Сегодня вышел декабрьский выпуск моей духовной странички "Свет Православия" /выходит 1 раз в месяц в нашей областной газете/.
В течение всего года в рамках странички велась рубрика "Год со святителем Феофаном Затворником", память которого Святая Церковь чтит 23 января.
В этом - 2012 году - 29 июня отмечалось 10-летие со дня перенесения мощей
- из села Эммануиловка в Успенский храм возродившегося Вышенского монастыря -
этого великого учителя Православия XIX века, богослова и экзегета.
То, что было подобранно и опубликовано в печати для моих читателей, захотелось сохранить и предложить тому, кому это может быть полезным и нужным.
Итак, здесь просто выдержки из писем свт. Феофана на некоторые (на мой взгляд) актуальные вопросы жизни человека, в сокращенном мою варианте и в обратном порядке выпусков (с декабря).
12
СЛОВО НА НОВЫЙ ГОД
«С новым годом, с новым счастьем», – приветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое? Чем нынешний день разнится от вчерашнего или от первого дня прошедшего года? И впереди не та же ли будет перемена дней и ночей, и не то же ли чередование месяцев и времен года, как было прежде? Разве течение дел не будет ли ново?
Так что же – нет смысла в наших приветствиях?! Быть не может, чтоб такой всеобщий и древностию освященный обычай не имел смысла, и смысла глубокого... Должно быть нечто истинно новое, в которое, несмотря на окружающую нас ветхость, верует душа, которого с уверенностию ищет и чает она и появление которого готова приветствовать во всем, что в каком-либо отношении кажется новым.
Апостол Павел утверждает: «Аще кто во Христе - нова тварь» (2 Кор.5,17). И начало сему обновлению полагается во святом крещении, в котором мы совлекаемся ветхого человека и облекаемся в нового, возрождаемся к новой жизни. В тех, которые сохраняют благодать крещения, сила внутреннего обновления не перестает действовать. В тех же, кои по крещении впадают в смертный грех, она прекращается. Но снова начинает действовать, когда в таинстве покаяния они опять приобщаются жизни Божией о Христе Иисусе.
В этом предназначение наше. Вот почему образ сего обновления предносится в душе и сознание его обнаруживается в ее предчувствиях и тайных желаниях, даже и тогда, как она чужда бывает обновительных сил. Вот причина, почему мы так любим новое и так заботливо ищем его!
Надо стать новыми в себе, и жажда нового будет удовлетворена и постоянно удовлетворяема. Ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова! Постоянно же присущая внутрь нас новость будет утолять жажду нового. Сего да сподобит Господь всех вас! Лучшего пожелать вам не могу в нынешнее новое лето.
11
МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СНАМ?
«Вы спрашиваете, можно ли верить снам?
Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут».
10
КАК ПЕРЕНОСИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ
Как прачка мнет, трет и колотит белье, чтобы убелить его, так Господь трет, мнет и колотит вас, чтобы убелить вас и приготовить к наследию Царствия Божия, куда не войдет ничто нечистое.
...С радостью принимайте всякую неприятность, как врачевство, подносимое Самим Господом. На окружающих вас смотрите, как на орудия Божии во благо вам и за ними всегда зрите руку Божию, вам благодеющую. И за всё говорите: «Слава Тебе, Господи!». Но старайтесь, чтобы это было не на языке только и в мыслях, а и в чувстве. Молитесь, чтобы Господь и чувствовать так дал. И даст.
9
О ДУХОВНЫХ СЛАБОСТЯХ И СТРАХАХ
Видеть свои немощи (духовные слабости, страхи), жалеть о них и к Богу по причине их прибегать - се есть начало доброго пути. Поддерживайте сии расположения - повседневные опасения за себя, боязнь падений и остерегательность. Беда, когда душа придет в дерзость - «ничего не боюсь»... это - начало падения и всякой пагубы.
Но и при этом добром расположении надо предохранять себя от излишества, надо знать меру, а то в уныние можно впасть, а далее - в отчаяние. При всех своих слабостях веруем, что Господь не хочет смерти грешника и не попустит нам пасть. Ветер сильный иное дерево до самой земли наклонит, но дерево все останется на корне, и лишь стихнет буря - выпрямляется. Так бывает от страстей... Пусть бушуют, но корень только устраивать надо... корень - решение не поддаваться греху склонением на него, хотя бы - смерть.
8
О НЕПРИЯЗНИ К ЛЮДЯМ
Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, - неприязнь к другим и похоть. И первой бывает большой простор. Так что извольте потрудиться и всё, чем обнаруживает она себя в вас, выяснить и пресечь без раздумываний, как бы благовидно это ни казалось.
Надо, во-первых, все принимать спокойно и терпеть благодушно, во-вторых, уметь держать себя при сем и действовать. Первое легко - стиснул зубы и молчи. Второе очень трудно: неспокойный дух тотчас наружу лезет и через слово, и через дело, и через движение, и через выражение лица. Извольте учиться! В неприятных случаях не следует говорить, ни действовать. Сначала надо успокоиться и исторгнуть из сердца неприязнь, чтобы и следа от нее не осталось. Только тогда суровые и строгие ваши слова не будут звучать раздражительно. Научитесь думать хорошо и почтительно о тех, кто вам досаждает. И тогда никаких неприятностей у вас не будет.
7
О КЛЕВЕТЕ
Вас оклеветали. Вы не виноваты... Надо благодушно потерпеть. И пойдет это вместо епитимьи (духовное наказание. - Прим. О.Р.) за то, в чем сами себя считаете виновными...
Надо непременно умиротвориться с оклеветавшими, как это ни трудно. Тяжело терпеть клевету: она - грязь, но грязь целебная. Терпите, придет срок и Врач душ снимет эту горчицу.
И Господа поносили «ядца и пийца.., друг мытарям и грешникам... беса имать...». Поэтому быть причастным поношениям Господа - великая слава! Смиряться при сем - смиряйтесь, но не теряйте нравственной крепости духа и блюдите сознание, что не будучи осуждены совестию, всегда смело можете воззреть к Господу. Что сего дороже? Делайте свое, а как другие на вас смотрят - не считайте важным. Ибо верен только суд Божий. Люди же и себя плохо знают, тем паче - других.
6
О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
Во всяком письме вашем бывает критика дел Божиих («Нужные люди умирают, а не нужные живут», «Молятся... а Бог не слушает» и т.д.). Когда же вы возьметесь за ум? Конечно, вам ведомо, что помышления Божии отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли... Куда же нам со своим умишком лезть в судьи дел Божиих? Что под ногами - чуть видим, куда же нам увидеть, что повыше? - говорит Премудрый. Верите вы, что Бог благ и праведен и премудр? Если да, то верьте, что и все в путях Промысла Божия премудро, праведно и благо. Веруя же так, не позволяйте не только языку говорить, но и уму помышлять, будто у Бога идет что-нибудь не так. Что иное, может быть, идет не так, как вам желательно, этому нечего дивиться; но чтоб что-либо шло не так, как следует по-Божьему, этого быть не может. Извольте же пресечь свои критические замечания на дела Божии. Все они близки к хуле на Бога... Кайтесь и плачьте!
5
О СЧАСТЬЕ
Ведь до сих пор никто еще не определил, что есть счастие или кто воистину счастлив? Я так понимаю, что счастлив тот, кто чувствует себя счастливым. Но об этом у людей столько разных понятий и вкусов, что и не разберешь. Я же потихоньку вам скажу, что пока вы не в духе живете, не ждите счастья. Душевная и телесная жизнь, при благоприятном течении, дают что-то похожее будто на счастье, которое скоро исчезает. Дух же витает за пределами всех треволнений и туда уносит живущего в нем, и, давая ему вкушать свои блага, всегда пребывающие, делает его истинно и прочно счастливым.
4
О МНОГОСЛОВИИ
Многословием человек опустошает свою душу, расслабляет ее и делает рассеянною. Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата самого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь и молится: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140, 3-4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так и пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам.
3
О МОЛИТВЕ ЕФРЕМА СИРИНА
«В продолжение Великого поста за каждой Божественной службой священник читает краткую, но умилительную молитву: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми....».
Эта молитва состоит всего из десяти прошений. Каждое слово ее находит отклик в нашей душе, ... и располагает нас к молитвенному обращению к Богу о помощи в борьбе со своими страстями. Составитель этой молитвы, преподобный Ефрем Сирин, всю жизнь плакал, и потому его молитва исполнена такого глубокого покаянного назидательного чувства и утешения...
Праздность, расслабление и нерадение отводят нас от главной заботы нашей - спасении души. Поэтому и молимся, чтобы Господь избавил нас от недуга праздности. Уныние есть такое мрачное тоскливое душевное состояние, когда человеку всё в жизни показывается лишь с темной стороны. Уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию - отчаянию. Предаться отчаянию значит прекратить связь с окружающим миром и не иметь общения с Источником нашей жизни - Богом.
Настойчивая, постоянная молитва, соединенная с верою в силу молитвы и помощь Божию, восстановит связь с окружающим миром и сохранит от уныния. С молитвой же надо соединять и труд очищения своей совести в Таинстве Покаяния, чем также подается благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы.
2
О ПОСТЕ
«Се начались приготовительные к посту недели и в самом начале - Сретение, которое очень знаменательно указывает, что желающие сретить (встретить) Господа могут достигнуть сего не иначе, как постническими трудами, мытаревым смиренномудрием, искренним раскаянием по указанию блудного, памятию о Страшном Суде, плачем о падении во Адаме и о своих собственных грехах и воплями: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». Извольте стать в начале сего пути, просмотреть его весь вдаль... и затем положить, по мере сил своих, пройти его, как того желает Господь» (2, c. 217 - 218).
«Пощение детей, если здоровье не позволяет, не обязательно. Но очень жаль, что, привыкши с мальства, потом уж они не наладят на пост» (1, c. 73 - 74).
«Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку - не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет - кричит, а когда привыкнет - замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело - раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет» (4, с. 223).
/Из книги «Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского. Пост»/.
1
«Размышления на Рождество Христово»
«Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост – некоторое стеснение, чтобы, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа: «Христос рождается – славите!»... Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет, но - если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет небеса и войдет к Самому Богу».
ИЗ БИОГРАФИИ СВЯТИТЕЛЯ
Родился Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) 23 /10 по ст.ст./ января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1841 г. окончил академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии посетил святые места в Иерусалиме, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 году о.Феофан в сане архимандрита преподает в духовной академии Санкт-Петербурга, а затем назначается ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В 1866 г., по личному прошению, уволен «на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии» (отсюда название в имени святителя - Вышенский). После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор.
22 года провел он в затворе. Но кто бы ни обращался за разъяснениями по вопросам духовной жизни, он никому не отказывал и отвечал в письменном виде. Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни» - бесценная сокровищница практического духовного опыта, «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения». Почил святитель Феофан Вышенский 19 /6 по ст. ст./ января 1894 г., в праздник Крещения Господня.
/Печается по публикациям Брестской областной газеты "Заря" за 2012 год,
под редакцией ведущей духовной страницы "Свет Православия" О.Р./.