНИ НАДУМАННАЯ НАБОЖНОСТЬ, САМОИСТЯЗАНИЯ И ИЗНУРЕНИЕ ТЕЛА НЕ ВЕДУТ К ОБУЗДАНИЮ ЧУВСТВЕННОСТИ(перевод под редакцией М.П. Кулакова).
ЕСЛИ ВЫ УМЕРЛИ СО ХРИСТОМ ДЛЯ НАЧАЛ МИРА, ТО ПОЧЕМУ ВЫ, КАК БЫ ЖИВЯ В МИРЕ, ПОДЧИНЯЕТЕ СЕБЯ ПРЕДПИСАНИЯМ: «НЕ БЕРИСЬ, И НЕ ВКУШАЙ, И НЕ КАСАЙСЯ» (В ОТНОШЕНИИ ТЕХ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ ВСЕМ ДОЛЖНО ПОГИБНУТЬ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ) — СОГЛАСНО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЗАПОВЕДЯМ И УЧЕНИЯМ? ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛЫВУТ МУДРОСТЬЮ В САМОВОЛЬНОМ ПОКЛОНЕНИИ, СМИРЕНИИ И БЕСПОЩАДНОСТИ К ТЕЛУ, НО НИЧЕГО НЕ СТОЯТ ПРОТИВ ПОТВОРСТВА ПЛОТИ(восстановительный перевод «ЖИВОЙ ПОТОК»).
ВЫ УМЕРЛИ СО ХРИСТОМ И ОСВОБОДИЛИСЬ ОТ ГЛАВЕНСТВУЮЩИХ СТИХИЙ МИРА, ТАК ЗАЧЕМ ВЫ ПОДЧИНЯЕТЕСЬ ТАКИМ ПРАВИЛАМ И УЧЕНИЯМ, СОЗДАННЫМ ЛЮДЬМИ. В САМОМ ДЕЛЕ, ИХ ПРИЗНАЮТ МУДРЫМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИДУМАННОГО ЛЮДЬМИ ПОЧИТАНИЯ, САМОУНИЧИЖЕНИЯ И УМЕРЩВЛЕНИЯ ПЛОТИ, НО ОНИ НЕ ОБЛАДАЮТ НИКАКОЙ СИЛОЙ В БОРЬБЕ ПРОТИВ НАШЕЙ ГРЕХОВНОЙ ПРИРОДЫ(World Bible Translation Center)
Теперь понятно: апостол Павел пальму первенства отдаёт Божьей благодати, а страдания плоти хоть и возводит в ранг мудрости, бороться со страстями они бессильны. Сжатая пружина аскетизма непременно распрямится и точно потребует гедонистского удовлетворения. Но то, что страдания активизируют кой-какую мудрость, подтверждает и Соломон: СЕТОВАНИЕ ЛУЧШЕ СМЕХА; ПОТОМУ ЧТО ПРИ ПЕЧАЛИ ЛИЦА СЕРДЦЕ ДЕЛАЕТСЯ ЛУЧШЕ. СЕРДЦЕ МУДРЫХ - В ДОМЕ ПЛАЧА, А СЕРДЦЕ ГЛУПЫХ - В ДОМЕ ВЕСЕЛЬЯ(Екклесиаст 7:3-4). Человеческие же заповеди «не есть», «не трогать», «не прикасаться», видимо, говорят не только об иудейских правилах кошрута или о нежелательных контактах с нечистотой при похоронах, при родах, менструациях, семяизвержении, испражнениях… Я это обобщу поглубже. Философия преподносит нам видимый мир как эманацию Бога, излучение, истечение, извержение, проявление энергии. Но такие выбросы характеризуются как несовершенные, лишние, незначащие по сравнению-то с самим Богом и хотя вроде бы не называются кривым путём, но именно благословенным прямым путём считается возвращение к Богу после некоторого усовершения, исход. А оставшийся труп?.. ГДЕ ТРУП, ТАМ СОБЕРУТСЯ И ОРЛЫ(Лука17:37). То есть пользоваться такой «мертвечиной» и «нечистотой» можно, даже если ты в другом пределе, у Христа за пазухой. Можно сравнить с ельцинским переворотом. Питалась же и контактировала новая безалаберная власть, паразитируя на советской инфраструктуре! В чём-то преемственность, в чём-то отрицаловка, — это две незаменимые глыбы всякого фундамента и тем более устроения новой религии.
Похоже, мир изучен и размечен -
пойду ль к заветной цели на подъём,
а он уже спускается навстречу
с разочарованным лицом.
- Ну как? - спрошу, - Там хуже или лучше
во глубине открытых новых руд?
Ответит мне: - Там буднично и скучно.
Всё по инструкции - и любят, и поют.
Он скажет мне, что люди часто плачут,
что он придумает им радость и мечты.
И в даль пойдёт с надеждой на удачу,
душой касаясь горней высоты.
От строгих чисел правильного неба,
от обеспеченного нормами мирка
уйдёт мечтать в задумчивую небыль
в квадратах окон, стен и потолка...
Засеивай окрестные просторы!
Бросай в живые души семена:
то флейтой Гоголя, то выстрелом "Авроры",
то солью Борхеса, то болью Шукшина.
Авось взойдут получше времена.
(Виктор Коврижных, Писатель кинельский)
То есть сам Бог велит принять этот жертвенный акт изжитого предела — ешь, пользуйся, касайся!
Ещё почему, надо сказать, апостол Павел оберегает нас от аскетизма. В синодальном переводе не совсем верный нюанс в продвижении по иерархии тела Христова. Получается, что Павел зовёт всех в целители, в чудотворцы, в учителя, в пророки и даже апостолы. Трудно представить, что все мы в государстве будем врачами, учителями, губернаторами и президентами. Да, культивируемая гряда претендентов продвижения по служебной лестнице, конечно, есть, и она нужна! Но посмотрите, как Путин глушит оппозицию, как дробит и умаляет КПРФ и её идеологию, по которой сохраняется в народе ностальгия! Но разве Павел не так же категорически ревнив! (Галатам 1:6-9; Ефесянам 3:8; Римлянам 15:20). Он даже со своими сподвижниками Петром и Варнавой из-за власти над язычниками готов спорить до накала(Галатам 2:1-14). Честное слово, я очень люблю апостола Павла, только поэтому и предлагаю более верную вариацию его слов в обруганном священниками переводе В.Н. Кузнецовой: В ЦЕРКВИ БОГ, ВО-ПЕРВЫХ, НАЗНАЧИЛ АПОСТОЛОВ, ВО-ВТОРЫХ — ПРОРОКОВ, В ТРЕТЬИХ — УЧИТЕЛЕЙ; ПОТОМ ИДУТ ТЕ, КОМУ ДАНА СИЛА ТВОРИТЬ ЧУДЕСА; ПОТОМ — ДАР ИСЦЕЛЕНИЙ; ПОТОМ — ПОМОЩИ, РУКОВОДСТВА, ДАР ГОВОРИТЬ НА НЕВЕДОМЫХ ЯЗЫКАХ. РАЗВЕ ВСЕ АПОСТОЛЫ? ВСЕ ПРОРОКИ? ВСЕ УЧИТЕЛЯ? ВСЕ ТВОРЯТ ЧУДЕСА? У ВСЕХ ДАР ИСЦЕЛЕНИЙ? ВСЕ ГОВОРЯТ НА ЯЗЫКАХ? ИЛИ ВСЕ СПОСОБНЫ ИХ ИСТОЛКОВЫВАТЬ? НО СТРЕМИТЕСЬ К ВЫСШИМ ДАРАМ! СЕЙЧАС Я УКАЖУ ВАМ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПУТЬ(Коринфянам 12:28-31). По секрету скажу, что лучший путь — пост, а худший — еда и едьба, поедание крови и плоти Христовой, участие в Его распинании(1 коринфянам 11:17; Псалтирь 68:23). Или вот ещё внятный перевод только за счёт усилительных частиц: НЕ ВСЕ ВЕДЬ АПОСТОЛЫ, НЕ ВСЕ ПРОРОКИ, НЕ ВСЕ УЧИТЕЛЯ И НЕ ВСЕ ЧУДОТВОРЦЫ? НЕ ВСЕ ЦЕЛИТЕЛИ, НЕ ВСЕ ОБЛАДАЮТ ДАРОМ ГОВОРИТЬ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ, НЕ ВСЕ — ДАРОМ ТОЛКOВАТЬ ЯЗЫКИ? НО СТРЕМИТЕСЬ К БОЛЕЕ ВАЖНЫМ ДАРОВАНИЯМ. И Я СЕЙЧАС УКАЖУ ВАМ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПУТЬ(World Bible Translation Center). Апостол Иаков так даже от учительства предостерегает, а уж мечтать об апостольстве!..(Иакова 3:1) Да и апостол Павел вполне трезвый человек: НЕ ВЫСОКОМУДРСТВУЙТЕ, НО ПОСЛЕДУЙТЕ СМИРЕННЫМ; НЕ МЕЧТАЙТЕ О СЕБЕ(Римлянам 12:16). Впрочем, первый предупредил об отсебятине Христос: не надо этих громких слов: учитель, наставник, отец, - они по праву принадлежат только Богу!(Матфей 23:8-10). Хочется вспомнить здесь Льва Николаевича Толстого. Я и этого люблю колосса, вникшего в учение Христа и проповедовавшего воздержание. С апостолом Павлом он был как бы на равных и упрекал того за придуманную религию, за тесный базок, загородок, чулан, в который он втиснул поклонников Христа. Думаю, что не Павел виноват, а наследующие лжеучители, превратившие учение в букву, в ритуал, в обряд и на пути восхождения к Богу ограничившиеся тем или иным верстовым столбом(2 Петра 2:1). Толстой не поощрял толстовство, понимая, что оно только умножит евангельские норы и гнёзда, но многие реформаторы из одних базков сделали другие — цвинглианство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, гуситство и т. д.
Также необязательная реализация аскетизма выражается у Павла потому, что он не всем подходит — ни детям, ни юным, которых пригвоздил голос жениха и невесты, ни женщинам, ни больным это ни к чему. Но и я на такое широкое понятие не зарюсь, моя статья только о частности аскетизма, о посте. Вот и Христос в Евангелии от Фомы убеждает, что не все инструменты совершенствования пригодны всегда и сразу: УЧЕНИКИ ЕГО СПРОСИЛИ ЕГО: «ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТОБЫ МЫ ПОСТИЛИСЬ? И КАК НАМ МОЛИТЬСЯ, ДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ И ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ В ПИЩЕ?» ИИСУС СКАЗАЛ: «НЕ ЛГИТЕ, И ТО, ЧТО ВЫ НЕНАВИДИТЕ, НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО»(логия 6). А здесь экивок в сторону обратной, отрицательной стороны всякого явления: ИИСУС СКАЗАЛ: «ЕСЛИ ВЫ ПОСТИТЕСЬ, ВЫ ЗАРОДИТЕ В СЕБЕ ГРЕХ, И, ЕСЛИ ВЫ МОЛИТЕСЬ, ВЫ БУДЕТЕ ОСУЖДЕНЫ, И, ЕСЛИ ВЫ ПОДАЁТЕ МИЛОСТЫНЮ, ВЫ ПРИЧИНИТЕ ЗЛО ВАШЕМУ ДУХУ(логия 15). Что пружина ужатия, воздержания чревата дальнейшим чревоугодием с ненасытным аппетитом и пресыщением, это уже отмечено. А молить, просить, вожделеть — здесь ведь нет предела, и постепенно дом молитвы превращается в вертеп хищников, обкрадывающих и стесняющих чужое жизненное пространство. Ели, пили, покупали, продавали, садили, строили(Лука 17:28) — вот, оказывается за какую банальность ополчается Евангелие на человека! Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле(Исайя 5:8). А милостыня, чем она-то брюхата? Часто бывает, что человек, которому милосердствуешь, присасывается к тебе на всю жизнь, и это раздражает. Так что дай ему удочку, и пусть сам ловит рыбу! Но это ещё не вся проблема! Когда ты терпишь горе в одиночку без всякой помощи, без милостыни, и в радости тебе не придётся её транжирить на других. «Умножается богатство, умножаются и потребляющие его»(Екклесиаст 5:10), - в данном случае безысходный принцип Соломона уже не будет действовать.
Да, без поста жить в этом мире можно. Но чтобы проникнуть хотя бы знанием в другие миры, хотя бы одним глазочком, пост необходим. И СКАЗАЛ ИИСУС: «ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОСТИТЕСЬ ОТ МИРА, ВЫ НЕ НАЙДЁТЕ ЦАРСТВИЯ(логия 30). А учеников своих, по причине незадействования постами, а потому бессильных сражаться с бесами, Он даже обругал: О, РОД НЕВЕРНЫЙ И РАЗВРАЩЕННЫЙ! ДОКОЛЕ БУДУ С ВАМИ? ДОКОЛЕ БУДУ ТЕРПЕТЬ ВАС?(Матфей 17:17) Причём пост Христос обязательно увязывает с молитвой. Такой пост с молитвой благодатен, и уж никак не подходит к такому посту определение Павла в его бесперспективности. Да даже в браке посильный православный пост полезен. Брак это не дом призрения, а жатва, основанная на обоюдном интересе, но когда долго живёшь с человеком, все ужимки его и прыжки загодя известны, и жать вроде бы нечего, кроме скукоты, но если обоим супругам поститься, набирать силу, расти, то обоюдный интерес возвращается, а пресыщение губит брак. Так что около двухсот дней воздержания в году в православии благословенны.
О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ, ТАК ЖЕ КАК ОН ПРЕДПИСАН БЫЛ ТЕМ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - И МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ(Коран 2:179, перевод Крачковского). В исламе в месяц рамадан, в месяц ниспослания Корана, когда Мухаммед занимался поклонением в пещере Хира, пост обязателен: ни воды, ни еды в дневные часы, но секс ночью разрешается, поскольку география ислама в основном расположена на юге, и темперамент тут с перцем. В исламе определены и другие дни для поста, но они необязательные, а только для усердных добровольцев. Без поста вера может охладеть, оскудеть, и требуется её подогревание. Сам Мухаммед постился и днём и ночью, но единоверцам запретил соблюдать пост непрерывно. Один человек из мусульман спросил его: «Но ты ведь делаешь это, о посланник Аллаха!» Пророк сказал: «А кто из вас подобен мне? Поистине по ночам Господь мой кормит и поит меня». В другой версии этого хадиса сообщается: "Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня, а вы делайте столько, сколько окажется вам по силам".
