Летоисчисление в Киевской Руси
Начиная с этой части, мы уважаемый читатель, переходим на исконную каноническую территорию Русской православной церкви МП, под которой автор подразумевает границы Российской империи по состоянию на 7 ноября 1917 года.
Но, изучаемая нами тема истории календаря вынуждает меня начать рассказ с более раннего исторического периода, когда не то, что Российской империи не существовало, а и никто не знал такой нации (народа) как русские.
И этот период в официальной российской истории обозначен как время существования одного из первых государства восточных славян, названного историками уже после, того как оно распалось и полностью сошло с исторической арены - «Киевской Русью». Сами правители этого государства (конунги и князья) и соседние же государства называли его Гардарьика (страна городов) или страна Росс.
Причем история календаря в Гардарьике распадается на два больших исторических периода.
До принятия в 988г. конунгом Вальдемаром (князем Владимиром) христианства в его византийской версии - православия, (в ходе которого он принял новое имя Василий) и после.
Поэтому и мы не будем нарушать историческую хронологию и попытаемся вначале разобраться с вопросом:
«А какой был у восточных славян календарь и был ли он вообще?
Ответ будет такой.
Календарь был и очень хороший, ни вчем особенно не уступающий Юлианскому календарю.
В связи с чем, православная церковь, приступив к проведению христианизации населения Киевской Руси вынуждена была приспосабливать свой «Юлианский календарь» и прописанные в нем церковные праздники к древнеславянскому календарю и его праздникам, что привело впоследствии к так называемому двоеверию!
В современной исторической науке принято считать, что «Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.»
Но, и тут у историков нет единого мнения по тем или иным аспектам древнеславянского календаря. Поэтому я попытаюсь показать обобщённую версию того к чему пришли на сегодня историки.
Общие принципы исчисления времени древними славянами
Российские историки: академик Б. А. Рыбаков и другие из числа его последователей, исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки (IV век) путём сопоставления с народным календарём, пришли к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна») и т. п.), учитывая, таким образом, порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями.
Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала, Овсень и Коляда.
На «ромашкинском календаре» обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники Купала (ночь с 23 на 24 июня) и Перуна (12 и 20 июля), а также «русалии» и период жатвы.
Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» («инии деньми лето чтяаху»), тогда как в древнерусском источниках также указывается на то, что предки славян, до того, как узнать 12 месяцев солнечного календаря, считали время по луне («овии по луне чтяху»), то есть ночами (у англичан 2 недели называются — «14 ночей»).
При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры, не являющиеся общеславянскими и существовавшими непродолжительное количество времени — до следующего значимого события.
К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем, числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной, а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение.
В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» (27) и «тридесять» (30), 40 дней и «сорок сороков» (1600) и др.
Исчисление лет. Века и эра
Года считались по «летам» (слово «лето» означает год) и «вёснам» (слово «ровесники» говорит о подобном счёте), когда начиналось новое «лето».
В древнерусских летописных источниках сохранился счёт лет по княжениям относительно IX—X вв.
Счёт вёлся от во княжения какого-либо князя, а затем подводился итог всех лет его правления.
Далее счёт начинался заново и объединялся в перечень «времён» или «веков» княжений.
Самыми ранними упомянутыми «временами» являются «время Бусово» (предположительно — IV век) и время князя Кия и его братьев (конец V—VII вв.), однако перечень соединённых друг с другом княжений в летописи начинается лишь с князя Олега (ум. в 912 году).
Продолжительность века у славян оценивается по-разному: 30, 100 и 1000 лет.
Слово «век» означает жизнь человека и традиционно в христианской традиции считается столетием.
Кроме того, «вечные миры» между языческой Русью и Византией заключались в X веке на 30 лет, и русские князья, знали этот срок, сами инициируя заключение нового «вечного мира», приурочивая к году истечения срока предыдущего договора поход на Византию.
Возможно, что до X столетия века не имели строгой продолжительности, а зависели от срока княжения.
