ЗИМОВКА
8 октября 1969 года мы прибыли на новое место папиной службы на о. Сахалин, в военный гарнизон.
Папу через месяц отправили на восемь месяцев в командировку в Подмосковье. Это была, кажется, самая снежная зима на Сахалине за все годы наблюдения.
Наш контейнер с картошкой и консервацией успел прибыть, но сберегательная книжка родителей – не успела до больших снежных завалов, из-за которых до самой весны не было почтовой связи с материком. Все денежные переводы от папы, естественно, мы получили только к лету.
Мама, при трех дипломах, работу найти не может.
Спасение в том, что до нас в доме жил одинокий и спившийся офицер, оставивший за пять лет, на которые офицеры попадали на Сахалин, полный сарай пустых бутылок. Сдаем их, за это живем, бесконечно благодарные ему, хотя сострадаем пороку его. Но было ужасно стыдно: откуда в офицерской семье, где муж в командировке, только молодая, притом очень красивая, женщина с двумя дочерями, столько водочных бутылок?
Конечно, это мною забылось, только сегодня вдруг вспомнилось четко. Теперь ясно, почему при виде пьяных – не брезгливость и осуждение, а – болезненное сострадание.
Кстати, если я стою в ожидании транспорта на многолюдной остановке, ко мне всегда подходят собаки, чтобы лизнуть меня и уйти спокойно; дети – подержаться, постоят, молча, вцепившись за край моей одежды, и только потом отходят на зов своих родителей. И, если на остановке оказался излишне выпивший человек, то он непременно подходит поближе ко мне, останавливается и стоит, опустив стыдливо голову, как нашкодивший ребенок, да еще и начинает именно передо мной извиняться за свое состояние.
Странно, но когда уже почти закончились бутылки, маме предложили работу, правда, не по специальности, но работу.
И объяснение такому спасительному для нас на тот момент факту, пожалуй, такое. Мама очень любила своего отца, который в молодости мог выпить лишнего, и она одна, или с мамой, вела его домой, стыдясь, безусловно, его состояния, но никогда не бросала.
И вот воздаяние: помощь в совершенно безысходной материально ситуации от другого пьющего человека.
Кармическое благодарное воздаяние???
Работу получила тоже очень интересным образом.
В гарнизоне нас еще никто не знал. Папа, едва привез нас, сразу уехал. У мамы три диплома, но свободных рабочих мест нет. Я учусь в пятом классе, сестра еще дошкольница.
И вот однажды моя учительница русского языка и литературы, она же – жена командира нашего полка, уже немолодая, благородная, интеллигентная - то, что называлось учителем старой школы, мне говорит, строго и немногословно, как всегда:
– Лида, пусть сегодня к 18 часам твоя мама подойдет ко мне домой.
Я застыла от ужаса. Вызывают родителей хулиганов, но вызывают в школу, а не домой к учителю. Это что же я такое натворила?!
Насилу дождавшись окончания уроков, я прибежала домой, сказала мама, что ее вызывают, но что я даже не догадываюсь, за что, тем более что на уроке я получила, как обычно, пятерку и за ответ меня похвалили.
Теперь уже мама, напуганная таким повелением учительницы, едва дождавшись указанного времени, пришла к ним.
Главный ужас ситуации был в том, как думалось тогда нам, что я опозорила отца перед его непосредственным начальником.
Маму очень любезно приняли. Супруг моей учительницы уже был дома, та представила ему мою маму, как жену его офицера Н., находящегося в длительной командировке, сразу категорически перешла к делу:
– У тебя в штабе освободилось место делопроизводителя. Вот – очень ответственный человек, - указала она на маму, - деловая, трудолюбивая, исполнительная. Возьми ее на эту должность, тем более что у нее высшее образование.
– Спасибо за лестную характеристику, - едва выговорила мама, которая ожидала от этого вызова к ним домой чего угодно, но не такого поворота дела, - но Вы же меня совершенно не знаете…
– Я учу Вашу дочь, мне вполне достаточно того, что я знаю ее.
Так мама получила работу.
Мы никогда не знаем, что нам уготовано даже буквально в следующую минуту нашей жизни, и чем что будет определяться.
Не знаем, когда, чего и с какой стороны ждать.
Но случай чаще находит того, кто к нему лучше подготовлен.