Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 76
Авторов: 0
Гостей: 76
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/


.


                                      ЭПИТАФИЯ


          Через неделю после Светлого Воскресенья – какое дивное название праздника Пасхи – всеобщее поминание. Все устремляются к могилам предков, родственников, друзей, знакомых.… Ещё раз пекутся или покупаются куличи, закупаются конфеты и печенье для раздачи другим со словами: «Помяните и нашего… нашу…». Хороший обычай.

           На кладбище. У одних могилок стоят скорбно, со сдавленным дыханием. Тихо, мысленно беседуют с отошедшим. У других же – шумные сборища, галдят, обильно едят и пьют, словно на лесной поляне. Просто так съехаться роднёй как-то не получается, а по такому,  святому, поводу – сам Бог велел! Отвернувшись от могилки, жуя, обсуждают кучу накопившегося за год, а то и более того, выпивают. Сперва – за покойного, за других умерших, потом – за встречу, за родившихся за этот год, за женившихся.… Да мало ли поводов накопилось. Начинают по чуть-чуть – символически, потом, увлекаясь, уже чёкаются, пьют по следующей, ещё по следующей… Кое-кто, забыв, где находится, начинает петь. Его одёргивают, оглядываясь по сторонам в смущении за своего. Он  виновато замолкает. Опять наливают, да закусывают:  ради приличия  все везли снедь на всех, не пропадать же добру, гроши плачены, да ни малые при нынешней бедности да дороговизне. Кстати, и это обсудили, и в этой связи выпить надо.

          Другие смотрят на них осуждающе. А у меня всякий раз при этом зрелище возникают  другие мысли. Жил человек, всяко жил. А умер, и стало это добрым поводом всем свидеться. И смертью своей сплотил он их. Народ-то собирается в этой будничной суетности лишь на свадьбах, да на поминках. Заранее готовится, суетиться. Хорошо так суетится, чтоб перед роднёй прилично показаться – когда ещё свидятся.

        Вот уже и фотографии по кругу пошли – не все могли собраться, а увидеться хочется, хоть бы таким способом…
      
    И памятники своим родственникам ставят – один перед другим хочет выделиться, и фотоснимки лепят, и даты обозначают: рождения-смерти. И надписи про то, как, мол, скорбим и помним. Всё чтоб – по-людски.

         Чужие люди проходят мимо, всматриваются в лица, высчитывают количество прожитых лет; а,  встретив могилу ушедшего молодым, скорбно расспрашивают, как, дескать, случилось, да что, да отчего. И сокрушаются искренне и сочувствуют. И молятся: кто – шёпотом, а больше – мысленно: «Пусть земля пухом», да «Упокой,  Господи…»

         И грустно мне становится оттого, что мои дети не придут ко мне так вот со своими детьми да внуками. Но жутко неприятно мне заранее, что и в моё застывшее  на снимке лицо чужие мне люди бесцеремонно будут всматриваться, как, мол, жила, да добрым ли человеком была.

       Самой мне, глядя на чужие изображения, неловко бывает, словно в душу чужую, как в замочную скважину, подглядываю, и беспокою их, упокоившихся. Так и ко мне, отошедшей от болей и страданий земных, станут заглядывать, просто так. Уже сейчас мурашки по спине от этого. Потому всякий раз родных прошу: только без венков этих  дежурных с бумажными цветами, да без плит и оградок. Только холмик дёрном обложить.

    Как по жизни иду, опасаясь кого-то побеспокоить, так и после смерти – пусть земля останется без ран, пусть травка растёт, как ей и положено. Крест, да и то  - лишнее,  маленький деревянный, да без надписей – кому имя моё что скажет. Родные, пока будет кому повод вспомнить, и без того узнают, а чужим и вовсе без разницы: Марья ли Ивановна или Пелагия Сидоровна. И, что уж особенно важно, без фотографий. Я при жизни без особой нужды не фотографируюсь, а по смерти и подавно не желаю.

        Ибо и при жизни–то кто кого до конца знает?…

© Нагорная Лидия, 09.09.2014 в 14:07
Свидетельство о публикации № 09092014140749-00366572
Читателей произведения за все время — 50, полученных рецензий — 3.

Оценки

Оценка: 4,50 (голосов: 2)

Рецензии

Ерофеевский Сергей
"Ответ, как и следовало оидать, точный: «Если надо – едем», - монотонно произносит водитель". Неточности в технике написания - огромные. Ответ уже прозвучал. Так зачем уточнение " монотонно произносит водитель" ? Обратите, пожалуйста, внимание.
Нагорная Лидия
Нагорная Лидия, 10.09.2014 в 14:17
верно, удаляю...
Алина Левина
Алина Левина, 10.09.2014 в 09:55
Здравствуйте, Лидия.
Открывая дверь, уточняю, зная
Перегруженное предложение: "открывая - уточняю - зная".
Отсюда и столь витиеватый ответ водителя мне – на философскую волну вышвыривает мужика!
В чём витиеватость? "Если надо - едем"?
Повторение "дорога хуже" в трёх предложениях подряд не делает текст интереснее.
Вывод о том, что водитель поедет по плохой дороге себе в убыток, кажется притянутым.
Первая часть перегружена тире, а размышления о дороге кажутся лишними. Вторую часть судить не берусь, обычные мысли.
Нагорная Лидия
Нагорная Лидия, 10.09.2014 в 14:18
удалила... спасибо за внимательное прочтение
Вадим Мистрюков (pan Kowalski)
Эпитафия - это и мои наблюдения. Может быть, поэтому я не хожу на кладбище в этот день. Обычно, днём раньше. С одной стороны, это хорошо, что люди собираются. Но парад тщеславия неэстетичен. Меры не знают. И поют, хором, как недоенные. Батюшки суетятся, кассу делают, день то благодатный. На нашем кладбище, были времена, даже оркестры заказывали. Сначала играли что-то постное, а потом... И ладно бы, тинейджеры отрывались, а то мужики и бабы за 50 вприсядку ломятся. "Гоп, мої гречаники!". Как-то по-свински это.
Нагорная Лидия
Нагорная Лидия, 10.09.2014 в 14:21
Наверное, причина все-таки в том, что приходят встретиться... И не всех всех любили.

Это произведение рекомендуют