1985 год. Холодным осенним утром пассажирский поезд местного значения прибыл из Красноярска на конечную станцию небольшого городка Шалыпово. Впрочем, даже городком это нельзя было назвать, потому что здесь, на огромной сибирской земле, поросшей тут и там березовыми и еловыми чащами, только начинал строиться город. А пока лишь поодаль друг от друга стояли несколько пятиэтажек. Но не только строился город. Здесь воздвигалась ГРЭС.
Перрон заполонила толпа народа. Все молодые ребята и девчата. В руках сумки и чемоданы, а за спинами рюкзаки и гитары. Это был комсомольский отряд, прибывший на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку.
Их встречали цветами, играл духовой оркестр. Это приятно удивляло. Встречали, будто каких-то героев. Им аплодировали с трибуны, звучали длинные речи. А вот прибывшие комсомольцы не очень-то улыбались. Особенно, парни. У многих из них была помятая одежда, помятые лица. А у кого-то под глазом светился синяк. Но встречающие, казалось, этого не замечали. Прибывшим комсомольцам долго рассказывали о новой стройке, людях, об их трудовых подвигах. И обещали всем отличившимся почётные грамоты. Но это обещание комсомольцы пропустили мимо ушей. И вообще им надоело торчать на перроне. После долгого и бурного пути хотелось поскорее устроиться и хорошенько выспаться. И еще им по приезде должны были выдать подъёмные в размере 200 рублей. Выполнили хотя бы это обещание, поглядывая под ноги, думали комсомольцы. Многие успели изрядно поиздержаться. Отряд состоял почти из ста человек. Половину из них составляли крепкие парни. Им-то и требовалось в первую очередь денежное вливание в их отощавшие кошельки. Впрочем, они готовы были немного и подождать. В их сумках и рюкзаках ещё кое-что осталось, чтобы отметить приезд. А заодно и продолжить знакомство, хотя многие в дороге уже крепко подружились. А у некоторых даже появились прозвища, как, например, у Сашки Жарого, которого с подачи Олега Шальнова все стали называть Боцманом. Наверное, потому, что тот в поезде, будучи навеселе, пел под гитару песни о море, да еще был в морской тельняшке. И здоровый был, как атлет, под его тельняшкой отчётливо угадывался рельеф мускулатуры.
При вселении в новенькое общежитие с еще не высохшим запахом краски комсомольцы увидели, что они здесь не первые. Несколько дней назад сюда уже вселился такой же отряд, прибывший тоже издалека необъятной страны.
- О, да тут тоже красивые девочки! – подмигнул товарищам Олег.
На вахте висело объявление, гласящее, что в восемь вечера в красном уголке будет дискотека.
- Познакомимся!
- Айда занимать комнаты!
Олег Шальнов, Боцман, Юрок и Костя вселились в одну комнату, а Галка, Любка и Надя в другую, соседнюю. Они вместе были всю дорогу, все друг другу понравились и не хотели разделяться.
Устроившись, девчата сразу же взялись готовить еду. А вот парни начали отмечать новоселье. У Юрка на этот случай была припрятана большая бутыль самогона. Тосты за дружбу и если что, стоять горой друг за друга до конца, следовали один за другим. Девчата то и дело заглядывали к ним и роптали, что им, видимо, придётся вечером на дискотеке танцевать с другими кавалерами. Уставшие от дороги и выпитого спиртного, ребята упали на кровати и уснули мертвецким сном.
Олег проснулся оттого, что его кто-то будил. Он открыл глаза. Это была Галка, самая маленькая и самая шустрая в отряде.
- Вставайте! Дискотека началась!
- Отстань со своей дискотекой, - проворчал Олег и хотел повернуться на другой бок, но Галка повернула его обратно.
- Там ребята все чужие! Наши-то все дрыхнут! Эх, вы мужики… - в ее голосе прозвучала обида.
Олег открыл глаза и потянулся.
- Ладно, идите, мы сейчас придем.
- Точно придете? – сверкнула глазками Галка.
- Ну, сказал же!
Растолкав Юрка и Костю, Олег не мог разбудить Боцмана. Тот спал прямо-таки каким-то богатырским сном.
- Да пусть спит, - сказали Юрок и Костя. – Ну что, пошли?
Спустились вниз. В коридоре - дым сигарет. В красном уголке громко играла музыка. Звучали песни Модерн Токинг. Народу было битком. Пахло духами.
- Да тут и не развернуться.
- Ничего, протиснемся. Где наши-то подруги?
- Да тут других навалом!
Заиграла медленная музыка, и Олег как раз оказался прижатым к одной девушке. И хотя было темно, но в свете мигающих огней дискотеки он заметил, что она очень красивая, с тугими грудями, упершимися ему в грудь.
- Потанцуем? – шепнул он ей на ушко.
Танцуя, он хотел было пригласить ее в свою комнату попить, так сказать, чайку тет а тет, но тут его кто-то потянул в сторону. Это была вездесущая Галка.
- Там… там…- взволнованно кричала она, - бьют Костю и Юрку.
Забыв о партнёрше, Олег тут же начал пробираться к выходу, слыша доносившийся шум драки. Выскочив в коридор, он увидел, что Юрок и Костя с трудом отбиваются от кучи наседавших ребят из другого отряда. Не раздумывая, он бросился им на помощь. Но силы были неравные. Не успел он кому-то врезать, как на него обрушился целый град ударов. В глазах засверкало, а тут еще он ударился головой о стену. Все потемнело, и он по стене сполз на пол.
Придя в себя, Олег увидел склонившееся над ним лицо Галки. Она прикладывала к его лицу мокрый платочек. Он улыбнулся и тут же скривился от боли. Голова болела так, будто по ней били кувалдой. Музыка уже не играла. Слышались возмущенные голоса девчат.
- Конечно, наших только трое, а ваших - целая шайка! Если драться, то надо по-честному!
Олег поискал глазами друзей. Юрок и Костя находились в конце коридора, что-то тоже орали, пытались куда-то прорваться, но девчонки их удерживали на месте, крепко взяв их в кольцо.
- Хорошо! – вдруг громко сказал чей-то голос. – Если вы считаете, что драка была не честной, тогда давайте сделаем так. Кто из ваших мужчин выйдет со мной один на один?
Олег никогда не был трусом, не боялся и сейчас.
- Я выйду! – крикнул он.
- Нет, нет! – забеспокоилась Галка. – Он не в состоянии драться! Ему уже и так досталось! Голова вся в крови!
Олег одёрнул ее.
- Хватит тебе. Я сказал, что буду драться, значит, буду! – и он стал подниматься, опираясь руками о стену.
- А другой есть? Вас же много. А с побитыми мне не интересно.
- А где все наши? – переглянулись девчата. – Неужели все спят? А Боцман тоже спит?
- Вот Сашка смог бы, наверное…
- Где он? Зовите его!
Олег не успел ничего сказать, как Галка метнулась вверх по лестнице. К Олегу подошли Юрок и Костя.
- Нда-а, - вздохнули они, - ты глянь-ка, на этого амбала.
Олег взглянул. Да, парень, бросивший им вызов, был не просто крепок, а чудовищно крепок.
Был он высокого роста, широкие его плечи буграми выпирали из-под футболки. Мощные волосатые руки с большими кулаками были похожи на «руки» экскаваторов с их безжалостными стальными ковшами. На вид этому титану было лет двадцать пять. Его продолговатое лицо с крупным носом хранило такую уверенность, что от одного его взгляда можно было проиграть. Нет, думал Олег, Сашке Жарому такого не одолеть. Хоть бы он не проснулся до утра. Эх, и как он не удержал Галку! Хоть бы она не смогла его разбудить! Тогда они будут драться отряд на отряд, и в суматохе драки, можно будет сообща справиться и с этим здоровяком. Своими мыслями Олег поделился с друзьями.
- А что, это идея!
Но не успели они объявить о своем решении, как вдруг на лестнице послышались громкие шаги. Одни были торопливые, другие медленные, как будто кто-то кого-то тащил. Да, это Галка волокла за собой за руку Сашку, еще не проспавшегося как следует. Но он и выпил больше других. Кругом загалдели и начали усмехаться. Все поняли, что этот светловолосый парень и будет драться один на один. На вид он хоть и крепкий, читалось в усмешках ребят из другого отряда, но до их парня ему далеко. К тому же он нетвёрдо стоит на ногах. Олег вздохнул: Боцман до сих пор не в форме. И снова пожалел, что не удержал Галку. И он все же решил драться сам. Как-никак он обладает неплохим ударом. Об этом он и заявил Косте и Юрке. Но Жарый взял его за плечо.
- Успокойся, Олег. Через минуту-другую я буду в форме, - он подмигнул. – Ничего, выдюжим!
Его бодрость духа передалась и им. Даже Костя, больше всех пытавшийся бежать будить весь отряд, поостыл и позволил себе улыбнуться.
- Но если что, я бегу за подмогой.
- Сами справимся, - ответил Саня, настороженно поглядывая на соперника. Олег понял, что друг хоть и уверен в своих силах, все же не может не остерегаться противника.
- Он отвернулся на другой бок, чтобы продолжать дрыхнуть, - прошептала Галка, - но когда я сказала, что тогда вместо него будет драться кто-то другой, он сразу же проснулся.
Комендантша была в курсе готовящегося поединка. Но его проведению она не мешала. Она приехала с первым отрядом, и ее как самую старшую комсомолку назначили комендантом общежития. И ей, как и всем ее землячкам и землякам было интересно увидеть как их парень победит чужака. И все они не сомневались в своей победе – это было видно по их довольно улыбающимся лицам.
Драться решено было здесь же, в холле. Стали заполняться лучшие места для обзора – на лестнице и подоконниках, у ближних стен. Много девчат из другого отряда набилось в дежурное помещение своей же вахтерши. Отсюда через стекло было хорошо видно место предстоящего поединка. Общежитие изнутри закрылось. К драке все было готово. И скоро на импровизированном ринге лицом к лицу осталось двое: Сашка и его соперник, которого звали Артур. Саня, действительно, в себя пришел быстро. Теперь в его глазах не было и намека на пьяную сонливость. Он весь был собран и уже уверенно и совершенно трезво поглядывал на Артура, который же поглядывал на него с какой-то снисходительной улыбкой. Внешне Артур безразлично относился к восторженным воплям своих болельщиков и особенно болельщиц. Но нет-нет, а в глазах у него то и дело вспыхивал довольный огонек. Олег же и его товарищи выглядели далеко не оптимистично и, молча, хмурили брови. Как и все девчата из их отряда. Все понимали, что от исхода этого боя будет зависеть дальнейший ход событий. Если победит Жарый, всё должно кончиться миром. А если выиграет Артур, то драки, массовой драки не избежать. Только в случае победы их друга, друзья могли простить своё избиение. В противном же случае месть будет беспощадной. Конечно, не известно, чья сторона возьмет верх, но то, что будет кровавое побоище, друзья не сомневались. Раздумья закончились, когда кто-то крикнул:
- Начали!
Заняв удобные стойки, противники задвигались, не сводя друг с друга внимательных глаз. Артур держал перед собой согнутые руки с растопыренными толстыми пальцами. Саша встал в обыкновенную боксерскую стойку. Выставив вперед кулаки, левым прикрывая лицо, а правым корпус, он осторожно перебирал ногами по полу, слегка шаркая каблуками. Шум голосов нарастал со всех сторон, призывая к атаке. И первым в атаку ринулся Жарый. Он ударил слева и тут же справа. Но Артур уверенно блокировал удары. Сразу стало видно, что он хороший боец. Он не спешил. Словно давал убедиться в своем мастерстве. И даже с улыбкой поманил Сашу ладонью, приглашая его продолжить нападение. И Саша снова бросился в бой. Применил тот же прием – ударил слева направо. И снова мимо. Артур усмехнулся и провел серию из трех ударов, два из которых пришлись Сане по корпусу, а один в лицо. Саня раскрылся, но Артур почему-то не стал наносить решающий удар, которым, наверное, мог бы закончить схватку. Видимо, он решил растянуть удовольствие. Выбрав момент, он даже кому-то из своих подмигнул. Это разозлило Жарого, и он ударил ногой. Но Артур отбил рукой удар и резко выбросил правый кулак. Удар пришелся Сашке в голову. И тут же Артур ударил ногой ему в солнечное сплетение. Саша согнулся пополам. Хватая ртом воздух, стал отходить в сторону.
- Еще разок!
- Добей его, Артур, добей!
- Держись, Саш! – кричали голоса.
Шум и визг стоял такой, что почти ничего не было слышно. Артур не стал добивать Сашку. По его лицу было видно, что ему нравится этот спектакль, в котором он видел себя главным героем. Но и затягивать бой, видимо, в его планы не входило. Как-никак в этот вечер была дискотека, и всем хотелось потанцевать. Всего в меру, говорило выражение его лица. Улыбнувшись, он ударил ногой снизу вверх. Удар выпрямил Сашку, но новый удар в живот снова согнул его пополам. Олег опустил глаза: все, бой проигран. Бедный Саня.… Но когда он поднял голову, не поверил глазам: Артур лежал на полу, а Сашка легко двигался возле него, словно пританцовывал. В его лице не было ни капли растерянности и боли. Плотно сжатые губы и холодный взгляд свидетельствовали не только о твердости духа, но и об уверенности в своей победе. Артур поднялся быстро. Теперь лицо у него было другим. Оно было злое. Вытерев ладонью кровь, сочившейся с губ, он двинулся в атаку, почти наотмашь замахав руками, не упуская момента ударить ногой. Но Сашка ловко уходил от ударов. Он превратился словно в ужа, ускользающего прямо из-под рук. Внезапно он ударил ногой. Но пресс у Артура был как стальной. Ударил еще. Нет, такой панцирь ему не пробить, тем более что противник теперь был все время начеку. Сашка разозлился и допустил ошибку. Кинувшись опрометчиво в атаку, он пропустил сильнейший удар в лицо. Удар был такой силы, что его отбросила назад на два метра. Он упал на руки болельщиков, которые тут же оттолкнули его навстречу Артуру. И тот не преминул воспользоваться этим подарком. Стал избивать Сашу. Он уже не улыбался, был полон ярости и желания скорее закончить бой. Саня упал. Только поднялся, снова упал. И снова поднялся. Удары градом сыпались на него. Из рассеченной брови закапала кровь. С губ стекали алые струйки, образуя на шее и груди густые пятна. Но он не сдавался. Очутившись опять на полу, он изловчился и ударил ногой Артуру в пах. Тот, охнув, согнулся. Саша вскочил и стал наносить ему по лицу сильные короткие удары. То слева, то справа. На лице у Артура тоже появилась кровь. С разъяренным лицом он бросился головой вперед и ударил Сашку в живот. Саня согнулся, но тут же резко выпрямился, ударив снизу вверх. Но промахнулся, оказавшись вплотную лицом к лицу с Артуром. Тот плюнул ему в лицо, и Сашка, разозлившись, изо всей силы ударил головой. Артур отшатнулся, и он ударил ногой. Удар пришелся точно в цель. Артур согнулся. Сашка обошел его и сильно ударил снизу вверх. И тут же в открывшуюся цель нанес такой мощный молниеносный удар, что Артур обмяк, зашатался и, взмахнув руками, рухнул ему под ноги. Вокруг наступила тишина. Артур продолжал лежать. Сашка стоял над ним с опухшим от побоев лицом и тяжело дышал.
- Наша взяла! – вдруг звонким голосом прокричала Галка.
- Ура! – подхватили подруги и бросились обнимать Сашку и прикладывать к его разбитым губам платочки, смоченные спиртиком духов. Саша улыбался и, морщась от жжения, проворчал:
- А говорили дискотека... Где же музыка?
Вскоре музыка снова заиграла и дискотека продолжилась. Зла никто ни на кого не держал. Было очень весело. А народу прибывало... Не обошлось и без распития "мировой". И за знакомство тоже.