ИСТОРИЯ.
АРХЕОЛОГИЯ РУССКОЙ РАВНИНЫ.
На большей части европейского континента двадцать тысяч лет назад, как утверждают ученые, был ледник толщиной до двух километров. В то же время, на окраине Владимира найдено захоронение уважаемого человека, двух детей к бывшей истлевшей одежде которых были прикреплены многие тысячи просверлённых бусин, . Захоронению, по оценке археологов 25 тысяч лет. Некоторые специалисты датируют захоронение в тридцать и более тысяч лет. По мнению специалистов, поселение существовало, как минимум, от несколько сот до тысяч лет. Значит, существовали не просто первобытно общинные племена, а довольно организованное сообщество людей, находящееся, далеко не на последнем уровне социального развития. Народ не постоянно кочевал в поисках пищи. Что-то тут с ледником не совсем ясно. Ведь даже благоустроить подобное захоронение, сохранившееся, страшно сказать, не один десяток тысяч лет, очень не просто. Многие исследователи, в том числе специалисты по исследованию климата земли, делят ледниковый период на отдельные временные отрезки. Ледниковый период не был постоянно холодным многие тысячелетия. Наступали длительные периоды потепления.
Всё равно возникают вопросы. Ледник, толщиной многие сотни метров, отступая, должен был стереть с лица земли любые захоронения, не говоря уже о других следах человеческой деятельности. Где может сохраниться что-то созданное человеком в течение несколько тысяч лет, в основном, в засушливых местах или законсервированное в тех же песках. Сохранить, что бы то ни было созданное человеком, в условиях лесной полосы двадцать тысяч лет, невозможно. Об этом скажет любой здравомыслящий археолог. Исключение составляют сколы камней и, очень редко, кости животных. И, тем не менее, наш предок жил и с почетом похоронен. Над убранством его одежды трудилась целая бригада специалистов по обработке костей мамонта.
Спустя 5-10 тысяч, т. е. 15000 лет назад в Подмосковье жили наши предки, обнаружен череп человека.
Похоже, современный человек ушел из этих мест 11-12 тысяч лет назад. Переместился на юг, в более благоприятные для проживания территории, в частности, в район современной воронежской области Правда, оставались небольшие поселения, может быть для обеспечения жителей степной полосы древесиной, пушниной.
На пустующие территории стали заселяться неандертальцы. Так принято называть людей, предшественников неоантропов, а, вплоть до восьмого тысячелетия до нашей эры, живших параллельно с неоантропами. Собственно, археологические культуры, предшественников неоантропов, делят на много различных подвидов. Например, предшественниками неоантропов под Воронежем считается мустьерская культура. Это последняя, самая высшая форма неандертальцев. Подробно о древних культурах Европы, Азии и Африки, очень четко, подробно и аргументировано рассказал в своих серьёзных трудах г. Тюняев. Есть, разумеется, много других исследователей.
Здесь, же, о трудах археологов говорится кратко. За перечислением множества культур древнего человека, особенностей изготовления орудий труда и охоты из камня, зачастую, теряется нить последовательного развития человечества. На исследования накладывает отпечаток и национальность исследователя. Многим хочется, чтобы история человечества вплоть до средних веков имела приоритетное развитие с тех мест, где располагается его родина. Если же, по объективным причинам найти среды обитания древнего человека в данной местности найти не удаётся, значит, исследователь примыкает к обще пронятой концепции. Утверждается, человек появился в Африке. Оттуда древний человек, в том числе неоантроп, расселялся по миру, в том числе и в Европу.
Вернёмся к неоантропу. Археологи называют людей, заселивших обширные территории центральной полосы России , в том числе район Оки и верхней Волги, бутовской культурой. Бутовская культура несколько столетий, по некоторым данным и дольше, существовала здесь, являясь доминирующей.
Природа уничтожила большую часть человеческой деятельности, а то, что, возможно, сохранилось, предстоит найти.
Историки в 17 веке создали железобетонную конструкцию развития человеческой цивилизации за последние шесть тысяч лет. До этого времени, в лучшем случае существовали кочующие племена скотоводов. Ну, а, 8-9 тысяч лет назад племена занимались лишь охотой и, кое-где примитивной ловлей рыбы. Попытки подступиться с иной точкой зрения на историю развития человеческого общества, людей с иным мнением не принимаются. В лучшем случае считаются неверными.
Итак, что доподлинно известно. Первая стоянка современного человека имеет возраст около 50 тысяч лет. Открыта под Воронежем. Не надо путать с находками останков неоантропа. Они известны и в более ранний период в Африке. Найдено примерно восемьдесят таких останков.
Площадь « воронежских» стоянок неоантропа верхнего палеолита, на площади более десяти квадратных километров, что уникально в своём роде. Впервые стоянку нашли у деревни Косттёнки, Воронежской области. Костенковская культура постепенно развиваясь, сменялась стрелецкой. Некоторые исследователи эти культуры не разделяют, в них много общего. Через несколько других, перешла в иеневскую и окскую. Конечно. за многие тысячелетия происходило много событий. Наступал и отступал ледник. Культура неоднократно, после теплого периода, длившегося почти 2000 лет, ослабевала в том числе и под натиском многочисленных племён неандертальцев. Были и другие причины. 10-6 тысяч лет назад на большой территории с центром , ориентировочно, Москва, существовала иеневская культура. Её ещё называют культурой бассейна реки Ока. Культура известна как существующая столетия, а может быть и тысячелетия. Во всём остальном мире, в основном, существовали различные культуры неандертальцев. Некоторые из этих культур проникали на обширную территорию, занимаемую иеневской культурой, в частности, бутовская культура. Интеллект неандертальских культур оказался несравнимо более низким, чем у неоантропов. За несколько тысячелетий они ушли с исторической арены.
Судя по однородности найденного археологического материала, в бассейне Оки и верхней Волги создался союз племён, а может быть государство, хотя, вряд ли. Сохранять длительное время власть на такой обширной территории, да ещё в лесной и лесостепной полосе, вряд ли было возможно. В то же время, плотность населения оказалась очень высокой.
Значение Костёнок для мировой археологии и, естественно, цивилизации, общепризнанно. Датировка некоторых поселений подтверждает извержение древнего вулкана. Стоянки до извержения и после.
Значительно меньше говорится о Сунгирской стоянке. Развивается стрелецкая культура. В то же время значение иеневской, можно сказать древнейшей из «современных» цивилизаций, изучается недостаточно. Говорят о нескольких, существующих одновременно с окской в разных частях Европы. Параллельно с окской. развивается курганная культура.
Лишь, спустя тысячелетия появились культуры Египта, междуречья, Индии, южного Урала, та же катакомбная культура.
Когда мы оперируем эпохой, скажем, палеолита, одна-две тысячи лет не принципиальны. Когда же мы начинаем связывать более короткие промежутки времени, возникают сложности.
На первый взгляд всё ясно. Иеневская затем волосовская и её степной и лесостепной вариант катакомбная культура.
Увы, связи иеневской культуры с волосовской, катакомбной и срубной не прослеживается на генетическом уровне. Прямые предки населения русской равнины, по мнению специалистов, лишь 5-6 тысяч лет.
Катакомбная культура известна 4500 лет до н. э. Располагалась к югу от иеневской, от нижней Волги до Черного моря, Днепра. Культура, постепенно переросшая в срубную. Культура занимала обширные территории. На севере до Оки, на востоке до реки Урал, причерноморские степи до Днепра.
Становится ли прямой наследницей иеневской волосовская культура? Некоторые археологи разделяют, как всё совершенно разные срубную и волосовскую культуры. Многие исследователи будущие прибалтийские культуры относят к волосовской культуре. В западной и северо-западной Европе это культура боевых топоров. Во всяком случае, волосовская культура распространила своё влияние на побережье Балтийского моря, значительную часть Европы. Этому есть много свидетельств в том числе янтарь, имеющий хождение в центральной полосе нынешней России.
В поселениях волосовской культуры, как естественное её продолжение археологи называют фатьяновскую культуру. Собственно, то же население в ходе эволюции, постепенно, может быть сотню или более лет совершенствовали свои предметы быта, оружие пока наиболее совершенные из них получили всеобщее распространение. Иногда племена или объединение племён воевали между собой. Побеждали часто те, кто имел лучшее оружие, технологии. Ничего в истории человечества не изменилось до сих пор. История, развиваясь поступательно, иногда совершает качественные скачки. Скачек, в стародавние времена мог, повторяю длиться и сто и более лет, но для археологов такие промежутки времени мелочь. В конце концов, новые технологии, изделия могли занести и купцы и отважные путешественники, которых во все времена хватало. Местное население не всегда копировало увиденное. Наиболее удачные решения применялись, разумеется, адаптировав изделия к местным условиям.
На территории лесной и степной полосы к жилищам, предметам быта, земледелию, скотоводству предъявляются разные требования. Они будут отличаться друг от друга, приспосабливаясь к окружающей обстановке.
У археологов свой подход к исследованию предметов старины. На этой территории нашли такие, скажем предметы быта, тип жилищ, значит это отдельная от других археологическая культура. Если в других местностях появляются такие же, значит они привозные. В разных местностях, не сходных по климатическим условиям, они, конечно, будут разными, приспособленными к данной территории. Представьте себе, например, широкое применение амфор в центральной, северной, восточной Европе.
Что мы видим. В центральной полосе России, в частности, в бассейне Оки пересекаются иеневская, срубная и волосовская культуры. Срубная же культура, как признают многие специалисты, прямая наследница катакомбной. Видна преемственность культур. Почему древнейшая археологическая культура возникла в центральной полосе современной России, с центром бассейна реки Ока, трудно сказать. Вероятнее всего на развитие цивилизации центральной России, Прибалтики и даже побережья северного ледовитого океана повлиял климат. 7500-5500 лет назад на данной территории, практически, по всей Европе, кроме значительной части Скандинавии, были оптимальные, комфортные условия для жизни человека. Лишь наступающее похолодание и рост численности населения вынуждал местное население начать миграцию на юг, запад и восток. Сафьяновская культура могла быть культурой мигрирующего с севера народа, названного Геродотом гипербореями. Этот народ, по всей видимости, перемещался на юг, вплоть до Индии. На обширной территории степей от Черного моря до Алтая развивается катакомбная, постепенно меняющаяся на срубную и, наконец, скифскую культуру.
Археологи до последнего времени мало исследовали северные территории европейской части России. Считалось, там холодно, ледники, Неоантроп верхнего палеолита там почти не жил.
. оказалось, большинство специалистов заблуждались. Открыты, в частности, очень интересные стоянки человека этого периода на северо-западных отрогах уральских гор. Найдены древние артефакты на северо-западе европейской части России.
Разумеется, подобное, по мнению специалистов, упрощение не охватывает множества других археологических данных. Есть другие мнения, особенно у скандинавов, других народов бассейна Балтийского моря. В советское время, когда представлялась желанная возможность выехать за рубеж на какой-нибудь симпозиум или археологические раскопки, наши, вынуждены были, в большинстве случаев поддакивать скандинавам, немцам.
4500 лет назад в связи с похолоданием и ростом населения значительная часть населения постепенно стала перемещаться на юг.
Тёплый климат способствовал росту населения и , естественно, расселения его на новые территории. Возможно, из иеневской кроме катакомбной, отпочковалась андроновская культура. Она известна от Урала до Енисея. На юг, включая значительную часть Китая, Сибирь, Алтай. Под напором холода андроновская культура как бы постепенно, многие столетия и даже тысячелетия спускалась на юг.
Примерно 3800 лет назад между «западниками» и восточным объединением народов возникли серьёзные разногласия за территории. Западные народы, а это современная центральная Россия, уже, правда, ослабленная холодами, срубная культура и её разновидности, степи Казахстана до Сырдарьи, южный Каспий, Индия была сильнее.
Восточная цивилизация отгородилась от западной мощным длинным земляным валом. Постепенно, «восточная» цивилизация стала крепнуть. «Западная» же не сохраняла своё единство. Как сказал Паскаль, если 300 ученых уедут из страны вскоре будет страна идиотов. Климат колыбели белой расы становился всё более неблагоприятным для проживания, центр цивилизации перемещался ближе к югу. Не прекращалась миграция на ближний восток, Египет, побережье Средиземного моря. Окский район постепенно становился сырьевым придатком степной полосы. Единая общность «западников» постепенно распадалась. У «восточных» наоборот росло единство. Контакты с монголоидной расой привели к получению новых знаний, что способствовало ещё большему укреплению позиций «восточных». Процесс проходил медленно, многие века. Борьба велась не по расовому принципу. И те и другие были одной расы. Восточная цивилизация постепенно вытеснила западную за реку Волгу.
Единство с индийскими и среднеазиатскими территориями у западной цивилизации оказалось нарушенным. Собственно «восточные» приступили к экспансии в Индию ещё раньше. Историки экспансию «восточных» народов на юг назвали красивым, всем понравившимся именем, ариями. Сильные индийские государства сопротивлялись экспансии восточных, но силы без помощи западных, оказались не равными. Западные пытались защищать Среднюю Азию и Индию, но, в стратегическом плане им это не удалось. Последней серьёзной попыткой удержать свои восточные рубежи известна в истории как битва Александра Македонского со скифами на Сырдарье. Фактически, это борьба скифов, наследников «восточных» с ослабленной и разобщенной «западной» цивилизацией. В современном понятии западной цивилизации ещё не было. Она начала формироваться около 900 лет назад. Мы пока говорим о временах, как минимум, отстоящих от нас на четыре и более тысяч лет. «Западные» пытались защититься. Строились крепости, сооружен даже вал в несколько тысяч километров, отделяющий уже северные территории нынешней центральной полосы. В стратегическом плане «западные» не могли выиграть. Они уже распались на несколько государств, включая Карфаген, Египет, Ассирию и другие государства.
Движение «восточных на юг и запад ослабляла их тылы. В Сибири и Алтае создаются отдельные государственные объединения, связанные с когда-то общей андроновской культурой лишь торговыми и культурными связями. Медленно, столетиями, сибирские белые народы оттесняются монголоидами на запад. Здесь постепенно совершенствовалась , осваивая новые территории, монголоидная раса.
Мы говорим о войнах. Вся история нам известна, в основном, по ним. А, ведь, в действительности, народ, в основном, жил мирно. Если на какие-то территории приходили завоеватели, то абсолютного большинства населения это мало касалось. Больше волновали местные проблемы, взаимоотношения с соседями. Ещё раз повторяю, деление на восточных и западных условно. Часто соседи объединялись в союзы против других. Решая свои локальные проблемы, часто, защищая свою территорию. Процессы, протекающие столетия, тенденции развития мировой истории, разумеется, не могли оценить современники событий. Мы, даже спустя тысячелетия, и то спорим о том, как развивались события в мире, и общего мнения у нас нет.
Народ в волго-окском районе, как выяснили археологи, жил и 6 и 10 тысяч лет назад. Проходили столетия и тысячелетия. Общество развивалось. Менялись и совершенствовались орудия труда, оружие, предметы быта. На месте волосовской, путём эволюции продолжила своё существование фатьяновская, затем дьяковская культуры и их разновидности. Народ как жил так и продолжал жить тысячелетия на своих исконных землях. Отдельные группы населения могли перемещаться на новые места, селясь с согласия аборигенов и, постепенно, ассимилируясь с местным населением.
О РУСИ.
Мы люди культурные, историю мировой цивилизации знаем. Египет и междуречье с её культурами изучали. Нам, правда, ближе древние греки, Римская империя. Длинная и интересная история Китая, Израиля. В Европе, Руси, той же Японии, молодые цивилизации. На Руси всё понятно. Славянские племена пришли на русскую равнину в 6-7 веках. До этого тут жили финно-угорские и другие племена. Славянские племена, хотя , как пишет летописец Нестор, всё имели, но, тем не менее, пригласили на правление варягов во главе с Рюриком. Отсюда и пошла, как пишет Нестор, русская земля. Родственник Рюрика, Олег перебирается в Киев и начинается героическая история киевской Руси. Щит Олега на вратах Царьграда. Князь Игорь и Ольга на холме сидят, Святослав, воюющий везде, в том числе в Болгарии. Далее Владимир, крестивший Русь. Череда великих князей киевских, среди которых выделяется Владимир Мономах, вновь объединивший Русь. Наконец Андрей Боголюбский, которому разонравился Киев, Новгород, перенёс свою столицу во Владимир, основанный Владимиром Мономахом. Влияние и значение Киева падает. Дальше в центральной Руси два пункта притяжения, Новгород с Псковом и Владимир.
Абсолютное большинство скажет, ну и что. Мы всё это знаем со школьной скамьи. Ломоносов, Татищев, Соловьёв, Карамзин и другие русские и зарубежные историки, в частности Миллер, в своих многотомных трудах детально расписали тысячелетнюю историю страны.
Теперь обратимся к фактам. Суждений много, тех или иных мифических персонажей привлекают историки для подтверждения своей правоты, а тут полное единодушие.
Откуда мы знаем о киевской Руси. Все знают. В середине 11 века монах Нестор написал её историю. Повесть временных лет является единственным письменным источником об истории древней Руси до 11 века. Значит, этот бесценный фолиант лежит где-то под семью печатями. Нет, в 18 веке, некто, Мусин-Пушкин случайно обнаружил летопись 1372 года, переписанную тремя писцами с утраченной повести временных лет. Мусин копирует летопись. Познакомить с подлинником конца 14 века Мусин, практически, никого не успел. Летопись утрачена, зато сохранилась копия. Мусин, интеллигентный человек, масон.
Читаем Карамзина. Карамзин пишет, других письменных источников, в частности о начале истории киевской Руси, нет, значит, будем руководствоваться повестью. И дальше он задаёт риторический вопрос, как мог Нестор описывать события более чем двухсотлетней давности, ведь письменности на Руси не было, значит, все источники были изустные. Летописец непонятно как мог хронологически точно описывать события.
Считается, в 15 веке летопись существовала. Некоторые русские цари вносили в неё поправки. Известно, что по сравнению с началом 16 века, особенно в начальный период истории Руси, в вариант 18 века внесены существенные изменения. Карамзин перечисляет несколько русских царей, при которых вносились изменения в летопись. Может быть древняя русская история не соответствует написанному от имени Нестора. Была ли киевская Русь?
Попробуем прочитать первоисточник. Весь, конечно, сложно. Просто начало. Начало летописи составляет библейский рассказ о Ное, его сыновьях. Сама по себе эта сказка противоречива. Библейский рассказ Нестора 11 века тождественен печатному русскому варианту 17 века. Впрочем, в такие сказки надо просто верить. Удивляет другое, знание летописцем библии истории Европы, Средиземноморья, относительно современная манера изложения материала. Новгородские летописи раннего средневековья современный человек не поймёт. Библию, же, написанную тысячелетия ранее, мы все прекрасно понимаем.
От изложения библейских истин перейдём к фактам, описываемым в летописи. Славяне в 6 веке пришли на озеро Ильмень. Здесь до них жили финно-угорские и другие народы. В то же время, большинства историков датирует появление финно-угорских народов в средней полосе современной России в 5 веке. В пятом или шестом – разница небольшая. Финно-угорские племена пришли на территорию, где испокон веков проживало многочисленное местное население. Что, они это население захватили, ассимилировали? Мало вероятно, ведь и через 500, 700 лет, да и в настоящее время численность финно-угорских народов не велика. Откуда пришли славяне. Считается, их вытеснили кочевые народы с юга, где они постоянно проживали и имели относительно высокий уровень развития. Сколько этих чудаков из тёплых обжитых мест прибыло в суровые края, на Ильмень, 100, 1000, 10000 человек. Кто их тут ждал? Чувствуя неубедительность подобной версии, рассматривается вариант прибытия многочисленных переселенцев с южного побережья Балтийского моря. Этот вариант более интересен. Пришли венеды. Мы знаем, венеды развитый, известный с 6 века до нашей эры, народ. Венеды уже в 3 веке нашей эры осваивали венецианскую бухту, имели большие колонии по реке По в современной Италии, сотрудничали с этрусками. В любом случае, они один из самых развитых народов своего времени. Хорошо, пришли, а что они делали 300 лет. Неизвестно в чем жили, чем питались, чем занимались. Нет их поселений, а ведь это развитый народ. Поселения тех же венедов известны по всей Европе. Они здесь, на русской равнине даже не умирали, нет их захоронений. Археологи с угрюмой настойчивостью разрывают многочисленные захоронения 8-9 веков и констатируют, до 10 века, а на большеё части северо-запада и до 11-12 веков нет захоронений славян как, впрочем, и местного коренного населения. Ведь, повторяюсь, финно-угорские племена, как принято считать, пришли сюда, ориентировочно, в 5 веке. Многочисленные же поселения местного населения, так называемые городища, существовали здесь несколько тысяч лет. В новгородской, псковской, вологодской, ленинградской областях археологи нашли сотни таких городищ.
До призыва Рюрика на правление новгородцы уже ходили походом на Константинополь. Историки поправляют летописца. Нет, это Аскольд и Дир из Киева нападали на Византию, но ведь Киев принадлежал хазарам, значит, хазары напали на Царьград или хазарские ставленники без ведома своих хазарских правителей, в небольшом хазарском поселении, так написано в летописи, создали мощную армию и флот для борьбы с сильнейшей империей. И всё происходило в период, когда вокруг Киева народ жил чуть ли не в первобытнообщинном строе, родами. Если же Аскольд и Дир с помощью центральных властей Хазарии создали в районе Киева мощные вооруженные силы и флот, то, как смог Олег безнаказанно захватить город, а потом ещё и развернуть свою бурную деятельность.
Вернёмся к летописи. Новгородцы пригласили Рюрика. Он жил, правил и умер в новгородской земле. Собственно, о Рюрике отдельный разговор.
Городов на Руси тогда ещё не было, говорят историки, славянские племена жили родами. Однако, призванный непонятно каким органом власти, правитель раздаёт города своим друзьям. Не завоёвывает, а, именно, раздаёт. Не племенные поселения, а приличные города. Значит, новгородцы разрешили, приглашенному, подобные действия. Иначе, как Рюрик мог раздавать города. Получается, перечисленные в летописи города принадлежали единому государственному объединению с центром на новгородской земле. Где находился центр, в Ярославле, Костроме. Старой Руссе, Пскове, надо изучать.
В то время, когда Рюрик правил в Новгороде, некоторые из скандинавов плыли вниз по Днепру в сопровождении знающих людей. Места эти они не знали и, естественно, расспрашивали о том, что их могло заинтересовать, не молчать же всё время по дороге. А что там, на возвышенности, за небольшое поселение. Это небольшой городок, принадлежит хазарам и далее, сопровождающие скандинавов рассказали им легенду о перевозчике Кие, его братьях и сестре. Тема закрыта, интерес к ней пропал. Куда, зачем и на чем плыли скандинавы, историки додумывают. Видимо, они всё же были, если были, не туристами, совершающими круиз по Днепру, было их немного и без серьёзного вооружения, иначе их, наверняка, остановила бы хазарская застава. Если же Аскольд и компания пытались воевать с Византией, значит, с ней воевал Хазарский Каганат, ведь небольшой городок Киев принадлежал хазарам. Хазары, же, в этот период считались союзниками Византии.
Пересказываем летопись дальше. Летописец перечисляет народы, живущие на северо-западе Европы. В их числе шведы, норвежцы, датчане, русские. Далее Нестор пишет шведы-русь. И это естественно. Русские, вполне естественно, считали территорию Швецию своей. О принадлежности шведов или каких-то скандинавов к варягам летописец не пишет. Может быть, при переписывании что-то упустили или автор считал это само собой разумеющимся скандинавов варягами. Надо обратиться к скандинавским источникам. Карамзин объясняет, там ничего о Рюрике и его компании нет, там нет упоминания о варягах. Значительное число западноевропейских историков пришло к выводу о приходе Рюрика с западного побережья Балтийского моря, от венедов, предков славян, известных, как минимум, с 6 века до нашей эры. Жили венеды не только у Балтийского моря, но и в южной Европе.
Шведские археологи невнятно рассказывают о примитивных поселениях на территории их страны в10-11 веках. Вернее, даже не селения, а пункты обмена племён между собой. Затем населённые пункты почему-то исчезли и появились лишь благодаря русским. А затем и немецким купцам лишь во второй половине 13 века. В то же время, скандинавы, в общем-то, не имели на своей территории поселений раннего средневековья. Мёртвой хваткой вцепились в Гнездово, старую Руссу. И, хотя из многих тысяч захоронения лишь несколько, с большой натяжкой можно назвать скандинавскими, это уже победа напористых скандинавов. Единственным населённым пунктом, существующим на территории Швеции во второй половине первого тысячелетия был укрепленный район, который скандинавы назвали Бирка, в районе нынешнего Стокгольма. Эту крепость венеды вместе с новгородцами оставили, построили другую также рядом с нынешнеё столицей Швеции. Создали его венеды, главным образом, для добычи меди, серебра и железа. В седьмом, начале восьмого века они оттуда ушли. Память о них, как о венах, сохранилась в памяти местных первобытных охотников.
Известный дипломат и историк священной римской империи некто Герберштейн с серьёзной миссией посещал неоднократно Россию в начале 16 века. Общался с самыми высокопоставленными деятелями страны, вёл беседы с царями Иваном третьим и Василием третьим, написал труд о России. Ознакомился с русскими летописями. В них было написано, что Рюрик один из потомков императоров римской империи. Владимирские князья вели свой род от первого римского императора Августа. Прибыл же Рюрик в Новгород от венедов. Пригласил его от имени новгородцев их правитель Гостомысл. В последние годы многие, в том числе западные историки, придерживаются этой точки зрения. Кстати, венеды многие столетия жили в северной Италии, ещё до нашей эры, осваивали венецианскую бухту, поселились в нынешней Италии на реке По. Прослеживается интересная связь. Скифы, венеды, этруски, римская империя. Однако, это отдельная история. После смерти Рюрика, Олег направился в небольшое хазарское селение, а там правят его соотечественники, серьёзный народ, совершавшие походы на столицу сильнейшей империи. Откуда Олег, его, вроде бы, никто не приглашал. Логично предположить, Аскольд с компанией наняты и поставлены хазарами в качестве наёмников, ведь Киев - небольшое хазарское селение. Олег, кстати, у скандинавов нет таких имён, из приличной столицы серьёзного, большого государства решает селиться в этой захолустной хазарской деревне. В лучших традициях большинства скандинавских сказаний, он коварством убивает своих соотечественников. Олег захватывает власть, тем самым, вступая в войну с мощным, в ту пору государством, Хазарским каганатом, союзником Византии. Это в нашем понимании, хазары дикие кочевники, которых вещий Олег наказывал за набеги. Ему этого мало, в считанные годы строится большой город. Вещий Олег, проходя по территории арабского халифата, нападает на Византию, вступает одновременно в конфликт с тремя крупнейшими империями мира, причем громит всех подряд, не считая еврейского главнокомандующего Песаха, на территории одной из империй тот наносит поражение Олегу. Правда, про доблестного еврея, уже не из летописи. Ну, а дальше Игорь, Ольга, Святослав на равных сражаются с грозными империями, только, почему-то постоянно терпят поражения от местных кочевников. В то же время, все серьёзные походы начинаются из Новгорода.
Князь Игорь, глава крупного государства, почему-то лично получает налоги с одного населённого пункта. А затем возвращается с целью получить ещё раз подать с города-крепости, не с поселения, а со столицы княжества. Почему второй раз, почему лично, почему без дружины? Глупость какая-то.
Читая эти весьма сомнительные сюжеты с красивыми договорами с Византией и прочими доблестными подвигами наших предков, естественно, под руководством скандинавов, испытываешь одновременно гордость за русских и. одновременно, какую-то ущербность. Мы сами, без скандинавов, не могли жить сами, какое их влияние на русскую историю. Каково влияние русских на историю 9-11 веков.
А почему бы русским не перенять опыт развитых скандинавских народов. Учиться у умных соседей не зазорно. Скандинавы 9 века не только не имели городов, но и приличных поселений, они ещё не умели делать гончарной посуды на кругу. Нормальной письменности у них не было, практически, до 13 века. Население новгородского княжества уже столетия умели писать, во Владимире, Пскове, других русских городах уже были созданы выдающиеся шедевры архитектуры, скандинавы, в том числе наиболее продвинутые из скандинавов, датчане и тем более отсталые шведы в 12 веке не знали, что такое кирпич. На русском острове Готланд известны большие поселения новгородцев и псковичей с церквами с 11 века. Вероятнее всего они там поселились ещё раньше.
И у этих, полудиких народов русские должны были чему-то учиться. В то же время народ не глупый, просто долго жили на задворках цивилизации, и ими никто не занимался, поэтому и влачили жалкое существование. Правда, во времена волосовской и фатьяновской культур прослеживается развитие скандинавских племён с культурой, близкой к народам русской равнины и северной Европы. После похолодания, примерно 3000 лет назад население Скандинавии деградировало. Затем на очень длительный период интерес к этим местам пропал. С 6 по 9 века на территории Скандинавии находилось несколько опорных пунктов венедов, вероятно с участием новгородцев. С 9 по 11 век ими интересовались русские купцы. Они предлагали вождям местных племён в определённых местах совершать обмен своих товаров, в основном на шкуры диких животных, мёд, смолу хвойных деревьев и, разумеется, серебро. Неясно, сами ли русские его плавили или научили этому местных туземцев. Взамен, скандинавам поставляли изделия новгородских и псковских ремесленников. Это, в первую очередь, более или менее приличная гончарная посуда, сделанная на кругу, металлические украшения, давно вышедшие из моды на Руси, но пользующиеся популярностью у скандинавов. Этими предметами туземцы очень дорожили. Часть из них сохранились до нынешних времён. Затем, до 13 века у русских интерес к дикарям пропал. Даже не столько интерес пропал, сколько владимирские, а затем и московские великие князья стали проводить недружелюбную политику в отношении Пскова и Новгорода, ослабляя новгородское княжество.
Собственно, русские, венеды в 7-8 веках и ранее пытались заниматься скандинавами. Они с миссионерскими миссиями посещали территорию современной Швеции. Привозили им святые каменные лики с высеченными на них рунами. Народ оказался диким, вероломным. Тем не менее, интерес к ним со стороны русских купцов не пропал. Остров Готланд в 9-11 веках, а, вероятно, и позже, был составной частью новгородской республики. Археологи находят русские поселения с храмами.
Скандинавам на континенте в обмен на серебро, меха, некоторые другие товары поставлялись изделия из металла, в том числе украшения. Возможно, то же серебро добывалось под руководством русских. Скандинавы тщательно берегли украшения. Их при раскопках находят даже больше, чем в России. Многие же святые лики с рунами скандинавы сохранили ,забыв, что они из России, считая их своими. Подобные святые лики, в этот период, Русь распространяла во многих местах в Европе.
На Руси пользовались кириллицей, в Новгороде большая часть населения писала на русском языке. Скандинавы ещё чуть ли не 200 лет молились камням с рунами.
В Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии фактически до 16 века не было городов. В Швеции, по разным данным, с 9 по 11 век, как считают археологи, существовали небольшие пункты меновой торговли между племенами, затем они исчезли. Поселения в несколько сот человек, возникли в 13 веке. Единственным более или менее серьёзным городом в 14 веке стал Стокгольм. В нём, в 15 веке, проживало не более десяти тысяч человек, во многом благодаря, увы, уже не русским, а немцам. Немцам было удобно, в те времена, сосредотачивать торгово-обменные операции в одном месте и в то же время на острове, где сейчас расположен центр Стокгольма. С 15 века, собственно, быстро происходило становление шведского государства. В конце 14 века появился, благодаря тем же немцам ещё один скандинавский город Копенгаген.
Скандинавия стала развиваться с конца 14 века, когда немецкие купцы приступили к серьёзной торговле с ней, создавая свои торговые поселения, тем самым способствуя становлению государственности скандинавов. Купцу выгоднее договориться с вождём племени о поставках партии товаров, чем ждать, когда ему его принесут отдельные, скажем, охотники. Наиболее серьёзные оптовые поставщики поощрялись, им купцы помогали. Создавалась привилегированная часть населения, создавались крупные сообщества. Процесс, создания государств, происходил очень быстро.
Немцы с 13 века вели долговременную и целенаправленную экспансию на север, на славянские земли, в том числе и на Псковское и Новгородское государства. Союзниками в захватнической политике тех же тевтонов стали шведы. Конечно, процесс создания и развития скандинавских государств, проходил в течение десятилетий и столетий. Немцы готовили скандинавов к борьбе с Россией. Окрепнув и почувствовав вкус к захвату чужих земель, с 15 века шведы стали грозной самостоятельной силой и на столетия одним из самых грозных врагов России на западе. С 14-15 века, в координации с поляками и литовцами медленно, но постоянно оттесняли русских от Балтики.
Конечно, центральные московские власти путём жесткого подчинения псковичей и новгородцев лишили их власти, а, следовательно, возможности самостоятельно бороться с интервентами. У самих же московских властей существовали серьёзные проблемы со своими соседями на юге и востоке. Такие же политики, как, например, Герберштейн, посол Римской империи, встречаясь и с Иваном третьим и с Василием третьим, высказывал своё мнение на проведение внешней политики Руси. Почему цари и их окружение слушали внимательно посланца, отдельный разговор. Вместе с тем, он регулярно общался с руководством польского государства. Тот ещё, засланный казачек. Именно, при Иване третьем, практически, закончилось жесткое давление центральных властей на Псков и Новгород, приведшее за 150 лет к потере обширных территорий России на западе. И, хотя Иван третий возвратил часть территорий западной Руси, многие русские западные земли на столетия были для неё потеряны.
Запад вынужден был поддержать уже при Петре, стремление России вновь выйти к Балтийскому морю. Им нужно было остановить распоясавшихся шведов, громивших всех в центральной Европе.
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 407
Авторов: 0 Гостей: 407
Поиск по порталу
|
Автор: Юрий Иннокентьевич
© Юрий Иннокентьевич, 09.07.2015 в 16:44
Свидетельство о публикации № 09072015164434-00385022
Читателей произведения за все время — 37, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |