Недавно прошёл дождь, и ноги вязнут в сыром месиве, не давая двигаться дальше. Я пытаюсь поднимать полы длинного платья, но грязь, тяжёлыми комьями налипшая к ним, усердно тянет их вниз. Капли срываются с листьев и разбиваются о землю – этот звук напоминает неровное тиканье часов, которые вот-вот остановятся.
Я не должна идти в этот скрытый от всех мир, но одна мысль занозой сидит в голове и не даёт мне покоя.
С трудом удаётся сделать шаг вперёд. Мне не страшно, но душу волнует мысль о том, что сейчас я, наконец, узнаю ответ на свой главный вопрос.
Лес окружает меня, стволы деревьев упираются в черноту, их кроны закрывают небо. Лишь свет луны, пробиваясь сквозь тёмные ветви, освещает мой путь.
Слышу, как нарастает неестественный гул этого тайного места. Это всего лишь эхо, но я чувствую, кто-то зовет меня, манит в самую чащу. И я иду, повинуясь этому странному зову.
Мой проводник уже передо мной. Он знает, зачем я здесь. Иногда он оборачивается и проверяет, следую ли я за ним. Черты его лица кажутся знакомыми, но память не признаётся, где мы встречались раньше. Он ступает легко и бесшумно. Я заглядываю в его лицо и вижу бесстрастные серые глаза. Он проводник – мой помощник – и лишь покажет мне ответ, на мучающий меня вопрос. Никаких оценок с его стороны не будет. Знаю, я сама должна сделать вывод.
– Ты готова? – спрашивает он меня. – Ты уверена, что хочешь совершить это путешествие?
Соглашаюсь, понимая, о каком путешествии идет речь, и уверенно ступаю вперёд.
Это прогулка по страницам моей жизни.
2.
Этот сон…
Всё увиденное стоит перед глазами. Я поднялась с кровати, пытаясь вырваться из мира грёз, который в этот раз оказался слишком жестоким. В моём видении не было ни чудовищ, ни кровавых сцен, но всё моё тело дрожало, а на лбу проступил холодный пот. Муж тихо спал, а мне страх, граничащий с паникой, не давал снова закрыть глаза.
Я пришла на кухню и заварила себе чаю.
Этот сон навеял старые воспоминания, которые я хранила в укромных уголках своей души, боясь, что когда-нибудь они вырвутся наружу. Иногда прошлое напоминало о себе, и меня мучил вопрос: что было бы, если бы я не упустила свой шанс?
Та история случилась давно, в моей юности. Слишком быстро я шагнула во взрослую жизнь, толком не насладившись чудесной порой – молодостью. Я вышла замуж. Поспешно. Просто так вышло.
3.
В ту весну мне только минуло шестнадцать. Беззаботное детство уже прошло, а трезвая молодость ещё не наступила. То было время, когда хотелось верить в сказки, когда казалось, что все мечты обязательно сбудутся.
Но одна мечта не сбылась.
В тот день, когда я увидела его впервые, весенние лучи приятно грели тело, а молодые листья на упругих ветвях уже обещали дарить прохладу в жаркие летние дни. Он улыбнулся мне, и я улыбнулась в ответ.
Он понравился мне сразу. Наверное, и я ему тоже. Беседа не ладилась, и дальше несмелых улыбок и банальных фраз дело не шло; только наши взгляды говорили больше, чем слова.
Ни я, ни он так и не смогли перешагнуть через свою застенчивость. Мы были слишком похожи. Пустые разговоры только давали надежду, что в следующий раз всё обязательно сбудется. Я ждала его следующего шага, а он, видимо, ждал моего.
Не вышло.
Бесчисленное множество раз мысленно я возвращалась в ту весну и пыталась убедить себя, что если бы мы сблизились, то непременно были бы счастливы. Глазами я пыталась вырвать его из толпы, но с тех пор судьба не удосужилась свести нас вновь.
Тёмными вечерами перед тем, как уснуть, я уносилась вместе с ним в безоблачные светлые дни сочинённого на ходу будущего. И порой взвесь фантазий и обрывков воспоминаний не давали мне уснуть, а порой отражались в причудливых и удивительно реальных снах. Таких снах, как этот.
4.
Снова слышу мерные звуки капель, разбивающихся о землю. В мой сон врывается тиканье часов, стоящих на полке.
Теперь я легко ступаю по широкой дороге, пересекающей весь лес, доступный взгляду. Полный диск луны висит высоко в небе и светит так ярко, что звезды видны лишь там, где небо граничит с неровной кромкой вековых деревьев. Проводник оборачивается и даёт мне знак. Нужно остановиться. Сейчас он покажет мне то, что я должна увидеть.
Краски смешиваются перед глазами, мелькают эпизоды моей жизни, словно я просматриваю цветные фотографии в альбоме. И вот мы уже находимся в широком светлом коридоре; здесь уютно и тепло, а в распахнутое окно заглядывает солнце. Мне спокойно; хочется расслабиться и присесть в большое мягкое кресло. Знаю, такое кресло здесь есть – в гостиной у окна. Вижу женщину перед зеркалом, она убирает прядь непослушных волос с лица и улыбается себе лишь уголками губ. Есть что-то знакомое в её движениях. Она оборачивается и смотрит на меня. Нет, она не может меня видеть, её взгляд устремлён куда-то вдаль, но на секунду страх парализует меня: я вижу себя, своё будущее.
Женщина идёт в гостиную. Я следую за ней… за собой в просторную комнату, залитую лучами дневного солнца. Проводник наблюдает. Свет слепит глаза, позволяя разглядеть лишь очертания. Муж держит на руках ребёнка, нашего сына; второй мальчишка сидит на полу и тянет ко мне руки. Эти дети родятся у нас с мужем в нашем общем будущем.
Они куда-то собираются и что-то говорят друг другу, я не различаю слов – до моего сознания добираются лишь обрывки фраз, – и только вглядываюсь в их счастливые лица.
Это хорошее будущее, но я хочу задать своему проводнику вопрос, который мучает меня.
5.
Снова ночное небо давит на нас, и деревья, как молчаливые стражи, стоят со всех сторон. После яркого света глазам трудно свыкнуться с кромешной тьмой.
– Знаю, о чём ты хочешь спросить, – слышу в ответ на свои мысли. – Ты уверена, что тебе надо это знать?
– Да, – соглашаюсь я. Теперь я не могу отступить, мне нужно увидеть другой вариант. Будет ли он похож на один из тех, которые я прокручивала в своей голове сотни раз, или он будет иным, но я должна раскрыть эту тайну сейчас, чтобы успокоить свою душу.
Проводник снова ведёт меня за собой, и я иду за ним. Холодный ветер бросается мне в лицо, не желая пускать вперёд. В его песне есть что-то зловещее, что заставляет меня обернуться. Там, где-то позади, манящий сгусток света, картина моего возможного счастливого будущего. Мне трудно сопротивляться ледяным порывам, но я бреду за проводником, стараясь не отстать от него и не потеряться в черноте ночного леса. Чувствую, как замерзают руки, и сжимаюсь в комок, чтобы сохранить тепло.
Луна почти не дает света, и тёмная пелена стоит перед глазами. Мне хочется вернуться в тот светлый дом, где слышен смех моих родных, но я должна увидеть, что было бы, если бы я выбрала другой путь.
– Это здесь, – говорит мой проводник и останавливается на небольшой поляне. Деревья словно отходят на пару шагов назад, не желая становиться свидетелями исполнения запретных желаний.
Смотрю по сторонам, но ничего, кроме тёмного леса, нет.
– Почему я не вижу себя? – задаю я вопрос.
– Смотри внимательнее. Ты здесь.
Я снова бросаю растерянные взгляды на чёрные извилистые стволы деревьев, их огромные кроны с чёрными листьями, но ничего не меняется и ничего не происходит. Вокруг меня лес, и ночь плотно держит его своими сетями. Я снова хочу задать вопрос проводнику, но он уже исчез из моего сна. Мне страшно. Ветер набрасывается на верхушки деревьев, треплет их листья и что-то шепчет, будто пытаясь достучаться до моего рассудка. Холод проносится по моим рукам и заставляет съёжиться. Наконец, я вижу камень в нескольких шагах от себя и подхожу ближе, чтобы рассмотреть его. На нём рисунок – молодая пара. Юноша держит девушку в своих объятьях, их лица мне знакомы. Хочу прикоснуться к этому тёмно-серому камню, тянусь к нему, чтобы узнать их историю, вспомнить, кто они. Я вижу надпись – их имена. Через мгновенье приходит осознание, что этот камень – могильная плита. На ней моё имя.
Безмерный ужас сковывает меня, и я просыпаюсь.
6.
Много времени уже прошло, но я хорошо помню ту весну – время моей юности, мою первую любовь. Приятные моменты до сих пор греют душу, но постепенно образы уходят из моей памяти, и теперь мне кажется, что всё, случившееся тогда, было в другой жизни.
И этот сон…
Нет, он не говорит о том, что если бы мне удалось ухватиться за тот шанс, то сейчас и я, и тот парень были бы мертвы. Мой сон о другом. Мне следует перестать жалеть об упущенных возможностях.
Завтра наступит новый день; нужно встать пораньше, чтобы всё успеть. Я довольна своей жизнью и вполне счастлива. Так пусть же сон останется сном, а прошлое – в прошлом.