Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 166
Авторов: 0
Гостей: 166
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Сверхидея - единственный способ развития. Джорж Буш, Путин и все-все-все... (Памфлет)

Сергей Москаленко

Сверхидея - единственный способ развития. Джорж Буш, Путин и все-все-все...

Написано для интернет-издания "ФРАЗА":
http://fraza.com.ua/zametki/10.07.07/39415.html


Другие адреса:
http://camopu.rhorse.ru/superidea-george-bush-putin-and-others.html
http://www.proza.ru/texts/2007/07/11-01.html
http://www.stihi.ru/poems/2007/07/11-39.html


У каждой страны должна быть сверх-цель, которая сплачивала бы народ и формировала этнос. Возможно, это та сама «национальная идея», о которой талдычат последние лет двадцать.

У страны должна быть некая мессианская цель, желательно, недостижимая. В этом смысле морковка коммунизма при СССР была почти идеальной целью, хотя и искусственной, что и определило быстрое разрушение советской системы. На самом деле, тем стержнем, вокруг которого стягивался «советский этнос» были вот те странные «советские ценности», суть которых не понятна, но ностальгические воспоминания о которых питают уже второе поколение пишущих интеллектуалов.

Клей коллективного сознания-подсознания действует незаметно. Это те самые мемы, которые проползают из головы в голову, и стремятся к размножению и крепости. Поддерживаемые советской идеологией, они отлично функционировали, соседствуя (часто в одной и той же голове) с диссидентством и инакомыслием. Они не мешали друг другу. Излишняя борьба и рвение порождают потенциал сопротивления и делают анти-мемы живучими. На самом деле, наилучшим методом борьбы с диссидентами и инакомыслием было бы вялое замалчивание, отвлечение внимания на мемы, связанные с мейнстримом. Эпоха интернета отлично демонстрирует нам, как это работает. Но у жизни другая логика. Поэтому, как только связующая идея потеряла свой потенциал, страна распалась, уступив в мощи самостийным тенденциям. «Мы сами с усами, мы лучше всех!» - И пошло, поехало. А потом восторжествовала идея ДЕНЕГ, мол, за них можно купить все. Не все, увы. Идея «захапать как можно больше денег» работает только для очень ограниченного ума, и то, только до момента, пока денег не станет действительно много. А что дальше? Мы видим, как уходят в политику те, кто «пёрся» от барышей, но политика – это тоже мышиная возня. Всплыла идея о Боге, но никто ее не воспринял всерьез.

Может быть, Джорж Буш не совсем такой, как мы с вами, но он – не дурак. Не дурак в том смысле, что он очень тонко чувствует настроение махины, во главе которой стоит. Быть может, острый интеллект и противопоказан руководителям такого ранга? Несколько почти звериных черт: чутье опасности, чутье поживы, чутье скуки. Заскучавший зверь – мертвый зверь. Либо не хватит прыти, чтобы догнать дичь, либо хитрости, чтобы уйти от охотника. Зверь всегда должен быть хотя бы немного голоден и азартен.

Разве может ПОТРЕБЛЕНИЕ вызывать азарт? Да, такого эффекта пытаются добиться рекламщики, используя «честные» и откровенно шулерские средства. Да, это было бы желательно для апологетов «рыночного фундаментализма». На пути торгующих сметаются храмы. И, тем не менее, все тщетно. Не может потребление быть целью. И даже жизнь ради жизни – не очень-то привлекательный ориентир. Иначе не было бы в развитых странах такого количества самоубийц среди обеспеченных и уверенных в завтрашнем дне людей. Заскучавший зверь – сам становится добычей. Уверенность в завтрашнем дне становится петлей, затягивающейся на шее. Завтрашний день будет таким же, как вчерашний – и все, скука, смерть. Вот откуда наркотики и прочее.

Вероятно, все дело в диалектике. Для того чтобы нечто не исчезло в хаосе, оно должно нести в себе нечто большее, отвергая себя, чтоб стремиться стать этим большим. Страна без мессианской сверхидеи обречена. Но глупо и бессмысленно пытаться навязывать идею извне – она уже должна существовать, хотя бы как потенция в мозгах и душах граждан. Излишнее усердие приводит к усиленному отторжению. Так произошло с идеей Украинства – и волны требований сделать русский язык государственным или региональным прокатились по стране. Недаром власти боятся проводить референдум по языку – а вдруг не сработает, и окажется, что проводившаяся полтора десятка лет политика была лишь надокучливым насилием, что непременно потребует перетряску руководящих слоев и все такое...

Но я не об этом. Вы помните, когда Британия была Великой? Именно тогда, когда вела бесчисленные колониальные войны. И не потому, что богатства стекались со всего мира, а именно из-за идеи, идеи Великой Страны, несущей цивилизацию отсталым народам. Можно говорить о разрушении культур, можно говорить о погибших и прочее, прочее, но дело не в том. Сама Британия была Великой. И такой ее делала Идея. И так для любой страны.

Страна без сверхидеи – не более чем пища для чужих идей. Организация, фирма, существующая только ради денег, - обязательно прогорит. Человек, живущий только ради работы-семьи-детей – не человек. Он – электорат, он население, но не ЧЕЛОВЕК. И, во всяком случае, он не Homo Sapiens. Это подразумевал Ницше, когда писал о Сверхчеловеке. Но это – не единичный герой, не мессия: Сверхчеловек живет и крепнет во мне, в ней, в нем. Мы должны все время вырастать из себя, чтобы оставаться людьми. Такой парадокс. Существует отличное высказывание: «Man is an animal who is trying to evolve into a god».

Да Буш отлично чувствует это и пытается возжечь огни Великой Америки. Война – это декларация величия. Но идея? Есть ли она? Не срабатывает, не загорается. Может быть, именно поэтому столькими странами декларируются грандиозные планы колонизации Луны? До других планет нам не дотянуться, а Луна достаточно «близко» и требует достаточно усилий и средств... И цель достаточно иррациональна, поскольку рассудочная, логическая цель не зажигает. Только что-то такое, на что можно сказать: «Ух ты, здорово!» - и тоже потянуться, чтобы дотронуться к Величию. Только так.


Киев, 2007-03-21


ССЫЛКИ.


1. Постоянный адрес статьи.
http://camopu.rhorse.ru/superidea-george-bush-putin-and-others.html

2. Фельетон "Верховная Рада и Президент. Закон о сеппуке. Горячие новости.".
http://camopu.rhorse.ru/zakon-o-sepuke.html

3. Данилко (Сердючка) - герой (героиня) Украины?
http://camopu.rhorse.ru/danilko-hero-of-ukraine.html


Все авторские права принадлежат Автору (c) Сергей Москаленко.
Автор разрешает размещать данную статью в неизмененном виде на Ваших сайтах. Обязательно сообщите адрес - соответствующая ссылка появится на сайтах Автора.

Copyright (c) Serge Moskalenko.


© Сергей МОСКАЛЕНКО, 20.07.2007 в 11:02
Свидетельство о публикации № 20072007110258-00032771
Читателей произведения за все время — 379, полученных рецензий — 7.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Сергей Серверянин
Сергей Серверянин, 20.07.2007 в 12:50
Тема мне близка.Статья понравилась.
Пишу музыкальные рецензии.2 опубликованы, см.
http://www.grafomanov.net/files/fileinfo/288/
http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/21004/.

С уважением,
Сергей

Сергей МОСКАЛЕНКО
Сергей МОСКАЛЕНКО, 22.07.2007 в 00:28
Да, все переплетается, течет, меняет форму. Мысль-ощущение стала моим текстом, текст - песней... Что дальше - рисунок, скульптура, или просто - смех?...
:)

Спасибо

Михаэль Леви
Михаэль Леви, 22.08.2007 в 22:58
стать бы просто вольным ,счастливым ,слитым с Творцом ,но и остаться самим собой ,а сверхидеи не важны убрать бы государство жить бы в своё удовольствие ,помогать ближнему ,но не закабаляться под него.Что бы всё было просто и легко. Мобильные телефоны ,телевизоры и компьютеры не сделали нас более счастливыми и свободными мы уткнулись в них и они поработили нас ,интересно чьи это происки,верните нам ЖИЗНЬ,суррогат надоел уже !Мне не нужны космические корабли ,а зачем ,я живу на Земле ,Б-г со мной ,чего ещё надо,я даже уже года 4 не выезжал из Израиля - не тянет ,нечего мне искать за границей - всё внутри - всё в Душе.
Андрей Злой
Андрей Злой, 21.07.2007 в 11:12
Сергей, "Страна без сверхидеи – не более чем пища для чужих идей." - совершенно согласен. Народ, не считающий себя (хотя-бы тайно!) мессией - идёт к ассимиляции другими нациями.

Британия - неплохой пример: полвека агонии, брезгливого растворения в "американской культуре" и постепенного захвата бывшими афроазиатскими "угнетаемыми".

Америка, пока ещё, старается поддерживать в себе иллюзию "несения демократии миру", своей высокой цели. Хотя, как и всякая "высокая цель", эта давно приспособлена для прикрытия низких дел.

В СССР была действительно добротно "сконструированная" идея, причём не просто национальная - этакая "национально-интернациональная", да ещё с привкусом любезной русскому сердцу справедливости и "общинности". То, что СССР рухнул - результат не порочности идеи, а порочности её "первосвященников". За годы застоя мы настолько привыкли к пропасти между их словесами и воплощаемой реальностью, что стали ощущать и саму идею просто как пустую болтовню.

Отброшенные идеи редко возвращаются. "За Бога, Царя и Отечество" - не удастся реанимировать (ни - всерьёз - веру, ни - тем более - царя), "за коммунизм" - не дадут реанимировать (да и многие ещё помнят времена "дефицита"). Что остаётся? Национализм? Игра на имперских чувствах - ещё не чуждых старшему поколению (мне, например)? Пришествие какого-нибудь "фюрера", который загипнотизирует народ?

Пока мы считали, что "впереди планеты всей" - и реальная сила была. Нужен прорыв, хотя бы в нескольких "пиарных" областях (да, наплевать - хоть в полёте на Марс!), чтобы народ поверил в страну, в перспективу. Но, пока, все нацпроекты - просто новый вид кормушек.

Сергей МОСКАЛЕНКО
Сергей МОСКАЛЕНКО, 22.07.2007 в 00:37
Дело еще в одном невидимом PR-е, незаметной подмене. Как то незаметно, исподтишка, высшей ценностью человеческого существования выведено (и всячески поддерживается со всех сторон) простое обывательское существование. Люби свое корыто! Хочешь корыто побольше? - И так далее...
А человек больше этого. Намного больше. Думаю, рано или поздно придет социальный экстремизм, который отодвинет потребление как вторичный, вспомогательный процесс...

http://www.stihi.ru/poems/2005/03/30-627.html
http://www.stihi.ru/poems/2005/03/30-650.html
http://www.stihi.ru/poems/2005/03/30-642.html

Андрей Злой
Андрей Злой, 22.07.2007 в 07:22
Но может случиться и http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/11784/
Михаэль Леви
Михаэль Леви, 22.07.2007 в 14:46
Как вам объяснить : наша природа это желание получать наслаждение (желательно от Творца) а мы вместо этого идём в супермаркет и нажираемся как свиньи ,потреблять можно ,только свет и только ради отдачи Творцу ,то бишь насладить Творца ,а для себя ни-ни .А всё остальное надо принимать по минимуму ,по необходимости, всё равно радости
много от потребления материального не получишь .Как мы видим чрезмерное потребление пищи приводит к ожирению ,чрезмерный секс к венерическим           болезням ,чрезмерная власть к тоталитаризму,черезмерное желание стать знаменитым к зацикливанию на себе,тяга к знаниям без соответствующей морали может привести к употреблению ядерной бомбы ,во всех проявлениях чрезмерного эгоизма должно присутствовать осознание зла этого эгоизма а от него тяга прямо к Творцу .  

В самой природе потребления нет ничего ни плохого ни хорошего ,это просто наша природа ,когда ребёнок берёт чужую игрушку мы его за это не наказываем ,но когда взрослый человек делает что-то на пользу себе ,и во вред другим ,за счёт другого - это уже считается намерением ради себя. И этому уже можно дать оценку "плохо" .  

Андрей Злой
Андрей Злой, 22.07.2007 в 18:31
Михаэль, потребление - это прекрасно, человек отличается от животных (кроме нашего ближайшего родственника - бешеного волка) жаждой потреблять без нужды. И не какой-то там "свет" - я-ж не травка хлорофиллистая! - а что посущественней.

А Творцу, верю, наше безмерное потребление - не в обиду: такими он нас создал, чтобы конец света пришёл вовремя и без лишних хлопот с Его стороны. Смотрит Он на нас - и умиляется.

Просто "над" потреблением хотелось бы иметь что "для души", творческое, душу с небом соединяющее: музычку или стишок написать, скрижали исковырять высокоморальными законами (дабы было за что "до третьего колена" ближних вырезать), новую пытку изобрести...

Но сытый, напотреблявшийся, - добреет (экое омерзительное словцо!), обленивается, а мозги жиром заплывают. Впрочем, лично я люблю и пожрать, и нажраться, и пое... - и всё - без меры, пока сил хватит. А потом - икнув, рыгнув и пальцем в зубах ковырнув - ещё и подискутировать от пуза.

Спасибо за повод.

Михаэль Леви
Михаэль Леви, 21.07.2007 в 21:47
Единственный кто может сегодня помочь это Мессия ,мы видим что все мы в тупике ,я изучаю каббалу и чувствую ,что в ней тоже не хватает духовной силы что бы всё перевернуть прорваться в духовный мир ,я ощущаю иногда какие то проблески но реального скачка в сознании нет ,это должен сделать либо какой то СВЕРХЧЕЛОВЕК - МЕССИЯ,либо сознание должно само каким то образом прорваться в духовное от усталости ,от безисходности от осознания зла эгоизма вперёд в альтруистическое сознание -в духовный мир ,нам не хватает натуги для родов ,как сказано в псалмах Давида ,что когда Лани приходит время рожать ,то приходит змея и кусает лань ,чтобы лань от усиления боли смогла разродиться. Также и мы стоим на пороге Эры Машиаха ,а он
всё не появляется ,этот укус змеи может выразиться в последующих мировых войнах ,чтоб мы наконец разродились ,
но лучше самим стремиться к Творцу .Творец это природа и кроме как к Нему некуда обращаться ,вернуться к Источнику ,это единственное,полёты на марс ,луну ,ну скажите мне кому это надо ,уже ни у кого нет сил строиться на луне ,у нас нет топлива что бы работать ,мы должны наслаждаться Творцом иначе мы просто забьём на всё и погибнем от голода ,никто не пойдёт работать просто не выйдут на работу и всё . Человек готов страдать только если за это получит большее наслаждение.
Неужели вам это не понятно???
Сол Кейсер
Сол Кейсер, 21.07.2007 в 23:10
Думаю, что Вы правы, Михаэль!
Но не забудьте, что мы говорим о России. Стоит только появиться Мессии, как его тут же объявят шарлатаном и проходимцем. Потому что "нет пророка в своем отечестве".
И элементарно отправят в места не столь отдаленные. Возможно, - без суда и следствия.
Или "ученые" придумают особые правила, как придумали их против Шилова, Акимова... сами назовите...
Все то же: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда".
И Россия, даже на этом этапе, не может жить без царя, вождей, генсеков и так далее. И вероятный исход - новый ленин.
Михаэль Леви
Михаэль Леви, 21.07.2007 в 23:39
По идее Мессия должен возникнуть в Израиле ,но я не исключаю ,что он может появиться и в других странах ,по духовному корню Израиль подходит идеально для Мессии ,потому что на Израиль действуют иные духовные силы ,чем на весь остальной мир ,грубо  говоря в каждой стране воздействует своя духовная сила ,а на Израиль воздействует прямолинейно Творец ,как  сказано в Торе (Библии ,Талмуде), что на все 70 народов мира воздействуют
ангелы соответствующие каждому народу ,а на Израиль воздействует прямиком Творец.Также в каждом отдельном человеке есть силы народов мира ,что есть желание получать ,и силы Израиля (дословно прямо к Творцу) ,что есть - сила(желание) отдачи.Поэтому есть возможность ,что Мессия возникнет и не в Израиле по соответствию с духовным корнем ,а где нибудь в другом месте.Я также размышлял на тему как один человек (Мессия) сможет справиться со всем миром ? и пришёл к выводу что либо он должен скрываться и управлять как то не показывая себя ,либо он должен быть бессмертен ,и чтоб нельзя ему было нанести вреда.  

   

Сергей МОСКАЛЕНКО
Сергей МОСКАЛЕНКО, 22.07.2007 в 00:46
Мессия - согласен, можно трактовать и так.
Но кто Вам сказал, что Мессия должен прийти извне? - Да и откуда ему появиться? - Разве есть где-нибудь что-то иное, чем здесь? - Он прилетит на летающей тарелке? - Или материализуется из воздуха?

Я так не думаю. Мессия должен прийти в душу КАЖДОГО из нас. Собственно, он уже есть ТАМ. Он и был там от начала времен. Достаточно просто ДАТЬ ЕМУ ПРОСНУТЬСЯ!
Вот тогда это и будет пришествием МЕССИИ!

Достаточно взять на себя смелость и ответственность сказать:
МЕССИЯ - ЭТО Я! И если каждый сделает это, и будет жить как МЕССИЯ, у нас будут МИЛЛИОНЫ, МИЛЛИАРДЫ Мессий!

Для этого не нужно никаких особыч способностей и сил. Достаточно честности, смелости и решимости.
ЗАЯВИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС: "МЕССИЯ - ЭТО Я!" -
И живите так, изо дня в день, не дожидаясь ни почестей не воздаяний...
И тогда узрите...

Михаэль Леви
Михаэль Леви, 22.07.2007 в 14:03
Это всё верно то что вы говорите, Мессия - на иврите Машиах просходит от двух слов Мешиха -помазание и от слова лимшох -вытаскивать,как сказано в Библии и вытащила ребёнка из воды (дочь египетского фараона ) и поэтому назвала ребёнка Моше (Моисей) ,так вот духовная сила Машиах в каждом человеке заключается в том ,что бы вытащить человека в духовный мир.Однажды я подумал что я Машиах ,и прошёл свет , и я понял это так , что я возбудил в себе эту духовную силу Машиаха,но не более того.

Машиах в лице человека должен быть человеком высочайшего постижения Творца ,и своей силой должен протолкнуть нас в духовное ,принести спасение ,как физическое так и духовное.  

И одно понимание другому не мешает!

Паинька Задунайская
Стать рабой идеи?
Зачем? Я от этого счастливее буду?

Не хочу.

Сергей МОСКАЛЕНКО
Сергей МОСКАЛЕНКО, 18.01.2008 в 13:33
Смешно и наивно.  Вы и так - раба идеи, и даже - раба идей, которые незаметно закладываются в Вашу голову политиками, рекламщиками, журналистами и так далее... Именно только в рамках Великой Идеи и можно быть по-настоящему свободной...
:)))

Олег Айдаров
Олег Айдаров, 16.10.2008 в 13:53
Извините за запоздалое вклинивание в диалог. Но, мне кажется, что Паинька в чем-то права. Что же касается Вашего призыва получить свободу В РАМКАХ "Великой Идеи", сдается мне, что о свободе внутри вышеупомянутых рамок можно говорить лишь в контексте пересаживания с одной иглы на другую. А СВОБОДНЫЙ в идеях, вымученных другими (рекламщиками ли, придворными ли философами) нуждается так же, как бегун в костылях:)
Ведзижев Мажит (Ингуш).
С удовольствием прочел. Не только стихотворение, но и высокомудрую дребедень снизу. А то что они называют учением... я называю по другому. И не только я. Но это и есть наверное великая разность мнений. Слава Создателю.
Сергей МОСКАЛЕНКО
Сергей МОСКАЛЕНКО, 17.01.2008 в 13:55
Воистину Слава!
Bargamott
Bargamott, 30.03.2011 в 13:09
помнится, кажется в "Мальчике":

Чтобы стрела пронзила цель, она должна быть направлена на нечто ЗА ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ.

(впрочем, в "Мальчике" это конечно уже - цитата из более раннего)

что-то здесь общего со сверхидеями.

хуже когда сверхзадачи заведомо невыполнимы. Это - способ снять с себя ответственность вообще....  :((

Сергей МОСКАЛЕНКО
Сергей МОСКАЛЕНКО, 31.03.2011 в 10:29
Искусственные сверхидеи бессмысленны. Но как вырастить (выпестовать) живую настоящую? Наверное, что-то в библейском духе - разбрасывать семена, какое-то приживется.
Bargamott
Bargamott, 11.04.2011 в 22:16
Поддерживаемые советской идеологией, они отлично функционировали, соседствуя (часто в одной и той же голове) с диссидентством и инакомыслием

дальнейшее развитие мысли понятно, но ДАННОЕ СОСЕДСТВО, на мой взгляд, намного более глубоко, нежели искусственное примирение.

...чутье скуки. Заскучавший зверь – мертвый зверь.
прекрасная мысль - даже и вне контекста

Вообще же, поднятые проблемы очень глубокие и, на мой взгляд,
просто "неосвятимые" в одной простой публикации.

Да, Луна, да, Звёзды...
Погибать, так с музыкой - так вроде даже  ::))
Если Звёзды нас могут поднять - неужели не поднимемся?

Вот только бы "обыкновенное" не потерять.
"Человеку нужен человек" (Лем - Тарковский)

Ильина Наташа
Ильина Наташа, 15.04.2011 в 23:21
Мы утрачиваем связь поколений.Посмотрите может мы не слышим собственных детей,не слышим стариков.Да много работаем,чтобы обеспечить их существование. А душу слышать нет времени.
Мы не знаем своей истории.Нельзя забывать то, чего нельзя забывать.Недопустимо перевирать историю.Просто позволяем рубить свои собственные корни
О счастье.Скажем сборочный цех.Пока ничего нет.Через неделю выезжает огромная ракета.А ты в этой ракете гайки закручивал,и уже начал учиться чему то более сложному.
Вот счастье-эта ракета.
А моя идея такая:Нужно делать добро.Терпеливо,бескорыстно,
пусть даже наказуемо и вопреки.Делать то,что в твоих силах.10% результат-лучше чем ничего! Нужно объединяться.
Я прошу прощение за такое несколько простое, или даже простецкое изложение своих мыслей.  
Сергей МОСКАЛЕНКО
Сергей МОСКАЛЕНКО, 18.04.2011 в 09:44
Объединяться нужно. Делать добро - слишком абстрактно. Не захватывает,  а ИДЕЯ должна восхищать, захватывать, воодушевлять. Спасибо
Ильина Наташа
Ильина Наташа, 19.04.2011 в 23:07
Может пока не появилась захватывающая идея,нужно нам как солдатам идти в жизнь с "метлами" и работать и спрятать свою гордость куда подальше.Маленький пример:
Посадила я у подъезда цветы.И среди них герань.Герань расцвела большущими небывалыми цветочками.Издалека было видно.Украли.И окурками забросали всю клумбу.Не так хороша была клумба,но все же она все лето цвела.
"Не буду я в это лето сажать,чего перед свиньями бисер метать!"в серцах сказала я."Мама, ты что,а как же я,как другие люди? Для себя сажай!"- сказала мне восьмилетняя дочь.
Это так символично. Спасаться нам надо.

Это произведение рекомендуют