Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

БЛИИИН!!! СРОЧНО!

Провайдер сообщил, что планирует переезд на другие серверы. Сайт временно (?) сдохнет.

Скоро начнётся.

Прошлый раз такое было меньше года назад и заняло порялка месяца.

Надеюсь, всё пройдёт нормально...

 

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Безвременные стихи"
© Владимир Белозерский

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 20
Авторов: 0
Гостей: 20
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/


       Я, наверное, вообще не умею быть свободным. Как и все, втайне мечтаю о рабстве, потому что не знаю, что делать с этой свободой. Рабство проще – тебе скажут, что и как, за тебя всё решат. Плюс – ты не один, все вокруг такие же рабы. Подчинения разного уровня – родителям, супругу, начальству, обстоятельствам, Богу, наконец, – всё суть виды рабства. Словом, «главное в том, чтобы не быть свободным и в раскаянии своём повиноваться тому, кто хитрее тебя» (А. Камю).
       А как легко быть несвободным! Особенно комфортно себя чувствуешь в тюрьме собственных желаний – потому что она довольно искусно имитирует свободу воли. Вообще здорово быть рабом всяких маленьких явлений и вещичек. Я, как и все мы, ежедневно ныряю на разную глубину в это, в общем-то, приятное рабство и уже научился находиться в нём без акваланга. Даже когда мне говорят: «Ты свободен!» и широко распахивают перед носом дверь, я не спешу воспользоваться шансом, наоборот, упрашиваю: «Нет, подождите, ну хотя бы вот этой тонюсенькой цепочкой, ну пожалуйста, прикуйте меня вот к этой железочке!» Более того, порой я добровольно унижаюсь, ползаю на коленях, весь в слюнях и соплях, чтобы меня хоть немного ещё подержали в рабстве! Вот, например, что я делаю на своей теперешней службе? Она мне противна до омерзения, я занимаюсь ею, а сам всё время думаю: «Почему я здесь?», «Зачем мне это?» или: «Нет, нет, это не я, меня здесь нет…»; я распознал всех этих негодяев от местной власти, свидетелем деяний которых приходится быть каждый день, и почти готов уйти в леса. Но что же меня удерживает? Нет ни одного аргумента «за», ни одного! И миллион – «против». И всё-таки я с маниакальным упорством ныряю и ныряю, ползаю и ползаю…
       Меня многое не устраивает и в моей частной жизни, в личном окружении (за редким исключением); мне кажется, я постоянно занимаюсь никому не нужной ерундой, а в это время что-то очень важное проходит мимо. Я ничего не успеваю, не вижу, не понимаю! А только с какой-то необъяснимой покорностью коллекционирую свои маленькие рабства, которые в конце концов складываются в одно большое, огромное, всепоглощающее, всеподавляющее, всеобъемлющее – рабство самой души…
       С чего же начать своё освобождение? С малого! Хотя бы с чего-нибудь! Чёрт… С одного конца потянешь, с другого навалится ещё больше. Уйдёшь с работы – а на что жить? (Всё же нашёлся один аргумент!) Пошлёшь всех к чёртовой бабушке – а с кем общаться? Забросишь все свои дела – и что останется? Свобода оказывается ещё бóльшим рабством. Мы все в плену… у самих себя!
       И что же делать? Лично я не вижу никакого выхода. Современный человек не может быть свободен по определению. «Вот почему (снова Камю), торжественно восславив свободу, я призываю добрых людей покориться и смиренно добиваться удобного состояния рабства, называя его, однако, истинной свободой».

© Алексей Сажин, 16.10.2013 в 19:53
Свидетельство о публикации № 16102013195305-00346658
Читателей произведения за все время — 279, полученных рецензий — 9.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 9)

Рецензии

Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 17.10.2013 в 06:45
/голосом баби яги/ "шинэлка плечики давит, алёшенька? хэх-хэ-хэ, а акакий то замёрззз..."))
доброе утро, алексей!
начну с того, что рождение это уже рабство, а дальше "принцип домино"...одно может нас утешить...помнишь чувака, который говорил, что он раб лампы...и вспомним что этот чудила вытворял?.. вот то-то же...
если бы "счастье" было доступно, как наша ладонь для кошки, мир превратился бы в живодёрню...поэтому женимся не на тех, работаем на того, кто нашего отрезанного ногтя не стоит...
делаю заключение, что наше "освобождение" - стать рабом лампы...свобода алладина это иллюзия, и она только усиливается с его любовью...настоящая воля у раба...
это не аксиома, скорее теорема...
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 17.10.2013 в 07:37
Да, но Акакий-то потом по шинелькам с бобровыми воротниками прошёлся! Как и любой раб - он хочет стать не свободным, а господином. Вот она, воля раба!
Помнишь это? Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Но понятие о пределах своего "участка" у каждого разное. Понаставили заборов своей свободы - свободному человеку теперь и пройти негде!
Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 17.10.2013 в 10:08
позвольте узнать, - сударь какой вид свободы предпочитает?..
натягивать французскую шапчужечку гюго, на русские кудри, это по меньшей мере заблуждение, батенька...
то что тебе "страшно представить" ф.м.д выразил как никто, - "низкая душа выйдя из под гнёта сама гнетёт", я бы заменил, - необразованная, в чём мы и родились...
я думаю, чел уже свободен если он о ней думает, но думает всё одно - в лампе...
Ольга Юнник
Ольга Юнник, 19.10.2013 в 15:37
"Правда, на место цепей крепостных
Люди придумали много иных"...
    А вроде бы, из тех кто научился не быть на привязи, мало кому можно доверять: они первым делом освобождаются от добровольных обязнностей...
    Эссе крошечное... а шлейф мыслей за ним длиннющий..
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 19.10.2013 в 21:08
Привет, Оля! Спасибо за отзыв, но у меня вопрос: когда Вы уже научитесь попадать в "Рецензии", а не в "Ответы"? ("Добавить рецензию", а не "Добавить ответ".) Ни за что бы не написал Вам про это, но обидно, чесслово: Вы столько написали мне отзывов, и все они попали в "Ответы". Поэтому каждый раз я их вижу совершенно случайно! (Интуиция, блин!)
  andriy begun
andriy begun, 04.11.2013 в 21:14
время проиграно людьми. Время песок - итог...
Итог. который идейно превращает Нас в камень.
В тот камень. что может изменить в Вашем эссе цикличность материального существа жизни.
Я предполагаю. что это Туннель жизни...
http://grafomanam.net/works/348160 --Туннель
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 05.11.2013 в 11:00
Я целую ночь думал над Вашим предположением и пришёл к выводу, что Вы, пожалуй, правы. Все мы в Туннеле!
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 21.11.2013 в 00:59
Какие интересные мысли, Лёш!
Действительно, ситуация выпукло-вогнутая ;)
Я вот, не особо стремилась в госпожи, но и рабство не приемлю. Условную зависимость воспринимаю, как некую данность. ПризнаЮ значение обязательств и ответственность за них. Если мне поручают "руководить", стараюсь делать это грамотно и по совести.
Я не правлю и не прислуживаю, но исполняю какие-то роли, обязанности, несу службу. Я - служащая. Но не служебная!

"Служенье муз не терпит суеты" (с), правда? Это и есть наше не рабство, не зависимость, но Служение. В самом высоком смысле этого слова. :) А к нему привязано всё остальное. Вернее, держится на нём.


Спасибо за глубокую тему, за новые мысли.

Тёплого всего,
^_^

Алексей Сажин
Алексей Сажин, 21.11.2013 в 09:28
Спасибо, Алёна.
Green
Green, 21.11.2013 в 13:51
Здравствуйте, Алексей! Попало на глаза ваше эссе - очень интересно, задумалась..:)

Знаете, такую позицию разделяют 95% мужчин и 99,9% женщин в б.СССР. Тут можно задать себе вопрос: «Кто я – человек или тварь дрожащая»? (с) Страх в нашем обществе существует на генетическом уровне, соответственно и пассивность, нежелание высовываться, нужда в безопасности. Как только голова вылезала над бруствером, она получала пулю в лоб.

Если посмотреть на пирамиду Маслова, безопасность – базовая потребность чела, как еда. Самый нижний уровень. Далее потребности становятся все более утонченными, и потребными для всё меньшего числа людей. А наверху пирамиды сидят герои-одиночки, скажем так. Движение по пирамиде вверх требует усилий, времени, знаний, интеллекта, твёрдости и последовательности, профессионализма и тп. Мало кто способен этот путь одолеть.  Ничего не даётся даром.

Призом может оказаться одиночество. Те, кого это не устраивает, туда и не стремятся, предпочитая тусоваться на нижних уровнях. Выбор наш собственный. Но те 5% мужчин, или 2%, не знаю точно, и 0,00..% женщин, кто выбирает именно этот путь, и двигают мир вперед. Имхо.

Кстати, думаю, что эту пирамиду можно применить и для иллюстрации процессов в литературе.

Удачи!

Алексей Сажин
Алексей Сажин, 21.11.2013 в 14:03
Спасибо, Green. И Вам удачи.
Николь Аверина
Николь Аверина, 30.10.2014 в 21:31
Алексей, можно немножко поразмышлять и поспорить с тобой? Я уже оценивала и читала это. Многие, действительно, так и живут, но…
Делать что-то не по велению души, а в угоду обстоятельствам и другим людям – это худшее из зол, которое можно придумать. Нелюбимая работа? А кто мешает найти любимую? Будешь зарабатывать меньше, но получишь свободу. Вещи закрепощают …Вот они – это рабство.

«Подчинения разного уровня – родителям, супругу, начальству, обстоятельствам, Богу, наконец – всё суть виды рабства».
Возможно, я чего-то не понимаю, но никогда ничего подобного не ощущала.
Подчинение…Достаточно поменять слово «подчинение» на слово «любовь» - и всё встанет на свои места.
Хотела поэтапно расшифровать, но не буду этого делать, для меня это абсолютно ясно.
Возникают сомнения по поводу обстоятельств и начальства…Но если работа любимая, а обстоятельства связаны с родными, которые тебе бесконечно дороги, то опять всё встаёт на свои места. О каком рабстве может идти речь? Ты отдаёшь, не ожидая получить что-либо взамен, но ты испытываешь удовлетворение, потому что ты любишь. Вот, если нет взаимности, и происходит игра в одни ворота, то стоит задуматься…Это уже рабство. Но рабство, в котором ты нуждаешься – ведь ты любишь…

Тюрьма желаний…Но желания рано или поздно исполнятся, вместо них появляются новые, а посему – двери постоянно открыты. Вот здесь- то как раз свободы воли нет. Чтобы они исполнились – придётся поднапрячься. Получается – несвободна воля? Но если воле предоставляется простор для деятельности – это уже не рабство. Ведь желания твои – значит,  ты идёшь на поводу своей души, а это – самое главное.
Случалось, правда, что и мне приходилось делать то, что не по душе. Но для этого просто необходимо найти точки соприкосновения со своей душой и опять всё встанет на своё место.
Вот…накалякала опять сколько…Но это же интересно, и опять же, по велению души, а не потому, что это надо. И вообще – интересно у тебя, Алексей. А не это ли самое главное – пробуждать какие-то чувства и мысли. Пусть даже если я не права…

Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.10.2014 в 21:45
Оля, рад тебе!
Знаешь, ты слишком дословно, буквально поняла моё эссе. Конечно, в мире есть и любовь, точнее, всё на ней только и держится, и хорошие люди, и горние выси...
Здесь речь о другом - о внутренней свободе человека (не "всё позволено", а попытка самоидентификации, понимаешь?). Я попытался поразмышлять через простые ассоциации как раз о духе, не о прикладных вещах и понятиях.
Впрочем, у каждого свои представления и видение мира, жизни. У нас с тобой они достаточно разные. Это нормально, мир своим разнообразием и прекрасен.
Николь Аверина
Николь Аверина, 30.10.2014 в 21:51
А разве движение души в направлении, выбранном ею, это не есть внутренняя свобода?
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.10.2014 в 22:01
Душа - самое несвободное и закомплексованное "существо" в тонком мире. Знаю, будешь со мной спорить, но спроси об этом мыслителей - особенно Фрейда, Ницше, Шопенгауэра, наших философов. Если бы было иначе, всё в этом мире было бы устроено по-другому.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.10.2014 в 22:59
Чтобы ещё более углубить свою мысль и дать тебе лишний повод задуматься, приведу фразу одного из обожаемых мною братьев Стругацких - Бориса (её он высказал в конце жизни, уже умудрённый опытом; надеюсь, ты правильно поймёшь, о чём именно эти слова):
"Девяносто процентов всего в мире - дерьмо. Так было, есть и будет".
Я, как и великий писатель-провидец, не питаю особых иллюзий.
Николь Аверина
Николь Аверина, 31.10.2014 в 07:20
Лёш, я только предложила заменить слово "рабство" на слово "любовь". Согласись, что такая несвобода много приятней. Быть свободным можно только в полностью изолированном мире, а это невозможно.
И топать на поводу души, выбирая любимую работу, женщину и т.д. Такой вид рабства доставляет только радость. Не об этом ли ты пишешь...
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 31.10.2014 в 13:42
Да, с этим согласен. Да я и не топаю особенно. И работа у меня, в общем, неплохая, жёнушку свою обожаю безумно, и пр.
Это, хоть и в рефлексивной манере, но всё же художественный текст, Оля. В нём есть элементы эпатажа, преувеличение, ситуации, доведённые до абсурда. Всё это – литературные приёмы, чтобы заставить читателя задуматься, откликнуться, согласиться или поспорить.
Мой последний опыт показывает, что таких читателей, как ты, особенно трудно бывает расшевелить. Я знаю ответ, почему, но здесь об этом говорить не буду.
Рад был с тобой пообщаться! Ты заставляешь меня задуматься над своими же собственными мыслями и идеями.
Николь Аверина
Николь Аверина, 31.10.2014 в 16:39
По поводу литературных приёмов я как раз поняла, Лёша. Даже вернулась к разделу, пытаясь уточнить, понятно, что это утрировано…
А вот по поводу «расшевелить» - боюсь, ты не прав. Я, скорей, наоборот – чересчур эмоциональна... а вот писать ни о чём не говорящие отзывы – мне, действительно, сложно.
Да, и по поводу философов…Думаю, что очень кстати здесь будут стихи Тимофея Фёдорова, я с ним абсолютно согласна.
Если бы все это понимали, великих открытий было бы намного больше.

«Соизмеряя нынешнее
с аналогами из минувшего,
я сам себя обворовываю
в истинности восприятия.
Если рядить всё завтрашнее
в одежды позавчерашнего —
легко согласиться с мнением,
что в мире ничто не ново.
Постигну ли тайну мудрости —
не глохнуть, не слепнуть от… знания,
чтоб и душе, и разуму
каждое утро — как первое».
http://grafomanam.net/works/85335


Ерофеевский Сергей
А выход совершенно прост - творчество. Все гениальные джазовые музыканты поумерали в молодом возрасте. Свобода не терпит старости. Свободный человек не зависит от продолжительности  жизни. И в этом главный секрет нашего рабства. Страх. А лучшее лекарство от  страха - творчество. Соответственно, путь найден, Лех.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.10.2014 в 22:45
Вот с этой мыслью абсолютно согласен! Творчество - единственное, что нас спасает.
Мой любимый Акутагава, несчастный и измученный жизнью человек, написал:
"Во всей Вселенной есть только одно дело, которое заполняет жизнь до краёв, не оставляя места ни для сожалений, ни для разочарований. Это дело - служение искусству".
Сколько раз перечитывал я эту фразу и всё больше находил в ней истины.
Олег "guslik" Слободянюк
Мне кажется, что ОЧЕНЬ умная собака ( а они все просто умные) вряд ли захочет, чтобы с неё сняли цепь, одним концом прикреплённую к её будке, то есть к её дому, и сказали: - Дуй отсюда куда хошь - ты теперь свободна! И чё дальше? Рыскать в поисках жрачки, драться за неё, рискуя получить звездюлей от таких же вольных птиц; а жить где... и т.д.
А тут на цепочке, но пять метров радиуса есть и жратва с питьём по расписанию. Правда, можно и здесь огрести, но от своего же.  Это классическое рабство, но... так спокойнее и надёжнее.
И действительно - как и ты, выхода я не вижу, ибо его не может быть по определению.  Но унывать, конечно, не надо!

  С лёгкой улыбкой и грустью,

Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.10.2014 в 22:51
Ты абсолютно верно прочитал мои мысли, Олег! Впрочем, иного от настоящего друга я и не ждал!

Жму тебе руку, а нашему очень умному псу - лапу!

Олег "guslik" Слободянюк
Пойду отнесу ему жрачку, а то цепь порвёт!
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.10.2014 в 23:00
Вот это дело! А то мы тут всё болтаем, а он знает о жизни поболе нашего))
Ольга Шенфельд
Ольга Шенфельд, 31.10.2014 в 01:38
Свобода предполагает одиночество. Неуловимый Джо никому ничего не должен. А пока есть вокруг близкие люди, есть компромиссы, долги, обязательства. В общем, цепи, которые мы выбираем.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 31.10.2014 в 13:46
Цели, похожие на цепи… Верно!
Есть что-то неуловимо притягательное и в чём-то болезненно тревожное в образе Неуловимого Джо, согласитесь. Да, он никому ничего не должен, но ведь он и никому не нужен! Он свободен как птица и безобразно одинок…
Человек – существо общественное и в то же время глубоко индивидуальное. Это катастрофическое противоречие мучает его всю жизнь. Хочется быть со всеми, среди людей, и одному, наедине с собой.
Как же быть? Не знаю. Я ведь не даю рецептов, просто высказываю свои рефлексивные мысли, которые, может быть, будут интересны кому-нибудь ещё, кроме меня.
Вивея
Вивея, 15.12.2014 в 06:25
Очень интересная статья.Пожалуй и свои мысли выскажу.Я думаю что каждый человек- великий творец,другое дело что не все этим даром пользуются.Именно дар творчества и дает человеку свободу если он направляет его в нужное русло,то есть в область духа.Более того,наверное в этом и есть призвание человека-освободиться.Если человек всё с чем сталкивается в этом мире воспринимает как средства к освобождению от единственного существующего в этом мире рабства-внутреннего,то всё это уже не цепи-а орудия творчества.Если обстоятельства вызывают в душе негативные чувства,значит есть в ней какая-то цепь,за которую её и дёргают.Это ли не платформа для самого занимательного творчества в жизни-найти эту цепь в себе,разобраться в ней и освободиться.Это дело всей жизни.А если обстоятельства будут только гладкими(хотя как это возможно?) то мы и не почувствуем этих цепей в себе.Да и любовь при этом освобождается,потому что если плохие поступки ближнего как и хорошие поступки наши это только средства для достижения нашей свободы,то и не за что ни обижаться на кого-то ни требовать благодарности.Можно просто любить,не смотря ни на что.
И да,бывает частенько оказывается что неуловимый Джо ох как не свободен.
Я человек творческий и предложить мне полную свободу это  то же самое что сказать художнику:не страдай ерундой,куплю я тебе пару картин,смотри на них и любуйся, а сам иди картошку копай.
Моя несвобода это мои кисти и краски,всего-то.
Спасибо за Ваш труд.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 15.12.2014 в 21:24
Спасибо Вам, милая Вивея! Весьма интересные и близкие мне мысли.
Среди опубликованных мной "Афоризмов" есть такой: "Дайте мне свободу, и я никогда не выйду из этой клетки!" Так и сижу в ней, хотя никто вроде и не держит...

Это произведение рекомендуют