Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 465
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 464
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

(биография, как творческий метод)

Эта статья – очередная попытка суммировать опыт общения с авторами, которые ощущают в своем творчестве некую «нехватку», отсутствие какого-то компонента, превращающего хорошие (грамотно и крепко написанные)стихи в поэзию, востребованную публикой – интересную, яркую и запоминающуюся. Учитывая, что любое серьезное произведение искусства – это синтез многих составляющих, среди которых мы чаще всего выделяем владение формой и материалом (иначе говоря, владение ремеслом, техникой), наличие нетривиального взгляда на предмет, умение находить и доносить до читателя наиболее задевающие его темы и т.п. – имеет смысл напомнить то самое «правило синтеза». Оно может быть сформулировано примерно так: «отсутствие любого, даже малозаметного и незначительного на первый взгляд компонента, приводит к тому, что синтеза не происходит – остается только конгломерат элементов, объединенных формой того «сосуда», в котором их смешали». «Сосудом», как мы понимаем, может быть что угодно: стихотворение, картина, фильм, музыкальное произведение, танец, фотография… Поговорим потом, коли будет время и желание, и о других составляющих, но в этой статье мне хочется коснуться вопроса очень важного: судьбы автора, его биографии, как необходимой части его творчества. Без чего творчества в чистом виде, как правило, не получается – получаются только попытки и подходы, но не то самое «волшебство синтеза».

Давайте задумаемся, за каким лешим нормальный человек вообще открывает поэтическую книжку? Зачем она ему, если он в здравом уме, твердой памяти, при кредитной карте, жене и детях, любовнице и машине с квартирой? Куда ему еще поэзию в свою голову размещать, когда она и так занята делами текущими разной степени тревожности и приятности? Понятно – детектив или любовный роман – можно отвлечься. А поэзия зачем? Правильно – ни за чем она ему не нужна…

Итак, для понимания темы необходимо признать: человеку, находящемуся в состоянии нормального душевного равновесия поэзия может быть необходима лишь в том случае, если «и бабушка тоже любила, и мама, и папа…» То есть, скорее по привычке, по хорошему воспитанию, в которое входил культурный пласт. Сама по себе душа поэзии требовать начинает лишь «в минуты роковые», т.е. тогда, когда что-то в жизни становится неправильно, и человек еще даже порой не отдает себе отчет в том, что именно. И кидается из угла в угол, а в одном из углов находит запылившуюся и поросшую паутиной книжку с рифмованными строчками. Хорошо если классика или просто приличного поэта, и тогда может произойти некое чудо…

Человек, устроенный гармонично и гармонию эту в себе любящий, холящий и лелеющий, искусство из своей жизни не убирает никогда. Он понимает, что иначе его жизнь потеряет одно из измерений, станет более плоской и однообразной – хотя, может быть, и более ровной. Человек без ноги, например, куда меньше рискует с разбегу врезаться головой в стенку – сам факт разбега для него не свойствен. Человек без творчества не станет тратить время на мечты о прекрасном – он пойдет в магазин и это прекрасное (в доступном для него понимании) приобретет по принципу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям – если они оплачены». Аналогично и с чувствами: человек с гармонией в душе влюбляется и любит, а человек с порядком и стабильностью – воспроизводится. Кстати, потому вторых куда больше, чем первых.

Однако… Однако вдруг жизнь делает резкий поворот, ее лодка раскачивается в бурном житейском море, и происходят незапланированные события… Случайная влюбленность, например (у людей, склонных к порядку и плану это событие всегда тяготеет к истерике и глобальным обломам – они просто не умеют этим пользоваться). Или визит группы ОБЭП. Или «кидняк» со стороны школьного товарища, сделавшегося партнером по бизнесу. Все это всегда неожиданно, и всегда вносит в привычный мир сумятицу.

При этом пострадавший иногда вспоминает, что есть на свете какие-то люди, которые со всеми такими житейскими бурями довольно неплохо справлялись, и даже частично вошли в историю – это те, кого он раньше не слишком уважал: всякие там маргиналы творческого плана. И вот уже в мобильнике начинают звучать хриплые голоса бардов, в комнате на полке встает томик стихов, а сам человек себя с удивлением вдруг находит в пивбаре за кружкой пива рядом с небритой поэтической личностью, которая на удивление хорошо его понимает…

Это одна из картинок. Однако ключевое слово тут – ПОНИМАНИЕ. Ибо и барды, и напечатанные типографским способом стихи, и личность в пивной – это все люди, которым свойственно более широкое ПОНИМАНИЕ мира за счет готовности принимать его не в раз и навсегда заданной структуре, но во всем его чудесном многообразии – хотя это многообразие далеко не всегда бывает так уж мило и гуманно.

«Никогда академик не поймет простую ткачиху, особенно если он не замужем и ни разу не рожал, - фраза из репризы Геннадия Хазанова. Ну что ж, есть в этом определенный смысл. Мир человеческих переживаний – это то, с чем имеет дело любой автор, вне зависимости от того, по какому поводу переживания образовались. Можно посмеяться над хазановской репликой, но попробуйте написать стихотворение, которое заставит грустить или радоваться ту самую «простую ткачиху» - проверьте себя, сумели ли? Это задачка «посложнее Фауста Гете». Это Вам не «взвейтесь да развейтесь», не «розовые… слезы» по поводу любви несчастной и жизни, танками переехатой.

«В минуты мира роковые» бывает попроще. Когда все население настроено примерно на одну волну восприятия (хотя бы даже и по разные стороны баррикад), поэт достаточно легко может владеть умами и сердцами сограждан: он переживает то же, что и они – и примерно так же.  Вполне достаточными социальными поводами писать хорошие и востребованные публикой стихи являются такие например:
- тирания и деспотизм власти;
- социальная несправедливость, основанная на видовом признаке (коммунист-не коммунист, аристократ-не аристократ, еврей-не еврей и т.п.);
- дураки и цензура;
- революции;
- перспективы нового общества;
- радость от социальных достижений постреволюционного периода;
- война – поражения и победы;
Ну и вариации на тему…

Когда «роковые минуты» заканчиваются, приходит время стабильности. Начальный его период тоже бывает окрашен эйфорией недавних перемен – социум готов любить по-новому, дружить по-новому, мечтать по-новому. Какое-то время поэзия на этом топливе еще едет. Но вот потом наступает время куда более сложное…

«Нет судьбы». Штампованные биографии периода материально-социальной стабильности (не говорю даже о благополучии) не рождают никаких особенных эмоций. Нельзя же возгораться стихами от того, что в магазине черствый хлеб? Да и недостатки снабжения и несвоевременные выплаты зарплат и пособий – тоже не слишком благодарные темы. Отсутствие у власти ярких фигур и внятной идеологии рождает вакуум в протестной и верноподданной поэзии – «яка страна, такый теракт», как говорилось в одноименном анекдоте. Фактически, из «легких путей» в поэзию остаются только любовь и тюрьма – ну и еще отчасти состояние здоровья (когда оно плохое). Вот и все.

Исчерпывается ли этим поэзия? Нет, конечно. Ее дело в том, чтобы «биографический вакуум» в масштабах населения заполнять альтернативным пониманием судьбы – давать повод создания уникальной личной судьбы из процесса МИРОВОСПРИЯТИЯ. Сложно? Ну да. А кто говорил, что должно быть легко? Это не стихи о революции писать, когда все «на одной волне» - это поиск тонких настроек между человеческими душами, да еще в то время, когда души озабочены более «шопингом», чем тонкими переживаниями.

Это возможно. Это даже необходимо. Но удается лишь при одном условии: если сам «производитель» поэзии умеет не только грамотно рифмовать и ритмико-мелодический рисунок текста выстраивать, но и живет ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Если ему больно чужой болью. Если ему радостно чужой радостью. Если ему красиво в пейзаже. Если ему страшно от безмолвия в человеческой толпе. И т.п. – мало ли что вызовет в нем реальные переживания. Но только РЕАЛЬНЫЕ. Ибо не любя, писать о любви не имеет смысла. Все будет грамотно, и все мертво. А не любя людей и не пытаясь наладить с ними диалог, заниматься поэзией и вовсе не стоит – даже самое грамотно написанное стихотворение останется полной мертвечиной. Красиво оформленным трупом, готовым к захоронению с венками и оркестром (если автор его – многочисленный лауреат и признанный гений локального масштаба).

Вовсе не случайна оказывается так часто упоминаемая «странность» людей творческих. Они, выражаясь простым человеческим языком, постоянно на свои вторые 90 (90-60-90) ищут приключений. Им подай встрясок. Им нужна «эмоция в чистом и увеличенном виде», чтобы потом использовать ее в качестве «оживляющего элемента» в каком-то тексте. А уж будет та эмоция положительной или отрицательной – то как карта ляжет. Чаще, увы, отрицательные попадаются, так как время у нас такое – мы энергию из мира в основном качаем дурную, трагичную. Впрочем, не все. Что радует.

Не стану называть авторов – часть их имеет немалую сетевую известность, а часть даже и вне сети на слуху – но существует сегодня толстенный пласт «мертворожденной лирики». Разные длины строк, разные метры, разные метафоры – все это порой весьма красиво внешне, но только все это МОЛЧИТ. И образ автора из этого создается скучный-прескучный. Ни водки с ним выпить, ни детей родить, ни в разведку пойти. Остается только перемывать соседям кости на скамейке у дома на манер бабушек нашего детства. Это – ПОЭЗИЯ БЕЗ СУДЬБЫ.

… Нет, я не призываю к немедленным решениям и уж тем более действиям. Но просканируйте собственную жизнь – если она протекает, как у господина Молчалина: «К перу от карт и к картам от пера», то может быть самое время попробовать какое-то сумасбродство? Может ногу сломаете, а может стиш напишется… Может шею свернете, а может поэмой разразитесь? А главное, у вас появится ЧИТАТЕЛЬ, который открыв вашу книгу почувствует вашу ПРАВДУ. И найдет в ней для себя друга, товарища, советчика, ПОЭТА…

Вот как-то так…

© Асманов Александр, 12.11.2013 в 08:44
Свидетельство о публикации № 12112013084420-00348715
Читателей произведения за все время — 61, полученных рецензий — 2.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 4)

Рецензии

Лариса Логинова
Лариса Логинова, 12.11.2013 в 11:13
Вовсе не случайна оказывается так часто упоминаемая «странность» людей творческих. Они, выражаясь простым человеческим языком, постоянно на свои вторые 90 (90-60-90) ищут приключений. Им подай встрясок. - а так оно и есть. И Вы правы, Александр, когда тишь да гладь да Божья благодать стихи не пишутся. Не рождаются  они из сытого благоденствия. Наверное потому, что убивает в человеке всякую тягу к творчеству?
За эссе спасибо. Будет над чем поразмышлять.
Асманов Александр
Асманов Александр, 12.11.2013 в 16:36
Фокус в том, что "писание в рифму" в минуты сытости и благоденствия ничуть не уменьшается, ЛАРИСА. Проблема только в том, что как правило получаются вещи "очень похожие на стихи", но...
Рад, что написанное показалось поводом поразмышлять :)
Валентин Багинский
Александр, я это "эссе" пару недель тому прочитал..., без минимальной заинтересованности... Биография - как "метод"- ? - Пушкин ярко и гармонично точно этот тезис доказывает...и доказывает...и сейчас. А Вы это не знали? Ваша теза первая:  "превращающего хорошие (грамотно и крепко написанные)стихи в поэзию, востребованную публикой..." - даже в её как бы нейтральности...слышны высокомерие, снобизм...- анти-Пушкинскому биографизму...в лицо...  //И, очень кстати, замечу, что "судьба" и "биография" - понятия разного - перпендикулярно - калибра, как говорят в Одессе. Эссе Ваше слабовато..., эссе же - это ...опыт...Слабый опыт, и оспаривать я его не буду. Констатировал - невзначай...пробегая...исходя из своего... Констатировал, уберегая..."аплодирующих читателей" от слепоты...)) Самокритичность Вам не повредит, надеюсь...!))
Удач,
Асманов Александр
Асманов Александр, 20.11.2013 в 19:14
Доброго времени, ВАЛЕНТИН. Рад, что зашли и уберегли кого могли от «слепоты» - это достойно рыцаря и даже пастыря.
Давайте посмотрим, чем же Вы уберегаете – и вообще, за тем ли заходили? Всегда люблю анализировать сказанное (это, кстати, мне важно на будущее) с точки зрения целеполагания и используемых для реализации цели способов.

1. Слово «эссе» Вы ставите в кавычки. Видимо, уже на этом первом этапе автор должен устыдиться и спрятаться под плинтус – ишь, как его! Однако, если не прятаться и читать далее, то вдруг выясняется, что автор реплики аж две недели думал о написанном, которое прочитал (без малейшей заинтересованности). Ну как тут не начать самому себе аплодировать. Верите, если я что-то читаю «без заинтересованности», то через минуту не вспомню, что это было. А Вас аж на две недели зацепило, да еще и сподвигло на реплику… В общем, говоря словами незабвенного классика – «не верю». Не обижайтесь, ладно?

2. «Пушкин ярко и гармонично точно…» - хм… А Вы не могли бы поточнее? И погармоничнее? Иначе я не вполне улавливаю, по какому поводу «наше все» был потревожен. Что именно у Пушкина Вы считаете «и доказательством… и доказательством… и сейчас»?

3. «Даже в ее как бы нейтральности»… - а как бы как? :))))))))))))))))))) И о каком таком «снобизме» Вы тут речь ведете, уважаемый? А уж тем более о каком-таком «анти-Пушкинском» (ох, уж мне эти грамотеи) биографизме»?! В какое-такое лицо?

4. «Перпендикулярный калибр»… - это не в Одессе так говорят, это в любом городе есть такой домик, где так именно выражаются. Не надо обижать Одессу.

5. Остальные отрывочные фразы комментировать не стану – это какая-то рассыпавшаяся мозаика, но не могу не отметить еще один перл в виде вывода: «Самокритичность Вам не повредит, надеюсь»… - а Вы сами читаете то, что пишете, Валентин? Или Вы это написали в несколько «веселом неадеквате»? Так может стоило дождаться утра? А там уж на свежую голову? Или Вы все же настаиваете, что в своей реплике сами себя критиковали? На манер "унтер-офцерской вдовы"? :))))))))

Фактически, анализ написанного дает полное представление о том, что автор текста персонально ко мне относится «не очень», но не замечать трудов моих по написанию всяки литературных размышлизмов не может. Чем озабочен до степени реплик. Ну, тут я ничем помочь не могу, но посоветовать в состоянии: Валентин, я давно уже в том возрасте, когда мне необязательно набирать читателей «количественно». Куда более меня интересует их качественный состав. И если Вам лично написанное мной УЖАСНО не нравится, то Вы это просто не читайте, ладно? Я же Вас не читаю – и не болею от этого. Разойдемся добрыми знакомыми.
Удачи!

Green
Green, 20.11.2013 в 15:26
Здравствуйте, Александр! Как же я люблю ваши статьи и эссе на литературные темы, а уж критические разборы стихов читать необходимо здесь всем!))) И это эссе прочла с интересом, есть моменты, с кот.мне трудно согласиться, но в целом – все верно, судьба, ее удары и уроки, кое-кого кое-чему учат… Но не всех, далеко не всех, увы-увы… Имхо 99% населения за всю жизнь так ничего о ней и не понимают… А уж в литературе 99,9%  ничего не смыслят, потому и не читают ничего, кроме попсы.. Все-таки лит-ра, и поэзия в том числе – это интеллектуальное занятие, и не каждому автору и читателю по зубам.. Тут нужно иметь третий глаз…
Про судьбу хотела бы заметить, что возраст – это важный фактор, но не главный – вот Артюр Рембо после 30 лет не написал ни строчки, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский умерли молодыми.. А можно 100 лет прожить, не стесняться именовать себя ПОЭТОМ, но при этом так и не научиться думать и писать толково – или читать и понимать..  Жаль, что эссе как-то не было замечено сайтовцами – а может было? Но люди предпочли сделать вид, что их это не касается?

Асманов Александр
Асманов Александр, 20.11.2013 в 19:31
Доброго времени, ЛИНДА!
Интересно, что у Вас вызывает несогласие? Поговорим?
Что касается судьбы и ее ударов… Видите ли, практически ни у кого нет совсем уж гладкой и безоблачной судьбы. События бывают побольше или поменьше, поярче или побледнее, но вообще-то они всегда происходят. Однако, «спусковой крючок» для того, чтобы эти события превращать в судьбу бывает порой запрятан достаточно глубоко. Например, люди, пережившие смертельную опасность (тяжелую болезнь), куда острее ощущают красоту мира (не говорю уже даже о природе -  но просто жизни). Несвобода – повод приглядеться пристальнее к прелестям свободы. Бесправие – повод отнестись эмоционально и страстно к защите прав. И т.п.
В принципе, не так уж обязательно пользоваться такими «инъекциями» для того, чтобы «растормозить» собственное восприятие мира и сделать его творческим. Можно и просто знать, что обыденность – не есть норма. Просто ее больше. А что касается возраста, то он тут совсем слабый фактор – восприятие мира ярче и чище именно в молодости, и мало кому удается эту остроту нести с собой постоянно в течение долгой жизни. В более зрелом возрасте потому и учащаются периоды «творческого молчания», что получение ярких впечатлений требует куда больших усилий, чем у молодых.

А насчет эссе… - ну, как видите оно замечено, просто вопросы, которые в нем поднимаются, значительно острее, чем вопросы правильного употребления глагольной рифмы. Я и писал это не для того, чтобы каждый прочитавший текст обязательно оставил реплику – мне было важно, чтобы прочитавшие задумались.

Как видите, отношение к поставленному вопросу может быть очень разным. Аналогично, кстати, воспринимается тема «профессионализма и любительства» в творчестве – в ней тоже появляются те, кто считает текст направленным «в себя лично». Но это только повод подумать.

Перечисленные Вами авторы – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский – это люди, которые сумели сконцентрировать свою судьбу в малые сроки. К сожалению, рядом с ними в какой-то момент не оказывалось (как мне представляется) тех, кто мог бы, не ломая мировосприятия, уберечь  от  фатальных шагов. Но История сослагательного наклонения не имеет – что было, то было. Однако биография каждого из них имеет Судьбу в виде составляющей. И соответствующее к ней отношение. И отсюда – поэзия. Дело не в сроках – когда-то Высоцкий написал: «Срок жизни увеличился, и может быть концы поэтов отодвинулись на время». А может и не отодвинулись. Поэзия – сродни магии. Занятиям магией предшествует долгая и серьезная тренировка (техника безопасности). А вот в поэзию приходят легко… Но силы в ней действуют очень серьезные. Можно сгореть. Можно так и не научиться. Можно прожить долго и плодотворно. Это все индивидуально…

Green
Green, 20.11.2013 в 21:24
Привет Александр! Понравился ваш ответ, вы здорово мыслите и пишете, четко, по существу, мудро, без раздражения…И аналогия понравилась между поэзией и магией, но все же в первом случае одной школы не достаточно.. Читала, что до революции школьников учили сочинять стихи.. Сам процесс сочинения влияет на личность имхо.. (но не во всех случаях, увы..) А когда сочинительство становится увлечением, хочется учиться, знать, уметь.. На сайте это чувствуется, люди многое знают, это приятно, есть просто мастерские работы..
  
А с чем я не могу согласиться – это с тем, что нужно «любить людей».. Имхо это лишнее..:) В этом вопросе я реалист…
Асманов Александр
Асманов Александр, 20.11.2013 в 22:06
Согласен конечно, ЛИНДА: только «школы» маловато будет не только в поэзии. Еее вообще маловато, но она тем не менее необходима.  Тут мы с Вами все равно придем к выводу, что поэзия (сам факт поэзии, а не просто сочинения строчек в рифму) – это синтетическая штука, в которой каждая составляющая имеет значение. Много есть примеров «чистой формы» вне всякого содержания, и еще больше попыток выразить какое-то содержание при слабости и даже беспомощности формы. Опять же, упремся в необходимость постоянной готовности «нарабатывать» то, чего не хватает – и среди списка «дефицитов» может оказаться много элементов, которые покажутся на первый взгляд неожиданными.
Ну а что касается необходимости «любить людей»… Понимаете, тут штука очень и очень интересная: можно, например, писать хорошие стихи, людей презирая и активно не любя. Крайности сходятся – но одна из этих крайностей по идее лучше бы присутствовала, если есть желание писать действительно хорошо.
Объясню, почему.
Любовь – не только чувство, не только состояние. Это еще и инструмент познания, орган восприятия. Используя этот орган наряду со зрением, слухом, осязанием и вкусом, мы узнаем о людях куда больше. Можно использовать и ненависть – она тоже открывает многие глубины в чужих душах. Но ненависть – штука чаще всего (если не всегда) функциональная. То есть, ответ на вопрос «за что ненавидишь, почему?» готов дать практически любой человек. С любовью все несколько иначе – как раз ответ на вопрос «за что любишь» чаще всего означает любовь к макаронам или шпротам, но не к человеку. Механика этого дела известна давно, описана, кстати, в тех же книгах по магии, однако советовать тут ничего никому нельзя: каждый человек сам решает, как он собирается с миром раскладываться.
Общим правилом остается следующее: «влюбленность слепа, ненависть расчетлива, а любовь зряча». Часто, читая стихи, я вижу, что их автор описываемый им предмет не понимает и даже не считает необходимым понимать – следовательно, не любит. Ибо если любит, то хотя бы хочет понять…
Ну и потом, «нелюбовь» - это, собственно частный случай любви :))))) Если Вы чего-то или кого-то не любите, то лишь потому, что любите нечто другое. И вот там, где есть настоящая Ваша любовь, там и кроется настоящая Ваша поэзия :))))))
Green
Green, 20.11.2013 в 22:22
О! Вот-вот-вот! 3 последние строки - абсолютно гениальные!

Относительно ненависти - это слишком радикально.. Думаю, диапазон - от любви до равнодушия, без экстрима.. Понимаю, что предложенные вами эмоции не стоит понимать буквально, есть множество отвратительных людей, тупых, злобных, жестоких и тп.. - их может любить только семья и Господь Бог.. Есть просто дураки, а есть агрессивные.. да мало ли ужасных человеческих качеств - лицемерие, коварство, подлость..... А любим мы может менее 10 челов во всем свете... Имхо..:)

Асманов Александр
Асманов Александр, 20.11.2013 в 22:45
Ну, вообще говоря, поэзия радикализма отнюдь не чуждается - а "молодая поэзия" им буквально питается :)))) Персональный отбор в "любимые-никакие" - это частное дело, которое к такой публичной материи, как творчество, имеет мало отношения (максимум, стихи в альбом). Так что все равно человек, пишущий всерьез, выходит на "крайности", но в чем именно - это уж ему самому решать.

Это произведение рекомендуют