Впервые ступив на перрон Одесского вокзала, я растворилась в этом воздухе, и с тех пор, в какой точке мира я бы не находилась, он витает в моей голове, струится по венам, окутывает кожу. Через какие-то промежутки времени запас его начинает беднеть, и я знаю – пора возвращаться. И снова выхожу из вагона, и вижу розовеющие в лучах восходящего солнца колонны вокзала. И снова дышу.
В чем секретный код этого города? Я не знаю. Разве можно объяснить, за что любишь? Этот город нужно увидеть, а увидев - почувствовать. И тогда все становится просто и понятно.
Если плохое настроение – значит нужно ехать на море. И нырнуть поглубже, так, чтобы животом по песку. И слушать воду. А еще можно бродить по линии прибоя, отпуская все заботы в махровую пену и переминая пальцами песок. Или с разбегу броситься в волны с пирса, так, чтобы потом еще долго прыгать на одной ноге, вытряхивая из ушей морскую воду вместе с неприятностями.
А если давно не улыбался – значит нужно ехать в город. И идти в его самое сердце – в одесские дворики. Туда, где небо запуталось в бельевых веревках. Где даже развалины и ветхие наружные лестницы смотрят на всех самоуверенно и слегка вызывающе. Где в окнах постоянно что-то шкварчит, петунии в вазонах пахнут жареными бычками, а дамочки в халатах и тапочках выходят не только в магазин, но и в кафе (21-й век все-таки!). Туда, где живет самое счастливое в мире племя – одесские коты. Самые вальяжные, упитанные и хамовитые уличные коты, других таких нигде не встретишь. Они имеют себя за хозяев во дворах, и, уж будьте уверены – измерят вашу стоимость в сосисках незамедлительно. Не успеете глазом моргнуть, как они раскрутят вас почище вокзальных гадалок.
А если в организме вдруг случится дефицит романтики – значит нужно дождаться безлунной ночи, и обязательно самым таинственным образом пробраться на опытную площадку Гидрометцентра, что на Французском бульваре. Нет не для опытов. Просто ночью, особенно безлунной, там случается чудо: звезды соприкасаются с морем. Чтобы чудо произошло, нужно взять с собой любимого человека, встать вдвоем на самом краю обрыва, раскрыть пошире сердца и тогда ночное море поглотит звезды и перельется пьянящим потоком в самый сладостный поцелуй в вашей жизни.
Еще можно бродить под желтыми фонарями и пинать ногами платановые «ежики». А если повезет и случится туман, тогда непременно нужно бежать на Приморский бульвар через Тещин мост, Колоннаду и Воронцовский дворец, чтобы потом медленно пробираться сквозь гущу напоенного морем воздуха, пока в клубах его не покажется Пушкин. Идти, удивляясь изгибам платановых веток и отвечая сердцем на гудки маяка.
А еще в Одессе есть Фонтан без фонтанов, Стена без дома, Староконный рынок без лошадей. И, конечно же – Привоз.
Кто-то считает, что Привоз – это сердце Одессы. Я же думаю, что Привоз – это ее совесть. Ибо нет более душевного и искреннего базара на свете. Поезжайте и вы увидите, например, такую картину: дама без возраста «полуплачет-полуспит» над сомнительного вида лимонами. Те же лимоны трепетно прижимает к могучему, как боевой эсминец, бюсту. Внезапно вскидывается и с драматическим надрывом взывает:
- Люди, ну имейте ж совесть! Покупайте ж лимоны!!! – и через 2 минуты снова мирно дремлет.
Да, Одессу нужно видеть. И слышать. И не спорьте. Она дышит свободой. И эта свобода, пьянит как эликсир, один глоток которого заставляет мыслить, творить, мечтать.
А ее люди? Они же улыбаются! Да, порой, грустят и злятся, иногда скрипят зубами и сжимают кулаки. Но, улыбаются – что бы, ни сотрясало мир вокруг! И, встречая эти улыбки, рушатся горы с плеч и камни с сердца. Становится ясно, что все мы вместе – плечом к плечу, что все пройдет и развеется, как летняя гроза. Но всегда будет сиять улыбкой Бога такая мудрая и вечно юная, неповторимая Одесса.