Действующие лица:
ЭД, бизнесмен, 42 года.
Стёпа, старинный друг Эда, чуть старше его.
МАРИНА, чиновник; 40 лет.
БАСЯ, подруга Эда, 25 лет.
Нина Егоровна, ей за 80.
СЦЕНА 1.
Эд и Стёпа в кабинете Эда.
«Сказка про Вавироху.
Это было очень давно. Тогда море было там, где сейчас лес, а лес там, где потом стало море.
«Отчего такие перемены случились?» - спро̕сите вы сказочника. Он ответит: а как природе не измениться, когда люди решили всё по-другому делать? Переменили имена и названия, языком чужим заговорили; то, что прежде знали – забыть захотели, чтобы новое выучить; даже время по-иному считать начали. Тут Матушка-Природа, видя, что дети её перемен жаждут, в угоду им тоже меняться начала, ведь она-то их любила по-прежнему. А люди – словно сами себя разлюбили: перестали жизнью жить, всё только о смерти думали. Вместо песен радостных затянули плачи да жалобы.
Так вот, Вавироха, про которую сказка наша, жила в те далёкие, почти забытые времена, когда люди про любовь ещё песни пели.»
Стёпа, читавший сказку, отложил текст.
СТЁПА: ну и?..что тут смущает наших рецензентов?
ЭД: (читает в ноутбуке): «…явное противопоставление язычества истиной вере, дискриминация церковных обрядов…»
СТЁПА (перебивая) : да коптить-молотить! Какой такой « истиной вере» может быть опасна простая бытовая бабушкина сказка?..
ЭД (продолжает читать): «… рассадник ереси вместо заявленного сборника сказок»…
СТЁПА: сколько ты им заплатил?
ЭД: да пока только аванс внёс.
СТЁПА: значит, сделаем так: я сам напишу рецензию, а они просто подпишут, и только после этого ты расплатишься.
ЭД: хм… Там все интеллигенты в очёчках, не чета нам с тобой. Думаешь, они пойдут на такой подлог?
СТЁПА: думаю, побегут. За шуршанием купюр им никакой ереси не слышно будет.
ЭД: если честно, я тоже не понимаю, что за чушь они нам понаписали. Я заказывал рецензию, которую можно будет использовать в презентации.
СТЁПА: иллюстратора нашел?
ЭД: рекламщики ищут. Посмотри, кстати, они что-то уже накидали по рекламной компании (передает Степе папку с бумагами).
СТЁПА: дома, ладно? (смотрит время на телефоне). На обед к нам заедешь?
ЭД: Стёпа, не сегодня. Сейчас поеду, гляну ещё один участок (показывает Стёпе фото в ноутбуке). Узнаёшь?
Стёпа: знакомое что-то… Где?
ЭД: это возле Зелёной. Ну? Узнал? Помнишь, мы там рыбачили в уматинушку (смеётся).
СТЁПА: лет сто прошло. Мы с тобой состарились друг у друга на глазах.
ЭД: тьфу. Лет двадцать прошло. С небольшим. Если куплю его, мы с тобой вспомним молодость. Может, даже пару подвигов повторим (оба смеются). Ну, бывай. Лариске привет.
оба собирают в портфели бумаги, ноутбуки, жмут друг другу руки; Стёпа уходит.
ЭД (:звонит по телефону) : Басечка, я поехал по делам, а часа через три буду у тебя... А я сразу сказал, что надо всю учить, а не отрывок… Послушаю, конечно, но, может, всё-таки, репетитора?... Ладно, я понял. Часа через три, лады?..
СЦЕНА 2.
Загородный участок без построек, просто поле. Постройки видны на соседнем участке. Эд нетерпеливо ходит туда-сюда.
ЭД: да хоть бы кустик !.. (смотрит на соседний участок, кричит кому-то): Ребят, здорово! Разрешите вашим сортиром воспользоваться, а то так что-то приспичило!..
Голос: не вопрос, отец, зайди, отметься.
ЭД почти бегом скрывается в деревянной будке туалета. Появляется МАРИНА; разговаривает по телефону.
МАРИНА: … и по тому же адресу вышлите мне прайс на стекломагнезитовый лист. На 4, на 6, на 8… Листы какого размера?... Что там по моему заказу?... Экструдированный полистирол, 30 миллиметров, 8 листов… Нет, не «примерно 50 метров», а ровно 48 квадратных метров!.. С чего десять сто, позавчера было восемь шестьсот!..
ЭД (выходя из туалета): да даже 8600 дороговато. Вы где заказали?
Марина от неожиданности замерла на месте, молчит.
ЭД: здравствуйте. Мне бы руки вымыть.
Марина молча кивает куда-то в сторону, Эд направляется туда, на ходу продолжая спрашивать:
так где вы, говорите, заказали?
МАРИНА: Эдсон?..
ЭД (резко остановился, медленно оборачивается, вглядывается в лицо Марины) : Мурка?..
МАРИНА: господи, Эдсон, ты!
ЭД: не узнал. Ещё богаче будешь! (подходит к Марине; обнимаются. Некоторое время молча смотрят друг на друга).
МАРИНА: сколько лет?... 25?... и как чёрт из туалета!
ЭД: руки уже мыть не буду, об тебя же вытер.
МАРИНА: прощаю. Как давно ты живёшь в нашем туалете?
ЭД: у меня самая дорогая квартира в Ладельске, сдался мне твой сортир. В третий раз спрашиваю, где ты умудрилась заказать такой дорогой полистирол?
МАРИНА: в «Вира-Строй».
ЭД: да?... вот, значит, почему я так богат… А ты что здесь? Это твой дом?
МАРИНА: дача родителей. Была. Теперь моя.
ЭД (кивая в сторону дома) : что за котюры?
МАРИНА (смеясь): вот ты слемзил! Еле вспомнила. Все мои - сын и племянник. А ты здесь как?
ЭД: Мура, я же буду твой сосед! Мне предложили вот этот участок, приехал посмотреть. Мы в этих краях по молодости такие шабаши устраивали, м-м-м… Любо-дорого вспомнить. Беру, по-любому. И то, что ты у меня по соседству – это же чудо, я так рад! (обнимает Марину).
МАРИНА: семья у тебя?
ЭД: да так… живу тут с одной… (оба смеются).
МАРИНА: как ты раньше говорил: в семье не без кубасьи?
ЭД: я и сейчас так говорю. И кубасью, кстати, Басей зову, хотя она Аня.
У Эда звонит телефон. Он кивает Марине, мол, извини, отходит в сторону, говорит по телефону.
ЭД: угу… ну пусть… сканы? Хорошо, посмотрю. А сколько хочет?... А вам как кажется?... Ага, созвонимся. (Марине) Я хочу издать сборник сказок, ищу художника. Ты не художник? Дети – не художники?
МАРИНА: нет. Я – замминистра.
ЭД (после долгой паузы): да ты гонишь.
МАРИНА: да бля буду! (оба смеются. Марина делает несколько шагов в сторону дома, кричит: «Ребятки, кто там ближе, принесите мою сумочку». Возвращается, достаёт из сумки визитку).
МАРИНА: вот. Непременно мне позвони, оставь координаты. Непременно, Эдсон. Художника я тебе найду. Я же зам по культуре, у меня весь творческий бомонд под наблюдением.
ЭД: конечно, позвоню. Я же тебе обещал стройматериалы по оптовой цене…Но если ты замминистра (читает визитку)… я тебе даром отгружу. Всё, мне пора. Обниму и поеду.
Обнимаются, расходятся.
СЦЕНА 3.
МАРИНА в своем рабочем кабинете, перед ней на столе открытый ноутбук.
Голос из колонок: Марина Михална, ещё раз повторяю: нам не нужны претензии от РПЦ, у них наверху серьёзные связи!
МАРИНА: Павел Сергеич, объясни мне внятно суть их претензий.
Голос: они настаивают на том, что конкурс культовых скульптур имиретов не должен проводиться на территории, где когда-то был расположен православный храм…
МАРИНА: во-первых, не храм, а здание церкви. Во-вторых, когда эта самая церквушка там строилась, имиреты, я уверена, не возражали, что она будет стоять на том месте, где некогда было капище. Именно так и ответь нашим негодующим оппонентам. Можешь напомнить им о смирении. Если снова начнут намекать на добровольную денежную помощь, скажи, что наша добрая воля не безгранична. Всё, Павел Сергеич, этот вопрос закрыт. План мероприятий по подготовке конкурса скульптур должен быть у меня в почтовом ящике к вечеру… Антон Семёнович, что вы хотели предложить по нашему проекту?
Голос А.С: значит, вот что я хотел предложить по нашему проекту, Марина Михайловна. Проект «Культурное наследие имиретов» должен непременно включать в себя издание какого-то…
у Марины звонит телефон
МАРИНА: извините, Антон Семёнович, одну минуту. Не теряйте мысль. (В телефон): Здравствуй, Эд. Ты очень вовремя!... Вот сейчас прямо. Ты далеко?.. А текст?.. О, тогда тем более…пока. Антон Семёнович, ещё раз извините, и продолжайте, пожалуйста.
Голос А.С.: так вот я продолжу, Марина Михайловна. Надо организовать в рамках нашего проекта издание хорошей книги с обширными материалами, посвящёнными быту имиретов…
МАРИНА: сборник народных сказок имиретов подойдёт?
Гололс А.С.: красочно иллюстрированный сборник народных сказок очень подойдёт для нашего проекта, Марина Михайловна. Непременно с иллюстрациями, отражающими быт, обычаи, костюмы, орнаменты. Замечательно было бы найти самобытного народного художника…
МАРИНА (прерывая): поняла вас, Антон Семёнович. У меня есть намётки. Будьте добры, рассчитайте с нашими экономистами бюджет издания. Коллеги, спасибо, на сегодня закончим. Фронт работ для каждого из нас обозначен. Отчёты должны быть у меня завтра к двенадцати. (Закрывает ноутбук, что-то записывает в блокнот. Голос из селектора: «Марина Михайловна, к вам посетитель, Эдуард Петрович».)
МАРИНА: да, я его жду. (Встаёт навстречу вошедшему Эду, обнимаются. МАРИНА садится на своё место, ЭД за стол.)
ЭД (кладёт перед Мариной папку): это сказки. Я слышал их от бабушки. Если я смогу на них заработать или хотя бы прославиться, она за меня будет очень рада, я знаю.
МАРИНА: ты и так не бедствуешь.
ЭД: меня бабушка учила: «Если есть шанс, надо им воспользоваться».
МАРИНА: у тебя офигенный шанс, Эдсон. Издание сборника сказок войдёт в проект «Культурное наследие имиретов», а на него, как ты понимаешь, наш князёк монет не пожалеет. Иллюстратора нашёл?
ЭД: рекламщики ищут.
МАРИНА: усложни им задачу. Это должен быть самобытный народный художник.
ЭД: где мы найдём такого, Мур?
МАРИНА (смеётся): поговори с бабушкой, пусть она нам оттуда поможет. (Открывает папку, читает)
«Был у Вавирохи хороший муж, сильный и заботливый. Три сына у них родилось, все кушали хорошо и в бирюльки играть любили. Пока дети в бирюльки играли, думали Вавироха с мужем, как детям дальше жить. Хотелось родителям, чтоб достаток у детей был всегда и во всём. Решил муж, что в их деревне не получится на всех добра нажить, и надо ему по свету идти, заработок искать. Решил уйти – и ушёл. Мужик если чего решил – сразу делает.» Это «Сказка о Вавирохе»? Я её слышала от соседки нашей, тёти Ани… Помнишь соседок моих?
ЭД: ну так… История там у вас какая-то была, как раз накануне нашего уголовнонаказуемого дела.
МАРИНА: как из него выпутался? Надеюсь, не сел?
ЭД: хвала богам, нет. В армию ушёл, после дембеля не сразу сюда вернулся. Мы со Стёпой в Ижевске бизнес начинали.
МАРИНА: что Стёпа? Где? Вы встречаетесь?
ЭД: да мы с ним работаем вместе. Он же, кстати, с моих слов вот это печатает (показывает на папку).
МАРИНА: они так и с Лариской?
ЭД: развелись. Он гулял, ей не нравилось. "Ходил, - говорит, - хожу, и буду ходить". Она и ушла. У них недавно сын женился. На сестре моей кубасьи. А ты, Мур, я слышал, тоже сухой из дела вышла? Ты тогда как?.. Родители помогли?
МАРИНА: нет, дети.
ЭД: в смысле?
МАРИНА: суд учёл моё положение. Я беременная была. У меня сын, ты же видел.
ЭД: погоди… Да как так?... С кем?... я же тебя блюл, пас постоянно… Чей сын-то? И как я не заметил?
МАРИНА: это мой скелет в шкафу. Эд, ты меня извини, но дел сегодня очень много. Текст оставь; что у тебя там ещё есть – присылай. Буду держать тебя в курсе.
ЭД: спасибо, Мура. Обнимемся, и поеду. Давай как-нибудь вечерком или в выходной пересечёмся?
МАРИНА: это обязательно.
Эд обнимает Марину, уходит.
СЦЕНА 4.
В квартире Баси.
БАСЯ читает с выражением, старается для большего эффекта сопровождать чтение жестами. Эд слушает Басю, сидя в кресле.
БАСЯ: «Ушёл муж Вавирохи, и долго его не было. В деревне, где Вавироха жила, посчитали, что уж пропал мужик. Вавироха тогда скотины побольше завела, чтоб деток прокормить и одеть; земли побольше вспахала да засеяла, чтоб излишек урожая на добро менять. Спать да есть поменьше стала, чтоб успеть везде. Постигла ремёсла – плотницкое да рыбацкое, чтоб сыновей обучить. А то как их женить, если будут неумёхи? Никому ж такие мужья не нужны. И парни Вавирохи стали самыми завидными женихами! Походили среди красных девок, жалом, как положено, поводили, да и женились. Сначала, конечно, старший женился да дом построил, потом и средний с младшим. Вавироха рада была так, что словами не сказать!.. А когда родился у неё первый внук, муж вернулся».. (Эду) Ну? Хорошо?
ЭД: ну.. Неплохо. Тебе же не в театр поступать. Для телевизора сойдёт.
БАСЯ: костюм посмотришь? (подходит к шкафу, собираясь переодеться).
ЭД: Бася, давай не сейчас. Когда всю выучишь, тогда при полном параде выступишь. Гостей пригласим. Будет генеральная репетиция. А, кстати: нам же Марина предложила устроить твоё выступление с этой сказкой на презентации книги. А?
БАСЯ: о, прекрасно. Я же стану здешней местечковой звездой! Презентация - после передачи?
ЭД: сделаем так, чтоб после. Давай уже поедем обедать.
БАСЯ: мне надо 15 минут.
ЭД включает телевизор, берёт лежащую на столике книгу. Открывает наугад, читает вслух. БАСЯ в это время одевается, причёсывается.
ЭД: «Что ты любишь в любимом? Можно ли выявить суть и любить только суть без всех её внешних проявлений? Что есть суть, а что её упаковка? Можно ли в любви отделить зёрна от плевел, собственно суть объекта любви от его сиюминутной упаковки?»*…
ЭД: я думаю, что без учёта внешней упаковки можно любить только себя.
БАСЯ: да и то только в том случае, если ты мужчина. Женщина себя может поедом есть за то, что выглядит плохо, сказала не то или не так, если не умеет чего-то. А вы, мужчины, по-моему, любите себя безоговорочно.
ЭД: какая ты у меня мудрая, несмотря на молодость.
БАСЯ: (смеётся) молодость – это внешнее. Мудрость – это моя суть. (Садится к зеркалу). Сиюминутная упаковка – и я готова.
ЭД кладёт книгу на место, берёт листы с распечатанным текстом.
ЭД: ты поделила сказку на части.
БАСЯ: так легче учить. Прочти мне, пожалуйста, следующий эпизод.
ЭД: «Вернулся муж. Привёл коня справного, в телегу впряжённого; в телеге добра всякого много-премного. И ещё, кроме всего этого, девочку маленькую с собой привёл. Добро хотел было между сыновьями поделить поровну, да те уж своё нажили. Оставь, говорят, себе, Батюшка, чтоб было вам с Матушкой, что в старости пересчитывать. Девочка эта маленькая, кстати, тоже мужа Вавирохи батюшкой называла. Спросила Вавироха, как же он без неё, жены родной, дитём обзавёлся? Ответил муж, что в краях далёких очень-очень он по жене любимой скучал, тосковал даже. Да так сильно, что однажды, думая о ней, Вавирохе ненаглядной, обронил семя своё рядом с другой женщиной. Лица даже той женщины не увидел, потому как светлый образ жены ему тогда чудился. Пожалела та женщина мужика, семя подобрала, да родила девочку. Так что можно считать, что от любви ребёнок родился, и он, она то есть, девочка – это общий мужа с Вавирохой ребёнок.»
БАСЯ: вот пример, как мужчина, себя любящий, своему паскудству оправдание нашёл. Согласен?
( поворачиваясь к Эду, мельком смотрит в телевизор).
Это же интервью с тобой! Сделай быстрее погромче!
ЭД добавляет звук.
Голос ведущей: как мне лучше к вам обращаться?
Голос Эда: ну.. вот так, на «вы» и обращайтесь.
ВЕДУЩАЯ: хахаха! Я имею в виду имя. Все знают вас как Эдуарда Петровича, а вы, насколько я знаю, Эдемар.
ЭД: да, по паспорту Эдемар. Старинное имиретское имя. Как вам удобнее, так и называйте. Моим коллегам удобнее Эдуард. Друзья и близкие зовут просто Эд.
ВЕДУЩАЯ: кстати, о близких. Вы не женаты, и никогда не были?
ЭД: не был.
ВЕДУЩАЯ: ходят слухи, что вы имеете нетрадиционную сексуальную ориентацию. Поэтому не заводите ни жену, не детей…
ЭД: гомосек? Может, я импотент? Это, знаете ли, тоже препятствует деторождению.
БАСЯ: ой, я же тебе хотела сказать!... (убавляет громкость). Где мой планшет?...(ищет). Я недавно на городском форуме видела упоминание о каком-то твоём тезке, представляешь?... Под книгой нет?
Эд находит планшет, передаёт Басе.
БАСЯ: вроде, даже закладку сделала. Такое редкое имя, я даже не сразу глазам поверила… А ты какое отчество дашь детям – Эдуардовичи или Эдемаровичи?
ЭД: Эдемаровичи, конечно. Нашла?
БАСЯ : да, вот. Это скан какого-то бланка (показывает Эду ).
ЭД: да ладно!.. Кумаков. Эдемар Петрович. Значит, я. Что за бланк?... «Банк спермы»?... «донор», «материал в контейнере под номером»… А что за тема, об чём речь?
БАСЯ: да тема как раз об именах. Кто-то нашёл документ с редким именем, выложил, обсуждает. Слушай, про банк спермы: я же тоже имею к нему отношение, представляешь? Мы с сестрой – «дети из пробирки». Родители сами не могли родить, и в 88-ом участвовали в программе «Сохранение малых народов». Они же имиреты, и доноры были гарантировано имиретами. Семьям, где родились «дети из пробирки» давали нехилые ништяки, кстати. Господдержка – жильё, пособие.
ЭД: но я-то не участвовал ни в какой программе.
БАСЯ: а в бланке твоё имя. Полный твой тёзка. Не может быть такого совпадения… Подожди, Эд… Если ты – донор, а мы с Таней… а я, значит…
ЭД: Бася, какой донор! Я даже по пьяни не мог. Чушь какая. Кому надо было так окульпашить?...
БАСЯ: я иногда не понимаю, что ты говоришь.
ЭД: да так врать, говорю, кому надо было? Какой год?
БАСЯ: 88-ой.
ЭД: господи, какой мне нахрен банк тогда? Секс, наркотики, гоп-стоп. Я бы ни по одному параметру не прошёл. Кроме национальности. Там же, наверняка, кучу анализов делали. Бася, распечатай мне это, пожалуйста.
БАСЯ: могу только на электронку отправить. Это точно не ты? Я точно не…
ЭД: точно «не». Ну-ка, лоб не морщи. Анализ ДНК сделать? Успокоишься?
БАСЯ: да, точно! Эд, надо срочно сделать анализ ДНК!
ЭД: всё, ладно. Пообедаем сначала всё-таки, потом ДНК.
Выключает телевизор, берёт расстроенную Басю под локоть; уходят.
СЦЕНА 5.
Эд и Стёпа в кабинете Эда.
ЭД: (передаёт Стёпе бланк) вот про это я тебе говорил.
СТЁПА: как ты это нашёл?
ЭД: моя эсбэ не зря хлеб ест. Нашли лоха, который скан на городском форуме выложил, купили у него этот и ещё пару (передаёт другие бланки). Вот, Стёп, и ты тут есть. И Паша Хилый.
СТЁПА: что Паша говорит?
ЭД: я его не спрашивал. Я тебя спрашиваю: ты был донором?
СТЁПА: я, Эдсон, был...
ЭД: я помню, как ты меня под это дело подписывал. Но я же не пошёл!..
голос из селектора: "Эдуард Петрович, к вам Марина Михайловна".
ЭД: (нажимая кнопку селектора) да, я жду!
входит Марина. Эд встаёт навстречу
ЭД: прости, что от дел оторвал, но ты мне очень нужна (обнимает Марину, садится на место).
СТЁПА: (тоже встаёт, обнимает Марину) здравствуй, мой Мурёночек!
МАРИНА: и тебе не хворать. У меня минут тридцать, не больше.
ЭД: ладно. Вот глянь (забирает у Стёпы бланки, передаёт Марине). С одной стороны какое-то фуфло, но с другой, похоже, то, что мы с тобой для книги ищем. Я у пары умников спросил, говорят, вполне себе самобытно.
МАРИНА: (вертит в руках бланк) действительно, из банка спермы... 88-ой год... Да, батюшка наш умел получать, что хотел.
СТЁПА: в смысле?
ЭД: ты про своего батю?
МАРИНА: конечно. Профессор Виноградов. В 86-ом закрыли его лабораторию, в 87-ом он создал целый институт под свой проект. А при институте "Национальный банк спермы". Типа, нацию сохранять.
СТЁПА: почему "типа"? В банк же, действительно, принимали материал только коренных имиретов...
ЭД: вон Стёпа и меня сильно агитировал, но я занят был.
МАРИНА: батюшке по бую было, чей материал. Просто под национальную идею деньги давали. Он рассчитывал закончить исследования по программированию пола ребёнка. Очень дальновидный был, понимал, что за гарантию пола ребёнка родители будут охотно платить.
ЭД: он программировал сперму?
МАРИНА: именно. Даже успел заработать на одном младенце.
ЭД: выходит, Стёпа, мы Мурке-то должники.
СТЁПА: с чего? Мур, я тебе что-то должен?
МАРИНА: деньгами возьму, звездюлями - не надо.
ЭД: да ведь моя Бася, Стёп, с вашей-то снохой - они же дети из пробирки. Бася рассказала. Их родители сами не могли, а батя Мурки им, выходит, подсобил. Они ещё и квартиру получили, как участники программы, родившие двойню. Мурке за батю и причитается... Ты чего побледнел, Стёпа?
МАРИНА: (хлопая Стёпу по щекам) Стёпа, да что с тобой?!
СТЁПА: (держась за сердце) что ты про сноху мою говоришь?
ЭД: (в селектор) "скорую", быстро! (Стёпе) ваша Маша - сестра моей Ани, а Аня - из пробирки, значит, и Маша... Ты меня слышишь, эй?!
Эд с Мариной кладут обмякшего Стёпу на пол; брызгают на него водой, расстёгивают рубашку, щупают пульс...
СЦЕНА 6.
В кабинете Эда он и Марина. Эд переворачивает туда-сюда песочную картину. Марна разговаривает по мобильному.
МАРИНА: Даша, отмени всё на сегодня... случилось... ничего не надо, только перенеси все встречи... Даша, меня просто нет (кладёт телефон на стол, подходит к окну).
ЭД: анекдот вспомнил. Секретарь говорит Богу: к Вам тут атеисты. Бог отвечает: скажи им, что меня нет.
МАРИНА: надо Ларисе позвонить.
ЭД: я попросил доктора, чтоб позвонил.
МАРИНА: мне кажется, Стёпа разволновался из-за Маши.
ЭД: да Таня она; я в шутку её Машей...
МАРИНА: как эти бланки попали к тебе? Это же должна быть закрытая информация.
ЭД: мой эсбешник нашёл кекса, который выложил скан в интернет. Тот на блошином рынке купил картинки у старушки; стал дома вешать, одну уронил. Рамка разбилась, картинка выпала; на обороте картинки - вот этот бланк. С моим именем почему-то. Мой человек картинки выкупил, старушку ту нашёл и на всякий случай узнал, где живёт и кто такая.
МАРИНА: ну и кто такая, где живёт?..
ЭД: Нина Егоровна Соболева, 88 лет, живёт на Степана Разина...
МАРИНА: да ладно!.. (подходит к столу, берёт листок, с которого читал Эд). Охренеть, как мир тесен. Аж в плечах жмёт!
ЭД: знакомая твоя?
МАРИНА: да родня почти.
ЭД: кому?
МАРИНА: нам с тобой, Эдсон.
ЭД: каким местом?
МАРИНА: это же Н.Е., соседка моя в далёком тёмном прошлом, мать Гриши.
ЭД: да какого Гриши, Мур?!
МАРИНА: да из-за которого мы чуть не сели в 88-ом! Он продал дом, потому что Стёпа убедил его вложиться в бизнес. А жить собирался у Иришки, которую наша соседка тётя Нюра прописала у себя по совету Егоровны. Но тётя Нюра всё не умирала, а деньги от продажи...
ЭД: ... помогли нам со Стёпой начать своё дело в 90-ом... А это, значит, мать его.
МАРИНА: картинки-то она, что ль, рисует?
ЭД: да хрен знает.
МАРИНА: а бланки у неё откуда?
ЭД: тоже хрен знает. Нам бы ещё узнать, почему моё имя в бланке. Стёпа - ладно, он донор, но я?..
МАРИНА: ты точно не был?
ЭД: (хлопает ладонью по столу) Мурка, ну хоть ты-то!..
МАРИНА: чьё ещё там имя?
ЭД: Пашки Худякова. Уже ищем его.
МАРИНА: (разложила на столе рисунки) нам бы этот художник пригодился. Который там час?
ЭД: (смотрит на телефон) половина второго.
МАРИНА: может, застану ещё Егоровну на рынке. Если нет - пойду к ней домой (складывает листок с адресом, убирает его и телефон в сумочку).
ЭД: что ей скажешь?
МАРИНА: война план покажет.
ЭД: позвони мне потом.
МАРИНА: это непременно (обнимает Эда, уходит).
у Эда звонит мобильный.
ЭД: (в телефон) говори, Лёш... и где он?... это где?.. Чёрт!... (открывает ноутбук). Лады, сейчас наберу... Не телефонный разговор, конечно, но хоть так.. Спасибо, Лёша. Можешь рассчитывать на бонусы.
СЦЕНА 7.
Марина на скамейке под тополями во дворе кирпичного дома. Подходит Н.Е.; несколько минут смотрит на Марину, садится рядом.
МАРИНА: здравствуйте, Нина Егоровна.
Н.Е. : здравствуйте, Марина.
МАРИНА: у вас прекрасная память.
Н.Е. : это профессиональное. Я узнала вас ещё на рынке. Пришли вспомнить юность?
МАРИНА: сколько лет этим домам, Н.Е.?
Н.Е. : уже больше шестидесяти.
МАРИНА: а тополям, поди, и того больше... Погода какая стоит, да?... Тогда ведь тоже был октябрь?...
Н.Е. : да. Старухина осень, как говорила Аня.
МАРИНА: тётя Тася называла Аню "сказючницей". Мол, всё сказюльки сказывает.
Н.Е. : а Нюра "ведьмой старой"... Марина, скажите, вы подозревали меня?
МАРИНА: да. Тётя Нюра вам мешала.
Н.Е. : вы были очень проницательны, несмотря на юный возраст.
МАРИНА: рыбак рыбака..
Н.Е. : что вы имеете в виду?... (Марина не отвечает). Как бы то ни было, но к смерти Нюры я не была причастна.
МАРИНА: рука не поднялась порошки предложить?
Н.Е. : дело прошлое. Собиралась, но не сделала.
МАРИНА: намерение - половина дела.
Н.Е. : я сполна наказана за своё намерение. Мне не хочется думать, что вы пришли через столько лет, чтобы унизить меня, заставляя оправдываться.
МАРИНА: нет, я искала вас не для этого.
Н.Е. : искали? с какой целью?
МАРИНА: рисунки, которыми вы торгуете - кто их автор?
Н.Е. : моя внучка.
МАРИНА: я бы хотела с ней увидеться.
Н.Е. : повторюсь: с какой целью?
МАРИНА: у меня к ней деловое предложение. Практически, госзаказ. Я ищу иллюстратора для книги народных сказок. Это должен быть самобытный народный художник. На этом заказе она сможет хорошо заработать и получить известность.
Н.Е. : хм... Моя внучка и сейчас хорошо зарабатывает. А известность будет её тяготить - она очень замкнутый человек.
МАРИНА: вы, как импресарио, всё решаете за неё?
Н.Е. : отнюдь! просто не хотелось бы вас обнадёживать. Если работа её не заинтересует, она вам откажет. Но я обязательно с ней поговорю. С вами, Марина, она не станет встречаться. Дело не конкретно в вас; она не разговаривает с незнакомыми.
МАРИНА: она.... ммм... здорова?
Н.Е. : вам и сейчас не откажешь в проницательности. В детстве ей приписывали задержку психического развития; потом диагностировали аутизм. Но это не так.
МАРИНА: сколько её лет?
Н.Е. : она ещё молода. Ей 25.
МАРИНА: (после паузы) она - дочь Гриши?
Н.Е. : (после паузы) вы знаете Гришу?
МАРИНА: вор у вора шапку украл.
Н.Е. : я вас не понимаю, Марина... Да, Лада - дочь Гриши.
МАРИНА: давайте так, Нина Егоровна: завтра с утра я заеду и привезу текст книги и договор. На чьё имя, кстати, будем его заключать?
Н.Е. : на внучку, разумеется. Она дееспособна.
МАРИНА: отлично. Сроки, к сожалению, поджимают...
Н.Е. : когда ей что-то интересно, она работает как одержимая. Но если...
МАРИНА: да-да, может отказать. Её право, разумеется, но я надеюсь.
Н.Е. : мой адрес вам, видимо, известен?
МАРИНА: да. До завтра. Знаете, Нина Егоровна, несмотря на прошлую неприязнь, сегодня я была рада вас видеть. Самой удивительно.
Н.Е. : Спасибо, Марина. До завтра.
Н.Е. уходит. Марина ещё некоторое время сидит, смотрит в окна первого этажа.
