Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 91
Авторов: 0
Гостей: 91
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Славяне (Мой бог – «Иван Иваныч»!) (Эссе)

Есть у меня один старинный приятель, Иван Т., главным увлечением которого в жизни является изучение русской истории. У Ивана достаточно оригинальный и нетрадиционный взгляд на многие процессы, происходящие в России, на её историческое развитие и пр. Да и сам он тот ещё оригинал, какой-то ходячий анахронизм совершенно не из нашего времени – в доме у моего приятеля нет ни телевизора, ни компьютера, ни даже мобильного телефона. Только книги – «в восемь рядов... сторожат вековые истомы».
Недавно Иван показал мне свои записи, которые он, оказывается, ведёт уже много лет. Сколько там всего, каких только «истом» нет! С огромным интересом прочитав несколько страниц, я тут же стал уговаривать его опубликовать хоть что-нибудь в Интернете, ведь не пропадать же такому добру! Иван стойко держался, но надо знать силу моего убеждения...
В общем, вот один из текстов из записной книжки Ивана (в моей литературной обработке).


МОЙ БОГ – «ИВАН ИВАНЫЧ»!

Я по образованию историк. И, естественно, хорошо знаком с содержанием одного из величайших памятников древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». Как-то подумалось: сколько раз я прочитал его – по необходимости ли, по порыву ли души – за свою жизнь? Двадцать, тридцать? Может, пятьдесят? Но, наслаждаясь особой поэтикой этого произведения, вдохновляясь его героическим духом и патриотизмом, я почему-то прежде не уделял достаточно внимания одной немаловажной детали.
Удивительно, но герои «Слова...», князья Великой Руси, около двухсот лет назад принявшей христианство, в своих размышлениях и переживаниях, в разговорах и обращениях к товарищам почему-то совсем не упоминают имя нового бога, не молятся ему, не крестятся, не считают себя его рабами. Наши благородные предки в этом великом древнерусском эпосе именуются внуками Даждьбожьими, Велесовыми, Стрибожьими, а своих богов ласково и любовно называют «дедами». Безымянный автор «Слова...», используя удивительные поэтические образы, рассказывает, как при смутьяне Олеге Гориславиче «засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожа внука» (русского народа), как после поражения князя Игоря «встала обида в войсках Дажьдьбожа внука, вступила девою на землю Трояню» (землю Русскую), а по погибшему полку Игореву «кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле»; также он вкладывает в уста киевского великого князя Святослава слова о том, что виновники бесконечных усобиц «Великому Хорсу волком путь перерыскивают». И нигде ни слова о Христе!
Даже в знаменитом «плаче Ярославны» жена князя Игоря Ефросиния, переживая о военных неудачах и пленении своего «лады», поминает стихии («О ветер, ветрило!..»), великие русские реки («О Днепр Словутич!..»), солнце («Солнце и трижды светлое солнце!..»), но и не думает обращаться за помощью к Богородице-заступнице! И только в самом конце великой поэмы, словно опомнившись, её гениальный автор вскользь упоминает, что он христианин: «Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых!» Да и то, вероятнее всего, это поздняя вставка переписчиков.
(Для особенно внимательных и придирчивых читателей скажу, что в тексте «Слова...» действительно есть несколько упоминаний о киевских христианских храмах, но это была своего рода формальность, дань традиции, заведённой киевскими великими князьями-христианами для подтверждения лояльности «младших» князей и их приверженности новой вере: любой русский князь, въезжая в стольный град Киев, должен был поклониться кафедральному собору святой Софии (заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром), а покидая столицу – посетить Успенскую Пирогощую церковь. Показательным примером того, что не все представители высшей знати могли разделять новомодные религиозные «увлечения» киевских правителей, служит история крестившейся в Царьграде княгини Ольги и её сына – князя-воителя Святослава, наотрез отказавшегося принять христианство).
Как же так случилось, что спустя две сотни лет после крещения Руси князем Владимиром, безжалостно растоптавшим старую (ещё совсем недавно свою собственную!) веру русов и вытравившим из народной памяти жестокими репрессиями, «огнём и мечом», имена древних богов, в этой великой русской повести сохранилось столько достоинства и преданной любви к тем самым «языческим», истинно русским богам? Одними «пережитками» это объяснить трудно, ведь в таком случае в «Слове...» было бы всё наоборот: среди славословий Христу лишь несколько упоминаний о Трояне или Хорсе... У вас не возникает ощущения, что нам с самого детства постоянно лгут, от нас скрывают что-то очень важное, может быть, самое главное? Как-то не сообразуются эти факты с официальной, «процерковной» историей государства!
Почему, когда мы утратили эту заветную связь? Как из внуков своих богов-«дедов», из членов одной с ними семьи мы превратились в рабов чужого бога? Почему победила унижающая человеческое достоинство христианская формула «Рабы да повинуются господам своим», выгодная одним только князьям, державшим в беспрекословном подчинении своих соплеменников?
И не это ли великое предательство стало причиной гибели Киевской Руси? Ведь говорил автор «Слова...»: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» – не так ли и земле Русской стало тяжко без твёрдой почвы под ногами, без её древних, надёжно охраняющих наших предков от бед и напастей богов? И уж не потому ли вскоре русский народ «изронил жемчужную душу из храброго тела через златое ожерелье» и «пересел из седла золотого в седло рабское» – оказался под многовековым татаро-монгольским игом?
Именно с тех пор как «пал позор на славу, ударило насилие на свободу, бросился див на землю», на нашей Родине и «поникла трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». С внезапной, ничем не обоснованной переменой веры произошло подавление национального «иммунитета» и у русских появилась рабская психология христианства, когда своих сильных, умных и добрых богов-«дедов» заменил чужой богочеловек непонятного происхождения, с заповедями, по которым приличные люди должны жить и без указки свыше (что наши предки и делали!), с труднопроизносимым, чуждым русскому уху именем (это сейчас, спустя тысячелетие, мы привыкли к нему, но как далеко оно от наших Алёнушек и Иванушек!).
Конечно, нельзя жить без Бога. Но я и не призываю к безбожию, я всего лишь говорю: моим богом должен быть «Иван Иваныч»! Мой бог – русский! Мой бог – старший член моей семьи, «дед», наставник, а не чужеземный надсмотрщик, лишающий меня надежды за любую провинность, но тут же другой рукой продающий за деньги талоны на вечную жизнь любому убийце невинных...
Истинный бог всё видит и всякому путь указывает. И автор «Слова...» предупреждает нас: «Вещий Боян давно припевку, разумный, сказал: «Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать!»

© Алексей Сажин, 23.05.2013 в 20:28
Свидетельство о публикации № 23052013202800-00333675
Читателей произведения за все время — 352, полученных рецензий — 10.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 12)

Рецензии

Вадим Мистрюков (pan Kowalski)
Всё в порядке, Алексей! Мне Ваше эссе понравилось и мыслями и стилем изложения. Я не нахожу в нём оскорблений чувств верующих. Всё вполне корректно. Я так понимаю, что сейчас в России готовится закон по этому вопросу. Бог знает, чего туда можно напихать и как трактовать. Мне кажется, что оскорбление чувств верующих очень сложно облачить в чёткую юридическую формулировку. Где эта грань? Для многих "верующих" сам факт наличия других вер и атеистов - уже оскорбление. А на счёт наших корней Вы правы. Если Иван да Марья - древнееврейские, а не славянские имена, то о чём ещё можно говорить. Церковь, подчинявшаяся Константинополю, тянула за собой и ту ментальность и и ту политику. Византия желала видеть Русь своим инструментом, не более. Интересы славян её никак не колыхали. И только с падением Византии, когда Русь стала практически единственным оплотом православия, церковь стала окончательно "нашей" и приняла на себя даже державообразующую функцию,но опять же, по византийским рецептам. Отсюда и Иван Грозный и прочий мрак. Хорошо, что Россия в XVII веке избежала превращения в теократию (из-за неуёмных амбиций патриарха Никона), но всё равно, не избежала религиозного раскола.  Мне даже страшно подумать, в какую пучину обскурантизма и мракобесия погрузилась бы страна, если бы церковная власть поднялась над светской. А старая вера жива! У нас, в Киеве, периодически в прессе появляются репортажи о "рідновірах", проще говоря язычниках, которые исповедуют верования предков. У них даже есть своя организация. Как-то они таскали по Крещатику пенёк, украшенный лентами, в честь языческого праздника. Надеюсь, до человеческих жертвоприношений они не дойдут.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 24.05.2013 в 20:55
Вадим, спасибо за обстоятельную и доброжелательную рецензию! (Впрочем, как всегда.) Ваши мысли очень интересные и смелые. Вам обязательно надо писать об этом!
Сегодня видел по ТВ фрагмент передачи о св. Кирилле, услышал фразу о том, что на Украине собираются вводить латиницу. Вот Вам и Византия, и братство славянских народов!
К родноверам я не отношусь, почти ничего о них не знаю. А Иван Т. – тем более (будет он ещё шататься с пеньком по Крещатику!). Думаю, он хотел написать скорее культурологическую статью - о проблемах духовного развития русского народа, о том, что мы потеряли, и, увы, вернуть больше не сможем.
Я полностью разделяю его мысли и боль!
С уважением и теплом, А. Сажин
Вадим Мистрюков (pan Kowalski)
На счёт латиницы, мы бы первые узнали. Я думаю, это утка.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 24.05.2013 в 22:14
В передаче по "России" показывали проект документа украинского парламента. Но, может, он не принят. Или пока не принят...
Вадим Мистрюков (pan Kowalski)
Спрошу друга. Он крутится в лингвистических кругах.
Ольга Юнник
Ольга Юнник, 24.05.2013 в 11:09
Хорошее эссе, спасибо:-)
напомнило мне главу из Чивилихина, где он рассказвает поступлении в МГУ на филфак:-) кто не читал, непременно разыщите, там момент, когда все столичные штучки на вопрос "Кого считаете самым сильным публицистом" все называли Эренбурга ( время примерно 45_46 год), а вот Чивилихин назвал автора Слова о полку. Экзаменатора словно током ударило:-) :-) и был вопрос, уже не по билетам, этому провинциалу - а как вы считаете, кем он был, этот автор?
И  ответ Чивилихина - Пока не знаю, однако надеюсь докопаться.:-) :-)

давайте же докапываться до главного и читать тех, кто докапывается :-)

Алексей Сажин
Алексей Сажин, 24.05.2013 в 21:07
Спасибо за добрые слова, Оля!
К сожалению, пока никто так и не докопался, кем был этот великий русский гений – автор «Слова о полку Игореве». Но по высочайшему публицистическому и – что особенно актуально для нас сейчас – поэтическому уровню произведения можно понять, какую Россию мы потеряли! Какие Поэты остались безвестными!
Пушкин, знавший «Слово…» наизусть, писал, что известные ему русские поэты "не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства".

Людмила Шум
Людмила Шум, 25.06.2013 в 09:17
Вот сколько читаю твои мысли, Алеша, столько удивляюсь и восхищаюсь твоей мудрости и цельности! (Не подхалимствую, ибо нет смысла, да и не умею). Везет мне на историков))))
Ты затрагиваешь такие целинные пласты, что у меня порой даже слов нет после первого прочтения, приходится обмозговывать и додумывать. По поводу веры спорить не буду, т.к. для себя давно решила, что верить надо не в сущность (какой бы она ни была), а в Добро. Или как сейчас модно у янков в "вечное сияние чистого разума". И, честно говоря, в современные храмы не тянет - нет искренности в служителях, нет внутреннего позыва. Хотя и причисляю себя к христианству, но в глубине души нет, нет, да и взбрыкивают языческие корни, или царапаются? кто их знает... Человек вообще сам по себе вселенная, столько укромных мест и вершин, и пропастей, что не стоит выстаривать какие то концепции по поводу его поведения и тем более мыслей, пристрастий... Никто не знает, что побуждает одного на убийство, а другого на подвиг (кстати, иногда, даже благое дело свершается через отнятие жизни у другого...) Эк меня понесло... да... ужжж умеешь ты разбередить душу, Леш...
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 27.06.2013 в 20:45
Привет, Люда! Очень рад, что ты вспомнила обо мне!
После таких безумно приятных слов не буду прятаться за широкую спину Ваньки, а то ещё придётся делиться с ним славой.
Да и слов твоих ему не отдам, они ведь предназначены мне!
Спасибо огромное за эти слова, Люда! Сразу полегче дышать как-то стало…
Твой друг
Катерина Вешняя
Катерина Вешняя, 26.02.2014 в 16:49
Для меня эссе прозвучало не как размышление об утрате именно подлинной национальной "верной" религии, а об утрате ценных пластов национальной идентичности. Что есть русскость на данный момент? Вот  вопрос!Обращение к таким глубинным и знаковым для нашей культуры шедеврам как "Слово о полку Игореве", действительно, помогает воссозданию картины национального характера. Алексей: и тема, и проблематика, и изложение - всё интересно. Ивану поклон за записки.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 26.02.2014 в 20:30
Абсолютно верно, Катя! Это и есть главный посыл эссе, а вовсе не конфессиональные разборки (Боже упаси!). Благодарен тебе за то, что ты написала об этом - именно так.
А Ване с удовольствием передам твои добрые слова!))))
Василий Юдов
Василий Юдов, 26.02.2014 в 23:28
Именно, что изначально слова "вода", "земля", "небо", "я", "отец", "мать" и множество других одинаково звучали для древних поляков, украинцев, русских, белорусов, болгар и др. И соединяла их всех вместе одна вера, одна исповедь и одна земля.
Василий Юдов
Василий Юдов, 26.02.2014 в 23:29
Хорошо.
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 27.02.2014 в 13:53
Спасибо.
Алексей Максимов
Алексей Максимов, 27.02.2014 в 17:23
Ни к каким стихам не имеет отношения
Вик Стрелец
Вик Стрелец, 27.02.2014 в 22:02
Могучий труд!
Как раньше, в древности, люди воевали за пантеон богов против навязываемого монотеизма, точно так же теперь воюют за единобожие, разрывая рубахи на груди и вопя: наше! единокровное!  Несмотря на то, что некогда верховными владыками, преследующими политические и идеологические цели, было насильно (через казни, жесточайшие наказания-репрессии) внедрено  сугубо прагматическое единобожие. Истекший кровью народ сделал вид, что принял, повиновался, но продолжал и продолжает (!) отправлять все языческие (естественные, с молоком матери-природы впитанные) традиционные праздники и поверия. А потом и вовсе запутался – где, какое, что...
А теперь идеологические предводители корпят над некой новой религией, которая, якобы, объединит всех. И снова пущено в ход мифотворчество, снова измышляются всяческие апокрифы, которые, я думаю вскоре предъявят народу, как найденные при каких-нибудь тайных раскопках и как единственно верные и непререкаемые...
Отличная работа, Алеша. Просто блеск!
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 28.02.2014 в 11:15
Благодарю за прекрасную рецензию, Витя! Мне очень важно получить такую оценку именно от тебя – человека умного, образованного, талантливого и способного тонко чувствовать. Собственно, ради общения с такими людьми я здесь и нахожусь.
Ещё раз спасибо!
Вадим Афонин (Кроманьонец)
Добрый день, Алексей! Благодарю Вас за эссе! Очень понравилось! Читал ещё в прошлом году и впечатление снова на 5+ :)
Кстати, Ваша страница вне политики, Респект Вам и Уважение!
С теплом,
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.03.2014 в 16:17
Спасибо большое, Вадим! Это одно из моих программных произведений, отклики на него для меня чрезвычайно важны, особенно, такие, как Ваш))))
А страница, да… Просто настолько утомило уже это бесконечное политшоу! Я не вне политики, но всему есть предел, мы на литературном сайте, и здесь хочется говорить о литературе, а не о Крыме, майдане, Обаме и пр. Для этого есть другие места.
Кстати, Вас что-то давно не было видно, что-то случилось? В любом случае, сердечно рад Вашему возвращению!
Вадим Афонин (Кроманьонец)
Добрый вечер, Алексей! Спасибо за беспокойство :) Хирурги штопали, зашили :) Сейчас супруга и тёща вьются вокруг меня, как бабочки. Лафа! :)
А Вы пишите ещё эссе, Вы- Профи!  Буду ждать с нетерпением. И посему:Дай бог Вам вдохновения,  здоровья и семейного благополучия :)
С неизменным теплом и уважением, Вадим :)
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 02.04.2014 в 19:37
Спасибо, Вадим, тронут Вашими словами!
Не хворайте, всех благ Вам, здоровья и творческих удач!
Олег "guslik" Слободянюк
Прекрасная  работа, заставляющая, мягко говоря, задуматься о многом: началах, истоках, течениях, устьях...  Трудно что-то новое добавить после уважаемых маститых рецензентов.
  У нас во дворе живёт пёс, кличут его Стёпка. Откуда у него эта кличка, он и сам не знает, может, просто не помнит,  старенький уже. У Стёпки довольно много богов с нашего дома, то есть тех, кто его кормит и жалеет.  Стёпка всех их преданно и простодушно любит, ибо является честным и прямодушным постаревшим пацаном.
Но мне кажется, главным его богом был тот, кто назвал его Стёпкой. А кто это был, Бог его знает. Давно дело было.

  Лёша, прекрасная работа!   Моё почтение и дружба.

Алексей Сажин
Алексей Сажин, 30.03.2014 в 22:00
Спасибо, Олег!
Интересное наблюдение о Стёпке. Вообще-то собаки знают много больше нашего - почитай "Исследование одной собаки" Ф. Кафки)))) А мы тыкаем всё носом по углам впотьмах...

Жму... лапу! И Стёпке тоже. Дай ему при случае кусочек "докторской" от меня!

Ася Святогор
Ася Святогор, 22.08.2014 в 12:45
Алексей, как Вы верно заметили  "Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать!" Да прибудет с  Вами  всегда БОГ!!! Блага и Света Вам...
Алексей Сажин
Алексей Сажин, 22.08.2014 в 12:57
Ой, я только собрался "иван иваныча" на Главную анонсировать, а тут Ваш отклик! Есть Бог на свете! У меня уже несколько раз здесь были подобные совпадения с разными людьми - обычно с близкими по духу друзьями: то рецки в одну секунду друг другу напишем, то опубликуем что-нибудь одновременно с одинаковым названием))))
Спасибо, Асенька! А фразу эту всё же сказал автор "Слова...", я только повторил))

Это произведение рекомендуют