ДИАЛОГИ
Все мы - взрослые, умные, образованные. Потому не желаем выслушивать какие-то нотации, хотя часто мне приходится «поучать». Где бы я ни была, с молодости, со мною часто заговаривают, и исключительно, просто сразу, без предисловий, о своих проблемах.
ПРОСТЫЕ НЕПРОСТЫЕ РАЗГОВОРЫ
Люди! Я хочу вам пригождаться,
В нужный миг обнаружиться рядом,
Когда слезы из сердца – градом,
Когда вздумает боль в вас рождаться.
1. Однажды летом в тихую погоду проводила я
свадьбу. Мне было лет хорошо до сорока, как и подобает тамаде, вся парадная, с постоянной улыбкой на лице организовываю праздник для людей.
В танцевальной паузе, а из-за жары танцевали во дворе, подходит ко мне «орел»: парень лет двадцати пяти (дальше – все похвалы, какие только могли бы быть!), улыбается, слегка виновато и, заикаясь:
- Я Вас только увидел, и у меня возникла четкая мысль – о том, что Вы мне поможете избавиться от моего заикания. В детстве меня все время родители пытались везде лечить, потом смирились, и я выкинул из головы эту затею.
И смотрит на меня, даже не с надеждой, а с требовательной уверенностью. Я представила, как бы я его лечила (мне надо, стоя перед ним, «помахать» руками), внутренне рассмеялась – он на полметра выше меня:
- Ты сам себя запросто вылечишь! Чего смотришь
удивленно? Если ты интуитивно сразу просчитал мои способности, значит, хватит тебе сил помочь себе. Слушай, и учись! Представляй себя четко, что ты едешь на велосипеде. По перелеску, по поляне. Прекрасная тихая погода. Ты едешь медленно по тропинке… Медленно крутишь педали… Приятный ветерок – в лицо… Плавно едешь… Говори… Плавно. Мысленно крутя педали, двигайся плавно вперед… И солнце… И приятный ветер в лицо…
Сели вновь за праздничный стол. Я, естественно, забыла об этом госте, включилась в свою работу. Гости, поднимаясь по очереди, поздравляют молодых, говоря много и долго. Естественно, поднимаются и говорят не все: одни не умеют говорить в коллективе, другие – стесняются.
Подходит его очередь, он встает, смотрит на меня. Я, поняв его взгляд, не заметно для других указательными пальцами обеих рук показываю, как он крутит педали, он вдыхает и!!! Говорит четко, красиво, плавно, безо всякого заикания. Надо было видеть его маму…
Прощаясь, я ему сказала, чтобы он мне звонил
только в случае необходимости, но никому не рассказывал обо мне (я избегаю заниматься целительством), и что у него все будет получаться и без меня.
Через пару лет он позвонил, сказать, что у него все нормально с речью.
2. За несколько лет до этого, тоже на свадьбе. По
моему виду никто не должен догадываться о моих бедах – это мое жизненное кредо. Чье-то сочувствие мне все равно не поможет.
Моя мудрая бабушка меня учила, когда мне было еще лет двенадцать, я тогда вообще, по-моему, не улыбалась – очень серьезная и разумная барышня была. Ходила, высоко подняв голову с каменным лицом. Это, тем не менее, не мешало остальным, и малым и старым, со мной очень активно общаться. Так вот бабушкина мудрость (она говорила это красиво и очень колоритно, на украинском языке):
- Ты идешь к людям – будь им приятной. Они ведь тебя не очень-то и звали… Каждый, идя в коллектив, встрепенулся, привел себя в порядок (причипурився).
Вот в переводе и не звучат ее слова! Кондово получается.
- Собрались люди, общаются, шутят, отвлеклись от своих забот… А тут ти, смурна, наче б то живит в тебе болить, хай бог милуе! Да, глядя на твое кислое лицо, каждый сразу вспоминает о своих проблемах! Тебя же будут ненавидеть! Кто тебе позволил людям настроение отравлять? Посмихайся до людей, будь им приемною! Або зовсим до людей не ходи, сиди дома букою, якшо не вмиешь себе культурно поводить!
От я і посмихаюсь. Особенно, когда мне, если не улыбаться, то вешаться впору.
Вернемся к началу рассказа. Подходит ко мне женщина уже в середине свадьбы, моя ровесница, которая все время стояла одна в стороне, как сомнамбула:
- Хорошо Вам, все вы так красиво проводите, и танцуете со всеми красиво, и конкурсы такие веселые проводите… А я не могу смеяться. Два года назад мой муж, два наших сына и его брат погибли в автокатастрофе, все сразу. Я в таком горе ничего даже делать не могу. И с работы ушла, дома, у мамы живу, у нас свой дом, огород. Ничего делать не могу. Меня и сюда почти силой привели.
Я ей двух словах рассказала, почему я веселая… Она меня несколько раз перебивала вскриками:
- Да Вы что?! Не может быть… Как же Вы… все это…
Я отвлеклась на очередной короткий конкурс, свадьба вновь забурлила, благо – лето и очень много людей. Она вновь подошла ко мне, молча, прямо глядя мне в глаза, ожидая от меня спасительных слов. Люди всегда ожидают, что я, выслушав их жалобы на судьбу, начну их жалеть и всячески выражать свое сочувствие. Вроде бы оно их спасет. Я заговорила спокойно, тихо, медленно проговаривая:
- А почему Вас Бог оставил в живых? Ведь ничего в жизни случайного не бывает. Вы это прекрасно сами понимаете. Значит, у Вас остались здесь дела. Не страдать же он Вас оставил, он нас любит, потому и создал по своему образу и подобию… Бог Вас любит!.. И Вы полюбите других. Вы им нужны. А Вы еще и мать терзаете на старости лет. Она-то при чем? Вон сколько людей, у Вас столько родственников, живите для них. Помогайте другим. Каждому дается свое испытание, и каждому по-своему тяжело. И им никак не легче, чем нам. Каждому – по силам. Нам дается испытание, и вместе с тем дается помощь. Но мы в горе и обиде на долю, в душевных слезах не слышим этой помощи. Если Вам дали испытание, то знали, что Вы его преодолеете. Жизнь – это сплошной урок. Бог не наказывает - Бог учит. Мы все и всегда - перед выбором: жить или доживать. Выбирайте!
Она на меня смотрела как на что-то странное. Я отошла к гостям, продолжая держать ее в своем поле зрения. Она постояла, вся подобралась, пошевелила плечами, спиной, как бы прислушиваясь и решительно пошла в круг, к танцующим! Заулыбалась им, и начала танцевать.