СЦЕНА 8.
Квартира Нины Егоровны. Она сидит в кресле возле журнального столика, измеряет себе давление. Дверь в смежную комнату
открыта, оттуда слышно, что кто-то работает за компьютером.
Н.Е.: Ладушка, посмотри, пожалуйста, погоду на неделю. Похоже, начнутся дожди...
звонок в дверь. Н.Е. идёт открывать, возвращается с Мариной.
Н.Е.: присаживайтесь, Марина.
МАРИНА: (садится в кресло по другую сторону столика) вы поговорили с внучкой, Нина Егоровна?
Н.Е.: да, конечно, как и обещала. Кстати, Лада дома (кивает на открытую дверь), она нас слышит и пассивно участвует в разговоре. (клацанье клавиатуры прекращается).
МАРИНА: Лада, доброго дня.
Н.Е.: не обижайтесь на молчание. Она вам кивнула. Ладушка, обернись, пожалуйста, посмотри на нашу гостью (жестом предлагает Марине заглянуть в комнату Лады. Марина подходит к двери, кивает, улыбается. Снова слышно, что Лада печатает. Марина возвращается в кресло).
МАРИНА: Лада очень симпатичная барышня.
Н.Е.: признайтесь, вы ожидали увидеть этакую чумичку?
МАРИНА: (смеётся) признаюсь! Хвала богам, я ошиблась.
Н.Е.: Лада работает техническим переводчиком.
МАРИНА: (достаёт из сумки папку). Вот тексты, которые войдут в книгу. Здесь же технические требования. (повышая голос) Лада (та перестаёт печатать) вы знаете, что такое "технические требования"? (снова стук клавиш). Они тоже в папке. Там же договор. Лада (та перестаёт печатать), вы можете внести любые коррективы в договор. Мои контакты на визитке (кладёт на стол), пишите на электронку или в скайп. (Лада снова печатает). Ну или вы, Нина Н.Е., будете нашим посредником.
Н.Е.: вы быстро нашли общий язык с Ладушкой.
МАРИНА: (смеётся) Лада очень выразительно молчит (берёт в руки рисунки, лежащие на столике; рассматривает их, каждый переворачивает).
Н.Е. в это время, надев очки, пролистывает тексты из папки. Задержалась на одном.
Н.Е.: (читает вслух. Лада перестаёт печатать) "Вавироха выслушала, краской её щёки налились, стала она у мужа прощения просить за то, что не прижила без него младенчика. «Прости, - говорит, - муж родной, видно, мало я по тебе скучала, не так, как ты по мне». А потом спросила, не признала ли та женщина девочку чадом своим? «Да нет, конечно! – удивился муж. – Это же наша с тобой дочь, душа моя, Вавироха. Так всем и скажем, кто спросит». «А сама девочка что скажет?» «А ты, доченька, ничего никому не говори», - попросил дочку муж Вавирохи. Ну девочка так и молчала потом всегда, как немая. Вавироху полюбила, как мать родную. Ну не гнать же Вавирохе дитя малое; при себе оставила; Ладушкой назвала; косы ей заплетала, лентами украшала, сказки рассказывала"... (отложила листы. Снова слышен стук клавиш). Какое совпадение, да?... Когда Гриша привёл нам дочку - ей было тогда два года - и сказал "Это моя дочь Лада", мы удивились, имя показалось нам необычным.
МАРИНА: вы тогда жили с мужем?
Н.Е.: да. Бори не стало всего пять лет назад.
МАРИНА: и вы не знали, что у Гриши есть дочь?
Н.Е.: нет. Она не от Ирины. Когда Гриша продал дом, ему стало негде жить. Случилась беда, его ограбили. Завели дело; слушания были закрытыми. Потом нам сказали, что дело закрыто за недостаточностью улик... Гриша снимал комнату и прижил с хозяйкой ребёнка. Когда женился на Ирине, ходил навещать дочь. В тайне от жены. Однажды пришёл - Лада одна в доме; на столе записка: "выхожу замуж, дочь оставляю тебе". Гриша привёл Ладу к себе, покаялся перед Ириной, но она ответила: я не Вавироха, мне неродная дочь не нужна. И Гриша привёл её к нам.
МАРИНА: Лада всегда была такая... неразговорчивая?
Н.Е.: да.
МАРИНА: может, это Гриша попросил её никому ничего не говорить? Вы слышали эту сказку, как её рассказывала тётя Аня?
Н.Е.: да, слышала. А вот просил ли Гриша молчать?... Теперь, наверное, уже неважно. Может быть чаю, Марина?
МАРИНА: спасибо, Нина Егоровна, не откажусь.
Н.Е. выходит. Слышно, что она хлопочет по кухне.
Н.Е.: вам чёрный или зелёный?
МАРИНА: (обходит комнату) мне, пожалуйста, чёрный. У вас на стенах картины - это тоже Лада?
Н.Е.: да, конечно.
МАРИНА: (рассматривает одну из картин) какой интересный фон у этого рисунка. Он на особенной бумаге?
Н.Е.: я, честно признаться, в тонкостях не сильна.
Марина снимает картинку, садится к столику, разбирает рамку. Н.Е. входит в комнату с чашками.
МАРИНА: (показывая оборот рисунка из рамки) откуда это у вас, Нина Егоровна ?
Н.Е.: (ставит чашки на столик, надевает очки) что это?
МАРИНА: заполненный бланк из "Национального банка спермы". Это же закрытая информация, понимаете?
Н.Е.: (перебирает рисунки, лежащие на столе, переворачивает их. Снова берёт бланк) да, действительно...
МАРИНА: Нина Егоровна, откуда? (Н.Е. задумалась, не отвечает) Если вы не знаете, возможно, надо спросить Ладу (стук клавиш прекращается).
Н.Е.: (снимая очки) я догадываюсь, Марина. Я до недавнего времени работала... Не из-за денег, нет, просто чтоб повод был выходить из дому и поддерживать себя в достойной форме. Сторожем в городском архиве. Потом его стали сдавать под охрану, но до этого там были ночные сторожа. Ладушка несколько раз подменяла меня. У меня давление, метеозависимость... Нам, сторожам, иногда оставляли дополнительную работу - уничтожать документы, срок хранения которых истёк...
МАРИНА: а Лада рисовала на них. Бумага хорошая. И цвет такой... ( Лада продолжает печатать).
Н.Е.: я не знала. Те, что были для продажи, Лада сразу оформляет в рамки.
МАРИНА: много их было?
Н.Е.: не знаю. Простите, Марина, возьму таблетку, что-то мне нехорошо (выходит на кухню, потом идёт в комнату Лады, выносит оттуда тонкую стопку рисунков). Это наказуемо, как вы думаете? Ведь вообще-то срок хранения истёк. А сам этот банк давно закрылся. Он и существовал-то всего два года...
МАРИНА: три. Вы знали о нём?
Н.Е.: Гриша как-то рассказывал. Его приятель - Стёпа, если не ошибаюсь - звал участвовать в программе. Ведь мы тоже имиреты...
МАРИНА: Стёпа?..
Н.Е.: кажется, да. Молодой, но, как говорится, очень ушлый.
МАРИНА: вы его видели?
Н.Е.: Стёпу? Нет.
МАРИНА: Гриша был донором?
Н.Е.: нет. Он и хотел бы, ведь там платили, прости господи... Но в то время он... ээ.. выпивал, в общем. И однажды тот приятель взял гришин паспорт, а когда вернул - заплатил. Гриша смеялся, что вот мол войдёт в историю не делом, так хоть именем.
МАРИНА: то есть Стёпа по паспорту Гриши сдал в банк материал, получил деньги, отдал Грише?
Н.Е.: какое деликатное слово - "материал". Да, так и было. Не знаю, зачем ему это было нужно. Может быть, за идею? Потом он ещё брал паспорт; Гриша не возражал - такие лёгкие деньги. Так Ладушку могут привлечь за разглашение?
МАРИНА: пока не знаю, что ответить. Надеюсь, никто не заявит. Ну и сами никому не рассказывайте.
Н.Е.: упаси боги!
МАРИНА: эти рисунки, на бланках, я у вас покупаю (достаёт из бумажника купюру). Достаточно?
Н.Е.: что вы, Марина, забирайте так! только, если сможете...
МАРИНА: я поняла, не продолжайте (убирает рисунки в сумку). Лада, я жду от вас ответа; лучше, конечно, положительного! (стук клавиш прекращается). Рада была познакомиться. Нина Егоровна., чай попьём в следующий раз. До встречи.
СЦЕНА 9.
В больничной палате. На тумбочке бутылка коньяка, закуска, рюмочки. Эд в белом халате; разговаривает по мобильному..
ЭД: что за вопрос, Бася, конечно, встречу... Меня все поздравляют с тем, что ты умница и красавица... Враки, ничего не полнит... Не просто лучше, ему уже хорошо, он даже сам ходит... Ну по бабам, как обычно.
Входит Марина в накинутом белом халате.
ЭД: (кивает Марине) вот Марина к нам пришла, сейчас сообразим на троих... Марина, тебе привет от звезды экрана. (Марина улыбается, машет рукой). А тебе от неё... А, ну иди-иди... Целую, Бася, пока.
МАРИНА: а что, Стёпу выписали?
ЭД: выгнали (достаёт из портфеля ещё одну рюмочку). Нарушает режим и гигиену. Вот прямо сейчас кадрит сестричку в процедурной.
МАРИНА: (достаёт из сумки бутылку и фрукты) что празднуем?
ЭД: возвращение Стёпы к жизни. А вернуло его простое человеческое *лядство. Причём не Стёпино, как ты подумала, а Ларискино!... А?! Зацени интригу!
МАРИНА: ну, за Лариску (чокаются, пьют).
ЭД: короче, вчера к Стёпе пришёл Костя, Стёпа ему в ноги упал да давай каяться и уговаривать сделать днк. А Костя ему: да брось, бать, какое днк, мне мама давно призналась, что я у неё не от тебя. Даже с родным отцом познакомила.
МАРИНА: два сапога - оба левые.
ЭД: в общем, такой финт ушами. Стёпа охренеть как рад, что олень. У него даже, видишь, либида проснулась (снова наливает). Давай за...
входит Стёпа.
СТЁПА: пьёте - давитесь, а угостить не догадаетесь.
МАРИНА: пусть все будут здоровы! (чокается с Эдом, пьют).
Стёпа подставляет свою рюмку.
ЭД: вечно с либидой, вечно пьяный.
СТЁПА: эх, где мои 17 лет... За что мы тогда пили? За то, чтоб догнать и перегнать!
МАРИНА: достать и перестать!
ЭД: добиться и перебиться! (чокаются, пьют).
ЭД: да, давай, Стёпа, вспомни молодость. Как ты делал регулярные вклады в банк за себя и за тех парней.
СТЁПА: (после паузы) всё узнал, юный следопыт... Эх, ребятки мои, меня вдохновляла такая муза! С большой буквы эм. Её, правда, звали Муза, и она работала в том банке лаборанткой по сбору материала. Как она виртуозно собирала мой материал в резиновые изделия!.. Банк получал премии за хорошие сборы, ну и Муза, соответственно, тоже. Она меня сагитировала привлекать доноров. Сейчас так не умеют агитировать. Желающих было мало, так Муза подсказала приходить с чужими паспортами. У тебя, Эдсон, и у Паши брал не спрашивая, когда вы бухали неделями. Уж простите негодяя. У Гриши - за деньги. Кому-то просто говорил - надо мне. Мотивация у меня была такая мощная, что всё получалось.
ЭД: а про то, что дети твои в будущем переженятся и погубят нахрен нацию кровосмешением не думал?
СТЁПА: да кто думает о будущем, когда сегодня, сейчас такая звезда в руках?.. Не думал, конечно. Я дальше своего члена ничего не видел. Теперь - да, волнуюсь, грех кровосмешения на мне. Хвала богам, хоть не Костя с Таней (берёт бутылку; она пустая, ставит на пол. Берёт вторую, читает этикетку). Хеннеси иксо. Хенесякнемся! За детей! (чокаются, пьют).
МАРИНА: грешен ты, Стёпа, по самые брови, но вот смешения кровей не бойся. Батюшка наш программировать девочек научился, а до мальчиков руки не дошли. Думаю, боги остановили. Все младенцы, зачатые в пробирке, были женского пола. 100 %; папа это тщательно отслеживал. Очень собой гордился.
Эд замер с бутылкой в руках, Стёпа - с лимоном.
МАРИНА: за это и выпьем (подставляет рюмку, пьют).
ЭД: такую банальную историю ты рассказал, Стёпа, тьфу просто! Либида позвала - ты и пошёл. Я же все эти дни, как узнал про твои махинации, не знал, что и думать.
МАРИНА: ждал душераздирающую историю о спасении человечества Донорменом? Типа, если он не пожертвует цистерну семени, то слоны уйдут, черепаха упадёт, мир перевернётся?
СТЁПА смеётся.
ЭД: ну... Чёрт его знает!.. Да, наверное, ждал от тебя благородного порыва, Донормен, блин! За благородный порыв я бы тебя даже простил... А так... *лядство одно..
МАРИНА: как дальше жить будешь, Стёпа, непрощённый-то?
СТЁПА: может, смогу искупить рублём?
ЭД: я тебе за книгу не заплачу!
МАРИНА: да, про книгу. Эскизы Лады утверждены, 25-го она сдаёт иллюстрации. 30-го отдаём в печать, нам делают пробный тираж. Для презентации его хватит. Презентация 15-го.
ЭД: уже 15-го?
МАРИНА: а чего откладывать? Это же не яйца, чтоб откладывать.
СТЁПА: кто такая Лада и почему я не видел эскизы?
ЭД: тебе некогда было, ты же помирал, Донормен.
МАРИНА: Лада - народный самобытный художник. Дочь Гриши, прикинь? Это её рисунки были на банковских бланках.
СТЁПА: охренеть, как нас судьба-то свела!
МАРИНА: Стёпа, с тебя пафосная речь для презентации. Эдсон, когда наша Анечка возвращается?
СТЁПА: а что, Аню уже показывали по телевизору?
ЭД: неделю хворал, а столько пропустил. Конечно, показывали! Гениально прочла сказку! Взяла гран-при фестиваля. (Марине) послезавтра.
МАРИНА: мероприятие будет проходить в Доме дружбы народов; Ане надо будет порепетировать в тамошнем зале.
ЭД: (разливает коньяк) за успех нашего безнадёжного дела!
СЦЕНА 10.
В холле ДК.
СТЁПА: (говорит по мобильному) да я уже, практически в дверях... Ну мне надо было в буфет, горло промочить. Всё, давай!.. (в дверях сталкивается с Н.Е.) Ох, простите, сударыня! (открывает перед ней дверь).
Н.Е.: спасибо... Степан.
СТЁПА: (несколько секунд смотрит на Н.Е.) профессиональная память? (закрывает дверь).
Н.Е.: (после паузы) вы произнесли прекрасную речь.
СТЁПА: ещё бы! У меня два высших образования и большой опыт подобных выступлений. Несмотря и вопреки. А как у вас дела, Нина Егоровна?
Н.Е.: я бы хотела пройти в зал, у меня там внучка.
СТЁПА: а поговорить не хотели бы? Спросить, как сложилась моя жизнь после того, как я из-за вас в 14 лет бросил школу, поссорился с отцом и ушёл из дома? А наконец-то признать, что ваши педагогические методы были не гуманны не хотите? "Встать!... Молчать!... Пойди встань в угол!.. Отвернись от класса! Лицом к стене!Ты нарушил дисциплину!... Подними руки вверх!..." Я сейчас правильно передал интонацию, Нина Егоровна? А ведь я тогда просто уронил ручку. И просто ответил вам, что не нарочно. Я был одним из лучших учеников. А отец мне не поверил, когда я в кабинете директора рассказал про ручку, угол и руки вверх. А вы сидели молча. И отец заставлял меня извиняться за то, что я назвал вас фашисткой и ушёл с урока. Я бросил школу, лишь бы не извиняться перед вами. За это отец выгнал меня из дома. Но мне же не за что было извиняться, вы согласны?
Н.Е.: да, Степан, конечно.
СТЁПА: знаете, какой важный урок я получил в 16 лет, работая грузчиком? "Всех денег не заработаешь, часть придётся украсть". Знаете, у кого я украл деньги, на которые начал бизнес после окончания вечерней школы? У Гриши. А сейчас я пойду познакомлюсь с нашим иллюстратором. Очень талантливая барышня, хоть и со странностями (заходит в зал).
Н.Е. с трудом подходит у стулу, садится, приваливается спиной к стене. На ощупь что-то ищет в сумке.
СЦЕНА 11.
Бася в национальном костюме на сцене.
БАСЯ: Ростила Вавироха дочку да внуков, счёт добру вела, мужа любила. А муж всё чаще посидеть да полежать просился, да чтоб жена подле побыла. Устал, говорит, за целую жизнь-то. Вавироха смеётся в ответ: «Ты, говорит, свою, конечно, прожил, а я, пока сыновей на ноги ставила, пожить-то не успела; рано мне уставать, рано с тобой рядом садиться. Тем более – спасибо тебе, муж родной, - дочка же у нас маленькая, ею кто займётся, когда мы сидеть рядком будем?» Пошёл тогда муж Вавирохи с девочкой в лес, учить её грибы-ягоды собирать, да траву добрую от злой отличать. Ушли они двое, а обратно девчонка одна прибёгла. Ревмя ревёт, Вавироху за подол тянет – пойдём, мол, со мной, Матушка, немедля! Побежали они в лес. Сидит муж Вавирохи на поляне, среди цветов и красных ягод, грустит и кручинится. Встать, говорит, не могу, вовсе сил нет. Подставила Вавироха мужу плечо; дочка корзинки взяла. Довели они бедолагу немощного до дому, на постель уложили. «Откуда в тебе силы столько, душа моя, Вавироха?» - спрашивает муж. «Мне любовь даёт», - отвечает та. «Да ведь и я люблю! Тебя, единственная моя Вавироха, сыновей наших, землю-матушку; всё вокруг люблю!» . «А я , - говорит Вавироха мужу, - кроме всех деток наших, кроме земли-кормилицы, кроме тебя, мужа родного, ещё и себя немножко люблю. Без этой малости давно бы до смерти устала. А тебе вот пусть дочкина любовь подмогой станет; ты уж постарайся её заслужить».
Прислушался муж к словам Вавирохи. И стало ему полегче. А потом ведь и вовсе в могуту вернулся. Долго они ещё в любви и счастье прожили, сыновьям и дочке своим на радость.
В зале аплодисменты. Бася кланяется, уходит.