Богол зашел в главную кабину и по привычке взглянул на экран теленатора. Вдруг ему стало жарко. Он рванул молнию на комбинезоне и бросился к телескопу. Жадно припал к окуляру. В чёрной глубине космоса ярко горел маленький шарик. Возле него на своих орбитах виднелись точечки звезд. Это была явно солнечная система. Новая по своей структуре. Звезды имели потрясающе удачные орбиты. Богол крутанул на пульте регулятор увеличения – и его ослепил яркий огонь. Осторожно настроил регулятор – и возглас радости вырвался из его груди. Это планеты! Были они разные по яркости и объёму. Но особую радость вызывал третий от солнца кружочек. Он светился каким-то загадочным синим цветом.
В главной кабине стало тесно. Радостные пилоты обнимались и поздравляли друг друга. Каждый из них пытался вновь и вновь оказаться у телескопа. Но пробиться к нему было теперь не так-то просто. Слишком долго все ждали этого часа.
Пять миллиардов лет назад где-то в этой части Вселенной был произведён Созидательный взрыв. Сила волновой функции Альфа-частицы раскалила пустоту до температуры в триллион градусов. Космос остывал миллионы лет. Сгустки оставшейся плазмы образовали громадное количество звёзд и планет. Углерода во Вселенной вполне достаточно для вхождения его в состав любой из планет, которые образуются из газопылевой материи. При наличии карбида и водяных паров естественно возникнут углеводороды. Ультрафиолетовые излучения и электрические разряды в газовой смеси образуют необходимые аминокислоты для зарождения жизни. Синий шарик – это живая планета! Ведь она так похожа на их планету Богия!
На экране теленатора бело-синий шарик становился всё крупнее. Сквозь густые облака уже были видны покатые воды обширного океана с большими кусками тёмно-зелёной суши. Богол нажал на кнопку замедления скорости. Посмотрел на товарищей.
- Опыт наших предков удался. Это они… - голос у него дрогнул. На глазах у него выступили слёзы. – Нам оставили в наследство созданный ими мир.
- Слава им и покой! – крикнул Анга.
Богол улыбнулся ему. Анга так похож на его сына. Тот отправился в такую же длительную экспедицию много лет назад и так и не вернулся. Связь с ним пропала. Боголу стало грустно. Он всегда грустил от воспоминаний об исчезнувшем сыне. И всё больше и больше он привязывался к Анге. Но от грустных мыслей его отвлёк голос Дэвилона.
- Тварей с разумом быть не должно! – резко говорил Дэвилон. – Новый мир должен принадлежать только нам!
Богол нахмурился. Дэвилон за время долгого пути очень изменился. Требовал вернуться назад. Даже пытался устроить бунт против него. Говорил о безнадёжности экспедиции. Но живая планета найдена! И она уже рядом!
Все припали к иллюминаторам. Произвели облёт. Голубой шар был громаден. Жирные куски суши проплывали тут и там. Через несколько минут многотонная машина тяжело придавит цветущий покров. Только не так! Ведь сейчас произойдёт величайшее событие в его жизни. Он и его экипаж первыми ступят на поверхность новой планеты.
Выпуклая поверхность приближалась. Всё отчётливей были видны зелёные бугорки и такие же зелёные ровные участки. Для посадки Богол выбрал удобную площадку и направил к ней корабль. В нескольких метрах от грунта остановил машину. Все с опаской смотрели на покачивающуюся под ними поверхность неизвестной планеты. Но кругом до самых дальних горизонтов было всё спокойно. Никаких тревожных колебаний. Слышен был лишь тихий свист гравитационных усилителей двигателя. Богол оттянул от себя рычажок – и корабль плавно сел на твёрдый грунт.
Он надел скафандр и подошёл к выходу.
- При малейшей опасности сразу взлетайте, - предупредил он.
Анга бросился к нему.
- Как же ты?
Богол улыбнулся и погладил юношу по его золотистым волосам.
- Думайте о нашем удивительном открытии.
Он нажал на кнопку – и открылся люк. Выдвинулась лесенка. С замирающим от волнения сердцем он спустился по ней и ступил на твёрдый зелёный грунт. Грунт был мягкий и очень удобный для ходьбы. Богол потоптался по нему и прошёлся чуть дальше. Огляделся. Со всех сторон до горизонта стояли невысокие горы. Было много высоких деревьев с большими и развесистыми листьями. В воздухе с жужжанием мелькали какие-то большие лохматые существа. А какое-то длинное и тонкое существо проползло зигзагами мимо него и скрылось в густой траве. Богол прошёл дальше и замер. Несколько больших тучных тварей лежали в тени деревьев. Но на него они не обращали никакого внимания. Безучастно жевали траву. Богол снял с себя шлем и осторожно вдохнул воздух. Воздух был необыкновенно свежий и благоухал приятным ароматом. У него закружилась голова. Стало так легко и радостно. Он сорвал какой-то большой красивый цветок и помахал им в сторону корабля. Из него с радостными возгласами высыпали пилоты. Исполин Зев поднял над собой Ангу и закружил его в воздухе. Богол смотрел на товарищей и улыбался. Он был счастлив.
- Слава Боголу! – вдруг сказал Дэвилон.
- Верившему слава! – шумно подхватили остальные.
Неожиданно все притихли и поклонились ему. Богол растрогался и смахнул внезапно набежавшую слезу.
С жадным любопытством они стали пробираться всё дальше и дальше сквозь густые и высокие заросли. Богол раздвинул листья и увидел перед собой какую-то огромную шевелящуюся плоть. Вдруг над ними прозвучал страшный рёв. Богол медленно поднял голову. Толстая верхушка одного дерева открыла глаз и зевнула. Это была голова какого-то чудовища. Кто-то вскрикнул и бросился бежать. Анга схватил Богола за руку и потянул за собой. Но он остался стоять на месте и продолжал смотреть на чудовище.
- Самое страшное – это страх, Анга, - тихо сказал он.
Но и это существо также не обращало на них внимания. Наклонило голову и подняло её с травою в зубах. Принялось лениво жевать. Разум у чудовища отсутствовал. Как и у других тварей.
Вскоре все успокоились и стали подшучивать друг над другом.
- Анга, - прокричал Дэвилон, - вот до чего доводит произрастающая пища! Польза от неё лишь в массе тела! Хочешь лишиться разума?
- Что же наш Исполин Зев такой сильный и высокий? – весело отозвался Анга. – А ведь он ест одну зелень!
- Зато жирную! – засмеялись кругом. – Весь запас как в бездну!
- Но теперь будет что взять в обратный путь!
- Но сначала отведаешь ты! – прозвучал басистый голос Исполина Зева.
Было здесь много и других разных тварей – с большими клыками. Этих стоило опасаться. Ночью они могли напасть. Грозное их рычание вокруг палаток заставляло быть всё время начеку. Приходилось дежурить у костра. Хищные твари боялись огня и громких голосов. Убивать световым оружием было жалко – слишком неравные силы. Исполин Зев при их нападении вступал с ними в схватку с помощью равного клыку ножа.
Жизнь на этой планете была богата и разнообразна всякой тварью – от малюсеньких ползунов до большекрылых летающих по воздуху созданий. Самые красивые создания – длинношеи, плавающие по воде. Были и такие. Со смешными физиономиями они весело носились по деревьям. Но разум у всех у них отсутствовал. Но так будет не всегда. Богол понимал: всего необходимого для разума на этой планете в избытке. Когда-нибудь здесь обязательно появится человек. Красота этого мира рано или поздно пробудит у каких-нибудь существ с развитым вкусом к пище любопытство к бытию. Дальше начнётся особое любопытство к себе подобным. Интерес к противоположному полу будет возрастать. Постепенно возникнет любовь. А любовь – это уже разум.
Вкусных плодов всевозможных растений здесь было в изобилии. Сок же из этих плодов был даже вкуснее искристой озёрной воды. А напиток из забродившего сока был удивительно необыкновенный. После него начиналось восхитительное головокружение. Думать ни о чём умном не хотелось. Но зато хотелось смеяться. Или беспричинно плакать. Или ссориться. И все поняли: с этим напитком надо быть очень и очень осторожным. Он сильнее разума. Мог его усыпить. В нём таилась страшная сила.
Мясо многих растений было очень вкусное. И особенно низших растений. Вечером его жарили на костре. Пили всего по одной кружке чудесного напитка и пели песни во славу жизни. Днём работали. Строили пирамиду. Из отдалённых скал вырезали световым орудием прямоугольные плиты и с помощью гравитационных лучей доставляли их по воздуху на место и ставили друг на друга. Ставили на века. Будущим разумным существам пирамида будет указывать на небо как на знак о своих создателях. Вера в них будет помогать им двигаться дальше.
Но разумные существа на этой планете всё же были. Обнаружил их Анга. С взволнованным лицом он ворвался в палатку и сообщил об этом. Он гонялся за каким-то пушистым существом и устал. Сел отдохнуть. Вдруг из-за дерева показалось чьё-то лицо и тут же исчезло.
- Как у человека! – рассказывал Анга. – Я вскочил и приготовился к любой неожиданности. Из-за дерева вышло какое-то существо с человеческим лицом и упало передо мной на колени. Головой уткнулось в траву. Я осторожно к нему подошёл и стал разглядывать его.
- Ну? Каково же оно? – торопили Ангу слушатели. Все таким сообщением были очень удивлены и также очень взволнованны. – Ты не тронул его?
- Тело маленькое и смуглое. Вся одежда – юбочка из листьев. Волосы длинные и чёрные.
- Это просто порода таких же тварей, - усмехнулся Дэвилон.
- Но оно обладает разумом! Оно дрожало от страха и что-то говорило!
Богол задумался. Их внезапное появление может у этих существ с зачатками разума вызвать вечный страх перед ними. Но контакт с этими существами теперь необходим. Нужно их успокоить. И в чём-то им помочь. Дать какие-то первоначальные знания. В первую очередь о себе. А иначе их слабый ум может не выдержать страха.
Богол поделился своими мыслями с другими. Все молчали. Лица у всех были встревожены. Только один Дэвилон улыбался.
- Знания? – усмехнулся он. – Но как только поумнеют, сразу станут нашими врагами. В страхе их нужно держать. В страхе!
Дэвилон всегда был слишком осторожен. Но он часто оказывался прав. С ним считались. И поэтому все помалкивали. Были ошеломлены такой новостью. Нужно было время для необходимых решений.
Но уже утром всё разрешилось. Человекоподобные существа пришли к ним сами. Выглядели они почти как люди. Только были все маленького роста и имели коричневый цвет кожи. Но строение лица – почти как у людей. Существа робко жались друг к другу. Все мужчины. Богол и его товарищи стояли немного растерянно перед ними и сами боялись их чем-то вспугнуть. Испуганные взгляды существ перебегали с одного на другого. Богол улыбнулся и жестом пригласил их присесть за стол. На столе тут же появилось угощение – мясо и плоды. Дэвилон принёс сосуд с весёлым напитком. Но Богол попросил убрать этот напиток.
- Он имеет власть даже над нашим разумом. А для них он – гибель.
Гости продолжали с изумлением и страхом оглядываться вокруг. Долго смотрели на корабль. Им улыбались и пальцами показывали на небо. И они постепенно становились свободнее и уже с пониманием кивали головами. Им поближе пододвинули угощение. И они стали есть. Грызли плоды и пытались улыбаться. Богол смотрел на них и думал: сколько всего им придётся узнать. Будут ли они счастливы – неизвестно. Главное – не оставить в их чувствах какой-нибудь грязный след. Знания – не всегда добро. Многое сейчас они знать не должны. И особенно – страшную прелесть забродившего сока. Богол верил: все его товарищи думают так же. И никто из них ничем не соблазнит этих новых людей с их чистым детским разумом. И тогда у них будет великое будущее. Будущее счастья и добра. Славы и любви. Мира. И оно уже светилось на их удивлённо улыбающихся лицах.