Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

Проверка слова

Автор: трушников
                           Прогулки по пещерам
         Мы с друзьями - студентами не могли жить спокойно. Участие в СТЭМ и прочие развлечения, вроде танцев, прообразе современных дискотек, как то не были достаточными для нас! Но ведь не все, же время пить! Поэтому когда на нашем курсе организовали секцию спелеологии, мы с Шуркой Овчинниковым не раздумывая, записались туда. Секцию организовал старшекурсник Юра (к сожалению, не помню фамилию, но классный парень), имеющий к тому времени достойные регалии и в спелеологии, и в альпинизме!  Группа собралась человек пять- шесть. Записались и две девушки, далеко не «синие чулки», а вполне спортсменки, комсомолки и очень даже ничего! Прошли необходимую бюрократию. Собрания, регистрация (была ли она, точно не помню), секцию назвали «Саламандра»,  разработка и утверждение плана работы – это точно было, потому, что на курсе отчитывались за культмассовую работу, мы же все были дисциплинированными комсомольцами. Оговорили детали снаряжения, пошили комбинезоны. Мне мама сшила брюки и куртку лыжного костюма моей старшей сестры. Юра добыл канаты, палатку, карабины, каски, фонари и много непонятных нам тогда вещей. И вот, когда мы смотрели на гору приготовленной амуниции, мы, наконец, поняли, на какое серьезное предприятие подписались. А когда Юра показывал схемы пещер, где он побывал, оторопь немножко взяла, но не отступать же.
       Первой пещерой выбрали Аракаевскую, на Урале, не так уж и далеко от нас - в Тюмени своих пещер нет. «Учебная» пещера, как сказал Юра. Но когда он показал ее схематический разрез и стал останавливаться на элементах сложности, подумалось – вот сейчас и стоит дать  задний ход. Но, где, же там, тем более мы уже всем раззвонили, какие мы крутые парни и нам сам черт не брат.  Поехали. Поезд, попутки стерлись из памяти, но первое впечатление о дыре в земле, скрытой в перелеске, с неприятным, холодным, запахом, идущим из нее, осталось. Разбили лагерь. Юра научил, как оборудовать и кострище и отхожее место, разбить палатку и многое что еще. На завтра наметили скальную тренировку. Скала вот она, вниз метров пятнадцать, река внизу.
      Кстати нигде я больше не встречал столько окаменелостей трилобитов, они ну, совсем, как отпечатки кед и они были, пожалуй, на каждом камне. Позже в пещере                 «Дружба» мы видели окаменелости и рыб и морских звезд. Об этом ниже.
        На скалы. Юра навесил маршрут. Показал, как спускаться, как вязать страховочные узлы, и вперед на скалы. Сделать первый шаг со скалы вниз, спиной вперед, страшнее, чем прыжок с моста в воду.  Но все равно. Маршрут за спиной страховка на груди и вперед на полусогнутых ногах. Пропускаешь канат за спиной, придерживая конец, чтоб моментально можно было остановиться  и застраховаться. Два прыжка и повиснуть на страховке, чтоб почувствовать, что она держит и бояться нечего. Спустился, конечно, в мыле, но потом еще раз и еще. В итоге к концу дня мы с Шуркой начали соревноваться, кто быстрее спуститься! Я поставил задачу спуститься в два касания. Пошел вниз, а через какие – то секунды почувствовал, что на спину, как кипятком плеснули. На земле осмотрелся, штормовка треснула вместе с тельником, а по спине ожог от плеча до поясницы. Ну, мне его быстренько девчонки смазали зубной пастой, но зато – я был первый! Правда, командир потом нас пропесочил неслабо.
       Впереди пещера. Спустились в жерло. Прохладно, хоть на улице и лето, а, под скалами, кое-где даже слежавшийся, крупитчатый снег лежит, и глина - везде глина, да такая липкая. Плохо не то, что сам вымажешься, только глаза блестят, а то, что канаты покрываются скользкой липкой смазкой. Включили налобные фонари, и пошли за командиром. Он остановился, в какой-то полости, приказал затихнуть и выключить фонари. Так мы слушали тишину. Причем  не ту тишину, которая, как вата в ушах, а первозданную - где-то капель, где-то осыпь, где-то писк летучих мышей. Но моментально начинаешь, краем глаза видеть какое-то движение и слышать, то шаги, то шелест. Страшновато как то. Но совсем страшно мне стало, тогда, когда я, как мне показалось, застрял в «шкуродере». Это горизонтальная щель в скале, куда втискиваешься кое-как, а потом двигаешься только на выдохе. Причем не помню, куда мы вдыхали, но продвигались, только выдохнув. И вот я  застрял (просто показалось, что зацепился комбезом, что нереально - нечем и не за что!) и тут же паника – хочется вдохнуть полной грудью, а скалы начинают сдвигаться и все! Я издал, какой-то писк, а Юра, поняв, в чем дело спустился ко мне ногами вперед и от души врезал ботинком по голове. Я вякнул и моментально освободился. Но с тех пор я узнал, что такое «клаустрофобия». Ну, в общем, облазили мы все закоулки этой пещеры, увидели и сталактиты и сталагмиты, вернулись назад и здесь наверху прошли посвящение в спелеологи. Юра обмазал наши лица грязью из пещеры, потом обмыл пещерной водой, трижды прокричали «УРА» и мы посвящены в славную когорту спелеологов.
       После этого мы ходили в пещеру парами - облазили ее всю. Вернувшись, домой, и недолго передохнув, мы отправились в пещеру «Дружба» тоже на Урале, которая была сложнее. Добрались, тоже не помню как. Но первое впечатление осталось. Здесь было все совсем по-другому. Высокий арочный вход, через который попадаешь в зал, откуда и рассыпаются горизонтальные штольни. И, конечно же, вездесущая глина!
      Определившись по плану, залазим в горизонтальную штольню, боле - менее просторно, можно ползти. Спускаемся в каньон, по дну которого течет ручеек. Вот она первозданная красота. Высоко вверх уходят стены, сероватого цвета. На них четко видны окаменелости. Вот морская звезда, вот водоросли, вот рыба, похоже кистеперая. Идем по ручейку и выходим в грандиозный зал, весь центр которого занимает озеро. Вода настолько прозрачная, что, не вступив в нее, и не увидишь, что это вода.
         Были две незабываемые встречи. Сначала мы увидели группу спелеологов, идущих в связке, человек пять, в полнейшей тишине, а когда поравнялись, то поняли, что это глухонемые. Нашего возраста и среди них, даже одна девушка. Обменялись приветствиями, показали, что желаем удачи и расстались. Они так и ушли в полнейшей тишине. Мужественные люди!
         А затем уже, когда через отнорок мы выбрались наружу, рядом с центральным входом. Лежим на солнышке, все в глине по уши, а в это время к входу подходят сплавщики, группа, все в белом. Зашли в арку, начали фотографироваться, а мы подошли тихонько и вежливо предупредили, что летучие мыши страсть как любят белый цвет, а пещерные тем более, а сегодня, слышите, как расшумелись. Они почему, то всегда вцепляются в волосы, не оторвать! Да и неспокойно что-то сегодня - глядишь и под оползень попасть можно, вон как шелестит! Они видимо что-то услышали, потому, что быстрым шагом сорвались к реке!
          Недавно мне попалась статья «Уральскими тропами», там есть упоминание о пещере «Дружба» Вход в нее облагородили и сделали доступным посещениям, а общая длина обследованных ходов составляет 400 метров. На стенах можно увидеть окаменелости морских животных. А тогда в 80-х нам рассказывали, что группа Уфимских спелеологов из университета, одиннадцать человек ушли в пещеру, и пропали, вызывали  спелеологов из Центра, но никаких следов не нашли. Может это и байки, а может, ушли на другой горизонт по открывшемуся лазу? Лаз потом засыпало осыпью. Могло быть и так.  Кто знает.
       Но прогулки эти остались со мной на всю жизнь. Потом мы несколько раз собирались вместе - просматривали наши любительские киносъемки, фотографии, много смеялись, но в пещеры больше не ходили, да и секция тихонько угасла!