Сколько ни проводи педсоветов, сколько ни организовывай мастер-классов, в работе любого – повторю: любого! – педагога всегда найдешь некие погрешности, которые, пророй, и незаметны непрофессиональному глазу. Не спасают ни опыт, ни харизма, ни авторитет, ни повышение квалификации, ни высокие звания, ни заслуженные категории.
Переживать, собственно, незачем: педагог - не инженер, корабли в космос не отправляет, дома не проектирует, парашюты в рюкзаки не складывает. Ну, ошибся, с кем не бывает? С людьми же работает, не с минералами, не с металлами бездушными. Человеческий фактор: способности учеников, их характер, воспитание, таланты, склонности к тому или иному виду деятельности, их образ мышления, - огромное количество личностных и социальных факторов влияют на конечный результат работы современного учителя. А еще есть факторы технологические, экономические, политические, мировоззренческие…
Генри Форд - по досужему мнению, «изобретатель» конвейера - в своей книге «Моя жизнь, мои достижения» упоминает случай, когда один из рабочих попросил перевести его на другое место, поскольку на нынешней должности он вынужден весь восьмичасовой рабочий день совершать лишь одно движение – нажимать на педаль правой ногой. Ему дали более сложную работу, но через некоторое время рабочий попросил сделать обратный перевод. Эта ситуация проиллюстрирована в последнем немом фильме Чарли Чаплина «Новые времена», где его герой, Бродяга, в бешеном темпе выполняет одно и то же движение: закручивает непонятные гайки на непонятных деталях.
Любая ошибка там, на конвейерах Форда и Чаплина, тут же вела к остановке всего производственного процесса (в лучшем случае) или к катастрофе (в худшем).
Первого сентября учитель берет за руки своих учеников. Некоторое время идет с ними рядом по Дороге Знаний и Добра. Потом отпускает - так отец отпускает седло велосипеда своей дочери или своего сына, – и вот – гляди! – ребенок уже несется по жизни сам, даже не сразу заметив, что теперь его полет больше никто не подстраховывает, что он теперь сам и задает направление своего движения, и придает этому движению нужное ускорение.
Потом учитель берет новых учеников за руку и начинает новый путь…
Тоже конвейер своего рода. Вот только набор функциональных обязанностей учителя нельзя свести к «закручиванию гаек» или к «однообразному движению ногой». Попробуем открыть шкатулку и извлечь на свет хотя бы некоторые из тех сокровищ, которые принято называть формальным словосочетанием «работа педагога».
Описать весь круг действий учителя, весь «функционал» - задача невыполнимая. Педагогика, по сути, – непосредственный контакт учителя с аудиторией. В рамках такого контакта возникает ряд спонтанных коммуникативных ситуаций, которые весьма затруднительно не только классифицировать, но и просто предсказать.
Помимо этой самой непредсказуемости, можно определить «три кита», незыблемо держащих на своих спинах все педагогические чудодейства:
- профессиональное творчество (подготовка и проведение уроков всех форм и видов, самообразование, компиляция прочитанного и услышанного, обмен опытом с коллегами, участие во всевозможных мероприятиях, написание любых материалов и прочая деятельность, в которой наиболее активным является творческое начало);
- социально-психологическое общение (все виды коммуникаций, выходящих за рамки преподавания предметных знаний, проведение классных часов на отвлеченные темы, организация экскурсий, познавательных мероприятий, работа с родителями, личные беседы с учениками, посещения учеников на дому, в общем, все те невообразимо разнообразные действия, которые принято сухо называть воспитательным процессом);
- необходимая «рутина» (заполнение журналов, составление планов, сдача всех видов отчетности, проверка тетрадей и дневников – одним словом, все те действия, которые наиболее близки к понятию «конвейерности», но без которых невозможен педагогический труд).
Кита три, а ноги у педагога – две. Профессионал, который умеет гармонично опираться на все три довольно скользкие китовые спины – личность исключительно абстрактная, некий идеал, существование которого возможно лишь в лирических отступлениях на школьные темы да в педагогических поэмах. Кто-то восхитительно проводит уроки, но весьма неаккуратно относится к школьной документации. Кто-то всегда в ладу с родителями учащихся, но предметные знания передает достаточно посредственно…
Слишком уж многофункционален «педагогический конвейер», слишком уж разноплановы профессиональные действия учителя.
И если допустит учитель ошибку – конвейер не остановится. Но пройдут годы, и некий человек, взрослый и состоявшийся, с грустью подумает: «А ведь я мог бы стать…» Но не стал – споткнулся на крутом подъеме к знаниям, потерял интерес к предмету, пошел по совершенно другому - пусть также нужному - пути. Правильному пути, но другому. Мир обрел талантливого, но, может быть, утратил гениального… Парашют оказался сложен с малой погрешностью и… не раскрылся.
Не знаю, прав ли я, но своих учителей прошу, не забывая о двух других китах, кормить самого, на мой взгляд, главного: того, на спине которого покоится системное, панорамное и глубокое освоение учениками предметных знаний.
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"Шторм"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 263
Авторов: 0 Гостей: 263
Поиск по порталу
|
Автор: Иван Быков
http://vk.com/photo79261688_316862140
© Иван Быков, 25.09.2015 в 21:26
Свидетельство о публикации № 25092015212634-00389385
Читателей произведения за все время — 22, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |