Ликвидация УГКЦ и тайна убийства Г. Костельника
Продолжаем наше повествование. В этой части, мы рассмотрим вопрос как в СССР была проведена МГБ СССР под личным руководством И. Сталина «спецоперация» по ликвидации УГКЦ.
В предыдущей части мы уже коснулись этого вопроса, а сейчас вникнем во все советские тайны прикрытые пропагандистским «мусором».
СССР захватив в сентябре 1939 г. Восточные территории Польши и распределив часть их, между Белоруссией и Украиной, с помощью НКВД СССР как орудия в руках правительства, начало очищать захваченные территории от «контрреволюционного элемента» и прочих врагов народа.
И в число самых непримиримых «врагов», подлежащих полному «искоренению» были включены все священнослужители Украинской греко-католической церкви.
Сам И. Сталин и руководство НКВД СССР, что при наркомах Н. Ежове, что при Л. Берии рассматривало УГКЦ и как реальную политическую силу имеющую громадное влияние на население и еще как один из центров украинского националистического движения на Западной Украине.
Как установили современные историки сам И.В. Сталин, (как недоучившийся семинарист Тифлисской духовной семинарии, хорошо разбирался в устройстве Русской православной церкви и ее главных постулатах) в те годы серьезно увлекался идеями «Всеславянства» и в частности, создания Балканской Федерации из южнославянских народов с последующим их вхождением в составе СССР.
В связи с чем в Москве предполагалось создать «Православный Ватикан», который должен был бы являться некоторой альтернативой Ватикану римскому.
И всем этим планам мешала деятельность УГКЦ. И не только потому что ее священнослужители не поддерживали у своих прихожан веру в СССР как в первое демократического государство рабочих и крестьян, а еще и потому что большая часть священнослужители УГКЦ активно поддерживала движение УПА и ОУН в борьбе за создание независимого государства Украина.
И при этом УГКЦ не только предоставляя ночлег и лечение воинам УПА в случае необходимости в своих монастырях или приходах, но и оказывая им значительную финансовую поддержку.
По мнению руководства НКВД СССР ликвидацию УПА следовало проводить параллельно с ликвидацией УГКЦ, активистов участников движения за независимость Украины, в число которых входили не только представители ОУН и УПА, но и других украинских партий, таких как УНДО, УРСП, клерикального объединения УНО («Украинской национальной обновы») и др.
И при начале реализации этого плана НКВД СССР используя свои агентурные данные получила ряд дополнительные козыри.
По сведениям агентов НКВД СССР, в начале 1939 года во Львовской епархии группа священников, во главе с Климентием Шептицким (братом митрополита А.Шептицкого), обсуждала вопрос об отходе от унии и создании «украинской народной церкви».
Членами группы были священники Ковальский, Костельник, Притма и другие.
Согласно этому замыслу, главой церкви должен был стать митрополит А. Шептицкий, который хорошо был информирован о работе группы.
В связи с этим, первоначальный план оперативной разработки и ликвидации УГКЦ был разработан НКВД ещё в 1940-41 и 11.01.1941 утвержден Наркомом Внутренних Дел СССР Л. Берия.
Первичной же задачей был отрыв УГКЦ от Запада и в первую очередь от Ватикана путём создания автономной или автокефальной украинской церкви с последующим её присоединением к РПЦ.
Потом была германо-советская война 1941-1945 годов и «планы по УГКЦ» отложили на будущее.
После войны начиная с 1945 г. от промежуточной фазы создания «независимой украинской церкви» в НКВД-МГБ СССР отказалось и приступило к проведению операции по непосредственной ликвидации УГКЦ через её объединение с РПЦ.
В целом план был частью общей деятельности НКВД-МГБ СССР направленной на борьбу с УПА и ОУН, и любыми проявлениями украинского сепаратизма.
Сам Г. Костельтник сотрудничество с НКВД, начал в 1940-1941 году, когда после обыска и последующего ареста своего сына Богдана, он тоже был задержан допрошен в местом отделении НКВД.
Входе допросов сотрудники НКВД достоверно зная о натянутых личных отношениях с митрополитом А. Шептицким, обсудили с Г. Костельником возможность создания «Автокефальной украинской церкви» независимой от Рима.
Г. Костельник подтвердил реальность реализации такого плана.
В итоге Г. Костельника освобождают, а он по заданию НКВД СССР пишет ряд статей и реферат на данную тему о создании независимой украинской греко-католической церкви.
В рамках запланированных на 1940-1941 года мероприятий НКВД планировалось спровоцировать раскол внутри церкви (между сторонниками восточного и западного обрядов), всячески дискредитировать руководителей церкви фактами их личной жизни, обвинить в нарушении канонических законов и злоупотреблении церковным имуществом, активизировать православных церковников на борьбу за присоединение униатов к РПЦ, в Верховном Совете УССР поднять вопрос о назначении уполномоченных по делам культов при облисполкомах.
Отдельным положением в рамках мероприятий НКВД по отношению УГКЦ, начальнику 2-го отдела ГУГБ НКВД, комиссару госбезопасности 3-го ранга Федотову было поручено организовать вместе с Наркомфином СССР налоговую схему для использования против духовенства УГКЦ — налогообложение духовенства в Западных областях УССР должно проводиться «по согласованию с местным аппаратом НКВД».
Но к реализации этого плана в НКВД СССР вернулись только в 1945 году.
Но после 1945 года, ликвидацию УГКЦ уже планировалось провести без промежуточного создания какой-либо украинской церкви.
Вот выдержка из вышеназванного мною плана мероприятий МГБ СССР по ликвидации греко-католической церкви в западных областях Украины от 26-30.09.1945 года:
«В целях стимулирования перехода греко-католических приходов в православие, использовать налоговый пресс, дифференцируя его с таким расчётом, чтобы православные приходы облагались нормально и не выше 25 %, объединившиеся вокруг Инициативной группы греко-католической церкви по воссоединению ее с православием — 40 %, греко-католические приходы и монастыри — 100 % максимальной налоговой ставки.
Обеспечить возможность полной ликвидации греко-католической церкви путём воссоединения ее с русской православной церковью.»
Тогда же Г. Костельник был вызван в львовское отделение МГБ СССР и ему было предложено стать председателем «инициативной группы» священников УГКЦ, которые начнут движение в УГКЦ за воссоединение с Русской православной церковью Московского патриархата.
В подтверждение своих слов о том, что создание и инициативной группы и движение за воссоединение с РПЦ МП не являлось заслугой Г.Костельника, а было полностью инспирировано сверху и проходило согласно плану, разработанному и утвержденному НКГБ СССР привожу выдержку из докладной записки П.Дроздецкого в НКГБ СССР о ликвидации греко-католической церкви в западных областях Украины от 16.02.1946:
[…] После тщательного изучения обстановки, нами был разработан план ликвидации греко-католической церкви, к осуществлению которого мы и приступили […]
Осуществляя этот план, в апреле 1945 года в областных газетах Львова, Тернополя, Станислава, Дрогобыча и центральной газете «Правда Украины», по нашей инициативе, против униатов была опубликована обширная статья «С крестом или ножом», (ее кстати написал нам уже хорошо известный Ярослав Галан -автор) которая сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви.
Статья вскрывала антисоветскую деятельность верхушки униатского греко-католического духовенства и разоблачала ее перед лояльной частью духовенства и перед верующими.
Подготовив, таким образом, общественное мнение, 11.04.45 г. нами были проведены аресты митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов ХОМЫШИНА, БУДКИ, ЧАРНЕЦКОГО, ЛЯТЫШЕВСКОГО, а также ряда наиболее скомпрометировавших себя антисоветской деятельностью попов униатской церкви».
Арестовали вышеуказанных лиц не только потому? что они мешали планам Г.Костельника и руководившего ими НКВД СССР, а еще то что они имея связь с руководством ОУН-УПА отказались способствовать прекращению партизанской борьбы УПА, которую вели с представителями советских властей в Галиции.
Хотя сами руководители УГКЦ и стремились наладить отношения с правительством СССР.
Так вскоре после того, как Иосиф Слипый стал главой Греко-католической Церкви, он направил послание Советскому правительству, в котором заверял власти в лояльности новому режиму себя лично и возглавляемой им Церкви.
Слипый пошел еще дальше в стремлении наладить отношения с советскими властями: в конце ноября 1944 г. он направил в Москву делегацию представителей униатского духовенства во главе с родным братом покойного митрополита Андрея Климентием Шептицким, игуменом ордена студитов.
Делегация привезла в Москву собранные униатами 100 тыс. рублей – для помощи раненым в годы Великой Отечественной войны.
Представители Униатской Церкви были приняты в Московской Патриархии и Совете по делам Русской Православной Церкви.
Однако вскоре они были вызваны в Генеральный штаб РККА, где им сообщили, что отношение советских властей к Греко-католической Церкви будет, в свою очередь, всецело зависеть от изменения отношения последней к ОУН-УПА.
Но лидеры униатов отказались содействовать разоружению бандеровцев и прекращению их партизанской деятельности на Западной Украине, которую ранее Греко-католическая Церковь благословляла, принимая прямое участие в формировании подразделений ОУН-УПА и поставляя последней капелланов
Так же надо скать, что не смотря на бурную деятельность Г.Костельника и других членов его «Инициативной группы» за воссоединение с РПЦ МП с использованием всей силы влияния и принуждения со стороны НКВД-МГБ СССР искренних его приверженцев было немного.
Большинство униатских клириков примкнули к «Инициативной группе» по конформистским соображениям.
Да и сам Гавриил Костельник отмечал:
«Я должен подчеркнуть, что только очень небольшой процент между нашими священниками, присоединившимися к «Инициативной группе», сделал это по убеждению.
Таких священников нет, вероятно, и 50.
Другие сделали это потому, что «нет иного выхода» из образовавшегося положения.
Это, конечно, не означает, что все эти священники являются на 100% папистами (приверженцами папы).
Но если не было бы нажима со стороны государства, то наверняка в нынешних условиях даже 50 священников не нашлось бы таких, какие хотели бы «разрушить» греко-католическую церковь, чтобы преобразовать ее в православную».
И как видно из вышеизложенного среди священиков УГКЦ оказалось мало борцов готовых даже стать мучениками за веру.
Подавляющее большинство представителей приходского клира Униатской Церкви легко поддалось нажиму и заявило о готовности перейти в Православие. Сопротивление оказали только руководители УГКЦ и монашество.
Наибольшее сопротивление деятельности «Инициативной группы» оказывали приходы, которые находились под влиянием греко-католических монастырей орденов базилиан, редемптористов и студитов .
Вот на них в НКВД СССР и обрушили репрессии.
Так всем униатским епископам инкриминировалось сотрудничество с немецкими нацистами и украинскими националистами. 11 (по другим данным – 12) апреля 1945 г. был арестован митрополит Львовский и Галицкий Иосиф Слипый, возглавивший Униатскую Церковь после кончины Андрея Шептицкого.
В продолжение 1945-1946 гг. также были арестованы все греко-католические епископы, находившиеся на территории Украинской ССР и Польской Народной Республики.
Аресту подверглись епископы: Никита Будка, Николай Чарнецкий, Григорий Хомышин, Иоанн Лятышевский, Иосафат Коциловский и Григорий Лакота.
Над арестованными иерархами Униатской Церкви в Киеве 29 мая – 3 июня 1946 г. состоялся суд.
Прокуратура Украинской ССР сообщала, что греко-католические архиереи арестованы «за активную предательскую и пособническую деятельность в пользу немецких оккупантов». В сообщении прокуратуры отмечалось:
«При аресте у названных лиц обнаружены документы, изобличающие их в преступной связи с немецко-фашистскими оккупантами, в частности с гестапо и другими немецкими карательными и разведывательными органами.
На предварительном следствии арестованные признали себя виновными в проведении враждебной деятельности против СССР».
Согласно данным прокуратуры, «обвиняемые на следствии показали, что, используя свое руководящее положение в греко-католической церкви, они активно помогали немецко-фашистским оккупантам угонять на немецкую каторгу трудящееся украинское население и способствовали выполнению грабительских повинностей, установленных немецкими оккупационными властями»
В прокуратуре УССР отмечали: «Слепой, Будка, Чарнецкий, Хомышин и Лятышевский, начиная с июля 1941 года, по указаниям гестапо, неоднократно в своих обращениях призывали духовенство и верующих униатской церкви содействовать немцам в создании местных оккупационных органов власти, активно участвовать в поставках сельско-хозяйственных продуктов для немецкой армии и, тем самым, содействовать вооруженной борьбе немецких захватчиков против Красной Армии».
Одним из важнейших пунктов обвинения, которое прокуратура Украинской ССР предъявила униатским епископам, было содействие оказанное ими гитлеровцам при формировании дивизии СС «Галичина»: «Активная враждебная деятельность обвиняемых особенно ярко выразилась в их участии в формировании дивизии «СС – Галичина» для борьбы с партизанским движением и Красной Армией.
Документальными данными и показаниями всех обвиняемых, в том числе Слепого, установлено, что последний в апреле 1943 года заключил соглашение с немецким ставленником – губернатором Галиции доктором Вехтер об образовании специального комитета по формированию дивизии «СС – Галичина», согласно которому в состав названного комитета был введен представитель греко-католической церкви.
Выполняя это предательское соглашение с немцами, обвиняемые Слепой, Будка и др. дали указание всем униатским священникам принимать непосредственное участие в формировании дивизии «СС – Гличина» и направили в состав последней 11 священников в качестве капелланов»
Дело в отношении иерархов Греко-католической Церкви велось по статьям 54-1 «а» и 54-11 УК Украинской ССР и по окончании следствия было передано на рассмотрение Военного трибунала
Епископы Григорий Хомышин и Иосафат Коциловский скончались 1947 г. в киевской тюрьме наркомата госбезопасности. Остальные архиереи во главе с митрополитом Иосифом Слипым были осуждены на различные сроки заключения в лагерях.
А вот еще одна выписка из документов НКВД СССР:
«Обезглавив греко-католическую церковь, мы создали предпосылки для организации движения, направленного к тому, чтобы ликвидировать унию и воссоединить эту церковь с русской православной церковью.
С этой целью, нами 30.5.45 г. была создана «Центральная Инициативная группа по воссоединению греко-католической церкви с русской православной церковью», в которую вошли авторитетные священники: доктор КОСТЕЛЬНИК — от Львовской епархии, доктор МЕЛЬНИК, генеральный викарий — от Дрогобычской епархии и ПЕЛЬВЕЦКИЙ — проведенный впоследствии как председатель Станиславской епархии».
В общем, согласно донесениям агентов НКВД-МГБ СССР, население Украины восприняло «воссоединение» с РПЦ, в целом, нейтрально.
Негативно к решению Львовского Собора отнеслась некоторая часть украинской интеллигенции, которая понимала, что ликвидация УГКЦ есть способ приблизить Западную Украину к тому положению в котором уже многие годы находилась остальная часть СССР, усилить связь с Москвой, некоторые представители украинской интеллигенции видели в этом попытку русификации украинской церкви и наступление на украинскую культуру.
А вот выписки из сводки УНКГБ о реагировании украинской интеллигенции на предстоящую ликвидацию УГКЦ подтверждающие мои слова:
Академик Щурат:
«Зачем нам папа Римский, нашему украинскому народу необходима религия… многие из униатских священников согласятся на переход в православие»
Галас, библиотекарь Львовского университета:
«Надо опять переходить в православие и в этом я не вижу ничего отрицательного, напротив, это еще больше нас сблизит с нашими братьями — украинцами-надднепрянцами».
Отношение ОУН, к ликвидации УГКЦ было резко негативным, в проведении собора они подчеркивали политические мотивы мероприятия проведенного под патронатом НКГБ.»
Теперь я хочу дать слову одному из важных наших свидетелей. Он хорошо вам уже знаком по предыдущим частям этой работы. Это Павел Судоплатов –главный диверсант и организатор политических убийств в СССР и за границей.
И вот, что он своих воспоминаниях, писал о жизни и смерти Гавриила Костельника:
«В 1944 году Шептицкий был уже стар и находился при смерти. Заботясь о судьбе украинской униатской церкви, он, проявив мудрость, направил миссию в Москву, включавшую его младшего брата, архиепископа Иосифа Слипого и архиепископа Гавриила Костельника.
Они через Президиум Верховного Совета попросили принять их Патриарха Русской православной церкви, которая никогда не была в хороших отношениях с униатами. Президиум Верховного Совета, однако, направил делегацию в НКВД, чтобы прояснить вопрос о сотрудничестве руководства униатской церкви с немцами.
Мне и генералу Мамулову, начальнику секретариата НКВД, было приказано принять украинскую церковную делегацию. К их удивлению, я на западно-украинском диалекте изложил им данные о сотрудничестве руководства униатской церкви с немцами и, как мне было приказано, заверил их, что, если они раскаются и выяснится, что иерархи церкви сами лично не совершили военных преступлений, преследовать их не будут.
Последующие события развивались трагически.
После смерти митрополита Александра Шептицкого в 1945 году среди униатских священнослужителей разгорелся ожесточенный конфликт. Дело в том, что внутри униатской церкви давно существовало сильное движение за объединение с православной церковью. Те священники в окружении Александра Шептицкого, которые противостояли такому союзу, оказались серьезно скомпрометированными своим сотрудничеством с немцами.
Архиепископ Гавриил Костельник, высказывавшийся на протяжении почти трех десятилетий за объединение с православной церковью, стал во главе этого движения.
……………………….
В 1946 году. Костельник собрал конгрегацию униатских священнослужителей, проголосовавших за воссоединение с православной церковью. Архиепископ Иосиф Слипый был арестован и сослан. Воссоединение нанесло решающий удар по украинскому партизанскому националистическому движению под руководством Бандеры — ведь большинство их командиров было из семей униатских священников.
Изо всех сил, стремясь сохранить националистическое движение, Бандера прибегнул к террору, ставшему повседневным явлением в жизни Западной Украины.
Местные власти, по существу, потеряли контроль над сельской местностью. Вожаки-националисты запрещали молодежи идти на призывные пункты для службы в Красной Армии; люди Бандеры вырезали семьи призывников и сжигали их дома, пытаясь установить власть ОУН над сельскими территориями.
Убийство Костельника на ступенях львовского собора, когда он выходил после службы, стало кульминацией кампании террора.
Убийца был окружен толпой верующих и застрелился; его опознали — им оказался член террористической группы, руководимой заместителем Бандеры Шухевичем, семь лет возглавлявшим украинское подполье».
………………….
Далее идут тоже интересные «воспоминания» П. Судоплатова об убийстве закарпатского архиепископа Ромжи.
«Полученная нами в 1947 году информация из-за рубежа о том, что Ватикан ищет поддержки американских и английских властей для оказания помощи униатской церкви и тесно связанным с ней бандеровским формированиям, была передана не только Сталину и Молотову, но и Хрущеву, первому секретарю ЦК компартии Украины.
Хрущев обратился к Сталину с просьбой разрешить ему тайно ликвидировать всю униатскую церковную верхушку в бывшем венгерском городе Ужгороде. В письме, направленном в два адреса — Сталину и Абакумову, — Хрущев и Савченко, министр госбезопасности Украины, утверждали, что архиепископ украинской униатской церкви Ромжа активно сотрудничает с главарями бандитского движения и поддерживает связь с тайными эмиссарами Ватикана, которые ведут активную борьбу с советской властью и оказывают всяческое содействие бандеровцам.
Они писали также, что Ромжа и его группа представляют серьезную угрозу для политической стабильности в регионе, недавно вошедшем в состав Советского Союза.
Кроме того, Хрущев знал, что Ромжа располагает информацией о положении в руководящих кругах Украины и планировавшихся мероприятиях по подавлению украинского националистического движения.
Сведения поступали от монашек-униаток, находившихся в тесном контакте с женой Туреницы, первого секретаря обкома партии и председателя облисполкома.
………………
Информация об обстановке в украинском руководстве через Ромжу просачивалась за границу, а оттуда бумерангом в Москву. Все это создавало реальную опасность для Хрущева.
Не справившись с ситуацией, Хрущев выступил инициатором тайной физической расправы с Ромжей.
Министр госбезопасности СССР Абакумов показал мне письмо Хрущева и Савченко и предупредил: не оказывать украинским органам госбезопасности никакого содействия в этой акции до получения прямого указания Сталина.
Сталин согласился с предложением Хрущева, что настало время уничтожить «террористическое гнездо» Ватикана в Ужгороде.
Однако нападение на Ромжу было подготовлено плохо: в результате автомобильной аварии, организованной Савченко и его людьми, Ромжа был только ранен и доставлен в одну из больниц Ужгорода. Хрущев запаниковал и снова обратился за помощью к Сталину. Он утверждал, что Ромжа готовился к встрече с высокопоставленными связными из Ватикана.
Я выехал в Ужгород со своей группой, чтобы выявить связи и контакты Ромжи, потому что лично знал все руководство украинских националистов с того времени, когда был внедрен в штаб-квартиру ОУН.
В Ужгороде я провел почти две недели. В это время мне позвонил Абакумов и сказал, что через неделю в Ужгород приезжают Савченко и Майрановский, начальник токсикологической лаборатории, с приказом ликвидировать Ромжу. Савченко и Майрановский рассказали мне, что в Киеве на вокзале, в своем железнодорожном вагоне, их принял Хрущев, дал четкие указания и пожелал успеха.
Два дня спустя Савченко доложил Хрущеву по телефону, что к выполнению операции все готово, и Хрущев отдал приказание о проведении акции. Майрановский передал ампулу с ядом кураре агенту местных органов безопасности — это была медсестра в больнице, где лежал Ромжа. Она-то и сделала смертельный укол.
В результате этой операции Савченко получил повышение, через год его перевели в Москву и назначили заместителем Молотова в Комитете информации...».
И как сам видит неубеждённый читатель, что руками НКВД СССР И. Сталин полностью ликвидировал все руководство УГКЦ.
Те из церковных иерархов на кого был компромат, были арестованы и осуждены.
А на кого не было компромата и не было причин для его ареста были просто тайно убиты!
И далее еще очень важное обстоятельство в нашем расследовании!
Мы уже знаем, что так называемая «Инициативная группа» за воссоединение УГКЦ с РПЦ МП была создана только в мае 1946 года и ее якобы создали священники УГКЦ Г. Костельный и другие.
Но это не так! протоиерей Гавриил Костельник, священники Михаил Мельник, Антоний Пельвецкий и еще 10 униатских священнослужителей еще в феврале 1946 года перестали быть священниками УГКЦ и перекрестившись (то есть отреклись от таинств и постулатов УГКЦ), были приняты как священнослужители в РПЦ МП!
Вот небольшая справочка по этому вопросу:
http://azbyka.ru/dictionary/10/tsypin_tserkovnoe_pravo_192-all.shtml
«Однако уже в середине XVIII века, менее чем через 40 лет после послания Патриарха Иеремии, в отношении Восточных Церквей к Риму наступает крутой перелом. Константинопольский Собор 1756 г. при патриархе Кирилле V принимает орос, подписанный также Александрийским Патриархом Матфеем и Парфением Иерусалимским. В этом оросе говорится: "Общим постановлением отметаем всякое еретическое крещение, а посему всех еретиков, к нам обращающихся, принимаем как неосвященных и некрещенных…
Мы считаем достойным осуждения и отвратительным еретическое крещение, так как оно не соответствует, а противоречит апостольскому Божественному установлению и есть не иное что, как бесполезное… умывание, оглашенного вовсе не освящающее и от греха не очищающее; вот почему всех еретиков, некогда некрещенно крещенных, когда они обращаются в Православие, мы принимаем как некрещенных и без всякого смущения крестим их по апостольским и соборным правилам".
В постановлении католики и протестанты прямо не названы, но речь идет именно о них, ибо после Константинопольского Собора 1756 г. западные христиане при воссоединении с Православием в Восточных Церквах стали приниматься по первому чину, наравне с иноверцами. В "Пидалионе" на этот счет содержится совершенно однозначное разъяснение: "Латинское крещение ложно называется этим именем, оно не есть вовсе крещение, а лишь простое мытье…
А посему мы не говорим, что перекрещиваем латинян, а крестим их…»
И вот и подтверждение моих слов!
23 февраля 1946 г. в Киеве митрополитом Киевским и Галицким Иоанном были воссоединены с православной Церковью протоиерей Гавриил Костельник, священники Михаил Мельник, Антоний Пельвецкий и еще 10 униатских священнослужителей.
За этим последовал постриг отцов Михаила Мельника и Антония Пельвецкого с сохранением их имен, а 24 февраля митрополит Иоанн возглавил хиротонию иеромонаха Антония во епископа Станиславского и Коломыйского; на следующий день иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Дрогобычского и Самборского.»
Их этого видно, что 2 из 13 униатских священника были не только перекрещены, а и получили чин эпископа РПЦ МП! А сам Г.Костельник тоже повысился до высшего как для белого духовенства чина –протопресвитера!
Так мы уважаемый читатель приблизились к кульминации нашей драматической повести о ликвидации УГКЦ.
Как вы и сами поняли, власть в уже наполовину разгромленной УГКЦ захватила группа священников РПЦ МП, во главе с Г.Костельником, но факт своего перехода в РПЦ МП они тщательно скрывали до 08.03.1946г.
Ведь в этот день 8 марта 1946 г. (когда во всем СССР бурно празднуется Международный женский день случилась одна большая трагедия) во Львове открылся так называемый «Собор греко-униатских священников и мирян».
Как и кто подбирал и выбирал делегатов на этот СОБОР вы уже знаете из предыдущей части.
Заседания Собора проходили в митрополичьем кафедральном соборе святого Юрия и продолжались два дня.
Председательствовал протоиерей Гавриил Костельник.
В работе Собора участвовало 204 священника и почетные гости: митрополит Киевский Иоанн, епископ Львовский и Тернопольский Макарий, епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор, управляющий делами Киевского экзархата протоиерей Константин Ружицкий.
Для читателя интересующего историей УГКЦ так же будет полезно ознакомится и с докладом Г. Костельника на этом соборе. Документ приводится языком оригинала.
ДОКЛАД О МОТИВАХ ВОССОЕДИНЕНИЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
Докладчик председатель Инициативной группы,настоятель Преображенск церкви в г. Львове, председатель Собора , протопресвитер д-р Костельник Гавриил
«Всечестные отцы и высокоуважаемые господа, делегаты Собора!
350 лет мину от провозглашения унии в Бресте, какой наша галичская Греко-Католическая Церковь есть спадкоємницею.
За то длительное время уния обнаружила все, что потенціально содержалось в ЕЕ семени.
За 300 года христианство из маленькой еврейской секты стало мировой религией.
За 300 года протестантизм утвердился на обеих полушариях земли как могущественная новая редакция христианства. А Брестская уния?
Мы можем (и должны) еще шире поставить проблему унии, можем слідити за ею по Истории от самых ее начал, от унии Константинопольского императора Михаїла Палеолога на собо-рі в Лионе 1274 г. І к чему же дошли попытки унии восточных Цер-ков с Римской Церковью за то длительное время? Уния и ныне там, где была в своих печатях.
Она вечно рвалась І рвется, а Римо-ві навсегда остались из нее только те части, которые полностью где-национализировались, как наши холмщаки, что 1905 г. стали римо-католиками І поляками, или как галичские армяне.
Это можно объяснить именно так: или семена лихое, или грунт непригодный. Римские апологеты и апологеты унии веками репе-тують; "Грунт непригожий! Graeca fіdes! Преследования унии!.."
И тенденциозно повикривляли все понятия, исторические и догматические, которые являются в связи с унией.
Объективно должны утвердить, что куда тяжчі и прикріші были те преследования, какими православных змушувано к унии с Римом.
Так, царь Михаил Палеолог своих родных ослеплял, высокими государственными достойниками и єпис-копами тюрьмы заполнял, так как они были противниками унии. А папские нунции сам сами по тюрьмам, чтобы наглядно в пе-ремозі убедиться,- им мало было преследований и упоко-рення православных.
И это все Михаїлові Палеологу не помогло. Папы время от времени призывали к крестовому походу против Царьгорода. И только до тех пор удовлетворялись унией греков, пока не имели надежды силой підко-рити их . Когда же Карл с Анжу вооружился и шел войной против Царьгорода, папа Мартын ІV проклял Михаїла Паеолога как "по-кровителя схизмы І ереси" и лишил его царского престола. Вот чего дослужилась первая уния в Истории Церкви!
Вот образец, как выглядит ,,fіdes romana"! К счастью, Михаїл Палеолог победил Карла с Анжу 1282 г. , под Белградом, и сам в скором времени умер. Его уния упала.
Для большой и сильной религиозной идеи никакие преследования не страшные. В огне преследований религия еще больше крепнет и утверждается, освящается. Православие выдержало и перенес-многовековое магометанское ярмо, выдержало І всякие пересліду-вання от наездников латинянинов.
А уния? Она нигде не маленькая жизненной силы потому, что уния не имеет корня.
Она только искусственное произведение, лихое семя.
Уния ли есть реставрацией того единства между Западной и Восточной Церквами, которое было в первом тысячелетии? Совсем ни! Уния - это что-то совсем новое, чего в І тысячелетии еще не было и не могло быть. Православная Церковь осталась такая самая , которая была в пер-шому тысячелетии, но Рифм изменился!
Униаты-украинцы обычно хвалятся перед православными" что они являются такие православные, которым был Владимир Большой, так как тогда Восточная и Западная Церкви еще были в единства, и Владимир Большой "признавал папу римского".
Итак, будто он был "католик" в нынешнем значении. И это, в действительности, негодное логическое, извращения.
Владимир Большой признавал римскому папе только "примат почести", в соответствии с постановлениями ІІ и ІV Вселенських Соборов, а православные и по сей день стоят на том положении. Но Ватіканський собор анафематствує всех тех, что признают папе только примат почести!
Вот где изменение настало! Значит, Володимир Большой был такой католик, какими католиками есть нинішні православные, а не такой, как настоящие униаты.
В ІІ тысячелетии папы (от Григория VІІ уже совсем выразительно) основали такую новую Римско-Католическую Церковь, которой в первом тысячелетии еще не было.
В І тысячелетии Существовала Кафолична Соборна Церковь, в которой деятельность Римской Церкви была Обмеже-Ною. Эту Соборную, действительно Кафоличну Церковь римские папы разбили, порвали связь с всеми Восточными Церквами, чтобы свободно развиваться по своей схеме: папа - монарх в Церкви и загаль-ний надцар в мире: Римская Церковь имеет под ноги взять все другие Церкви.
Наличие претензий на першенство видно со слов папы Григо-рія І (590-604). Когда царгородський патриарх Иоанн Постник принял титул "вселенского патриарха" (так как так его титулува-ли восточные епископы), Григорий І у своих письмах, и к Иоанну Постника и к другим епископам, вот так оценивал ту новость:
"Никто (из римских пап) не узурпировал себе этого непродуманного названия, чтобы не выглядело, что, когда бы узурпировал себе славу единого в Иерархическом чине, отказал бы его всем братьям...
Поэтому пусть Ваша Святость никогда никого не называет "общим отцом" (generalіs pater), чтобы, признав незаслуженную почесть другому, не отобрать себе заслуженной. Вот ради этого безбожного, гордого титула Церковь раздирается, сердца всех братьев спокушаються, чтобы оскорбились...
Это что же , наиболее дорогой брат, ответишь на том страшном испытании грядущего Суда, что ты хочешь в мире называться не только "отец", но "общий отец" - (generalіs pater)?"
"Это не мое дело, но дело Бога, и не только я сам, но вся Церковь обеспокоена, так как святые каноны, так как соборы, которые их треба уважать, так как даже веления Самого Исуса Христоса высокомерной и помпезной выдумкой что его слабоумия захитуються"
Из этого видно, кто, чему и как разбил первоначальную братскую соборну Церковь?
Римская Церковь в ІІ тысячелетии учит своих верных, будто это сделали гордые царгородські патриархи Фотий и Керуларій, так как не хотели слушать "Христовых наместников", римских пап. Но папа Григорий І свидетельствует, что это сделали римские епископы, так как старались за всякую цену захватить всю власть в Церкви. Когда же вся власть для Рима, то для греков оставалась только неволя.
Вплоть до взрыва протестантской революции в XVІ ст. Римская Церковь развивалась и жила в беспрерывном антагонизме к Греческой Церкви, так как тогда еще и не маленькая Другого соперника.
А когда папскому Риму стало служить счастья , с каких пор папы ста-ли светскими королями в своем папском государстве І даже надцарями, что назначали и снимали царей и королей, с того времени папы реализовали свою идею, чтобы весь христианский мир перетвори-ти в "іmperіum romaum papale" (в папскую римскую империю).
Тогда они где только могли, там уничтожали Греческую Церковь, их так-тика была всегда одинаковая: где папы не могли уничтожить Греческой Церкви ради политических условий, там они пропагандировали ли на-саджували унию. Когда же постигли всю власть над униатами, то целиком уничтожали греческий тип Церкви, а насаждали свое латинство.
Так папы уничтожили Греческую Церковь в давней Моравии и Паннонії (дело славянских апостолов Кирилла и МЕФОДІЯ), в южной Италии и даже в самом Царьгороде, когда крестоносцы подступом получили его в 1204 г. Королям в Польши и Венгрии папы время от времени приказывали, что они должны уничтожить "схизматиков".
Как же униатская Церковь могла бы добиться чего-то большого в таких условиях рядом с Римско-Католической Церковью, которая ворожа весь греческому и только о том думает, как и когда ліквідувати все греческое?
Для иллюстрации подадим аналогию с новой нашої истории. Чего могли украинцы добиться І надеяться, как национальное меньшинство, в националистической шовинистической Поль-щі? Эта полностью верная аналогия, и только униаты, ослепленные ви-кривленими римскими категориями думання, этого не видят.
Даже латинские авторы замічають тот факт, что уния зв'язана с неславой восточных народов, а Православие - с славой.
Доки же будем нести на себе ту неславу унии? От православных родных братьев мы отступили, чтобы жить в церковном единстве с нашими відвічними врагами...
Но же латинянины никогда нас не признавали за настоящих ка-толиків, так как мы и не были римо-католиками.
Мы были в их Церкви только будто чужеземцы.
Неужели же и ныне, когда упало из нас довговікове иностранное ярмо, мы еще будем нести на себе бремя унии?
Нет, мы должны жить и работать для славы и расцвета славянского мира! Наши предки только потому пришли к унии, которые надеялись, что им уния поможет, но грубо просчитались. Уния внесла кривавий роздор в нашем народе, уния постоянная средством уничтожения его. Это все аж весьма хорошо известные факты, поэтому ненужно мне зупинятися на этом.
Православная Россия уже тогда спасла наш народ от полной полонизации и латинизации. С каких пор мы возродились национальное, уже никто из нас не хвалил той "польской" унии. Помня ту большую не славу унии в нашей истории, мы не хотели называться "униатами". Это название мы ощутили, как оскорбление, а называли себя "католиками ".
Был период польского влияния, которое Божье Провидение разве на то покликало к жизни, чтобы наша Галичская Греко-Католическая Церковь, наибольшая униатская Церковь, познала трудности своей судьбы. Ком из униатов не открылись глаза на содержание унии в время польского влияния, тот, вероятно, не может называться человеком мыслящей.
Я не буду входить в подробности, так как они вам, всечестном отце и высокоуважаемом госте , известные. Остановлюсь только на голов-ному факте: Польша, за благословением Риму, создавала новую унию, "wschodnі obrzadek", к которой созвала латинских монахов из всего мира , а нашу галичскую Греко-Католическую Церковь обме-жила искусственно поддерживаемыми границами.
Что это означает? Под стороной наибольшей униатской Церкви в мире создавать новую уніатьку Церковь, в том самом государстве І в одном и том же народе,- это свидетельства того , что творцы давней Берестейської унии (Польша и Рифм) перестали заботиться о нашей Галичской униатской Церкви, что они не думали про ее жизнь , а про ее ликвидацию.
Так католический Рифм и Польша осудили нашу галичскую униатскую Церковь на ликвидацию. А мы еще и ныне имели бы ее продолжать, на угождение Риму культивировать вечный роздор в нашем народе и продолжать вечный роздор даже в самой нашей галичской Церкви? Ведь известно, что уния даже наши три епархии поделила на трех разные Церкви, которые одна одну звинувачували в неискренности к Риму.
В унии шла вечная борьба между партиями: так называемыми настоящими католиками и тайными схизматиками. Неужели мы должны были б продолжать унию на то, чтобы из Рима присылали нам монахов візитаторів, которые будут нас судити?..
Надо помнить, что уния только в Америке есть обычной Церковью, наравне с другими, а у нас, уния есть объявлением релігїйної войны всему православному миру на угождение Риму Уния это "инициативная группа по воссоединению всего православ-ного Востоку с папским Римом". Мы ли будем вести эту неумную войну?
Подорвались все исторические основы унии! Кто еще и ныне хотел бы унии держаться, тот тени хватается! Благодарить Богу, мы свободные и хотим одним сердцем и одной душой прославлять Бога и Христоса Господа с ближайшими братьями: с православными українцями, россиянами , белорусами и с всеми православными народами.
Ведь Православие есть исторической верой славян, а славяне - наследники христианской веры и культуры греков. Хотим, чтобы наше религиозное сердце было не в Риме, который нам ничего не дал, которые даже для нас, униатов, был мачехой, а чтобы оно было в Киеве, который есть матерью всей Движении, а также в Москве, которое есть столицей и оборонительной силой всей Движении и всех славян.
Самая судьба, именно Божье Провидение ставит нас на большой путь . Неужели же имеем противиться этот большому нашему покликанню?
Я еще , чем время польского влияния предусматривал и писал о том, что первое христианское тысячелетие было греческое, второе романско-германское, а трете должно быть славянское. Теперь это уже осуществляется, и мы должны идти навстречу этот наш большой внизу.
Когда я на эти темы разговаривал с нашими священниками, то они отвечали ; "В политическом отношении ситуация ясная: нам только туда идти.
Но догмы, догмы!" Очевидно, они имели в виду специально римские догматы, какими Римская Церковь различается от Православной.
Надо припомнить, что когда греки и наши предки погоджувались на унию с Римом, то делали это не потому, что убедились в правдивости римских догматов, а из чисто политических мотивов. Рифм заставлял их признать римские догматы. Посмотрите, которые же главные из них.
Те, у кого ум не затуманен имеющимися римскими догматичними понятиями, хотя бы со слов папы Григория І (в истории Церкви Святого и Большого) поймут, что даже давние римські папы, если бы им кто-то подал ватіканські догматы про божественний примат и непогрешимость папы, осудили бы их как безбожні, напыщенные россказни, противоречащие святым канонам, Соборам, и даже учреждениям Самого Исуса Христоса. Ведь Христос учил апостолов братства, а не монархических прерогатив!
Собственно, те протиканонічні и протиєвангельські посягательства римских пап, которые в конце концов привели к ватіканських догмам, роз-делили первоначальную Кафоличну, Соборную Церковь (несогласия между Римом и Восточными Церквами), а потом, через четырех столетия, разделили и Западную Церковь (реформация, протестантизм). Они навеки сделали невозможным воссоединения и сосуществование других христиан с Римской Церковью, так как кто же может погоди-тися с тем, что Христос Свою веру и Церковь отдал Риму на частную собственность?!
Когда папа Григорий І так квалифицировал титул "вселенский патриарх" и отмечал, что через него "Церковь раздирается", то насколько же больше подходят под эту квалификацию ватікан-ські догмы?!
Наш Собор высказывает свою признательность Правительству Советского Союза за наше освобождение и об единение всех украинских земель. Этому счастливому повороту в Божьем Провидении мы и вдячні, за то. что можем стать на большой путь воссоединения с Церковью нашего народа.»
Далее на заседаниях выступили епископ Антоний (Пельвецкий), священники Миронович, Лопотинский, Венцецкий, Иванов, Закаляк (впоследствии епископ Григорий), Гривнак, Лысюк.
По предложению отца Гавриила Костельника уже в первый день приняли принципиальные положения, которые легли в основу решений Собора об отмене решений Брестского, о ликвидации унии и возвращении в Русскую Православную Церковь
На следующий день в соборе святого Юрия 12 священников, уже воссоединенных с Православной Церковью в Киеве и приглашенных из православной церкви Львова, приняли исповедь у участников Собора униатов.
Потом епископы Львовский Макарий, Мукачевский Нестор, Станиславский Антоний и Дрогобычский Михаил приняли отречение от римокатолических заблуждений у 204 священников греко-униатов, участвовавших в Соборе, и после чтения разрешительной молитвы воссоединенные с Православной Церковью участвовали в совершении Божественной литургии.
Затем были приняты тексты телеграмм и обращения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, к Местоблюстителю патриаршего престола в Константинополе, к духовенству и верующим западных областей Украины, к Сталину и главе правительства УССР Н. С. Хрущеву.
В обращении к Патриарху Московскому и всея Руси участники Собора писали о тех трудностях, которые предстоят им:
"Мы не забываем и того, что наш Собор является скорее началом начатого нами дела, нежели окончанием его. Мы должны еще побороть многие препятствия, чтобы святое православие восторжествовало в каждом приходе нашей Церкви. Даже такой искусственный продукт, как уния, имеет свои глубокие корни в сердцах некоторых наших людей (особенно монахов и монахинь), потому что они с детства были ослеплены славой Римской Церкви"488. Среди принятых документов особенно важным было обращение к духовенству и верующим греко-католической Церкви.
От того, как оно будет воспринято народом, зависел реальный успех Львовского Собора. Надо было убедить народ Галиции, что уния создана внешними силами по отношению к православным Западной Руси, насильственно навязана польскими властями и Ватиканом, что она разорвала религиозное единство Украины и всей Руси и может существовать только в государстве, где господствует католический элемент, но не в православном мире, где нет для нее места. "Освободитесь и от римского угнетения духа, и от тех остатков полонизма, которые еще у вас остались!
Не тратьте своих сил и сил народа для реализации ошибочных идей! Если Православная Церковь не является правдивой, то в таком случае ни одна христианская Церковь не может быть правдивой, так как Православная Церковь — первичная Церковь христианского Востока и Запада, из нее образовались все другие Церкви"
Далее был визит в Москву, где 5 апреля 1946 г. делегацию участников Львовского Собора во главе с протоиереем Гавриилом Костельником принимал в Москве Патриарх Алексий I, через день они сослужили ему за Божественной литургией в кафедральном патриаршем соборе.
Отвечая на вопросы корреспондента ТАСС, протопресвитер Г. Костельник сказал, что "православная сознательность никогда не была потеряна украинцами — греко-католиками западных областей УССР, и они использовали все положительные моменты в своей истории для возвращения к православной вере.
Об этом свидетельствует массовый переход греко-католических приходов в Православную Церковь в 1914– 1915 гг., об этом также свидетельствует православное движение в Лемковщине в 1925– 1939 гг.
Как на Соборе, так и после Собора не было никаких отрицательных проявлений со стороны верующих и духовенства".
А итоги Собора для остатков УГКЦ были неутешительные.
Когда большинство униатов после Львовского Собора воссоединилось с православной Церковью, местные власти сняли с регистрации тех священников, которые отказались подчиниться его решениям.
Греко-католическая Церковь прекратила легальное существование в Галиции.
События после ликвидации УГКЦ
В последние годы жизни (а жить ему оставалось всего 2 года) Гавриил Костельник, внешне как бы отошел от дел и предался научной работе и занимался изданием православного журнала «Епархиальный православный вестник».
В нём он помещал свои богословские проповеди, объяснял смысл великих православных праздников и печатал свои давние труды, которые привели его к православному самосознанию.
Но вот НКВД-МГБ СССР Костельника, очевидно зная его непредсказуемый характер больше не выпускала из своих цепких объятий!
Агенты МГБ СССР внедренные в окружение Г.Костельника регулярно сообщали руководству, что он по своим убеждениям по-прежнему был антисоветски настроенным, хотя одновременно и противником Рима.
В связи с чем Г.Костельник и его все связи в МГБ СССР продолжили разрабатывать в рамках агентурного дела «Возрожденцы».
И для этих подозрений у МГБ СССР были веские основания. Ведь Г.Костельник не смотря на все убеждения и инструкции получаемые им от советских и партийных органов, вел с ними двойную игру, преследуя свои узкокорыстные интересы!
Так участвуя в работе «Инициативной группы» Гавриил Костельник был уверен, что это поможет не только оторваться от Рима, но и возможно создать украинскую автокефальную церковь в какой-либо форме.
В планах Гавриила Костельника было формирование так называемой «Ново-православной церкви» (бывшей униатской) в Галиции, оставив за собой руководство бывшими греко-католиками.
Костельник (как женатый священник) намеревался выдвинуть викарным епископом своего ученика по духовной Академии, священника Юрика (принявшего монашеский постриг), который должен был бы выполнять распоряжения Костельника.
Выполняя поручение Костельника один из его приближенных Сергей Хруцкий пытался в беседах убеждать духовенство в необходимости передачи функций управления «ново-православной церкви» в Галиции викарному епископу, а также о том, что нельзя допустить чтобы «ново-православной церковью» управлял прибывший с востока православный епископ Макарий (Оксиюк).
Последнее, в глазах руководителей МГБ СССР и самого И. Сталина которому регулярно докладывались материалы на Г.Костельника фактически ставило под сомнение практическое объединение УГКЦ с русской православной церковью и ограничивало как влияние на неё РПЦ так и НКВД-МГБ СССР.
Также Хруцкий пытался уговорить Макария, взять в своё ведение Почаевскую лавру и приходы Тернополя и тем самым отказаться от руководства церковью Галиции в пользу Костельника.
После окончания собора Г. Костельник умышленно затягивал передачу полномочий по руководству церковью православному епископу Макарию и всячески пытался вместе с Хруцким укрепить своё влияние среди бывших греко-католиков, принимая в канцелярии униатских священников Львовской, Тернопольской, Станиславской и Дрогобычской епархий, заявляя:
«Без нас православия в Галиции не будет».
А вот собственно и ВЫПИСКИ из докладной записки
Управления МГБ по Львовской области за № 12/1019 от 27 сентября 1946 года
Поступающие материалы на Костельника свидетельствуют о его двурушничестве в вопросе воссоединения униатов с православной церковью.
Агент «Метеор» сообщил, что Костельник в беседе с ним в присутствии священника Козицкого и псаломщика Бадан по вопросу оппозиции греко-католиков к православию заявил:
«…Как это ни странно, но наша оппозиция нам полезна, ибо советская власть до тех пор с нами считается, дока именно существуеит эта оппозиция.
Не будь ее, с нами давно перестали бы считаться…»
А другой агентом «Пресс», который в своем донесении излагает, что на состоявшемся у Костельника банкете - 26 августа с.г. присутствовало до 25 человек, в основном духовенство, последний выступил с речью следующего содержания:
«…Местные украинцы должны присоединиться к православной церкви, хотя бы для того, чтобы спасти себя от репрессий со стороны большевиков, которым есть задание постепенно уничтожить местную интеллигенцию. Только под крылышком православной церкви они вне опасности, поскольку правительство с очень большим доверием относится к православной церкви…»
И далее он продолжал:
«…Местные украинцы не хотят понять, что православная церковь во Львове имеет колоссальное политическое значение и поэтому Львов должен диктовать в отношении веры, ее значение и влияние на массы…»
Излагая причину своего перехода в православие, он заявил:
«…После моего посещения Киева и Москвы я понял, что деятели церкви хотят учиться от Западной Украины во многих вопросах религиозного порядка.
Поэтому церковь в Западной Украине должна быть учителем для Украины Восточной, и только тогда поймут местные интеллигенты, почему Костельник согласился занять пост руководящий - организатора православной церкви в Западной Украине…»
В связи с выявленным двурушничеством, а такое поведение в СССР приравнивалось зачастую к предательству в МГБ СССР задумались над почти шекспировским вопросом «Что дальше делать с Г. Костельником».
Ведь как писал В. Шекспир «Мавр сделал свое дело, мавр должен уйти»
В связи с позицией Костельника НКГБ намеревалось перевести его на новое место службы в Киев, при экзархе Украины, парализовав его попытки к дальнейшему управлению бывшими униатами.
Однако перевод Костельника, по неизвестным причинам, так и не был осуществлён, так как планы НКГБ по отношению к Гавриилу Костельнику изменились.
И тут самое время поговорить о негласной охране Г.Костельного как ценного коллаборациониста органами НКВД-МГБ СССР. И для такой охраны в связи с опасением акций со стороны УПА или ОУН были необходимые предпосылки.
Активное участие Г. Костельника в переводе греко-католического духовенства в православие и его деятельность на посту главы «инициативной группы» в 1945-1946 гг привлекли внимание украинского националистического подполья, которое в своих пропагандистских изданиях резко осудило практику переходов священников в православную веру и призвал их саботировать деятельность «инициативной группы».
С другой стороны, представители греко-католического духовенства, находились в эмиграции и были тесно связаны с Зарубежным Центром (ОЦ) ОУН в Западной Германии, осознавали угрозу в деятельности «инициативной группы» во главе с Г. Костельником на Западной Украине для дальнейшей судьбе УГКЦ.
Понимая, что главной задачей советской власти является окончательная ликвидация греко-католической церкви, они попытались повлиять на ситуацию в Украине, использовав для этого подпольные каналы ОУН, и не допустить проведения церковного "собора", который по советскому сценарию должен был состояться во Львове.
После неудачных попыток иностранных частей ОУН и украинского националистического подполья в крае вывезти Г. Костельника на эмиграцию и отказа последнего прекратить сотрудничество с большевиками в деле ликвидации Украинской греко-католической церкви в Западной Украине, была предпринята первая реальная попытка его убийства.
В декабрь 1945 г.: для убийства Г. Костельника во Львов прибыли оуновцы В.Ординец и В.Панько. Но первое покушение было неудачным – у квартиры протопресвитера они были задержаны и осуждены.
После неудачных попыток иностранных частей ОУН и украинского националистического подполья в крае вывезти Г. Костельника на эмиграцию и отказа последнего прекратить сотрудничество с большевиками в деле ликвидации Украинской греко-католической церкви в Западной Украине, Львовский краевой провод ОУН во главе с Ф. Тершаковцев («Федор »,« Русич ») в конце 1946 вынес смертный приговор протопресвитеру Г. Костельником за деятельность на посту главы« инициативной группы »в 1945-1946 гг
Несколько раз ОУН в анонимных письмах предупреждала Г. Костельника об этом, предлагая ему под угрозой смерти немедленно прекратить любую деятельность в пользу советской власти и РПЦ. Однако Г. Костельник легкомысленно отнесся к угрозам подполья ОУН и уничтожал письма, без знания о них советские органы безопасности.
В начале 1946 из протоколов признаний арестованных оуновцев МГБ стало известно о подготовке националистическим подпольем на Западной Украине террористического покушения на Г. Костельника.
Учитывая это, по прямому указанию министра государственной безопасности УССР генерал-лейтенанта С. Савченко, в начале 1946 Управление МГБ во Львовской области приняло комплекс оперативных мер по усилению физической охраны протопресвитера во Львове.
Выше я уже приводил рассекреченные в СБУ донесения агентов МГБ СССР на Г. Костельника. Но со временем таких донесений на него скопилось несколько томов и у львовских сотрудников МГБ ССР закончилось терпение.
По указанию руководства советские спецслужбы на основании собранных на Г. Костелника с 1946 г. компрометирующих его материалов Г. Костельник был заподозрен в приверженности к лидерам украинского подполья на Западной Украине и связях с ним.
В связи с чем 30 января 1948 был Г. Костельник был вызван в Львовское управление МГБ СССР где он был официально допрошен следователем.
Причем Г. Костельнику было предъявлено прямые обвинения обвинению в сотрудничестве с немецкими органами полиции и СД в годы нацистской оккупации! Но во время допроса Г. Костельный всячески отвергал инкриминируемые ему обвинения в сотрудничестве с нацистами.
Тут у нас появляется и новый вопрос.
А не был ли этот вызов в МГБ своего рода последним предупреждением для Г. Костельника?
Ведь спецслужбы СССР имели достаточно компрометирующего материала для того, чтобы его арестовать!
Хотя бы используя тот факт, что оба его сына банде овца бежали на в Англию, а две дочери скрывались в Австрии и Югославии. Для прочих граждан Украина наличие такого компромата, означало безусловный арест, быстрое осуждение и высылка в Сибирь или Казахстан.
Однако они отложили свои планы до времени окончания всех оперативных мероприятий по полной ликвидации Греко-католической церкви в Западной Украине и Закарпатье.
Убийство Г. Костельника
Вот, уважаемый читатель мы и приблизились к дате трагически окончания жизни Г. Костельника.
Внимательный читатель помнит, что выше я уже цитировал мемуары П. Судоплатова с его описанием обстоятельства убийства Г.Костельника.
Но должен буду отметить, что тут память Судоплатова повела.
Убийство не произошло на ступеньках собора св. Юры в Львове или даже вблизи какой-либо церкви.
А начну я рассказ о гибели Г.Костельникак с приведения так называемой «энциклопедической или академической версии». Вы и сами ее сможете ее найти как в Интернете так и в любой советского издания исторической энциклопедии
А в «академической «версии сказано:
«20 сентября 1948 года, после богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова, по пути домой, был убит двумя выстрелами из пистолета.
Убийца был окружён толпой верующих и застрелился; его опознали — согласно официальной советской версии им оказался член террористической группы, руководимой Романом Шухевичем Василий Панькив.
Однако представители ОУН-УПА отрицали свою причастность к убийству. В официальном извещении в органе Московского Патриархата, подписанном митрополитом Никола (Ярушевичем), говорилось, что Костельник был «убит агентом Ватикана».
Похоронен во Львове на Лычаковском кладбище (поле № 2) рядом с могилой своей малолетней дочери Святославы (1914—1920).
Рядом похоронена жена Элеонора Костельник (1891—1982).»
И из нее у нас уважаемый читатель появляется первая рабочая версия.
Убийство Г. Костельника совершил член ОУН-УПА Василий Панькив
Что же мы знаем о нем?
Справка: ПАНЬКИВ Василь («Яремко»). Служил в немецко-украинской полиции в г.Рогатине, затем в УПА.
Был связным Львовского краевого провода ОУН, затем в окружной СБ Золочевщины. 20.9.1948 убил во Львове протопресвитера Г.Костельника, при попытке задержания застрелился выстрелив себе в рот.
Но приказ о совершении убийства, по данным МГБ СССР В. Панькиву отдал его руководитель-проводник Тершаковец Зиновий, кадровый член ОУН нелегала, которого Р. Шухевич в 1946 г. назначил руководителем Львовского краевого провода.
Однако сотрудникам МГБ СССР не удалось задержать Тершковца и допросить его по поводу убийства Г. Костельника.
Ведь З. Тершковец, был убит при захвате в ночь с 3 на 4 ноября 1948 г.
В связи с чем у нас возникает вопрос:
Кто и как установил личность убийцы?
И оказалось, что личность Василия Панькова была установлена путем его опознания по фото проведённым сотрудниками МГБ СССР среди заключенных – членов ОУН во львовской тюрьме.
Но это мы сейчас можем прочитать что убийца мол Василий Панькив, а тодла в 1948 г. никто открыто не назвал его фамилию.
Сам факт убийства Г. Костельника был в советской прессе сообщен только в выпусках газет за 26 сентября 1948 г., где и было прямо сказано без указания фамилии убийцы, что он был « украинский буржуазный националист и тайный агент Римского папы»
Итак, в МГБ СССР очевидно решили возложить ответственность за убийство Г. Костельника не на оуновцев, так как против них не было никаких реальных доказательств в причастности к убийству на сразу на Ватикан и самого Римского Папу.
Для чего в МГБ и выбрали нового разоблачителя Ватикана - пламенного публициста Ярослава Галана, который в своей статье посвящённой Г.Костельнику писал так:
“Его Святейшеству было трудно примириться с фактом ликвидации унии, римская курия не сдает своих позиций без боя, и она дает это почувствовать. Через некоторое время протопресвитер Гавриил Костельник при выходе из Церкви был убит наповал разрывными пулями, выпущенными рукою агента Ватикана”.
Православная Церковь понесла великую утрату, но эта утрата оказалась для Церкви и духовным приобретением, потому что все поняли, что о. Костельник был убит за то, что помог своим собратьям вернуться к церковному единству с русским народом, а также за то, что помог им найти истину и руководство со Святым Православием.
Мученическая кровь о. Гавриила Костельника запечатлела внутреннюю несостоятельность Ватикана и правду этого дела, во имя которого о. Гавриил пал жертвой мести. А правда стала нерушимо в сознании народа: восточный поход Гитлера, так много суливший Ватикану, окончился разгромом фашизма, а Галичина получила национальную и религиозную свободу.
А еще Я. Галан написав свой очерк «Плюю на папу» очевидно предчувствуя и свою смерть, в близком кругу лиц сказал «Теперь я следующий»!
Но и убийцей №1 Василием Панькивым не все так просто сложилось. В связи с чем у нас появляется и новая, уже подверсия, первой версии
«Василий Панькив агент МГБ СССР»
Ряд современных независимых историков докопались при изучении архивных дел МГБ СССР в отношении членов ОУН-УПА до секретных сведений о том ,что бандеровец Василий Панькив, который убил по официальной версии Г. Костельника, не числился в списках членов ОУН-УПА был на момент убийства обычным заключенным следственной тюрьмы МГБ СССР в г. Львове.
И, что сотрудники МГБ СССР завербовав его, приказали ему как своему агенту совершить это убийство, замаскировав его под террористический акт чтобы из Г. Костельника сделать мученика за веру!
За это В. Панькиву была обещана свобода!
Но В.Панькив не знал, что МГБ СССР не нужен такой свидетель их деяний и в спецоперацию по ликвидации Г. Костельника, были включены и действующие сотрудники львовского управления МГБ.
В. Панькив подойдя к спокойно идущему по улице Г. Костельнику (а он не дошел к своему дому 10-12 метров) произвел в его голову два выстрела из пистолета марки «ТТ», и когда начал убегать с места убийства, то буквально через минуту после убийства, получил от переодетого в штатское сотрудника МГБ пулю в лоб.
Тут пользуясь случаем, хочу отметить, что в МГБ СССР были ликвидированы и другие члены «Инициативной группы» по объединению УГКЦ с РПЦ МП. Так ново рукоположенные епископы Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник, были отравлены в начале 50-ых годов.
И вот бы казалось и конец нашей истории! Но нет уважаемый читатель, тайны убийства Г. Костельника только-только начинают раскрываться!
Ведь у нас появляется убийца №2 Костельника –Олекса Любинский!
В связи с чем я и выдвигаю вторую версию
Убийство Г. Костельника совершил член ОУН-УПА Олеса Любинский
И в трудах современных историков вот что можно прочесть по этому поводу:
«20 сентября 1948 г. о.Гавриил, как всегда, утром совершил в своем храме литургию. На пороге своего дома неподалеку от храма мученик был предательски убит двумя пулями в затылок.
Убийца – им оказался Олекса Любинский – пытался скрыться, но будучи окруженным толпой людей, застрелился.
Любимого пастыря провожала в последний путь 50 тысячная толпа верующих. Никогда еще во Львове не собиралось столько людей. ОУН предприняла попытку диверсии во время похорон, но органы безопасности сорвали эти кощунственные планы.
В Галиции сейчас строятся самые невероятные догадки относительно того, кому выгодна была смерть о. Гавриила. Делают предположения, что убийство осуществили сотрудники НКВД, хотя была убедительно доказана связь убийцы с оуновским подпольем и нацистским карателем «генералом» ОУН Шухевичем.
Предполагают, что убийство Г. Костельника было провокацией, чтобы развязать правоохранительным органам руки в борьбе с ОУН.
Но советские карательные органы всегда вели самую непримиримую борьбу с украинскими националистами и ни в какой дополнительной санкции не нуждались. Маловероятным кажется и причастность к этому преступлению непосредственно Ватикана.
Представляется, что у Рима были значительно более серьезные проблемы в 1948 году, чем сведение мелких политических счетов. Да и характер преступления и последовавшее за ним самоубийство террориста свойственны именно ОУН.
Разумеется, из-за этого имя Костельника становится для бандеровцев символом духовного предательства».
Увы, одной только пропагандой не обошлось. В 1945 году НКГБ чудом предотвратил террористический акт, направленный против священника.
Органы госбезопасности приняли меры к усилению охраны протопресвитера: за домом, в котором жил Костельник, присматривал милиционер, а соседей, неприязненно относившихся к нему, выселили.
Другой историк пишет:
«И все-таки протопресвитера не уберегли.
После богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова 20 сентября 1948 года вечером (около 10 часов, 20 минут) отец Гавриил возвращался домой.
На улице Краковской, метрах в десяти от подъезда дома № 17, к нему приблизился молодой человек на вид лет 20-23 и дважды выстрелил из «ТТ». Костельник скончался на месте.
Террорист бросился бежать. А когда погоня практически настигла его, сунул ствол пистолета себе под подбородок...
У самоубийцы нашли запасную обойму. Возможно, он готовился к роли смертника: под заношенную одежду было поддето чистое белье, на шее образок (есть сведения о подборе СБ ОУН террористов-смертников из проштрафившихся подпольщиков или добровольцев).
Самое загадочное началось позже.
Сразу трое человек опознали террориста по фотографии как сына Костельника — Иринея, 1916 года рождения.
Последний в это время должен был находиться в Австрии. Но дюжего его мать-жену Костельника, вызывали на допрос в львовское управление МГБ, где показывали фото и убеждали дать показания, что она узнает в убитом своего сына Иренея, 1916 года рождения
Но, затем два арестованных руководителя Львовского областного провода «узнали» в самоубийце боевика, имевшего псевдоним Яворенко.
И, наконец, подпольщица Р. Сабина заявила, что на снимке 23-летний член Николаевского районного провода Олекса Любинский (Борис), уроженец села Березное Никоалевского района Львовщины.
Ходили слухи, что ОУН предпримет попытки диверсии во время похорон. Команды саперов тщательно обследовали участок кладбища и церковь, где состоялось отпевание. Скорбная процессия была взята под усиленную охрану.
Власти облегченно вздохнули, когда мероприятие завершилось без чрезвычайных происшествий.
Убийца же протопресвитера Гавриила Костельника, судя по всему, унес тайну своей личности в могилу».
Так за Олексою Любинским закрепилась слава убийцы Г. Костельника!
Само ж наличие двух лиц (В. Панькива и О. Люинского) официально, правда в разное время и разными историками признанных убийцами Г.Костельника ставит под сомнение проведенное в МГБ СССР расследование и при наличии таких противоречий по делу об убийстве Г. Костельника необходимо провести дополнительное расследование по вновь открывшимся обстоятельствам!
Но кто его в Украине будет проводить?
Кому нужен Г. Костельник?
Его престарелым детям если они еще живы?
Или может этот вопрос поднимут верховные иерархи восстановленной во всех своих прежних правах Украинской греко-католической церкви, чтобы еще раз напомнить о своей борьбе и принесенных жертвах?
Но, уважаемый читатель! В завершения нашего пока, исторического расследования факта убийства Г. Костельника, я хочу тут привести и обещанное читателям сенсационное свидетельства прямого свидетеля убийства.
И самое главное он жив и готов повторить свои показания в зале суда!
И, что его показания полностью опровергают первые две наши версии.
Показывая, что именно сотрудниками МГБ СССР могло быть совершено убийство Г.Кастельника.
А затем, ими же рождена и легенда об убийце одиночке, который к тому в момент задержания покончил жизнь самоубийством!
И этот свидетель сам Роман Виктюк
Рома;н Григо;рьевич Виктю;к (род. 28 октября 1936, Львов, Польша) — советский,российский, украинский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003)[1],Народный артист Украины (2006), Народный артист Российской Федерации[2] (23.11.2009), художественный руководитель Театра.
А вот ссылка на его воспоминания:
http://www.pseudology.org/Eneida/Viktiuk_RG.htm
Пересылка и бандеровцы
«Мой путь в школу лежал мимо городской пересыльной тюрьмы, расположенной в самом центре, рядом с оперным театром.
Очереди с передачами, о которых я потом читал у Ахматовой, стали моим каждодневным трагическим зрелищем. Слезы, боль, страдания висели в воздухе, я ощущал их физически. Это была атмосфера спектакля, разыгрывавшегося на наших глазах.
Окна верхнего этажа школы выходили во двор пересылки, и мы видели прогулки людей, ожидавших отправки в Сибирь, слышали проклятия, крики и слова молитвы, долетавшие из-за стены. Там были людские толпы. Толпы — без счета, без судеб, без фамилий. На всех одно имя — бандеровец.
Советские режиссеры, устроившие этот жуткий спектакль, не справлялись с массовкой, ее нужно было срочно изолировать, освободить место для новых арестантов. Среди узников пересылки находился и мой родной дядя, вуйко Васыль. Мама каждое утро в пять часов занимала очередь, чтобы хоть что-то передать брату...
Вуйко Васыль 17 лет провел на лесоповале. Когда он вернулся из Сибири, я увидел его глаза. Светлее и добрее взгляда мне не доводилось встречать в жизни. Может, только папа римский еще так смотрел на меня, когда я был у него в Ватикане лет двенадцать тому назад... За что сидел вуйко Васыль? Разве тогда нужна была причина, чтобы получить срок?
Во время выпускного экзамена в десятом классе в нашу аудиторию вошли энкавэдисты и, ничего не говоря, взяли за руки троих моих одноклассников и вывели их в коридор. Они исчезли навсегда.
Директор потом говорил, что ребята были явными пособниками бандеровцев...
Для многих спасением оставалась греко-католическая церковь, но и ее решили уничтожить в одночасье.
Как это делалось, я видел сам.
Однажды по дороге в школу я встретил уважаемого в городе священника Костельника, спешившего куда-то по делам.
Вдруг святого отца догнала машина, и раздался выстрел.
Костельник упал, но к нему никто не подбежал.
Из-за угла появилась другая машина, она притормозила возле лежащего, из кузова выскочили какие-то люди, схватили тело — и автомобиль скрылся. Все!
Мы постояли и... пошли в школу — слушать рассказы о советской власти. Историю СССР нам преподавала Ирина Петривна Луцык. Ей было, наверное, лет семьдесят, она прожила свой век во Львове, а теперь ей предстояло рассказать об Октябрьской революции. Ирина Петривна всегда говорила одну фразу: «Я буду рассказывать вам то, о чем не имею понятия».
Проанализировав показания Р. Виктюка я могу сказать, что убийство Г. Костельника действительно могло быть совершено сотрудниками МГБ СССР.
Вы уважаемый читатель вспомните как в 1947 г. ими в г. Мукачево был убит архиепископ Ромжа.
Там тоже использовался автомобиль, но тогда дело пытались показать, как смерть при ДТП. Но Ромжа выжил и его пришлось потом отравить.
В случае с Г. Костельником план усовершенствовали.
За основу был взят прием убийства, получивший распространение в среде американской мафии.
Убийца подъезжает к жертве на машине стреляет (по некоторым сведениям в случае с Г. Костельником были использованы даже разрывные пули) и на этой же машине скрывается с места убийства.
На второй машине к месту убийства ( в нашем случае) поехали сотрудники МГБ и без всякого осмотра места пришествия, опроса возможных свидетелей, погрузив труп Г. Костельника в свой автомобиль увезли его в неизвестном направлении.
Никакого задержания, кем либо, убийцы и его самоубийства на месте пришествия небело.
Все остальная информация что было озвучено в прессе или оставила свои следы в документах МГБ есть операция по прикрытию и это не информация, а дезинформация.
(конец ч.6-3)
Все фото к этой части находятся тут:
http://h.ua/story/374739/#