Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 342
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 341
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Тайны Русской православной церкви Гл.6 ч.3 (Очерк)

ч.3

         Каббалистический  крест

  Если взять и напрямую  спросить какого либо христианского священника:
   «А есть ли в учении Христа, какие либо  “тайные” знания, о существовании  и  применения священнослужителями при совершении ими религиозных обрядов, остальным христианам отрыто не  сообщается?
     Под «тайными знаниями» автор понимает в первую очередь «Эзотерическое — (внутренний) христианство» — термин, которым характеризуют себя некоторые оккультные учения, претендующие на обладание «скрытым», «истинным» пониманием христианства, доступным, по их мнению, только для узкого круга «просвещённых», «инициированных» и в высшей степени образованных людей!
     И  на поставленный  нами тут риторический   вопрос?  мы  из уст любого служителя  православной церкви,  всегда может услышать, что   «в христианстве не существует эзотерического учения».
     Но,   если  продолжить диалог с нашим «абстрактным священнослужителем»,  и возразить ему,  что мол  ведь христианство  вышло из иудаизма, христианство полностью  приняло  иудейскую часть Библии (Ветхий Завет), а в иудаизме  существует  тайное  знание (учение) оформленное уже   в качестве  религиозной магии, под общим названием «Каббала», то ничего вразумительного за исключение голословоного порицания кабалистов, в ответ, мы    не услышим.
    Хотя  независимыми от христианской церкви учеными,  давно установлено, что в христианстве от самого начала, существовало так называемое «эзотеритсическое христианство». Само по себе  это учение, не образует единой доктрины, и разделяют несколько общих признаков:
Неортодоксальная христианская теология;
Использование при богослужениях и обрядах не только канонических Евангелий, но апокрифов, которые зачастую предпочитаются каноническим Евангелиям;
Убеждённость священнослужителей в том, что Disciplina arcani (учение таинств), предполагаемая устная традиция, исходящая от двенадцати апостолов, содержит эзотерическое учение Иисуса Христа.
     Основываясь на всем этом, тайные или явные последователи «эзотерического христианства» расценивают христианство как религию, исполненную «великих таинств» и открыто утверждают существование там определенных эзотерических доктрин и практикам, дающими к ним ключи.
    Ознакомившись с рядом трудов, таких приверженцев «эзотерического христианства» я  для себя  выделил вот такие моменты.
        Христианство  это мистическая религия И еще с времен ранних  христианских общим  в практике их богослужений использовали слово греч. (мистерии) для обозначения таинств христианства.
     А в версиях Ветхого Завета слово mysterion эквивалентно еврейскому s;d, «тайна» (Прит.20:19; Иудифь.2:2; Сир.22:27; 2 Мак.13:21).
       В связи с этим, у вышедшего из иудаизма христианства что было автором  доказано в первых двух частях этой работы,  на  его ранних стадиях развития христианского учения, начиная  от момента обучения  Христом первых двенадцати апостолов,  ядро устного обучения было Иисусом Христом унаследовано от палестинского и эллинистического иудаизма, который сформировал основу тайной устной традиции. Которой только в IV веке христианскими богословами  было дано наименование « disciplina arcani», и которые до сих пор,  остаются частями  основного христианского учения.
    В связи с этим, эзотерики от христианства и уверены, что disciplina arcani, практиковавшаяся в раннем христианстве, являлась неким тайным, эзотерическим учением, отличавшимся от явного учения
         Но, вот  Новом Завете (4 канонических Евангелия) над которыми в свое время,  серьёзно «поработали» богословы   христианской церкви,  успевшей получившей в Римской империи  официальный статус государственной религии, ими было  «вычищено» оттуда всякое упоминания о мистике и   само  слово таинство,  там обычно применяется по отношению к возвышенному откровению Евангелия (Матфея.13:11; Колоссянам.2:2; 1 Тимофею.3:9; 1 Коринфянам.15:51), воплощению и жизни Спасителя и его проявлению в проповедях апостолов (Римлянам.14:24; Ефесянам.3:4; 6:19; Колоссянам. 1:26; 4:3).
       Христианские теологи называют таинством раскрытие истин, которые превосходят естественный ум.
        Невозможность достижения понимания таинства рациональным путем приводит, по мнению оккультистов, к внутреннему или скрытому пути понимания христианских таинств, который получил название эзотерического в эзотерическом христианстве.
    Эзотерики от христианства  полагают, что даже будучи открытыми и при наличии веры, таинства все равно остаются неясными и сокрытыми пока длится смертная жизнь, если только понимание таинств не делается возможным при помощи эзотерики.
   О том, что правы  эзотерики от христианства, а не  официальные  христианские богословы  косвенным образом  свидетельствует и так называемая «Православная энциклопедии»  созданная   под  эгидой РПЦ МП: http://www.pravenc.ru/text/178557.html
      «Disciplina arcani (лат. — тайное учение), совр. термин, означающий правило древней Церкви не допускать присутствия некрещеных (включая оглашенных) при совершении таинств — прежде всего Крещения и Евхаристии. D. a. подразумевала запрет на разглашение чинопоследования таинств и их смысла, а также точной формулировки крещального Символа веры и молитвы «Отче наш» до перехода желающего креститься в разряд «приступающих ко просвещению».
        О тайной гностической традиции, сохранявшейся в рядах Церкви параллельно христианству “для масс”, свидетельствует и сам  Климент Александрийский - теолог II века, живший примерно тогда же, когда и первые ересиологи (Иустин, Ириней), и также выступавший против ересей.
       Этот  богослов свидетельствует, что скрытое учение передал сам Христос лишь нескольким ученикам:
          “Это наивысшее познание, передаваясь из рода в род без посредства каких-либо особых писаний и ранее всех сообщенное немногим из апостолов, дошло, по преемству и до нас”.
      Вот и получается у нас такая  общая  картина, что хотя ко времени Климента уже 100 лет как были написаны основные тексты Нового Завета, премудрость (тайные  познания) Иисуса Христа передавалась только устно и тайно еще  два столетия.
  И это свидетельствует о том факте,  что высший гнозис христианства, к III веку остался за рамками христианского канона, и не вошел в какие-либо священные тексты Церкви.
     Но, он и теперь не входит туда, в связи с чем  продолжает передаваться  устно и тайно,  от учителя к ученику!
   Очень подробно и главное  понятно, об этом феномене христианской религии, написал в свое время такой автор как Рамачарака.
        Вы уважаемый  читатель, я уверен легко найдите в Интернете и прочитайте его книгу «Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство».
       После чего,  вы поймете, как вас  «дурят» в вашем приходском храме,  невежественные и корыстолюбивые священнослужители. И вам, может припомнится великий комбинатор Остап Бендер с его крылатым выражением «Почем нынче  опиум  для народа?»
     Я же, закончив со вступлением,  должен вернуться к главному сюжету нашего повествования и  раскрыть, как ранее и обещал, последнюю тайну, сокрытую в молитве «Отче наш».
        Для чего, нам  все же вначале  придется кратко  поговорить об уже упомянутой выше  еврейской «КАББАЛЕ». Потому,  что именно  в этом  учении и практикуемых кабалистами упражнениях  и содержится  ключи к раскрытию нашей исходной  тайны.
          И вот, что пишут о Каббале  в  современных  энциклопедиях:
         «Каббала; (ивр.  «получение, принятие, предание») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке.
         Эзотерическая Каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения..
        Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.
        Умозрительная Каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II-III веков по Р. Х. и неоплатонизма. То есть Каббала в иудаизме  родилась и развивалась  в Иудее  одновременно или чуть ранее, времени возникновения  там первых христианских общин!
      Наиболее древним источником Каббалы является книга «Сефер Йецира», вероятно написанная во II веке н. э. рабби Акивой
      По мнению же каббалистов, книга была написана в XVI—XVII веках до н. э. праотцом Авраамом в его бытность  жрецов еще  вавилонского храма!
        В книге «Сефер Йецира»,  впервые упомянут специфический для Каббалы термин сфирот, с помощью которых Бог творит мир, а также запечатлено символическое толкование букв еврейского алфавита.

           Каббала признавалась и ныне признается  всеми направлениями ортодоксального иудаизма как дополнение к традиционному религиозному образованию.
         В XX веке Каббалу так же  начали использовать для истолкования актуальных проблем современности.
        Так главный раввин Израиля в 1921—1935 А. И. Кук  пытался синтезировать сионизм и Каббалу, суть которой в личностном Диалоге Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля.
          Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает «социологическую проекцию Каббалы»).
         Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.

                                                      Предназначение Каббалы

         Каббала раскрывает тайный смысл Торы (Пятикнижие Моисея), которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода.
          С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является  их несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовном мирах.

           Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока, не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать).
            Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Состояние, в котором достигается цель каждой души, называется «Гмар Тикун»— конечное (окончание) исправление (я).
          Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.

                                                        Изучение Каббалы
        Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя.
               Целью Каббалы также является более глубокое понимание законов жизни и мира, что позволяет человеку, народу и человечеству правильно ориентироваться в жизни.

             И тут надо отметить, что в наше время пока весь просвещенный  мир «прогрессивное  человечество», вслед за  еврейскими мудрецами, пытается изучать Каббалу, то Русская  православная  церковь МП  выступает против!

              В РПЦ МП  прямо считают, что  Каббала является эзотерическим учением, использующим астрологию, магию и отрицающим единого Творца.

            Широко известный, в русском сегменте Интернета Протодиакон Андрей Кураев, , прямо  связывает появление Каббалы с отказом евреев принять христианство.

        По этому поводу он писал: «Религия Завета навязывается Израилю, а не творится им. И когда Израиль не принял Новый Завет, когда ушли пророки и ушла Благодать Божия — он наконец вполне предался желаниям своего сердца и создал себе религию.
            Он создал Каббалу. Всё то, что было запрещено Ветхим Заветом, есть в Каббале — магия и оккультизм, астрология и отрицание Единого Личного Бога-Творца».

          Но, оставим  все эти сентенции и богословские мысли, насчет отрицания  Каббалы  на совести  их авторов (  а все  недосказанное мною о Каббале  любопытный читатель сможет  получить и сам, если перейдет вот по этой ссылке: http://ru.wikipedia.org/wiki/).
          Мы же   перейдем от теории к рассмотрению каббалистических духовных практик.
          В Каббале, как и в йоге, да и в любых других пользующихся уважением духовных дисциплинах, тоже имеются духовные техники, или практики, которые содействуют созданию энергетического защитного поля и ускорению духовного развития человека, а кроме того помогают:
/ выявлять личные проблемы и страхи;
  определять источники беспокойства и способ борьбы со стрессами;
накапливать творческие идеи и энергетический потенциал;
/ применять альтернативные способы осознания ситуации и действий во внешнем мире;
/ разбираться в жизненном опыте прошлых жизней для сравнения с опытом текущей жизни;
/ получать вдохновение и развлекаться;
/ открывать чудеса внутреннего мира;
/ входить в мир подсознания;
/ предотвращать чрезмерное погружение в жизнь внешнего мира;
/ ясно выражать свой жизненный опыт;
/ отображать рост и развитие души;
/ отыскивать способы гармонизации внешнего и внутреннего мира;
/ оказывать помощь себе и другим на всех уровнях; / устанавливать связь с духовными учителями и многое-многое другое.

           Традиционно в Каббале существуют две техники для работы с энергиями, которые помогают не только пробуждению энергий, но также их усилению и созданию защитного поля.
  
           Первая из техник это  КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ КРЕСТ, вторая - РИТУАЛ СРЕ-ДИННОГО СТОЛПА. Обе  техники усиливают энергетический потенциал, восстанавливают баланс и защищают энергетическое поле человека от негативных влияний.
        Но, мы   уважаемый  читатель, остановимся  только на первой технике.
        Поскольку именно она имеет отношение к  христианской молитве «Отче наш».
         И вот как  все это описывает  знаток Каббалы  В. Спаров в своей  книге «Каббала за 90 минут»:

    Но прежде чем вы  будете читать основной текст я хочу  обратить ваше внимание вот на что. Перед вами помещен текст мотивы «Отче наш» практикуемый в РПЦ МП

«Отче наш, сущий на небесах!
  да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое;
  да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
  хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь.»
(Мф.6:96:9—13)

   И в данном случае  его можно сравнить со старинной иконой, первоначальный рисунок который  был  замалёван  поздними добавлениями различных  богомазов, вследствие чего  первоначальный лик  древней иконы  изменился до неузнаваемости.
         Но вот за работу  взялись реставраторы и «смывая  слой за слоем  повторное изображения»  открывают нам  древнюю икону во всей ее красе.
       Так и в случае  с методикой «Кабалистический  крест». Она  открывает практикующему  истинный канал связи с Богом, в отличии от варианта приведенного апостолом Матфеем!

      И мы потом еще удивляем почему  это Бог не слышит наши молитвы?

                                           Каббалистический крест.
      «Форма каббалистического креста хорошо знакома всем христианам, ибо крест — символ универсальный, связанный с подсознанием любого человека.

       Его можно обнаружить практически во всех религиях мира, он являлся составной частью уче¬ний всех мистических школ древности.

        Крест символизирует разные понятия: четыре стороны света, четыре элемента, четырех архангелов и так далее.
         Обычно каббалисты используют его для того, чтобы пробудить к вы¬сшей жизни поток энергий в пределах человеческого существа. Умение использовать их и встраивать в свою ауру — один из основных этапов на пути к высшим знаниям.
          Каббалистический крест — средство пробуждения внутреннего духовного света и приведения его в действие, это средство приведения в готовность всех духовных центров Древа Жизни перед началом их активизации.
          
           При выполнении этого упражнений, так же как и для выявления внутренней энергии, необходимо использовать визуализацию и звук.

  Встаньте лицом на восток, отведите назад плечи, опустите руки.

Затем глубоко вдохните несколько раз.

  Медленно делая вдох и выдох, представьте, что вы расширяетесь и растете вверх, через крышу дома, сквозь облака, пока не окажетесь стоящим на земле вровень со всей Вселенной, раскинувшейся вокруг вас.

Представьте это, почувствуйте, визуализируйте — и это сбудется.

Большим пальцем, олицетворяющим внутренний Божественный Дух, указательным пальцем, символизи¬рующим творческий огонь внутри вас и во Вселенной, и средним пальцем, знаменующим проявление этих двух аспектов на земном плане, дотроньтесь до лба между бровями и медленно произнесите нараспев слово ATE с одинаковым ударением на каждом слоге.

  Представьте, как звук разносится по всей Вселенной, наполняя ее до краев.

Дотрагиваясь до лба, визуализируйте ореол ярко¬го света вокруг головы, который затем расширяется, за¬полняя все пространство Космоса.

Медленно опустите пальцы вниз, втягивая в себя свет, дотроньтесь до середины груди и произнесите слово МАЛКУТ.

  Малкут расположен в основании Древа Жизни и в основании тела. Он ассоциируется с областью стоп.

  Поскольку наклоняться и дотрагиваться до ног слишком неудобно, просто дотроньтесь до грудной клетки в области сердца.

  Сердце находится в центре вашего существа, и оттуда вы можете достичь всех других областей.

Представьте, как свет распространяется к стопам сверкающим, прозрачным потоком, а затем уходит вниз, в землю-мать и в бесконечность.

Таким образом, вы создаете поток универсальной энергии, которая стремится через вас в бесконечность в двух направле¬ниях.

Теперь прикоснитесь тремя пальцами к правому плечу. Снова представьте ореол прозрачного света и наблюдайте, как он распространяется от правого плеча в бес-конечность.

Произнесите нараспев слова ВЕ-ГЕБУРА, а затем проведите световую линию, пересекающую грудь, до второго плеча.

Прикасаясь к левому плечу, снова представьте такой же ореол яркого света. Произнесите нараспев слова ВЕ- ГЕДУЛА и представьте, как свет распространяется от ле¬вого плеча в бесконечность.

После этого поднимите руки в стороны ладонями вверх. Наклоните голову, скрестите руки на груди с поднятыми вверх большими пальцами и произнесите нараспев слова ЛЕ-ОЛАМ АМЕН.

  В этот момент вам нужно представить себя существом, озаренным ослепительным светом и энергией, гармоничной и яркой, распространяющейся во всех направлениях.

Визуализируя и произнося нараспев эти слова, вы призываете собственные и Божественные энергии, которые как бы превращают вас в крест из сияющего света.

Эти слова имеют глубокий смысл.

Они принадлежат одновременно и каббалистической, и христианской традиции, являясь частью  тзучаемой нами главной христианской молитвы «Отче наш»:

АТЕ = ТВОЕ ЕСТЬ
МАЛКУТ = ЦАРСТВО
ВЕ-ГЕБУРА = И СИЛА
ВЕ-ГЕДУЛА = И СЛАВА
ЛЕ-ОЛАМ = ВО ВЕКИ ВЕКОВ
АМЕН=АМИНЬ

Несколько раз произнесите нараспев эти слова.

Это не только способствует концентрации, но и помогает более ярко и живо представить себе крест.
  Нужно, чтобы крест, то есть вы сами, сиял ярко и ослепительно, озаряя всю Вселенную. Звуки и визуализация способствуют пробуждению огромной силы и энергии.

  Помните, . что это — священнодействие и что оно как таковое заслуживает внимательного и благоговейного отношения.

Методику визуализации каббалистического креста следует применять перед любой медитацией или ритуалом, поскольку он стабилизирует и защищает ауру.

  Однако он не менее эффективен и после медитации и при взаимодействии с другими уровнями сознания, ибо помогает перекрыть пути доступа к этим уровням и прочно утвердиться на земном плане.

Его же можно использовать и в повседневной жизни, когда события принимают лихорадочное течение или когда окружающие оказывают давление и тянут из вас энергию.

В этом случае он восстанавливает баланс и дает возможность контролировать взаимоотношения с людьми и ситуациями.

Завершая медитацию, представьте, что к вам возвращается обычный облик, и в этот момент втяните сияющий крест в себя.

         Тогда созданная вами энергия не растворится в пространстве, а станет частью вашего энергетическо¬го поля и будет укреплять, и защищать вас в повседневных делах. Со временем это упражнение вызовет ощущение постоянного присутствия в вашей жизни охраняющего Божественного Духа».

       Вот такая  истинная история  возникновения в христианстве  его  главной молитвы «Отче наш» или « Молитвы Господней» и та тайна, что содержится  в этой молитве.
       Оказывается мы не правильно готовимся  к произнесению молитвы, не так ее произносим, не так, как положено вести себя  с высшим существом Богом (не соблюдаем субординацию!)  ведем, поэтому и он нас не слышит!
  
      И как сам  непредубеждённый читатель видит, что то, как эта молитва  «применяется»  в  христианстве и как она  «применяется»  кабалистами в иудаизме, существует громадная  разница.
        В итоге  у христиан  эта молитва,  будучи выхолощенной и частично сфальсифицированной  поздними христианскими богословами не приносит  для  христианина никакой реальной пользы.

     А  каббалист, практикующий  ту же молитву, но по всем правилам, которые выполнял и сам Иисус Христос и чему он учил и своих первых двенадцати апостолов,  получает реальную отдачу в укреплении и защищает  в  его повседневных делах.

         Считается, что со временем, это правильное выполнение этой молитвы - упражнение вызовет у практикующего ощущение постоянного присутствия в вашей жизни охраняющего Божественного Духа.

       На том можно было бы  завершить эту часть, если бы мне, не попалась  интересная статья об  эксперименте, проведённом  ученными при обследовании реакции различных людей,  на  произношения ими  молитвы «Отче  наш» пусть   и ее  извращенной форме  «от апостола Матфея». Но, все равно, какой  ученые  обнаружили поразительный  эффект!  
  
       И называется статья  «Аутистам свойственна низкая религиозность».
            Давайте прочтем ее вместеhttp://funduma.ru/2012/06/autistam-svojstvenna-nizkaya-religioznost/, чтобы  еще  лишний раз убедится  в том факте, что молитвы работают, если их правильно произносить!  
         А так же, что именно каббалистическая техника для работы с энергиями сокрытыми в теле всякого человека  названная в Каббале «Кабалистическим крестом» и есть та  правильная практика пробуждения энергий, усилению и созданию защитных полей, поскольку является  первоначальным  истоком  главной христианской молитвы « Отче наш», замутненной  потом  невежественными богословами,  в христианской традиции!

           А  ученные установили, что «Религиозность опосредуется созданием образа персонального Бога, но чтобы его создать, требуется задействовать те центры мозга, которые отвечают за моделирование психики других людей.

         Современные нейробиологи, вооруженные мощной аппаратурой и гигантскими базами данных, вторгаются в заповедную область духовной жизни людей. Они задают вопрос: что такое вера в Бога? — и пытаются отвечать без помощи философско-теологических словесных нагромождений, а с фактами в руках. Чтобы начать исследование в этой области, нужно, прежде всего, поставить решаемую задачу. Это означает правильно сформулировать вопрос и подобрать соответствующие фактические данные. В этом случае появляется возможность содержательного обсуждения.
        В настоящее время вопросы ставятся с позиций работы различных мозговых структур у верующих людей или у тех, кто исполняет различные религиозные практики, и нейробиологи за последнее десятилетие опубликовали ряд важных работ по данной теме.
         К таким работам относится исследование, опубликованное недавно в журнале PLoS ONE. Канадские специалисты из Университета Британской Колумбии вместе с коллегой из Калифорнийского университета в Дэвисе продемонстрировали, что люди, испытывающие трудности в оценке мыслей и чувств других людей (то, что называется термином mentalization), существенно менее религиозны, чем те, которые хорошо моделируют психические процессы других.
         Ученые сфокусировали свое внимание на аутистах, ведь аутизм — это крайний случай дефицита понимания других людей при ориентации на собственные внутренние интересы. Кроме того, была проанализирована весьма представительная выборка обычных людей, для которых оценивались в различных тестах количественные показатели аутичности и способности к пониманию других людей (такие, как тест на эмпатию или чтение эмоций по лицам и глазам). Помимо характеристик аутичности учитывались уровень образования, пол, возраст, доход, некоторые личностные качества, которые традиционно связывают с религиозностью (законопослушность и совестливость). Все эти характеристики были статистически увязаны с верой в Бога.
       Аутисты по сравнению с контрольной группой (субъекты, сходные по всем характеристикам, но без клинического диагноза) проявили религиозные чувства только в 11% случаев.
        Иными словами, число верующих в контрольной группе принималось за 100% (это не означает, что вся контрольная группа состояла из верующих), и доля верующих среди аутистов подсчитывалась относительно этой контрольной группы.
       Сильным предиктором (показатель, предопределяющий корреляцию) веры в Бога для аутистов оказалась только способность к моделированию психики других людей. Ни уровень IQ, ни формальная принадлежность к церкви, ни возраст не выявили заметной корреляции.
         Такой же анализ данных обычных людей (студенты университета) только подтвердил результаты, полученные на аутистах. Те, кто проявляет больше эмпатии и понимания других людей, оказались более религиозными. Мужчины в среднем менее склонны к эмпатии и моделированию психики других людей, поэтому, естественно, они и менее религиозны.
         Иными словами, половая принадлежность коррелирует с религиозностью точно так же, как и способность к пониманию других людей. При этом законопослушность и совестливость с религиозностью связаны слабо, равно как и уровень интеллекта и доходы.
         Авторы исследования, апеллируя к статистическим показателям многофакторного анализа, настаивают на том, что наилучшим предиктором религиозности не только для аутистов, но и для обычных людей является только способность к моделированию психики других людей.
          Обратный постулат — а именно то, что религиозность увеличивает внимательность к людям и понимание других людей, — не подтверждается в этом анализе. То есть, став религиозным, человек не становится более внимательным и понимающим по отношению к другим.
         Но чтобы увлечься религией, надо изначально уметь прислушиваться и понимать мысли других людей.
           Ученые объясняют полученный результат с позиций необходимости персонализации Бога.
          Мысленное общение с божеством, например обращение к нему молитв и благодарностей, предполагает создание у себя в голове его образа. Ведь нужно не только обратиться к нему, но и смоделировать его возможную реакцию и соответственно подкорректировать собственное поведение.
          На это способны те, у кого изначально имеется предрасположенность к рефлексии и обдумыванию мотивов поведения других людей. Если же по той или иной причине у субъекта нарушены нейронные структуры, отвечающие за это свойство, как, например, у аутистов, то вера в такого по-настоящему абстрактного Бога оказывается невозможной.
        Интерпретируя таким образом полученные результаты, авторы данной работы во многом опирались на ставшее уже широко известным немецкое исследование томограмм мозга молящихся.
          Напомню, что в этом исследовании сравнивали активизацию отделов мозга при отстраненной молитве, обращенной к Богу («Отче Наш»), при молитвах, содержащих прошение о собственных нуждах, а также при обращении с пожеланием к Санта-Клаусу и при произнесении общеизвестного детского стишка (Nursery Rhyme).
        Слева: томограммы мозга во время молитв («Отче Наш» и молитвы о персональных нуждах) и контрольных процедур — обращений к Санта-Клаусу и произнесения детского стишка.
        Красным обозначены те области мозга, которые больше активируются при молитве, чем при обращении к Санта-Клаусу. A — предклинье (по Бродману [http://ru.wikipedia.org/wiki/Цитоархитектонические_поля_Бродмана
         Сравнение показало, что при произнесении «Отче Наш» и молитв о собственных нуждах включаются помимо прочего те же отделы мозга, что и при процессе ментализации — обдумывании общения с другими людьми.
         Это заключение согласуется с гипотезой авторов о том, что при общение со сверхсуществом всё же требуется хоть как-то его вообразить: чтобы с кем-то общаться, нужно его себе представлять.

       ( А не этому ли учит  кабалистическая практика?-автор)
          Мне вспоминаются главы из романа Орхана Памука «Стамбул. Город воспоминаний», в которых турецкий писатель со свойственной ему четкостью описал свой детский образ Аллаха: в его мыслях это была Большая Женщина в Белой Одежде.
         Персонализация божественного образа, как показывает этот пример, может сильно отличаться от общепринятой, но образ этот обязательно должен быть выражен теми или иными конкретными чертами.
           Как указано в статье, идея абстрактного Бога противоречит принципам работы нашего мозга, нужен Бог персональный. Низкая религиозность аутистов только подтверждает этот тезис.
          Также находит объяснение хорошо известный, но загадочный факт более низкой религиозности у мужчин по сравнению с женщинами.
Действительно, если посредником веры выступает способность моделировать психику и поведение других людей, то мужская религиозность будет снижена в силу сниженной способности мужчин к ментализации.
           В паре с исследованием религиозности у аутистов в том же журнале PLoS ONE опубликована интересная работа китайских ученых.
           Они проверили, как связана вера в Христа с работой тех участков мозга, которые отвечают за репрезентацию собственного «я» на фоне социальной среды. Самоощущение и самооценка — это личностные характеристики, так или иначе зависящие и от социальной среды, и от способности отделять себя от других (я не такой как они).
           Мерилом «самоощущения» китайские ученые выбрали скорость реакции на собственный портрет.
            Это обычный тест, показывающий, насколько субъект выделяет себя на фоне окружающих людей, своего рода определение самооценки. Если самооценка высока, и человек склонен к эгоцентрическом взглядам, то он будет быстрее реагировать на свой портрет; чем ниже самооценка, тем медленнее реакция.
               В этих экспериментах измеряли скорость реакции на свой портрет у китайцев-христиан (в основном представителей протестантского фундаментализма) и китайцев-атеистов. Таким образом можно оценить, насколько различается самоощущение у верующих и неверующих.
               Уровень личностной самооценки в данном эксперименте продемонстрировали, поместив под портретом подпись с положительным или отрицательным качеством. Для контроля измерили скорость тех же реакций на портрет близкого друга. Этот портрет тоже был подписан положительными или отрицательными качествами.
Эксперименты, демонстрирующие разницу в самооценке на фоне других людей (друзей).              
           В первом опыте на фоне портрета — своего собственного или друга — появлялись оценочные качества личности (умный, красивый, добрый, глупый, злой и т. д.). Испытуемым нужно было просто отреагировать на свой портрет нажатием кнопки. У атеистов реакция на свой портрет с негативными качествами была более медленной, чем на портрет с положительными качествами. Во втором эксперименте оценивалась скорость реакции на свой портрет и на портрет друга правой и левой рукой. Изображение из обсуждаемой статьи Ma, Han, 2012 в PLoS ONE
          Как и ожидалось, реакция на собственный портрет, подписанный положительными качествами, у атеистов оказывается быстрее, чем подписанный отрицательными чертами (553 микросекунды против 605 микросекунд).
          Христиане такой разницы не демонстрируют: какими бы качествами ни подписать их портрет, реакция не изменится (609 и 616 микросекунд соответственно, разница не значима).
            Также и во втором эксперименте (фото без подписей) реакция на свой портрет у христиан более медленная, чем у атеистов, и примерно такая же, как и на портреты их друзей.
           У атеистов реакция на портрет свой и друга всё же значимо различается: на свой они реагируют быстрее. Но эта разница проявляется только в реакции левой руки, а правая рука реагирует с одинаковой скоростью.
          Судя по данным результатам, снижается скорость реакции правой рукой, следовательно происходит торможение центров, связанных с самооценкой, в левом полушарии. Эту особенность еще предстоит содержательно истолковать.
          Скорость реакции на появление собственного портрета у христиан и атеистов, измерения проводились отдельно для правой и левой руки. В скобках — дисперсия, звездочкой отмечено статистически значимое различие. Обратите внимание на разницу скорости реакции левой рукой на свой и чужой портреты у атеистов. Таблица из обсуждаемой статьи Ma, Han, 2012 в PLoS ONE
         Этот тест показал, что китайцы, исповедующие христианство, имеют заниженную самооценку, зато оценка ими окружающих их людей повышается.  

          Самопринижение, свойственное людям, практикующим христианские традиции, связано, по-видимому, с повышенным вниманием к другим людям.
          Остается неясным, что было следствием, а что причиной: приверженность христианству породила пониженную самооценку и она сформировалась в результате соответствующих практик, или же она была такой изначально и подтолкнула субъектов к принятию христианства».
          В заключение всем  скептикам, прочитавшим этот текст  я хочу дать маленький совет.
          Вы сначала попробуйте применить на себе оба варианта молитвы «Отче наш» и потом сами сравните, какая  из предложенных методик  работает, а какая  нет.
          Ну а попробовав  и  хорошо при этом потренировавшись, вы будете иметь моральное право  возразить или добавить( уточнить)  автора.

Все фото к этой статье находятся тут?
http://h.ua/story/367853/

© Бровко Владимир, 02.12.2012 в 18:01
Свидетельство о публикации № 02122012180154-00315859
Читателей произведения за все время — 19, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют