Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 321
Авторов: 0
Гостей: 321
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика Гл.7 ч.2 (Очерк)

      Часть 2 седьмой  главы

     ч.4  Царь Салтан1575г.  Эпизод с мнимым царем Симеоном. Некий Симеон Бекбулатович, крещеный касимовский хан, провозглашен "великим князем всея Руси" и посажен в Кремле (подчинение ему "земщины"), а сам Иван IV, отказавшись от всех почестей и титулов, называет себя Иваном Московским и прислуживает "царю" Симеону. Эта ситуация длится целый год.
        И фигура Симеона Бекбулатовича в школьных учебниках выступает комической,  что-то типа шута Ивана Грозного.
        Но тут официальная история скрывает важные факты:
Вот отрывок  из повести Кайрата Бегалина  «Государь всея Руси Саинбулат Бекбулатович» А.С. Пушкин использовал  летописное имя Саинбулата «царь Салтан» в  своей « Сказки о Царе Салтане».
       Итак, слово Кайрату Бегалину: «В летописях этот человек впервые появится под именем «Царевича Салтана», позже его величали ханом касимовским Саинбулатом, он правил как Царь и Великий Князь всея Руси Симеон, а умер он в монашеской келье под скромным именем Стефан.
           С той поры минуло больше четырех столетий и сегодня уже невозможно отыскать его могилы на Соловецком погосте: время стерло не только память в памяти потомков, но даже надписи с каменных надгробий.
             Только далекий остров – крохотный клочок земли, простоявший века посреди нестихающих волн Белого моря, в бесконечной череде дня и ночи, только он один остался незыблем, словно та Истина, которая отразилась в словах поэта: «О Великий Мир! Я – песчинка твоя, сын казаха – я!».
            Он родился там, где река Урал разделяет Европу и Азию, и где сегодня находятся развалины первой столицы  Казахского ханства – города Сарайчика.
             Именно сюда в январе 1558 года от Ивана Грозного прибыл посол к правителю Рынпесков князю Исмаилу.

               Посол привез документ, в котором сообщалось:
«Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси слово другу моему Исмаилу Князю. Послал к тебе со своими грамотами казака Кадыша Кудинова со товарищи.
                Да ему же дал грамоты, одна к Касбулату салтану, а другая Бекбулату салтану. И будут те Царевичи у вас; и ты бы велел Кадышу наши грамоты отдать Царевичам. И нечто Касбулат салтан и Бекбулат салтан похотят ехати к нам, и ты их отпустил к нам часа того с Кадешем Кудиновым со товарищи.
            А ведомо тебе и самому, что об них братья их нам бьют челом, и хотят тово, чтобы им быти у нас. А которого для они нам надобны, и тебе ведоможе».
               Многое было ведомо князю Исмаилу. Знал он и о том, что русская армия нуждалась в сильной кавалерии и хороших полководцах.
             Поэтому Иван Грозный приглашал к себе опытных военачальников и влиятельных степных аристократов. Султан Касбулат был родным братом хана казанского, а султана Бекбулата на Руси ждали братья – астраханский царевич Тохтамыш и хан касимовский Шиг-Али.  
               Ответ Исмаила был кратким: «Бекбулат царевич у меня. А и к Касбулату царевичу послал есми человека». Они откликнулись на приглашение Ивана Грозного. Правда, Бекбулат выехал не сразу.
            Бекбулат болел долго. Дворцовые записи Ивана Грозного впервые сообщают о нем лишь четыре года спустя: «Царевич Бекбулат прибыл к нам около 1562 года». Вслед за ним вскоре приехала жена – женщина видная, красоты необыкновенной: монголоидные черты лица, доведенные до совершенства, обрамляли волосы русые и родители дали ей имя Алтын-шаш, что означает «Златовласая».
           С нею был юноша, который по праву своего рождения носил титул «султана», что означает «принц». Он был сыном Бекбулата, внуком прославленного Багадура и правнуком Ахмат-хана – последнего правителя Золотой Орды.
            Юноша   плохо говорил по-русски и, наверное, при знакомстве называл свой титул вместо имени. Как бы там ни было, но летописцы допустили ошибку, сообщив о приезде «Царевича Салтана». На самом деле звали его Саинбулат, что означает «Благородная сталь».
              В 1566 году скончался султан Бекбулат. На похороны из Степи прибыли родственники, среди них персоны знатные. Об их визите сохранились упоминания в царских архивах: «А что приехала Асанак мырзина Княгиня Тохтамышева Царевича, да Бекбулатова Царевича сестра ко Государю, да и с племянем с Алтын-шаш царицею виделась, да и с племянником Саинбулатом, и ту Княгиню пригоже Государю пожаловати, что братья ее родные Государю служили и головы положили».

           Жену князя Асанака звали Алтын-джан, что означает «Золотая душа».
            Годом позже пришлось пережить Саинбулату еще одну потерю – умер дядя хан касимовский Шиг-Алий. Так Саинбулат лишился своей последней опоры, но жила в нем надежда: тщеславная юность искала тропинку к успеху, избрав стремительный и верный путь к вершинам мира сего.

           24 января 1570 года Иван Грозный отправил в Константинополь дворянина Ивана Петровича Новосельцева.
           Тот прибыл во дворец султана Селима и сообщил ему, между прочим, следующее: «Мой государь не есть враг Мусульманской Веры. Слуга его, Царь Саинбулат, господствует в Касимове, Царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, Князья Ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей Вере».
              Итак, в начале 1570 года в городе Касимове на Оби управлял новый владелец – хан Саинбулат Бекбулатович.

               Заступил ли он сразу после скончавшегося в 1567 году хана Шиг-Али, или получил Касимов несколько времени спустя после его смерти, сложно сказать. В описи царского архива 1571-1584 гг. значится лишь запись: «Ящик 201: …да роспись шертная грамота и списки, как Государь Царь и Великий Князь пожаловал Саинбулата царевича, учинил на Касимове городке царем». К сожалению, года в этом любопытном документе не указано.

                 Летом 1573 года Саинбулат принял христианскую веру и в святом крещении был назван Симеоном, под этим именем он уже упоминается в документах Дел Датских 15 июля 1573 года.

             Два года спустя произошло событие чрезвычайное. Летопись сообщает: «Того же году (1575), в осень, посадил государь царь и великий князь Иван Васильевичь всея Руси на великое княженье на Москве великого князя Симеона Бекбулатовича, и сидел год один, и государь ему дал Тверь и учинил его великим князем Тверским».

                Английский посол Джером Горсей описывает царствование царя Симеона. Царь Иван Грозный «провозгласил новым государем, под именем Симеон (Char Symion) передал ему свой титул и корону и, отделываясь от своих полномочий, короновал его, но без торжественности и без согласия своих вельмож (peers); заставил своих подданных обращаться со своими делами, прошениями и тяжбами к Симеону, под его именем выходили указы, пожалования, заявления – все это писалось под его именем и гербом. Во всех судебных делах ходатайства составлялись на его имя, также чеканились монеты, собирались подати, налоги и другие доходы на содержание его двора, стражи и слуг, он был ответственен за все долги и дела, касавшиеся казны. Он был посажен на престол, прежний царь Иван пришел бить ему челом…»

              Много лет спустя после этих событий историк Карамзин напишет по этому поводу: «Мысль возложить венец Мономахов на голову татарина не всем россиянам казалась тогда нелепою».

         Симеон Бекбулатович был посажен на российский престол как царь и Великий князь всея Руси. Сам Иван IV на период царствования Симеона именовался лишь князем Московским.

         Что повлияло на принятие такого решения? Этот вопрос до сих пор остается тайной истории Государства Российского.

           Симеон Бекбулатович правил на Руси в течение года, после чего в 1576 году он освободил престол и получил в удельное княжение Тверь и Торжок.
           Карамзин сообщает: «Царь и Великий князь Тверской Симеон Бекбулатовичь, женатый на сестре боярина Федора Мстиславского, снискав милость Иоанову верной службой и принятием христианского закона, имел в Твери пышный двор и власть наместника с какими-то правами удельного князя».
             В 1577 году Иван Грозный прибыл в Новгород, где «смотрел Государь князя Симеоновых Бекбулатовича Тверского бояр и воевод и детей боярских». Затем «после себя велел Государь идти из Новгорода во Псков, в пятницу июня 14 день, великому князю Симеону Бекбулатовичу Тверскому…».

                  По воцарении «тишайшего царя» Федора, который начинал свой день молитвой: «Дай, Господи, никому не сделать ничего плохого», вся власть в Государстве Российском перешла в руки Бориса Годунова. Он был известным интриганом и добился, чтобы Симеон Бекбулатович попал в немилость и должен был выехать из Твери и жить уединенно.

             Симеон отправился в изгнание. В селе Кушалино коротал он тихие дни, прибывая в смирении и согласии. Но и там не оставили его враги в покое.
             Однажды «Борис в знак ласки прислал к нему, на именины, вина испанского». А что, кроме зла, может явиться из коварных проделок нечистой силы?  «Симеон выпил кубок, желая здравия, царю» - и занемог, а когда несколько дней спустя он поднялся со смертного одра, то обнаружил, что ослеп…

            «Так говорит летописец; так говорит и сам несчастный Симеон французу Маржерету».

           По воцарении своем Борис Годунов в присяге на верность требовал бояр говорить отдельной строкой: «…не думать о возведении на престол бывшего великого князя Тверского, Симеона Бекбулатовича, или сына его; не иметь с ним тайных сношений, ни переписки…»

             По воцарению же сына Бориса, Федора Годунова, бояре также клялись: «…не хотеть на государство московское ни бывшего великого князя тверского, слепца Симеона, ни злодея, именуемого себя Дмитрием…»

             Однако Лжедмитрий пришел к власти и, будучи наслышан о Симеоне Бекбулатовиче, решил приблизить его ко двору, но слепой старец оказался «ревностным христианином и слыша, что Лжедмитрий склоняется к латинской вере, он презрел его милости и ласки, всенародно изъявлял негодование, убеждал истинных сынов церкви умереть за ее святые уставы. Симеона, обвиняемого в неблагодарности, удалили в монастырь Соловецкий и постригли». После чего ему дали новое имя – Стефан.

               С той поры далекий остров, простоявший века посреди нестихающих волн Белого моря, в бесконечной череде дня и ночи, только он один был прибежищем «царевичу Салтану», хану касимовскому Саинбулату Бекбулатовичу, царю и Великому князю всея Руси Симеону и слепому старцу-мученику Стефану.
Он скончался в 1616 году, познав истину: все преходяще и только мир этот вечен…»
            Часть 5 Продолжение Войны с Речью Посполитой
           1576г.  Вновь актуализирует вопрос о выборах польского короля.
            Большая часть, польской  шляхты, избирает королем и коронует (1 мая прошла коронация) князя Семиградского Стефана Батория, наиболее неприемлемую для Московского государства кандидатуру.

            Извещая царя о своем избрании, новый король намеренно грубо формулирует преамбулу своей грамоты, не называя Ивана царем, не включая в состав его титула княжеств Смоленского и Полоцкого, указывая на претензию на эти земли.

1577г.  Война России с Польшей возобновилась.
1578.01. В Москве подписано второе перемирие России с Польшей (в период Ливонской войны) на три года.
1579.07. Польский король Стефан Баторий склонил герцога Магнуса к измене Ивану IV и начинет войну против России. Он отвоевывает крепости Венден и Вольмар. Война из Ливонии переходит в Новгород-Псковские земли. Швеция фактически сотрудничает с Польшей против России.

1581.02.  Новый поход Батория. Армия в 100.000 человек предпринимает штурм Пскова (31 приступ был отбит, Псков не сдался).

1581.03. Вторжение шведов в Ливонию. По просьбе приехавшего из Москвы посла папа римский Григорий XIII предлагает свое посредничество.
1581.11.  В припадке гнева царь Иван Грозный избивает своего старшего сына Ивана, который 20 ноября умирает (см. ст. Удар посоха оставил страну без наследника...).

И снова отрывок из книги И. Масса: «После того как в 1581 году Иван умертвил или потерял своего сына, о чем мы сообщили выше, когда говорили о рождении его детей, он стал предаваться жестокостям еще больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей еще не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он одевал красное - он проливал кровь, черное - тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом - повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.»

1582.01.06   С Польшей заключено Ям-Запольское перемирие (Ям Запольский мир). Стефан Баторий потребовал капитуляции русских перед шведами. Русские послы отправились в Англию в поиске союза против Польши. Русские отказываются от своих завоеваний в Ливонии. Швеция не участвует в договоре, и спор относительно русско-литовской границы остается незавершенным. Ливонская война окончилась.
1583.08.  Плюсское перемирие между Россией и Швецией на три года, по которому последняя сохраняет все свои завоевания (Ивангород, Копотье, Ям и Корелу)  и отбирает у России последний выход к побережью Финского залива.

                       ч.6 Походы Ермака
1578. Первый поход Ермака в Сибирь. Появление голландцев в устье Северной Двины. Война со Швецией.
В 1563 г. к власти в Сибири пришел хан Кучум, который сначала был, согласился пойти на дипломатические отношения с  Москвой, но затем убил московского посла.
С этого времени набеги татар на пограничные русские земли в районе Перми стали постоянным явлением. Владельцы этих земель, Строгановы, имевшие от царя грамоту на заселение пустующих территорий, обратились к казакам, отряды которых умножились на границах русского царства. Казаки явились к Строгановым в составе 540 человек.

1 сентября 1581 г. Строгановы направили Ермака с казаками завоевывать Сибирь. Ему придали 300 своих воинов: «...ратных людей Литвы, Немец и Татар, и русских людей, буйственных и храбрых предобрых воинов триста человек». Всего в выступившем отряде было 840 человек.
Строгановы дали им жалованье, снабдили припасами, одеждою, оружием, дали проводников и толмачей.

Продвигаясь вниз по рекам и достигнув реки  Туре, казаки «повоевали» много татарских городков и улусов.
Одного из пленников, известных лично Кучуму, Ермак отпустил, и тот рассказал Кучуму: «Русские воины сильны: когда стреляют из луков своих, то огонь пышет, дым выходит и гром раздается, стрел не видать, а уязвляют ранами и до смерти убивают; ущититься от них никакими ратными сбруями нельзя: все навылет пробивают».  

В общем,  все было как у испанцев  с индейцами,  не видели в Сибирском ханстве массового употребления  на войне  огнестрельного  оружия.
Кучум выслал навстречу русским своего родственника Маметкула с воинами, а сам укрепился подле реки Иртыш, под горою Чувашьею.

Маметкул встретил Ермака на берегу Тобола при урочище Бабасан. Татары стали обстреливать казаков с высокого берега из луков. Ермак высадил часть казаков на берег. Татары бросились в атаку с копьями, но казаки встретили их плотным огнем. Татары отхлынули и побежали.

По этому  эпизоду написана картина «Покорение Сибири Ермаком». А сам Ермак  вернулся  назад.

1582.   Находящийся на службе у Строгановых атаман Ермак с отрядом донских казаков вновь переходит Уральские горы и это была вторая попытка завоевание Сибирского ханства.

Теперь между отрядом Ермака и столицей Сибирского царства стоял сам хан Кучум со своим войском.

Казаки взяли городок Атик-мурзы, и засели в нем. На другой день им предстояло сразиться с главными татарскими силами.. Силы действительно были неравные. Источники оценивают силы Кучума в 10 тыс. конницы под командованием Маметкула и с трудом поддающиеся исчислению сводные отряды подвластных татарам сибирских народов. Л. Н Гумилев считает, что еще в конце XV в. лучшие силы татар во главе с ханом Шейбани ушли в Среднюю Азию и захватили там огромные территории, в Сибири же остались наименее активные, наименее «пассионарные».

            Тактика казаков строилась на максимальном использовании огнестрельного оружия, на применении массированного огневого удара.
Укрепления столицы Кучума обветшали. Земляной вал осыпался, деревянные стены осели и местами пришли в негодность.

Поэтому татары решили встретить казаков на берегу и у подножия горы оделяли засеку. Лучшие силы войска Кучума укрылись за поваленными толстыми стволами. Вверху, на горе татары установили несколько своих пушек, но они так ни разу и не выстрелили.

Судя по всему, татары ждали казачьей атаки, чтобы, укрывшись за засекой, уберечься от пуль, а затем, подпустив казаков поближе, решить дело рукопашной схваткой.

Казаки, как и предполагали татары, приблизились на стругах к берегу, дали несколько залпов и стали высаживаться. Татары пустили тучи стрел и заставили высадившихся жаться к стругам. Появились первые потери ранеными.
Казачьи пушки со стругов тоже вели беспрестанный огонь, но большого вреда укрывшимся за засекой причинить не могли.

Бесполезная для обеих сторон перестрелка продолжалась недолго. Видя нерешительность казаков, Маметкул, командовавший татарами, приказал сделать в засеке три прохода и, выйдя по ним из-за засеки, атаковать прижатых к берегу казаков.

Встречая атакующих, казаки выстроились в каре, поставив посредине пищальников. Посланные первыми ханты и манси (остяки и вогулы) после первых же залпов в упор бросились бежать.

Татары вели себя храбрее, они достигли казачьих рядов, пытались прорвать каре. Дело дошло до рукопашной схватки. «И быть сеча зла, за руки емлюще сечахуся» Но казачьи пищальники оставались внутри каре в неприкосновенности, перезаряжали оружие и залповым огнем клали татар толпами.

Маметкул пытался собрать вокруг себя конницу, чтобы решить дело конной атакой. Шальная пуля свалила его с седла. Какой-то казак чуть не захватил его в плен.
     Татары отбили раненого предводителя, отнесли его в заросли, где была спрятана лодка, и увезли в безопасное место.

Ранение Маметкула вызвало панику в татарском войске.

Оно стало разбегаться, Кучум, наблюдавший за сражением с горы, одним из первых бежал, бросив на произвол судьбы свою столицу.


Казаки, отбив все атаки неприятеля, не решились все же преследовать бегущих. Они отошли на ночь в Атик-городок.


Так закончилось сражение 23 октября 1582г. Через три дня татарское войско полностью разложилось.
Остяцкие князья увели своих людей, покинули Кучума. Сам он с верными татарами ушел в Барабинскую степь.

           26 октября 1582г. отряд Ермака вступил в столицу Сибирского царства – Кашлык.
        Однако ввиду малочисленности отряда Ермака закрепиться на захваченных огромных пространствах было невозможно и Ермак Тимофеевич направляет посольство в Москву просить помощь.

             Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и обещал послать 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул "князь Сибирский". Отряд стрельцов под руководством князя Волховского по пути движения умудрился растерять почти все припасы и когда стрельцы добрались до Искера, "запасу у них не было никакого".
           А между тем казаки Ермака, приняв решение о новой зимовке в Сибири, успели заготовить лишь столько продовольствия, сколько им надо было для своего пропитания.              
          Имевшиеся запасы быстро закончились, начался великий голод. Стрельцы вымерли поголовно. Их воевода князь Волховский тоже не перенес невзгод и лишений.
                       Последний поход Ермака вверх по Иртышу.
1. В 1585 Кучуму удалось собрать новые силы для борьбы с Ермаком.
            Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум стал распространять ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам.
             Ермак с отрядом в 150 человек, с трудом перезимовав в Сибири (продовольствие быстро кончилось, в отряде начался голод) отправился вверх по Иртышу и дошел до устья реки Шиш.
              Здесь 6 августа 1585 Кучум внезапно напал на отряд Ермака у устья р. Волая (приток Иртыша). Будучи раненным, Ермак попытался переплыть Вагай, но тяжелая кольчуга – дар царя Ивана IV Грозного – потянула его ко дну («был одет он царскими панцири, струг же его отплыл от берега и он, не дошед, утопе»).
            Согласно летописям, тело Ермака было обнаружено татарами и «праздник мести» длился шесть недель (в мертвое тело пускались стрелы). Погребен был Ермак, по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной».
           Ну и на последок  надо сказать, что в действительности Ермака Тимофеевича, по документам  той поры  звали иначе              Из этих летописных источников следует, что дед Ермака - Афанасий Григорьев Аленин был в Суздали посадским человеком, затем перебрался во Владимир, где занялся извозом.
         Его сыновья - Родион и Тимофей Аленины переселились на реку Чусовую, где у Тимофея родились 3 сына: Гавриил, Фрол и Василий (Ермак).
         Историками зафиксировано 7 разных наименований   Василия Тимофеевича Аленина: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей.

          Успех Ермака не привел к немедленному присоединению Западной Сибири, это произошло позже, но разгром Сибирского ханства означал возможность присоединения зауральских земель Россией.
                   Смерть Ивана IV.Исак Масса так описал это событие:
«Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь все слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности еще не было заметно;

И говорят, один из вельмож, Богдан Бельский [Bogdaen Belsci], бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом (Johan Eyloff) питье, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному богу, верно, только то, что вскоре царь умер.

Это случилось 4 марта 1584 года, по старому стилю.

                   ( конец 7 главы)

© Бровко Владимир, 11.10.2007 в 13:41
Свидетельство о публикации № 11102007134117-00041317
Читателей произведения за все время — 294, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют