Кабинет же психолога – это гипсокартонный домик в лагере, с буквой «пси» над входом. Помещение обставлено так, чтобы солдат мог расслабиться, но всё равно, до настоящего комфорта гражданки ему далеко. Даже кушетка, на которой лежит рядовой, просто отвратная. Хотя по сравнению с кроватями, которые стоят в казармах, она просто прислана из рая.
- Это не совсем верный вопрос, док,- глядя в потолок, ответил рядовой.
- Вот как,- удивлённо вскинул брови психолог,- и какой же, по – вашему, правильный?
- Правильно ли то, что я сейчас здесь нахожусь?- рядовой перевёл взгляд на доктора.
- Хорошо,- доктор что – то быстро записал в папке личного дела,- и правильно ли то, что вы здесь?
- Относительно,- не сводя взгляда, смотря прямо в глаза доктора, ответил рядовой.
- Относительно к чему?
- Ко всему одновременно,- отчётливо ответил рядовой.
- Например, к чему? Или к кому?
- Скажем, правительство,- начал Райден,- в его глазах я правильно сделал, поступил хорошо. Но в глазах афганистанских людей я служитель тьмы и зла,- не сводя взгляда с доктора, сказал рядовой,- вы понимаете, о чём я?
- Да, понимаю,- кивнул доктор,- нас обучали этому. Это одна из самых сложных психологических проблем в армии миротворцев.
- Не все могут принять чью – то сторону,- лёжа кивнул рядовой,- это так.
- А вы, значит, приняли?
- Да.
- И на чьей вы стороне?
- Это не важно,- ответил рядовой,- важно то, на правильной ли я стороне.
- И вы на правильной?
- Нет, док,- рядовой слегка улыбнулся,- правильных сторон не бывает.
- Ну почему,- искренне удивился доктор,- разве вы, когда освобождаете людей из рабства на рудниках, не на правильной сторонне? Нет?
- Для кого – то на правильной. Для кого – то нет.
- Ааа, я понял,- улыбнулся док,- я понял вашу мысль. Что ж, это логично. Более того… если призадуматься… это правильно. Тогда в чём же заключается выбор стороны, если правильной нет?
- В чувствах. Кому – то нравится стоять с автоматом над работающими в рудниках пленными. Кому – то нравиться их освобождать.
- А кому – то нравиться убивать,- добавил док.
- Это нравиться почти все солдатам и террористам,- ответил рядовой,- именно за этим люди идут в армию. Что бы убивать. Не важно за кого: за Родину, за маму или за себя. Это, я считаю, одна из главных проблем.
- Вот как? Почему?
- Потому что такие люди потеряли идею. Они могут отнекиваться сколько угодно, но в глубине души они знают: они пришли сюда, чтобы убивать.
- Я что – то не слишком понял,- недоумённо сдвинул брови док.
- Во время Второй Мировой Войны советские солдаты не хотели убивать нацистов. Там было очень мало тех, кому нравилось убивать. Тем не менее, они их убивали. И убивали лучше, чем тем, кому нравилось убивать. Знаете, почему?
- Почему?
- У них была идея,- с улыбкой ответил рядовой,- они убивали не для себя, даже не для Родины или Сталина. Они убивали для того, чтобы эта Родина сохранилась. Они удобряли землю своей и вражеской кровью, чтобы та пшеница, что на ней вырастит, из которой сделают муку и хлеб, взращивали не нацисты, а их дети. Они воевали не «для», а «что бы». Теперь поняли?
- Да… теперь да,- док, словно вышел из транса, что – то записал в папке,- а что же тогда добро и зло? Что они для вас?
- Добро и Зло – это миф,- туманно ответил рядовой.
- Вот как? Почему?
- У вас одно добро, у меня другое,- ответил рядовой,- в то время как правительство у нас одно. Значит, правительство более реальное, чем Добро и Зло, правда?
- Хм… что значит, «у вас одно добро, а у меня другое»?
- Лично для меня застрелить нищего инвалида, чтобы он не мучился, это высшая степень милосердия, и, следственно, Добра. Для вас же это Зло. Для вас Добро, это дать ему пару долларов в жестяной стакан. Так ведь?
Док на пару секунд призадумался, а потом спросил:
- Тогда выходит, Добро и Зло зависят от выбора стороны? А выбор стороны зависит он чувств? Тогда Добро и Зло – это чувства?
- Да, док,- улыбнулся рядовой,- которые угодные вам. Мне больше нравится Добро и Зло той стороны, а не этой. И я буду жить Добром и Злом этой стороны, нежели той.
- Тоесть идеология? Вы про неё?
- Совершенно верно,- лёжа кивнул рядовой.
- А вы не думали о том, чтобы написать об этом научный труд? Ведь то, что вы говорите, это совершенно верно!
- А кто я такой, док?- грустно улыбнувшись, ответил Райден,- я всего лишь рядовой. А вы простой армейский психолог. И тем не менее, у вас больше шансов получить за такую работу заслуженную награду, чем мне,- рядовой на секунду задумался, а потом добавил,- да к тому же, это жестоко.
- В каком смысле?
- Лишь не многие об этом задумываются. Они привыкли видеть только вершину айсберга. А для того, чтобы увидеть весь айсберг, им нужно нырнуть в ледяную и тёмную воду. А это, согласитесь, страшно. И после того, как они это сделают, они будут видеть в каждом айсберге лишь темноту и отчаяние. Искать глубинный смысл, которого, зачастую, нет. Понимаете?
- Понимаю,- задумчиво ответил док. Он был поражён, что обычный солдат самостоятельно сделал такие выводы. Почему самостоятельно? Он приводит метафоры, которые совершенно не уместны. По крайне мере, не уместны для сознания дока. А значит, это те образы, которые образовались во время его измышлений,- что ж, предлагаю на этом закончить, рядовой. Удачи вам на поле битвы,- док встал и протянул руку.
По необъяснимой причине он пропитался уважением к этому совсем юному пареньку.
- В следующий раз поговорим об Удаче, доктор,- улыбнулся солдат и пожал протянутую руку.
«… рядовой Вилл Райден. Погиб при исполнении военного долга в Афганистане. 30.08.2012. Время смерти: около 10:46 утра. Причина смерти: глубокая рванная рана на спине в следствии взрыва мины. Более подробный отсчёт: рядовой Уил Райден закрыл своим телом двух детей, мальчика и девочку, от взрыва противопехотной мины класса «попрыгун»»
Рядовой Уил Райден выбрал свою сторону.