Подобная система летоисчисления свойственна скандинавским сагам, которые начинают поколенный перечень правлений ещё до рубежа жизни Христа, и включают иногда число лет жизни правителя (согласно сагам, готский король Германарих прожил, к примеру, 110 лет, а Одд Стрела, правивший на Руси, — 300 лет). Такая генеалогия возводилась к скандинавским богам. И эту систему счисления викинг Рюрик пришедший править сначала в Старую Ладогу, а затем его наследники захватившие Киев и перенесли в земли восточных славян!
Славяне, возможно, также возводили перечень времён к временам богов. Из переводной греческой хроники Иоанна Малалы нам известно о царствовании Сварога (Гефеста) и его сына Дажьбога (Гелиоса).Последний правил, согласно вставке в летописи, 7470 дней, или 20 с половиной лет.
Начало года
Некоторые исследователи склонны считать, что Новый год древние славяне начинали от весеннего равноденствия.
Поскольку новый год начинался с марта, январь являлся одиннадцатым по счету месяцем.
Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семёнов день, после чего январь стал пятым месяцем года.
По старинному поверью солнце в апреле встречается с месяцем, а с первого мороза они расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны (индоевропейский мотив свадьбы месяца и солнца).
Это поверие говорит о том, что счёт дней древние европейцы начинали с марта, при этом лунные и солнечные месяцы к концу зимы давали значительное расхождение, что компенсировалось либо за счёт лишнего месяца, либо за счёт плавающего по числам нового года.
Часть исследователей считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки — рождение нового света.
Количество месяцев в году
Академик Д. И. Прозоровский считал, что древнерусский дохристианский календарь был лунным и состоял из 13 драконических месяцев (в среднем по 27,216 суток).
Продолжительность года составляла 355 дней. Вместе с тем Прозоровский высказал догадку, что начала древнерусских месяцев могли не совпадать с первыми числами месяцев юлианских.
Российский историк Н. В. Степанов считал, что в языческой Руси, существовал 12-месячный лунный календарь, который периодически, раз в три года, дополнялся 13-м, эмболисмическим месяцем «груднем».
Другой историк, Д. О. Святский на основе изучения древнерусских таблиц 19-летнего лунного цикла пришёл к выводу, что 13-й месяц вставлялся через неравные промежутки времени. Вставки производились после мая 8-го и 16-го кругов Луны.
Такой порядок вставки семи эмболисмических месяцев в пределах 19-летнего цикла позволял согласовать древнерусский языческий календарь с нововведённым юлианским.
С этим был согласен и историк В. Шаур, но дополнивший предыдущих исследователей своей версией. Он считал, что у славянских племён уже в период их расселения сложился лунно-солнечный календарь.
В основе его лежал месяц, длившийся от новолуния до новолуния. Год состоял из 12 месяцев.
Приблизительно раз в трёхлетие для согласования солнечного года с лунным к ним прибавлялся «внеочередной» месяц. Вставка производилась в конце года, между сеченем и брезнем.
На сегодня известно несколько лунных календарей у славянских народов в средневековье.
В русских источниках XII—XV вв. имеется указание как минимум на существование двух лунных календарей.
В Болгарии, начиная уже с VII века, использовали тюркский лунный календарь, близкий к восточному календарю.
Добавление лишних тринадцатых месяцев в високосный год происходило через неравные промежутки лет и в разные порядковые годы 19-летнего лунного цикла и 12-летнего зодиакального цикла.
Выше упоминавшийся академик Б. А. Рыбаков при реконструкции календарей черняховской культуры считал, что славянский год состоял из 12 месяцев.
Это число явно присутствует на гадательной чаре из Лепесовки (IV в.) и сопоставляется с 12 месяцами года.
Сезоны
Названия зимы и лета во всех славянских языках одинаковы, в то время как названия осени и особенно весны сильно различаются. Это возможно свидетельствует о том, что год изначально делился лишь на два сезона.
По другим данным у древних славян было три сезона: весна, осень и зима. Всё вместе называлось лето.
В зависимости от климатического пояса, в котором расселились те или иные славянские народы, весна начиналась в период с 1 марта, по 23 апреля и длилась вплоть до Купала (23—24 июня).
Осень в этом плане была не чётко выражена, так как существовало ещё «бабье лето» (неделя до 1 сентября и неделя — после). Осень длилась до конца октября-ноября.
Большую часть года занимала зима. Серединой зимы было 11 февраля, на которое, как полагают, приходился праздник Велеса.
Дни недели
В «Повести временных лет» понедельник и вторник упомянуты всего по одному разу, среда — дважды, четверг — трижды, пятница — 5 раз, суббота — 9, а воскресение («неделя») — 17 раз.
Названия дней недели («седмицы») имеют порядковое значение: вторник — второй день, четверг — четвёртый, пятница — пятый. Название воскресенья — «неделя» — указывает на запрет трудиться в этот день, на день отдыха (такие запреты также связаны с различными народными праздниками и различными видами деятельности и имеют явное языческое происхождение). Название понедельника указывает на связь седьмого и первого дней («после недели»).
Слово суббота заимствовано из еврейского языка, пришло оно, вероятно, вместе с христианизацией Руси. Слово среда указывает на серединное положение дня среди пяти дней (или семи, если считать неделю не с понедельника, а с воскресенья). Пятница и
Неделя почитались славянами и были для славян священными днями. Сохранилось празднование двенадцати «пятниц» в году.
Некоторые реконструкторы истории древних славян, утверждают, что славяне пользовались пятидневной неделей, а субботу и воскресенье они заимствовали во время христианизации.
Так Л. В. Черепнин писал: «Трудно с достоверностью сказать, с какого дня начинался в древней Руси счёт дней недели: с воскресенья ли, заканчиваясь субботой, или же с понедельника по воскресенье. Предполагают, что единой системы и не было, что существовали параллельно оба указанных счёта, причём, в житейском обиходе был в ходу первый, в церковной практике преобладал второй».
Дни недели, как и у других языческих народов, были посвящены различным богам.
Известно, что четверг связан с Перуном, а пятница — с Мокошью (ср. поздний персонаж — Пятницу).
Эти представления восходят к общеевропейской традиции.
Само слово «месяц» указывает на связь выделения такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни.
Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.
В «Остромировом евангелии» (XI в.) и других древнейших памятниках письменности:
январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее),
февралю — сечень (так как это был сезон вырубки леса),
марту — сухий (безводный, есть версия, что в некоторых местах уже подсыхала земля),
апрелю — березень, берёзозол (имена, связанные с берёзой, начинающей цвести),
маю — травень (от слова «трава»),
июню — изок (кузнечик),
июлю — червень, серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы),
августу — зарев (от «зарево»),
сентябрю — рюен (возможно, от «реветь», рёв животных),
октябрю — листопад,
ноябрю — декабрю — грудень (от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге), иногда — студень.
Таким образом, ученые историки, пришли к общей мысли, что у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев.
Но в то же время из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря.
Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода спекуляций на эту тему.
Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, — это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.
И как бы пошло дальнейшее развитие древнеславянского календаря, сказать трудно, потому что в 988 году на территории Киевской Руси, было насильственно введено христианство и вслед за утверждением новой религии в государственный оборот был запущен и новый для славян Юлианский календарь.
А все тысячелетние знания и верования древних славян в один день были объявлены клятвопреступником, варяжским разбойником, братоубийцей, и насильником - киевским конунгом Вальдемаром, ЯЗЫЧЕСКИМИ. И они из народной памяти в течении первых 300 лет буквально искоренялись огнем и мечом.
Но, к моменту принятия Киевской Русью христианства в мире астрономии и исчисления лет, несмотря на то, что Юлианский календарь уже безнадежно отставал от солнечного круговорота, произошло еще одно важное событие! Появилось понятие ЭРЫ!
В Византии, откуда в Киевскую Русь была насильственно импортировано христианство восточного образца (прав ф форме православия) была введена так называемая Константинопольская эра.
Константинопольская эра
Константинопольская эра, византийская эра, а затем после падения Византийской империи и древнерусская эра, «от Адама», ультрамартовский стиль — система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице — шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 года до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 года до н. э.
Начиная с VII века, постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1—2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.
Как вычислялась дата?
За исходную точку летоисчисления была принята христианская эра от «сотворения мира», причём существовало около 200 различных вариантов, одной из которых важнейшими является византийская эра, созданная в 353 году.
В основу многих эр было положено соотношение между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования. Это соотношение было взято из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему И был вечер, и было утро: день шестой» (кн. Бытие, гл.1:27-31), «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е послание Петра, гл.3:8).
Основываясь на этих библейских утверждениях, христианские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира».
«При императоре Констанции (353 год) была создана эра, летосчисление по которой велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н. э.
Но Констанций не был „последовательным христианином“, поэтому имя его и составленная при нём эра упоминались весьма неохотно.
Ранневизантийская эра „непоследовательного христианина“, еретика Констанция в VI в. была уточнена, и в Византии начала использоваться другая эра от „сотворения мира“ с эпохой эры 1 марта 5508 г. до н. э.
(Следует особо подчеркнуть, что константинопольская патриархия всегда начинала церковный год 1 сентября)».
В VI веке начало византийской эры было перенесено на пятницу 1 марта 5508 г. до н. э.
Существует мнение, что этот Собор установил дату летоисчисления: от библейского «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н. э.
Однако среди 102 правил Шестого Вселенского Собора нет особого правила, касающегося начала летоисчисления.
В контексте 3-го правила есть упоминание года: " … согласн; ;пред;л;ємъ, чтобы св;завшїєс; вторымъ бракомъ, и, даже до п;таг;надєс;ть дн; протєкшаг; м;с;ца іаннуарїа, минувшаг; чєтвєртаг; індікта, шєсть тыс;чь сто дєв;носто дєв;таг; года, ;ставшїєс; въ порабощєнїи гр;ху … ".
Время проведения Шестого Вселенского Собора известно, значит упоминается 15 января 681 года н. э., которое соответствует 15 января 6199 года от с.м.. Если это не опечатка в церковно-славянском тесте (указано «шєсть тыс;чь сто дєв;носто дєв;таг;», вместо «шєсть тыс;чь сто ;смьдєс;тъ дєв;таг;»), то получается, что летоисчисление в тот период велось с марта или сентября 5519 года до н. э., а не с 1 сентября 5509 года до н. э.
«При императоре Диоклетиане в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества с целью установления величины налогов. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты.
В 312 г. при императоре Константине это счисление было введено официально, причём счёт начинался с 23 сентября.
В Византии в 462 г. из практических соображений начало года и отсчёта индиктов было перенесено на 1 сентября.
Создатели византийской эры решили, что в первый год от Сотворения мира должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы».
Использовались две даты начала года, периодически параллельно:
1 марта;
1 сентября.
Мнение Ватикана
Католический Рим этих расчётов не признал, используя ватиканскую эру (в латинском переводе Вульгата, в отличие от Септуагинты, продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны меньшие, чем в греческом переводе, поэтому дата получалась другой — 4713 или 4000 лет, обозначая её Anno Mundi — «от сотворения мира».
Западные церкви перешли на летосчисление от Рождества Христова после того, как его вычислил в VI веке монах Дионисий Малый. Это тоже очень интересная история и о ней тоже надо сказать пару слов. Тем более что он косвенно связан с вопросом о расчете «даты Сотворения МИРА»! что в католицизме, что в православии
Отсчет времени от Рождества Христова, который мы теперь традиционно приурочиваем к 25 декабря, был "вычислен" исходя из теологических аргументов значительно позднее (эти подсчеты и споры продолжались около 500 лет и окончательно завершились только в начале XI века.
Дело вначале было так. В 325 году н.э. собрался Никейский первый всеобщий (вселенский) собор христианских епископов, который установил, что летоисчисление должно вестись от "сотворения мира".
Это нужно было для того, чтобы точно знать, когда же следует праздновать Пасху - на этот счет существовали большие разногласия.
Как же узнали, когда произошло сотворение мира?
С помощью абстрактных логико-теологических рассуждений, суть которых сводится к следующему.
Сначала богословы установили примерную дату казни Иисуса.
Из евангелий было известно, что он начал проповедовать в 30 лет - это типичная дата мужской зрелости - и затем учил народ три года.
Казнили его при прокураторе (правителе) Понтии Пилате (Палестина входила в римскую провинцию Сирию) во время правления императора Тиберия и при иерусалимском первосвященнике Каифе.
Из евангельских текстов известно также, что казнь состоялась на 14 нисана в полнолуние, накануне великой субботы, когда праздновалась еврейская пасха.
Во время казни по свидетельства апостолов произошло затмение Солнца!
Сопоставляя все эти данные, тогдашние ученые богословы, опираясь на имевшиеся в их распоряжении астрономические наблюдения, пришли к выводу, что датой казни могло быть 3 апреля 33 года.
Но, вот что интересно! Именно в этот день произошло полное затмение, но не солнечное, а лунное, видимое в Палестине.
Современные же астрономы проявили свое любопытство и уже точно, задним числом, определили, что лунное затемнение оно началось в 15 часов 44 минуты и закончилось в 18 часов 37 минут.
Солнечное же затмение было четырьмя годами ранее, 24 ноября 29 года, но этот день не совпадает с пред пасхальным днем великой субботы.
Таким образом, когда через 100-150 и лет когда начались создаваться окончательные варианты четырех канонических Евангелий, в памяти их авторов, бывших отнюдь не очевидцев казни Иисуса Христа, оба эти астрономических явления ( лунное и солнечное затмения) слились в одно. И поэтому были условно приурочены к моменту смерти Иисуса Христа.
И сама выбранная богословами дата распятия Иисуса Христа 3 апреля 33 года как раз и находилась в нужном для богословов диапазоне правлений вышеуказанных исторических личностей.
Затем приступили к вычислению даты рождения Иисуса.
Из вышесказанного ясно, что он родился тридцатью тремя годами ранее, а днем его рождения стали считать 25 декабря.
И в Римской империи, и во многих странах Востока этот день издревле широко отмечался как день зимнего солнцестояния, после которого день начинает прибывать.
В Риме этот праздник проходил, так сказать, под лозунгом "Солнце родилось. Свет растет".
А известно, что первые апостолы - из числа учеников Иисуса Христа и примкнувшие к ним другие жители Иудеи именовали себя "сынами света", свое учение - светом истины, а Иисуса Христа - светочем мира!
Естественно в интересах распространения новой религии, пока что в виде одной из сект иудейской религии, первым апостолам было выгодно совместить старый языческий обычай празднования нового Солнца и света с днем рождения Иисуса, так же как естественно было отождествить его смерть с угасанием светила, с солнечным затмением.
Итак, дата рождения Иисуса Христа примерно была определена, ну а деле вычисление Константинопольской эры от сотворения мира было уже делом техники и о том, как это было сделано, описано выше.
А в связи с введением в действие Константинопольской эры в, итак запутанной и сфальсифицированной истории России, добавилось еще больше ошибок и взаимно исключающих противоречий!
В первую очередь это погрешности в летописях. Исследователи давно отмечают, что во многих летописях, в частности в «Повести временных лет» используется сразу несколько вариантов датировок, не обязательно константинопольская эра.
Там встречаются:
александрийская — 29 августа 5493 до н. э.
антиохийская эра — 1 сентября 5969 до н. э. (или 5517, 5507)
старовизантийская эра — 5504 до н. э.
болгарская эра — 5511 (или 5504 до н. э.)
Также скольжение дат может происходить в связи с разностью начала года — в сентябре или марте.
Учёные отмечают: «из-за перевода дат византийского сентябрьского рода на славянский мартовский возможны ошибки на один год („мартовский“ и „ультрамартовский“ стили»)
И чтобы как то навести в этом вопросе порядок в 1492 году, в Московском царстве было принято решение считать начало Нового года с 1 сентября по Юлианскому календарю.
Реликтом этой нормы является тот факт, что в России, да и почти во всех странах СНГ в школах и вузах Новый учебный год начинается с 1 сентября.
Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года;, когда по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» — 1 января 1700 года.
Но о Петре Первом и его реформаторской деятельности с календарём, мы поговорим в следующей части, а в заключение этой несколько дополняющих абзацев.
Константинопольская эра до сих пор принята в некоторых православных церквах, и 1 сентября (в церквах, использующих юлианский календарь — 14 сентября н. ст.) отмечается церковное новолетие.
Для перевода даты Нашей эры в дату Византийской эры необходимо с сентября по декабрь добавлять 5509 лет, а с января по август - 5508 лет. 14 сентября н. ст. 2012 года наступил новый 7521 год от С. М.
(конец ч.6)
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/509beba086d6b/