Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 329
Авторов: 0
Гостей: 329
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Добро пожаловать или Посторонним В (Эссе)


             «Мы постоянно делаем замечания незнакомым, даем   советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и делаем еще много такого, чего категорически нельзя делать с точки зрения эффективности общения в цивилизованном обществе» И. Стернин


Вежливость не в цене. Её считают пустой формальностью. Зачем тратить время и силы на все эти «расшаркивания»?Давайте сразу к делу, «резать, не дожидаясь перитонита». Неужели вежливость - анахронизм? И её надо выкинуть из общения, как старьё с чердака? Тогда позвольте узнать: с каким собеседником Вы, уважаемый читатель, предпочитаете вести диалог? Вежливый располагает к себе, зато хулигана Вы не забудете никогда. Вы долго ещё будете почёсывать ушибленные места, вспоминая встречу. И Вы подготовите к новой встрече целый арсенал оборонительных средств или будете «драться» до первой (или последней) капли крови. Стоит ли оно того? Сомневаюсь… Вежливость – это визитка, это протокол о намерениях, добрых. Это дипломатия. Форма? Да, но смотрится красиво. Где-то потерялся-заблудился вежливый собеседник… Немодно... Но если представить, то… Идеальный собеседник: какой он?
-умеет слушать,
-вежливый,
-воспитанный,
-тактичный,
- негрубый,
- понимающий,
-дружелюбный,
- доброжелательный,
- ищет консенсус,
не навязывает свою точку зрения.

Вы хотите добавить штрихи к портрету? Пожалуйста, передаю карандаш…
Вежливость – это не фантик, как может показаться, это мостик к другим, более глубинным слоям культуры. Вежливость – проявление уважения к статусным, ролевым и личностным качествам другого. Категория вежливости имеет четко выраженное соотношение с национальной культурой народа. Вежливый в словаре Ожегова «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый», а правила эти сформированы традициями, бытовой культурой и привычками повседневного поведения окружающего социума. Другими словами конкретное содержание этой категории является национально-специфичным. Быть вежливом на родном языке означает владеть этим "кодом" своей родной культуры. У каждой культуры этот "код" свой. Если сравнить русский стиль коммуникации с английским, можно отметить, что такие речевые акты как Замечание, Критика, Угроза практически отсутствуют в английской коммуникативной культуре, чего нельзя сказать о русской. Например, английская версия просьбы прекратить курение будет выглядеть так: Would you kindly stop smoking, please? Thank you. Что скажет русский? Вариантов множество. Впишите свой. Предпочтительность косвенного воздействия прямому связана в английской коммуникативной культуре с тем, что социальная дистанция, проявляющаяся в наличии зоны личной автономии, куда вход строго запрещен, не позволяет английским коммуникантам оказывать прямого воздействия на адресата, что распространяется даже на ситуации, предполагающие действие в пользу адресата (приглашение, совет), а также действия, обязательные к исполнению (команда, требование). «Негативная вежливость», заключающаяся в избегании речевых актов, которые угрожали бы лицу или территории адресата (приказы, критика, «нескромные» вопросы, просьбы) либо в их смягчении, исправлении при помощи извинений, более характерна для западного типа речевого общения, чем для русского. «Западные люди гораздо больше, чем, например, русские, заботятся о защите территории, при чем как своей, так и чужой. Особенно это касается защиты личного пространства и личного времени. … отношение к нарушению территории у русских, в целом, более терпимое, чем у западных людей. Вероятно, поэтому русский коммуникативный стиль – гораздо более прямой и искренний, чем, например, французский» (Кастлер).
Еще в большей мере косвенные речевые акты характерны для японского коммуникативного стиля: «Ни один японский босс не скажет: «Уберитесь в офисе!». Он обязан сказать своим подчиненным: «Так как в 12 часов к нам придут важные клиенты и поскольку мы хотим, чтобы у них сложились самые лучшие впечатления о нашей компании, пожалуй, неплохо было бы здесь прибраться» (Льюис).
Русский коммуникативный стиль существенно отличается от английского и японского присущей ему категоричностью. В процессе общения русский человек ощущает себя частью коллектива, он уверен, что его потребности, желания, мнения интересуют собеседников и найдут в них отклик. При таком типе взаимоотношений прямолинейность, категоричность, императивность не являются угрозой или помехой гармоничным отношениям и не нарушают принципов вежливости, характерных для русской коммуникативной культуры. Хотя, вероятно, определенная «передозировка» категоричности и императивности русским свойственна. Во всяком случае отношение к подобному стилю коммуникации на сегодняшний день неоднозначно. Русская вежливость существует, однако в языковом сознании нашего народа она менее важна, чем искренность.
И всё же считать, что русские пренебрегали вежливостью вряд ли справедливо. Пословицы русские говорят:

