Ещё он неоднократно напоминал о том, что едва ли не самое отвратительное из того, на что способен человек – это знать, но не пытаться претворить свои знания в реальную жизнь. И в этом он был, безусловно, прав, как прав он был и тогда, когда осуждал тех, кто, видя страдания других, не делает ровным счётом ничего, для того, чтобы эти страдания облегчить. Ещё прав он был, несомненно, и в том, что очень большое внимание уделял вопросам экологии, делая это ещё тогда, когда (на рубеже 19го – 20го веков) и слова-то такого, наверное, никто не знал, совершенно справедливо осуждая городскую (фабрично-заводскую и мануфактурную) промышленность за производство ею непростительно большого количества совершенно лишних, совершенно никому и не для чего не нужных вещей, истощающей при том природные ресурсы, кроме того порождая разрушительные по сути потребительские настроения, критикуя также и современную ему науку, служившую исключительно подобного рода промышленности (хотя, применительно к нынешней науке, подобная критика справедлива в гораздо большей мере), противопоставляя означенным тенденциям сельское хозяйство, производящее исключительно насущно необходимые продукты и здоровую, нравственную культуру сельских жителей (которых, впрочем, тоже не идеализировал), сохранивших связь с природой, её понимание и чувствование и связь с могилами предков, в чём, несомненно, проявлялась его удивительная дальновидность.
Н. Ф. Фёдоров (в трудах которого, впрочем, наряду с интересными, оригинальными, дельными, полезными мыслями, содержится и много спорного), совершенно справедливо считал, что человек, не обладая никакими силами, может подчинить себе вообще все силы окружающего его мира. И здесь тоже есть, как минимум, над чем задуматься.
В конце концов, что бы там и как бы там ни было, но факт остаётся фактом: всеми нами уважаемый Константин Эдуардович Циолковский, явившийся теоретическим основоположником отечественной и мировой космонавтики, начинал свою деятельность на означенном направлении именно как верный и последовательный ученик Н. Ф. Фёдорова, проникнувшись его идеями победы над смертью с последующим воскрешением (каковое по глубочайшему разумению Н. Ф. Фёдорова должны осуществить мы сами, силою науки) всех представителей всех предшествовавших нам поколений людей, когда бы то ни было и где бы то ни было живших, что невозможно без освоения ближнего и дальнего космоса, занялся именно теми научными изысканиями, благодаря которым и вошёл в историю. Таким образом, смело можно сказать одно: как бы не относиться к Н. Ф. Фёдорову и к его идеям, но не было бы его, не было бы, скорее всего, и К. Э. Циолковского.
2015-01-09