КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
ДВЕ РУСИ
Что мы знаем о князе Владимире. Наследный правитель киевской Руси. Достойный продолжатель своих выдающихся предков. Не совсем, правда, понятно его происхождение, но сиё не так важно. Руководил крупной державой. Держава простиралась от северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтики далеко на восток. Страна не бедная, сам Владимир здоровый мужик, содержал несколько гаремов с сотнями наложниц. Князь расширил государство. Русь на равных говорила с крупнейшей империей, Византией. Надо полагать, стал понимать о необходимости заменить язычество, государственную религию, на христианство. Вполне резонное решение, ведь Европа, в том числе Византия, проповедовала христианство. Константинополь очень опасался распространения ислама на русской равнине. Арабский халифат, конечно, же, стремился попасть за Волгу, в Закавказье, на Балканы. Византия в союзе, прежде всего с Русью, всячески этому противилась. Тем не менее, какие-то элементы ислама через южную Европу проникали на весь континент, в том числе и на русскую равнину. Повсеместно возникал симбиоз религий. Большинству населения понятие троицы, разделение обязанностей внутри трио, было непонятно, оно и сейчас, во всяком случае, на первый взгляд, странновато звучит. С Аллахом всё просто. Бог передал священное писание Магомеду, тот распространил святое наставление среди народа. В самой Византии, в раннем средневековье, менялась религия, были варианты христианской религии, временами, может быть под влиянием Руси, возвращалось язычество. Лишь в 11 веке Европа, на значительной части своей территории создалась единая концепция, разработаны каноны. Византия, правда, в своих интересах, готовила европейцев для войн с халифатом. Возвращаясь в свои государства, те же тамплиеры, становились крупной военной и политической силой. Едва определившись по всем канонам, христианство разделилось на восточный и западный варианты. Правда, изменения и до сих пор не принципиальные.
Как сложилась политическая ситуация в Причерноморье к 8 веку нашей эры? Византия не признаёт родство с русскими. Ведя себя, временами, надменно, провоцировала своих восточных соседей к нападению на неё. В целом, правители Константинополя в 7-8 веках, в период расцвета военного могущества халифата, держали дружеские отношения с волжской Русью. Русские держали оборону от Халифата на Волге, на Кавказе.
На восточном побережье Каспия кочующие племена желтой расы появились в начале последнего тысячелетия. Климат здесь суровый, Их малочисленные, слаборазвитые, в силу суровости климата, племена никак не влияли на обстановку в регионе.
Условно, к западу от южного Буга набирают силу уже не венеды, они уже зовутся немцами. Уже не скифы, а славяне составляет население центральной и восточной Европы.
По всем историям русская нация появилась внезапно, то ли от скандинавов, от шведов или финнов, может от тюрков или ещё каких-то восточных, а может быть и западных народов. Русь в 9 веке заявила о себе как о крупном, мощном государстве, повторяюсь, внезапно, вдруг. Ещё до всяких рюриков, войска новгородцев и их соседей частично по рекам, частично на горбу, не обращая внимания на местное население, притащили за тысячи километров многочисленный свой флот до Черного моря. Проплыли многие сотни километров и напали на крупнейшую империю мира. И мы в это верим сотни лет. Даже сейчас, когда точно определено, примерно, севернее 46 параллели, а местами южнее, за исключением финнов, абсолютная часть населения по антропологическим данным, а, главное, по генетическим, существует на данной территории не менее 5000 лет. Южная Европа не намного, но отличается по генетическим показателям.
Могла ли Русь уже в 9 веке воевать с Византией? Какая Русь? Есть много исследований по раннесредневековой Руси. Не будем обсуждать ура патриотов, взахлёб, утверждающих о главенстве Руси несколько тысяч лет. К таким статьям относятся со спокойной снисходительностью профессионалов к дилетантам.
Есть серьёзные исследователи, вроде Галкиной, или Эверса, изучающие средневековые документы о Византии, Руси. Однако, проведя свои исследования, они упираются в какое-то табу, не позволяющее говорить о причерноморской Руси, существующей на северном и восточном побережье Черного моря и в Крыму, как минимум, с 7 века.
Для того, чтобы построить и оснастить большой флот с серьёзными воинскими формированиями нужны крупные верфи в низовьях рек или на море, высокий уровень развития инженерных наук, немалая численность населения, устойчивая долговременная связь с жителями лесной полосы, много ещё чего и, наконец, возможность всё это защищать от посягательств кого бы то не было. Для достижения таких результатов причерноморская цивилизация руссов должна существовать не одно столетие. Предшественники руссов, скифы, ещё более двух с половиной тысяч лет назад, в той же Ольвии, имели судовые верфи, крупный флот. Здесь, в Причерноморье, обнаружены и, частично, исследованы несколько крупных городов Скифии. Так неужели никто не осмелится связать известные факты.
Князь Владимир чувствовал себя хозяином в Причерноморье и в Крыму. Нигде не сказано, что его воинским подразделениям здесь кто-то оказывал сопротивление, разве что недолго Херсонес. «Отсель грозить» он стал Византии, выставляя свои условия «надменному соседу». Здесь, до Владимира уже существовали церковные книги на древнерусском языке. Русь вела обширную торговлю с Византией, имея серьёзные льготы, свои крупные торговые представительства в столице империи. В свою очередь, ещё при князе Игоре Константинополь просил Русь контролировать северное побережье Черного моря от пиратских набегов черных болгар и других народов на византийские поселения. Только крупное государство могло себе позволить такой контроль, имея серьёзный флот и немалые ресурсы.
Всем известно о существовании тьмутараканского княжества на восточном побережье Черного моря. Неизвестна дата начала его существования, но известно, князь назначил сына его правителем. Кому тогда принадлежал Крым, где Князь Владимир спокойно перемещался и где ещё до него существовали книги на русском языке? Известно, причерноморский князь, владеющий, кстати, Черниговым, жестко пресёк сепаратизм в Киеве. Посмотрите на карту, оцените территории находящиеся во владении причерноморской Руси. Как бы тщательно, на протяжении многих веков не правили русские летописи, сведения о могучей южной Руси сохранилась.
Получается, ещё , как минимум, с царствования князя Игоря Русь контролировала восточную и значительную часть северного побережья Черного моря.
Неожиданно, нашел, нарочито, небрежно оформленную статью Виктора Спильного, утверждающего о владении Русью Крыма в 9-10 веке. Автор нашел здесь и Волгу, и Оку, другие реки средней полосы России. Автор рассуждает о рисунках первых русских князей из летописи на фоне нынешнего Севастополя, находит даже акрополь русских князей. Подчеркивается сила причерноморской Руси. Походу дела ругаются украинцы, хотя статья ещё 2012 года.
На фоне такой патриотической статьи, вдруг выясняется, варяги жили в Крыму, причем варяги – это евреи, переселившиеся сюда с Иерусалима. Следовательно, Русь пригласила Рюрика и его родича Олега на княжение из иудеев.
Позвольте, но выдающийся еврейский полководец, некто Песах из Хазарии воевал с Олегом. Что-то здесь не складывается.
Киев, вероятно, входил в состав причерноморской Руси. Попытка киевлян иметь большую самостоятельность жестко пресекалась тмутараканским княжеством, фактически, причерноморской Русью.
Связь руссов лесной полосы России с волжской и причерноморской Русью не пропадала. Из-за похолодания 4-7 веков часть населения лесной полосы по Волге и Дону начала медленное, но неуклонное продвижение на юг. Кстати, впервые о походах руссов против арабов, на морских судах, известно с 6 века. В 5-7 веках на средней Волге существует русское государство, известное как амельковская культура. С началом потепления южная Русь даёт новую жизнь поселениям руссов на Балтике и нынешней центральной полосы. Развиваются поселения, постепенно, вновь, превращающиеся в города. Князю Владимиру понравилось одно из поселений. Будущую столицу Руси назвали его именем. Красоту этих мест наши предки оценили ещё 30000 лет назад. Здесь несколько тысячелетий существовало поселение с уникальным захоронением вождя. Ничего подобного нигде в мире не обнаружено ещё многие тысячи лет.
На первых порах, будущая владимирская, как, впрочем, и северо-западная Руси с 8 века, оправляясь от холодного периода, воспринимали новую культуру южной Руси.
В первой половине 8 века она мало отличалась от привнесённой скифской и развитой на её основе, своей, самобытной.
Самобытную культуру лесной полосы русской равнины почему-то стали называть финно-угорской. И, если, 40 лет назад финнов заселяли сюда в 5 веке нашей эры, то последние годы они, якобы здесь появились уже в 7 веке до н.э. Генетики установили, финны генетически отличаются не только от жителей русской равнины, но даже от шведов, норвежцев и, естественно, от венгров.
Видимо, вслед за скифами племена центрального и, частично, северного Урала устремились, тоже спасаясь от холодов, на запад. Ни скифы, ни местное население не желали принимать эти племена на своей территории. Будущие финны пошли севернее мест основного проживания местного населения, нашли свободные территории на скандинавском полуострове, где и обосновались. Небольшие племенные объединения этого народа по мере передвижения остались компактными группами. Местное население, как более развитое, их не притесняло, тем более эти небольшие племена, в основном, жили севернее и особых хлопот коренному населению не причиняло. Мало того, в обмен на пушнину, поставляли этим, в основном, кочевым племенам, предметы быта, изготовленные местными ремесленниками. Каких-либо капитальных строений, во всяком случае, до 17 века, так называемые финно-угорские племена, не создали. Мнение арабов о финнах даже неудобно приводить.
К 7 веку на русской равнине доминировали две Руси. Сразу оговоримся, это ни в коем случае не значит, что всё население на этих территориях было русским. В оба объединения входили разные народы. Многие со своей культурой и языком. Однако, скифский язык за многие столетия стал, как бы сейчас сказали, международным языком общения от Волги до Англии. С первых веков н.э. вначале в римской империи, а затем и по всей западной Европе вариант скифского, греческий язык, меняется на латинский. Здесь в формирующихся государствах создаются свои языки. В центральной Европе скифский, он же древнерусский или славянский становится доминирующим. Во вновь образованных государствах появляются его диалекты, постепенно превращаясь в самостоятельные языки.
В 6-7 веках в южных степных районах русской равнины ситуация складывалась в пользу волжской Руси. Скифы потеряли связь с разгромленными сородичами в средней Азии и начали терять влияние в Причерноморье. Здесь набирает силу, в какой-то мере, наследница понтийского государства вначале донская, а вскоре и южная Русь. Черноморская Русь становится опасным противником Византии. Её усиление не нравится и волжской, аланской Руси. У них затрудняются торговые отношения с крупными рынками черноморского и, возможно, средиземноморского бассейна. Византия, объединив усилия с восточной Русью, нанесла мощный удар по поселениям на Дону и восточному побережью Черного моря. Разрушены поселения на Дону, в восточном Причерноморье. Часть населения лесной полосы восточные Русы, они же хазары, обложили данью. На первых порах волжская Русь, центр её находился на средней и нижней Волге, вместе с салтовской культурой была сильнее своих западных соседей. До усиления средне волжской Руси нижнее Поволжье контролировала салтово-маяцкая культура. Судя по всему, салтовцы становятся союзниками средне волжской Руси (имельковской культуры). Волжане союзники Византии. У них общие интересы по сдерживанию арабов. Торговля, обмен технологиями, обогащают и усиливают обе культуры. Но, как часто бывает, интересы сторон иногда расходятся. Подобное случается постоянно.
Далеко за примерами ходить не надо, достаточно посмотреть на историю Европы за 200 последних лет. То южная и часть центральной Европы во главе с Францией против России, Германии, Англии, то Россия и Англия с союзниками против Германии и её друзей. Вспомним более раннюю историю. Римская империя и дружила и воевала и со скифами и с венедами, галлами.
В данной ситуации, по прошествии многих веков, историки часто приходят в тупик, анализируя исторические события на разных территориях. Иногда события развиваются не логично. В силу вступают амбиции «наполеонов».
Волжская Русь в 7 веке контролировала южные степи. Донская Русь, немного отступив, занялась обустройством лесной полосы. Постепенно осваивались нынешняя Белоруссия и юго-восточная Балтика. Конфликт интересов между двумя государствами возник в бассейне Оки, излучине Дона. Причерноморская Русь вновь усиливается.
Волжская Русь стала называться, с лёгкой руки арабского ученого, Хазарией. Почему? Арабы известные им территории разделили на части и назвали их климатами. Один из таких климатов, в бассейне средней и нижней Волги был назван хазаром. На русский манер это Хазария. Некоторые византийские и арабские ученые называли волжан Русью, другие по вновь придуманному варианту, Хазарией, а народ, естественно, хазарами. Игнорировать русских на Волге было невозможно.
Стратегический успех восточной Руси развить не удалось. Становится теплее, возрождаются племенные союзы лесной полосы. Постепенно причерноморская Русь вновь взяла под контроль лесную полосу от верховьев Волги и бассейна Оки до Балтики и значительную часть центральной Европы. Восточные руссы видели усиление западной Руси. На Дону строились мощные крепости. Но, как известно, сдержать контрнаступление южной Руси нашим восточным предкам не удалось. О причинах ослабления волжской Руси поговорим отдельно.
Сейчас резюме. Кратко, похоже, не получится.
Около трёх тысяч лет назад на русской равнине, Урале, в Сибири резко похолодало. Население южного Урала и окружающих территорий развитой скифской цивилизации мигрирует частично на юг к своим соплеменникам. Благоприятных для проживания территорий всем не хватает. При поддержке среднеазиатского скифского государства скифы массово устремляются за Волгу. Собственно, скифы и раньше контактировали с европейскими народами. Но здесь перемещение было массовым, хорошо спланированным. Одновременно или, может быть, с каким-то интервалом, они продвигаются на запад через южное побережье Каспия. В Европу они несут и, так называемую, эллинскую культуру. Подробно об этом, отдельно.
Общественные отношения наших предков из-за холодов в лесной полосе русской равнины деградировали. Сельское хозяйство не давало нужных результатов, численность населения падала. Связь между территориями нарушилась. Из общего этноса , местами, выделяются отдельные территории. На них, постепенно, вырабатываются свои обычаи, и даже языки. К приходу скифов в 7 веке до н. э. уже стало немного теплее. Степнякам нужен лес, изделия из него, меха и, некоторые виды продуктов. Привносятся новые технологии, оживает хозяйственная деятельность. Появляется дьяковская культура. Её влияние постепенно распространяется от Камы до Балтики, где она соприкасается с племенами венедов. Собственно, всё, в основном происходит под контролем скифов. Скифы генетически близки населению русской равнины. Судя по схожести генов, их предки жили на русской равнине до ухода на восток.
До 4 века происходит медленное, но поступательное развитие наших предков. И снова холодает. В лесной части вновь проблемы. Теперь уже племена среднего и северного Урала устремляются на запад. Скифам не до своих северных соседей. Их среднеазиатские соплеменники разгромлены. Связь со старой метрополией нарушена. Бороться со вторжением с северо-востока уже руссам приходится самим. Городища укрепляются. Так называемые финно-угорские племена на незначительных территориях вклиниваются в поселения руссов, основного этноса лесной полосы. Основная, же, масса племён по северной, мало населённой территории руссов доходят до Балтийского моря, находят свободное пространство, где и обосновываются. Генетически финны резко отличаются от всех народов не только северной и центральной, но и всей Европы.
В лесной полосе развивается самобытная культура местного населения с заметным, особенно до 2 века до н. э., влиянием скифов, которую, почему-то, многие считают финно-угорской. Часть населения руссов лесной полосы постепенно спускается вниз по течению Волги и Дона. Миграция была всегда, но холода подстегнули процесс. На средней Волге создаётся серьёзное государственное объединение, известное как имельковская культура. На Дону из общей дьяковской культуры возникает городецкая. Серьёзных противников у имельковцев, древних руссов, не было. У них самое современное земледелие, развиваются литейное, кузнечное и другие производства. Именно, в 5 веке создаётся серьёзный флот.
У городецкой культуры с продвижением на юг возникли сложности. Здесь высокая плотность населения и пришельцы не очень нужны. Это сдерживало развитие местного населения среднего Дона. Русы на Волге вступают в контакт с Византией. У них появляются общие интересы, борьба с халифатом и выход на рынки Черного моря. Русы на судах перемещаются по Каспию.
Более детально и о зарождении средне волжской и донской Руси отдельный разговор.