От учтивых слов язык не отсохнет;
Поклониться - голова не отломится;
Не поминай плешивого перед лысым гостем;
Доброму слову и кошка рада;
Немудрен привет, а сердце покоряет.

Вежливость является той самой "смазкой", которая призвана регулировать (можно даже сказать, гармонизировать) взаимоотношения между людьми, пренебрежение ею приводит к разным последствиям: от комических до фатальных. Конечно, идеального собеседника не существует, но разве не стоит задумываться о том человеке, с которым говоришь, в процессе общения? Кто он? Сколько ему лет? Что с ним будет, если я раню его словом? Нужно ли доводить спор до «точки кипения»? Диалог– это не спортивный поединок, его смысл не в том, чтобы уложить противника на лопатки и взобраться на воображаемый пьедестал. А в чём? Очень простой смысл: протоптать тропинку взаимопонимания. Если мне удалось сделать хоть один шаг по этой тропинке, значит не зря грызла карандаш…

© Катерина Вешняя, 14.11.2013 в 14:10
Свидетельство о публикации № 14112013141048-00348884
Читателей произведения за все время — 110, полученных рецензий — 7.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 9)

Рецензии

Валентин Багинский
Отлично, Катерина! Проблематизировала..., и "болевые точки" проблемы обозначены чётко. Глобальная тема, экзистенциальная..., и видимо - фигура "дистанции" в её культурной  модальности не только для реальной реальности значима как "воздух", но и для виртуальной - обживаемой - пришла к порогу рефлексии...)) Добрые твои письмена, и карандаш погрызен с толком!))
Благ!,
Ольга Юнник
Ольга Юнник, 14.11.2013 в 15:35
Спасибо за эссе, с удовольствием прочитала!
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 14.11.2013 в 16:23
Пришла к "порогу"... Спасибо, Валентин. "И если ты ищешь, значит нас двое" поёт Земфира. Ольга, спасибо. Хочется искренней доброты, подлинного понимания, вежливость - не панацея, разумеется, это шаг к...
Николь Аверина
Николь Аверина, 14.11.2013 в 18:28
Катюш! Абсолютно с тобой согласна. Но скучно...Сюда бы примеры из литературы художественной, из жизни...Ты же знаток литературы. Чтоб посмеяться над собой и своим невежеством, посмотреть на себя со стороны. Вот пишу сейчас и боюсь именно этого - ранить тебя словом...Но, настоящий друг, с моей точки зрения, не пройдёт вежливо мимо. Именно потому, что хочет добра. Я понимаю, что это не художественное произведение, это эссе...И я узнала много нового для себя...Но...
Возможно, я не права и чего-то не понимаю. Но я действую согласно понятию - всё должно быть в меру. Есть грань, за которую переступать нельзя. Искренность, вежливость, понимание - всё это рядышком должно идти. И ты права - грубость порождает только зло и ответную грубость. Взаимопонимание, умение поставить себя на место другого...Но нет, порой совсем об этом забываем. Ты большая умница - давно об этом надо...И вспомнила - Л.Н.Толстой:
" Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основных мотивов деятельности - все различия людей."
Не это хотела...но тема такая, места не хватит. И хочется закончить словами кота Леапольда: - Давайте жить дружно! Но есть ведь такие, кто этих вежливых слов не понимает вовсе. Вот с ними как? А Катюша? Да...тут тормозить уже надо, не выговориться...всё в меру...Спасибо за поднятую тему!
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 14.11.2013 в 19:38
Ольга, спасибо огромное, отдельно за Толстого и Кота Леопольда)) Говорите, как есть. Да, следующий опус, о дружбе, постараюсь вышить интереснее.
Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 14.11.2013 в 19:07
на вопрос: "не будите ли вы столь добры ПРЕКРАТИТЬ курить?", ооо, я знаю, что я отвечу...но, я думаю такой вопрос не зададут в футбольном пабе, не правда ли?
не знаю, где этот парень, как его, кастлер, почерпнул о слабой защите территории у русских, но за межу до сих пор убивают, палят дома, или просто выбивают зубы...это репортаж из реала, при случае передайте ему..."Русская вежливость существует, однако в языковом сознании нашего народа она менее важна, чем искренность."...позвольте не согласиться... каждое утро, будь ты дворник, скотник, автослесарь, разнорабочий на стройке, инженер, и т.д. приходит в коллектив и за ручку с каждым "доброго здоровья", "привет", "быть добру", "доброе утро"...насколько это искренне, не знаю...
а это уже искренне:
"за правое дело, говори смело", или "не пройми копъём, пройми языком!" или "говорить не устать, да в какую стать?"..это я к вопросу о "смазке"...пример: вот недавно масло в машине поменял, на зиму...а до этого было англицкое... thought that the end of the engine...так еле-еле отмыл...залил как прежде, отечественное, и успокоился...непонятно?..English communicative culture, скорей всего удобней будет в сравнение с речевой политикой какого-нибудь племени "тонго-бонго" на островах индонезии...а если вспомнить историю, уууу...))
катерина,  вы не зря грызли карандаш, почему?..
потому что "это не вежливо")))
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 15.11.2013 в 08:20
Спасибо за проявленный интерес, Владимир. В Евросоюзе курить в публичных местах (в пабах, в том числе) запрещено законом. Не скажет, а если скажет, попадёт, куда надо. По поводу защиты территорий не спорю совершенно. Речь идёт не о географической территории, а о дистанции между людьми (зоне открытости – закрытости) при общении. Английская поговорка гласит «Не задавайте вопросов и Вы не услышите ложь». Вот и все приводимые тобой русские поговорки прямое подтверждение сказанному о соотношении искренности и вежливости. Для них важно «сохранить лицо» и своё и собеседника в любой дискуссии, а для нас выиграть, «пронять языком». Сравнивать английскую коммуникативную культуру с культурой племени тумбо-юмбо или тонго-бонго я не буду, языками племенными не владею. Стараюсь говорить и писать только о том, с чем сталкивалась в жизни. А историю с удовольствием повспоминаю вместе с тобой. Доказательная база должна быть солидной…Поскольку  пример с машиной ммм некорректен в принципе. И ничего не доказывает. Последнее «зря» - это замечательный приём манипулятивный, но опять же … бездоказательный. Если под моим опусом три рецензии (в том числе рецензия Владимира Сухарева), означает только одно: «всё не напрасно было» ))
Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 15.11.2013 в 11:53
нисколечко не сомневаюсь...было, есть и будет, - всё не напрасно..."не понятные", или "не корректные" сравнения, мною были допущены лишь потому, что не считаю европу флагманом культуры, и уж тем более, хранительницей основ communicative... при этом, я ни в коем случае не хочу возвышать или занижать даже культуру племени "тумбо-юмба", так как очевидность вырождение европейской культуры, на лицо...и работа макса нардау "вырождение", одно из... подтверждений...стоит лишь прочитать нобелевских лауреатов по литературе и всё становится на свои места...на вскидку, мне пришла лишь одна фамилия, по-моему елинек, работа называлась "пианистка", о женском садо-мазо...ну а всякая ме...нетрадиционность, что гуляет по англо-франциям, и вспоминать не нужно...я даже рад, что мы разные... к сожалению, а может и нет, моя диагональ экрана не позволяет пристально рассмотреть все те тонкости о которых вы пишите, не интересна мне европа)) а уж я ей и подавно...ну а после сербии, суда над милошевичем, они для меня, - курят дубовые листья, рядом с костерком доисторического мальчика в пещере...спектром не совпадают...и на этом, "курить" прекращаю)) спасибо за общение!  
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 15.11.2013 в 13:49
Владимир, сравнения мне понятны, просто машинное масло и коммуникация – не слишком ли далеко друг от друга? В тексте эссе нигде не говорится о том, что Европа – флагман культуры и хранительница основ коммуникации. Сравнение «как у них» и «как у нас» без плюсов и выставления пятёрок, эмоциональной оценочности избегала сознательно. Нетрадиционность «гуляет» не только по Европе, только как это связано с вежливостью? Не стоило бы, кстати, Сербией интересоваться, ведь она географически к Европе относится. И нобелевских лауреатов не стоит читать, если у них фамилии не кириллицей. Имеете право. На свою диагональ. Только ведь и я имею право на свою, не правда ли?
Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 15.11.2013 в 14:39
вот когда машинное масло и комуникации сойдутся тогда и поговорим о европе... тут недавно сало пошёл покупать на колхозный рынок, а как выбрать?..я же по вкусу - ноль...а дома хотят "свойского"...ходил-ходил, везде красатина аппетитная... кого не спросишь, "оо, своё конечно", ну я походил послушал "комплексных" мавроди, смотрю тётка сало продаёт, я глядь на её руки...и купил...и не прогадал, дай ей бог здоровья.... я это к чему?.. вы же меня с салом, с  европой сравниваете... а права мы все имеем, куда уж нам без прав, везде же эти...как их...правозащитники...
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 15.11.2013 в 15:06
Володя, немецких кровей во мне нет... Но логика здесь бессильна... Пойду выпью чайку и послушаю ... свист раков на горе... Приятного аппетита! Хорошо, что с салом всё вышло как нельзя лучше. А кстати на компе какого русcкого производителя Владимир шедевры пишет? Хм...
Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 15.11.2013 в 17:35
сударыня, а вы не знаете, на какой скрипке играет владимир спиваков?..
катерина, а вы не читали рассказ василия макаровича "срезал")) и тогда вы поймёте, что я просто шучу, и не просто тоже))
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 15.11.2013 в 19:51
как же не знать? и скрипку, и " Срезал" и шутки шутить...И шутников...
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 16.11.2013 в 09:24
Хорошее эссе, Катя. Хотел написать "актуальное", но передумал. Вежливость незаметно уходит из нашей жизни. Такое впечатление, что она больше не нужна человеку, не прошла естественного отбора, не пригодится в будущем.
Категорически не согласен вот с этим тезисом: "Если сравнить русский стиль коммуникации с английским…" и далее. Научное обоснование можно подвести под что угодно, но спрошу: Вы привели здесь цитату из английской современной разговорной речи? Именно так сейчас разговаривают простые носители английского языка? Вспомните, пожалуйста, какие манеры были всего-то сотню лет назад у наших недавних предков: "Не благоволите ли, сударь…", "Будьте так любезны" и пр. Сейчас стало модно с помощью софистических приёмов убеждать читателя в, скажем так, "неправильности" русских (не буду расшифровывать до конца свою мысль, чтобы не вызвать ненужных дискуссий). Но замечу лишь, что приведённая Вами фраза at present на Туманном Альбионе звучит гораздо проще: "Stop smoking, dude!" ("Кончай курить, чувак!").
Думаю, всё-таки очень многое зависит лично от человека. И совсем не зависит от его национальности. Вежливость – она, как говорится, и в Африке…
С уважением, А. Сажин
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 17.11.2013 в 11:49
Благодарю за отзыв, Алексей! По поводу спорного тезиса: современная разговорная речь будет отличаться у разных носителей языка, как небо и земля. Поэтому нисколько не удивлюсь, если Вы встретили «чуваков», которые говорят "Stop smoking, dude!", а мои носители языка были из другого культурного слоя (встретила их немало, но ни один (одна) не использовал(а) приводимую Вами фразу). По поводу «сударей»: и исторически срез другой, и слой общества, который использовал обороты такого рода, вполне определённый. Хотя… здесь на портале есть автор, который ко мне обращается «сударыня», современник. Но случай единичный. Многое зависит от личности человека, от его воспитания, образования и самообразования. От настроения даже! «Сейчас стало модно с помощью софистических приёмов убеждать в неправильности русских». Хотелось бы обозначить без софистических приёмов мою позицию в этом вопросе. Во избежании разночтений: нет неправильных и правильных народов. Есть самобытные. Разные. Русский народ самобытный. Английский. Немецкий. В Африке народов ооочень много: целый континент. Мне интересно сравнивать, проводить параллели, искать сходства-различия, меня это обогащает, как личность. А русской коммуникативной культуре английская прививка не подойдёт. Что русскому хорошо, то (сами знаете).. Ещё раз спасибо за проявленный интерес. С взаимным уважением, К. Вешняя.
Надежда Колноузенко
Несомненно, вежливость - один важнейших критериев при общении.
Катерина, позвольте в Вашу копилку добавить еще одну пословицу в пользу вежливости:
"Ласковый теленок двух маток сосет."

С пониманием и поддержкой, Надежда.

Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 03.12.2013 в 15:50
Спасибо, Надежда, я их  действительно коллекционирую))
Вик Стрелец
Вик Стрелец, 08.12.2013 в 04:08
Хорошая, важная тема.
В самом деле, разве речь идет о национальных различиях? Не о них. Вежливость формируется в культурной среде. То есть при всплеске культуры, при ее высоком уровне (а случается это при достаточно длительном стабильном состоянии страны) и вежливость будет на приличном уровне. И наоборот: при всякого рода революциях, смутах, при развале государства (и еще в течение долгих времен после этого) места для высокой культуры остается катастрофически мало. Как говорится, ломать - не строить. На слом много времени не требуется. А вот на восстановление - долгие, долгие времена. Случись, например, развал подобный совсоюзному, скажем, во Франции, Германии, Англии - от тамошних культур, по части вежливости, останется пшик. Точно такой же пшик, каков он нынче в России. Вежливость не возникает на пустом месте. Вежливость - продукт, производимый достаточно мощным культурным слоем. А слою этому еще расти и расти, накапливать энергию. А уж потом...
Но так всегда бывает после революций, когда... щепки летят.
Однако оставшиеся, появляющиеся и действующие представители культуры в любых ее ипостасях - сделать могут многое. Могут хотя бы позаботиться о том, чтобы общение на творческих сайтах являло собой пример взаимно вежливого, доброго приятного общения.
Кому ж еще радеть об этом?
Откуда взяться вежливости, если у представителей культурного фронта этой самой вежливости - изрядный  дефицит.

Ну и пара высказываний по теме.

Неучтивость — не особый порок, а следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти.(Жан Лабрюйер)

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (Мигель Сааведра)

Слушать — это вежливость, которую умный человек часто оказывает глупцу, но на которую этот последний никогда не отвечает тем же. (Адриан Декурсель)

Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 08.12.2013 в 13:51
Вик, спасибо огромное за рецензию. Если б можно было, в избранное бы её добавила. Вы совершено правы: это нужно, это важно, это часть культуры.
Коне Владислав (Kone*) (Мемориальная страница)
Действительно, даже "послать" можно вежливо.
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 18.12.2013 в 14:16
Да-да, есть масса способов)) Благодарю, Владислав, что читаете.

Это произведение рекомендуют