ИСТОРИИ С ШОКОЛАДОМ
В 1944 году моя мама пошла в школу, Сумщина к тому времени была освобождена, но еще долгие годы народ жил в жутчайшей экономии. Оканчивала уже школу, и очень сильно простудилась. Зима была ужасно морозная и снежная. Девушка просто обессиленная лежала, никакое лечение не помогало совсем.
И вдруг она произнесла, с трудом:
- Мне кажется, если я выпью хоть чашечку какао, я сразу выздоровею.
Ее мама взяла деньги из оставленных грошиков «прозапас», и нашла в оставшихся магазинчиках в Белополье немножко какао. Бегом, через огромные сугробы, прибежала домой, сварила дочери какао.
Та выпила мелкими глоточками, наслаждаясь ароматом и вкусом, чашечку вожделенного напитка, оживая, буквально на глазах бесконечно любящей ее мамочки.
И. действительно, болезнь буквально мигом вышла из юного организма!!!
Но любовь к шоколаду осталась на всю жизнь.
Не только болезни, но и душевные усталости и боли она снимает чашечкой какао. А вот для себя купить шоколадку, даже когда совсем не знала нужды, как-то, как у большинства семейных женщин, не поднимается…
Потому я всякий раз стараюсь любой «оказией» передать ей шоколадку. Естественно, в одиночку ее съесть ей никогда, и это тоже – слава Богу, ей и не удастся.
Моя ровесница, тоже, кстати, не в бедности, но, как все тогда, в экономии, выросшая, как-то мне поведала начало своей истории, когда в театре, в антракте, я вынула из сумочки шоколадку, угощая ее и себя:
- Вот не поверишь, но у меня на всю жизнь в сознании сидит одна ситуация. Я была в подростковом уже возрасте, в трамвае сидела рядом со мной женщина, такая красивая и нарядная, что я даже сжалась от удивления. Она открыла сумочку, а там – шоколадка.
Это теперь-то я понимаю, что она могла ехать кого-то проведывать в больницу, или в гости, и что она тоже не питалась одними только шоколадками. Но тогда у меня пронеслась мысль-мечта: когда я вырасту и начну работать, я тоже буду настолько богатой, что у меня в сумочке будет лежать шоколадка. Всегда! Представь, лет с сорока я всегда имею в сумочке плитку шоколада.
Как-то мы ехали в поезде с мамой и с сестрой в какие-то гости. Беседуем, не часто уже вместе встречались, я зачем-то открыла сумку, увидев шоколадку, продолжая же беседу, отламываю по полосочке им и себе, заворачиваю оставшееся, кладу в сумку.
- А я, собирая бутерброды в дорогу, подумала, что шоколадку или конфеты для нас ты возьмешь, сама не любительница их, а для нас приготовишь.
- Да, у меня, если не поела давно, бывает, голова кружится, так я, на такой случай, имею под рукой что-то съедобное. А шоколадка и места не занимает, и сытно…
Минут через десять мама, прервав очередной рассказ, тоном и мимикой заговорщика:
- Я вот думаю, а ну, как, у нас голова и не закружится… Так что, пусть та половинка шоколадки и пропадает?..
- Ой, да съешь, наконец-то хоть половинку, сама, отведи душу, - смеясь вынула я кусочек ее радости.
На каком-то генном уровне эта страсть ее передалась внучке и двум правнучкам.
Живут они недалеко друг от друга. Через день после того, как я с девчатками нашими виделась, приходит к ним.
- А тетечка мамина тебе шоколадку передала, - прямо с порога парирует младшая, четырех с половиной лет, - нам она тоже давала. Но это – тебе! Мы договорились, что вся – тебе…
Договор, безусловно, расстроился. Но все посмеялись над общей для них слабостью.
Племянница моя иногда оставляет дочек одних ненадолго. Частный сектор в большом городе, соседи - буквально впритул, но все равно опасается, и строго-настрого предупреждает, чтобы никому не открывали. Даже, если их по имени назовут, или скажу, что хотят им что-то дать. В общем, как все мамы.
Как-то с правнучками осталась моя мама, тут же младшая, барышня весьма рассудительная, усевшись поудобнее, начала воспитывать:
- Бабушка! Садись и двери! Даже, если тебя по имени будут называть – не открывай. И если будут говорить, что хотят тебе что-то дать – не открывай. Вот, даже если будут тебе шоколадку предлагать – двери не открывай!!!
Потом вздохнула, покачала головой, и добавила:
- Но шоколадку возьми.
20.05.2016 г.