И в индуизме аскеза является исключительно привилегией брахманов. Она считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами.
Основатель джайнизма Махавира за 12 лет аскетических странствий провёл шестимесячную и пятимесячную голодовки, девять голодовок по четыре месяца и множество менее продолжительных.
Основатель буддизма Гоутама в молодости присоединился к аскетам, полагая, что умерщвление плоти приведёт его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он пришёл к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Однако некоторые буддисты на конечном этапе жизни практикуют голодание до последнего воздыхания, считая, что этот багаж возможно провести через игольное ушко для улучшения кармы.
Езиды (врождённая религия курдов) постятся в предпраздничные дни. Но зимние и летние сороковины в строгом посте проводит только высшее духовенство — шейхи.
Иудаизм — жизнелюбивая религия, евреи постятся в основном в скорбные исторические даты. Но чтобы быть вождём, вестником, пророком, этого мало. Моисей, дабы только принять скрижали завета, постился сорок дней. Давид пишет в псалмах: «Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука»(Псалтирь 108:24). Пророк Мухаммед однажды сказал своим сподвижникам: «Более всех Господу мил пост Дауда - он постился через день. А самой любимой молитвой для Всевышнего, была молитва Дауда – он спал полночи, следующую треть ночи проводил в молитве, а оставшуюся шестую часть ночи снова спал». Откуда эту информацию взял Мухаммед? Вспомнил!!! В Коране неоднократно написано: «Вспоминают только обладатели разума». Вспомнить усердно постящемуся можно даже свои прошлые жизни. Бог не ест, но всех кормит. Именно в уподоблении, в подражании Единому открывается тайное. Казалось бы явно о посте в Священном Писании сказано немного. Но буква, букварь написаны на детское восприятие. Наученным, не побоюсь даже выспренного слова — жрецам, открывается эпопея о посте в пучках притч. Всякое руководство, в том числе о посте Бог вложил в лаконичное слово. Надо только научить уши слышать и глаза — видеть. Я твержу во всех своих статьях, что собирание небесной манны на Синае — это учение о посте. Надо насобирать семьдесят седмин(Даниил 9:24; Матфей 18:22), которые, если утрясти,(Лука 6:38) становятся радугой вечного завета(Бытие 9:26; Даниил 9:27). А Коран предлагает насобирать небесной манны даже до ста седмин, которые можно при особом усердии удвоить: ТЕ, КОТОРЫЕ РАСХОДУЮТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА, ПОДОБНЫ ЗЕРНУ, КОТОРОЕ ВЫРАСТИЛО СЕМЬ КОЛОСЬЕВ, В КАЖДОМ КОЛОСЕ — СТО ЗЁРЕН. И АЛЛАХ УДВАИВАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ(Коран 2:263, перевод Крачковского). Ещё раз воспроизведу тридцатую логию из Евангелия от Фомы, но уже в неусечённом виде: «Если вы не поститесь от мира. Вы не найдёте Царствия. Если не делаете субботу Субботой, вы не увидите Отца». Суббота с маленькой буквы означает капец повседневных дел, отдых от оскомины знания и делания, но Суббота с большой буквы является одновременно первым днём новой седмины, днём возрождения, воскресения — добрые дела творить приветствуется! Именно в седьмом и в первом дне библейской седмины творения упоминается Бог — Конец и Начало, Альфа и Омега. Но в седьмом дне с маленькой буквы — Бог почивший, а в Субботу с большой буквы — Бог бодрствующий, творящий. Почему в 56 главе Исайи даётся особая благодать иноплеменнику и евнуху? Иноплеменник — можно сказать, Суббота с большой буквы, пришелец, новый, иной, присоединившийся к восставшему ото сна Богу; даже монахов зовут блаженным словом «инок». Также и евнух, если хранит субботу от осквернения и крепко держится завета, то есть собирает небесную манну, постится, - он отмечен выше сыновей и дочерей. А кто такие сыновья и дочери, как не мужчины и женщины, которые пригвождены любить друг друга и, не покладая рук, трудиться ради своего потомства! А ведь Христом сказано: КТО ЛЮБИТ ОТЦА ИЛИ МАТЬ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ МЕНЯ, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ; И КТО ЛЮБИТ СЫНА ИЛИ ДОЧЬ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ МЕНЯ, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ(Матфей 10:37). Или так: СЛЫШИ, ДЩЕРЬ, И СМОТРИ, И ПРИКЛОНИ УХО ТВОЁ, И ЗАБУДЬ НАРОД ТВОЙ И ДОМ ОТЦА ТВОЕГО(Псалтирь 44 11). Или эдак: БОГ ОДИНОКИХ ВВОДИТ В ДОМ(Псалтирь 67:7). То есть глаза и уши открываются у тех, кто не обременён светскими обязательствами и может в большей степени посвятить себя Богу. Сатана ведь против, чтобы собирать небесную манну всю жизнь: ну разок собрал жатву с посеянной пшеницы и будь сыт!(Лука 22:31). Но неоскуделая вера с культивируемой любовью нуждается в усердном, периодическом КРЕСТьянстве. И евнух тут, конечно, только образ. Ведь всякий пенсионер, не бегающий за юбкой, может углубляться в духовную жизнь посредством поста. Отдал кесарю кесарево, теперь отдай божие — Богу! Да об этом и Павел напоминает: КОГДА МЫ БЫЛИ У ВАС, ТО ЗАВЕЩЕВАЛИ ВАМ СИЕ: ЕСЛИ КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ(2 фессалоникийцам 3:10).
Пост, как и все дела, подразделяется на тёмный и светлый. Для уха это звучит непривычно, поскольку власть остаётся за динамикой, развитием, и сиюминутный свет завтра оказывается тьмой по причине преимущества завтрашнего света(Матфей 6:23). В индуизме процесс всех дел чередуется тремя гунами — тёмной, страстной, саттвической и наоборот. Например, при саттвической вере жертвы приносят Богу, при страстной — демонам и бесам, при тёмной — покойникам, упырям и привидениям. Но в западной традиции мы привыкли к да-нет, или-или, так-эдак. Благой пост должен чередоваться с отдыхом. Например, в православии то едят мясо, то не едят. А вегетарианцы? По сравнению с мясоедами эти люди лёгкие на ногу, не косноязычные, не ленивые, не маломожные и более приспособленные для мыслительного процесса. Ведь мясо Библия относит к категории травной зелени(Бытие 9:3; 1:30), пищи скота, и апостол Павел зарёкся его куштувать. То есть, говоря языком санскрита, пища эта хоть и съедобная, но не саттвичная.
Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой
Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Грозди на лозах висят наливные; коренья и травы
Нежные, вкусные зреют в полях; а другие —
Те, что грубее, — огонь умягчает и делает слаще;
Чистая влага молочная и благовонные соты
Сладкого меда, что пахнет душистой травой — тимианом,
Не запрещается вам. Расточительно-щедро все блага
Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови
Вкусные блюда она вам готовит.
Лишь дикие звери
Голод свой мясом живым утоляют; и то не все звери:
Лошади, овцы, быки — ведь травою питаются мирно,
Только породы свирепые хищников: лютые тигры,
Львы беспощадно жестокие, жадные волки, медведи
Рады пролитию крови…
И что за обычай преступный,
Что за ужасная мерзость: кишками кишок поглощенье!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных
Жадное тело свое и убийством другого созданья, —
Смертью чужою — поддерживать жизнь?
Неужели не стыдно
Нам, окруженным так щедро дарами земли благодатной,
Матери нашей кормилицы, — нам, — не животным, а людям,
Жадно зубами жестокими рвать и терзать с наслажденьем
Клочья израненных трупов, как лютые дикие звери?
Разве нельзя утолить, не пожертвовав жизнью чужою,
Люди, ваш голод неистовый, алчность утроб ненасытных?
Был — сохранилось преданье — век золотой, — не напрасно
Названный так; жили люди счастливые, кроткие — просто;
Были довольны и сыты одними плодами земными,
Кровью уста не сквернили. И птицы тогда безопасно
Воздух кругом рассекали; и робкие зайцы бесстрашно
В поле бродили; на удочке рыбка тогда не висела
Жертвой доверия; не было хитрых силков и капканов;
Страха, предательства, злобы не ведал никто. И повсюду
Царствовал мир.
Где ж он ныне? И чем свою смерть заслужили
Вы, безобидные овцы, незлобные, смирные твари,
Людям на благо рожденные? Вы, что нас поите щедро
Влагой сосцов благодатных и греете мягкой волною.
Вы, чья счастливая жизнь нам полезней, чем смерть ваша злая?
Чем провинился ты, вол, предназначенный людям на помощь,
Ты, безответно-покорный товарищ и друг хлебопашца?
Как благодарность забыть, как решиться жестокой рукою
Острый топор опустить на послушную, кроткую шею,
Стертую тяжким ярмом? Обагрить мать-кормилицу землю
Кровью горячей работника, давшего ей урожай?..
Страшен ваш гнусный обычай и скользок ваш путь к преступленьям.
Люди! Убить человека нетрудно тому, кто, внимая
Жалким предсмертным хрипеньям, режет телят неповинных,
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны
Плачу дитяти, кто пищу небесную бьет для забавы
Или, — нарочно, своею рукою вскормив, — пожирает!
С вашей привычной жестокостью рядом стоит людоедство!
О, воздержитесь, опомнитесь, я заклинаю вас, братья!
Не отрывайте убийством от плуга вола земледельца;
Пусть он, служивший вам верно, умрет не насильственной смертью:
Не истребляйте стада беззащитные: пусть одевают,
Греют вас мягким руном и поят молоком своим щедро,
Мирно живя, умирая спокойно на пастбищах ваших.
Бросьте силки и капканы! не трогайте пташек небесных;
Пусть, беззаботно порхая, поют нам о счастье и воле.
Хитросплетенные сети, крючки с смертоносной наживой
Бросьте! Доверчивых рыб не ловите обманом коварным,
Уст человеческих кровью созданий живых не скверните;
Смертные — смертных щадите!
Питайтесь дозволенной пищей, —
Пищей, пригодной для любящей, чистой души человека.
(Овидий)
Где же убийствам ужасным предел, неужели беспечный
Ум ваш не видит того, что друг другу вы служите пищей?
Милого сына схватив, изменившего образ, родитель
С жаркой молитвой ножом поражает, великий безумец!
Жертва с мольбою к стопам припадает, палач же не внемля,
Пиршество гнусное в доме из чада родного готовит.
Также бывает, что сын из родителя или же дети,
Душу исторгнув из матери, плоть пожирают родную.
Горе мне! Если бы день роковой ниспослал мне кончину,
Прежде чем губы мои нечестивой коснулися пищи!
(Эмпедокл).
И всё же вегетарианство - не пост, а образ жизни. Для вегетарианцев пост был бы голоданием на определённые дни. Но и голодание на дни не всегда Библией считается за благо. ПОЧЕМУ МЫ ПОСТИМСЯ, А ТЫ НЕ ВИДИШЬ? СМИРЯЕМ ДУШИ СВОИ, А ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ?(Исайя 58:3). Я опять пропишу, когда Священное Писание считает человека нечистым — во-первых, неверующего, потом после испражнения, после родов, при регулах, после семяизвержения, при исходящем из сердца негативе. Это эманация множества, в которой неизбежны ссоры, распри, эксплуатация человека человеком. Бог не благоволит даже к дням таким и числам. А они в седмине творения — двойка, тройка, пятёрка, шестёрка. Когда седмина образует круг — конечная семёрка соединяется с началом спирального продолжения — это благо, единство, это высотка(Исайя 58:4,14; 33:16), к которой Бог благоволит. Ведь конец это мужчина, а начало — женщина, и прекрасно, когда они в единстве, винтик в гаечке. Но тогда в единстве и гармонии все противоположности, и даже в учениках Христа совокупны мудрость змеи и непосредственность голубя,
а пешка, пройдя на шахматной доске шесть клеток, становится королевой.
В глаголе «есмь» зачатие семи.
Семь ниспровергло башню Вавилона.
И семь холмов - столицы мира лоно.
Цвет семицветным явлен пред людьми.
Семь - основанье лунного закона.
Земные тайны за семью дверьми.
Семь дней творенья как завет прими,
Как семя, чье движенье неуклонно.
Семь раз отмерив, свой закончи труд.
И семь ветров твой пот седьмой смахнут.
В седьмое небо вглядывайся зорко.
Пусть отвергая многословный бред,
Рабочая и мудрая семерка,
Удваиваясь, дарит нам сонет!
(Вячеслав Куприянов, Сонет к семи).
Сердце седмины, четвёрка — тоже священна, поскольку в этот день транслируется о творении солнца и луны, взаимном сиянии мужского и женского начал. Вот на этих высотах, стыках седмин и эпох разрешаются оковы неправды, развязываются узы, поверхность уравнивается, холмы принижаются, а долы наполняются. Здесь очередное пришествие Христа, но Он остаётся неузнанным,(Матфей 17:12) или лучше сказать, не вверяется(Иоанн 2:24). Да, христиане ненавидят революции и судные дни считают за бедствие. Так судите себя сами, чтоб не быть судимыми,(1 коринфянам11:31) и библейские каскадные посты — хорошее для этого средство!
Средь жизни мирного теченья
Особые приходят дни,
Зовутся постными они.
Дни мудрого ограниченья.
Что ж пост – обычная диета?
Гордыню способ ублажить
И телу своему служить,
Оставив душу сзади где-то?
В начале мира воплощенья,
За небом и землей вослед
Господь создал над миром свет,
А после – прочие творенья.
Без Божьего огня и света
Душа «безвидна и пуста».
Цель христианского поста –
Возжечь поярче пламя это.
Не заслужить себе прощенье
Пред Богом и самим собой,
Не сделать свет своей судьбой
Без плоти грешной укрощенья.
Душа, покуда в плоть одета,
Нуждается в молитве и посте,
Чтобы ее небесной красоте
Не потерять ни чистоты, ни цвета.
(Михаил Гаро, Пост)
Сегодня посты не библейские и не апостольские. Лжеучители учат, что пост — не столько диета и голодание, сколько делание добрых дел. Ссылаются на ту же 58-ую главу Исайи, на перечисление угодных Богу постулатов. Но невозможно, не приучив себя терпению и страданию, сострадать и благодетельствовать. Посмотрите на богатых: они окружают себя высокими заборами, железными дверьми и решётками, охраной, телекамерами, сигнализацией, злыми собаками, травматическим и огнестрельным оружием, хранят в тайне свои адреса и номера телефонов да ещё норовят пролезть в депутаты, чтобы заполучить иммунитет от прокурора. Не получится здесь разделить свою высокопоставленность с вонючей бомжатной ямой и выровнять путь для Бога! Впрочем, Христос противопоставляет богатым, одетым в мягкие и пышные одежды не обездоленных от своих же страстей, а в придачу и от жадных их угнетателей, - и те и другие, как тростник, колеблятся ветром по законам кармы от скудости до полноты и от богатства до убожества. Нет, Христос ищущих наслаждения противопоставляет божьему человеку, аскету, пророку(Лука 7:24-26).
Иногда я смотрю по телеку в прямом эфире «Беседы с батюшкой» и «Вопросы к священнику». Никчемные вопросы бабьего кудахтанья схожи с курятником, которому покровительствует добродушный петух. Ради чего здесь генерируется невежество и мракобесие, - может, чтобы заявить на весь мир: вот она, я, Бобчинская(или Добчинская)? Жалко и кур, и их важнецкого куратора. Увы, страны, где исповедуется православие, поотстали по всем параметрам вместе со своим юлианским календарём и вымершим динозавром, церковно-славянским языком - реформы нужны дозарезу. Да и длиннющая фарисейская одежда, критикуемая ещё в бытность Христа на земле, выглядит анахронизмом, особенно мантия патриарха, таскаемая сзади, как хвост, иподьяконом.
Полюбите живого Христа,
Что ходил по росе
И сидел у ночного костра,
Освещённый, как все.
Где та древняя свежесть зари,
Аромат и тепло?
Царство Божье гудит изнутри,
Как пустое дупло.
Ваша вера суха и темна,
И хромает она.
Костыли, а не крылья у вас,
Вы разрыв, а не связь.
Так откройтесь дыханью куста,
Содроганью зарниц
И услышите голос Христа,
А не шорох страниц.
(Юрий Поликарпович Кузнецов)
В заключение я публикую проект документа «Важность поста и его соблюдение сегодня», принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези 10-17 октября 2015 года. Сколько много написано красивых слов о посте, который не пост и даже не диета, а просто пшик, судя по обильным животам священников!
ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА, ПРИНЯТЫЙ V ВСЕПРАВОСЛАВНЫМ ПРЕДСОБОРНЫМ СОВЕЩАНИЕМ В ШАМБЕЗИ, 10-17 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА.
Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.
1. Пост — Божия заповедь (Быт. 2:16-17). Согласно свт. Василию Великому, пост — ровесник человечества, ибо он был установлен в раю (О посте 1, 3). Это — великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Православная Церковь, неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда указывала на высокое значение поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужении всего годового круга в полной мере отражено святоотеческое предание о посте и учение о непрестанном и неослабевающем бодрствовании человека и преуспеянии в духовных подвигах. Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.
2. Как древнейшее установление пост имеет место уже в Ветхом Завете (Втор. 9:18; Ис. 58:4-10; Иоиль 2:15; Иона 3:5-7) и получает подтверждение в Новом. Сам Господь постился в течение сорока дней до начала Своего общественного служения (Лк. 4:1-2) и преподал наставления о том, каким образом следует упражняться в посте (Мф. 6:16-18). В целом, в Новом Завете пост предстает как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21). С самой апостольской эпохи Церковь указывала на высокое значение поста и установила среду и пятницу как постные дни (Дидахи 8, 1), а также пост перед Пасхой (Сщмч. Ириней Лионский у Евсевия, Церковная история 5, 24). В церковной практике, свидетельствуемой на протяжении веков, существовало разнообразие не только в отношении продолжительности поста перед Пасхой (Свт. Дионисий Александрийский. Послание к Василиду, PG 10, 1278), но и в отношении количества и содержания прочих постных периодов, которые сформировались под влиянием различных факторов, прежде всего, литургической и монашеской традиций, с целью надлежащей подготовки к великим праздникам. Таким образом, неразрывная связь между постом и богослужением указывает на меру и предназначение пощения и подчеркивает духовный характер поста, к которому призываются все верующие, каждый по своим силам и возможности, не пренебрегая этим священным установлением: Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь понести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси (Дидахи 6, 1-3).
3. Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием. Покаяние без поста бездейственно (Свт. Василий Великий. О посте 1, 3); также и пост без дел милосердия мертв, особенно в современную эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение благ лишает целые народы даже насущного хлеба. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы… (самогласен среды первой седмицы Великого поста, на вечерне; см. Ис. 58:6-7). Пост не исчерпывается простым, формальным воздержанием лишь от определенных видов пищи. Впрочем для похвального поста не достаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу (ср. Флп. 4:18). Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. (Свт. Василий Великий. О посте 2, 7).
Воздержание во время поста от определенных видов пищи и умеренность не только в выборе, но и в количестве употребляемой пищи, составляют осязаемую сторону духовного подвига. Пост есть воздержание от пищи, согласно смыслу слова; однако пища не делает нас ни более праведными, ни более неправедными. В таинственном же смысле слово «пост» означает, что, как для всех и каждого от пищи происходит жизнь, а от неядения — смерть, так и нам надлежит воздерживаться от всего мирского, чтобы нам умереть для мира, а затем, приобщившись божественной пищи, начать жить для Бога (Климент Александрийский. Эклоги. PG 9, 704-705). Таким образом, истинный пост соотносится со всей жизнью верующих во Христе и увенчивается их участием в богослужении и, особенно, в таинстве Божественной Евхаристии.
4. Сорокадневный пост Господа является образцом для поста верующих, делающего их причастными послушанию Господню, чтобы соблюдением возвратить себе то, что потеряли несоблюдением (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху, 28). Христоцентричное понимание духовной составляющей поста, в особенности, Великой Четыредесятницы, свойственное всему святоотеческому преданию, характерным образом обобщено свт. Григорием Паламой: Если ты будешь соблюдать пост таким образом, то не только станешь участником страстей и смерти Господней, но и совоскреснешь с Ним, и совоцаришься со Христом в нескончаемые веки: ибо через пост такого рода, став сроден подобию смерти Его, ты будешь участником и воскресения и наследником жизни в Нем (Свт. Григорий Палама. Гомилия 13, в пятое воскресенье Великого поста. PG 151, 161).
5. Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства — мера «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и совершенство совершенных. Все призваны по силе своей стараться соответствовать требованиям высоких православных критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати. И достигающие сего, хотя и исполняют все повеленное, никогда не превозносятся, но исповедуют, что они — рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Всем, согласно православному восприятию духовной жизни, необходимо не оставлять доброго подвига поста, но, и допуская послабления, полагаться на милость Божию в самоукорении и осознании своего недостоинства, ибо православная духовная жизнь недостижима без духовного подвига поста.
6. Православная Церковь, как любящая мать, определила все полезное ко спасению и установила священное время постов как богодарованную защиту новой жизни верующих во Христе от всякаго навета чуждаго. Следуя божественным отцам, она сохраняет, как и прежде, священные апостольские установления, соборные правила и священные предания, всегда предлагает священные посты как наилучшую аскетическую стезю духовного совершенствования и спасения верующих и провозглашает необходимость соблюдения ими всех установленных постов лета Господня, т.е. Великой Четыредесятницы, среды и пятницы, которые засвидетельствованы в священных канонах, равно как и постов Рождественского, святых Апостолов, Успенского и однодневных постов в Воздвижение Честного Креста, в канун Богоявления и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи, а также постов, устанавливаемых из пастырских соображений или соблюдаемых по желанию верующих.
7. Вместе с тем, Церковь по пастырскому рассуждению определила и границы человеколюбивой икономии в уставе поста. Поэтому для случаев телесной немощи, крайней необходимости или же тяжких времен она и предусмотрела соответствующее применение принципа церковной икономии согласно ответственному суждению и пастырскому попечению епископата Поместных Церквей.
8. Фактом является то, что сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений поста либо по малодушию, либо ввиду существующих условий жизни, что бы под этим ни подразумевалось. Однако все случаи отхода от священных предписаний о посте, носят ли они более общий или частный характер, должны с пастырской ответственностью восприниматься Церковью, потому что Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33:11). При этом не должно принижаться значение поста. Поэтому оставляется на рассуждение Поместных Православных Церквей определять меру человеколюбивой икономии и снисхождения для испытывающих затруднения в соблюдении действующих постановлений о посте, по индивидуальным ли причинам (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.), или более общим (климатические условия, а также социально-экономические особенности некоторых стран, как, например отсутствие постных продуктов), смягчая в этих особых случаях «тяготу» священных постов в рамках вышесказанного, ни в коей мере не умаляя священного установления поста.
Это милосердное снисхождение должно быть оказываемо Церковью со всякой осмотрительностью и, несомненно, с большей снисходительностью в отношении тех постов, по которым не всегда и не во всех случаях в церковной традиции и практике существует единообразие. Хорошо поститься каждый день, но неядущий ядущего да не осуждает. В таковых делах не нужно ни устанавливать законы, ни совершать насилие, ни принудительно обращаться со вверенной тебе паствой, но пользоваться убеждением, мягкостью и словом, сдобренным солью (Прп. Иоанн Дамаскин, О святых постах 7).
9. Кроме того, всем верным Церкви, чтобы должным образом приступать к Божественному Причастию, которое является главным выражением сущности Церкви, следует соблюдать и святые посты, и воздержание от вкушения пищи с полуночи. Подобает также поститься в знак покаяния, во исполнение духовного обета, для достижения той или иной священной цели, во время искушения, в соединении с прошениями к Богу, перед Крещением (для приступающих ко Крещению в зрелом возрасте), перед хиротонией, при наложении епитимий, во время паломничеств и в прочих подобных обстоятельствах.
16 октября 2015 года, Шамбези