Лука Шувалов
Ком первой рифмы
http://grafomanam.net/works/368958
Мемуарная (или мемуароподобная) литература – штука особенная.
К ней не всегда применимы некоторые общие прозаические законы.
Композиционные требования, к примеру.
Но все же, коль автор выставляет работу как отдельную единицу, скажу:
зарисовка.
И, увы, сама по себе не могущая претендовать на что-то большее.
Другое дело, если таких поставить в ряд с полсотни – получится очень здорово. Потому что написано красочно, объемно, хотя и несколько односторонне.
Вот, скажем, как разбирался герой с мальчиком Калининым? И разбирался ли? Ведь это интересно, это штрих, высвечивающий характер героя.
Или – Страх?
Страх – вообще, лейтмотив текста. Что с ним-то сталось? Остался ли в душе, согласно историческим генам, канул ли с общественно-политическим строем?
Нет ответов…
Словом, не рекомендую оставлять эту работу самостоятельным произведением (по крайней мере, в таком сыром виде).
Пишите еще, ВОКРУГ этого эпизода – и может получиться что-то действительно стоящее.
Чуть о технике.
Язык перенасыщен. Изобилие эпитетов, определений и прочих прилагательных усложняет восприятие.
…тащит достаточно увесистое тело на семенящих в серых с мохрящимся рантом сандалиях ногах по площадке…
Вы сами читать пробовали?
Если так важно, что сандалии были именно «серые с мохрящимся рантом» (что не факт) – значит, разбейте предложение, перестройте фразу для того, чтобы она воспринималась.
А если не важно – выкиньте!
К тому же ощущается определенная языковая неряшливость –
…из месива, состоящего из…
…что-то вроде творческого озарения вспыхивает в моей голове, все многочисленные срифмованные звукосочетания, так или иначе поместившиеся к этому времени в моей голове…
Я не понял фразу –
лифчик, поддерживающий чулки
Ну и еще.
Мой личный взгляд, который не навязываю.
Употреблять в тексте матерные слова и укрывать их серединки точками – это все равно что делать минет на площади, прикрываясь ладошкой.
Я этого не понимаю.
Нужно слово – пишите!
Это русский язык.
Артур Петрушин
Спасибо, Артур, за внимание и время, которые вы были вынуждены потратить, читая мой текст.
Большинство ваших наблюдений и замечаний оказались очень полезны для меня, я обязательно постараюсь учесть их и для этого рассказа, и в дальнейшем, если соберусь создать что-либо прозаическое.
Несколько пояснений, которые могут прозвучать как возражения, но, думаю, не обидные.
Описанный в рассказе случай - практически полностью фантазия, факт рифмовки был, но песню-то пришлось выдумать. Вам одному скажу, что срифмовал я - стыдно сказать - «родина могучая – родина вонючая». Ну, по морде от воспитательницы и по жопе от матери получил, а папка мой меня бил в другие разы и за другое. Но тоже галошей.
Да и не до разборок было в пять лет. Вот фамилию мальчика запомнил.
Этот рассказ – переделка «более большего» рассказа «Холодные локти страха», в котором-то как раз и обыгрывалась тема страха в совок как ключевая.
Но. Многочисленная публика и на сайте, и домашние критики хором заявили, что получившееся и много, и рыхло, вот и пришлось сократить и переименовать.
Вы правы, надо работать над языком, внутрифразовые повторения – это очень плохо, но, к сожалению, глаз замыливается, редакторов-то нет.
Что касается мата, то тут есть закон российский о «матерной четвёрке», а законы... Как сказал Чичиков «Я немею перед законом».
Касательно лифчика с чулками. Ну, это... человек вы молодой, небось колготки уже носили в годы подсматривания за женскими письками.
А на нас в пятидесятых годах прошлого столетия - лифчик: полосочка сатиновая с пуговичками спереди застёгивалась, а снизу четыре резиночки с застёжками чулочки подхватывать с двух сторон.
А пузцо-то толстое, лифчик постоянно и жал, и натирал.
Вот помню: в первом классе в 55 году, заставила меня зимой бабка кальсоны под чулки пододеть на физкультуру, дескать трусы скроют голубой зазор, а они и не скрыли, как я их не подспускал.
И как я от стыда от одноклассникового прысканья в лестничный проём тогда не сиганул, была бы сейчас досочка каменная на Востряковском кладбище: «Любимому Жорыни от неутешных родственников. Вся жизнь твоя была, как сладкий, дивный сон, погиб случайно ты из-за длины трусов». 1948-1955.
Спасибо ещё раз, буду работать.
P.S. Вот один читатель пеняет мне: «Рассказ этот у тебя разнузданный какой-то получился, сплошная старческая похоть: вот про тёток в бане, что плохо пахли – зачем, про мать с голыми плечами – зачем?
Бери пример с А. Петрушина, рассказ «Лето любви», как можно ту же тему мальчишеского восприятия женщины целомудренно подать.
Правда, Артур, может у меня действительно разнузданно?
Удачи и блгополучия
Нет, никакой разнузданности я не увидел.
Может, я тайно испорчен? )))
За лифчик с чулками спасибо - этого не застал.
Успехов Вам.
Извините, Артур, за некоторую "разнузданность" вопроса, допекла цензура "целомудренных".
Представляю чувства Сорокина, когда его книги заталкивали в унитаз за "порнографию" и "калоедство".
Долго, кстати, искал это "едство", нашёл в "Сердцах четырёх", действительно есть!
Будь Сорокин хоть на молекулу менее талантлив, действительно, многое у него то ещё!
Но. Мастерство всё списывает.
Я бы вам прислал по электронке, если можно, один свой рассказ, который был вынужден убрать с сайта, может мазнёте глазом на предмет "порноразнузданности".
Удачи.