Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 432
Авторов: 0
Гостей: 432
|
Макс Неволошин Шла шаша по соше http://www.grafomanam.net/poem/314773 Люди веками и, осмелюсь заявить, тысячелетиями совершают одну и ту же ошибку: им кажется, что они кому-то интересны. Дудки. Каждый занят собой. И мыслями – а что обо мне подумают окружающие? А окружающие тоже заняты собой и – теми же мыслями ))) Это я к тому, что, ежели ты пишешь, например, дневник – не показывай никому раньше посмертной славы… М-да… Я начал читать, сходу увлекся, потому что ощутил растущее удовольствие, я наслаждался предвкушением… И – оп-па! – конец.
Нет. Я чего-то не понял. Отложил. Вернулся. Перечитал – вдвое медленней, еще внимательней… Нет. Так и есть. Передо мной – прекрасно написанный текст ни о чем. Я не знаю… Возможно, виновата моя эстетическая установка. Я полагаю, что короткая проза – самый сложный жанр, ибо в условиях наличия отсутствия даже лишней запятой автор обязан создать мир, который чему-то научит читателя. Ну – хоть заставит задуматься. Ну – рассмешит, на худой конец (что, в общем, тоже способ задействования оценочных функций)… А тут… Будто я нашел несколько листков, вырванных из дневника.
Первые десять процентов маленького текста – болтовня о том, что не имеет отношения к рассказываемой недоистории. Просто треп мистико-ностальгического характера, который был бы уместен в крупной – от повести – работе мемуарного характера. И автор пытается, вроде, развесить некие крючочки, призванные спасти работу в смысле ее смысла… Например, веди себя с заказчицей аккуратней – а герой не ведет. Образ жизни поздоровее, наказывают герою – а он совсем даже наоборот…
Маловато. Собственно, в связи с вышесказанным, разбор работы в целом теряет смысл. А частности…
Я только за одно место зацепился. заснеженная пустыня, унылая, как растительность на горизонте Какое-то неочевидное сравнение, не находите? Метафора должна бить точно – высвечивать в читательском восприятии нечто ясное, знакомое, и через это облегчать понимание авторского высказывания. Здесь же, скорее, наоборот. Фраза, как мне представляется, имеет право на существование, если ее перевернуть – растительность на горизонте, унылая, как заснеженная пустыня (Я, кстати, допускаю, что автор вовсе и не сравнивал здесь ничего ни с чем – а это способ построения фразы, позволяющий избежать: унылая пустыня … унылая растительность Это не отменяет сказанного выше). Зато не могу не порадоваться удачным местам –
здание гостиницы отдавало сталинизмом если б хоть малейший соблазн! Как стойко держался бы я Франклин с усталым, скептическим лицом, убеждающий, что не в деньгах счастье зубы чистил мельком такая улыбка, что у меня ослабли ноги
Да. Разочарование. И то ладно – значит, очарование-то было! Текст хорош. С юмором, аллюзиями, говорящими описаниями, емкими отступлениями… Жаль – из пушки по воробью. «При всем избытке реализма» работа не состоялась. Надеюсь – пока. Артур Петрушин
Свидетельство о публикации № 21062013020454-00336497
Читателей произведения за все время — 41, полученных рецензий — 1.
Оценки
Рецензии
Спасибо за чтение и разбор, Артур. Согласен с тем, что в рассказе, фактически, нет сюжета, что он ничему не учит и тп. Несколько листков, вырванных из дневника? Пожалуй, да. У меня есть тексты традиционного "рассказного" формата, вот хоть Рукопись (сегодня добавил). Но главное то, что это для меня не главное. Мне важнее качество текста. Чтобы предельно легко читалось, чтобы взгляд летел, нигде не буксуя. Ритм фразы, фонетика, избегание тяжеловесных конструкций, пафоса, клише... вот над этим долго работаю. Это трудно. А придумать, что герой отморозил ноги, и ему их ампутировали это легко. Рад, что вы отметили качество текста. Но, с тем, что рассказ не заставляет задуматься - не соглашусь. Просто он в вас промазал. И это не мое упущение и, тем более, не достоинство. Чехов тоже не всякого заставляет задуматься, упаси Бог от любых сопоставлений, просто пример. Весь этот рассказ - метафора, символ бесконечного убегания, вылезания, выкарабкивания героя из времени и страны похожих на страшный сон. Однако, убежать из них нельзя - вот подтекстная идея. А также цель этого сочинения. Хоть "на бумаге" убежать. Там много намеков, думаю, что вы их увидели, либо они слабые. Тем не менее, я всегда стараюсь рассказать обыденную историю - не просто занятно, но и упрятать в нее какой-то подтекст, который важнее фабулы. Последнее. Я давно убежден в своей неинтересности для 99.9999% человечества. Более того, рад этому. И по-возможности чихаю на то, что обо мне думают окружающие. Сочинительство не в счет :) Еще раз спасибо. А как часто можно подавать такие заявки? Всего доброго. Макс
Во-первых, приношу извинения за задержку с ответом – то суетность отвлекала, то Вечность… Макс, возможно, я и вправду не за все крючки зацепился и не во все капканы, расставленные Вами, попался. Это, как справедливо замечено, не Ваше упущение и не моя мазливость. Это – несоответствие формата. Работа, выставленная Вами, отдельна и, соответственно, рассматривается мною как самостоятельное, законченное произведение в жанре короткой прозы. А это – Вы меня хоть убейте! – не так. Отлично написанный текст со всеми, отмеченными в рецензии, прелестями – которому не хватает предыстории и постистории. Я представляю себе некий гипотетический роман (или цикл рассказов) об убегании/вылезании из времени/страны – и признаю: какая блестящая предо мною глава из этого романа / рассказ из этого цикла! И, кстати, чтоб два раза не вставать – предыстория-то, вернее – ее частичка, есть! Это – вторая Ваша работа, выставленная на рецензию в АТП, «50-50-45». Я не буду создавать отдельную тему, посвященную ей, а выскажусь прямо здесь. Новая тема не нужна потому, что пришлось бы наполовину повторяться. Но – только наполовину. Ибо эту работу, так же блестяще исполненную технически, я могу, практически без натяжек, признать состоявшейся. Да – это отдельное, самостоятельное, самодостаточное произведение короткой прозы (в котором куски мозаики, создающие узор, недостаточно взвешены, не сбалансированны, слишком крупные и подробные глыбы перемежаются песчинками, могущими справедливо обижаться на недостаток внимания – это я, вкратце, про натяжки). Потому что – здесь есть НАСТРОЕНИЕ. Здесь есть та неуловимая магия, которая погружает меня-читателя в когнитивный диссонанс: я, как поется, люблю и ненавижу… Автор избрал ироничный тон повествования, коий единственный, быть может, при внешней отстраненности, передает и ненависть и любовь одновременно… Да, это просто, скажет кто-то – достаточно вспомнить свою юность… Да. А потом – все это НАПИСАТЬ. А вообще, хотите честно, Макс? За фразу «волосы цвета безнадеги» я готов простить ВСЁ. ))) Итак. Я не создал отдельную тему для второго рассказа потому, что, на мой взгляд, он вкупе с первым – составляющие одного большого произведения. Они – как тень под водой или плавник над оной, внушают трепет и будят воображение: что же там таится?! И хотя Вы справедливо отметили, что идеалу не нужна определенность, прошу: явите это миру, Макс. Вам дано.
Спасибище вам, Артур, за разбор текстов и хорошие слова. Два дня думал, что ответить... да так и не придумал, кроме того, что согласен с вами. Легко соглашаться, когда тебя хвалят :) А рассказы в самом деле сочинялись подряд 50-50 и потом сразу Шаша. Я стараюсь иногда что-то делать вне своей зоны комфорта, просто интереса ради. Заходите еще когда-нибудь и я к вам загляну. Всего доброго. Макс.
Это произведение рекомендуют
|