Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 323
Авторов: 0
Гостей: 323
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЖИВОЙ (Статьи)

Автор: Viktor


Р Е Ц Е Н З И Я
на художественный фильм
«Высоцкий. Спасибо что живой»  
режиссер П.Буслов, по сценарию Никиты Высоцкого,
оператор Игорь  Гриндякин, художник Анна Лазарева
в фильме снимались:
Сергей Безруков, Оксана Акиншина, Андрей Смоляков,
Андрей Панин, Владимир Ильин, Иван Ургант и др.
продюсеры фильма:
Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Никита Высоцкий,
Михаил Шлихт, Пол Хейт, Алексей Кублицкий, Станислав Довжик
производство кинокомпаний:
«Дирекция кино» и «Документал пикчерс»
жанр: биографическая драма
Бюджет: 12 000 000 $
Премьера фильма: 01.12.2011 года



Пролог, или почему аборигены съели Кука? …

Ну почему аборигены съели Кука,
За что – не ясно, молчит наука.
Мне представляется совсем простая штука:
Хотели кушать – и съели Кука!

Высоцкий                                      

  
Обидно мне,
Досадно мне, ─
Ну ладно!
                    
Высоцкий


Я пишу эту статью, так сказать, вдогонку давно прошедшим событиям. Когда почтенная и уважаемая публика посмотрела, отбрехалась где только можно и нельзя и благополучно успела забыть оную картину. Когда все и вся отговорили,  обсосали, написали,  облаяли, наплевали, намусорили, ну в общем, когда  всеобщий гвалт  пиара себя любимых затих (вернее, перекинулся на что то  следующее, на что?  – А Бог их знает!),  тогда и я вылез, как таракан запечный, со своими писульками. (Я вообще человек ленивый, не хваткий, не напористый, и крайне инертный, не разворотливый и скрипеть гелиевой ручкой чёрного цвета по листу белой бумаги формата А-4 для меня труд из разряда не только тяжких, но и постыдных). Я, честно говоря, даже не знаю,  для чего всё это делаю. Перебить мнение других, обратить их в свою веру, что-то доказать? (Чего? Кому?).
Но литература во всех её жанрах предполагает публичность. И поскольку в стол давно никто из уважающих себя авторов не пишет, а всё сразу выкладывают в многострадальный Интернет, то значит и я, как не менее уважаемый, позволил себе дерзость накалякать сей критический труд по вышедшей уж давным-давно картине.
Обзор рецензий на фильм вряд ли заслуживает особого внимания, так как на четверть это вялые равнодушные похвальбы, ни чем в принципе не мотивированные,  написанные  по принципу – «мне любимому понравилось», а остальные три четверти это гневный шквал дружного народного осуждения, опять же к самому анализу картины имеющего очень пространное отношение. Это, знаете ли, такой единый вопль: … … … …!!!  
Из этого общего негодующего, взывающего к небесам единого вопля со временем мне удалось расслышать отдельные подвопли, видимо, по мнению самих вопящих, имеющих к просмотренной картине самое прямое отношение. Подвопли были вроде: «Медведев, Путин …»,  «Россия в медвежьих путах …», «Сволочи, продали Россию!», «Этот фильм – преступление против памяти о В.Высоцком!», «Полностью с Вами согласна!», «Спасибо!» «Черненко, Андропов, Брежнев,  Громыко, Суслов, Горбачев ─ одна шайка–лейка! Сталина на них нет, мерзавцев!», «Никитка Хрущев – тот еще клоун!», «Никита Высоцкий опозорил память о своем отце!», « Сталин, Ленин, Троцкий …», «Жиды продали Россию!», «А всё-таки я была права: Высоцкого сыграл Безруков!», «Безруков – полное барахло!», «Не смейте так говорить! Я люблю Безрукова! Я хочу родить от него ребёнка!», «Все козлы!», «Позор!» …
Все всенародно обиделись за всенародного Володю.
Хотя мнение самого Володи впопыхах, наверное, как-то позабыли спросить.
Или я, как всегда ошибаюсь, мои глубокоуважаемые?
Может быть Владимир Семенович телеграмму вам отстучал с того света?
Мол, типа, фильм ваш про меня полное …, актёры полные …, а мой сын единородный – тот вообще … …
В таком случае, предъявите мне текст этой телеграммы. Что? Вы потеряли телеграмму? Или уже подсуетились и выставили на аукцион – на продажу: кто больше даст? (Ну конечно, на святую цель: на поддержание музея В.Высоцкого, конечно!).
Или может быть, во всем виновата  почтальонша?
Тогда, будьте добры, подскажите ,пожалуйста, мне адресок этого замечательного  почтового отделения.  Я мухой метнусь туда, яко Усэйн Болт   возьму за спелые груди( или за тощие сиськи – кого, что возбуждает, короче) эту сволочь почтальоншу и буду трясти её до тех пор, пока она, зараза эдакая, не сознается, зачем она спрятала такую важную улику от народа.
Но что-то мне подсказывает, что этой телеграммы не было вовсе. А было обыкновенное российское хамство от людей,  которые в своей жизни не сделали ни чего путного. Привычное хамство обывателей. Безнаказанное. Потому что всё можно.
Скажите, вы знаете, как правильно написать сценарий, поставить свет в павильоне, выставить кадр, сделать озвучание, грамотно подобрать состав актёров и т.д.  А вы сами- то играли в кино? Я, например, нет. Я даже никогда в своей жизни не был на киностудии. А вы? То же нет? Странно… А я подумал, что всё это вы уже проходили, а я просто ерунду лопочу.
Если читатель подумает, что автор сбрендил, взявшись защищать фильм, то он будет и прав и не прав одновременно. Просто мне, чудаку, не нравится, когда все скопом бьют одного. Это не красиво, граждане глубокоуважаемые критики. А для того, кого бьют, ещё и больно. Ответьте, Вас  когда-нибудь били восемь человек? А десять? А Вы ещё при этом ‒ ну совсем не Фёдор Емельяненко. И даже не младший его брат Александр.  Меня пару,  тройку раз ―  лупили точно. Ощущение доложу я Вам, мягко говоря, незабываемое.
Именно поэтому, имея многострадальный опыт подобных встреч, я и буду по мере своих скромных сил защищать данный фильм – из чистого упрямства, в пику всем остальным, которые, как обалдевшие, гуртом орали: «Ату, ребята, хватайте Кука!».
Я не дам вам, ребятки, слопать Кука.
Я за Кука.
Я за Высоцкого.
Я за фильм о Высоцком.
Все завидуют славе Высоцкого, но, никто не хочет взять на себя болезнь поэта. Авторы картины взяли самую,  может быть, рисковую тему из его биографии: тему предпоследнего года жизни Владимира, завязанную на наркозависимости.
Выбор темы – право авторов. И дело даже не в теме (если, конечно, не предположить, что создатели ленты хотели попотчивать зрителя «жареными» фактами из жизни Высоцкого), а в раскрытии этой темы.
Жизнь по-большому счёту уже прожита. Свёрстана. Началось, как шутят попы, житие. Идёт   д о ж и т и е  поэта на этой земле, на этом свете …
Итак, перед нами июль 1979 года.
СССР. Россия (Москва) – Узбекистан (Заравшан, Учкудук, Бухара, Навои).
Основные поэтические тексты уже написаны и озвучены, роли в кино и в театре сыграны, абсолютная всенародная слава на Родине и известность за рубежом. У Высоцкого стабильно-высокий материальный достаток, куча друзей и недругов и сильная прогрессирующая медикаментозная зависимость от наркотиков.
Проследим же, как удалось режиссеру Петру Буслову справиться с материалом сценария и получилось ли кино в целом, так сказать.
Мое знакомство с фильмом претерпело несколько «магических» этапов.
Этап первый:  За несколько дней до официальной премьеры, я купил «пиратскую» (или «корсарскую» - кому как нравится), копию ещё не вышедшего фильма на улице у таджика, который бойко торговал с прилавка около станции метро «Бибирево». Качество было очень стрёмным, к тому же за кадром матерились какие- то два молодых ублюдочных дебила,  при  этом жутко гогоча в отдельных местах. Я не поленился, снова оделся, дошёл до таджика, отдал ему диск с фильмом, забрал свои кровные 200 рубликов при этом высказал всё, что я думаю и о нём самом, и о его папе, и о его маме и всех остальных родственниках, а также и о Президенте очень независимого и очень суверенного Таджикистана …
Этап второй: Премьера картины состоялась 01.12.2011 г., а с 05.12 я взял отпуск и 10.12 посмотрел фильм, что называется на «большом» экране в кинотеатре с космическим названием «Байконур» (Москва, ул. Декабристов, д.17). Честно признаюсь, в тот зимний субботний вечер лента мне откровенно понравилась. По случаю отпуска я находился  сильно «под шафе», и перед сеансом успел «зацепить» в местном буфете пару литровых банок пива, к тому же рядом находилась моя верная боевая подруга, и это все вместе вселяло чувство уверенности и гармонии с окружающим миром.  
Глотая живительный пенный напиток, я с удовольствием смотрел на экран. Я постепенно всё больше и больше  проникался симпатией к режиссеру и режиссёркам, и к актёрам, и к актёркам, и к монтажёрам, и к монтажницам, и к билетным кассиршам, и вообще – ко всем живущим людям на земле …
В конце просмотра, к финальным титрам, прикончив вторую литру, ваш покорный слуга, окончательно расчувствовавшись, даже сумел самостоятельно встать и зааплодировать …
Третий этап: Спустя примерно пару месяцев после выше перечисленных  событий,  я при оплате услуг мобильной связи в фирменной будочке «Евросеть»,  солидно именуемой «салоном», приобрёл себе «коллекционку» - коллекционное, официальное издание фильма «Высоцкий. Спасибо что живой», к которому прилагался и второй DVD-диск с культовым брендом советской эпохи  –  «Место встречи изменить нельзя».
Просмотрев фильм в третий раз и на трезвую голову в спокойной домашней обстановке, я убедился, что в принципе работа авторам удалась – смотреть картину можно. По смотрибельности у меня не было и нет никаких нареканий,  у меня, как у простого обывателя, то есть человека,  не искушённого в тонкостях кинематографического производства. Но впечатление портил главный персонаж повествования, то есть, ни кто иной, как Высоцкий Владимир Семёнович. Вот здесь то и появились у меня разногласия, разночтения, размежевания …
В своё время, много лет назад я задумал написать работу под рабочим названием «Мой Высоцкий». Но та писанина мне сразу как-то не задалась. Текст получался плоским и пресным.  Я понимал причину неудачи. Не было, что называется, приложения материала. Ну зачем, скажите, снова исповедоваться в любви к гению русской словесности, на чьих песнях прошло моё детство, отрочество, прошла юность, и уже заканчивается зрелость? А вот после просмотра появилось это самое пресловутое приложение к искомому материалу.  Сразу оговорюсь, что я никакой не высоцковед,  никогда им не был и в дальнейшем быть не собираюсь. Это просто мысли человека, которому небезразлична жизнь и творчество В.С. Высоцкого.
Для особо одарённых читателей  настоящей рецензии хочу сказать, что мнение моё абсолютно субъективно.  Это мой, только мой частный взгляд отдельного человека, который не хочет их, никому навязывать. Отсюда логически вытекает, что за мной не стоят никакие группировки  любителей творчества Высоцкого, поэтические кружки, квадратики, кружочки, ромбики,  секты авторской песни и всей прочей ерундистики.



   Часть первая:

    «КГБ»

Моё фамилье, имя, отчество
Прекрасно знали в КГБ
                                
                                      Высоцкий                                                          

Да, действительно знали. Но как это передано в фильме?
Славные сыны нашей бывшей необъятной Родины, бдительные чекисты, верные заветам Железного Феликса свет Эдмундовича, готовятся разоблачить крупную, глубоко эшелонированную разведывательно-диверсионную группу специального назначения, готовящуюся провести серию террористических актов на территории Узбекской ССР под прикрытием концертных выступлений.
Командир группы – некто Высоцкий (его сдаёт комитетчикам один из подельников). Начинается «охота» на гастарбайтера с гитарой из Москвы. Так сказать, завязка сюжета. Прямо детективный боевик!
И всё это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Тема «левых» заработков на концертах Высоцкого действительно была. И был соответствующий интерес у компетентных органов,  всё это подробно описано в многочисленных биографиях поэта у разных авторов.
Но не об этом рецензия. И,  конечно, не об этом должен быть фильм.
Но если уж уважаемым создателям кинокартины так было прямо невтерпёж обратить своё внимание именно на этот аспект, то всё это можно было бы  сделать намного лучше, качественнее и честнее.
Передача  фактов  должна  идти  не   особняком,  а  с указанием причинно-следственной связи.
Что побудило Высоцкого на эти концерты?
Почему артистам не позволяли зарабатывать на своём имени и таланте публично, не боясь уголовного преследования со стороны властей?
Об этом ─ ни полслова, ни полкадрика.  
Мол, типа, догадайся сам или сама? (Авось не дура, не дурак!).
И сколько вместо этой чернухи можно было сделать интересных завязок сюжета!  
И в первых кадрах фильма должен быть не гебист в штатском, допрашивающий проворовавшуюся парочку, а сам поэт.
Ну вот,  например, можно было бы сделать так: Высоцкий ночью за столом, в тишине квартиры сидит за столом и работает, набрасывает варианты текстов стихов, подбирает ритм на гитаре и так далее. Важно было бы показать поэта за главным делом своей жизни ─ писанием своих стихов.
К Высоцкому как ни к кому другому поэту применимы слова Марины Цветаевой, сказанные о себе самой: «Не знаю, сколько мне ещё осталось жить, не знаю, буду ли когда – нб. Ещё в Р, но знаю, что до последней строки буду писать  с и л ь н о, что слабых стихов не дам» .
Тема «Цветаева – Высоцкий» заслуживает отдельного исследования в литературоведении. Высоцкий не только русский, но ещё и московский поэт:  не только по рождению, но и по «школе» стиха .
«Святая троица» московских поэтов: Лермонтов, Цветаева, Высоцкий … Ну да ладно.
Я немного отвлёкся.
Вернёмся к нашим баранам.
Если глубокоуважаемому режиссеру кажется эпизод с застольной работой в тиши ночной квартиры очень статичным, пожалуйста, можно сделать  и  подинамичнее.  
В том же 1979 году Владимир начинает работать над последней своей ролью в кино – Дон Гуаном («Маленькие трагедии», режиссер  М.Швейцер, Мосфильм, 1979 год). Вот вам где и драйв, и экшн,  динамика и всё что угодно! Показали бы, как Владимир работает над ролью, как выкладывается по полной до изнеможения, больной, простуженный, с температурой 390! Не устраивает Александр Сергеевич Пушкин, маловат, так сказать, калибр для вашей супергипергениальности?
Ладушки. Есть ещё вариантик.
Как вам уважаемый, господин режиссер, кандидатурка Фёдора Михайловича Достоевского? (12.02.1979 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Преступление и наказание», где Высоцкий играл роль Свидригайлова).
Да много ещё чего можно было бы создать в завязке сюжета. Вариантов ─ целый состав, плюс вагон, плюс маленькая тележка. Было бы желание − и совесть.
Но господа пошли другим путём.
Вместо гения в первых кадрах сразу еврей (вернее жид ) – Фридман. И гебист лупит для острастки в дверь камеры. Вот что оказывается нужно! Вот оно искомое зерно! Вот где собака зарыта!  
Вот она ─ диалектика бытия!
Куда там Пушкину с Достоевским!
А-ля «Бумер-3»!
Действительно, «гора родила мышь …»
Вместо этого Высоцкий, который, к слову говоря, ещё даже не появился на экране, сразу выставляется рвачём, хапугой, который обкрадывает родной СССР.
А в действительности, так сказать, по жизни? И действительно, несмотря на прогрессирующую болезнь, Высоцкий до самого ухода работал сильно, не снижая художественного уровня – ни на сцене, ни в поэтическом творчестве.
Это вообще уникальнейший случай, как и всё то, что связано с Высоцким.
С самых первых кадров фильму задан вектор направления вниз: в кинематографическую  преисподнюю, на самое дно киношного ада  …


  Часть вторая:


  «МОСКВА»

Час зачатья я помню неточно, ─
Значит, память моя ─ однобока …
                                
          Высоцкий

2.1. Появление главного героя.
2.2. Театр на Таганке.
2.3. ОВИР
2.4. В.В. едет домой.
2.5. Сцены в доме.



Я родился и вырос в Москве. Моя мама – тоже. Родители моей мамы – тем более. И если у Высоцкого – «Дом на  Первой Мещанской – в конце …», то у меня другой «детский» адрес: Петровка д.20, кв.4, тел. К4-01-39. А всё остальное точно так:

«Все жили вровень скромно так, ‒
Система коридорная,
На тридцать восемь комнаток –
Всего одна уборная …»

Ну и поскольку уборная (так же, как и ванна) была одна, то висело в коридоре квартирное расписание по посещению столь значимых мест. Молодёжь в расчёт не брали. Молодёжь (ну, кроме, конечно, лиц заведомо несовершеннолетнего возраста) вообще должна была ходить в общественный туалет на углу Петровских линий и Петровки. На кухне ‒ двенадцать газовых конфорок на трёх плитах.
Соседей в начале семидесятых было человек тридцать – не больше. (Например, в пятидесятые, по воспоминаниям моей мамы - жило больше сорока человек).  А что творилось,  в двадцатые, тридцатые можно только представить.
Евдокима  Кирилыча и Гиси Моисеевны не было, но и у нас жили – русские,  поляки,  татары,  евреи,  армяне, мордва, и даже одна норвежка имелась. Мама помнит пофамильно всех с кем жила от рожденья до 1975 года: Александровы, Бонч-Рудковская, Гришина, Гольдберг, Гусевы, Поманские (родной брат мамы Владимир и её отец Борис), Евдокимовы, Кореневы (то есть мы), Сейфулюковы, Устинова, Шигаевы.
Это были те, о ком поэт сказал:

  «Они нам детских душ не загубили,
   Делили с нами пищу и судьбу …»  

( « Летела жизнь », 1978 г. )


Но время неумолимо, и,  как говорится – «Иных уж нет, а те далече …».  
Высота потолков- три метра семьдесят пять сантиметров. (Выше только в «сталинских» высотках).
После начались переселения, расселения, расслоения, съезды-переезды. И потолки стали много ниже, и соседей по подъезду почти не знаешь …  
Переселение коренных москвичей из центра города на окраины в т.н. «спальные районы», на периферию. Видимо, уже тогда, товарищи коммунисты заблаговременно стали готовиться к приходу капитализма 90-х годов. По воспоминаниям мамы, после расселения (1975 г.) наш дом ещё очень долго (примерно лет десять) стоял пустым, а затем в нём появились люди, которые имели очень косвенное отношение и к Москве, и к России, и ко всему русскому вообще …
Наш дом счастливо избежал «чумы» модняцкого новодела на рубеже веков, хотя бы внешне, а что там внутри – одним гастарбайтерам известно. Сплошные конторы, офисы и прочая канитель …
В 1979 году мне полновесных, «взрослых» семь лет от роду. Я уже умел чистить картофель, мыть посуду,  ходить за хлебом и даже немного готовил. Помню булочные-кондитерские с лепниной внутри и на фасаде, колонны, толстые стёкла полукруглых витрин. Мощные, массивные кассовые аппараты, словно отлитые из чугуна с ручкой в боку, круглые чёрные кнопки. Незабываемый запах хлеба, пастилы, зефира, ирисок.
А московский хлебный квас!  
И, конечно, изо всех окон − Его голос …

2.1. Появление главного героя.

  Пришли дотошные «немыдругие»,
  Они хорошие, стихи – плохие …
                                  
  Высоцкий

                          
  Он был как юный пионер ― всегда готов …

  Высоцкий


Ход с гримом – абсолютно правильный ход. Это ― несомненно стратегическая победа создателей картины. Не будь такой достоверности, фильм, на «сто пудов», совсем развалился бы, болезный. Я это говорю безо всякой иронии, что хорошо, то хорошо.
Действительно, по части грима была проделана уникально-громадная работа, которая в принципе не имеет себе равных не только в истории отечественного, - но и европейского, и даже мирового кино. Сходство грима с реальным персонажем необычайно велико, хотя и не абсолютное. (И это в принципе невозможно сделать,  так как живое человеческое лицо всегда будет
«выигрывать» у самого лучшего и безупречного грима).
Но повторюсь – сделано классно. Как говорится, - «снимаю шляпу», вернее кепку, так как я шляп не ношу.
Но,  к громадному сожалению, великолепным гримом всё (или почти всё) и ограничивается.
То, что роль очередного поэта в очередной раз досталась актёру Сергею Безрукову – оставим на усмотрение авторов. Появилась даже такая шутка, типа анекдот: - «Говорят, что не так страшно, что ты умрёшь, а действительный кошмар будет  тогда, когда тебя сыграет актёр Безруков».
Действительно перечень его ролей в отечественном кино впечатляет. Кого только он не переиграл!
И благородного бандита Сашу Белого в сериале «Бригада» (эдакого доморощенного русского Робин Гуда), и участкового милиционера – старшего лейтенанта, и генерала Каппеля, и погранца, и, конечно, главных русских поэтов, гениев классической русской поэзии XIX и XX веков, поэтов милостью Божией: Пушкина, Есенина и самого Владимира Семёновича Высоцкого. Да подумаешь, какой-то там Владимир Высоцкий!  Безруков умудрился сыграть роль самого Спасителя – так сказать, нашего народного товарища Христа (ну, конечно, не канонического, церковного Христа Спасителя, а булгаковского – Иешуа Га-Ноцри, но всё же, все мы знаем, как всеми нами почитаемый, «свой в доску»  товарищ Христос и, как говорится, ни каких гвоздей. Самого Спасителя сыграл актёр Сергей Безруков, а вы говорите – Высоцкий! Главная роль на все времена сыграна, чего уж там теперь!  А после вступления в партию «Единая Россия»,  я думаю, что у Сергея Витальевича не осталось никаких проблем с ролями… ( Ведь правда? Ну признайтесь, Сергей Витальевич… )
Кстати, о сериале «Есенин»  (режиссер Игорь Зайцев,  «Первый канал- Россия», 2005 год), где столь «отличился» Сергей Витальевич.
Халтура,  конечно, полная, господа!
Но я не об этом.
У Высоцкого, прямого наследника пушкинско-есенинской традиции в русской поэзии, в «парижском дневнике» 1975 года, между прочим,  есть такая запись:
«Вернулись да легли, только посмотрели «Айседору» по-американски. Её играет Ванесса Рейдгрев ─ очень хорошо. Есть там изображение России 1921 года и Есенин, который говорит с английским акцентом, читает стихи, тоже с акцентом, водку пьёт, дерётся и  изображает русского безумца. Революционные солдаты одеты в потёртые дублёнки и поют «Калинку» с акцентом. Она пляшет в каком то зале, где висит всё, что они знают из лозунгов: «Знание – Сила». Плакат «Убей немца». Портреты Ленина во всех ракурсах, и всё красно от кумача. Господи, как противна эта клюква. Стыдно.
Но ведь мы-то, должно быть, про них делаем ещё хуже…»...    
Как в воду смотрел Владимир Семёнович! И, видимо предчувствовал, что когда-нибудь в таком ключе могут снять фильм и о нём самом. Да вот только, там не наши снимали, а здесь-то свои, родненькие, туфту гонят.
Лично у меня игра Безрукова кроме глухого раздражения ничего не вызывает. В принципе я его оцениваю негативно (как, впрочем, и всё российское постсоветское кино).
Раздражает всеядность этого, так сказать, артиста (с 2001 года – «Заслуженного артиста РФ», с 2008 года – «Народного»). В чём скажите мне, эта заслуженность, тем более – народность? Может быть в той неразборчивой жадности до новых ролей? Но это называется несколько по-другому, – болезнью. Болезнью человеческой души, именуемой тщеславием и гордостью, вернее гордыней. Ни какой себе остановки, или хотя бы паузы, чтобы хоть немного оглядеться вокруг, переосмыслить себя как художника. Вместо этого естественного процесса, есть чётко налаженный конвейер по производству кинематографического фасфуда,  именуемое «современное российское кино». И не важно, кто тебя покупает. Главное ‒  подороже продаться. Главное ‒ по шире раздвинуть ноги перед богатым клиентом, а там уж – пропадай девичья честь! Главное – ни за что не выпасть из «обоймы», собирая наградки, как младенец собирает бирюльки: фантики, открыточки, статуэтки, кубки, кружочки в виде медалек и прочие крендельки.
А что касательно званий, то приведу выдержку, из личного дневника русского актёра Олега Ивановича Даля (1941 – 1981 г.г.), кстати, партнёра Высоцкого по фильму «Плохой хороший человек» (Режиссер И.Хейфиц, «Ленфльм», 1973 г.) и одного из очень немногих друзей и братьев по ремеслу:  
«СОЦРЕАЛИЗМ и что из этого …
Самое ненавистное для меня определение.
Соцреализм ─ гибель искусства.
Соцреализм ─ сжирание искусства хамами, бездарями, мещанами, мерзавцами, дельцами, тупицами на высоких должностях.
Соцреализм – определение, не имеющее никакого определения.
Соцреализм – ничто, нуль, пустота.
Естество не любит пустоты.
Посему, столь бездонная пустота, как соцреализм, мгновенно заполнилась всяческим г… и отребьем без чести и совести. Не надо быть талантливым, чтобы сосать такую матку, как «с  –  р». Надо просто знать, что надо, и на книжной полке будет расти ряд сберкнижек! Соцреализм предполагает награды и звания!
ЗВАНИЯ …
Нар. арт. респ. Засл. арт. респ. Нар. арт. Герой Соц. Реализма для людей искусства.
Звания не заслуживаются. Они назначаются, а потом выдаются, как охранные грамоты. Выдаются по степени «правильности» существования в соцреализме».  
Замени одно слово «Соцреализм» (социалистический реализм) на другое ─ «Капреализм» (капиталистический реализм), и всё будет то же.
По сравнению с той плеядой актёров 1960-х – 80-х  годов: Павел Луспекаев, Леонид Быков, Алексей Смирнов, Василий Шукшин, Георгий Бурков, династия Дворжецких (Вацлав, Владислав, Евгений), Олег Даль, к которой принадлежал и сам Владимир Высоцкий,  господин Безруков явно не вытягивает, мягко говоря и грубо выражаясь. Но не беда! Раз природного таланта нет, возьмём нахрапом, нервом, куражом – эдакой старательностью первого ученика в классе, который (кровь из носа!) хочет,  непременно хочет,  получить свою законную «пятёрку».

                     Я шёл домой - под утро, как старик, -
                     Мне под ноги катились дети с горки,
                               И аккуратный первый ученик
                     Шёл в школу получать свои пятёрки.

                     Ну что ж, мне по делом и по делам -
                     Лишь первые пятёрки получают …      
                     Не надо подходить к чужим столам
                     И отзываться, если окликают.  

                       ( «Случай», 1971г.)

Но Владимира снова (в который уж раз!) окликнули, и он (наивность гения!) в который раз подошёл …
И что же увидел Владимир Семёнович?

2.2. Театр на Таганке.

В тюрьме Таганской бывает хуже -
                                                                                      х
  Там каждый – волком, никто не дружит.                      
                                                                                             Высоцкий


А увидел Владимир Семёнович самого себя в стенах своего родного театра: театра драмы и комедии на Таганке.
Нет, это не эффектная придумка режиссера, это не алкогольный бред, не наркотические галлюцинации.
Московский театр драмы и комедии на Таганке реально, и, как сейчас говорят,  «чисто конкретно», существует. С 1964 года и по сей день,  и даже адрес у него  официальный имеется: Москва, улица Земляной вал, дом 76/21.
Вы спрашиваете меня для чего этот экскурс и саркастический тон?
Охотно объясню.
В данном эпизоде показан вышеозначенный театр – как скорлупа без яйца. Как красивый фантик без конфетки. Как коробка от торта, но без содержимого.
Вы ели когда- нибудь  скорлупу, выбрасывая яйцо в ведро, конфетные фантики жевали, закусывая квадратной коробкой из под торта?
Нет?
Правда?
Да не гоните!
После просмотра сего действа я вдоволь  налопался этих «деликатесов».
Тема работы Высоцкого в театре абсолютно не раскрыта. Тема в биографии поэта очень важная. Одна из ключевых.
Уже давным –давно изданы, и благополучно разошлись не хилыми тиражами для современного российского книгопечатания воспоминания и дневники его коллег по сцене (Аллы Демидовой, Валерия Золотухина). Леонидом Филатовым сделан документальный фильм о В.В. из серии «Чтобы помнили». Есть многочисленные интервью о Высоцком:  Ивана Бортника (вместе снимались в многосерийном фильме «Место встречи изменить нельзя», Одесская к/с., 1979  г.) и Ивана Дыховичного (Высоцкий посвятил ему детскую поэму в стихах «Вступительное слово и Витьку Короблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного», которая также имеет и другое название – «Что случилось в 5 “А”?»)
Опять же – есть Любимов Юрий Петрович ― главный режиссер.
Разные люди.  
Разные характеры.
Разные судьбы.
Разные творческие и человеческие критерии существования в жизни и в профессии.
Отношение к поэту. Зависть труппы.
Но об этом – ни полкадрика. (Эпизод с Любимовым на репетиции «Пугачёва» хотели вставить, но потом отказались от этой затеи).
Зато мы видим каких-то безымянных людей (видимо,  рабочие сцены) и одного коллегу по театру  (в лице всё того же неувядаемого Безрукова), некоего Юру. (Кто такой?).
Здесь ход с  раздвоением  господина Безрукова на реального и в гриме ясен. Режиссёр, видимо, хотел показать класс операторской работы, наложение картинки, так сказать. Мол, вот до чего в совершенстве мы владеем техникой ремесла. Да, «техника» - есть. А самого ремесла – не видно. Полный вакуум.
Но справедливости ради надо сказать, что во всем эпизоде есть один классный момент. Это, когда машинистка ставит на характеристике Высоцкого печать, а он на это замечает:  «Талантливо …».  А в целом эпизод – пустышка. Говоря по медицине – плацебо.


2.3. ОВИР


Перед выездом в загранку
Заполняешь кучу бланков –
Это ещё не беда …
                                  
   Высоцкий

Долго и много говорить не приходится: хорошо.
Не шедевр, конечно, можно было сделать и лучше, но, как говорится,  за не имением гербовой бумаги пишем на обычной.
Есть два точных штриха.
Первый, когда гебист здоровается на «ты» - «Привет!». А Высоцкий на «вы»:  «Здравствуйте …». Интонации голосов – все точные.
Второй, когда гебист рвёт листы с биографией и заявлением о выезде за рубеж. И говорит, что от руки теперь уже никто не пишет, но он напечатал.
Но предупреждение Высоцкому о том, что не надо ехать с концертами в Узбекистан выглядит не очень убедительно. Но в целом не плохо.

2.4. В.В. едет домой.


И не захватывает дух на скоростях,
Не холодеет кровь на виражах.
                                                                                     Высоцкий

Я знаю,  уважаемый читатель, что, типа, настоящий мужчинка должен разбираться как минимум в трёх вопросах: в футболе, в женщинах, и, конечно, - в автомобилях.
К своему стыду, вынужден признаться, что ваш покорный слуга во всех трёх вышеперечисленных пунктах – полный профан.
Ну да ладно. Доверимся мнению профессионалов.
Ставка авторов фильма на строжайшее соблюдение всяких деталей, деталек, деталюшек, деталюшечек даже самых милипузерных – сработал на славу.
И в самом деле, написал же Владимир Семёнович в «Песне автомобилиста» ( 1972 г. ) :
                           И вот – как «языка» - бесшумно сняли
                           Передний мост и унесли во тьму.
                           Передний мост! … Казалось бы - детали, -
                           Но без него и задний ни к чему.


Действительно - ни к чему. Поэтому внимание - к деталям!
Мелочей в нашей скрупулёзной работе нет!
После уникального грима главного героя картины у создателей получился и великолепный, легендарный автомобильчик Высоцкого: «Mercedes-Benz 350» (по другим данным 450-тая модель W116) 1974 года выпуска, который поэт приобрёл в 1976 году. Цвет «Голубой металлик». Госномер: 71-76 ММУ (если я ошибся в цифрах, пусть меня поправят знатоки).
После проката фильма машина была разыграна в конкурсе с участием еженедельника «Аргументы и Факты» и «Первого канала», победителем которого стал пенсионер – кемеровчанин Анатолий Плотников.
Смотря на «Mercedes»  Высоцкого, я подумал вот о чём. За тридцать с лишним лет со дня ухода Владимира Семёновича авто стали куда как и более мощными, и комфортными, а ездят на них больше те, которых и людьми то назвать трудно. Что интересно, останется после так называемой жизни этих самодовольных, сытых туловищ? Их шикарные авто? Но они сгниют, так же, как уже, наверное, сгнил оригинал того самого «Mercedes», с которого команда фильма сделала столь удачную копию.
Но это так, небольшое, философское отступление. И,  как говорится, вернёмся к нашим баранам. Хотя бараны здесь явно ни причём. Какие, к чертям собачьим,  бараны? Я хотел сказать – вернёмся к комментированию фильма.
Высоцкий вставляет в автомагнитолу аудиокассету. (Авторы хвалились: мол, та самая магнитола, которая была именно в машине В.В. Вы же помните главное кредо клепальщиков данного фильма: детали самое главное – его величество детали!!! Всё остальное – по боку.). Звучит трек группы «ABBA» (Sweden, 1972 – 1982 г.г.) “Summer Night City” («Лето  ночного города»), «The Albums», 1979 г. Деталь достаточно точная. Деталь верная. В бытовом плане В.В.  уже давно приобрёл менталитет западного человека.  И трек 1979 года. Всё точно.
Разворот с грубейшим нарушением ПДД. Метания из ряда в ряд. И его глаза, уставшие донельзя. И судя по всему, домой Высоцкому ехать сейчас хочется меньше всего ... .

. 2.5. Сцены в доме.


   В дом заходишь как
   Всё равно в кабак,
   А  народишко   ─
   Каждый третий  ─ враг.


     Высоцкий


Трёхкомнатная кооперативная квартира на восьмом этаже по адресу: Москва, улица Малая Грузинская, дом 28, конечно,  не кабак, но уюта, несмотря, на солидную бытовую обставленность интерьера, явно не хватает. А если честно,  то домашнего  уюта нет.
Это не дом – проходной двор. Всё время, постоянно толкутся разные люди и людишки: друзья, дружки, приятели, шапочные знакомые и вообще - неизвестно кто.
Сцены в доме в принципе,  показаны, верно, кроме, пожалуй одного: врач заявляет Высоцкому о том, что в Узбекистан лететь не нужно из-за здоровья. Это обставлено так, что как-будто,  уже вся Москва знает о болезни В.В. Этот врач – не личный врач В.В. – Анатолий Федотов (в фильме его сыграл Андрей Панин).

Часть третья:

" ЧЕБУРЕКИЯ"

  Вдоль дороги всё не так,
  А в конце ─ подавно.
                        
  Высоцкий


3.1. Вылет из Москвы.
3.2. Наркотики.
3.3. Высоцкий на сцене.
3.4. 28.07.1979 года
3.5. Сцены в аэропорту.
3.6. Ф и н а л.


Славное когда-то было  время  ─  с о в е т с к о е  …
Все так называемые «братские» народы послушно и смирно сидели по своим национальным квартиркам, « чердакам » и « подвалам », тихо ненавидя русских и мечтая взять, когда-нибудь реванш за униженное самолюбие очень маленьких, но очень и очень, понимаешь ли, гордых народов.
Степенные прибалтийские товарищи, роняя слюни, с вожделением глазели на разноцветно-неоновые вывески фасфудных-закусочных Запада, мечтая когда-нибудь превратиться в доморощенных «господ».
Родители будущих гастарбайтеров тупо жевали урюк в аулах, размножались и батрачили на местных партийных баев в тюбетейках, которые в свою очередь, по-азиатски приветливо обворовывали Россию, впрочем, не забывая регулярно засылать в Кремль щедрые подношения густобровому молдованину .
Всякие там абдулазизы, алишеры, алижоны, аминжоны, алихоны,  бахтиёры, бободжоны, ибодуллы, кувваты, муроды, рустамы, фуркаты, фуршеды, хуршеды, шодмоны  не везли, упакованную тюками «дурь», в Москву,  их женщины не попрошайничали   в вагонах столичной подземки, не мели метёлками во дворах, не говорили русским, что перережут их как баранов, а наших жён, сестёр и дочерей возьмут к себе в гаремы.
Славное было  время …
Много ещё чего не было …
… А сейчас Владимир сам едет на заработки: так сказать, и себя показать, и людей посмотреть. И действительно интересно: с чего это вдруг он туда попёрся? Неужели захотел кириллицей победить арабскую вязь?
«Ты, Рассея моя … Рас …сея …
Азиатская сторона!»

3.1. Вылет из Москвы
                        


      
  И знал, куда и для чего
  И сколько ехать.

   Высоцкий


В принципе снято неплохо. Напряжённая музыка на взлёте самолёта – отлично. Отрешённый Высоцкий в салоне – хорошо. Прилёт, сцены в аэропорту, дорога в гостиницу, склоки между администраторами в машине – из-за «бабла» - по месту. Такая, знаете ли, суета сует вокруг смертельно уставшего поэта на фоне азиатского пекла …
Но всё портит суета гебистов, их приготовления в гостиничном номере. Эдакая,  голливудчина. Всё заштамповано, заезжено. Сюжет линейный, при всей кажущейся динамике, вяловатый.


3.2. Наркотики.

  Что ни слух – как оплеуха!
  Что ни мысли – грязные.
  Жисть – жестяночка, житуха
  Житие прекрасное!


   Высоцкий


Вначале я хотел дать другое название этому разделу, а именно «История болезни» или что-нибудь в этом роде. Но затем я понял, что ни сценарист, ни режиссер не дали мне кинематографического материала для столь глубокого анализа заданной темы.
Огромная трагическая тема болезни поэта, равного ─ по гению таланта,  личности и судьбе,  которому в истории мировой и отечественной литературы не было, нет,  и,  видимо, уже никогда не будет, сузилась и опошлилась до размера пустой стеклянной ампулы – с существительным из девяти букв: «наркотики».
В фильме трагедия превращается в фарс. Эдакое улюлюкание пьяных ковбоев, загоняющих добычу.
Если проанализировать судьбу Высоцкого именно как литератора (поэта и прозаика), то многое становится если не ясным, то во всяком случае более или менее объяснимым.
Литература – ремесло одиноких. «Большая», так называемая, «классическая» литература – ремесло уже абсолютно одиноких, ибо чем больше, острее талант, а тем более – гений, тем глубже это самое –одиночество души человеческой.
И чем шире становился ремень его гитары, тем сильнее суживалась жизнь – и в нём самом и вокруг него.
Неужели он мало нам всем отдал, чтобы не иметь права выбрать свой путь ухода?
Начертал же:
             Сколько великих выбыло –
             Их выбивали нож и отрава.
             Что же, на право выбора
             Каждый имеет право.

3.3. Высоцкий на сцене.

  Слетелись голубочки – гули – гули!
  Какие к чёрту гули, хоть кричи!
  Надули голубочков, обманули,
  Скользили да плясали люли, люли,
  И на тебе! – в убежище нырнули
  Солисты, гастролёры, первачи.


   Высоцкий

  Банчик – красная икра,
  И мечу я весело.
  В этот раз моя игра
  Вашу перевесила!

   Высоцкий

Ну вот, наконец-то, поэт приступил к главному делу своей жизни: исполнению текстов перед публикой.
И что же мы видим на экране?
Высоцкий начинает выступление с песни «Конец охоты на волков, или охота с вертолётов».
Выбор, честно говоря, более чем странный. Сам текст написан, судя по многочисленным изданиям сочинений, в 1978 году. Имеется съёмка итальянского телевидения в квартире самого Владимира Семёновича, где летом 1979 года сам автор исполняет свой текст.
Но вот, чтобы Высоцкий начинал именно с  «Конца охоты …» в 1978 – 1980 г.г. на своих концертах перед широкой аудиторией, тем более малознакомой или вообще – незнакомой,  ─ это уж дудки, во всяком случае, официальных свидетельств этому не сохранилось. (Или, сразу оговорюсь, мне лично не известно, хотя я и не высоцковед). Тем более сомнительным представляется, что поэт рискнул бы исполнять данный текст в незнакомом ему Узбекистане на виду у тамошнего партийного бомонда.
И дело, как вы сами понимаете, не в трусости автора, а просто – ну зачем лишний раз, так сказать, гусей дразнить?
Это – главное о чём я хотел высказать в данной главе своей рецензии.
Кроме этого, есть несколько мелких несовпадений, но на фоне вышеизложенного они как-то меркнут, право слово …


3.4.     28.07.1979 года.


Я прожил целый день в миру
Потустороннем …

Высоцкий

Как это ни цинично звучит, сцены клинической смерти поэта в гостиничном номере сняты действительно хорошо: самое главное, что здесь впервые в фильме появилась объёмность повествования, появился и второй план, раскрывающий мизансцены.
«Двадцать первая «Волга», буксующая в грязи ─ это квинтэссенция всей жизни Владимира. А главным в его жизни было ─ Преодоление.  Преодоление себя самого, обстоятельств вокруг себя, времени, самой Судьбы: всего того, что называется человеческой жизнью. Натужно буксующая «Волга» ─ и мне сразу слышатся, как набатом в сердце, его «Купола» (1975 г.):

       «Грязью чавкая жирной, да ржавою,
               Вязнут лошади по стремена …»

Но лошадок – живых – уже нет, все верные лошадки уже загнаны – насмерть. Осталось только ─ хоть мгновенье постоять на краю …
Но есть стальные «лошадки» - под капотом злосчастного такси, которое, как вся Россия, увязло под самое брюхо и кажется, что никакая сила в мире не вытащит её отсюда.
    
      «Мою страну, как тот дырявый кузов,
      Везёт шофёр, которому плевать …» (1976 г.)

(Здесь речь шла куда как о более высокопоставленном «шофёре», но аналогия  прослеживается …)
Актриса (Марина Александрова), которая играет вторую жену поэта Людмилу Абрамову – потрясающее сходство.
Дети – Аркадий и Никита – великолепно.
Очень к месту, знаково что ли, - упоминание Высоцким братьев Стругацких, и отнюдь не только потому, что «чем больше масса, тем больше трение», а ещё и потому, что тема Стругацких  в стихе Высоцкого из того же года, что и повествование в фильме – 1979-го:

        Он не двойник и не второе Я –
        Все объяснения  выглядят дурацки, -
        Он плоть и кровь, дурная кровь моя, -
        Такое не приснится и Стругацким.  

        («Меня опять ударило в озноб …», 1979 г.)


Здесь не только тема болезни поэта, понятие и принятие неотвратимости надвигающейся трагедии.
Здесь, -  нечто большее.
Как есть в литературе стихи, написанные чернилами, или же кровью в номере гостиницы «Англетер», так есть и фантастика на – бумаге, и реальная фантастика в самой жизни человека. Невероятность была одной из черт Владимира.
Вопреки всему на свете: здравому смыслу, диагнозам врачей, наконец, просто – инстинкту самосохранения, он пёр против движения, отметая законы физики и человеческого бытия.
Великолепен и очень точен жест маленького Никиты за стеклом машины: “Yes!” (Да!). Жест скорее из сегодняшней жизни – здесь прослеживается связь: из прошлого в современность. И звон будильника – и открывающиеся глаза Владимира.
Его время уйти в вечность,  ещё не пришло.
И всё это на фоне великолепной музыки – потрясающе!
Но тут на сцену повествования выходят офицеры госбезопасности и портят всё дело.  Трагедия оперативно превращается в фарс. Весь успех предыдущих сцен смазан, вернее затоптан суетливой беготней гебистов.  «Контора Глубокого Бурения»  взяла свои очки …


3.5. Сцены в аэропорту.


Застряли в лифте четверо соседей,
Живущие на разных этажах …
                                        

Высоцкий


На Филиппинах - бархатный сезон      
Поклонники ушли на джонках в море,
Очухался маленько чемпион,
Про все что нужно высказался он
И укатил с почетом в санаторий.
                                    

Высоцкий


Если до этого вышеозначенный фильмец–молодец хоть как-то, худо-бедно держался, судорожно цепляясь  дрожащими лапками за почётное звание «художественный» неплохими решениями, которые хило пробивались сквозь накатанную киношную халтуру, то диалог Высоцкого с полковником КГБ Бехтеевым (актёр Сергей Смоляков),  лично по моему скромному разумению,  ставит жирный крест на картине. Вбивает осиновый кол в поэта.
Из художественного фильма здесь «лёгким движением руки» (или, может быть, ноги?) фильм превращается в публицистическую пропаганду неких идеек, смутно (или наоборот – яснее ясного?) напоминающее движение диссидентов в СССР.
Типа, опальный, гонимый такой поэт противостоит один на один с безжалостной государственной «машиной» в лице вышеозначенного полковника. И упоминание Пушкина и несчастных птичек, которых выпускают на волю, и Ксюха, и верный кореш Фридман, театрально бегущий с урной в руках, в которой горят улики-корешки злосчастных билетов.
А самому Высоцкому с хрипотцой и блатной истерикой впору выдать нечто вроде: «Всё, начальник, «доказухи» нет, «чистуху»  писать не буду, век воли не видать!». А после взять гитарку ударить по струнам и заорать  дурным голосом «Таганку»: «Таганка, все ночи полные огня …». И,  конечно же – наркота: как фетиш всего земного и небесного.
Двое сидят друг против друга. Идёт деловой торг.
Полковник выкладывает свои козыри: паспорт, любовницы Семёныча, коробку с ампулами, поэт в ответ, задирает рукав рубашки, показывая следы уколов. И на фоне красных флагов учит полковника уму-разуму.
Судя из этого диалога, уже весь СССР и мир в целом, давно знают о наркозависимости Владимира Семёновича, и даже  инопланетяне с зелёными ушами и с антенками на головах кое о чём догадываются.
      Как говаривал один известный граф: «Всё смешалось в доме Облонских ...».

3.6.  Ф и н а л

  Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, ―
  Припомни этот белый зал ― и улыбнёшься.
  Век будут ждать тебя – и с моря и с небес ―
  И пригласят на белый вальс, когда вернёшься.
                                                                                             Высоцкий

Вернее сказать не финал, а финиш. Амба. Конец.
Точнее  –  тупик.
Нам глупым незнайкам, милым несмышлёнышам, доверительно сообщают, что поэт пережил клиническую смерть в июле 1979 года. И добавляют, что он же умер ровно через год: 25июля 1980 года.   А мы без них не знали этого никак!
И всё это – на фоне стихотворения «Мой чёрный человек в костюме сером …» (1979г.).
Хотя стоп. Давайте разберёмся. Уточним, так сказать, некоторые детали. Мы ведь все отлично помним, что клиническая смерть в Узбекистане (точнее в Навои) случилась 28.07.1979 года. А наречие «ровно» предполагает, что поэт должен был умереть, так сказать, уже окончательно и бесповоротно 28.07.1980 года. И здесь получается нестыковка: в трое суток.
И меня здесь могут законно спросить: а это здесь к чему?  Да нет, отвечу я вам, просто – для порядка в цифрах (ведь авторы фильма такие аккуратисты, блин, так были привержены всяческим деталькам, а здесь прокололись. Ну да ладно, с кем не бывает …). Здесь для меня был важен другой момент. Это информация о смерти поэта не даёт зрителю надежду. Надежду на чудо. Наивную, детскую надежду, что может быть, всё обойдётся.
Но нет, не тут-то было. Нам чётко дают понять, что ничего у Семёныча не вышло. Как ни старался болезный, а в конце концов дал дуба. (Варианты: «склеил ласты», «поставил кеды в угол»). Кому как нравится.
А мне нет.
Мне - не нравится. Хотя, кого это волнует?
Как говаривал наш величайший футболистик Андрейка Аршавин:  – «Это -ваши  проблемы …»  


ЭПИЛОГ,  или кто за чем бежит

    
На дистанции ── четвёрка первачей,
Злых и добрых, бескорыстных  и рвачей.
Кто из них что исповедует, кто чей?

Высоцкий

Поговорка о том, что природа отдыхает на детях гениев, сработала, увы, и в нашем случае. Нет,  конечно, Никита Владимирович Высоцкий без преувеличения достойный сын своего отца: театральный и киноактёр, директор Государственного культурного центра-музея В.С.Высоцкого (ГКЦМ), учредитель и исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Высоцкого, преподаёт на кафедре режиссуры и актёрского мастерства в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), и, как нам подсказывает вездесущая «Википедия», является известным болельщиком московского футбольного клуба «Локомотив». (Ну там, где ещё одни негры-папуасы  играют, как и во всём нашем футболе, впрочем). Одним словом – выдающийся человек.
Но к написанию сценария фильма о своём отце Никиту Владимировича нельзя было подпускать и на пушечный выстрел. Здесь нужен был человек лично никогда не знавший того, о ком он будет излагать. Здесь было необходимо временное и пространственное удаление автора от субъекта повествования.
А в натуре получилась довольно комичная ситуация: один родственник, лишённый литературного таланта (я сужу только на примере данной картины), рассказывает о другом родственнике, обладавшим при жизни недюжинными многочисленными талантами, в том числе и литературными. Написание сценария – это один из видов литературной работы. И сценаристом – по большому счёту тоже нужно родиться или, во всяком случае, много работать, чтобы получилось хоть что-то более или  менее удобоваримое.
В рассматриваемом нами примере ставка была сделана на знание в деталях бытовых, событийных моментах из жизни поэта. И это, ― как фетиш.  Под это было подогнано всё: и сценарий, и режиссура,  и операторская работа, и монтаж, и игра актёров. Всё вкупе лишило возможности пространственного манёвра, объёмности изображения личности главного героя картины, эшелонности, а не линейности кадра.
Кино – это, прежде всего, ― режиссёрское искусство. И если только режиссёр – хозяин в своём фильме, только тогда получается всё, как надо. (И это, кстати, не моя мысль. Об этом говорил ни кто иной, как  сам Владимир Семёнович Высоцкий на первом и последнем своём выступлении на Центральном телевидении в Останкино 22.01.1980 года. И тем самым косвенно признал правоту режиссёра Говорухина, который дерзнул не позволить спеть Высоцкому (самому Высоцкому!) в пятисерийном  художественном фильме «Место встречи изменить нельзя», (Одесская киностудия, 1979 г.) и тем самым не дал разрушить цельный образ капитана советской милиции, начальника отдела по борьбе с бандитизмом Жеглова Глеба Георгиевича.

А здесь изначально всё пошло наперекосяк.
Сценарист «подмял» режиссёра.  (Всё делалось по указке Никиты).
И,  возможно, была ещё одна сила: в лице тех богатых «папиков», которые «отстегнули»  от щедрот своих «бабло» на фильм. У них, видимо, тоже были свои виды и капризы. (Интересно, удалось этим господам нуворишам «отбить» двенадцать «лимонов» американских рублей, вложенных в бюджет картины? И сколько, интересно, было навара? А может, прогорели они бедненькие – несчастненькие? И стоит их пожалеть‒ сиротинушек?)
Как известно, кто ужинает девушку, тот её и танцует. И «девушку» «оттанцевали» по полной программе …
Поэтому режиссёра в такой ситуации винить просто глупо, или как сейчас модно говорить, - некорректно.
Данный фильм – и не фильм вовсе, а бизнес-проект. Сейчас всё и вся бизнес-проект: Кремль, Госдума,  Совет Федерации, ЗАО «РПЦ» , футбол … Вся Россия – огромная рулетка в казино кремлёвских пиар-менеджеров: дети, старики-пенсионеры, образование, армия, культура …

Владимир Семёнович Высоцкий – гиперудачный,  суперприбыльный арткино-литературно-мемуарный бизнес-проект. Железная пята, чугунные пятки и пяточки наследников and наследниц занесены над тем безумцем, который осмелится высказать (вякнуть) что-либо иное, позволяющее отклониться от их бизнес-плана по чеканке звонких монет и печати хрустящих купюр на Имени, которое в России дороже многих – и дороже: многим.

                  «Там все места блатные расхватали и
                   Пришипились, надеясь на авось …»

( « Лекция о международном положении », 1979 г. )

Никакие тома мемуаров воспоминателей-воздыхателей, никакие фильмы киноснимателей о Пушкине, Лермонтове, Есенине, Мандельштаме, Цветаевой, Рубцове, Высоцком не перешибут их стихов, их лирики.
Поэт служит не кинематографической тусовке, не киношникам, не Голливуду, не красным ковровым дорожкам и статуэткам фестивалей. Единственно, чему служит Поэт на этой земле – Слово.
Высоцкий и при жизни по гению ремесла и человеческим качествам здорово превосходил всех тех, кто был рядом, а после ухода вообще стал гигантом, величиной вселенского масштаба. Поэтому, объективно говоря, данная картина была заведомо обречена, если не на провал, то на не успех – это точно.
Но я знаю и другое. Нельзя быть эгоистом. Нельзя оценивать то или иное произведение искусства исходя из непогрешимости вкусов и «вкусиков»  собственной неповторимой персоны: - мол, мне, любимому, не нравится, значит не должно нравиться никому другому (или другим).
Сегодняшняя молодёжь, воспитанная на фасфуде  западной и современной псевдороссийской культурке, «рубящаяся» ночи напролет с отчаянием камикадзе в компьютерные игры, толпами расстреливающих бродячих зомби, зажимая левую кнопку «мыши» (ЛКМ), относится к истории вообще и к истории СССР совсем иначе, чем, например, наше поколение, рождённое в 70-х годах прошлого века.
И если исходить из этой предпосылки, то данный художественный фильм имеет неплохие шансы на жизнь в современном формате восприятия такого феномена русской жизни и культуры, как Владимир Семёнович Высоцкий.
Как в поговорке: «На безрыбье и рак – рыба».
Или как говорят юристы: «За не имением гербовой бумаги – пишем на обычной».

2011 г.  (декабрь)  –  2013 г. (июнь).  

© Viktor, 08.09.2013 в 19:00
Свидетельство о публикации № 08092013190052-00343837
Читателей произведения за все время — 55, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют