Века до информационной революции стих имел в первую очередь звуковые составляющие: привычную нам речь и так называемую звукопись. Их я касаться не буду, так как теория этих элементов разработана многими поколениями исследователей и общедоступна. Но на звуковом уровне есть и более крупные информационные единицы, которые пусть и не воспринимаемы сознанием, но в случае наличия определённой системы в их следовании вычленяются подсознанием, порождая эмоции. Пример из стихотворения «Паяц»:
Век непотребства – царственный Валтасар
Час отреченья встречал не часто.
В день отчужденья с маски сползла слеза –
Капля…
безмерно большого счастья.
Как видим, слова «час» и «день» дублируются, в сочетании с «век» и «мер» образуют единую логическую цепочку времени.
Наличие более сложных макро-логических элементов требует отдельного, не поверхностного исследования, но я хочу сделать основной упор в статье на визуальную составляющую стихотворения. Проведу аналогию с картинной галереей: когда вы смотрите на картину, вы слышите комментарий гида, вспоминаете сюжет по которому она написана, в памяти всплывают отрывки из слышанного и читанного на эту тему… Так и стихотворение имеет не только звук, но и картинку и не только ту, которую порождают образы и сравнения произведения. Выделяя цветом определённые смысловые элементы текста, мы расширяем восприятие содержания. Важно, чтобы выделенные элементы не противоречили изложенному в стихотворении (если только вы не играете на противопоставлении одного сюжета другому). Иначе у вас получится просто шифровка, которая вряд ли вызовет эмоциональный отклик (разве что восхищение самой конструкцией, а не стихотворением). Нам всем знакомы некоторые элементы такого письма – это такие как акро-месо-теле (на них я не буду останавливаться), различные виды экспериментальной поэзий.
Как пример, экспериментальной поэзии (лабиринт) стих «Теорема Тео (Теодоро)»:
“Сеньор, влюбленный безутешно"
Лопе Де Вега «Собака на сене»
Когда-то крылья в миг любви открыл
И с небесами породнил себя обетом,
Но только перья на земле от крыл…
Сгорел мир грёз, отпел. Зачем теперь об этом?
Мне доказать безумием ночей
На милую правА, но вот безумство прАва:
Закон следит, как миллион очей…
Судить, гноить в тюрьме, - вот тех ночей оправа!
Тебе «любимый», за глаза «слуга».
Но чей закон от Бога? В том любви заслуга,
Что вечны красотой небес лугА
И в раннем солнце цвет цветка – топаза с лУга.
Привлечь, обнять, к губам… в огне стихии!
И написать потом тебе о том стихи. И…
моноширинным шрифтом:
Теорема Тео. (Теодоро)
“Сеньор, влюбленный безутешно”
Лопе Де Вега «Собака на сене»
______Когда-то крылья в миг любви открыл
_____И с небесами породнил себя обетом,
___________Но только перья на земле от крыл…
___Сгорел мир грёз, отпел. Зачем теперь об этом?
__________Мне доказать безумием ночей
_________На милую правА, но вот безумство прАва:
___________Закон следит, как миллион очей…
Судить, гноить в тюрьме- вот тех ночей оправа!
___________Тебе «любимый», за глаза «слуга».
__________ Но чей закон от Бога? В том любви заслуга,
__________________Что вечны красотой небес лугА
_______________И в раннем солнце цвет цветка – топаза с луга.
_____Привлечь,обнять, к губам… в огне стихии!
______________________И написать потом тебе о том стихи. И…
Смещение строк приводит к образованию вертикальных и наклонных смысловых цепочек. Каждая последовательность выделена своим цветом, что позволят разделить смысловые потоки.
Или другой пример экспериментальной поэзии – фигурный стих, сочетающий в себе образ, как в общей форме стихотворения, так и во внутреннем его содержании (стих «Стихотворная ракета»):
А
КАК
АГАТА
КАМЕШЕК
?ЧЕРНЕЕТ?
РОМБА
РЯД.
ИЗ
СЛОВ
КАМНЕЙ
ОКАТЫШЕЙ
СТРОКА
ЛЕТИ
МОЯ.
ЛЕГКО
СБЕГАЕТ
КАТИТСЯ
ТОРОПИТ
АППАРАТ
КАРТИНА
ПОЛУЧАЕТСЯ
ВЗЛЕТАЮЩИЙ
КВАДРАТ.
ЛЕГКО СТИХО
ПИШУ ИМХО
СИЁ МОЁ
РАКЕТА "Ё"!
ВЗЛЕТАТЬ? ВЗЛЕТАТЬ!
А А
КАК? КАК?
На мой взгляд, выделение и сокрытие того или иного элемента должно быть подчиненно общей картине стихотворения. Важно найти золотую середину для каждого конкретного текста. Все мы привыкли к линейному письму, поэтому рассмотрение приёмов внутреннего языка я начну с элемента, которые я назвал «линейные слова». Рассмотрим на примере стихотворения «Пряталка Бабки-Ешки от хамелеона Едунчика»:
Если вам, али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше,
Чем еда зубастой Бабы-Яги или монпансье шкафа её мамаши,
То рты не разевайте, стоит сыграть со мной в игру шаловливую.
Ложка пуста, но есть хотелось? Бабка-Ешка прячет в начале *****.
Можно выделить два смысловых ряда, акцентируя на процессе еды:
Если вам, али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше,
Чем еда зубастой Бабы-Яги или монпансье шкафа её мамаши,
То рты не разевайте, стоит сыграть со мной в игру шаловливую.
Ложка пуста, но есть хотелось? Бабка-Ешка прячет в начале *****.
Синий «ловли» связан со смысловым рядом предложенных рыбных блюд «рыбы», «сом», «уха», «икра»:
Если вам[/color], али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше,
…
со мной в игру шаловливую.
Если мы хотим проявить все “съедобные” ряды:
Если вам, али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше,
Чем еда зубастой Бабы-Яги или монпансье шкафа её мамаши,
То рты не разевайте, стоит сыграть со мной в игру шаловливую.
Ложка пуста, но есть хотелось? Бабка-Ешка прячет в начале СЛИВУ.
Ряды слов:
1) 1. СЛИВА 2.МАЛИНА 3. ГРУША 4. КАПУСТА 5. ЛИМОН
2) сладкое: 6. НУГА 7. ТОРТ 8. ТЕСТО 9. МОНПАНСЬЕ 10. МЁД
3) рыбное: 11. РЫБА 12. СОМ 13. УХА 14. ИКРА
4) мясное: 15. АЗУ
Цветовая гамма служит, для выхватывая взглядом построений из общего массива текста. Слова, выделенные одним цветом, несут общую смысловую нагрузку. Но каждый цвет, как в радуге, дополняет предыдущий. Это не значит, что, например, за оранжевым следует синее, а означает, что они не противоречат друг другу и общему тексту стихотворения. Обычно, если стих не пропитан этим языком насквозь, для понимания не требуется пояснений. Степень проникновения одного в другое может быть различна, как существует графика и акварель, и тому подобное. Пределом насыщения звука образом можно рассматривать материализацию сказанного. Но это уже ипостась Бога. Мы же можем лишь стремиться приблизиться в восприятии и во владении словом к вершине. Но, как у Пушкина? «Родила царица в ночь…». Раз мы дети Божии, то и должны учиться у Отца владению словом. Вкладывая в стихотворение дополнения и описания, важно не противоречить уже сказанному, т. е. расширять поле ощущений. Конечно, возникнет искушение крайностями (что-то вроде внутреннего экспрессионизма, кубизма и т.д.) с доведением до абсурда, как привычного линейного стихосложения, так и внутренних звукового и визуального миров. Да, на этой ниве могут быть созданы шедевры, уклонившиеся, от золотой середины, как в сторону чувственного восприятия, так и в сторону голого холодного ума. Но это просто ниша развития, тупиковый путь. Если вас привлекает позиция памятника культуры в живом мире, типа «Чёрного квадрата» или полного хаоса, то вольным воля, однако, советовал бы семь раз подумать (если застрянете на стадии пресмыкающихся, то, как известно, рождённый ползать…).
Следующие два приёма я рассмотрю на примере стиха «Георгиевская лента»:
В мае алые чётны гвоздики;
Молчанье в память – мёртвым монумент;
А живые обнимутся тихо
Единеньем георгиевских лент.
2) Приём «хаос», когда выделенные слова расположены в произвольных направлениях. В данном случае из нижней точки от земли идут слова «воин», «гимн».
В мае алые чётны гвоздики;
Молчанье в память – мёртвым монумент;
А живые обнимутся тихо
Единеньемгеоргиевских лент.
Как вы ,конечно ,помните, на 9 мая 2006 года впервые исполнялся гимн военными акапелла (без музыки).
3) Приём «солнышко»:
В мае алые чётны гвоздики;
Молчанье в память – мёртвым монумент;
А живые обнимутся тихо
Единеньемгеоргиевских лент.
Разбегаются, как лучи весеннего солнца: «В мае»
В мае
М___а
А______е
Е
И соответственно ряды окрашены в цвета георгиевской ленты. Если мы повторяем несколько раз стих, отделяя и его от следующего попеременно то оранжевой, то чёрной полосой , то получим как бы набор ленточек…
Элементы внутреннего языка не обязаны подчиняться правилам орфографии, так как ваше подсознание воспринимает слова радужного языка на слух, поэтому в порядке вещей употребление, к примеру, слова «его» и в написании «ево». Кстати, именно такая тренировка в словоупотреблении приводит к рождению новообразований. Примеры подобные слов можно найти в «Сказочно-несерьёзной энциклопедии» http://soyuz-pisatelei.ru/forum/231-9343-1
4) Приём «внутренняя вертикаль» из стихотворения «САКУРА»:
Церемонии дней длинней,
И изысканны в барах «суши».
Только слово всех блюд сытней, -
Лишь оно насыщает душу.
Атакуют мечом быстрее…
......................
И в дзюдо вдохновенно душат…
Только слово меча острее____________________Хокку, как сакуры цвет, -
И оно проникает в душу. ____________________Кратко прекрасна.
____________________________________________Однако вечно в цвету.
Здесь мы видим слово имени: «Басё».
4) В том же стихотворении приём «зеркало воды» когда классика сложения хокку 5-7-5 ритмически переворачивается в 7-5-7
Хокку, как сакуры цвет, -
Кратко прекрасна.
Однако вечно в цвету.
Как сакуры цвет, Прекрасно хокку.
Хокку кратко прекрасна, Даже отражение.
Но вечно в цвету. В росе: семь, пять, семь
7) Приём «крест» из цикла «Былички», стих «МИР ВАМ»:
О, Господи, прожекторами
Гигантских огневых мечей
Отважно понеслись, – достали –
Смерть озверевшую по стали…
Перекрестили!Зло в огне!
От ночи злой и артобстрелов,
До жизни мирной, трудовой –
История – Страна Советов;
Отстроен храм, и Сын Завета
Теперь прославлен над Невой:
Парные кресты из слов «от Сына + Сын» и «вова + слава» или сложный крест: «От Сына – Вове – Сын славы». Есть и другие типы крестов совмещающие лабиринт с «опорным словом» для выравнивания строк (к примеру, стих «Сыропуст» http://m5zgcztpnvqw4ylnfzxgk5a.cmle.ru/works/266989 )
8) Приём «противопоставление и тавтология», пример из переложения романа Дороти Даннет «Игра королев»:
«Подмешан в сладость речи яд, -
Соперниц им всласть опоят.
Подставят справа, в жертву слева:
Одна здесь пешка – королева!
Как стать? Вопрос не важен «как?»!
Вопрос «которая?» в устах»!
Компанию составила в Гексем;
Доброжелательно в дороге щебетала;
Но вот настал тот роковой момент,
Когда решительно на Кристиан напала.
Готова нанести укус змея:
«Слуга ваш Сим, когда не пьян, не разговорчив.
Хотите, вас обыщут Кристиан?
Разоблачённый расторопней заговорщик.
9) Приём «параллели» оттуда же:
И да поможет вам Господь».
Как эхо братья прорекли:
«И да поможет мне Господь».
«Суд Божий» – кровь мы нарекли.
10) Приём «усиление противопоставления» из переложения «Слово о полку Игореве…»:
Ноне, что же? Вон они стоят!
Но не вместе встали в чистом поля!
И со свистом копия летят…
Русь-земля стенает вновь от боли!
Слово «ноне» вначале слитно, после «но не» раздельно, противопоставление подчёркнуто «не вместе».
11) Приём «квадрат», когда берётся слово аналогичное предыдущему, но другое:
В квадрат, к примеру, букву “Ка”;
Получим детское “Ка-Ка”.
А прокричишь “Кукареку”;
Два года старости “Ку-ку”.
И даже взятая одна
С экрана гавкнула она.
Выделенные слова разные по смыслу, но имеют общую форму. Форма может быть задана не только словесно, но и графически, как в приведённом ранее в статье фигурном стихотворении. В нём есть и «ромб», и «квадрат» выделенные жирным шрифтом:
ромб:
А
КАК
АГАТА
КАМЕШЕК
?ЧЕРНЕЕТ?
РОМБА
РЯД.
И
квадрат:
СБЕГАЕТ
КАТИТСЯ
ТОРОПИТ
АППАРАТ
Ромб в сравнении с квадратом вызывает иллюзию полёта, а красная окантовка напоминает о раскалённом обтекателе ракеты.
Ещё пример аналогичной пары слов:
Колины единицы
Коли Коля в школе –
Колики у Коли…
Колькины приколы
До скольких? Доколе
Единицы в школе?
11) Приём «сороконожка», когда окончание слова является началом следующего.
Так образуются целые цепочки:
СОРОКОНОЖКА
СОР
___РОК
______КОН
_________НОЖ
Конечно же, статья не претендует на полноту и всеохватность нюансов внутреннего языка. Каждое стихотворение имеет свои особенности.
Р. S.
Я хотел бы закончить, как и начал, разговором о времени. Художник Мане писал букет подсолнухов по мере их засыхания, как бы делая слепок определённого момента. Так и радужным языком можно сделать раскадровку, как бы обращая вспять увядание подсолнухов, всё больше и больше проявляя краски в выбранном отрывке стиха:
_______ИЗБУШКА
____НА НЁМ ВЕРШИ – ВЕРТИ ИЗБУШКУ ВИРШ (нА ├iем – Мей Тан)
______________"избушка избушка стань к лесу задом а ко мне передом"
«М не конечно мил Моне,
И «цветаты» Михаила,
Х рупок мир Моне, во сне –
А милее – его лира!
И подсолнух – в желтизне
Л ьет на лица брызги света,
К то о том напомнил мне?
У кого Моне-монеты?
Л егок, как мечты весною,
Ь –мягок нежною душою,
К то? Конечно Михаил,
О н, Кульков, стихи слепил
В змахом рифм передо мною!»
Марина Зейтц.
Инь-Янь - вершина немоты Моне
Моне-монеты, как мечты _.
А “акме” – греческий «вершина»
Раскраски верные черты
И речи-кивера пошиты
На пару носим и шкодливы!
А кто-то, как Мегре – к Марине…
Моне-монеты, как мечты _.
А “акме” – греческий «вершина»
Раскраски верные черты
И речи-кивера пошиты
На пару носим и шкодливы!
А кто-то, как Мегре – к Марине…
Моне-монеты, как мечты _.
А “акме” – греческий «вершина»
Раскраски верные черты
И речи-кивера пошиты
На пару носим и шкодливы!
А кто-то, как Мегре – к Марине…
Инь-Янь вершина немоты Моне
Моне-монеты, как МечТЫ _.
А “Акме” – греческИй «верШина»
РаскРаски верньiе черТЫ
И речИ-кивера поШиТЫ
На пару Носим и шКодлиВЫ!
А кто-то, кАк МегрЕ – к Марине…
сие мои «инь-янь» - ВершинА немоты Моне под маской
__________Моне-монеТы, как мечты _.
________А “акме” – грЕческий «верШина»
________Раскраски веРные черты \
_______________(к)И Речи-кивера пОшиты
_______________На пАру носим и шКодливы!
________А кто-то, как Мегре – к МАрине…__\
………………………………………………...\……...и________\
……………..…………………………………..\....л «видел Ли ты…»
…………………………………………………......\
________К_А________________________РИМ