Из романа ОДНА — ЭТО ТОЛПА НАРОДА или
ЖЕНЩИНА — ЭТО МНОГО ЛЮДЕЙ
(РОМАН В ОТРЫВКАХ)
ОНА КОРМИТ ПТИЦ
***
Туман. Деревья — в инее.
На них — комочки птиц.
Морозец. Утро зимнее.
Смеясь, кормлю синиц!
Кладу орехи: белкам,
Для соек и для дятлов.
Семечки - для мелких.
Их ждет этаж мой пятый.
За окном лоджии, на коробке кондиционера мы каждую осень организовываем кормушку для птиц.
В основном это синицы. С началом холодов постоянно нас посещают сойки, с началом холодов – клест; при долгом морозе и долгом не таянье снега – дятел.
Рано утром за оставленным с вечера для нее орехом прибегает белка, но прежде чем забрать его долго лузгает семечки, складывая в кормушку же шелуху. Семечки ест, чередуя их с зернами грецкого ореха.
Наклоняет голову, берет семечку или кусочек ореха зубами, потом садится и долго грызет, удерживая еду лапками с длинными пальцами.
Однажды раненько выхожу на лоджию посмотреть погоду за окном...
На ящике кондиционера сидит эта красавица с кисточками на ушах. Кормушка пустая... Я прохожу дальше, мимо нее. Та издает резкий протяжный крик.
Испуганно оборачиваюсь, белка стоит на четырех лапах, хвост трубой, тянет ко мне мордочку и сердито крутит головой.
То есть она уверена, что я обязана ее кормить.
Открываю окно, сыплю ей семечки — даже не пугается, тут же начинает их грызть и бросать шелуху на землю! Стыдно перед дворником...
Конечно же, едва мы перестаем оберегать кормушку, на нее камнем падают голуби. Люди мы добрые, не настолько чтобы зернами грецких орехов и семечками, покупать которые мы ездим на центральный рынок, по четыре-пять ведер каждую зиму, кормить этих ненасытных хищников, бьющих с жуткой агрессивностью грубыми клювами по головам представителей своего же вида.
Голуби знают о том, что здесь они «персоны нежелательные». Сидя на карнизе, озирают нашу лоджию, и только убедившись в нашем отсутствии там, набрасываются на еду, распугивая синиц.
Мы, заслышав их топот, выходим из комнаты или кухни на лоджию, машем чем придется, они улетают…
В этом году появился молодой голубь, вероломством бесконечно превзошедший всех остальных. Он - одиночка, видно его общество не приятно не только нам. Видит, что мы через стекло на него машем руками или тряпкой, прогоняя его, разворачивается другим боком и стоит, удивительно напряженно замерев. Не улетает.
Странность такого поведения вскоре раскрылась – он слеп на один глаз. Именно невидящим боком он оборачивается к тому, кто его гонит. Дескать, не видит... Смешно. Ведь маленькие дети именно так же играют в прятки. Заплющил крепко-крепко глаза, закрыл лицо руками, и стоит, не шевелясь. Спрятался!!! Раз он никого и ничего не видит, то его и нет вовсе.
Молодой одноглазый голубь ведет себя также: отвернулся от гонителя своего, замер, и чувствует себя в безопасности.
Зато синицы точно знают, что кормушка эта — их! Лоджия длинная, на нее выход и из комнаты, и из кухни. Поскольку кормушка, вернее две в одном месте, находится напротив окна и двери в комнату, а мы в основном бываем на кухне, синицы, едва голуби начинают сметать их корм, с криком зависают в полете, быстро-быстро махая крыльями как раз напротив кухни, сообщая нам о напавших на них врагов — голубей. Как колибри!!! Мы, приняв их сигнал бедствия, устремляемся к кормушке, голубей прогоняем...
Природа все мудро предусмотрела: Сойка набирает полный зоб еды, летит на дерево, делает хованку, из которой, как из своей, лакомятся и птицы, и белки.
Сойки же постоянно воюют с сороками. Они-то в более выгодном положении, поскольку без опаски подлетают к людским окнам, а потому, в любой мороз и снег имеют еду в достатке. А сорока так близко не подлетает, ей надо корм добывать.
Как жутко они дерутся! Но в конце состязания сорока оказывается на спине сойки! Вцепившись в неё когтями, бьет ее клювом и крыльями, машет ими быстро-быстро. Сойка вырывается и быстро улетает. Причем, сама-то и оказывается зачинщиком войны, воруя что-нибудь у сороки.
Просто поразительно, до чего у каждой птицы свои характер и повадки. Они у нас, буквально, по именам, особенно синеголовки!
Одни синички пугливы, другие же хватают из кормушки, толкая собратьев.
Большинство берет корм аккуратненько и даже манерно, некоторые долго сидят и выбирают еду.
Есть такие, что роются, берут клювом что-то и выбрасывают из кормушки.
А один — просто оригинал! Садится в кормушку и ждет. Подлетает другая птичка, тот издает вопль, одновременно раскидывая крылья, и, словно дервиш, начинает кружиться, не давая другим взять зернышко!!!
У них, похоже, есть разведчики. Подлетает, видит еду и начинает издавать особые звуки. И не ест, пока другие не подлетят.
Синицы культурно соблюдают очередь, изредка две-три птички берут корм одновременно, обычно — по одной.
Воробьи же с криком-гиком падают на кормушку толпой, толкаясь и выталкивая зерна... Тут уже синицы вынуждены их пережидать.
Зная же, что эту ораву долго не терпим, два рыжих красавчика освоили тактику синиц!
Соек у нас кормиться, прилетая по одной или парой, шесть штук. И все ведт себя по-разному!!! Странно, но самая крупная — самая боязливая, самец. Его прогоняют голуби, синицы между лап у него выхватывают зернышки орехов...
Самая же маленькая и самая яркая с удовольствием бьет голубей, причем, прерывается в поедании орехов, взлетает на карниз соседней лоджии и прогоняет их оттуда, потом возвращается и преспокойно набивает клюв.
Но!!! Она будет сидеть на дереве в трех метрах от кормушки, глядеть на нее, пока мы не откроем окно, не сыпанем зерен грецкого ореха и не пригласим ее, распевно произнося:
- Иди, красавица!!! На тебе орешки!!!
Тогда она слетает с ветки и летит к нам, не пугаясь раскрытой и при ней шумно закрывающейся рамы стеклопакета.
***
Когда приходят холода,
Спешу соорудить кормушки.
И стаи птиц зову тогда
Прийти и преломить горбушку!
Я с лета зерен запасла,
Как много лет, уж по привычке
(Возможно, так кого спасла)
На пир ко мне сбирайтесь, птички.
Синицы, снегири и сойки...
Орех разбил степенный дятел,
А на карнизе голубь стойки
Все принимает, кличет братьев.
Порою прилетит сорока,
Но только в люты холода.
Пускай коротки наши сроки...
Да, не в мороз их ждет вода.
Смешные воробьи всей кучей
Бросаются на щедрый корм.
Пока не гонят, редкий случай,
Стянуть чужое «люд» тот скор.
Синицы поднимают щебет,
Нас привлекая — их прогнать.
К ним вырастает в сердце трепет,
Вдруг это души чьи? Как знать...
20.12.2013 г.
ПТЕНЦЫ ДЯТЛОВ
Как мы зашаблонены! Увы…
Так, недавно мы испытали великое потрясение-восторг!
Естественно, что и у воробьев, и у голубей, и у ворон бывают птенцы. Но иногда наталкиваясь на дятла, стучащего по дереву, у нас за домом их огород-сад, любуемся им и его длиннющим носом. Всегда он один-одинешенек, без стаи биологических собратьев по типу и виду. Хотя их, собственно, не мало.
Так он в сознании и живет, одиночкой. И вдруг, заслышав необычный писк птичий, поднимаем голову. И, о диво! Мы загалдели еще громче! От изумления.
Два птенца дятла длинными, но еще не совершенными клювами лакомятся: один из них на ветке обнаружил какую-то гусеницу, кинулся на нее, а второй решил отобрать лакомство у брата! За этим актом естественного отбора этих малышей с еще подпушком под начавшими формироваться перьями мы и застали.
Поразительно, но ведь в яйце они, крошечные, свернувшись, уже имеют длиннющие клювы! Интересно, как такой клюв в крошечном яйце умещается?! Может, он там мягкий и тоже свернут в рулончик?
Нам, видевшим дятлов взрослыми птицами, даже в голову как-то не приходило, что они бывают птенцами.
***
Пропоют мне птицы за окном
В благодарность за кормушку полную.
Не боятся души их оков,
Я ж боюсь свою увидеть полою.