Знай!
В Мире есть много разного. Есть, как ни странно, и литература и искусство. Они являются одними из отличительных черт людей по сравнению с животными. Еще к таким чертам можно отнести умение передавать знания, умение не использовать, а создавать инструменты труда с помощью инструментов (например, обезьяны не могут с помощью палки сделать другую палку). И так далее. А что мы можем придумать интересного на примере изобразительного искусства?
Есть «титаны», классики, есть авангард, концептуальное искусство, кубизм, модернизм и еще куча всякого-всякого. Но, следует отметить, ни один из художников (за исключением фриков – а ты ведь знаешь перевод этого слова) не пишет картины собственным калом. Хотя – кал есть и будет составляющей и моей и твоей жизни. И интересоваться, как покакал твой ребенок, не является чем-то зазорным.
Так же обстоит и в литературе. Есть «ширпотреб» который пишет о сексе, деньгах, странной вере и ритуалах некрофилов, а есть то, чему мы будем удивляться и поклоняться. Криво ухмыляясь, говорить: «Ну надо же… В наше время такого я не встречал/а. Чушь это все… Все было проще, это они все выдумали». И возвращаться в то место, которое многие, скрипя зубами, называют «домом». Мы решили, что именно он – дом. Почему? Так проще и легче. Так не надо ничего делать. Проще промолчать и перетерпеть, а потом, легко заняться своими делами. И жить во лжи.
Но. Все не так. Ну, не совсем так.
Ведь то, чем мы тайком восторгаемся – не очередной обман, а было правдой и существовало именно в нашей действительности.
В 1265 году в деревне под Флоренцией родился мальчик. Он вырос и стал крестным отцом итальянского литературного языка (до того существовало просто сельское наречье, а французский язык назывался прованским диалектом), написал много книг, среди которых «Монархия» , в которой он обрисовал новый социальный строй, он воевал, он был приговорен к смерти в родном городе и был изгнан из него, он был одним из градоначальников и предводителей Флорентийской республики, был послом в Ватикане, вел переговоры с императорами, царями и Папами. Именно он не допустил начала очередной войны, чем спас тысячи жизней. И умер он как воин. Возвращаясь после переговоров с Папой (когда удалось договориться о мире с Пизой и Императором), он заболел после переправы через осеннюю реку.
Но знаем мы этого человека не по этим ратным подвигам. Он написал "Inferno". В нашем переводе – «Божественная комедия». И мы зовем его Данте. Данте Алигьери.
Для меня Данте важен не в такой мере своими великими произведениями, а тем, что он пронес через всю свою жизнь величайшее чувство. Любовь к женщине по имени Беатриче. Он встретил ее в возрасте 9 лет (ей было 8). А умерла она в 24 года. Вернее, была убита мужем вместе с любовником. Т.е. девушка она была достаточно своеобразная. И никогда не любила Данте. Однако, для него именно она была тем существом, которое будет находится рядом с Богом в «Раю» («Божественная Комедия» состоит из трех частей, одна из которых – «Рай»). Эта любовь управляла всей жизнью Данте, он вписал Беатриче во все произведения, он действовал ее именем и ее памятью. В начале произведения он пишет:
Из сонма тех, кто меж добром и злом,
Я женщиной был призван столь прекрасной,
Что обязался ей служить во всем.
Был взор ее звезде подобен ясной;
Ее рассказ струился не спеша,
Как ангельские речи, сладкогласный*
И:
Единственная ты, кем смертный род
Возвышенней, чем всякое творенье,
Вмещаемое в малый небосвод,
Тебе служить – такое утешенье,
Что я, свершив, заслуги не приму;
Мне нужно лишь узнать твое веленье*
Следует отметить, что Данте почти не мог ее видеть – он терял сознание в ее присутствии, болел после любой встречи на улице. Эта любовь убивала его… При этом она была крайне невзаимной. Позже на могиле Беатриче Данте написал книгу «Новая жизнь». Ее смерть была чудовищной утратой и горем для него. Его друзья и близкие считали, что он не выживет. Сам он писал, что стоя на краю бездны, он решил не умирать ради любви, а жить ради нее. И он сделал, как обещал.
Беатриче теперь жива и будет жить вечно, пока живы люди. Потому как, нарисовать картину собственным калом может каждый. Но каждый не может любить. Не каждый может любить. И именно истории Великой Любви интересны всем по-настоящему – Данте и Беатриче, Ромео и Джульетта, декабристы и их жены, женитьба английского короля на простолюдинке и т.п. Мы смотрим в бесконечную высоту их поступков и думаем – это не про нас…
А я вот думаю, что это не так… Просто ты не знала до сих пор об этом. Знай.
(* А. Данте, "Божественная комедия")