Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 75
Авторов: 0
Гостей: 75
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Волки и Волчий гон Игоря Царева Вечность-6 (Статьи)

ВОЛКИ И ВОЛЧИЙ  ГОН  ИГОРЯ ЦАРЕВА


Идет охота на волков, идет охота -
На серых хищников, матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
В.Высоцкий

У каждого из нас есть свой Владимир Высоцкий.

Если  появится такая книга, в которой  удастся собрать воспоминания о нем самых разных людей, а это будет  целое собрание сочинений, сколько всего интересного мы узнаем и о времени и о «всенародном Володе», как называл его Андрей Вознесенский, вольно или невольно признавший его первенство.

И самые пронзительные его строки о том же:

Андрей Вознесенский

По людскому обычаю на сороковой день после смерти я написал строки, ему посвященные:

Наверно, ты скоро забудешь,
как жил на краткой земле.
Ход времени не разбудит
оборванный крик шансонье.

Несут тебе свечки по хляби.
И дождик их тушит, стуча.
На каждую свечку - по капле.
На каждую каплю - свеча.

(Воспоминания Владимира Высоцкого.
Составитель А. Сафонов. Москва: "Советская Россия" 1989.)

Очень точно – «на  каждую свечку – по капле, на каждую каплю-свеча».
Есть ли еще поэт в этом, да и в любом другом времени, о котором знаменитый собрат по перу так бы сказал, Высоцкий именно «всенародный».
Есть ли высшая оценка и награда для творца?

Но Владимир Высоцкий был не только всенародным, у каждого он  свой. Мы жили в его эпоху, мы слышали и старались расслышать его в пору своей юности.

И все-таки, была знаковая песня у Высоцкого, которую в закрытых кабинетах слушали даже министры и восклицали ( есть живое свидетельство самого поэта):

«Да это ж про меня, про нас, про всех, какие к черту волки» - самое смешное, что я слышала подобный рассказ от одного бывшего большого начальника, хотя уверена, что такое случалось не с ним с одним, точно ситуацию  воспроизвел сам Высоцкий в песне «Прошла пора сомнений и иллюзий».

Там  речь идет о песне «Охота на волков» ( Меня к себе зовут большие люди, чтобы я им пел «Охоту на волков») . И выбор этой песни оказался не случайным, а закономерным.

Владимир Высоцкий
Охота на волков

Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
  Но сегодня - опять как вчера:
  Обложили меня, обложили -
Гонят весело на номера!

  Из-за елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень, -
На снегу кувыркаются волки,
  Превратившись в живую мишень.

         Идет охота на волков, идет охота -
        На серых хищников, матерых и щенков!
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
         Кровь на снегу - и пятна красные флажков.

  Не на равных играют с волками
Егеря - но не дрогнет рука, -
Оградив нам свободу флажками,
  Бьют уверенно, наверняка.

  Волк не может нарушить традиций, -
Видно, в детстве - слепые щенки -
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!

         И вот -  охота на волков, идет охота -
        На серых хищников, матерых и щенков!
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
         Кровь на снегу - и пятна красные флажков.

  Наши ноги и челюсти быстры, -
Почему же, вожак, - дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем - через запрет?!

  Волк не может, не должен иначе.
  Вот кончается время мое:
  Тот, которому я предназначен,
  Улыбнулся - и поднял ружье.

         Идет охота на волков, идет охота -
        На серых хищников, матерых и щенков!
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
         Кровь на снегу - и пятна красные флажков.

  Я из повиновения вышел -
За флажки, - жажда жизни сильней!
  Только сзади я с радостью слышал
Удивленные крики людей.

  Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
  Но сегодня не так, как вчера:
  Обложили меня, обложили -
Но остались ни с чем егеря!

         Идет охота на волков, идет охота -
        На серых хищников, матерых и щенков!
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
         Кровь на снегу - и пятна красные флажков.

  1968

Это конечно, песня «Охота на волков». И нет ничего удивительного в том, что в один из дней рождения В.С. Высоцкого Игорь Царев пишет стихотворение «Волчий гон» по мотивам именно этой знаменитейшей, всенародной песни.

  Так мы вместе с поэтом открываем еще одну страницу в книге о поэте 20 века Владимире Высоцком. Рискнул ли кто-то еще что-то стоящее написать по мотивами этой песни? Не знаю, не встречала, Игорь отважился на такое. Так появился «Волчий гон», уже название перекликается с знаменитой песней.

ВОЛЧИЙ ГОН (к дню рождения Высоцкого)
Игорь Царев

25 января - день рождения В.Высоцкого

Волчий гон закис в конском щавеле.
Где былой азарт серой унии?
Души вольные опрыщавели –
Не волнует их полнолуние.

Глотки кашлем рвет едкий дым костра,
Вновь в бега вожак стаю выстроил.
Я отстал на шаг, меня жжет не страх,
А предчувствие перед выстрелом…

Дождь вбивает спесь в грязь по темечко:
Не дерзи, воздай Богу богово!..
Как опасно, друг, это времечко!
Как убого, брат, наше логово!

Хриплый лай собак гонит нас вперед,
Хлесткий стук копыт, запах потников…
Подожди, вожак, будет наш черед
Поохотиться на охотников!..

Нас укроет лес темным облаком.
Не проехать здесь, чтоб не спешиться...
Будет пир клыкам - тот, кто дым лакал,
Головой врага будет тешиться.

А пока - бега, так, что кровь из лап.
Хмурый день ведет свой свинцовый счет.
Волчий гон отдаст только тех, кто слаб,
А другим, Бог даст, повезет еще.


Можно с полной уверенностью сказать, что если для Игоря Царева литературным тотемом стал ворон, то для Владимира Высоцкого это бесспорно был волк, чаще всего волк-одиночка. До такой степени в свою бытность на земле он прочувствовал суть и сущность этого зверя. До такой степени власть имущие помогли ему ощутить  все, что творится с волками, когда идет охота на волков, а шла она постоянно, недаром песня, едва появившись, сразу стала классикой.

Хотя  ведь это не так просто было сделать тогда, сети еще не было и в помине, книг его никто не публиковал, и публиковать не собирался, и распространялась она в реальности с той же скоростью, как сегодня некоторые тексты в сети. Это само по себе похоже на некое чудо. Но с песнями Высоцкого почти всегда так было. И конечно,  эхом полетели  отзывы именно на этот текст у самых разных людей.

Самым интересным, на мой взгляд, оказался именно текст Игоря Царева, правда, написанный уже после смерти В. Высоцкого, но от этого ценность его вовсе не умоляется.

Сразу чувствуется нечто особенно в композиции и поэтике текста, Игорь в одной из рецензий поясняет, что же в стихотворении такого особенного,  приоткрывая нам завесу тайны:
  
Я специально выбрал этот размер - рубленный (удвоенный) пятисложник с составными рифмами без чередований клаузул. Создает и настроение, и ритм, и стиль, одновременно похожий на Высоцкого и в то же время у него именно такой размер я не встречал.

На счет ударения... Вы абсолютно правы. Просто писалось для пения под гитару, там это не только не играет роли, но даже придает особый шарм. Для бумаги же надо будет подчистить. Спасибо.

ИГОРЬ ЦАРЕВ  


Глотки кашлем рвет едкий дым костра,
Вновь в бега вожак стаю выстроил

Здесь чувствуются и несколько иные, чем в  тексте Высоцкого интонации, зато иллюзия присутствия на этой охоте полная, даже дым костра ощущается, и есть еще нечто для Высоцкого не характерное:

Я отстал на шаг, меня жжет не страх,
А предчувствие перед выстрелом…

Нечто тонкое, мистическое проступает в душе волка на этот раз. Отставший от стаи  чувствует, что через миг раздастся выстрел, вероятно в азарте погони, волк Высоцкого этого чувствовать не может, он не настолько чуток, погруженный в неравную борьбу.

А вот чтобы не случилось беды, чтобы охотник промахнулся, тоже должно произойти нечто:

Дождь вбивает спесь в грязь по темечко:
Не дерзи, воздай Богу богово!..
Как опасно, друг, это времечко!
Как убого, брат, наше логово!

И что же такое меняется, кроме размера и ритмики стиха? Оно действительно строится совсем не так, как у Высоцкого.  Рядом с азартным, мощным и дерзким волком у Высоцкого, который все время несется напролом, прямо под выстрелы, появляется волк Мудрый у Игоря Царева.

Мы прекрасно знаем, что в древности,  когда воину не помогал меч и физическая сила, то на помощь приходили волхвы с их заклинаниями,  именно славянских чародеев  боялись потерявшие страх викинги…  Мудрость и сила духа часто побеждала физическую силу.

Так проявляются два  совершенно разных характера у наших  поэтов, а сама охота на волков несколько меняет тональность.

А дальше совсем  необычные строчки. Между двумя волками происходит своеобразный диалог

В. Высоцкий:

Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
  Но сегодня не так, как вчера:
  Обложили меня, обложили -
Но остались ни с чем егеря!

Игорь Царев

Хриплый лай собак гонит нас вперед,
Хлесткий стук копыт, запах потников…
Подожди, вожак, будет наш черед
Поохотиться на охотников!..

Минорная, хотя и яростная тема Высоцкого, где просто чувствуется, как он задыхается от бега, ярости, азарта, на этот раз, сменяется мажорной у Игоря Царева:  они еще смогут поохотиться на охотников.

Очень важен тот факт, что монолог, наконец, и для Высоцкого сменяется диалогом поэтов. Мы уже знаем, что Игорь Царев  «О Бродском лучше Бродского писал», в данном случае он полноправный собеседник и соавтор и для Владимира Высоцкого – эта пара – воин и волхв, она появилась внезапно,  и на этот раз кажется  органичной.

В том, что перед нами волхв – древний чародей, легко расправившийся и с Олегом Вещим в свое время, свидетельствуют и следующие строки:

Нас укроет лес темным облаком.
Не проехать здесь, чтоб не спешиться...
Будет пир клыкам - тот, кто дым лакал,
Головой врага будет тешиться

- спасение от человеческой стаи охотников  в лесу находили волки и Волхвы, охотникам же наоборот путь туда был заказан, потому что на каждом шагу их ждала опасность, Леший ( Пан у Игоря) мог жестока наказать за подобную охоту, да и не пускали они чужаков в заповедные леса.

Это два разных подхода к одной теме, вспомните, как стремительно несут кони мимо леса героя  Высоцкого, и сколько надежд  именно на лес возлагает герой Игоря Царева.

Так в сравнении  с «Волчьим гоном» тональность  текста Высоцкого меняется на глазах от безысходности  к силе и воле, и обещанию волкам победы над охотниками:

Будет пир клыкам - тот, кто дым лакал,
Головой врага будет тешиться

И в финальном четверостишии есть тот  вывод, до которого не дотянулся В.Высоцкий, не случайно его песня  остается с открытым финалом, его охота продолжается, она будет длиться до последнего вздоха, и тут уж не до философствования ( Появился и второй текст «Охоты» позднее)

Идет охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков!
   Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
     Кровь на снегу - и пятна красные флажков.

А вот Игорь Царев  ставит точку, он смотрит на все происходящее уже с высоты наблюдателя-Мудреца:

Волчий гон отдаст только тех, кто слаб,
А другим, Бог даст, повезет еще.

Так меняется  картина происходящего, если диалог идет на равных. Невольно подумалось о том, что возможно именно Игорь Царев мог стать тем вторым, о котором так мечтал В.Высоцкий, повторяя: «Пошли мне, господь, второго»:

Чтоб было с кем пасоваться,
аукаться через степь,
для сердца, не для оваций,
на два голоса спеть!

Чтоб кто-нибудь меня понял,
не часто, ну, хоть разок.
Из раненых губ моих поднял
царапнутый пулей рожок.
(А. Вознесенский)

Таким поэтом оказался именно Игорь Царев, просто они немного не совпали во времени. И все-таки Игорь Царев для Высоцкого сделал очень много, больше, чем даже может показаться на первый взгляд. Он внес разумную мудрость а азарт погони.

Вот и второе знаменитейшее стихотворение «Чуть помедленнее,  кони» находит неожиданный отклик у Игоря Царева
* * *
Андрею Брагину

Звонким лесом, мелким бесом,
Разгоняя миражи,
За бубновым интересом
Пробегаем через жизнь.

Звонким лесом, мелким бесом,
Не смотря по сторонам,
За бубновым интересом
Надо непременно нам.

Но когда мы сквозь туманы
Пробираемся спеша,
Сквозь дырявые карманы
Просыпается душа.

Если Высоцкий сожалеет, что ему дожить не успеть, и допеть не успеть, то Игорь Царев подчеркивает, что происходит, если мы  вот так несемся по жизни:

Но когда мы сквозь туманы
Пробираемся спеша,
Сквозь дырявые карманы
Просыпается душа.

Горькие строчки, только и остановиться ему уже невозможно, вот в чем  главная беда, главная трагедия для великого барда.

Мотив песен Высоцкого возникают то там, то тут, отдельного разговора заслуживает морская тема, тема  Альтер эго.

Но чрезвычайно важно то, что пишет о В.Высоцком сам Игорь Царев  в рецензиях. Появилась такая вот запись после этого стихотворения:
я рад, что вы знаете и любите почитаемого мною В.С.В. которому я и написал это посвящение. Как вы понимаете и тема и стилистика намеренно выбраны именно такими.

О! Так ты провожал его в тот день? Мы могли видеться. Правда я до кладбища тогда не добрался - принес из дома дорогую мне фотографию Высоцкого с его автографом и повесил на стенку театра. А меня двое в штатском тихо отвели в сторону и упекли в милицейский автобус - может помнишь, стоял у метро прямо напротив входа в театр. И там меня прессовали часа три, забрали документы, и т.д. Потом были большие проблемы... :))

Я был немного знаком с В.С.В. и очень почитаю его как поэта и автора, потрясающих по силе песен.

Игорь Царев 05.01.2003 16:10

Это его живое свидетельство, которое говорит о многом.

Мне же, понимая, что охватить всей этой темы  в одной статье, не удастся, хочется обратиться все-таки к  волчьей теме у Игоря Царева, которой, как выясняется, удаляется не так мало внимания в его творчестве, только чуть меньше, чем теме воронов и воронья. Она неожиданно возникает в раннем стихотворении «Маугли», и вовсе не чужда  нашему автору, раскрывает главную его тайну:

МАУГЛИ
Игорь Царев
________________________________________
  - Рвут кожу шипы, как стальные иголки,
Но крик невесом на весах тишины.
Спят черные джунгли, спят серые волки
Под хищным прищуром ущербной луны.

Я сын человечий, я выкормыш Стаи.
Я волчьи законы всосал с молоком.
Но серою шерстью в душе обрастая,
С недавних времен презираю волков.

Здесь чуткие уши и цепкие лапы,
Сплетенные в сонный змеиный клубок…
Не дай тебе Бог показать себя слабым -
Догонят, набросятся, вцепятся в бок.

Я Маугли, Маугли - волчий приемыш,
Воспитанный Стаей, ей предан навек.
Все песни ее мне близки и знакомы.
Но помните, волки, что я - Человек.

http://www.stihi.ru/2002/05/18-499

В этом тексте ясно видно, откуда у Игоря Царева такое доверие к лесу, надежда на то, что он защитит и спасет тех, кто  там оказался – там тот мир, где родился и вырос его герой - это его родной мир

Спят черные джунгли, спят серые волки
Под хищным прищуром ущербной луны…

И вот тут –то выясняется, что с любимым героем Высоцкого они одной крови, не о том ли его признание:

Я сын человечий, я выкормыш Стаи.
Я волчьи законы всосал с молоком.

В какой-то момент для Маугли закон стаи становятся чужд, потому что он начинает ощущать себя Человеком. Ему хочется  жить и  обрести человеческие ценности, потому что:

Здесь чуткие уши и цепкие лапы,
Сплетенные в сонный змеиный клубок…
Не дай тебе Бог показать себя слабым -
Догонят, набросятся, вцепятся в бок.

Но из стихотворения «Волчий гон», мы уже прекрасно знаем, каково жить среди людей.

Есть об этом и в рецензии самого Игоря Царева к стихотворению ироничная шутка. Когда ему напоминают  высказывание о том, что человек человеку волк, то Игорь  иронично отвечает.

Человек человеку хуже, чем волк - он ему товарищ и брат

Игорь Царев   06.06.2002 17:02

Такое вот внезапное продолжение у истории о том, как из родного леса Маугли уходит к людям,  что с ним там становится,  к великому сожалению, в этой истории слишком много правды…

Порой думаешь, там может быть недаром волк Локи пожирает всех людей и богов заодно с ними, может быть это и не лишено смысла, если человек человеку волк и даже волчьи законы нам не писаны?

Вот еще одна интереснейшая рецензия по поводу этого стихотворения:

Не дай тебе Бог показать себя слабым -
Догонят, набросятся, вцепятся в бок.

Это не такое уж и волчье, человечье тоже. Я бы предпочел, чтобы волки вцепились, а не люди. Они хоть не станут рассуждать, что делают это во благо и "для твоей же пользы".

Bor   16.09.2002 23:17   •  
  
Ну, конечно. Когда писал, думалось не о киплинговских волках, а о томбовских товарищах их :)

Игорь Царев   17.09.2002 12:18

Из рецензий мы узнаем и о том, что первоначально стихотворение было длиннее, там были еще такие строчки:

Кто Стае был предан, тот Стаей был предан.
Хромого Шерхана избрав вожаком,
Скажите, о волки, не ваше ли кредо -
Рвать глотки в погоне за сладким куском?

Когда промахнулся Акела, не вы ли,
Кровавую пену с усов облизав,
Злорадную песню с шакалами выли,
А нынче трусливо косите глаза.

Но когда писалось - было актуально. Сейчас показалось лишним. Убрал. В качестве все той же эпиляции души (хорошо сказано!). Кстати у тех же Стругацких против шерсти в ушах хороший рецептик был - работать, работать и работать. В нашем случае - писать, писать и писать. И публиковаться соответственно.

Игорь Царев   09.06.2003 16:09

По – моему,  пронзительные строки, и многое объясняют, так  и хочется повторить вслед за  В. Высоцким: «Да это ж про меня, про нас, про всех, какие к черту волки»

Признаюсь, что первоначально написать хотела по-другому и совсем о другом, когда обратилась к контексту В. Высоцкого, но  волки,  как и вороны захватили и подчинили своей воле, и повели за собой. Такое случается, хотя далеко не всегда, но видимо такая уж горячая  и актуальная  это тема.
****************

Когда говорят, что в современном мире поэзии  нет места мифам, преданиям и сказаниям, а твориться сегодня  они тем более не могут,  ведь 21 век на дворе, то остается только усмехнулся…

Но В.Высоцкий и И.Царев, подхвативший эстафету и  с достоинством пронесший ее на своем отрезке времени, доказали нам обратное.

В мире не только есть место сказаниям, мифам, преданиям былых времени, но они живут и владеют душами, если за дело берутся Мастера, а не ремесленники, которые кроме  себя любимых ничего не видят, а любят исключительно себя в поэзии.
  
  Мы подходим к уникальному творению трех  поэтов нашего сайта, которые объединились для того, чтобы написать историю о том, как богатыри  вместе с Одиссеем воевали под стенами Трои… Да, да, вы можете представить себе что-то подобное – это настоящий эпос 21 века.
Князем Добрыней Никитичем там остается Игорь Царев.

Я читала «Троянскую опупею» на третий день после его ухода, в самое горькое время, и не поверите, она дает сил выжить и не впасть в уныние, продолжать жить и радоваться…

Михей Студенный  написал о том, как она творилась в свое время, это надо прочитать всем без исключения, чтобы понять, какова роль Игоря Царева и его соавторов в современном литературном процессе, в мифотворчестве, и развитии современной поэзии…

Вот здесь уникальнейший материал и сама «Троянская опупея». Так мы с вами  и становимся свидетелями тому, как рождался эпос 21 века, у нас на глазах, на нашем любимом сайте
http://www.stihi.ru/2013/04/25/7692


21.09.2003
  
Вариант первого отступления:

ХОЖДЕНИЯ ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ ЗА ТРИ МОРЯ

Гнев, о Богиня! Зачем этот трёп про Пелеева сына?
Все извратил и опошлил Гомер благородный,
Он же свои репортажи о доблестных битвах
Лихо крапал не покинув Афин и любимой таверны!
Я объясню, почему та война называлась «троянской» –
Вовсе не город, откопанный Шлиманом, дал то названье,
Битву назвали троянской в честь русских героев
Трое которых активное в ней принимали участье.
Дайте мне лиру, и я пропою вам как все это было,
Если совру, разрази меня Зевс, век не видеть мне воли,
Как не видал и Гомер, чем писал и чем писал.
  

© Любовь Сушко, 19.05.2013 в 09:35
Свидетельство о публикации № 19052013093505-00333260
Читателей произведения за все время — 9, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют