Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 253
Авторов: 0
Гостей: 253
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

              Император Канси и его время

           Канси был четвертым императором династии Цин. Родился он 4 мая 1654, а умер, прожив 68 лет, 20 декабря 1722г.

          Но, «Канси»  это не  настоящее имя, это девиз правления - «Процветающее и лучезарное).
        Настоящее имя  императора было Сюанье,  и вступил на престол он  в 6-летнем возрасте. Понятно, что до достижения  совершеннолетия  от его имени правила мать и Государственный совет.
          Но, вот  дальше  Сюане,  занимая  трон 61 год показал себя, настоящим императором. Это кстати рекордно длинный срок в китайской истории и китайские историки пришли к выводу, что время правления Канси –«эра Канси» стала символом благополучия, «золотым веком» имперского Китая.

         Время правления в Китае  за Канси регентов я опускаю  в виду того, что этот период не имеет никакого отношения  к вопросу о вторжении Московского царства в границы императорского Китая в Даурии и на Дальнем Востоке.

             Поэтому начну излагать его биографию с 1679 года, когда отстранил князя Сонготу от управления государством и взял власть в свои руки.

             И тут будет уместным  обратить внимание читателя, что говоря  о борьбе  императора Канси  с Московским царство  речь у нас пойдет  не о противостоянии с  царем Алексеем Михайловичем, умершем в 1676 г. или с его  наследником царем Федором Алексеевичем (III) умерши 1682 г., и даже не с «регентшею»  Софьей.
         Им всем  война с Китаем  была не нужна.  Все они «рвались» на Юг в Крым, пытаясь освободится от полу вассальной зависимости от Крымского ханства.

           Но вот в  Московии, после  царевны-регентши Софии,  царский  трон  занял новый амбициозный и воинственный  молодой  царь Петр Первый.
            То самый,  что, как и император Канси в Китае, действуя в одно и то же историческое время, сумел преодолеть феодальные порядки старой России и придав  своему царству новый импульс развития, путем заимствования достижений западно-европейской науки и культуры  направить  развитие  Московии с азиатского  на европейский путь!

            Ведь родился  Петр Первый  30 мая 1672 года, т.е.  на 18 лет позже Канси, и самостоятельно начал править тоже  через десять лет от Канси.
            Но  вот пик  русско-китайского военного противостояние  в борьбе за  Даурию, Забайкалье и Дальний  Восток  завершившийся подписанием Нерчинского мирного договора  приходится именно на правление  Петра Первого.
            Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте и  стал самостоятельно править  с 1689 года.

          Возвращаясь же к императору Канси,  надо сказать, что он укрепив свою личную власть начал самостоятельно принимать важнейшие решения и сам руководил завершением войны по завоеванию и усмирению Китая.
  
          А когда с войнами и восстаниями было покончено, то с 1681 года цинское правительство активизировало курс на восстановление земледелия и вывод страны из вызванного несколькими десятилетиями войн социально-экономического упадка.
            Начался ремонт и обновление пострадавших или пришедших в негодность дамб, плотин, каналов, ирригационных систем и дорог.
           Как и его современник,  Пётр I, император  Канси тоже интересовался наукой и  техникой.  Особо уделял свое личное вниманием к гидротехническим сооружениям, жизненно важным для грузоперевозок и защиты страны от наводнений.
           Он неоднократно лично посещал строительные работы на реке Юндинхэ под Пекином.
           Как и Петр, Первый, император Канси тоже  развивал мореплавание. Так после захвата в 1683 году острова Тайваня были разрешены каботажное судоходство и торговля вдоль морского побережья Китая.
        В 1684 году цинское правительство сняло запрет на торговлю с иностранцами, поставив её под строгий контроль казны.
           Умелый администратор, умный политик и хитрый дипломат, Канси сконцентрировал в своих руках всю власть.
         Он непосредственно руководил «шестью ведомствами» и сам решал важнейшие вопросы.
         Канси прекратил гонения на христиан, вернул из опалы миссионеров, учился у них математике и другим наукам, сделал одного из них (Фердинанд Вербист) главой Астрономического управления.
         Вплоть до конца XVII века иезуиты оставались доверенными советниками Канси. Они оказывали ему помощь в литье пушек, в точных науках, в переводах с европейских языков и в дипломатии.
            Получив классическое китайское образование, Канси стал ревностным конфуцианцем. Склонный к литературному творчеству, он претендовал на славу конфуцианского учёного и мецената.
         В отличие от Канси  Петр Первый не получил никакого системного образования.
           О том, как и кто и чему  учили Петра Первого хорошо написано в романе А .Толстого «Петр Первый»
         Но в дальнейшем,  метом практики, общения  с иностранными специалистами, пригашенными в Московию Петр Первый,  сумел методом самообразования  достичь приемлемого уровня личного образования.
        Не отличался Петр Первый и особой религиозностью. При нем началась реформа  Русской православной  церкви и потеря  ею должности Патриарха, место которого занял сам Петр Первый.
          Потом Канси покорил Тибет и Джунгарское  царство, но это нам  интересует мало, поскольку мы  изучаем его взаимоотношения  с   Московским царством.
            Те из вас уважаемые читатели, что прочитали  4 часть этого очерка, уже  хорошо  уже знает, как  протекала военная и дипломатическая  борьба за Даурию и Дальний Восток.
            Хотя  Дальним Востоком это   эту территорию назвали  только русские. А для Китая и всего остального мира она  была и остается все той же  Манчжурией.

          И чтобы  не прерывать хронологию повествования я  вкрадце  все же остановлюсь на  русско-китайской  войне 1649—1689 годов.
          Вскоре после укрепления в Маньчжурии, Цинская империя была вынуждена укреплять свои северные границы. И к этому  ее  заставил выход русских казаков, служилых людей и прочих переселенцев в бассейн среднего течения реки Амура.
        В связи, с чем китайское правительство перешло к созданию плацдарма для противостояния экспансии Московского государства.
         В 1674 году на Сунгари рядом с военными верфями была основана крепость Гирин. Через два года сюда из Нингуты была переведена ставка нингутинского военачальника.

           Три сегмента «Ивового палисада» (изображены на карте 1883 г, но с расположением, не изменившимся с эры Канси)

          Но положение  с зашитой северной границы осложнялось в связи малолюдность  заселения  китайцами и маньчжурами этой территории, что зачастую делало задачу обороны и сохранения в неприкосновенности «священной родины» маньчжуров почти невыполнимой.
          И в этом  самом  были виноваты  отчасти сами маньчжуры.  Это они  для защиты от переселения сюда китайцев (из собственно Китая, то есть провинций к югу от Великой Стены) и монголов (с запада), а также и от контрабандной торговли женьшенем, в 1678 году  (при правлении в Московии царя Федора Алексеевича) приказал мукденскому военачальнику Аньчжуху построить специальную систему укреплённых линий, получившую название «Ивовый палисад».
            Её строительство продолжалось до 1680-х годов, а общая протяжённость превысила 900 км.
           Палисад разделил южную часть Маньчжурии на три части: южная (примерно соответствующая нынешнему Ляонину), уже имевшая значительное китайское население; западная, где жили монголы; и восточная (примерно соответствующая нынешней провинции Цзилинь), доступ в которую для не-маньчжур должен был строго контролироваться.
           Палисад также отделял долину реки Ялу от Ляонина, с тем, чтобы оставить долину Ялу как незаселённую буферную зону вдоль корейской границы.

          С окончанием войны в Китае и присоединением Тайваня, Канси особое внимание стал уделять подготовке к войне с Московским государством в Приамурье.
        
         В 1685 году  на втором  году  правления  Петра Первого маньчжурская армия во главе с князем Пэнчунем после осады овладела Албазином, но вскоре казаки вновь заняли и отстроили крепость.
        В 1686 году на четвертом   году  правления  Петра Первого  цинские войска опять атаковали Албазин, но после пятимесячной осады и больших потерь отступили, блокировав его со всех сторон.
        В итоге Петр Первый и  Русское правительство направило на Амур посольство Ф. А. Головина с предложением переговоров, и блокада Албазина была снята.
         В 1689 году (на седьмом  году правления  в Московии  царя Петра Первого  в Нерчинске, Ф. А. Головин подписал Нерчинский договор.
             По этому договору была определена граница России с Цинской империей в верхнем течении Амура, крепость Албазин подлежала срытию, устанавливались мир и торговля между обоими государствами.
            Это был большой военный и дипломатический успех Канси.
             Однако на оставленной русскими территории Канси, в соответствии с подписанным договором, запретил, кому бы то ни было селиться, и она превратилась в безлюдную буферную зону.

          Решив  вопрос с защитой Северной границы, император Канси , с целью унифицировать и упростить фискальную систему Канси в 1712 году провёл налоговую реформу.
          Реформа 1712—172 годов улучшила положение неземледельческого населения деревни и сельской бедноты, постоянно или временно занятых в сфере промыслов, отходничества, разносной и мелочной торговли, транспорта и др.
            Всё это способствовало дальнейшему восстановлению деревенской экономики и ускорило её выход из затяжной разрухи в середине XVIII века.

           Чтобы ослабить ненависть китайцев к чужеземцам, Канси так же  покончил с практикой произвольных захватов земли, домов и имущества знамёнными маньчжурами.

           Чтобы укрепить союз маньчжуров с китайской верхушкой, Канси всячески привлекал её на свою сторону: были разработаны обширные культурные программы, расширено участие китайских шэньши и землевладельцев в гражданской администрации.

           В то же время император стремился не допустить чрезмерного усиления власти в руках влиятельных китайских аристократических родов и богатых кланов — на местах и в центральном аппарате.
           С этой целью в 1700 году были установлены строгие квоты на получение учёной степени «цзюйжэнь», открывавшей дорогу к чиновничьим рангам и административным должностям.

        Особое внимание император  Канси уделял вопросам идеологии.
         Он всемерно укреплял позиции неоконфуцианства, в полном объёме восстановил экзаменационную систему и сеть конфуцианских учебных заведений, всячески привлекая ко двору авторитетных конфуцианских учёных.
        Даже маньчжурская знать была вынуждена давать своим детям конфуцианское образование.
        И тут  будет интересным привести  рассказ о том, как Канси  лично воспитывал и обучал своих  детей!
          Поскольку Канси правил дольше всех в истории Китая, то у него набралось и больше всех жен (64) и детей (24 сына и 12 дочерей), чем у любого другого императора династии Цин.
      

        Особое внимание император уделял воспитанию и обучению своих отпрысков, для чего использовал различные методы.

        Как же Канси обучал их? Один метод может служить примером. Он брал своих наследников на охоту, на экспедиции, инспекции и даже на битвы. Такими практическими занятиями он воспитывал и обучал своих детей и внуков.

       Он также использовал классную комнату для обучения детей и внуков. Классная комната была тем местом, где обучалась семья императора. Во времена Канси классная комната была расположена в «Wu Yi Zhai» (помещении не для досуга) в саду Chang Chun. То, что детей размещали в классной комнате, не давало им возможности баловаться, бездельничать и развлекаться. Подробности об обучении в школе наследников императора описаны в работе «Отчет о занятиях императора Канси» и в нескольких других книгах.

          Давайте познакомимся с типичным для детей днём, чтобы узнать, как учились дети императора.

        В такой конкретный день с 3 часов ночи до 5 часов утра принцы повторяли вчерашние уроки. Наследному принцу в то время было 13 лет, и он должен был встать еще раньше, чтобы подготовиться к школе. С 5-ти до 7-ми часов утра преподаватели приходили в классную комнату. Преподаватель маньчжурского языка Да Хатa и преподаватель диалекта мандарин Тан Биньдэн оба проверяли домашнюю работу детей. Тем временем дети заучивали и вслух пересказывали урок, делая всё возможное, чтобы не допустить никаких ошибок. После этого преподаватель диалекта мандарин задавал детям параграф для дальнейшего заучивания.

         На время с 7-ми до 9-ти утра император Канси покидал королевский двор и приходил проверить домашние задания детей. Канси наугад выбирал параграф из учебника, чтобы дети процитировали его наизусть без единой ошибки. Канси говорил: «Когда я был маленьким, я громко прочитывал книгу 120 раз, а после этого цитировал её наизусть ещё 120 раз.
         Только когда я запоминал один параграф, я переходил к следующему. Я выучивал урок параграф за параграфом».

          Потом он спрашивал преподавателей об успехах детей. Когда несколько преподавателей отвечали, что наследный принц был очень прилежным и прекрасно отвечал на уроках, Канси заметил: «Вы не должны хвалить, а должны их больше критиковать. Благодаря этому они не станут высокомерными». После проверки он уезжал, чтобы заниматься государственными делами.  

          Летом, когда было очень жарко, детям не разрешали носить с собой веера или обмахиваться чем-либо другим, сидеть они должны были прямо. С 9-ти до 11-ти часов утра они учились правописанию и обязаны были написать каждый иероглиф 100 раз.

          Период завтрака был с 11-ти часов утра до часу дня. После завтрака дети продолжали свои занятия. С 13-ти до 15-ти часов они выходили во внутренний двор и обучались таким навыкам, как езда на лошади и стрельба из лука.

           С 15-ти до 17-ти часов Канси вновь приходил в классную комнату, чтобы проверять работу детей.
          Он также слушал, как они пересказывают свои уроки. Принцы строились друг за другом и чередовались, пересказывая уроки императору.
      С 17-ти до 19-ти часов все выходили во двор для практики стрельбы из лука. Первыми шли дети друг за другом и стреляли по мишени. Затем наступала очередь преподавателей. Наконец, сам Канси  тоже стрелял по мишени. Согласно историческим записям, стрела Канси раз за разом поражала глаз быка.
           Стрельба из лука была последним уроком дня. Каждый день зимой и летом расписание уроков было одним и тем же, без всяких перерывов, с 3-х часов утра до 19-ти часов вечера.

        Мы можем видеть, что Канси обучил своих детей, используя строгую дисциплину. Благодаря опеке императора у его наследников открывались различные таланты.
            Первый талант – это политика. Сын Канси, Юнчжэн, стал следующим императором. Его внук, Цяньлун, тоже стал императором. И Юнчжэн, и Цяньлун были выдающимися императорами в истории Китая. Таким образом, можно сделать вывод, что метод обучения Канси был очень успешным.

           Вторым талантом была образованность. Третий сын Канси, Иньчжи, был выдающимся ученым. Он был редактором книги «Обобщение фактов о прошлом и настоящем» (неофициальный перевод названия книги), состоявшей из 10 тыс. томов.

            Третьим талантом была способность к творчеству. Некоторые из принцев превосходили других в чистописании и живописи.

           Четвертым талантом, который развивали у детей, были «навыки жизни». Некоторые из матерей принцев не имели высокого статуса среди наложниц императора. Поэтому эти принцы не могли претендовать на положение императора. Однако все они вели мирную и гармоничную жизнь в согласии и дружбе с людьми.

           Сам Император Канси жил очень простой жизнью. Он жил в  скромно украшенном дворце в Саду Чанчунь. Канси говорил о своей жизни и о себе так:
        «Я не был необыкновенным, когда я родился. Я не стал исключительным, когда вырос. Я ем только два раза в день и в промежутках – ничего, не курю, не принимаю алкоголь, не ем бетельных орехов (обладают стимулирующим свойством – прим. ред.)».

          Канси не пил никаких тоников, не принимал массажей и других средств, способствующих укреплению организма. Чтобы поддерживать своё здоровье, он следовал «разумной диете и хорошим привычкам в повседневной жизни. Вот и всё».

          Как видим  сам Канси как личность резко отличатся от того же Петра Первого но и память для Китая  оставил  хорошую.
           Ведь в  масштабах всего Китая Канси проводил курс на сотрудничество с китайской чиновно-шэньшиской элитой, расширяя её участие в аппарате управления и укрепляя тем самым Цинскую империю как централизованное государство.
           При всём том Канси проявлял известную веротерпимость.
            Пользуясь его расположением, иезуиты в 1692 году добились указа, разрешавшего обращать китайцев в христианство.
          Однако, склонные к религиозному синкретизму, китайцы-неофиты сочетали культы Христа и Конфуция с поклонением предкам.
         Тем не менее, проповедь христианства не была запрещена.
          Император Канси скончался в 1722 году, на шестьдесят восьмом году жизни.

          На этом  можно было бы и закончить  описание  жизни и деятельности Канси, если ы  не одна важная  деталь.
         Примерно в 1692-1695 г.  Петр Первый  направил в Китай  свое посольство, и оно встречалось с императором Канси.
            Глава посольства и его зам ИЗБРАНТ ИДЕС И АДАМ БРАНД (голландцы на службе у Петра Первого)  потом написали  свои воспоминания о посещении ими Китая  и о том, что они  там увидели  и какое на них  впечатление произвел  сам  император Канси.
            Книга так и называется «ЗАПИСКИ О РУССКОМ ПОСОЛЬСТВЕ В КИТАЙ (1692-1695)» и я  далее приведу  несколько отрывков,  которые и завершат наш рассказ о славном императора Канси. Это первую очередь нужно   для того чтобы читатель  правильно представлял  героев нашего посвистывания и ту  обстановку  в которой им приходилось реально действовать.


    Вспоминает Адам Бранд
          «Могущественную Китайскую империю соседние народы называют Хина, Сина, Тина, Чина или Шина; татары же всегда называли ее Китай, в Кохинхине и Сиаме ее зовут Син, японцы и жители других островов — Тан. Многие татары называют ее Хань, другие зовут ее Высокой Азией.
         Самим же китайцам все эти названия неизвестны, поскольку у них есть обычай, когда господство переходит от одной династии к другой, новая династия называется каким-либо красивым именем по своему вкусу, как оно не раз происходило: Тан — Безгранично широкий, Юй — Покой, Да — Великий, Сям — Наслаждение, Чжоу — Совершенный, Хань — Млечный путь. Кроме этих переменных названий, всегда есть два постоянных.
         Первое из них — Чжунхуа, второе — Чжун-го, т. е. Срединное государство, так как они воображают, что земля четырехугольная, а Китай находится посередине.

           Земля эта при императоре Шунь около 2254 г. до р. х. была разделена на двенадцать, а при его преемнике Яо 4 — на девять провинций, которые были расположены в северной части страны, до большой реки Цзян.
          Когда же в состав империи вошла и южная часть, то вся империя была разделена на пятнадцать провинций. Эти провинции прежде имели своих царей, которые были их суверенными монархами, однако же, поскольку в III тысячелетии до р. х. они были покорены и, так сказать, слились, в каждой провинции был поставлен вице-король,  что мы видим и сейчас.
          Китай делят также на Северный и Южный. Северные татары населяют собственно Китай, который состоит из пяти провинций, а именно: Пекин, Шаньдун, Шаньси, Шэньси и Хэнань — или даже семи, если к ним причислить Ляодун и полуостров Корею. Южную часть Китая татары называют маньцзы, и в нее входят девять (Это — ошибка Бранда.) провинций, а именно: Нанкин, Чжэцзян, Цзянси, Хугуан, Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Гуанси, Гуандун, Фуцзянь. Северный и Южный Китай отделены друг от друга великой рекой Цзян, которую китайцы из-за ее величины и полноводности называют ?сыном океана?.

            Что касается границ Китайской империи, то на востоке — это великое Восточное море, которое китайцы зовут Дун; на севере — Великая китайская стена, отделяющая Китай от татар, на западе — длинный Тибетский хребет, вниз до границ с Бенгалией, на юге — море и вассальное китайское государство Кохинхина.
           Весь же Китай простирается от 18° северной широты (остров Хайнань) до 42° северной широты, т. е. на 330 миль, и от 112° восточной долготы на западе до 34° восточной долготы, до мыса на востоке у города Нинбо, т. е. на 450 миль, считая один градус равным 15 милям, а одну милю — 22 китайским ли.

        Вся земля отлично защищена по всем границам мощными крепостями, созданными как природой, так и человеческим трудом.
         На западе — это неприступные тибетские горы и частично пустыня Шамо, через которую не может пройти войско, так как там нет корма для животных; с севера — всемирно известная пограничная стена, постройка которой была начата в 215 г. до р. х. императором Цинь и закончена в течение пяти лет; ее можно с уверенностью считать одним из чудес света. На востоке и юге — Великий океан, плавание по которому из-за подводных рифов и песчаных мелей до того рискованно, что большой военный флот не мог бы пройти по нему, высадиться же на берегу можно в очень немногих местах.

         Теперь в кратких словах опишем столицу Пекин. Город этот получил свое название от одноименной провинции. На востоке морской залив отделяет ее от Японии и Кореи, на северо-востоке она граничит с провинцией Ляодун, на севере — с Великой татарской стеной и частью старой Татарии, на западе — с провинцией Шаньси, на юго-западе — с Желтой рекой, на юге и юго-западе — с рекой Гуй. Провинция делится на восемь округов, или фу: Пекин, Баодин, Хэцзянь, Цинши, Шуньдэ, Гуанпин, Дамин и Юнпин.

          Пекин — удивительная и замечательная столица китайских богдыханов — лежит по 39°59' северной широты, на самой северной окраине вышеупомянутой провинции, недалеко от знаменитой стены.
           Южная сторона города укреплена двумя толстыми и высокими стенами. Стены, охватывающие также и предместье, укреплены лишь самым обычным образом и имеют довольно сильные бастионы по обеим сторонам от ворот. В предместье можно попасть по мосту через речку, текущую вдоль стены на север и играющую роль городского рва дли канала; затем надо пройти через южные ворота и не более чем через полчаса дойдешь до города, где встречаешь вал, или блокгауз, необыкновенной высоты.
           Если обойти город с другой стороны, подойдешь к круглой башне, где стоят орудия, и потом через старые ворота попадешь прямо в город. В бастионах и сторожевых башнях стен, идущих вокруг города, ночью находятся такие крепкие караулы, как будто бы враг стоят у ворот и вся окрестность охвачена пламенем войны. Днем же ворота караулят люди от богдыханского казначея, слово которого так много значит при дворе, но они стоят не столько для защиты города, сколько для того, чтобы вымогать пошлину, или налог, со всех входящих и выходящих через ворота.

          Дома горожан — красивые и видные, дома вельмож очень красиво украшены, триумфальные арки — великолепны, повсюду возвышаются высокие и красивые башни храмов и пагод.
            Вообще надо сказать, что в этом прекрасном городе улицы находятся в плохом состоянии, ибо здесь очень мало таких улиц, которые были бы вымощены булыжником или кирпичом. Причина этого никак не недостаток камня, а какое-то другое важное и значительное обстоятельство. Эти незамощенные улицы немало  портят вид города и доставляют много неприятностей и неудобств тем, кто должен идти по ним как в сухую, так и в мокрую погоду, в особенности же когда ветер дует с севера.
            В летнюю жару и при долгой засухе, часто случающейся здесь из-за редких дождей, почва в Пекине, содержащая много селитры и других легких веществ, превращается в очень мелкую пыль, которую малейшее дуновение ветерка подымает и несет по всему городу. Густые облака этой пыли забивают глаза, рот, нос, платье, попадают во все закоулки домов и пачкают всюду, куда проникают.

            Этому неудобству китайцы нашли что противопоставить.
            Каждый состоятельный человек, когда он идет или едет верхом по улицам Пекина, набрасывает себе на голову покрывало, закрывающее ему лицо и свисающее на грудь. Сделано оно из флера или газа, через которое очень хорошо все видно, и вместе с тем оно непроницаемо для пыли. Это покрывало дает тем, кто пользуется им, еще и другое преимущество: на улице их никто из встречных не узнает, это избавляет их от обычных у китайцев длительных церемоний.

        Все женщины в Китае маленького роста, а у знатных женщин маленькие ножки, которыми они очень гордятся.
          Для этого бинтуют ноги с детства и надевают на них твердые перегородки, чтобы ноги не выросли до естественных размеров и остались нежными, узкими и маленькими. Пешком китаянки могут пройти очень мало, так как бинтование ног губит молодые ступни, рост их прекращается и люди превращаются в калек.
        У китаянок считается самым большим позором, чтобы кто-либо видел их голые ноги, поэтому их плотно обматывают и почти никогда не раскрывают.

           На улицах, перекрестках, у городских ворот и у мостков стоят наготове лошади и ослы, на которых за небольшую плату можно ездить целый день по городу, причем хозяин животного бежит впереди и очищает дорогу.
          На всех улицах видишь много народу, глазеющего на что-либо удивительное, в одном месте танцуют на канатах, в другом толпа собралась вокруг рассказчика. Тех, кто хочет внимательно послушать всю историю, рассказчик приглашает в круг сесть на одну из принесенных скамеек, за что приглашенный должен заплатить медную монетку, называемую цянь.
         Величиной эта монета с  немецкую, и в середине у нее четырехугольная дыра. Их удобнее всего нанизывать на нитку по нескольку тысяч. На большей части этих монет находятся четыре иероглифа, десять монет стоят немного меньше любекского шиллинга.

          Серебро же идет небольшими кусками, от которых железными щипцами или ножницами отрезается столько, сколько нужно заплатить за покупку. Поэтому китайцы всегда носят у колен маленькие ножницы и весы, а также тоненькую палочку длиной примерно в пол-локтя, на которой висит в маленькой деревянной коробочке разновес.

         Нередко встречаешь людей, которые со страшной силой бьют себя в грудь или бьются лбом об лежащий на земле камень, так что иногда кровь каплями стекает вниз.

           На всех улицах имеются трактиры, перед которыми висит объявление о том, что можно в них получить; в трактирах чисто, обслуживание хорошее.

       Вспоминает ИЗБРАНТ ИДЕС

        «Столица Китая — Пекин. Что касается государства Китая, то, поскольку я побывал в императорском городе Пекине, я должен сказать, что это благословенная небом страна. Я считаю, что в этом городе-столице лучший и самый здоровый во всем Китае климат. Люди крепкие, здоровые и мужественного облика; продукты  питания: зерно, фрукты, травы, стручковые, коренья — и все, что нужно человеку для жизни, здесь в изобилии; разве только, что в этой местности не растет чай и не делают шелк и фарфор. Зимой морозы так сильны, что люди могут ходить по льду, летом же умеренная жара, тогда как, напротив, в других провинциях весь летний день пропадает из-за большой жары.

          Описание особенностей и обычаев старых жителей Китая. Старые жители Китая — народ более честный, чем маньчжуры или татары. Живут они трезво и экономно, одеваются опрятно и чисто, любят подарки, ловки в торговле; они очень гибки и умеют хорошо ладить со всеми людьми. Они следуют своим древним законам, как какой-то религии: никогда не меняют покроев своего платья и не дают вводить новые законы. Как мне рассказали, вот уже 12 тысяч лет ни одному богдыхану не удалось хоть в малейшей мере изменить верования, законы или платье некоторых знатных фамилий.

         Нынешний богдыхан — покровитель христианства. Нынешний богдыхан амологдо Канси является первым из богдыханов, кто меньше придерживается старых варварских обычаев. Об этом свидетельствуют те изменения, которые он начал в богослужении и в законах. Так, в 1692 г. он оповестил открытым эдиктом все государство, что всякий, кому нравится христианская религия, может свободно явиться к римско-католическим священникам и креститься по христианскому обряду. Конечно, это было тернием в глазах бонз, или идолослужителей, однако им пришлось примириться. Каждый год тысячи людей переходят в христианство, да и сам богдыхан в душе добрый христианин. Тем не менее, пока он по-прежнему живет со своими 1236 женами.

        Его самодержавная власть. Богдыхан — законодатель государства, какого до сих пор в Китае не бывало, ибо своей строгостью он внушает подданным страх и правит самодержавно, как найдет нужным.

      Мнение китайцев о своей стране. Китайцы упрямы и в своих картах мира не хотят признать,  что есть большая, чем Китай, страна. И далее в своих картах они не рисуют ничего другого, кроме большого океана, в середине которого лежит маленькое пятнышко земли, еле приметное глазу и похожее на одну из самых маленьких планет на звездном небе.

         Их верования и богослужение. Китайцы почитают своего богдыхана, как бога, и называют его сыном неба и земным богом. Они грубые язычники и идолопоклонники, если судить об их богослужении. В их пагодах, или храмах, выставлены ужасные дьявольские изображения, которым они в большинстве поклоняются. Часто на мой вопрос о бессмертии душ и вечной жизни они отвечали, что ничего об этом не знают, а поскольку предки их ни во что подобное не верили, то и они не могут в это верить.

          Они не имеют понятия о грехе. Их удовольствие и наслаждение заключается главным образом в том, чтобы иметь много жен. Они не имеют понятия о грехе. Если они совершили какое-либо мошенничество и их при этом поймали за руку, то, по их понятиям, приговор судьи — небольшой стыд перед знакомыми, а безобразие и бесчестность совершенного проступка нисколько их не беспокоят.

           Их судопроизводство. Их судопроизводство, приговоры и все подобное, что кажется им цивилизованным и справедливым, на самом деле является чисто варварским и некультурным. Их ремесла и искусство заключаются главным образом в изготовлении шелковых тканей, фарфора и лакированных изделий, что для страны, лежащей так далеко от Европы, все же удивительно.

         Как китайцы воюют. Войну они ведут силой народа и не выходят в поле, пока не наберут двести — триста тысяч солдат. Так они и вели войну против западнотатарского властителя Бусухту с 1686 по 1693 г. Когда их командующий алегамба падает в схватке, все спасаются бегством и стараются спасти свою шкуру в своем доме.

            Их оружие, и как они сражаются. У них есть хорошая артиллерия, с которой они умеют [293] обращаться, но все их ручное оружие плохое, так как состоит только из лука и стрел. У них на конях хорошие седла, но когда они ездят верхом, то под седло подкладывают головную подушку и еще матрасик, так что сидят высоко и слабо.

            Одним словом, все их действия, ведение войны и экипировка, запутанны и беспорядочны, так же как их сражения, которые они ведут долго, без руководства: очертя голову бросаются со всей силой на врага, из-за чего часто их разбивают наголову.

            Вывод автора. Одним словом, я могу заключить, что вся их великая мудрость, искусство и науки, вознесенные до небес многими писателями, далеко не могут сравниться с европейскими. Конечно, есть уже китайцы, которые благодаря прилежанию научились у иезуитов математике, астрономии и другим наукам, им была оказана высокая честь со стороны их учителей.

           Китайский богдыхан — татарин. Ныне правящий Китаем амологдо-хан Канси — богдыхан Китая и Татарии — по рождению восточный татарин, или монгол из Нючжу, области вокруг реки Сахалян-Ула, или Амур. Правит он своими подданными умело, хотя в глубине души любви к китайцам не питает и во всем свою маньчжурскую нацию выдвигает впереди китайской. Когда какой-либо китаец желает получить от хана видный пост, он, прежде всего, должен натурализироваться как маньчжур или татарин.

            В пределах городской стены живут главным образом татары, главнейшие же китайские рынки и товары находятся за стеной в предместьях. Все видные лица держат известное число рабов для богдыхановой службы, на содержание которых его величество ежегодно дает им известную сумму. В случае войны рабы должны быть выставлены одетыми на конях и с вооружением.

          Иезуиты и другие духовные лица. Еще в Пекине я обнаружил, что там было восемь иезуитов, из которых двое — испанцы, трое — португальцы, двое — французы и, наконец, восьмой — римлянин. [294]

          Китайцы, главным образом те, что при дворе, питают большое уважение к этим монахам и другим духовным лицам, но бонзы смотрят на них искоса. Нужно признать, что римско-католическое духовенство прилагает большие усилия для распространения своей религии. Русские также построили свою церковь в Пекине и многих видных людей крестили в православие.

          Китайская хронология, и где ее найти. Я считаю излишним касаться вопроса о династии императоров, правивших Китаем до сих пор. Те, кто интересуется этим, найдут точный и полный список их в китайской хронологии, изданной в 1696 г. в Берлине советником и лейб-лекарем его величества короля Пруссии господином Кристианом Менцелем.

          Великая китайская стена. Что касается Великой стены, частично окружающей Китайское государство, то я должен в добавление к тому, что уже сообщил ранее, вкратце сказать, что это — удивительное сооружение не столько в силу большого искусства, сколько в силу громадного труда и расходов, потраченных построившим ее богдыханом.
       Поэтому-то китайцы до сих пор проклинают того богдыхана, ибо постройкой стены он разорил государство.
         Иезуитский патер Александр 12 сообщил мне, что по приказу богдыхана он объехал описанную выше стену с запада, где она начинается, на юго-восток, вплоть до границы с Кореей, и нашел, что ее длина равна 300 немецким милям и что если ее выложить по ровному месту, то она достигла бы 400 миль.

        Ворота в стене. Эта стена проходит по высоким горам, и в ней есть четверо ворот: Ляодунские, даурские, лелингер и тибетские. Она так широка, что по ней могут ехать восемь всадников в ряд.

        Мы не считаем удобным приводить дальнейшие подробности о Китае, так как мое пребывание в нем было кратковременным.
         Пусть читатель благосклонно примет это немногое. Теперь же я посылаю его к будущему описанию, где он научится многим вещам, заслуживающим того, чтоб их знали».

         Вот так выглядел Китай  во времена Петра Первого!
         А как выглядела  Москва и вся Московия?
         Да вы и сами  уважаемый читатель  наверно   хорошо представляете  ту рабскую страну с кровавой деспотией  установленной там  Петром Первым.

          С  ее бесчисленными смутами, кровавыми бунтами и казнями заговорщиков. В том числе и  единственного сына Петра Первого. И не менее кровавыми войнами со Швецией, Крымским ханством и Османской империей.
          И так, до самой смерти Петра Первого….

         А  Китай на то время,  уже  был  передовым  мировым государством  и все  его   народы обязаны  этим фактом именно  императору Канси.
          В то время  как царь  Петр Первый ограничился только тем, что  «прорубил»  для  московитов «окно в Европу».

            ( конец ч.5)
Все карты, фото и рисунки к этой части вы можете посмотреть тут:

http://h.ua/story/369270/

© Бровко Владимир, 25.12.2012 в 22:15
Свидетельство о публикации № 25122012221524-00317645
Читателей произведения за все время — 21, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют