МЫСЛЬ ВТОРАЯ: Человек может прожить целый век, так и не узнав, что в нём жила целая вечность. Видимо, он неразумен и недалёк, и целой вечности ещё недостоин.
МЫСЛЬ ТРЕТЬЯ: Богач подобен жаждущему, который получил возможность неограниченно пить и пить, но так и не утолять своей мучительной жажды. Он похож на безразмерную бочку или на гигантский резиновый бурдюк, вода в котором принадлежит ему одному. Он есть неизлечимый страдалец от воспаления своего больного потребительского нутра.
МЫСЛЬ ЧЕТВЁРТАЯ: Далёкое великое кажется нам мелким, а близкое мелкое – великим. Не слишком-то доверяй своим глазам – они часто искажают истину, и притом очень сильно.
МЫСЛЬ ПЯТАЯ: Старость и смерть есть расплата перед вселенной за принадлежность миру. Ведь мир есть апофеоз гордости, а всё гордое, огороженное и ограниченное – временно, разрушаемо и смертно.
МЫСЛЬ ШЕСТАЯ: Истинно любящий похож на заключённого, отсидевшего свой срок и выпущенного из тюряги по амнистии. Который внезапно вышел из уз всеобщей обрыдлости на простор узкой притягательности.
МЫСЛЬ СЕДЬМАЯ: Настоящая ценность чего-либо постигается в нужде и в беде. Дайте умирающему от жажды пустую золотую кружку – и он опечалится. Дайте ему помятую жестяную, но полную воды – и он возликует. Ведь истинная цена кружки состоит в её содержимом, а вовсе не в материале, из которого она сделана. Как ни крути, а содержание важнее формы.
МЫСЛЬ ВОСЬМАЯ: Что ни говорите, а всё-таки человек есть животное. Почему? – Потому что у него есть живот.
МЫСЛЬ ДЕВЯТАЯ: Мир – это подготовка к войне, а война – приближение к миру. Поэтому мировая война или война миров есть дело не только возможного будущего, но и состоявшегося прошлого, и очевидного настоящего.
МЫСЛЬ ДЕСЯТАЯ: Бог – это единица, а дьявол – двойка. Бог – это покой, а дьявол – вечное движение между разнородными полюсами. Схематично они изображаются в виде равностороннего треугольника вершиной вверх. Мы же, люди, являемся пленниками дьявольской двойственности и вечно ползаем по дну треугольника, вместо того чтобы устремиться вверх к единому Богу и обрести там духовный покой.
МЫСЛЬ ОДИННАДЦАТАЯ: Богач может легко купить для себя роскошные вещи, красивые впечатления или изысканные наслаждения – для него это всё недорого стоит. Но, то что стоит недорого, есть вообще-то дешёвка, а дешёвка не в состоянии принести нам полного удовлетворения. Истинные же ценности – счастье, удача, любовь и дружба – всегда находятся в дефиците, и их не купишь ни за какие деньги.
МЫСЛЬ ДВЕНАДЦАТАЯ: Возвышенная поэзия без прозы жизни есть сумасшествие, а проза жизни без возвышенной поэзии есть рутина и скука. Так пусть же наша поэзия будет вполне реальной, а наша реальность – весьма поэтической!
МЫСЛЬ ТРИНАДЦАТАЯ: Свет веры бывает настолько ярок, что может ослепить. Не взирайте на Бога слишком пристально, иначе вы рискуете стать слепыми фанатиками.
МЫСЛЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ: Все люди на земле есть близкие и дальние родственники. Которые постоянно ругаются, соперничают и дерутся друг с другом, ибо нет поблизости никого чужого, перед которым им стало бы стыдно за своё вздорное и недостойное поведение.
МЫСЛЬ ПЯТНАДЦАТАЯ: Общепризнанно, что природа – это наша мать. Причём она видимо мать-одиночка, явно не справляющаяся с трудным подростком человеком... Которому безусловно не хватает сурового, но справедливого отца, способного снять ремень, применить его по назначению и поставить зарвавшееся дитё в угол. Дабы мамаша смогла чуток прибраться в наведённом хулиганистым неслухом всемирном бардаке.
МЫСЛЬ ШЕСТНАДЦАТАЯ: Без вдохновения наши души становятся как бы бескрылыми. А с вдохновением – крылатыми… Только вот вдохновение у нас бывает очень разным, а соответственно тому разными оказываются и наши воображаемые крылья. Так, один из нашей творящей братии получает крылья воробья, второй утки, третий ворона, четвёртый ястреба, а пятый – лебедя.
МЫСЛЬ СЕМНАДЦАТАЯ: Никто не волен над человеком! Кроме человеческой воли… Человек ведь настоящий раб воли, как воли собственной, так и воли других людей.
МЫСЛЬ ВОСЕМНАДЦАТАЯ: Любая религия подобна стали. В самом начале это сталь расплавленная: она огненная, сияющая и текучая. Однако потом она приобретает определённую форму, твердеет и темнеет. Отныне её судьба – медленно ржаветь и изнашиваться, пока не настанет время выбросить её на задний двор истории, чтобы заменить новой стальной конструкцией, более подходящей современности, чем прежняя.
МЫСЛЬ ДЕВЯТНАДЦАТАЯ: Многие люди гораздо глупее крыс. Крыса накапливает для себя лишь столько припасов, сколько она в состоянии потребить, или чуть больше. Человек же копит непрестанно и в таком количестве, что потребить это всё он не смог бы никогда. И такие глупые алчные люди – и это воистину удивительно! – считают себя намного умнее и даже разумнее прочих.
МЫСЛЬ ДВАДЦАТАЯ: Этот наш мир – наполовину садист. С одной стороны он нас веселит и радует. А с другой – постоянно испытывает нас на прочность. Дабы этой пыткой мучительным бытиём породить в нас ценный и полезный опыт – опыт познания и различения зла.
МЫСЛЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ: Жизнь есть захватывающая всеземная игра в банальные карты. Причём слишком осторожный игрок получает чаще всего недобор, слишком азартный перебор, а самый расчётливый чаще прочих выигрывает «очко». Однако самые мудрые вовсе не играют в эту дурацкую забаву и сохраняют свои нервы для чего-то гораздо большего, чем примитивная и довольно пустая карточная игра.
МЫСЛЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ: Человеческое высокомерие иногда выглядит забавно. «Меня сотворил Бог, и мерзкая волосатая обезьяна не имеет ко мне ни малейшего отношения!» – сказал однажды один такой хорошо образованный спесивец. Сказал – и почесал себе грудь, обильно поросшую чёрными кучерявыми волосами.
МЫСЛЬ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ: Рьяные эксплуататоры, жулики и рвачи совершенно не стесняются угнетать своих ближних и дальних, и нагло грабить природу. Ибо они не понимают, что грабят самих себя, но – в будущих поколениях.
МЫСЛЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТАЯ: Любой человеческий коллектив подобен поезду – в нём есть локомотив и ведомые им вагоны. Так будем же внимательно следить за исправностью своего локомотива, иначе мы рискуем опоздать на станцию под названием «Современность», или вовсе не доехать до пункта назначения.
МЫСЛЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ: Умный имеет в своём распоряжении собственный ум, с помощью которого он умеет совершать нечто дельное и толковое. А разумный имеет множество умов под своим началом. Поэтому ум – это всего лишь исправная запчасть, а разум – цельная эффективная система, или мощный полезный агрегат. Как говорится, почувствуйте разницу…