Кто и когда первым утвердил в христианстве обряд МИРОПОМАЗАНИЯ?
Ну вот уважаемый читатель, мы наконец покинули зону «опасных» богословские споров о Святом Духе и его Дарах, да и попутно разобрались с предысторией и современным состоянии вопроса о МИРОПОМАЗАНИИ в иудейской религии. И поэтому теперь мы сможет начать разбираться с историей этого вопроса в христианстве, а для этого, мы должны найти отправную точку для начала отсчета и ответить на важный вопрос:
Кто и когда первым утвердил в христианстве обряд МИРОПОМАЗАНИЯ?
И тут, если ознакомится с трудами многочисленных христианских авторов, то можно узнать примерно следующую, хотя и очень скудную информацию по интересующим нас вопросу.
«Мироварение — процесс изготовления мира. В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам. От епископов миро получали священники.
Установление особого обряда освящения мира Василий Вел. и некоторые другие церковные писатели приписывают апостолам.
Но эти «утверждения» вызывают у историков, в том числе и церковных большие сомнения.
Как известно, Христос и его первые 12 апостолов строго придерживались в своей повседневной жизни (так хорошо описанной в книгах Нового Завета) всех основных канонов ИУДЕЙСКОЙ ВЕРЫ и обязательно посещали Иерусалимский храм, приносили там жертвы правда уже после этого проводили там же разные дискуссии с сторонниками ортодоксального иудаизма.
И при этом ни в одном историческом документе, дошедшем до нашего времени, не зафиксирован факт примирения МИРО в первой Иерусалимской христианской общине!
И такая неопределённость (применять МИРО или НЕТ) в среди христианской церкви царила вплоть до начала V в.
И уже начиная с этого времени сначала в Западной (Католической) церкви МИРОПОМАЗАНИЕ стало важным церковным обрядом став большей частью на одной из трех литургий (средней) великого четверга, которая поэтому называлась missa chrismatis.
Тогда же и Восточной (Православной) христианской церкви днем освящения МИРО стал служит так называемый день «Великого четверга». Но вот календари у обоих церквей разные и этот самый «Великий четверг» у них никогда не совпадает!
Но, везде и всегда право освящения мира принадлежало только епископу, согласно VI правилу карфагенского собора.
Достаточно рано право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за первенствующими кафедрами Православной Церкви -(Константинопольским патриархатом и Римской католической церковью).
Но когда раскол в христианстве начал набирать обороты то картина изменилась. А первой отделилась от Констант польского патриархата в V веке, Грузинская церковь и вот она (поссорившись с Константинопольским патриархом) стала получала святое миро от «своей Матери-Церкви Антиохийской» А потом начала готовить МИРО и сама.
Самостоятельное приготовление и освящение мира в Русской Православной Церкви началось тоже после ее обособления от Константинопольского Патриархата в 1448 году.
Поиски же отправной точки в вопросе о начале изготовления и освящения «МИРО» в христианстве привели нас к святому мученику Ипполиту Римскому, ибо в его трудах якобы есть старейшее упоминание о порядке использования святого мира!
А раз так то и давайте поближе познакомимся с этим достойным нашего внимания историческим персонажем.
Ипполит Римский (III в.), епископ, богослов, священномученикПамять 30 января
О жизни св. Ипполита уже в IV в. знали мало.Патриарх Фотий Константинопольский называет св. Ипполита учеником св. Иринея Лионского.
Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).
Блаж. Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором.
Но достоверность этого свидетельства сомнительна.
Ириней был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущ. тринитарными).
При папе Каликсте I (Каллисте) (217–222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви.
Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан.
Его провозгласили епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.
Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане.
В 235 году святой Ипполит, и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию.
Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 года Понтиан отказался от епископского престола.
Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.
Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния, равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года).
Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа.
Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января.
В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).
Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.
Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе.
Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис.
Нас же из всех сочинений Ипполит Римский будет интересовать только одно «Апостольское предание» Полный его текст находится тут.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/IppRim_ApPred.php
А интересно оно нам поскольку достоверно показывает, как через 200 лет после «распятия и вознесения Христа» росла и развилась христианская церковь. И в частности кого и как ставили эпископами, пресвитерами и диаконами. Так же интересен вопрос и о применении МИРО!
И тут оказалось, что МИРО как таковое в обрядах посвящения в эпископы, пресвитеры (священники) и диаконы во времена Ипполита Римского не применялось!
Мне могут возразить, что Ипполит Римский пишет не о МИРЕ, а об ЭЛЕЕ. Но Элей это просто греческий перевод иудейского слова МИРО! И действительно у Ипполита есть упоминание о «приношении» христианами Элея и его потреблении в общине.
Но под елеем подразумевается на каноническое иудейское МИРО, а своего рода бальзам или ионное парфюмерное средство изготовленное на основе оливкого масла!
«Если кто приносит елей по примеру приношения хлеба и вина, то не обращается с речью, но с таким же достоинством возносит хвалу, говоря:
«Даруй, Боже, освящая сей елей, здравие потребляющим и принимающим его. Как Ты помазывал царей, священников и пророков, так и всем вкушающим да подаст он подкрепление и здравие потребляющим его».
А теперь прошу вас уважаемый читатель сами ознакомитесь с наставлениями Ипполита Римского членам первых христианских общин! Это необходимо, что бы вы поняли, как на самом деле шло становление и развитие ТАИНСТВ в христианской религии.
И как оно отличается от нынешних правил христианского богослужения!
Итак- 1. Пролог
«Поистине, мы достойным образом изложили имевшееся изречение о дарах, которые Бог по собственному желанию сначала предоставил людям, указывая им на пример отклонения от веры.
Теперь, по любви Божией ко всем святым, мы подошли к самому истоку Предания, которое мы достойно получаем в Церкви для того, чтобы хорошо подготовленные люди сберегли для нас сохраненное до нашего времени Предание, зная которое они пребудут в большой скромности.
Незнающие впадают в ошибку или заблуждение. Но Дух Святой дарует непреклонно верующим совершенную благодать, чтобы знали те, кто стоит во главе Церкви, каким образом следует все передавать и оберегать.
2. О епископах
Во епископа да поставляется избранный всем народом и, когда он будет назван и понравится всем, пусть соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молится, говоря так:
3. Молитва посвящения во епископа
«Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче милосердия и Боже всякого утешения, в вышних пребываяй и на смиренныя призираяй, ведый вся прежде бытия их, Ты даровал уставы в Церкви через Слово Своей благодати, предопределяя от начала род праведных от Авраама, учреждая князей и священников и не оставляя свое святилище без служителей.
Ты, от начала веков соблаговоливший явить Себя в тех, которых Ты избрал, ныне излей от силы Твоей, от Первоначального Духа, переданного Тобою Своему Возлюбленному Сыну Иисусу Христу, Которого Он даровал святым апостолам, основавшим Церковь, во всяком месте славящую Тебя бесконечной славой и превозносящую имя Твое. Отче, ведающий сердца, даруй сему рабу Твоему, избранному Тобою для епископства, пасти Твое святое стадо и безупречно соблюдать перед Тобою первенство священства служением Тебе днем и ночью, днем и ночью непрестанно умилостивлять Твое Лицо и приносить дары Твоей Святой Церкви и благодатью Духа, сподобившего приматства во священстве, иметь власть отпускать грехи по заповеди Твоей и жаловать жребии, согласно Твоему повелению, а также разрешать всякие узы по власти, данной Тобою апостолам, и угождать Тебе в кротости и чистоте сердца, принося Тебе благоухание [молитвы], с помощью Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и сила и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом, и ныне и во веки веков.
Аминь».
4. [О Евхаристии]
Произведенному во епископы пусть все предлагают лобзание мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого. Диаконы же пусть приносят к нему жертву, и он, возлагая на нее руку вместе со всеми пресвитерами, пусть говорит, вознося благодарение:
«Господь с вами».
И все пусть отвечают: «И со духом Твоим».
«Горе имеем сердца».
«Имамы ко Господу».
«Возблагодарим Господа».
«Достойно и праведно есть».
И тотчас он пусть продолжает так: «Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы.
Исполняя волю Твою и соделывая Тебе святой народ. Он простер руки, чтобы освободить от страданий тех, кто в Тебя верует.
Он, добровольно предаваясь страданию, чтобы сокрушить смерть и разбить оковы диавола, упразднить ад и явить свет праздникам, пригвоздить приговор и объявить воскресение, взяв хлеб [и] возблагодарив Тебя, сказал: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое". Подобно и чашу, говоря: "Сия есть Кровь Моя, Которая за вас проливается. Когда вы это делаете, делайте в Мое воспоминание".
Итак, вспоминая Его смерть и Воскресение, приносим Тебе хлеб и чашу, вознося Тебе благодарение за то, что Ты удостоил нас предстать пред Тобою и служить Тебе.
И мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине, чтобы мы Тебя восхваляли и прославляли через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви Твоей, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
5. [О приношении елея]
Если кто приносит елей по примеру приношения хлеба и вина, то не обращается с речью, но с таким же достоинством возносит хвалу, говоря:
«Даруй, Боже, освящая сей елей, здравие потребляющим и принимающим его. Как Ты помазывал царей, священников и пророков, так и всем вкушающим да подаст он подкрепление и здравие потребляющим его».
…………………..
7. О пресвитерах
Когда же посвящают в пресвитеры, то епископ пусть возлагает руки на его главу, которой касаются также и пресвитеры, и пусть произносит согласно ранее сказанному, когда мы говорили относительно епископа, молясь и говоря:
«Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, призри на сего раба Твоего и даруй ему дух благости и совета пресвитерского, чтобы он помогал и управлял народом Твоим с чистым сердцем, подобно тому как Ты заботился о Своем избранном народе, повелев Моисею избрать старейшин, которых Ты преисполнил Духа Твоего и Который Ты дал Твоему служителю.
И ныне, Господи, яви, непорочно сохраняя в нас, дух милости Твоей и сделай нас достойными, чтобы, веруя, мы служили Тебе в простоте сердца, прославляя Тебя через Отрока Твоего Иисуса Христа, через которого Тебе слава и сила Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
8. О диаконах
Когда же посвящают диакона, пусть он избирается, как было сказано выше, равным образом пусть только один епископ возлагает руку, как мы предписали. При посвящении во диакона пусть возлагает руку один лишь епископ, потому что не для священства посвящается, но для служения епископу, чтобы он исполнял то, что тот ему повелевает.
Действительно, он не участвует в совете клира, но заботится и сообщает епископу, что нужно делать: он не получает общего для пресвитеров духа, участниками которого они являются, но получает тот дух, который вверяется ему под властью епископа. Вот почему епископ один посвящает диакона; на пресвитера же возлагают руки также и пресвитеры вследствие общего и сходного для клира духа. Но пресвитер имеет право лишь его получать, давать же его он не имеет права.
Поэтому клир не посвящает; над пресвитером же посвящение запечатлевается, когда посвящает епископ.
При посвящении же диакона пусть произносят:
«Боже, все сотворивый и устороивый Словом, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Которого Ты послал для исполнения Своей воли и объявления нам своего намерения, даруй Святой Дух благодати, ревности и усердия рабу Твоему, которого Ты избрал служить Твоей Церкви и приносить... в святости к Твоему алтарю то, что приносят по наследованию великого первосвященника, чтобы, служа непорочно, безупречно и чисто, а также и светлым умом, был бы достоин по воле Твоей, сей великой и высокой степени... чтобы он Тебя восхвалял и прославлял через Твоего Сына Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и хвала со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь» ….
Позднее указания об освящении мира вошли в Великий Евхологий и евхологий Гоара.
Поскольку мало кто знает из вас уважаемые читатели, что такое Евлогии я даю справочку:
«ЕВХОЛОГИЙ, собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг. Содержание Е.- молитвы чина Божественнойлитургии и чинов др. таинств и треб.
Наименование «Е.» (распространенное не только в греч. традиции, но и в ряде ориентальных, напр. коптской) обычно также применяется и к сборникам, не содержащим текстов евхаристической литургии (слав. Требник), тогда как сборники, содержащие тексты литургии, но без чинопоследований др. таинств, могут обозначаться как Литургиарий, или Литургикон (слав. Служебник), и т. п.
Эквивалентом Е. в лат. традиции является Сакраментарий.
По составу Е. представляет собой собрание различных чинов и последований, объединенных в достаточно стабильные группы: чины литургий, последования отпеваний, чины хиротоний и хиротесий и т. д. Можно предположить, что первоначальные модели, лежащие в основе знаменитых кодексов Е., представляли собой собрания литургических свитков, содержавших те или иные группы чинов (см.:Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в визант. Евхологиях VIII-XII вв. // ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 118-132).
Известны тематические собрания чинов: мирской Е. (в него входят чины таинств Крещения, Миропомазания, Брака и др.), монашеский Е. (древнерус. «Постригальник»; основой его состава являются чины пострижений в монашество и последование отпевания монахов), архиерейский Е. (чины хиротоний и проч.), Эксомологитарий (содержит молитвы и различные виды вопросов на исповеди - древнерус. «поновления»), Агиасматарий (помимо проч. включает чины водосвятий) и т. д.; но границы между этими видами Е. достаточно условны, как и их наименования
Что касается же Евлогия Гоара, то о нем следует рыскать больше, ибо в его лице мы имеем так сказать лицо закрпевшее в своих трудах официальное применение МИРО в богослужебных обрядах христианской церкви.
ЖАК ГОАР: французский учёный-эллинист, литургист, монах доминиканского ордена
Жак Гоар родился в Париже в 1601 году. В 1619 году поступил в конвент Благовещения (англ. convent of the Annunciation) на улице St. Honor?, и уже с 24 мая 1620 года стал там преподавать философию и теологию.
Вместе с тем он подал прошение на посещение занятий по изучению греческого языка. Благодаря глубоким знаниям церковной литературы греческого богословия Гоара впоследствии отправили на Восток с расчётом на то, что он сможет впоследствии быть полезен Римской католической церкви.
До 1639 года Гоар жил на Хиосе в качестве апостольского посланника и приора Конвента св. Себастьяна.
Гоар много путешествовал, наблюдая и записывая различные обряды, образовал круг знакомств среди православных учёных и изучал содержание догматических споров между католиками и православными.
Около 1640 года Гоар вернулся в Рим, привезя с собой много манускриптов, среди которых были и достаточно ценные приобретения.
Среди греческих учёных, с кем он был знаком — Leo Allatius, Basil Falasca, George Coresi, Pantaleon Ligardio и другие.
В 1643 году Гоар вернулся в Париж, где его определили наставником для новичков, однако в ноябре того же года его направили в Рим по делам ордена.
По возвращении в Париж (16 июля 1644 года) он посвятил своё время обработке богатых материалов, привезённых с Востока. Свои знания он продолжал пополнять, посещая библиотеки Франции и Италии. В 1652 году Гоара назначили провинциальным викарием. Однако его здоровье к тому времени было уже подорвано неподъёмными трудами, и через год учёный заболел и умер
Главный труд Гоара — «Евхологий» (по первому слову «лат. Euchologion sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae»), вышедший в 1667 году в Париже. Это одна из классических работ по литургии греческой православной церкви, в равной степени ценная и цитатами из оригинальных манускриптов, и учёными комментариями. В 1730 году книга была повторно издана в Венеции, с исправлением ряда ошибок.
Но, это труд больше годится для учащихся духовных академий, поэтому я хочу предложить своему читателю занимательнейшую книгу Мигеля Арранц-и-Лоренцио
«ЧИН ОГЛАШЕНИЯ И КРЕЩЕНИЯВ ДРЕВНЕЙ РУСИ». Ее полный текст находится тут:
http://krotov.info/libr_min/01_a/ra/nz_02.htm, а нас эта книга интересует прежде всего потому что автору удалось совершить почти невероятное!
Реконструировать чин оглашения и крещения на Руси в X-м веке.
В основу нашей реконструкции были положим тексты, которые относятся к крещению взрослых еретиков и которые сохранились в Требнике Патриарха Филарета в чине крещения латинян.
И вот какая картина проявилась после реконструкции в отношении обряда крещения и миропомазания.
8. КРЕЩЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ
ПОТРЕБНИК (38 v):
Таже возглашает се: Благословен Бог просвещая и освящая...36
И приводим бывает крещаемыи или попом и нем или дияконом, и вземлет святитель от святаго масла перстом своим и творит креста знамение на челе, и на персех, и на плечех крещаемому, глаголя:
Помазуется раб божии ИМЯРЕК елеом возрадования во имя Отца и Сына и святаго Духа.
И тогда помазуется дияконом или инем служителем некоторым по всем составом.
Внегда же помазатися крещаемому, возлагает рукавы святитель, и вместо синдона чехол бел нов возлагает на выю куму, хотяи же креститися перекрестився рукою своею, входит в купель или в реку, воде сущи до персей, святитель же руку возложит на крещаемаго и глаголет: Благословен Бог просвещая и освящая...
И тако крещает его святитель рукою своею, погружая трижды и возводя.
Первое погружая глаголет:
Крещается раб божий ИМЯРЕК во имя Отца, аминь.
И второе погружая глаголет: И Сына, аминь.
Третие погружая глаголет: И святаго Духа, аминь.
Аще ли же случится на глубоце реце, то крещаемыи вместо синдона полотном белым объемлется под пазусе по персем, крепко держаще нецыи за оба конца полотна того. Святитель же по преже указанному погружает его рукою своею трижды како выше писано.
И абие по крещении приемлем бывает крестивыися рукама от кума. Вместо же синдона прикрывается преже уготованным чехлом белым в нем же пребудет до осмаго дне. И тако святитель умывая руце и рукавы отлагая, возглашает диякон: Вонмем. И сему возглашению бывшу, поем стиха сего: Блажени им же отпустишася беззакония, и им же прикрышася греси. Сие же глаголется трижды. Посем дияконства малая
Миром Господу помолимся. О свышнем мире... О мире всего... О патриарсе... О облещися силою... помазуемому... О быти ему сосуду... О сподобитися... О избавитися... Заступи... Пресвятую...
Благословен ecu Господи Боже вседержителю источниче...40
И по сем пою: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйя.
ПОТРЕБНИК(40 v):
Таже помазует святитель крестившагося святым миром творя образ креста:
на челе — и на очию — и на ноздрию — и на устех — и на обе уши — и на грудех — и на руках — и на сердце:
глаголя на коеждо помазание:
на челе: Печать дара святаго Духа, аминь. Да гонзнет студа его же первие
преступив человек всюду ношаше.
на лице: Печать дара святаго Духа, аминь. Да откровенном лицем славу
господню зрит.
на очию: Печать дара святаго Духа, аминь. Да зрит очима свет святыя Троица sic
первыя доброты образ.
на ушию: Печать дара святаго Духа, аминь. Да приимет ушима слышание
таиньства духовнаго Евангелия Христова яко же рече Христос: «Имеяй уши
слышати да слышит», да не приложится ему злое слышание.
по ноздрем: Печать дара святаго Духа, аминь. Да обонявает божественных таин,
яко да и той будет в миро Христова благоухания и в добровоньство спасаемых,
да не обонявает прочее смрадныя первыя льсти.
по устом: Печать дара святаго Духа, аминь. Да перваго вкуса вторым заградит
сиречь, телом и кровью Христовою.
на персех: Печать дара святаго Духа, аминь. Да оболкеся во броня правды противу художъству вражию станет яко победитель непобедим.
на руках: Печать дара святаго Духа, аминь. Да будут готовы на простертие во благотворение и на отгребание всякаго зла.
И паки глаголют псалом 31 весь до конца: Блажени им же отпустишася греси.
Вероятно, при крещении первых русских христиан употреблялся простой константинопольский обряд, состоящий из пяти помазаний на голове (на челе, очесех, ноздрех, устех и обоих ушесех); при этом единожды произносились слова: «Печать дара Духа святаго».
Вот такая интересная картина. А нам пора уже повести и итог этой части. А он у нас вызывает мягко говоря удивление особенно если сравнить применение МИРА в иудейской религии! Налицо так сказать грубое нарушение предписания БОГА ИЕГОВЫ. Того самого Бога которому поклоняются иудеи, христиане и мусульмане, называющие его правда «Аллахом»!
Вот судите сами. Первые христианские общины и их руководители: эпископы или пресвитеры не применяли в богослужебной практике МИРО или, по-гречески - ЭЛЕЙ!
Лет так через 200-300 от условной даты распятия Христа в христианских общинах иногда стали применять миро, если удавалось его приобрести! Поскольку товар был крайне дорог и очевидно редок
. Но его применение или не применение не играло особой роли в совершаемых обрядах и ТАИНСТВАХ, а являлось своего рода дополнительным средством для украшения самого обряда «НАЛОЖЕНИЯ РУК» с намеками, что так мол в далекой древности поступали и признанные Библией праведными – иудейские цари и пророки!
Постепенно между Западной и Восточными христианскими церквями начался раскол, и они завели каждая свою богослужебную практику в ходе которой по различному и изготовляли, и применяли МИРО (ЭЛЕЙ).
Причем состав МИРО в обоих церквах ОПЯТЬ ЖЕ СОВЕРШЕННО не соответствовал, тому составу, что Бог ИЕГОВА продиктовал пророку МОИСЕЮ!
Но после V века, в христианстве как победившей язычество на территории Римской империи и распространения новой Христианской церкви как мировой религии, начали широко применять обряд МИРОПОМАЗАНИЯ.
И естественно все эти вопросы в обоих церквях были быстро урегулированы специальными документами, получившими названия «Евхологий.
(конец ч.5)