Тому, кто открыл для нас «Властелина колец» и
заставил полюбить этот удивительный мир, он и сам настоящий маг и чародей
Лучшему из художников- иллюстраторов Денису Гордееву.
Изящество, достигшее предела, а совершенству не было границ
В другой эпохе , как живет он смело. -А как зовут художника - Денис
А отчество? Он молод и прекрасен. И Мастер молодым таким казался
И что он подарил нам? Снова праздник. И только Ангел в пустоте метался
Он был красив, нет, просто был прекрасен. И головы склонили короли
И мы спешим с восторгами на праздник. В иные дали двери растворил.
И Воланда надменная улыбка, художнику сегодня по плечу.
И на страницах тайна , дико, зыбко, к реальности вернуться я хочу
И не могу, он снова мифы пишет, так никогда никто их не писал.
А ангел? Ангел, и летит и дышит, не отражаясь в пустоте зеркал.
И снова этой книги совершенство постичь не в силах, я останусь там
Где мистика, стихия и блаженство, эпоху узнавали по штрихам,
И по портретам, Брюсов снова плачет, от умиленья, признавая дар.
А что художник? Он не мог иначе, он снова распалил в душе пожар
И Властелином будет, и прекрасно отобразит трагедии накал.
Там ангел и мудрец, и дева в красном. И все забыв, он снова их вписал
В сюжет романа, и молчит устало. И где-то там, в сверкании огня.
Какая вера и какая слава, теперь понятна будет для меня.
И оживит он дивное творенье, забытое в скрещении времен.
И снова вижу ангела парение, огонь и мрак, и колокольный звон
Если бы этот художник подарил нам только мир «Властелина колец» с его тайнами, знаками, мифами, в далеком 1990 году, то и тогда он навсегда остался бы в истории нашей. В конце 20 века мы распахнули для себя бескрайний и удивительный мир, заглянув в прошлое свое, реальное и вымышленное, но такое удивительное, но вот уже перед нами и «Остров сокровищ», роман, любимый с детства, совсем в ином свете предстал. А теперь «Огненный ангел» сложное и красочное полотно, в котором через призму серебряного века и прозу выдающегося историка и писателя Валерия Брюсова, мы проникаем в Средневековье с его любовью, магией, желанием продать душу дьяволу ради высокой цели и страсти небывалой. И повествование о путешествии и в реальности и в глубины души человеческой оживает и возвращается, благодаря ему в первую очередь.
Иллюстрировать такой текст, сложный и противоречивый, наполненный символами, знаками, цитатами из древних и средневековых наших философов и писателей, там где рядом с Фаустом снова появляется Вергилий, и загадочная прекрасная дама, способная внушить страсть герою, все это оказалось по силам не просто Мастеру, но настоящему чародею. И более того, ему не только удалось оживить этот сложнейший текст, и заставить к нему прикоснуться тех, кто, вероятно, никогда так и не осилил бы его сопротивления, но и преобразить его.
Тот, кто взял в руки книгу с иллюстрациями Дениса Гордеева, просто не сможет не прочесть того, что за этими иллюстрациями скрывается. И значит, именно он, как волхвы древности, окропив его живой водой -добавленной в краски, его дарит ему вторую жизнь.
Сухие строчки описания книги и те говорят сами за себя:
"Огненный ангел" - шедевр мистической прозы, созданный одним из основоположником русского символизма Валерием Брюсовым.
Первое издание "Огненного Ангела" в коллекционном оформлении - сочетание средневековой строгости и изящество символизма XX века.
Специально для этой книги были подобраны оригинальные орнаменты, выполненные в технике XVI века.
Шрифтовое оформление книги, специально подобранная глянцевая бумага, а также десятки уникальных полноцветных иллюстраций признанного мастера Дениса Гордеева создают единый, цельный "средневековый" стиль.
А что же испытывает тот, у кого в руках эта книга оказалась?
Сразу ясно, что это не просто книга, это шедевр полиграфического искусства и невероятного мастерства художника.
В последнее время полиграфисты делают нам такие подарки не редко, уровень технического исполнения достиг небывалых высот, но только Мастер способен создать нечто уникальное, единственное и неповторимое. И мы остаемся в плену у тайны.
Краски, орнаменты, знаки, символы, удивительная вязь письма. Ощущение воздушного пространства, и полета ангелов. Тени и призраки живут и дышат на глянцевых страницах.Но этот тот глянец, за который нам никогда не будет стыдно, и он сохранит для нас удивительное искусство живописца в первозданном своем виде.
Так какой же он Мастер нового века? Ему сорок с небольшим, но уже почти 20 лет он заставляет волноваться, восхищаться, ждать его новых творений. И ни разу еще не разочаровал всех нас, наоборот, остается только дивиться и радоваться тому, что он нам великодушно дарит снова.
И тогда начинаешь верить в то, что какими бы страшными и тяжкими, какими бы черными или серыми не были времена, в нашем мире остаются пророки, волшебники, чародеи. И не придуманные писателями, а живые, реальные.
На первый взгляд они ничем не отличаются от простых смертных, но только на первый. Когда в руках у творца оказывается скрипка, перо, кисть, он преображается до неузнаваемости, и творит настоящее чудо. Разве не сталкивались вы с этим?
В пору солнечного и прекрасного язычества нашего их называли волхвами, тогда вместе с Велесом - богом всего живого, покровителем поэтов и художников, они постигли высшую мудрость, они читали тайные книги, и открывали иные миры, они разговаривали с богами.
Но за тайные знания надо было заплатить немалую цену. Они призваны были все время возвращаться в этот мир, чтобы дарить нам свои знания, видения, иллюзии, без которых мир оставался бы серым и тусклым, а мы сегодня на каждом шагу не сталкивались бы с чудом.
Это началось в 1991 году , когда мы открыли для себя «Властелина колец» - этот уникальный миф, без которого уже и жизни своей не представляем.
Я не знаю, каким бы он был для меня, если бы издательство «Северо-запад » в те дни не выпустило свой трехтомник с уникальными иллюстрациями Дениса Гордеева.
Даже сегодня, когда кто только не иллюстрировал «Властелина», когда мы просмотрели три огромных фильма по мотивам книг, для меня лично, то, что сотворил художник, и то, что появилось позднее - вещи несопоставимые.
Эльфы, люди, чудовища, там они были изначально удивительными, особенными, хотя иллюстрации черно -белые, и не особенно хорошего качества печать, но можно было только представить себе, как все это выглядело в цвете, в неповторимых красках и полутонах.
И от страницы к странице мы открывали для себя этих героев, таких же уникальный и неведомых, как и мир, созданный великим писателем
Голливуд с его спецэффектами и компьютерной графикой, вероятно, может поразить воображение любого, он все время пытается нас удивить размахом и чудесами небывалыми. Но если у чародея в распоряжении только альбомный лист (даже не громадный холст) карандаши, кисти и краски, если перед нами не голубой огромный экран, а только страница книги, и читатель и с текстом и с художником остается в приятном уединении. И нет у него могущественных помощников- вот только в таких условиях настоящее чудо рождается. И оживают пока еще никому не ведомые персонажи, и они остаются именно такими, каких он нам покажет, потому что на иллюстрацию каждый взглянет даже раньше, чем в текст, потому что он будет читать, оглядываясь на то, что изображено на страничке рядом. И из этих рисунков и рождается то полотно, которое становится частью нашего представления о мифе.
Когда музыканты начинают исполнять произведения великих композиторов, критики говорят, что они разговаривают с богами. Художник постоянно ведет разговор с гениальным писателем. И не просто соответствует творцу, но и собственный мир создает. А еще он та последняя инстанция, которая представляет книгу нам. И во многом зависит от него, прочтем ли мы текст, поразит ли нас то, что там творилось.
И так хотелось бы, чтобы произошло еще одно чудо, и сам Толкин в первую очередь увидел бы именно эти работы художника, а потом уже все остальное, что успели создать другие творцы - и это было бы справедливо.
Я помню, с каким упоением выпускники нашей гимназии в те годы, когда вышла книга читали ее, передавая друг другу, как обсуждали на уроках литературы. Они разглядывали и иллюстрации и вязь незнакомого письма, расшифровывали то, что было так искусно создано, и забывали обо всем на свете. Немалых сил стоило вернуть их к грядущим экзаменам и просто реальности.
Тогда и возник вопрос об удивительном художнике, столько шуму наделавшем, и так их поразившем, кто он, что он?
И к своему стыду, я не могла сказать им ни слова, он так и остался для нас таинственным чародеем, встреча с которым только еще предстояла.
Интернет всемогущ, мы освоили его, и только теперь тайна немного приоткрылась. Мы нашли страницу с иллюстрациями, сведения о художнике, и поразились и той невероятной красоте его работ в цвете, издатели все-таки не особенно добры ни к нему, ни к нам. Хотя за то, что они его явили миру, мы должны быть им все-таки благодарны. Но и сама я была приятно удивлена, узнав, что Денис Гордеев очень молод, надеюсь, полон сил и творческих планов, и много чего еще успеет сделать для мировой классики и просто хорошей литературы.
И вот уже перед нами распахнулся мир прекрасных дам и средневековых рыцарей, с их дворцами и поединками. И могущественные короли, и прекрасные королевы взирают на нас. Он начал тогда оживлять средневековые легенды, прорисовывая с такой любовью все детали чужой эпохи, да так ярко, что любому вероятно хочется шагнуть на дорожку парка и пройти к тому замку, и оказаться на турнире, хотя бы среди зрителей. «Огненный ангел» стал логическим продолжением тех работ. Дух и душа средневековья во все времена будет волновать наши сердца. Недаром почти каждый год в мире появляются новые повествования о короле Артуре и его верных рыцарях, но как трудно и хлопотно оживить их на небольших пространствах книжного листа, вписать в формат, передать радость и печали.
А здесь еще потребовалось оживить иллюзии, сны, ангелов и демонов, которыми был наполнен этот мир. Так и родилось новое чудо.
Когда я написала первое стихотворение «Ангелы, дамы , драконы», я не знала, что именно над иллюстрациями к «Огненному ангелу» художник работает, но это было так органично и естественно для него, кто же другой , если не Денис Гордеев смог бы это сделать?. И вот уже книга, которую и книгой назвать трудно - произведение искусств - у нас в руках. И с ней невозможно расстаться. Она завораживает, притягивает, манит, поражая своим совершенством.
А он продолжает творить чудо, в нашем пространстве и времени.
Языческие волхвы- хранители мудрости должны были возвращаться в этот мир, и они возвращаются. И помня об утерянном, казалось бы, навсегда, и забытом, они переносят мифы и сказания на белый лист бумаги, передавая нам послания оттуда - из глубины веков, воскрешая предания старины глубокой, и создавая удивительные и великолепные мифы.
И очень трудно подобрать те слова благодарности, которую мы испытываем, снова открывая страницы любимых книг. И наш мир останется именно таким, каким они его создадут на своих полотнах.
Ангелы, дамы, драконы, явь перемешана с сном,
И колокольные звоны, там, в пустоте за окном,
Рыцари яростно бьются, и на глазах у чужих,
Музы задорно смеются, рядом художник возник.
И полотно, оживая, стало реальностью снова,
Мир, и эпоха другая, снится, и кажется новой.
Жизнью сегодня довольна грустная дева во мгле.
Знаешь, мне больше не больно жить на забытой земле.
Если художника грезы, будут доступны и нам,
Странные, черные розы, музыки дивной волна.
И никого в полумраке, и никому не скажу,
Как в этой и песне и драме на эшафот я вхожу,
И палачу улыбаюсь, и не боюсь в этот час,
Всем этим девам на зависть Ния во мгле повстречать.
Что мне чужие пучины страсти, плывущей во тьме,
Если в объятьях мужчины мир улыбается мне,
Что мне чужие тревоги, если в дожде сентября
Дивный художник уходит, снова алеет заря,
И провожая чужого, снова стою у окна,
Ангелы, дамы, драконы, полночь и тихо луна,
Лик этот дивный осветит, и в пустоте бытия
Только порывистый ветер, только художник и я.
Страница книги «Огненный ангел» есть в моем дневнике
http://www.diary.ru/~57575/
Иллюстрации к «Властелину»
http://chronarda.ru/arda/gallery/gordeev.php
Другие иллюстрации
http://fairyfantasy.narod.ru/Painting/Illustrations.htm