№ 5 (5)
воскресенье, 3 марта 2013 года
[code]Сегодня в номере:[/code]
Страница первая – ВОПРОСЫ ДНЯ Передовая статья.
Страница вторая - Рубрика: Актуальное интервью
Страница вторая – Конкурс «ВДНХ» - Результаты. Миниобзор конкурсных стихотворений
Страница первая
ВОПРОСЫ ДНЯ Передовая статья.
- какая проводится текущая работа по восстановлению сайта (техническому)
- каковы первоочередные задачи и перспективы развития сайта
Главред сайта http://www.grafomanam.net/ Андрей Злой:
Вы знаете, что «один переезд равен трём пожарам», а здесь мы пережили вынужденный переезд. Честно говоря, сайт, хотя и вышел из состояния «графских развалин», но до жилого вида ему ещё далеко.
Первоочередные задачи – восстановить хотя бы то, к чему привыкли в старой версии:
- наладить аккуратный подсчет статистики на страничках пользователей (как сводной в заголовке странички, так и подробной, в отдельной таблице),
- дать возможность любому пользователю несколько минут менять посты в форумах и рецки (хотя бы замеченные очепятки поправить…),
- восстановить нормальный поиск (по имени автора, по названию или тексту произведения),
- упорядочить место размещения новых произведений (а то сейчас они падают на случайное место в разделах, в т.ч., их позиция случайно меняется после любого редактирования),
- восстановить нормальный раздел публикаций «без категорий»,
- исключить нелепости в форматировании публикаций, форумов и отзывов (сейчас каждый вид текста имеет свой наборчик ошибок), в основном проблемы со специальными символами и некоторыми операторами форматирования (цвет и т.п.),
- немного изменить вид публикаций – сейчас он заточен на «прозу», но неудачен для стихотворных текстов,
- более аккуратно и раздельно по поэзии/прозе формировать ленту новых произведений,
- дать пользователям полный набор услуг по графобаллам (покупка, передача, просмотр текущего состояния и изменений),
- восстановить файловые архивы авторов,
- дать админам ЛитО возможность проставлять победы участникам конкурсов в «достижения»,
- восстановить исчезнувшие форумы (некоторые исчезли полностью, от некоторых остался кусочек),
- восстановить раздел «теория литературы»,
- восстановить, наконец «рекомендованные редакцией» и грохнутые списки старых рекомендаций (неплохо бы на страничках пользователей «рекомендованные» как-то выделять),
- восстановить опцию распечатки набора произведений,
- избавиться от кучи неожиданных сбоев и нелепых сообщений об ошибках, треплющих жизнь авторам (в редакции все эти жалобы складируются, но разобраться быстро вряд ли удастся),
- доработать админскую часть (куча проблем – мы не можем даже убрать матюк из чьей-л. рецки, хотя полностью стереть её можем). Но это уже малоинтересно.
В общем, пакостей воз и маленькая тележка. Особенно обидно, что год назад всё работало.
Более дальние задачи:
- по форматированию документов – сделать так, чтобы можно было копировать тексты из Word с полным сохранением внешнего вида (ну, ооочень хотца…),
- в тестовом режиме попробуем варианты статусов по «гласу народа»: очень вероятно, что он будет не совпадать со статусами, назначенными редколлегией, зато сколько взаимных обвинений в накрутках появится… может, перестанете упрекать редакцию в необъективности – лучший выход для обвинительной энергии найдётся )) ,
- мелочи – мне кажется, будет интересно дать возможность пометить (цветом, например) произведения по степени влюблённости в них автора (пока для этого служит перечень рекомендуемых, а было бы – от мурлычно-розового до «вырос я из этого…»-синего), транслит «рус-eng» во всех видах текстов и т.п.,
- специальный механизм для проведения анонимных конкурсов,
- механизмы видеоконференций и он-лайн «концертов» авторов.
- создать кое-какие служебные отчёты для редакторов, универсальный механизм для расчета, сохранения и оформления результатов голосований в конкурсах (для редакторов и ЛитО) и т.п,
Самая сложная из задач – вернуть сайту нормальную скорость реакции. Так, как сейчас – нажал и ждёёёшь – мы потеряем кучу нетерпеливых авторов. Даже я иногда зверею.
Страница вторая
Рубрика: Актуальное интервью
[code]«ВДНХ - витрина сайта!» [/code]
История «Главной выставки ВКП» началась с обращения ударников ВКП к народу выставить все накопившиеся за зиму экспонаты. Для организации места был создан Главвыстком в лице Анной Галаниной
Последующие, выставки, однако, предполагается проводить по другому сценарию.
Чтобы получить право участия во Всесоюзной выставке, передовики производства должны иметь определенные показатели за прошедший квартал (год) и быть победителями всех конкурсов ВКП за квартал (за сезон). Благодаря этому условию, выставка будет обладателем самых качественных экспонатов. Экспоненты ВДНХ будут награждены призами организаторов выставки и окружены почетом общественности.
Нам хочется верить, что популярность ВДНХ среди тружеников поэтического хозяйства будет велика, и что за право участвовать в ней будут бороться лучшие из лучших, присылая многочисленные заявки о желании стать ее экспонентами.
Главвыставком установил награды победителям.
Кроме того, в учрежденную книгу Почета ВКП, будет заноситься каждый экспонент-победитель с указанием его достижений.
Чтобы конкурс ВДНХ стал не только школой передового опыта, демонстрирующий достижения и творческий рост авторов сайта, но и любимым местом их отдыха, - приходите на площадки ВКП!
Что нужно сделать, чтобы конкурс ВДНХ стал любимым местом времяпрепровождения и вернул себе былую популярность? (интервью с редакторами и авторами сайта http://www.grafomanam.net/ )
Я думаю, надо сделать его постоянным - раз в квартал - сезонная выставка. Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечать победителей на их доске почёта. И надо сделать "бирку" за победы (ну, как "графо-слоны"), раз уж у нас народ падкий на "медальки" ;), надо выдать свои "мандаты", чтоб люди пришли именно к НАМ. Тоись ВАМ )
И ОЧЕНЬ желательно, чтобы были ОБЗОРЫ по стихам. Серьёзные. Чтоб был "дежурный обзиратель" - Субачева, Симитина, Козловский, Мигита, Смирновская, - короче, кого заловим, тот и пишет ;)
Я думаю, что этот конкурс в любом случае будет популярным :0)
Но если стихи-победители этого конкурса гарантированно попадут в графу "рекомендованное редакцией", это никак не снизит популярность конкурса.
Особенно, если стихи будут того достойны.
Чтобы конкурс ВДНХ вернул себе былую популярность, нужно у всех на портале отобрать их "фантики" - звания ВИПов, КВИПов и Авторов - и давать только по итогам участия в ВДНХ - тогда жаждущие этих фантиков, побегут со своими виршами в конкурс ))
Звания придут сами собой. Или не придут - но это неважно. Важно делать то, в необходимости чего убеждён. Звания людьми раздаются, а призвание писать - от Бога.
Признателен Вам за интерес к моему мнению ) Знаете, первое, что мне пришло в голову при упоминании ВДНХ - это разбивка на павильоны. Помнится, говорилось, что конкурс этот планируется как ежеквартальный. Можно просто выставлять работы призеров каждого месяца плюс следующие за ними по числу набранных баллов - до десятка, например. Но результаты, мне кажется, будут довольно предсказуемы. А можно добавить павильончик, где наряду с участниками предыдущих месяцев появятся "выскочки", решившие рискнуть один раз в квартал. Это внесет элемент неожиданности.
Я боюсь однозначных рецептов и решений в творческих делах. Конечно, можно пофантазировать.
1. Если использовать стилистику социалистического реализма и жанр пропаганды, то это может привлечь людей от 45+. Тогда надо делать на манер выставки - разную тематику (павильоны) и какие-нибудь виртуальные флаги-вымпелы. Кстати, на ВДНХ в свое время были особые медали. У моего отца за рацпредложения такая есть. Т.е., нужна система представления достижений и система наград. Тут нужен хороший дизайн.
2. Если абстрагироваться от идеи демонстрации достижений, то можно использовать прием постоянного разбора полетов, т.е. критические заметки, которые сейчас по личной инициативы делают отдельные авторы. Тогда не избежать дежурных по апрелю, маю и т.д. Причем, это должны быть систематические и очень профессиональные разборы. Тогда тоже нужна система наград и героев. Как это сделать, я пока не представляю. Но и первом, и во втором случае нужны качественные дизайнерские решения, логотипы, цветовое оформление страницы. Это очень амбициозный проект, и я не уверена, что его потянуть энтузиастам на некоммерческой основе.
В каком направлении будет развиваться ВДНХ? Только как выставочный центр или же как историко-культурный и для организации отдыха графомнян? (вопрос ведущей Анной Галаниной:
Мне бы хотелось, чтобы это была не только конкурсная, но и развивающая площадка. Ликбез, который уже начали вести Андрей Бычков и Тимур Раджабов - тоже ведь шаг в этом направлении. И на самом деле задумок много - было бы время их реализовать. Ограничиваться только конкурсами - скучно. Конкурсы так или иначе, похожи один на другой. Надо думать. Но уверена, что будет интересно:))
По уже сложившейся традиции, небольшое интервью по Прусту-Познеру с ведущей конкурса ВДНХ Анной Галаниной, с которой многие неплохо знакомы, но тем интересней) :
Какие добродетели ты ценишь больше всего?
Честность и благородство.
Качества, которые ты больше всего ценишь в мужчине?
Ум, честь и совесть:)) И ещё смелость, и умение принимать решения и брать на себя ответственность.
Качества, которые ты больше всего ценишь в женщине?
Женственность. Но вначале те же ум, честь и совесть. И умение создавать вокруг себя атмосферу уюта, добра и радости.
Любимое занятие?
Плевать в потолок, когда есть время на это. Читать – само собой. Путешествовать – раньше на байдарках, теперь лучше бы по земному шарику, но можно и по магазинам, если земной шарик не рядом.
Твоя главная черта?
Умение совершать поступки.
Что такое счастье?
Когда добро побеждает, а хорошим людям хорошо, и все живы, а любимые рядом. И конечно, когда тебя понимают)
Что такое несчастье?
Когда уходят близкие, и их уже не вернуть никогда.
Твой любимый цвет?
Я овен. Красный.
Если не собой, то кем тебе хотелось бы быть?
Своей пра-пра-внучкой, и чтобы всё сначала, не наступая на некоторые грабли.
Где тебе хотелось бы жить?
В Париже. Мне там было хорошо – это мой город.
К чему ты испытываешь отвращение?
К тараканам. И к трусости и лживости.
Какие качества в людях ты могла бы простить?
Многие, если это не рецидив. Каждому свойственно ошибаться. Предателей и двурушников не прощаю – просто вычёркиваю из своего ближнего круга.
Твои любимые писатели?
Навскидку, из тех, кто сразу вспомнится: Хемингуэй, Достоевский, Чехов, Булгаков, Паустовский, Ильф и Петров, Айзек Азимов, Войнович, Бабель, Гранин, Агата Кристи, ранний Бондарев, и т.д.
Твои любимые поэты?
Джентльменский набор: Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Бродский, Ольга Бергольц, и т.д.
Твои любимые литературные персонажи?
Остроумные циники, пожалуй.
Ваши любимые герои в реальной жизни?
Те, кто делает жизнь безопасной (для всего человечества или окружающих, а прежде всего, для своих близких) - независимо от окружающего их бардака.
Какое любимое блюдо, напиток?
Драники - я минчанка. И мартини. Только они никак не сочетаются – очень жаль:)
Какие любимые имена?
Не люблю вычурные и претенциозные имена. Но по большому счёту, это меня не тревожит. Каждый имеет право носить то имя, которое ему дали родители. Мне моё нравится[/i].
Каков твой любимый вкус мороженого?
[i]Ванильный пломбир.
Что ты больше всего ненавидишь в своей профессии?
В нынешней – канцеляризмы официальных документов, которые приходится составлять. Вообще, казённые бумаги всех видов.
Кем ты хотела стать, когда вырастешь?
Лётчицей, космонавтом, балериной, знаменитой теннисисткой, каким-нибудь первопроходцем типа Тура Хейердала. А стала инженером электриком:))
Каково твое лекарство от плохого настроения?
Любовь очень благотворно влияет. Особенно взаимная. Если нет такой, можно попробовать заменить тортиком, музыкой, шопингом или походом на край света – в зависимости от степени тяжести плохого настроения.
Твое любимое изречение?
Нет таких, пожалуй. Я не любитель цитат – даже гениальных. Я их просто не запоминаю, как и стихи. После восхищения и узнавания – забываю. Так устроена.
Твое любимое ругательство?
Очень неловко, но детское «ёлки-палки». А вообще-то, я не ругаюсь. Как-то не сложилось у меня с этим. Но если на голову (тьфу, тьфу, тьфу) упадёт кирпич, то я могу произнести стандартный для этого случая набор. Если успею. В инете проще – здесь иногда успеваешь ругнуться, не заметив кирпича. И это расслабляет. Наверное, напрасно. Благо, редко – только с близкими и друзьями.
Страница третья.
Конкурс «ВДНХ» - Результаты. Миниобзор конкурсных стихотворений
[code]Победителями Конкурса стихов "ВДНХ-1" стали:[/code]
на первом месте:
«Чувство осени» Юрьевская Татьяна http://www.grafomanam.net/poem/291220
с 40 баллами
на втором месте:
«Так легко обходились без нас» Виталий Айхалов http://www.grafomanam.net/poem/301678
с 30 баллами
на третьем месте:
«Нас не делили языки...» Валерий Носуленко
http://www.grafomanam.net/poem/303205
с 29 баллами
А вот на этом месте должен был быть обзор работ конкурса.
По ряду причин, человек, собирающий его делать, сделать его не смог. Но тем не менее, обзор будет. Написанный по безвыходности, немного торопливо, но из самых добрых побуждений.
Написан он двумя людьми. Ниже его первая часть.
[code]ОБЗОР конкурсных работ. Часть 1. Лора Бар[/code]
Пусть это будет «взгляд изнутри» одного из участников конкурса. Возможно, это не вполне корректно по отношению к прочим участникам, но учитывая, что автору этой части обзора (ничего, что я о себе в третьем лице? )) важно не столько соревнование, сколько его процесс,- допустимо.
Заранее оговариваюсь, что это будут просто мои личные комментарии к представленным на конкурсе стихам, как если бы я зашла на страницу автора и оставила их там. Понятно, что они субъективны, зависят от моего вкуса и понятия предмета, не претендуют ни на что, кроме личного мнения с позиции человека, профессия которого никак не связана с литературой, а опыт «писательства» не слишком значителен, И что у меня нет намерений обидеть кого-либо из участников или, наоборот, оказывать незаслуженные знаки внимания кому бы то ни было. И если это все же произойдет – готова принести извинения в любой приемлемой для обеих сторон форме.
Лора.
Итак:
Крепыш Саша Эпигонов
http://www.grafomanam.net/poem/294996
Шипастые шины жуют
аморфного снега мякину.
Обрюзгший с годами уют
стандартной квартиры покину.
Отпустят щемящую грудь
тиски застарелой одышки.
Под юбками улиц сверкнут
босых переулков лодыжки.
Загад не бывает богат.
До вечера топать и топать,
пока не впитает закат
из бронхов табачную копоть.
Поднимется в небо луна
антенной космической связи.
Трусливая бледность лгуна
покинет меня восвояси.
Румянец к лицу крепышу.
Промокшие ноги согрелись.
С прогулки вернусь - опишу
её несомненную прелесть.
Как факт, стих выполнен на хорошем уровне. И технически, и образы нестандартны, и сама идея стиха, в котором обычное описание прогулки на «природе», вдруг разбивается написанным в последней строке (прозвучало, минимум, как ирония, скорее, как сарказм), и этот контраст добавляет изюминки. И он попал в мой лонг вначале, А выбыл после «чистки» (мне понравилось больше, чем 11 разрешенных к голосованию) по причине его безрадостности, что ли. Не хочу сказать, что мне нравятся лубочные стишки или «сладкие» сравнения,- нет. Но вот эта нарочитая приземленность оставляет немного тяжелое чувство. Т.е. понимаешь, что это так и есть в жизни, но наивно хочется чего-то более светлого. Или хотя бы надежды на него.
Чтоб (Чу...) Георгий Соколов
http://www.grafomanam.net/poem/291271
ЧувстопАлая острая полночь
Пятилучием желтым листа
Улетает и просит на помощь
Чтоб стекло впопыхах отхлестать
Чтоб дрожала душа от озноба
И просили колени ложбин
Захлебнувшись от ветренной злобы
Чтоб хлестали в рассветы дожди
Чтоб рука забываясь искала
И простынка слетая маня
Заколдованной девой плясала
Рукавами о люстру звеня
Чтобы утром по мокрому парку
По разбухшему брюху рыжья
Я метался пронзительно жарко
Зарываясь в словесный мышьяк
Как безумный седеющий мальчик
Чье общение взгляды в метро
Сердце старой газетою скачет
под порывом сентябрьских ветров
Чтоб упав и прислушавшись чутко
Угадать "Уходи" скорбных губ
Превратившись в осеннюю шутку
Разорвать заколдованный круг
И повиснуть на мокром окошке
Как одна из голодных синиц
Ожидая
Любовные
Крошки
Обмирая
Обрывком
Страниц
В очередной раз автор поражает обилием и разнообразием образов, вызывая незамысловатое чувство зависти и комплекс неполноценности от отсутствия собственной фантазии.
И в этом стихе количество этих образов кажется чрезмерным и поначалу стопорит (меня), особенно, после того, как прочитала первые 8 строк 3 раза подряд ). Но, вот после этих восьми строк, точнее, двенадцати, что-то происходит, и зрение обращается вовнутрь. Начинаешь представлять эти образы как-то очень тактильно, что ли, предметно. И тогда все равно выбираешь этот стих в лонг, даже и не поняв, почему простынка так высоко взлетела,- потолки низкие или…? )
Кроме того, мне лично, немного мешает отсутствие знаков препинания и наличие большого количества деепричастных оборотов.
Суббота у моря Марина Старчевская
http://www.grafomanam.net/poem/292159
Суббота у моря. Кафе и палатки.
Октябрь, но у берега плюс двадцать восемь...
Синильное лето в безумном припадке
Царевной-лягушкой бросается оземь.
Ни капли дождя, и на утреннем бризе
Метёлками пальм очищается небо,
Десяток маслин и полоска редиса –
Набросок на ломтиках сыра и хлеба.
Под крепкий чаёк с ароматной заваркой
Я грежу о чём-то простом и хорошем,
И мир, удивительно светлый и яркий,
Блестит, как игрушка, в горячих ладошках,
Как тонкое пламя твоей зажигалки,
Как фраза с улыбкою вполоборота,
Как время, которое тратить не жалко,
Когда ожидаешь от жизни чего-то...
Неделя пройдёт – и наступит суббота...
Читая стих, думаешь именно что о простом и хорошем. Тем более, что все это органично накладывается на собственную жизнь, проходящую в тех же широтах и на том же море ). Из моего лонга было вычеркнуто усилием воли, возможно, потому что не показалось достаточно ярким по сравнению с прочими. И понимаешь, что «не золото…» и «мал золотник…», но… Впрочем, это очень субъективно.
Как факт, осталось приятное впечатление от прочитанного, - очень немало для меня.
РОКОВАЯ ВСТРЕЧА Алексей Сажин
http://www.grafomanam.net/poem/299331
Помню, был навеселе я, возвращаясь из гостей,
Солнце падало за ели, становилось всё темней.
Я в хорошем настроении стал насвистывать мотив,
Скоротать чтоб путь и время и домой скорей дойти.
Неожиданно и грозно вдруг легла на землю ночь.
Только лес, луна и звёзды обещались мне помочь.
Стало странно как-то тихо, словно вымер мир вокруг.
...Не искал я, братцы, лиха, да попал в злосчастный круг!
И явилось предо мною (старый сыч не даст соврать!)
Чудо-юдище лесное – смерть сама, ни дать, ни взять.
Я от страха растерялся – что-то рано смерть за мной! –
И молитвой попытался век продлить немного свой.
И просить стал об отсрочке, ну хотя б на пару лет,
Чтоб успеть расставить точки, оплатив земной билет.
И тем более обидно, что уж больно смерть страшна...
«Ты и вправду дурень, видно, – отвечала мне она. –
Кабы смерть была твоя я, разве б стала медлить я?
Да и страшная такая не бывает смерть ничья!
Мы с тобой давно знакомы, ты получше присмотрись
И поймёшь, что я такое: я не смерть твоя, а жизнь...»
...Солнце спряталось за ели, лес враждебно зашумел.
Помню, был навеселе я, да мгновенно протрезвел.
И, хоть было уже поздно, побежал оттуда прочь...
Даже лес, луна и звёзды не смогли бы мне помочь!
Начну с того, что мне не близки стилизации под народный стиль. Ни по ритму, ни по применяемом в этом случае «простоватым» выражениям и простым рифмам. Если это только не фейерверк юмора. Каюсь, нравятся мне ассоциации и рифмы непрямые, созвучные.
В данном случае, о юморе речь не идет, заявка серьезна – жизнь страшнее смерти. Но эта идея, в сущности, не очень новая, на мой счет, обрамлена слишком большим количеством лишних слов, которые иногда просто выглядят «затыками», чтобы дотянуть ритм. Длинная преамбула, сама суть, мораль. Хочется спросить: «И что?..»
Не слишком интересные рифмы Я не призываю к вычурности, но рифмы типа ночь-помочь, вокруг-круг, мной-свой, лет-билет, глагольные растерялся-попытался, зашумел-протрезвел могли бы быть иными. И третья строка в первом катрене «выпадает» из ритма (настроении) – правится просто.
И обратите внимание на мелочь. Обычно не принято писать название заглавными буквами – на языке инета оно кричит, пусть даже и по делу
Расширение вселенной Зиновий Лернер
http://www.grafomanam.net/poem/302491
Прочёл я как-то в интернете
О расширении вселенной.
Как интересно жить на свете,
Не туп ты если как полено.
Прочёл я тут же в интернете
О разбегании галактик.
Как любопытно жить на свете,
Хоть я не физик-математик.
И всё ж я испытал смущенье,
Аргументации внимая:
Про инфракрасное смещенье
Я ничего не понимаю.
Зато мерси знакомой даме,
Сказавшей мне: «Я извиняюсь,
Мне кажется, что я с годами
Полнею, то есть, расширяюсь.»
Я обойдусь без комплиментов,
На кои я не очень падок,
Признав: мне лучших аргументов,
Чтоб верить физикам, не надо.
Я тоже уже давно почитываю в интернете. Не только написанное в рифму. То, что не в рифму, мне помогает в жизни, учитывая полное отсутствие наличия памяти на тексты и факты ) А вот то, что количество пишущих в рифму с годами расширяется, радует лишь отчасти (это была общая сентенция, не предметная).
А в целом,- комплиментов у меня не нашлось. Может быть, только у меня, вполне допускаю.
Жестокий романс Андрей Бычков
http://www.grafomanam.net/poem/296398
Опять один в постели полусонной...
А.Я. Розенбаум, романс генерала Чарноты
Окурки сигарет, надежд и сил, обмылки мыслей и судьбы обломки…
Паскудно стонет тело. Заскулил дуэт души и кончика иголки.
Всю жизнь там смерть! Фашист-дезоморфин убийственней, чем хват Иван-царевич.
Потеть, повыть, чуть-чуть ещё погнить, чесать яйцо… Час от часу не легче.
Напрасное усилье над собой – посрать на утку. Всё несовершенней
всплывают дежавюшки – быль и боль – как окна неразумных приложений.
Нахальней, ниочёмней, но слышней, неслыханней абсцесс – как свист из зала.
На плюшевого зайца на окне весна-приблуда осенью зевала,
беспечно прикрывая ларингит ладошкой-форточкой. Демисезонность
кошмарных снов постельно упростит кумарную бессовестность бессонниц.
Закаркали грачи (что те врачи), а небо пожелтело (как облезло).
Пришёл сосед. Сварил, отщелочил. Две дозы дезы – лучше гемодеза.
В окно сморкался смазанный пейзаж, весна смеркалась (не по Боттичелли).
Сосед (он – не убийца, а алкаш и жрец симптоматических лечений)
изрёк: «Пожрал бы что…», и, взяв трёх «кать», ушёл за лжетокайским и пломбиром.
Бомбила боль, но стала отпускать, как пассажира жадного – бомбила.
Мол, никогда, о, девственный мужик, не прикоснусь едала и анала –
ни помыслом, ни пальцем. Будем жить! ... Съ.....сь боль – как будто подъ…..ла,
как будто понимала: из-за штор сюжет картинней, там и так всё гнило:
абсцесс, плюс абстинюга, да запор, депрессия, на женщин – аллергия.
На женщин – то осечка, то не фарт. Когда любовь сырела в снегопаде,
в окне витал такой же кислый март, в дверях – плохие новости и …..ди,
залипшие на деньги и стихи, на блудный пот, понты кабацких шиков.
Дочурка позвонит – не позвонит? Сосед – шит лыком – где он вяжет лыко?!
Там, в наливайке, капает пломбир на липкий пол (в плевках и хлебной крошке).
Здесь – тело догрызает крокодил, а душу рвут, вышкрёбывают кошки.
Здесь – жёсткий аномальный натюрморт теснит портрет и тень анимализма:
прижухли рядом блюдо, пульт и ствол. На блюде – груша (не дюшес, а клизма),
в стволе – патрон, но руку повело по кнопкам пульта. Раз – реклама «Натса».
Два – Путин хмурит мудрое чело. Три – Бузова разруливает …..ство.
…А на «Культуре» бард хрипит в усы:
«Но, господа, как хочется стреляться
среди берёзок средней полосы...»
Эээээ…. Первое слово, которое хочется сказать,- Жесть! )
То есть я понимаю, что стихи сильные, больные, очень открытые. Что автор отторгает эту боль, как болезнь, как морок (хочется сказать, извините, – рвет его этим).
Но ВСЕ в нем мне лично настолько не близко, начиная от самой жизни и заканчивая слишком «сильными» сравнениями и выражениями, часть которых я уже просто не помню (в частности, там, где точечки )). Не считаю себя ханжой, и не собираюсь говорить автору как и что писать,- не приведи меня г-дь, но в моем лице (да – женщина, блондинка..) стих остался понятым, но не принятым. Пожалуй, кроме концовки, которая показалась мне блестящей в контексте сказанного выше.
Осень ™ Веснушка
http://www.grafomanam.net/poem/296179
В сезон, когда почти истёрся бархат
Камзола уходящих летних дней,
Становится заметнее как Парки
Скользят тенями в сумраке аллей,
Прядут свои невидимые нити,
Наматывая на веретено
Мгновения, что были пережиты
И стать которым прошлым суждено.
Латают легкой стёжкой паутины
Из листьев разноцветный гобелен -
На память. Отразив неуловимо
В узоре летней радости рефрен:
Воспоминанья сказочной страны -
Бескрайних пляжей солнечной Апсны.
[color=#0000FF]Я думаю, что (так сложились наши отношения) я самый вредный и частый критик этого автора.
И потому, мне очень нравится, когда она обуздывает свою нетерпеливость и дорабатывает текст, особенно, ритмически. Но это не главное,- есть в этом стихе для меня какая-то неуловимая прелесть, тонкость.
Из замечаний,- переносы (камзол, на память), залюбленное слово «рефрен» ), знаки препинания.
Он и они Кульков Михаил
http://www.grafomanam.net/poem/295780
На пороге зари, расставаясь, грустил;
Растеряв миражи в полумраке рассвета.
Бросить, просто пожить! Жалко ль – губ снегири
Одарить не хотят осень бабьего лета?
Жадны губы зари – снегири же летят…,
Прилепившейся маркой к чужому конверту!
Не поверь, согреши, пусть другие решат
Не такая любовь – нелюбовь хуже смерти!
Только б жилке души задрожать не дыша,
Оживая письмом о вернувшемся лете…
Ожидая, дыши, вспоминай об одном,
Что ушёл, как тогда в прошлый раз на рассвете.
Как известно, приятные рецензии писать приятней. Особенно, приятным лично авторам. Но не всегда подваливает такой фарт.
В этом тексте, мне не хватило даже не логики, а прозрачности. Мне он показался в каком-то смысле зашифрованным. Приходится долго размышлять почти над каждой фразой, например - «Жалко ль – губ снегири Одарить не хотят осень бабьего лета?» Сравнение губ со снегирями понятно, но что такое осень бабьего лета? Воспринимается это просто, как игра слов. И так через строку. Очень часто встречаются обрывки фраз, неточные рифмы.
Почему-то в конце первой строки стоит точка с запятой, а следующее предложение, фактически, часть причастного оборота, на обороте этом и заканчивается. В строке «Не поверь, согреши, пусть другие решат» - решат что?
Понимаю, что объяснять стихи кому-то - дело дурное, но и продираться к смыслу через не слишком понятные образы, тоже занятие неблагодарное.
Принц-полукровка Гулевич Сергей
http://www.grafomanam.net/poem/290410
Вновь пришла … сами знаете кто,
И свои разбросала крестражи,
Но поставила клены на стражу,
Словно демонов в ярких пальто.
И, развесив на ветках плоды,
Скрыв румянами горечь рябины,
Одарила туманом долины
И прозрачностью толщу воды.
Да и я … сами знаете кем
Был по-своему щедро обласкан,
Заменив ненадежную сказку
Совокупностью личных проблем.
Остается смириться с судьбой
И отправиться в лес за грибами,
Сапогами листву разгребая,
И сентябрь уводя за собой
По тропе, где не раз довелось
Продираться сквозь частый кустарник…
Я иду, неприкаянный странник,
Полукровка со шрамом насквозь.
Мне понравился стих. И параллели картинки природы с персонажами Роулинг тоже понравились, показались интересными и точными. Хорошо обыграны выражения «сам знаешь кто – сам знаешь кем» по аналогии с «Тем, чье имя упоминать нельзя», образы многозначны и будят фантазию. Просто – хорошо ) .
"сторона ты моя, - пограничная..." Владимир В. Сухарев
http://www.grafomanam.net/poem/302419
* * *
сторона ты моя, -
пограничная,
меловые холмы грудей,
тишина ты моя, -
пшеничная,
чернозёмная грусть полей...
на цветах
васильковой скатерти,
знаю,
вылюбишь радость в глазах,
если боги стоят на паперти,
значит нет никого в образах...
я теперь,
разучился драться,
если бить, так уже убивать,
если быть,
так уже не казаться,
что б спокойнее -
умирать...
наливай мне почаще зори,
а допьёт,
пусть мой крест в облаках,
сложат много, потом
историй,
о чужих,
не родных дураках...
сторона ты моя -
родимая,
золотая тоска церквей...
тишина ты моя, -
любимая,
тишина,
православных полей...
В этом стихе мне понравилась мелодия, которую я услышала, больше, чем слова. Наверное, из него бы получилась народная песня о любви к Родине. Музыка бы скрадывала неровности ритма, не самые удачные рифмы и не всегда точно выраженные мысли (пример – «наливай мне почаще зори,
а допьёт,
пусть мой крест в облаках»).
Понравилось это - «если боги стоят на паперти,
значит нет никого в образах...».
Снова зима. Белой анестезией входит декабрь Ирина Ашомко
http://www.grafomanam.net/poem/297530
.
Снова зима. Белой анестезией
входит декабрь, близится Новый Год.
Падает снег. Долгую амнезию
дарит земле стылый и хрупкий лёд.
Годы бегут, век набирает скорость.
Ночи длинней. Дни - световспышкой лиц.
Самых родных - нет. Хорошо за сорок.
И каждый год жизни как суперблиц.
Тонкой лозой вера стремится к Богу.
Крепнет во мне знаний валун-печаль.
Лучик надежд стойко торит дорогу
только вперёд. Это удел врача.
Дни Рождества. Миро с икон струится.
Тихо поют ангелы. Дивный хор.
Детством, мечтой и пирогом с корицей
пахнет вокруг. Старенький Мельхиор
щурит глаза. Нежно глядит Мария.
Сына её славит уставший мир.
Ждёт доброты древняя Самария.
Колоколов звоны летят в эфир.
Это зима. Снег - лёгкий белый ангел -
кружит, искрясь. Тьму растворяет свет.
Ад отступил, тает бессильно аггел.
И в этот миг кажется: смерти нет.
Фактически, картинка из жизни. Мне она показалась чрезмерно насыщенной фактами и образами. Такое ощущение, что в 24 строки хотят поместить ВСЕ – жизнь и отношение к ней, зиму, Рождество, Новый год, Марию, ангелов… И еще мне не очень удобно читать в этом ритме. Полагаю, что это только мои заморочки.
[/color]
ГЛИНЯНЫЙ ДОМИК Ир-га Рябина
http://www.grafomanam.net/poem/302318
а она всё мазала стены,
мазала,
опуская в жирную глину пальцы,
жизнь снаружи слишком зла,
непосильно зла -
значит, надо прятаться, строить панцирь.
...пылиночка к пылиночке, былиночка к былиночке,
и ровно в полдень чай на стол, с корицей, как всегда,
к нему варенье в криночке, да сушки половиночка,
я не люблю случайности - в них кроется беда....
каждый день ладонями,
было больно им,
затирала трещинки в толстых стенах.
ни к чему ей вольный мир,
запах дома мил,
хуже злого ворога перемены.
...повязана косыночка, стоит на месте криночка,
привычно на плечах нести порядок сквозь года,
сюрпризы-паутиночки встречаю хворостиночкой,
мне не нужны случайности - от них одна беда....
жизнь текла отлаженно,
не до блажи в ней,
но порою думалось: "время... старюсь."
---------------------------------------------
из замочной скважины
гостем ряженым
лучик брызнул розовым.
Может, парус?
Необычное для меня стихотворение, но понравилось, правильно как-то легло. С этими повторениями рифм, речитативами между «мыслями про себя» (в обоих смыслах). В общем, чья-то судьба. Не слишком веселая, но с лучиком надежды.
Три дубка Лёвушка
http://www.grafomanam.net/poem/290458
Шибает в ноздри разнотравье,
Луга созрели под покос.
Крестьяне косы свои правят,
Пчела летит на медонос.
Необозримое полесье...
Я здесь, как дома, каждый раз!
Болота, реки, перелесья,
Услада сердцу, радость глаз!
Родная "нэнька" Украина,
Многострадальна и хрупка!
Крепка историей былинной,
Она и Русь - как два дубка!
Переплелись навек корнями,
Делить их, право, не берусь!
Но если честно, между нами,
Дубок есть третий - Белорусь!
Задел всех снова за живое!
Сломали копий тут не счесть!
Пора подумать головою,
Ведь у славян умишко есть!
Иду-бреду по разнотравью,
И всё же, я чертовски прав!!!
Вдали блестят церквей оглавья,
Взметнувшись над стеной дубрав...
Не совсем поняла, в чем прав автор. Словом, за живое меня этот стих не задел. Вроде песнь о Родине, о содружестве стран, а по сути – ни о чем. Простите меня, автор. Возможно, это моя личная аллергия на такие слова.
Шлейф Вадим Овчинников (Nord)
http://www.grafomanam.net/poem/299530
Куда ты водишь свою собаку,
не на прогулку же... столько раз
да каждый день?.. – Может учишь плакать
и выть на небо за всех за нас?
А может ищешь для Баскервилей
в аллеях тисовых западню
и отмеряешь для казни мили
по ненасытному ноябрю?..
Куда ты водишь своё отродье –
хромую суку из жутких снов?..
Я повстречаю вас с ней сегодня
среди хозяев примерных псов;
пройдёте рядом, – невыносимо
от взгляда вашего в никуда...
а следом шлейф непонятной силы
и ощущение недобра. . . . . . .
Стих с какой-то непонятной сильной энергетикой, с двойным дном. О том, что сказано «за кадром», думается больше, чем от сказанного прямо. Для меня необычное, но очень интересное.
План "В" Ева Верле
www.grafomanam.net/poem/302558
Изучать траекторию выстрела. Дело открыто.
Измеряем полётами пули отчаянность чувств.
Вдалеке друг от друга /как снайперы/ плавно жмём “спуск“,
Извергая прицельно обиды. Считаем убитых.
Разрываем сердца, горькой гордости чувствуя вкус.
Примеряем на плечи свои одиночества груз.
Телеграммы с “фигвамами“ шлём, выдыхая “забыто“...
От зимы не сбежать. Из завязанных крепко узлами,
Из последних, кто ручкой выводит каракули букв
Остаёмся лишь мы да усталость беспомощных рук.
Терпеливо ждём ярких огней окончания драмы
/Как письмо, что забыто - затёрто карманами брюк,
Ожидает быть в клочья разорванным./ Смотрим на юг
И надеемся - лето придёт, возвратится за нами.
Мы - одна из написанных, спетых, избитых историй -
Похороненный в тёмных каналах Венеции всплеск.
Поцелуй гондольера - случайно-нелепый гротеск.
Но хочу, чтоб из всех невозможных кривых траекторий
Выбирая путь жизни, идя против воли небес
Не задела тебя моя пуля. Злой снайпер исчез.
Возвращайся на солнечный юг. Мы увидимся вскоре.
То ли я иссякла, но на повышенную критику этот текст явно не тянет ) То, что бросается в глаза – фраза «Изучать траекторию выстрела». Далее в тексте говорится – измеряем, примеряем и т.д., а тут непонятный инфинитив. Это название «Дела»?
Не понравилось слово «фигвамы», показалось не совсем принадлежащим тексту.
А в целом, как написала Ир-га, – понравилось )
Счастливый Алексей Ирреальный
http://www.grafomanam.net/poem/301964
Я воспитан ветрами и ливнями,
грозовую усвоил мораль,
и по небу сверкающей линией
уносился в прекрасную даль.
Под зонтом не скрывался из принципа
и по лужам ступал - не скакал,
и, быть может, поэтому примесей
в убежденьях никто не искал.
Я гордился людьми и народами,
а страну украшал, как свой дом,
и заводы расписывал одами
под чугунным плавильным дождём.
Как бобина застольными песнями
я обмотан - и сердце поёт:
и не важно, что комната тесная,
лишь бы в ней собирался мой взвод.
Наверное, мне просто несвойственны такие слова и темы. Не считаю себя циником и антипатриотом, в принципе, но плохо представляю, что могу написать – «Я гордился людьми и народами,
а страну украшал… сердце поет…» и т.д.
Но поскольку представляю, что есть люди, которым эти слова и такие стихи говорят больше, чем мне, то, пожалуй, не буду лезть со своими понятиями о патриотизме и любви к Родине.
отражением в окнах поезда Анна Галанина
http://www.grafomanam.net/poem/297760
Отражением в окнах поезда,
проплыла проводница с чаем…
Шесть стаканов нести не боязно –
лишь по ходу бедром качает…
Время сонно рывками движется,
ускоряясь на полустанках,
и листает в окошке книжицы
у попутчиков – наизнанку.
Замедляется… Параллельные,
отражаясь, уснули люди,
им сырое бельё постельное
проводница зачем-то студит.
И качается отражением
то купе, то фонарь бродячий -
то ли поезд застыл в движении,
то ли время идёт иначе:
разомлевшее в сновидениях,
потерявшихся и вчерашних,
тянет песенку незатейливо:
- Если раньше бы, если б раньше…
Вот казалось бы, нет в этих строках ничего, что было бы обращено лично ко мне. Просто кусочек из чьей-то жизни, мимолетное воспоминание, эпизод. Но на уровне ощущений понимается – моё.
Честно говоря, и не вижу я недостатков. Да простит меня автор)
На дежурстве Ольга Королева
http://www.grafomanam.net/poem/302734
Я в летний выходной одна на базе.
Сюда никто за сутки не придет.
Порою местный кот в окно залазит,
Да ветер ветки яблони трясет.
В паденье яблок, шаркающих оземь,
Мерещатся шаги, и на стене
Тень от ветвей, как будто вслед за гостем,
Мелькнет на миг...Не ты идешь ко мне?
Не ты! Но этот ветер на свободе
Волною золотой тебе на грудь
Ложится, и дразня, ко мне доходит
Как в камеру тюремную – чуть-чуть.
Я в кухне согреваю миску супа.
Не жалуюсь – но скромным пришлецом
Добрейший кот глядит в глаза мне тупо,
И яблоня сияет всем лицом.
К сожалению, для меня в этих стихах слишком много непонятных вещей.
Плохо представляю, как можно шаркать оземь - оземь, т.е. на землю (о движении сверху вниз)
Вот здесь явные несоответствия смысла :
«…Но этот ветер на свободе
Волною золотой тебе на грудь
Ложится, и дразня, ко мне доходит
Как в камеру тюремную – чуть-чуть.»
Кто чуть-чуть, куда?..
Слово «пришлецом» - это как? – пришелец \\ пришельцем.
К чему эта фраза про доброго тупого кота? И как может сиять яблоня всем лицом…
Впрочем, б-г ей в помощь.
Номос Елена Бондарева (Расстрига)
http://www.grafomanam.net/poem/301574
точки сборки над "i" расставлены,
все герои в боях прославлены,
и в стотысячный раз устали мы,
проживая чужую жизнь.
в холиварах все копья сломаны,
все обеты давно исполнены.
станут жилы вскрывать, напомни мне -
мы бессмертные, бро, держись.
запеклась пыль веков под веками,
в зеркалах мигнёшь - человеку ли?
гнойный ихор в крови, что реками
нам пускали во имя лжи.
мы, ублюдки богов, вне времени,
мы изгои из роду-племени.
что же память так бьётся в темени...
мы бессмертные, бро, держись.
отщепенцы, отродье, парии,
не про нас "каждой твари - по паре", и
нам на тризне поют здравие,
ухмыляются - "вознеслись!"
мы не будем отцами признаны,
но заложники их пожизненно.
небо хмурится укоризненно...
мы бессмертны /почти/ держись.
По-моему, хорошие стихи.
Есть сбой в 3-й части:
«…не про нас "каждой твари - по паре", и
нам на тризне поют здравие…»
Просто во мне они не отозвались.
"Мёртвое" Сахара
http://www.grafomanam.net/poem/302944
Пора безысходности. Бед навалилось до чёрта.
Идёшь по этапу с названием "трудное время".
В минуты отчаянья просто завидуешь мёртвым,
Но каждому выпадет шанс оказаться мертвее.
Мертвее, чем заживо в мумию высохший Ленин,
Мертвей лесбиянки, уснувшей на собственной свадьбе,
Мертвее неискренних слов на чужом юбилее
И хватки врага вместо дружески тёплых объятий.
Мы от наблюдателей прячемся в мёртвые зоны
Докучливо-пыточных камер и под перископы.
Скрываемся в мёртвые пустоши мёртвых сезонов,
Алголом пытаясь писать сокровенные строки.
На мёртвой латыни безжизненны мудрые фразы.
Прозрение мёртвых закручено в мёртвые петли.
На всякие слёзы - прошенья чужих эвтаназий
Спешим отмолчаться, нам так милосерднее - медлить...
Смеёмся над глупым, отчаявшимся Елисеем,
Но ходим по самому краю, как выживший Сталкер.
И с каждой минутой в смятенье своём роговеем
Живую и мёртвую воду меняя местами.
С блаженным лицом в ожидании собственной смерти
Свершаем свой грех обращения в злые кликуши.
И, вены кромсая, и, плача, порой, до рассвета
По воле своей превращаемся в мёртвые души.
Пока интервал твоих дат не впечатан в надгробье
Не нужно себе сочинять никаких эпитафий.
Живое тепло отзовётся живою любовью.
Во всякое трудное время. На каждом этапе...
Это последний стих из «моей части». Так было договорено,- Сахара пишет на мой стишок, а я на ее стих. Чтобы было честно )
Мне было трудно читать этот стих. А прочла я его не раз и не два.
Наверное, потому, что тема мне понятна изнутри и даже, в каком-то смысле, пройдена на собственной шкуре. А еще, потому что текст очень «плотный», вынуждает тебя читать каждую (каждую!) строку внимательно и не расслабляясь. Потому что я не люблю слово «мертвый», оно мне неприятно физиологически,- слишком много ассоциаций. И потому что на такие темы не должен писать человек совсем молодой. Это я про все, что написано до последних четырех строк. Потому что они примиряют меня с этим стихом и позволяют оценить уровень текста, цельность идеи и душевную зрелость автора.
[code]ОБЗОР конкурсных работ. Часть 2. Сахара[/code]
Свою часть обзора я, как и Лора, попробую написать больше «из ощущений», обращая внимание лишь на те моменты в технике, которые тормозили восприятие. В Теории психоделики существует два основных понятия, определяющих психоделичность текстов — экспрессия и трансфиксия. Если совсем уж утрировать, это: «захотелось ли мне оторваться, не дочитав» и «затянул ли меня автор в описываемый им мир».
Голосуя, я, как и Лора, не подозревала, что буду писать обзор и для себя просто выставляла «понравилось — не понравилось». ВДНХ-1 получился очень качественным. «Не понравилось» не пришлось ставить почти никому. Шорт резала по-живому. Результаты своих предпрочтений оглашаю ниже. С неизменным уважением к Человеку Пишущему.
Сахара
Андрей Жихарев Здесь жил художник
http://www.grafomanam.net/poem/297514
Здесь жил художник, писал пейзажи в реальных красках, притом с душой.
Он был талантлив и мог бы даже достигнуть славы весьма большой.
Но он трудился в дурное время, и с окруженьем не повезло:
Авангардисты – шальное племя – в традиционном находят зло.
Ему сказали, эпохе нужен особый гений, что шкурой толст,
Способный, плохо усвоив ужин, отправить пищу на свежий холст.
Художник, слыша весь этот ужас, не смог представить, наверняка,
Себя тем типом, который, тужась, творит шедевры на все века.
Утратил веру в приход успеха, хотел пейзажи предать огню,
В запоях побыл, а после - съехал, украсив стену фрагментом ню.
Вполне внятная, живо описанная картина получилась у Андрея. Зарисовка замечательно придумана. Некоторый натурализм, думаю, несколько напряг читателей. Автору это только в зачет, значит, поверили. И очень понравилось, что Автор остался за кадром, чуть «сверху» и в стороне, без нравоучений и лобовых выводов давая возможность читателю задуматься о допустимом в искусстве.
Почему не взяла? Уже перечитывая, понимаешь, что все слова — к месту, а вот «с налёту» показались «вставками» слова «здесь», «притом», «весьма». «Большая слава» выглядит бедновато, неточно. Но, по большому счету, стихотворение хорошее. Андрей молодец.
Сергей Черсков Рыжая
http://www.grafomanam.net/poem/302707
Трудно привыкнуть быть
чистым
пустым
листом,
Белым наброском нейтрального полотна.
Ночь, что была мне подругой уже лет сто,
Стала со мною неласкова,
Холодна.
Небо плюется белым, но это не снег -
Это моя ненавистная одиночь.
За руки взявшись за мною идут след в след
Дети мои нерожденные -
Сын и дочь.
Сделай меня разноцветным, теки сюда,
Рыжая девушка, памятником не стой.
Это не сложно, не только огонь - вода
Пишет на том, кто был
чистым
пустым
листом.
Тонкое настроение, трогательное скупое мужское откровение. Сергей как бы впустил нас ненадолго в своё состояние. И, думаю, многие это почувствовали. «Памятником не стой» выглядит напускным, ЛГ беззащитен в своей «одиночи». Мне понравился этот неологизм. Хотя я где-то встречала уже его, здесь он — органичен.
Из «спотыкачей» - финал. «Это не сложно, не только огонь — вода пишет на том...» смазали , на мой взгляд, картинку.
Сергей Вострецов Монодиалоги
http://www.grafomanam.net/poem/296327
Я не помню цвет детства. Не облачным,
но голодным сложилось оно.
Иногда между явью и сном
удивлялся: зачем светлым обликом
прикрывается тёмное дно?
«Всем прощай за великие подвиги…»
Предрассветной порою бессонною
намекни, наконец, старина:
где моя пред тобою вина,
отчего, замирившись – рассорены?
Эх, налей-ка ещё мне вина…
«В этой жизни так мало бесспорного…»
У костра тёмной ночью безлунною
объясни, растолкуй мне, старик,
тот отчаянный чаячий крик
над осенними сонными дюнами,
что взорвался и в душу проник…
«То зовёт тебя матушка, думаю…»
13.10.2012
Человек, говорящий со своей памятью, с самим собой — загадка для других. Именно поэтому в «Монодиалоги» меня не затянуло. Обрывочность, фрагментарность скорее, мозаика, понятная Автору, не позволяют настроиться на одну волну. Это стихотворение хорошо прочесть отдельно, взяв паузу, или среди других стихов Сергея. В ряду разношёрстных конкурсных работ его негромкость теряется.
«Тот, что» нужно очень аккуратно использовать. Этот приём смазал очень красивый финал.
Ольга Солнцева Ein Klein Nacht Gedicht *
http://www.grafomanam.net/poem/294748
Друг с другом общаемся мы, словно духи:
Без крови, без пота, без плоти, без тени.
Богатство мое - meine Kinder und Kuche,
И серого ящика кнопки-ступени.
Друг дружке не должен никто, не обязан,
Но духом единым с тобою мы живы.
Пусть каждый из нас и повязан, и связан,
И днем оба служим мы богу наживы,
Но только лишь днем. Темной ночью мы скинем
Тела, как покровы, чтоб снова быть вместе,
Не ведая страха, не зная унынья,
Как звездная пыль или добрые вести.
И душу подвергнув свою оцифровке,
Смирившись и с бытом, и с собственным телом,
Мы ходим ночами, как будто по бровке
Меж былью и небылью, словом и делом.
* Маленькое ночное стихотворение
Eine Kleine Nachtmusic - "Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта
Ольгино стихотворение тоже прошло мимо моего подсознания и не затронуло. Во-первых, в немецком я дура-дурой, и из незнакомых «букофф» пыталась состроить «Kinder, Küche, Kirche», а сноску прочла после всего — подстройка в настроение была уже потеряна. Несколько неожиданностей с «без пота», «друг дружке» окончательно заставили дочитать только из вежливости. Хорошая по затее мысль недошлифована, подана размытыми образами. Мне обычно помогает понять связность текста дословный перевод с поэтического в прозу «ночью, чтобы быть вместе, мы, не ведая страха и унынья, как звёздная пыль или добрые вести, скинем тела...» Сравнения кажутся случайными. Почему оцифровка, какие ступени? Не рассматривала стихотворение, как кандидата в шорт.
Мангупли Леонид О гвоздях.
http://www.grafomanam.net/poem/296353
Да, это трудно – телом на гвозде,
Особенно, когда он в вас везде.
Душа болит и ноет тяжко как-то
И жизнь твоя стекает вниз по капле,
А гвоздь торчит себе, да он на то и гвоздь,
И мы, как мы – привыкли на авось:
Болит – потерпим, жарко – попотеем,
Торчим от плюсов, ноем при потере,
И не любви не ждём, и не наград -
Не мы играем, но ведь жизнь – игра,
Причём не шахматы, а карты или нарды,
А мы несёмся, словно смазанные нарты,
Но вот куда? Давно не виден путь…
До Блока точно нам не дотянуть,
Да и друг к другу нам не дотянуться,
Разбитого уже не склеить блюдца
И смысла нет.
Вот разве этот гвоздь
Ещё нас в этой жизни как-то держит,
И не за боль, за жажду, за надежду,
А просто так вот - через кость, насквозь…
А вот гвозди меня пригвоздили на минутку. Плавная, речевая подача, в доступной, бытовой даже лексике создала ощущения присутствия автора. Было ощущение, что говорит Леонид только со мной, кивалось даже. И эта доверительность, вливание созвучных мыслей «под кожу» свела на нет заминки в поисках шероховатостей. Выбрала без сомнений.
Татьяна Коновалова Пора бы по листья...
http://www.grafomanam.net/poem/302938
Скрипучая тачка и грабли,
На небе прореха срослась,
И значит, по листья пора бы -
Работать и чувствовать всласть.
И цвиркнет тихонько синица,
Трудясь над подсолнечником,
Мол, здорово молча трудиться
И здорово думать молчком.
И в паузах между молчаний -
Синичьих, листвы и своих -
Услышать кричанье-прощанье
Печальных таких журавлих.
И после, пуская колечки
И дым от костра в небеса,
Всё думать и думать про вечность,
Так, словно бы вечность - ты сам…
Ты - стоящий, ты - настоящий
Не только снаружи – внутри…
И чёрный, твой собственный, ящик
Откроется небу: смотри!
У Татьяны хорошее стихотворение, звучащее. И цвирк, и скрип, и много ещё, о чем вскользь упомянуто — услышала. Такая пауза посреди работы, светлый взгляд в небо опершейся на грабли женщины в чем-то рабоче-садовом — увидела. Это дорого, это замечательно. Мудрая, спокойная вещь, такие - на все времена.
Почему не выбрала? Неточности. «между молчанием», «трудясь над подсолнечником», «мол», «колечки и дым»... Досадно.
Ирина Малёвана Потусторонний Рэп
http://www.grafomanam.net/poem/301768
Говорят, лет так через тридцать или двадцать
смерти больше не нужно будет бояться.
Нет, мне не обещают новую телесную оболочку,
но вот мозги мои – тютелька в тютельку, точка в точку
спишут и сохранят в электронном девайсе –
что-то типа Ай-Феди или Ай-Васи.
И буду я появляться голограммой –
такая полупрозрачная солидная дама.
Только не оставляют, мучают меня сомненья –
кому же доверить себя на сохраненье?
Сыну – ляпну не то (а я обязательно ляпну) -
вырубит звук, вставит виртуальный кляп мне.
Или, чего доброго, этот «master of disaster»
разберет мой девайс на нано-запчасти.
Точно отключит.
Лучше
я поручу себя одной из внучек.
Старшие две девчонки – чемпионки,
спортсменки и амазонки,
скачут на лошадях, не носят юбок,
забросят меня в призовой кубок.
Новое увлечение – начали стрелять из лука.
Возиться с бабушкой – это такая скука.
Буду пылиться на полочке среди трофеев.
Нет, я завещаю себя своей нежной фее –
зеленоглазой, золотоволосой эльфийке –
как тебе такая идея, Лийка?
Странная девочка, ты не умеешь быть капризной,
будет бабуля ходить за тобой, как призрак.
В длинный, дождливый вечер, в темноте комнат
будет давать советы, рассказывать, все, что помнит...
Лия, моя Лия, дам тебе один совет –
смерти не бойся,
не имеет значения,
сколько длится вечность,
когда тебя нет.
Ирина — сказочница. Я бы хотела иметь у себя такую бабулю на книжной полочке. Но лучше в бумажном виде, а не голограммном. Улыбаюсь. Хороший рэпчик, прочитала с удовольствием, хотя и не без смущения перед вторжением в частную жизнь. Показать характер в стихотворении — это большое дело, Автору удалось. И такое запанибратское отношение возникло, что кивнула, спасибо, мол, за разрядку и пошла читать дальше то, что посерьёзнее. Будь шорт длиннее, взяла бы обязательно!
«ляпну не то (а я обязательно ляпну)» - три восклицательных (про меня, не спорьте)!
[/color]
Пектораль Донбасс Песня Сольвейг - 2012
http://www.grafomanam.net/poem/301706
…Тролли, кобольды, пробы грунта -
Что ещё тебе на зубок?
Сказку мальчику Перу Гюнту,
Мой доверчивый сон-сверчок?
Скрипкой-песенкой половицами…
Домотканое, босиком…
Тролли-кобольды - и приснится же
Мирным вечером с камельком!..
Ну так слушай же…Делать нечего! –
Там, на дальнем краю земли,
Где встречаются утро с вечером,
Ходят длинные корабли…
Нет, не льдинные, – ты не слушаешь, –
Просто длинные как киты,
А на палубе свет и музыка,
И фонарики… и цветы…
А у берега - то не отмели -
Нет прозрачнее глубины –
Чудо-дерево… скалы-профили…
Не раскачивай лодки-сны!
Чашки-лотосы, сахар ложечкой –
Опрометчивый ты какой!..-
Нити-волосы… подорожнички…
И отмеченность - простотой.
Перевесница – перескладица…
Ты не слушаешь, я не сплю…
Не поместится невпопадица
Плюша алого «я люблю»…
…Колли… ободы… набалдашники…
Слово выхлопом… выдох –вдох…
Боли - проводы по-вчерашнему…
То-то, вытоптал тролль-сверчок...
05.11.12.
Сказка на ночь, которая превращается в колыбельную, когда и рассказчик засыпает. Много созвучий, эха, перекличек. Ждала, если честно, что нам-то автор кусочек сказки расскажет, если уж так наполнено стихотворение всякими фэнтези-мифологическими созданиями. Увы, не довелось! Хотя настроение подано замечательно, но мне было мало той плавности, которая от «Ну так слушай же!» до «чуда-дерева».
Лора Бар Уже не лето...
http://www.grafomanam.net/poem/294943
Уже не лето, но еще не осень
сурьмой подкрасит выцветшие брови,
и русые распущенные косы
в колосья заплетет, не прекословя
и пряча неприкаянные слезы.
Задернув облаков тяжелых шторы,
новорождённые качает звезды
в своих объятьях ласковое море.
В воде мерцает лунная дорожка
преддверием грядущего рассвета,
спит в колыбели, подложив ладошку,
еще не осень, но уже не лето...
В этом стихотворении, наверное, следовало бы «Нелето» и «Неосень» сделать именами собственными. Я читала его именно так, и поэтому одушевлённость мне показалась вполне уместной. Такой живой портрет, нет, скорее набросок получился, когда автор несколькими мазками-штрихами показывает нечто нежное и трогательное в природе, чего мы в повседневности не замечаем. Я была там, и мне не хотелось отрываться, не дочитав. Выбрала.
Ларчи Дом без дома
http://www.grafomanam.net/poem/302350
Вот ты пришел домой,
Дом вроде есть: вот стены его шершавые,
Вот две двери, и обе они без ручек.
Вот подросшие соседи-мальчишки,
Складывающие в подъезде
В нехитрые маты привычные закорючки.
Вот ты пришел, тебя не было
Всего-ничего - два года,
Семьсот с лишним дней.
Ты идешь домой, и нет ничего
Для тебя родней.
Заходишь, открываешь дверь,
И понимаешь, что дома нет.
Вроде знакомая стенка в прихожей,
Выбранная всей семьей,
Обои горошком, купленные в последний ремонт,
Знакомый коврик с оборванной бахромой.
Все то же, все также, и ты, как никогда, живой.
Ты вдыхаешь домашний уют,
А он отчего-то совсем чужой.
Все, живущие здесь,
Знакомы тебе, как минимум, двадцать лет,
Но разговоры не те, атмосфера не та,
Даже суп стал каким-то противно-сладким.
Ушло все твое, подвыветрилось,
Дом-то твой, прописка твоя,
Но домашнего в доме ни капли.
14.12.2012
*без критики
Здесь я развожу руками и хитро подмигиваю: «неужели автору неинтересно, почему всего один голос «за»?
Маргарита Ротко Ночь, как чулочек...
http://www.grafomanam.net/poem/303065
Ночь, как чулочек, свисает с чумазой ляжки
Южной медведицы, в челюстях сжавшей тайну:
нюхает воду святую в напольной чашке,
смотрит на запах и чёрной дырой болтает.
В чёрной мохнатой сумке оконной проймы
в светлых подмышках зданий сбривают души
тяжести боли о том, что опять не помер
в серой суме за плечами хирлявый грузчик,
камни носящий,
скелеты носящий,
память
бочками, как апельсины, на горбик шеи
лепящий башней…
…спальни берут губами
души за тёплые тушки и мягко женят –
пудрят кошмары общие звёздным тальком,
время в соломинках ртов превращают в льдинку…
Шторы, как привокзальные шарлатанки,
стенам в ладонях ищут судьбы картинки.
Под лепестками крекерной крошки смерти
раны от шорохов спальных шершаво лижут…
Как мы с тобой безоружны немилосердно!
Как нам с тобой надёжно, когда мы – ближе
к Южной Медведице, моющей лапы в нашем
«тшшшш…..» –
как в святой воде, затопившей холод…
…тихо бредёт рассвет, как слепой шарманщик.
Беглый трамвай поднимает, как жёлтый молот,
город на птиц, недошедших до гнёзд…
Мать неба
платье из ирисов солнечных (по Кар Ваю –
нежный рисунок)
накинула…
Спи, мой лебедь,
тайну любви в ключицу мне выдыхая…
28.09.2012
Я его пела! Сразу! Оно без последней строчки, сходу воспринялось колыбельной. Образы — потрясающие, звукопись! Этакий сюр, переплетение сна со сказкой! Неожиданные апельсины и то — уместны. Но главное — оно задевает. Оно волнует, и не то, что увлекает в свой мир, а подступает к тебе близко-близко, тормошит и просит: «Смотри же! Неужели ты ничего этого не видишь?» Замечательное стихотворение. Хотела поставить двойку (2 балла), соперники помешали.
Лидия Капленкова Осенняя прогулка
http://www.grafomanam.net/poem/301183
Вчерашний дождь, тягучий, обложной,
Размыл тепло, и вылил без остатка.
Наутро первый листик с желтизной
Под ноги мне спланировал украдкой.
В безлюдном царстве луж и воронья
Сгущается туман, с домов стекая.
С карнизов капли падают, звеня,
Трава не изумрудная – седая.
…А я бросаю палку – целый сук,
Нетерпеливо лающей овчарке.
Вороны разлетаются вокруг,
И сверху начинают громче каркать.
Погасли виновато фонари
Клубится морось, празднуя победу.
Затёртый до разводов путь к двери
Найдёт собака с лёгкостью по следу.
…Четыре лапы трудно втиснуть в таз,
И вымыть, не разбрызгивая воду.
Внушить себе стараюсь в сотый раз,
Что нет плохой погоды у природы.
Ещё одна осенняя зарисовка. Как и у Татьяны Коноваловой — мудрая, спокойная, вечная. Пейзаж с настроением — примерно так я обозначаю для себя этот жанр. Лидия довольно непринуждённо делает картинку реальной. Она включает сразу и зрение, и осязание, и звук; туман, морось, карканье ворон, капли, собачьи лапы. И снова в немногих строчках так много автора — вполне узнаваемого и симпатичного. И снова примеряешь ситуацию на себя. Хорошее стихотворение.
Другие стихи - соседи просто оказались чуть мощнее и напористее.
Валерий Носуленко Нас не делили языки...
http://www.grafomanam.net/poem/303205
Нас не делили языки, традиционные уклады
И даже вера и любовь не выступали против нас,
Но тут вмешались чудаки, которым ничего не надо -
Не шоколада, ни конфет, а только маленькую власть.
И мы на стаи и стада свой двор границей разделили,
Пошли на митинги толпой язык чесать и водку пить.
Свобода жгла как геморрой и пали несколько Бастилий,
А вместо них мы возвели другие храмы на крови.
Они сияют белизной, врастают в небо куполами
И суверенные поля рождают самый сладкий хрен.
А я хотел бы, как вчера, дружить не странами – домами,
А лучше, семьями, судьбой, как в том, неправильном, дворе.
Динамичное, четкое, с внутренним стержнем и внутренними рифмами стихотворение. Оно встряхнуло, оно подняло чуть выше других стихов — интимно-личных. Это позиция. Она вызывает уважение, читатель внутренне ставит отметочку: «Всё правильно говорит!» Именно этим — призывом, настроем, тормошением совести стихотворение берёт за живое. Здесь ничего не царапает, не обращаешь внимание на технику, автор точен и знает, что говорит. Безусловно — выбрала.
Шкодина Татьяна Было время белой воды...
http://www.grafomanam.net/poem/300550
Было время белой воды,
Белой рыбой плескалось солнце…
И звенела, как веретенце,
Стрекоза. Голубой слюды
Переливы на тонких крыльях…
Пела рыба в своей реке
На неведомом языке…
Я исчезла, я стала пылью…
Растворилась в тихой волне,
Разлетелась брызгами света.
Я в цветении бересклета –
Алой капелькой в глубине.
Лишь тогда я смогла услышать
Звуки неба, слова травы…
Синих птиц в кружевах листвы,
Шум дождей на высоких крышах…
Стихотворение показалось мне незаконченным. Или недоговоренным. Я понимаю, есть такие вещицы, которые заставляют помолчать, проникнуться авторским настроением, а потом додумать всё самой. Не в конкурсном формате, наверное... Татьяне, повторюсь, не повезло в мощным и напористым соседом.
Мне ещё помешало несозвучие 1-4 строк. Плетение достаточно своеобразное - это споткнуло немножко.
Шамсия Хочу я крылья вам расправить
http://www.grafomanam.net/poem/303128
Живу, дышу, пишу и точно знаю,
Что не пророком я спустилась в эту жизнь.
Но всё же хочется мне крылья вам расправить,
Что б ощутили вы полёт души.
Что б люди - обыватели прозрели
И всем открылось мира пониманье.
Победы, страхи, праздники, потери-
Единого то грани - Мирозданья.
Всё сущее - что было, есть и будет,
Прекрасно, гармонично, справедливо.
Заранее прописанных нет судеб.
Свободны мы в решениях и играх.
Эмоции - наш главных индикатор.
Что чувствуешь - к тому и держишь путь.
Свободно можешь ты перенаправить
Свой вектор, изменив решений суть.
Нам для развития и роста надо
Перерождаться вновь и вновь,
Испить и горечь и усладу,
Транслировать добро, любовь.
Все в этом мире совершенно.
И живность каждая бесценна.
Ваш каждых вдох - он очень важен.
Да будет путь ваш чист и славен!
Стихотворение — воззвание свыше. Меня отпугнула пафосность и такое, через запятую перечисление вечных ценностей. Автор вещает истины, не вдаваясь в тонкости восприятия, плакатно. Стихотворение, которое обо всём сразу, обычно относится к категории «ни о чём», простите уж меня, уважаемая Шамсия.
Несколько технических огрехов: слабые рифмы, аритмия, лексические ошибки шансов стихотворению не оставили.
Виталий Айхалов Так легко обходились без нас
http://www.grafomanam.net/poem/301678
Так легко обходились без нас,
В этом мире всезнающих взрослых.
Мы хотели "всего" и "сейчас".
Нам давалось "немного" и "после".
В ювенильном шатаясь раю,
В опьяненьи таинственной веры
Мы меняли ненужность свою
На случайное братство галеры.
Но спадал романтический бред,
Всё чужое: и пир, и похмелье...
Старость терпит, а молодость - нет,
И впадает в свои суеверья.
Разрываются связи времён.
Застревает иголка в верблюде.
"Ты бы их отпустил, Фараон..."
Тихо первенцы просят о чуде.
Что же дальше - по кругу бежать,
Выбирать между "плохо и "хуже",
Что-то строить и что-то сажать,
Стать хорошим отцом ( в скобках -мужем ).
И, влюбившись с разбегу и вдруг,
Как пацан, как замурзаный школьник,
Обнаружить,что замкнутый круг
Превращается в прямоугольник.
Воротись, поклонись, попроси!
Но о рыбке ни слуху, ни духу.
В адской кухне из мяса мессий
Хоть котлеты сварганят, хоть муху.
Лист осиновый...Отблеск огня...
Третий крик петуха без запинок..
"Отпустил бы Ты,Равви, меня...
В Гефсиманию много тропинок."
Пресловутый верблюд не спеша
Почесался горбом о скрижали.
Очень быстро стареет душа
Если часто её обижали,
Забывая её второпях
Где-то в детстве, далёком и звонком.
И глядит престарелый монах
Сквозь печальные очи ребёнка
Я так часто судьбу вопрошал,
Но ответы искал неумело:
почему не стареет душа
в унисон со стареющим телом?
Заплутав в лабиринтах времён,
Очутиться во времени оном..
"Ты меня отпусти, игемон..."
Как Господь отпустил Симеона.
Спрашивает — думающий. Это густое, наполненное размышлениями о себе в мире и о мире в себе стихотворение. Виталий говорит в нём выверенными образами, неожиданно, парадоксально. Над ним зависаешь, совершаешь, как Сталкер, молитву в ванной и идешь дальше, вобрав в себя частичку авторской души. Никакие шероховатости не помешали мне пройти стихотворение от первой Т и до последней точки. Браво!
Юрьевская Татьяна Чувство осени
http://www.grafomanam.net/poem/291220
Сердце ноет, словно в груди нарыв,
Календарь разметил отсчет декад.
Смотрит небо в окна моей норы,
Где всего три метра до чердака.
Хоть, порой, непросто рассказ начать,
Соглашаюсь с легкостью на «слабо».
Кто-то ходит поверху по ночам:
Может, просто крысы, а, может - бог.
Не прошу подачек, не жажду льгот:
Шелуху господень сдерет наждак.
Жду прощанья с летом который год,
Я уже почти приучился ждать.
Как ни верь, не выйдет собрать плодов,
Так зачем на мир возводить хулу…
В час урочный красочный твой подол
Прошуршит по корке замерзших луж.
От кленовых листьев в глазах рябит,
Но не вздумай выбрать наряд скромней.
Ведь карминный пламень шальных рябин
И живей, и ярче любых камней.
Размотаем вечность деньков за сто,
Чтоб зима за шиворот – как ушат.
Я сегодня щедро накрою стол,
Будем пить туманы на брудершафт.
За работой мокнет небесный ткач,
Дождь сплетая нитями паутин.
Не хватает воздуха полглотка,
И боюсь забыться на полпути.
А рассвет, расправив едва лучи,
Караулит звезды, как кот мышат.
Дверь закрою, спрячу в карман ключи,
Чтоб никто не вздумал нам помешать.
Я задерну шторы, зажгу свечу,
Под окном у липы понурый вид.
Знаешь, из присущих мне смутных чувств,
Только это в чем-то сродни любви.
Исповедь. Не люблю я «стёплышки» раздавать. «Чувство осени» — именно такое, которое знакомое-знакомое, и щемит, и вызывает потребность согреться, или согреть кого-то и просто помолчать рядом. Сродни любви. Сродни человечности. Это то, ради чего мы, странные для окружающих люди, приходим сюда и читаем Стихи.
И, наконец, самое главное...
Большое спасибо всем редакторам и авторам, участвующим в интервью.
Спасибо участникам и поздравления победителям.
Кстати, с Днем писателя ))
Ответственная за выпуск:Лора Бар