«Благодатные источники-3»
День сегодняшний в Пайгармском монастыре
Последним хозяином монастыря стало Министерство обороны, разместившее в Пайгарме военные резервные аптечные склады и воинская часть занятая обслуживанием складов и их охранной.
. Оба каменных храма для удобства хранения ящиков с препаратами были рассечены перекрытиями на два этажа, причем двутавровые металлические балки вмуровывались прямо во фрески.
С организацией Саранской епархии примерно начиная с 1994 году встал вопрос о возвращении монастыря верующим. И тут по сути РПЦ МП начала войну в МО РФ. В пору разгула «ельцинской демократии» и стремительного сокращения российской армии Министерство обороны не стало вести затяжную борьбу с РПЦ МП и сначала вернуло Успенский собор, потом усыпальницу первой настоятельницы и здание бывшей трапезной, затем Вознесенскую церковь и несколько келейных корпусов южного ряда.
С 1997 г. военные полностью покинули помещения монастыря и там официально вновь открылся Параскево-вознесенский монастырь действителен.
Начались восстановительные работы в большой каменный корпус западной части комплекса и здание бывшей монастырской больницы, утратившее главу домовой церкви, но сохранившее апсиду.
Сегодня в Пайгармском монастыре живут, трудятся и молятся уже свыше пятидесяти насельниц.
Возвращен к жизни Успенский собор, отстроена церковь над источником, восстанавливается Вознесенская церковь, заложен фундамент колокольни.
Монастырь имеет подворье в Саранске – церковь во имя Рождества Христова, переделанную из бытового пристроя к типовой многоэтажке в Северо-Западном микрорайоне.
Храм имеет большой приход, а все доходы идут на реставрацию пайгармских зданий.
Но все успехи монастыря состоялись исключительно благодаря деятельности его руководителя -Игумения Ангелина (Кузоятова), она родилась в 1957 году.
Получила два высших образования: экономическое в Саранске и юридическое в Москве.
Долгое время с успехом трудилась на светском поприще, нозатем как любят писать церковные историки решила изменить свою судьбу, ибо «голос Божий, от юности звучавший в её багочестивом сердце, привёл её в стены Свято-Ольгинского Инсарского женского монастыря.
Оттуда и была она направлена в 2004 году благоустраивать обитель.
Утверждена Ангелина в должности Священным Синодом (журнал 27 п.13 от 25 марта 2004 г.)
Во время посещения Пайгармского в 2006 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II монахиня Ангелина была возведена в сан игуменьи.
20 июля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ во вреhttp://paigarm-monastery.ru/manager/мя посещения Саранской епархии 20-22 июля за усердное служение Святой Церкви и в связи с 20-летием со дня образования Саранской епархии удостоил настоятельницу Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря игуменью Ангелину высокой церковной награды - правом ношения креста с украшениями.
Как в настоявшее время выглядит монастырь вы и сами увидите из ниже приводимых фотографий.
Но в истории возрождения Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря есть и своя большая такая «ложка дегтя» брошенная в медовую историю вновь открывшейся обители.
А именно «невероятная» история возвращения в монастырь одной из двух главных икон Св.Параскевы монастыря что были в нем до 1917 г.
А все началось с 2010 г. когда пожелавший остаться неизвестным мужчина привез в монастырь старинную икону СВ. Параскевы. Об этом человеке церковные СМИ писали без указания его фамилии и возраста что он «уроженец Мордовии, давно живущий в другом регионе. Бывший военный имел тяжелую форму рака.
Мужчина перенес несколько операций, прошел не один курс химиотерапии, но тщетно. Онкологическая опухоль быстро разрасталась.
Медики только разводили руками. У отставного военного осталось одно утешение — молитва к Богу и надежда на чудо.
И оно произошло! Во время очередного приезда на малую родину он посетил Пайгармский монастырь.
Пройдя по святым местам, больной с удивлением узнал от монахинь, что случай его исцеления почти идентичен истории рузаевского солдата.
Неизвестно, как чудотворная икона св. Параскевы попала к уроженцу Мордовии.
Но ему тоже во сне явилась мученица в голубых одеждах, которая обещала скорое исцеление. Врачи отнеслись к сообщению пациента скептически, но тот искренне уверовал в свое избавление.
Каково же было удивление медицинских светил, когда при очередном обследовании они не обнаружили раковых клеток.
Пришлось констатировать: неизлечимая болезнь отступила! Обретя чудесным образом здоровье, отставной военный решил со всеми поделиться благодатью, которая снизошла благодаря иконе святой Мученицы Параскевы.
Теперь святыня хранится в монастырском храме Вознесения Господня».
Но игуменья Ангелина как в прошлом юрист хорошо понимала, что эта история все же вызывает определенное сомнение. Ведь нет фактов что, во-первых, это именно та одна из двух икон Святой Параскевы что были в монастыре до 1917 г.
Да и неизвестно было старинная ли это икона и могла ли она по возрасту своего написания совпадать с датой открытия монастыря?
С первым вопросом та ли эта икона что была в монастыре можно было бы разобраться поискав в Саранских архивах фотографии местной святыни и просто сравнить с той иконой что была принесена неизвестным богомольцем.
Но этого либо небело сделано, либо монастырские власти сравнив старинное фото с принесённой иконой сами увидели, что это не их икона и просто «замолчали» этот вопрос.
А вот вопрос с возрастом иконы был решен вполне квалифицировано. Монастырь заказал и оплатил специальную экспертизу данной иконы.
Экспертизу подлинности иконы св. Параскевы провел в начале июня Государственный научно-исследовательский институт реставрации.
По заключению московских специалистов образ написан в последней четверти XVII века.
«Это пример качественной иконописи одной из крупных мастерских Центральной России.
О большом опыте автора свидетельствуют профессиональный подбор пигментов, высокий уровень исполнения и грамотные цветовые акценты.
Икона имеет большое научно-музейное значение и обладает коллекционной ценностью, — пояснил заведующий отделом реставрации и комплексного исследования темперной живописи Виктор Баранов.
— В целом образ сохранился неплохо. Но в какой-то период своего существования он попал в условия повышенной влажности, поэтому древесина у нижнего торца стала рыхлой. Небольшие утраты красочного слоя имеются на полях, на фоне, на плаще мученицы и свитке. Изображение туники и позема потерто чуть сильнее.
Нимб и корона воссозданы заново во время реставрации в XIX или в начале XX века».
Опираясь вот на это заключение в монастыре и объявили о чудесном возвращении их ранее утерянной иконы и сделали ее своей главной храмовой иконной естественно приписав ей попутно и чудесные действия, и исцеления местных прихожан и паломников.
Но поклонение чудотворной иконе Св.Параскевы не главный источник дохода для монастыря. Тут ключевую роль играют три естественно «святые источники воды. Именно они и их слава «благодатных и целительных» привлекает в монастырь основную массу паломников.
«Святые источники»
В монастыре почитаются три источника, освященные в честь св. преп. Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы. Вода из третьего источника направлена в купальню.
К родникам— можно спуститься крутой тропой и лестницей. Два источника — великомученицы Параскевы и святителя Николая — богаты железом. Это хорошо видно по ржавому осадку на жёлобе и камнях у источника.
Источник преподобного Серафима Саровского совсем другой, емкость его окрашена зелеными малахитовыми разводами, и вкус отдает минеральными солями.
А вся ВЕРА в целебность источников была заложена еще при основании монастыря, когда местные верующие опирались на уже сложившиеся представления мордовского коренного населения, тогда еще к слову сказать закоренелых язычников «о святости пайгармских родников».
Хорошо это или плохо – что вода богата железам сказать трудно. Тут опять придётся бросить камешек в огород к игуменьи Ангелине и отметить что никто и никогда не проверял воду с этих трех источников (родников) хотя на соответствия санитарным нормам и ГОСТУ для питьевой воды, не говоря уже о том, чтобы проверить минерализацию воды и выяснить не является ли она минеральной водой обладающей лечебными свойствами.
Поэтому и голословные утверждения которые можно встретить в описаниях этих источников о том, что «Известно немало случаев, когда немощные люди, искупавшись в целебных источниках, исцелялись от, казалось бы, неизлечимых болезней.» есть пустопорожней рекламой и обманом мирян и паломников ищущих тут, а не в больницах от своих запущенных болезней…
Еще более меня, да и наверно других читателей настораживает вот эта информация:
«Из двух первых источников, Серафимовского и Никольского, вода берется для умывания; из источника великомученицы Параскевы часть воды направляется в купальни, а часть выводится в сток под алтарем храма, откуда вода берется для питья.»
И это при том что в купальне омываются люди с различными и часто опасными инфекционными заболеваниями легко передающиеся другим через принятия ими водных процедур в уже зараженной купальне???
И с таким раскладом дел тут в (в монастырской купальне) с большей долей вероятности чем выздоровление можно получить новое заболевание, а то и несколько!
Ведь и старинная русская пословица не зря нас учит «На Бога надейся, но и сам не плошай».
Но боюсь что все вышесказанное так и останется «голосом вопиющего в пустыне» ибо как сказано на монастырском сайте
«Параскево-Вознесенский женский монастырь во главе с настоятельницей игумений Ангелиной ждёт всех, кого Господь приведёт: помолится в святой обители, искупаться в святом источнике мученицы Параскевы, потрудиться во Славу Божию, нести послушание, в возможно, и принять здесь монашеский постриг.
С надеждой на Господа уповаем, что наша обитель станет всем нам во спасение».
Теперь же зная и историю монастыря и общее состояние дел в монастыре вы уважаемый читатель сами для себя решите вопрос о том есть ли вам в Параскево-Вознесенский женский монастырь за «чудом исцеления» или помолившись дома там и попить водопроводной водички из под крана на кухне. Поверьте, что там содержания железа не меньше чем в «святых источниках» монастыря…