Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 440
Авторов: 0
Гостей: 440
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Рондо Москва-Петушки
(ВЕНИЧек нео-сонетов с белой кодой)


                                     «Серб Александр, на мой вопрос –
                                      много ли он смеялся при переводе
                                      (поэмы «Москва-Петушки»),
                                      ответил: я больше плакал...»
                                                   (В. Ерофеев. Из записных книжек.)


I. (Москва. На пути к Курскому вокзалу)

«Увидеть Кремль и, – умереть!» –
сие строение из рода привидений.
«В России нет дорог, но - только направленья», –
сказал мудрец... И так оно и есть.

И направленья эти, как тут ни крути,
как жизнь неоднократно доказала, –
смыкают все возможные пути,
минуя Кремль, у Курского вокзала.

Что ж, Кремль – не панацея от тоски.
Я вновь на Курском – редкая удача!...
Предчувствую ехидные смешки:

«А как же Кремль? Ты промахнулся – не иначе!»
Не промахнулся я... Я еду в Петушки, –
вот блажь моя... И – цель. И – сверхзадача.

II. (Москва – Чухлинка)

Вот блажь моя и цель, и сверхзадача:
не оставаться на достигнутом, зане
такие бездны открываются во мне,
что, заглянув туда, я слёз не прячу.

Я не умею пить, как те, вдвоём, -
так отвлечённо, так транс-цен-ден-тально,
и эта влага в чемоданчике моём
мне не нужна. Но - оченно желанна...

...О, сколько такта в их пустых глазах!
Я б мог вползти в вагон хоть на карачках –
им ни упрёк не ведом, и ни страх...

Мне дорог взор ваш безучастный и прозрачный.
Я вас люблю. И, если сгину в Петушках, -
О, не зовите, не жалейте и не плачьте!


III. (Чухлинка – Никольское)

О, не зовите, не жалейте и не плачьте!
А помянуть, так это – ради Бога! –
влеченье сердца и веленье долга
всегда отыщут компромисс... А я, тем паче

достоин буду поминального обряда
там, в Петушках... Считайте, что – в раю.
Там, где любовь моя всегда со мною рядом,
где наш младенец научился букве «Ю».

Там, где жасмину никогда не поздно
и зеленеть вовсю, и пышным цветом цвесть,
где круглый год порхают птахи и стрекозы,

где обессмыслено тупое слово «смерть».
Не ухмыляйтесь, - я вполне серьёзно!
Я попросту устал ломать комедь…

IV. (Никольское – Кучино)

Я попросту устал ломать комедь
и, величая одиночество свободой,
себя считая существом иного рода,
спиртовкой одинокою гореть.

Там, на платформе петушинской, ждет меня,
вытягивая шею с нежной жилкой,
царица пошлости бесстыжая моя
с косой от попы и до самого затылка.

Зов плоти, крепкий дух раблезианства
с годами повышается в цене, –
пора оценивать, как дОлжно постоянство,

комфорт в душе и в теле, и вовне...
А горький яд бессмысленного пьянства
я залпом выпил и познал вполне.

V. (Кучино – Черное)

Я залпом выпил и познал вполне
закон, не поддающийся рассчётам –
так дирижировать позывами икоты
мог только Он, разочарованный во мне!

Непостижимость пауз при иканьи –
Всевышней Воли несомненный знак.
Смирись же, Веничка, пред Божьим наказаньем...
Да будет так, Господь... Да будет так!

А всё за что? – за жажду всё успеть,
И просто жажду, что со мною ежечасно.
“Memento mori” – рядом Жизнь и Смерть.

И этот приступ дал понять мне ясно -
чтоб с осторожностью рассматривал и впредь
Жизнь, как коктейль, манящий и опасный.


VI. (Черное – Электроугли)

Жизнь – как коктейль, манящий и опасный,
составленный по рецептуре Божьей...
Куда уж мне с моей нетрезвой рожей
соваться рылом в этот ряд калашный!

Но дерзновенный дух пытливой мысли
мне шепчет композитные рецепты,
чтоб воспарить над суетною жизнью,
быть может, горько пожалев потом об этом.

Мои коктейли – это взрыв, торнадо, порох
для одержимых тягой к новизне...
Оговорюсь: хоть я и сам не промах,

ещё ни разу не давалось мне
постигнуть до конца мой «Сучий потрох»,
где горечь Истины покоилась на дне...

VII. (Электроугли – Храпуново)

Где горечь Истины покоилась? На дне?
Не обольщайтесь, господа, – её там нету!
Она звучит в натянутой струне
строки последней у текущего сонета.

Её не только надобно понять,
но – сжиться с Истиной на уровне инстинкта!
(В согласье с Ней, куда-то у меня
початая девалась четвертинка...)

Вам, человеки, эту Истину дарю!
Пусть вашу жизнь она пронижет нитью красной!
О, я не первый в этом доблестном строю,

тех, кто призвал вас быть смиренным и бесстрастным.
Вслед за другими я пришел и говорю:
«Все сущее – не вечно и напрасно.»

VIII. (Храпуново – Фрязево)

Все сущее не вечно и напрасно –
Кремль… Мироздание… И даже – Петушки.
Так стоит ли считать себя несчастным
из-за какой-нибудь пустяшной чепухи?!

От четвертинки ли початой и пропавшей,
иль оттого, что я уж слишком долго еду?...
О, суета дрожащей жизни нашей,
подчас неотличимая от бреда!

Равно в трагедии и в фарсе есть финал.
И лишь Господь всё знает наперёд.
Не помню, чтобы Он ко мне взывал

помочь Ему избрать сюжетный поворот.
Я все ходы Его смиренно принимал,
и жил как жил... И был порою горд.

IX. (Фрязево – Павлово-Посад)

И жил, как жил, и был порою горд,
порою – счастлив, а порой и – невменяем.
Вздымал рабочий надо мной свой тяжкий молот,
Крестьянки метили порой серпом по яйлам...

Но никогда на шёпот искушенья
не поддавался я... Хоть я не трус...
Вот и теперь не трать, Лукавый, время, -
я, если спрыгну, – непременно разобьюсь!

И посрамленный сатана ушел, мерзавец,
чтоб искушать других вкусить от плода,
Зубовно скрежеща и чертыхаясь...

А я остался у заклинившего входа,
Смотря из тамбура на мир и проникаясь
Особым пониманием свободы.

X. (Павлово-Посад – 85-й км)

Особым пониманием свободы
полна моя дурная голова.
Вагон-катамаран... Четыре входа...
А в трезвой ипостаси – только два.

Ты только, Веничка, не забывай – крестись!
Хмельное измеренье тем и гадко:
то царь понтийский появляется, то Сфинкс
со злою и нелепою загадкой.

«Из пункта А в пункт Б...» Шалишь, паскуда!
Я сразу раскусил куда он гнёт...
Мне надо в Петушки, и я там буду!

«Наш паровоз, вперёд лети!»... Лети вперёд!
И, что мне – Сфинкс?!.. Страшилка... Чудо-Юдо...
Не ангел и, тем более, - не чёрт.


XI. (85-й км – Воиново)

Не ангел и, тем более, - не чёрт...
Не царь, не раб, не червь и не Господь...
Старик Державин... Блок... «Мы любим плоть»...
А плоть прикончим, так - души придёт черёд.

Недвижный кто-то... Чёрный кто-то...
Иль это только снится мне
сквозь окон чёрную зевоту?..
И, - почему черны оне?

Прочистить надо... Просветлить. Сейчас... Сейчас...
Пуста... Пуста... А здесь что?... Бутерброды...
О, жажда!...О, тщета бессилья в нас!

И эти муки - в наказанье мне, уроду,
что, никогда не оставляя про запас,
я превращал подчас спиртное в воду.

XII. (Воиново – Петушки)

Я превращал, подчас, спиртное в воду.
А вот обратного мне было не дано:
вода не обращается в вино
по воле жаждущего водки сумасброда.

Но во спасение я дорого бы дал
за это чудодействие Господне...
Как долго я покинутый лежал?...
И что за день сейчас – вчера или сегодня?...

«Встань, Веничка. Ведь ты почти у цели!
Не огорчайся, что тебя никто не ждёт.
Встань и иди! - мне ангелы пропели, -

Ты – в Петушках. Всё прочее – не в счёт!»
Я в Петушках! И – слёзы льются в землю,
поддерживая вод круговорот...

XIII . (Петушки. Садовое кольцо)

Поддерживая вод круговорот,
Холодной моросью и ветром полон вечер.
«Встань, Веничка, и двигайся вперёд.
Вон, видишь, - кто-то там идет навстречу...»

Кто эти четверо? О, как длинны их тени!
Я их узнал – они пришли за мною!...
Но ангелы поют: «Ах, Веня, Веня,
Какая чушь тебя терзает с перепою!

Встань и иди! – «Талифа куми!». Будь мужчиной!
Ну, мало ль ночью в Петушках какого сброду?
Талифа куми! И не думай о кончине!

Смелее, Веничка!... Прибавь маленько ходу...» -
и я бодряще разражаюсь матерщиной,
и не в укоры Небу, а – в угоду.


XIV (Петушки. Кремль.)

И не в укоры Небу, а в угоду,
и стеклотарою, и лирою звеня,
я стал вполне любезен для народа.
За что же Небо отвернулось от меня?!

О, эти четверо! От них не жди пощады!
Наврали ангелы… И что же я смогу?...
Они ведь – Всадники. Их кони где-то рядом.
Бежать? Смешно... И всё же я бегу.

О, эта недоплаканная жалость
к себе, любимому... Скажи, Господь, ответь, -
что им во мне? Зачем в глазах их – ярость?

Брусчатка. Плац. Стены кирпичной твердь...
Ну, вот и всё. Последнее осталось:
поднять глаза,
                     увидеть Кремль и – умереть...

XV.

«Увидеть Кремль и, - умереть...» -
вот блажь моя. И цель. И сверхзадача.
О, не зовите, не жалейте и не плачьте! –
я попросту устал ломать комедь.

Я залпом выпил и познал вполне
жизнь, как коктейль, манящий и опасный,
где горечь Истины покоилась на дне:
«Всё сущее – не вечно и напрасно...»

И жил, как жил. И был порою горд
особым пониманием свободы.
Не ангел и, тем более, не чёрт,

Я превращал, подчас, спиртное в воду,
поддерживая вод круговорот,
и не в укоры Небу, а – в угоду.


XVI. Белая кода.

Еще не вечно, но уже, увы, напрасно,
отлита в бронзе, на платформе ждет меня
моя любовь с глазами цвета неба,
с косой от попы и до самого затылка...*

_____________________________________________________________
* 24 октября 1998г. на платформе ж/д станции Петушки был установлен
временный памятник героине поэмы В.Ерофеева в образе девушки, с надеждою
глядящей в сторону Москвы.


В настоящем произведении местами использовались строки, принадлежащие
Г.Державину, А.Пушкину, А.Блоку, С.Есенину и У.Черчиллю.
Многие – перевраны.

© Николай Хлебников, 11.10.2007 в 08:33
Свидетельство о публикации № 11102007083316-00041278
Читателей произведения за все время — 517, полученных рецензий — 5.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Павел Галачьянц (Галич)
Впечатляет...
Спасибо, Николай.
С улыбкой, Павел.
Николай Хлебников
Николай Хлебников, 11.10.2007 в 08:45
Спасибо на добром слове, Павел.
Но... Как Вам удалось осилить 250 строк за 5 минут?
(где-то столько времени прошло с момента "вывешивания")
Или Вы уже знакомы с этой работой по другим ресурсам рунета?

Искренне,
Хэ-ник.

Павел Галачьянц (Галич)
Пусть Вас не смущает, Николай, скорость моего чтения.
Я умею читать "по диагонали, а моя бабушка (царство её небесное) умела читать "постранично".
Поэтому успеваю читать очень много и на на разных ресурсах...
С улыбкой, Павел.
Владимир Бубнов
Владимир Бубнов, 12.10.2007 в 10:36
Я, в отличие от Павла, быстро читать не умею, особенно стихи, да и не хочу. Меня тоже впечатлило. Огромная работа, и, по-моему, очень удачная. Всё выполнено мастерски. Поздравляю, Николай.
Правда, я не понял, почему рондо? Ни на классическое пятнадцатистрочное, ни на совершенное рондо эта форма не похожа. Скорее это венок сонетов с магистралом в конце и кодой. Хоть сонеты и не совсем классические. Впрочем, это не так уж и важно, главное что есть стихи. :)
Николай Хлебников
Николай Хлебников, 12.10.2007 в 10:53
Спасибо, Владимир!
Рад, что впечатлило.
"Рондо Москва-Петушки" - это просто название произведения, никак не относящееся к твердой форме поэзии. Просто слово "рондо" употреблено здесь в своём изначальном значении: Ро́ндо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») - герой ведь совершил именно такой круг.
А форму этой работы я определил сам, как
"ВЕНИЧЕк НЕО-сонетов с белой кодой",
разместив её в жанре "Поэмы и циклы стихов" - из-за далеко не классической формы входящих в неё "сонетов" я не решился размещать эту работу в "Твёрдых формах".

Тем не менее, я этой работой очень дорожу - и писал её довольно долго (где-то полгода), и по сей день всё ещё вношу в неё порой некоторые небольшие изменения.

Искренне,
Хэ-ник.

Владимир Бубнов
Владимир Бубнов, 12.10.2007 в 11:07
Теперь всё понятно. Прошу прощения за бестолковость. :)
ГЕМ
ГЕМ, 23.10.2007 в 09:56
Как бы, Николай, ни называлось это Ваше произведение на языке литературоведения, что бы там ни отмечалось в деталях, главное - не в них. Главное в том, что Вы написали очень крепкое и интересное произведение, достойне вдумчивого прочтения.
Искренне рад встрече с Вами как творческим человеком!
Ст.Ст
Николай Хлебников
Николай Хлебников, 18.02.2008 в 16:07
Спасибо, Стен Стейр!
Взаимно рад. Извините за заоздалый ответ.

Искренне,
Хэ-ник.

**Без имени**
**Без имени**, 17.02.2008 в 00:12
Что-то я пропустил это и на ЛС, и на ЧХА, блин!
Прочел, и с огромным удовольствием прочел, Ник! Мощно сделано! 11+
Но нужно еще более осмысленно влезть...
Николай Хлебников
Николай Хлебников, 18.02.2008 в 16:09
Благодарю Вас, Евгений!
Ужасно рад, что эта работа, которой я очень дорожу,
всё-таки попалась Вам на глаза и, более того, - даже понравилась!
:)
Искренне,
Хэ-ник.
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 27.11.2008 в 11:57
Удивительно... Спасибо.. даже хвалу петь не хочется, хочется пожать руку. Ещё раз спасибо!
С уважением
Григорий
Николай Хлебников
Николай Хлебников, 27.11.2008 в 12:27
Благодарю Вас, Григорий!

Ах, если бы Вы знали как дорога мне сейчас поддержка!
Сейчас, когда вот уже без малого год гнетут меня самые чёрные мысли о собственной никчёмности и прочая, прочая дрянь лезет в голову и не даёт мне покоя.
Говорят, такое часто бывает с теми, кто бросил курить после большого "стажа".
Но мне, понятно от этого не легче...
Одна надежда - что рано или поздно этот кошмар закончится.
Извините, что так разоткровенничался.

Искренне,
Хэ-ник.

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 27.11.2008 в 13:01
Вы знаете, Николай, я 4 года назад, как раз от чувства безысходности и никчемности пошёл работать в дом престарелых... Хотя и вебдизайнером приглашали и инженером... Не захотел. И не жалею. Столько всего понял! Например, что в мире нет никчемности. Совсем. И безысходности нет. Когда старуха столетняя за жизнь цепляется, за уходящую(!) жизнь, только потому, что считает, что надо какую-то ерунду доделать, досказать чего-то. Научить своим словом, жестом, взглядом русского еврея Грегора (меня, т.е.)какой-то важной, по её мнению чепухе... А Вы, хотя бы этим стихотворением, уже достойный след оставили. А ведь оно не одно у Вас! Так что пишите, живите! И сил Вам побольше, и терпения, и самоуважения.
Ах, да! Я ведь тоже курить бросил:))
С уважением
Григорий
Николай Хлебников
Николай Хлебников, 27.11.2008 в 17:29
Спасибо, спасибо, спасибо Вам!

Искренне,
Хэ-ник.


Это произведение рекомендуют