Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 331
Авторов: 0
Гостей: 331
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Тайны Русской православной церкви Гл.5 ч.4 (Очерк)

         Гл. 5 ч. 4

    Когда наступает Пасха по Григорианскому календарю?

    В этой части мы  уважаемый  читатель в завершение  рассказа о «Григорианском календаре»  отдельно рассмотрим  важный  вопрос о расчете  дня Пасхи.
   Я специально вынес его в отдельную часть, потому, что его рассмотрения   требует  освещения многих важных деталей с их изложением сугубо  специфическим научным языком. А это бы отвлекало бы  читателя от важных исторических перипетий  становления нового календаря.

      Вычисления  же Пасхи сложны даже в нашем третьем тысячелетии, где  все важные расчеты давно компьютеризированы. И сложны они  потому что напрямую связаны  с еврейским календарем (увы, не точным календарем из ныне  существующих).

     Но, прежде чем мы  перейдем к заявленной теме  и изучению особенностей  еврейского календаря,  давайте  для  себя  сразу определимся с тем, что под  праздником Пасхи  понимают иудеи, а что христиане.

Еврейская пасха

Тип Еврейский
иначе Праздник весны / Праздник свободы
Значение Праздник Исхода из Египта

Установлен Тора

Отмечается евреями
в период с 15 нисан  по 21 нисан

В 2012 году С вечера 6 по вечер 13 апреля

Празднование синагога, семья

Традиции Молитва в синагоге, Галель.
Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день.
хамец, седер, маца, Хаггада

           Ученные талмузисты  в свою очередь так описывают  этот праздник.
          Песах (ивр. ;;;;;;;, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении — Пе;йсах / Пе;йсох; арам. Пи;сха; по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.
      У праздника «Песах» несколько названий:
1. Песах — от паса;х (ивр. ;;;;;;;, миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
3. Хаг а-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

История праздника

      Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены.
      Но все же в основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца.
        Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда.
        Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д.
        Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
          На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя.
           В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника.
         Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами.
         В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями.
       Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: «В будущем году - в Иерусалиме!»

     Христианская  Пасха

     И тут если говорить прямо и откровенно, то надо сказать, что христианство, долгое время, пребывавшее в статусе «одной из сект в иудаизме»,  вобрало в себя очень многое из древней религии евреев.
      Начиная от Библии и  заканчивая многими деталями церковных обрядов.
     Не все  из христиан  знают или хотят знать тот факт, что большая часть христианских общин вплоть до Никейского собора 356 года праздновала Пасху вместе с евреями.

       Христианская пасха является праздником напоминающим верующим о воскресение Христа.
      В отличие от иудейской пасхи, которая как мы уже знаем празднуется в честь исхода евреев из Египта.
      И тут возникает новый  вопрос:
      В какой же день произошло воскресение?

        Сама Библия умалчивает о точной дате, но читая Евангелия различных авторов можно  все же  увидеть связь между днём воскресения и днём праздника Пасхи иудеями.

        Правда, уже для первых христиан оказалось большим сюрпризом узнать, что в Синоптических (Матфей, Марк, Лука) и евангелие от Иоанна есть явное расхождение.

          Вот и спорили в далеком от нас  170-м году от Рождества Христова епископ Мелитон с епископом Клавдием Аполлинарием.
        В синоптических евангелиях, к которым взывал Мелитон, говорится, что Иисус успел отпраздновать Пасху накануне своей  гибели.
        А епископ Клавдий доказывал, что есть четвертое евангелие от Иоанна.
        Там сказано, что Иисус  погиб и был похоронен в день приготовления к Пасхе (Пасха была  не в пятницу, а в субботу (Глава 13; 19: 31))!!!.

        Так что, мы видим, когда ещё не было никакого деления на православных и католиков, не было 13-тидневной разницы в их календарях, а конфликт о дне Пасхи уже был!
       Была уже и непонятная ( бездоказательная уверенность первых христианских эпископов), что праздновать следует в один день
       Но в целом, можно сказать, что в первые века христианства на территории Иудеи распространялась традиция праздновать воскресение Христа по лунному календарю через три дня после иудейской пасхи.
          В соответствие с синоптическими евангелиями и здравым смыслом!
          Но никак  не с опорой на  астрономические расчеты!

       А библейская, в смысле иудейская  Пасха по еврейскому Лунному календарю может приходиться на любой день недели.
        На саму Пасху первые христиане праздновали Исход, одновременно вспоминая распятие.
        Через три дня они праздновали воскресение Иисуса.

        Когда появились христиане-греки, а потом римляне, привычные к Солнечному календарю, они легко под себя внесли  изменения и стали учить, что Иисус Христос воскрес в день, следующий за субботой!
       Но при этом  никак не могли понять и соответственно  объяснить своим  прихожанам связи между иудейской Пасхой и воскресением Христа, пытаясь вычислить день празднования пасхи по юлианскому календарю!

        Для фиксации праздничного круга тогда еще единая  Христианская церковь избрала римский  календарь, реформированный  египетскими астрологами под руководством Юлия Цезаря (46 год до н.э.)! ( Юлианский календарь).
       Лишь к 3-4 веку, законодательно укрепляется традиция праздновать Пасху основываясь на вычислениях, сделанных по Юлианскому календарю!

       А 23-го февраля 1582-го года папа Григорий 13-й проводит  реформу юлианского календаря и по этому поводу издает буллу "Inter gravissimas".
        Так появился и быстро вошел во всеобзее  употребление наш Григорианский календарь.
        Григорианский календарь являлся более точным, но для этого  из него пришлось "выкусить" 10 дней, сегодня уже  понадобилось бы 13.
        Православные иерархи вследствие  случившегося в 1080 году разделения  христианской  церкви на Западную и Восточную  не захотели принять Григорианский  календарь и остались при своём старом календаре.
      Сама эта история буде отдельно рассказана в следующей части, а тут я лишь упомяну, что лишь в 1923-м году Восточная православная  церковь (за исключением четырех патриархий), переходят на Новый юлианский календарь.
      Вы спросите
     А в  чем разница?
    И ответ  будет такой. Неоюлианский  календарь чуть-чуть точнее, там меньше високосных лет, поэтому расхождение с реальным солнечным временем набегает значительно медленнее.  
      А вся эта церковная  "заморочка" заключается в том, что по этому «Неоюлианскому календарю» в  ближайшие пять веков все идет точно так же как по Григорианскому! То есть как бы  при нас все в норме, а после  нас в 2423 г.  хоть ПОТОП!

       Поэтому фактического расхождения  в датах празднования Пасхи нет.
       Нои тут не все так просто. В православии   приятно помнить:
       "Нет, у нас все-таки не католический календарь, у нас свой, изобретенный сербским математиком специально ради такого дела в начале 20-го столетия!".
      Утверждая  выше что между Григорианским и Новоюдианскими календарями нет расходжения  мне надо  дать ответ и на вот такой вопрос:

      Почему в этом году Пасха у православных 5-го мая, по Старому стилю, а католиков 31-го марта?
         Казалось бы, если 31-го марта у католиков Пасха, прибавляем 13 дней, значит, православная Пасха 14-го апреля?

        Но, здесь  уважаемый  читатель важно помнить три критерия современной христианской Пасхи:
        Сперва равноденствие, затем полнолуние, затем Воскресение!

         Равноденствие у православных не  21-го марта, а прибавляем 13 дней - 3-го апреля.
         Но после равноденствия мы должны не просто прибавить 13 дней, а искать следующее полнолуние.
           После 3-го апреля приходится искать другое полнолуние, а оно уже в конце месяца.
          И поэтому мы прибавляем не 13 дней, а 30 "с хвостом".
          К тому же по Старому стилю отстает и лунная фаза, поэтому иногда, даже после реального полнолуния, пропускается не одна неделя, а две.
         И в результате, получается, что на дворе, уже почти лето, а по Старому стилю только-только встречают Пасху!

         Но, вот кому и зачем их высших церковных иерархов  Восточных православных  церквей это  нужно,  будет рассказано  в следующей части, а мы пока возвращаемся к теме расчетов Пасхи по Григорианскому календарю.

      И тут, снова давайте  углубимся  в  специфически,  но важный,  для понимания  рассматриваемого  нами круга  вопросов - материал.
       И в этом, нам помогут материалы,  посвященные изучаемой нами теме, размещенные  на сайте «Астронет» (http://www.astronet.ru/) Дальнейший текст взят  из вышеназванного источника.
                « Еврейский  календарь:

       В истории еврейск. К. различают три главных периода:
      1) библейский, от Моисея до Ездры и Неемии (1500—450 до Р. Хр.),
      2) послебиблейский (до разрушения храма в 70 г. по Р. Хр.)
      3) талмудический, до заключения Талмуда (70—500).

      В первый период начала месяцев, и праздники определялись исключительно по «видению молодой луны» и состоянию солнца, во второй — частью по видению луны и состоянию солнца, а частью по вычислениям, в третий же период — исключительно по вычислениям.
       В еврейск. К. простой год состоит из 12 лунных месяцев; в високосном году прибавляется еще один месяц.
       Как простые, так и високосные годы бывают:
     1) правильные, когда все 12 мес. состоят попеременно из 30 и 29 дней;
     2) достаточные, когда один из 29-дневных месяцев имеет 30 дней
      3) недостаточные, когда один из 30-дневных месяцев состоит из 29 дней. Таким образом:
                     В простом году В високосном  году
Правильный год имеет дней 354 384
Достаточный                 355 385
Недостаточный                 353 383
    
      Продолжительность еврейск. года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днем, на которое падает 1-е число месяца тишри и 1-е число месяца нисона.
      Так как праздник Пасхи должен быть совершаем 24-го нисона и в начале весны, то для согласования лунного года с солнечным в еврейск. К. принят цикл в 19 лет (малый лунный цикл), в котором 7 лет високосных.
       В основание всего евр. К. положено определение первого новолуния (новолуние мироздания), которое, по евр. вычислениям, происходило в 3761 г. до Р. Хр., в понедельник, в 5 час. 204 части пополудни.

       Теперь, через 1500 лет со времени окончательного установления еврейск. К., вычисления его не вполне совпадают с современными астрономич. вычислениями, но ошибка не настолько значительна, чтобы у евреев возникал вопрос об исправлении К.
      У караимов тот же К., как у евреев-раввинистов, с тем только различием, что караимы делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние.

      А по свидетельствам четырех Евангелий,  точно известно, что Иисус был распят непосредственно перед еврейской Пасхой - празднованием Исхода из Египта при Моисее.
        Празднование Пасхи начиналось в 14-й или 15-й день весеннего месяца нисан. Еврейские месяца начинаются с новолуния, поэтому 14-й или 15-й день должен непосредственно следовать за полнолунием.

      Поэтому было решено сделать пасхальным воскресеньем первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
     Или, точнее, пасхальное воскресенье - это первое воскресенье после "официального" полнолуния во время или после "официального" весеннего равноденствия.

    Официальное весеннее равноденствие всегда приходится на 21 марта.

    Официальное полнолуние может отличаться от действительного полнолуния на один-два дня.
        (Отметим, однако, что в некоторых странах в некоторые периоды истории для вычисления Пасхи использовалось действительное (астрономическое) полнолуние.

      Так было, например, в немецких протестантских государствах, которые использовали астрономическое полнолуние в 1700-1776 годах.
      Так же поступали в Швеции в 1740-1844 годах и в Дании в 1700-х годах.)

       Предшествующее Пасхе полнолуние называется Пасхальным полнолунием. Два понятия играют важную роль при вычислении Пасхального полнолуния:
       Золотое число и эпакта. .

     Однако необходимо отметить, что когда ( до 1582 г. в риско - католической церкви использовался юлианский календарь, то для определения даты Пасхи обычно использовались таблицы, а не расчеты.

Что такое золотое число?

Каждому году соответствует золотое число. Так как соотношение между фазами Луны и датами в году повторяется каждые 19 лет (как описано в разделе 1), естественно каждому году приписать число от 1 до 19. Это число называется золотым числом. Его можно вычислить так (золотое число =GN ; номер года =Year):
                             GN=(Year mod 19)+1
В годы с одинаковым золотым числом новолуния приходятся на (примерно) одинаковые даты.

      В юлианском календаре метод был простым.
       Если вы знаете Золотое число года, вы найдете дату пасхального полнолуния в этой таблице:
Золотое Золотое Золотое
число        число      число _______________________
1 5 апреля 8 18 апреля 15 1 апреля
2 25 марта 9 7 апреля 16 21 марта
3 13 апреля 10 27 марта 17 9 апреля
4 2 апреля 11 15 апреля 18 29 марта
5 22 марта 12 4 апреля 19 17 апреля
6 10 апреля 13 24 марта
7 30 марта 14 12 апреля

        Пасхальное воскресенье - это первое воскресенье после указанной выше даты полнолуния. Если полнолуние падает на воскресенье, то пасхальным воскресеньем будет следующее воскресенье.

         Но в григорианском календаре все значительно сложнее. Одним из изменений, внесенных в календарь григорианской реформой, было изменение метода вычисления Пасхи. Для этого были две причины. Во-первых, 19-ти летний цикл фаз Луны (Метонов цикл), как известно, не совершенно точен. Во-вторых, Метонов цикл согласовывался с григорианским календарным годом еще хуже, чем с юлианским.

      Поэтому было решено вычислять дату Пасхи на основании так называемой Эпакты.

    Каждому году соответствует эпакта.

Эпакта - это возраст Луны (то есть число дней, прошедших после "официального" новолуния) в определенную дату.

В юлианском календаре 8+ эпакта - это возраст Луны в начале года.

В григорианском календаре эпакта - это возраст Луны в начале года.

Эпакта связана с золотым числом следующим образом:

В юлианском календаре 19 лет считаются точно равными целому числу синодических месяцев, и существует следующая связь между золотым числом и эпактой:

Epakt=(11 x (GN -1)) mod 30

      Если эта формула дает нуль, эпакта по договоренности часто обозначается символом * и говорится, что ее значение равно 30. Странно? Возможно, но в прежние времена люди не любили число нуль.

     Так как существует только 19 возможных золотых чисел, эпакта может принимать только 19 различных значений: 1, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 28 и 30.

      Юлианская система вычисления полнолуний была изначально не точной, и в григорианском календаре простая связь между золотым числом и эпактой была модифицирована.

     В григорианском календаре эпакта вычисляется таким образом (все деления целочисленные, остаток отбрасывается)

Использовать юлианскую формулу:

Epact=(11 x (GN -1)) mod 30

Уточните эпакту, принимая во внимание то, что в 3-х из 4-х столетий число високосных лет на один меньше, чем в юлианском столетии (номер столетия - ):

Epact= Epact- (3 Cent )/4

(При этих расчетах  используется для годов от 1900 до 1999, и аналогично для остальных веков, хотя это противоречит правилам в разделе 2.13.3).

Уточните эпакту, принимая во внимание то, что 19 лет не составляют точно целое число синодических месяце
Epact= Epact +(8 Cent+5)/25

(При этом эпакта увеличивается на единицу 8 раз за каждые 2500 лет.)

Прибавьте к эпакте 8, чтобы она была равна возрасту Луны на 1 января:

Epact= Epact +8

Прибавляйте или вычитайте 30, пока значение эпакты не окажется в интервале от 1 до 30.

В григорианском календаре эпакта может принимать любое значение от 1 до 30.»

        Как сам видит читатель, тут без вышего матерматического образования  не разобратся и у нас  в связи с этим появляется новый риторический  вопрос:
          Как же тогда вычислять Григорианскую Пасху?

«Чтобы найти дату Пасхи, используется следующий алгоритм:

1. Вычислить эпакту, как описано в предыдущем разделе.

      Для юлианского календаря: прибавить к эпакте 8. (Для григорианского календаря это уже было сделано на четвертом шаге вычисления эпакты). Вычесть 30, если сумма превышает 30.

       2.   Найти значение эпакты (возможно, измененное на 2-м шаге) в этой таблице и определить дату Пасхального полнолуния:
Эпакта Полнолуние       Эпакта Полнолуние Эпакта Полнолуние
1 12 апреля 11 2 апреля 21 23 марта
2 11 апреля 12 1 апреля 22 22 марта
3 10 апреля 13 31 марта 23 21 марта
4 9 апреля 14 30 марта 24 18 апреля
5 8 апреля 15 29 марта 25 18 или 17 апреля
6 7 апреля 16 28 марта 26 17 апреля
7 6 апреля 17 27 марта 27 16 апреля
8 5 апреля 18 26 марта 28 15 апреля
9 4 апреля 19 25 марта 29 14 апреля
10 3 апреля 20 24 марта 30 13 апреля


     Пасхальное воскресенье - это первое воскресенье после приведенной выше датой полнолуния. Если полнолуние приходится на воскресенье, пасхальное воскресенье - это следующее воскресенье.

       Случай, когда эпакта  равна 25, необходимо рассмотреть особо, так как в приведенной таблице ему соответствуют две даты.

       Есть два равнозначных метода выбора правильной даты полнолуния:

  A) Выберите 18 апреля, если в текущем столетии нет годов с эпактой, равной 24, в противном случае выберите 17 апреля.
B) Если золотое число >11, выберите 17 апреля, если нет - выберите 18 апреля.

     Доказать эквивалентность этих утверждений предлагается читателю в качестве упражнения. (Те, кому это не удастся, могут обратиться ко мне за доказательством.)

        Пример: когда была Пасха в 1992 г.?

      В предыдущем разделе мы определили, что в 1992 году золотое число было равно 17, а эпакта - 25. В таблице мы найдем, что пасхальное полнолуние было 17 или 18 апреля. По правилу B мы выберем 17 апреля, так как золотое число больше 11.

        17 апреля 1992 г. было пятницей. Поэтому пасхальное воскресенье будет 19 апреля.
Как часто повторяются даты Пасхи?

         Последовательность дат Пасхи в юлианском календаре повторяется через 532 года. Число 532 - это произведение следующих чисел: 19 (Метонов цикл, или цикл золотых чисел)
28. (Солнечный цикл, см. раздел 2.4)

       В григорианском календаре последовательность дат Пасхи повторяется через 5 700 000 лет.
        Вычислить это не так просто, как для юлианского календаря, но число 5 700 000 является произведением следующих чисел: 19 (Метонов цикл, или цикл золотых чисел)
400. (григорианский эквивалент солнечного цикла)
25. (цикл, используемый на третьем шаге вычисления эпакты)
30. (число различных значений эпакты)

                    Изменятся ли даты Пасхи после 2001 года?  Нет.

          На соборе в Алеппо, Сирия (5-10 марта 1997 г.), организованном Всемирным советом церквей и Советом церквей Ближнего Востока, представители нескольких церквей и всемирных христианских объединений предложили, что расхождения в вычислении Пасхи между западными и восточными церквями могут быть устранены, если принять точные астрономические вычисления весеннего равноденствия и полнолуния, вместо алгоритмов.
    Для астрономических вычислений должен был использоваться меридиан Иерусалима.
     Новый метод вычисления Пасхи должен был начать применяться с 2001 года.
      В этом году даты григорианской и юлианской Пасхи совпадают (15 апреля григорианского/2 апреля юлианского), таким образом, это подходящий начальный момент для новой системы.

      Однако восточные церкви (в особенности Русская православная церковь) не собираются осуществить переход, однажды уже осуществив раскол по поводу календаря. Поэтому в ближайшем будущем никаких перемен не произойдет.

        Важным  вопросом  связанным с историей разработки и применения Григорианского календаря  есть тот принцип на основании которого сейчас  принято считать годы?

       А все началось с того, что примерно «около 523 г. н.э. папский канцлер Бонифатий попросил монаха по имени Дионисий Малый разработать способ применения правил собора в Нисе (так называемые "Александринские правила") для всеобщего использования».

      Справка: Дионисий Малый, Дени Малый (первая половина VI в. ок. 500 –  ок. 540)) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры), святой Румынской православной церкви.

        По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
       При этом Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу, когда он начинал свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят он был в канун иудейской пасхи при императоре Тиберии.
        Используя уже существовавшую методику исчислений дат пасхи (с учётом солнечного и лунного календарей), он установил, что Воскресение Иисуса Христа приходится на 25 марта 31 года от его рождества.
         В VIII—IX вв. летосчисление, введённое Дионисием Малым, широко распространилось в странах Западной Европы, и вместе с его пасхальными таблицами использовалось в Средневековье католической церковью.

        Дионисий Малый известен и как собиратель церковно-правовых документов (до Халкидонского собора в 451 г.).
       Дионисий Малый известен также как издатель так называемого "Дионисиева собрания" – постановлений соборов восточной и западной церквей; это собрание было признанно официальным сборником во многих странах.

    Но прошло время и   ученые доказали, что в расчетах Дионисия Малого  была заложена ошибка!
     Оказалось, что Дионисий (ошибочно) установил время рождения Христа относительно правления Диоклетиана так, что оно пришлось на 25 декабря 753 года AUC (ab urbe condita - от основания Рима), так что новая эра начиналась с 1 января 754 г. от основания Рима, когда начался 1 г.н.э.

         Неизвестно, как Дионисий установил год рождения Христа, но известно, что Иисус родился при правлении царя Ирода Великого, который умер в 750 г. AUC; значит, Иисус не мог родиться позднее этого года.
      Вычисления Дионисия сразу были поставлены под сомнение.  И во почему!
      Согласно Евангелию от Луки (3:1 и 3:23) Иисусу было "около тридцати лет" вскоре после "пятнадцатого года правления императора Тиберия".
       Возможно, это было основой для вычислений Дионисия.

       Но  все же первоначальной задачей Дионисия было вычисление пасхальных таблиц.
       В юлианском календаре даты Пасхи повторяются через 532 года/
       Первым годом в пасхальных таблицах Дионисия был 532-й. Совпадение ли это, что число 532 встречается здесь два раза?
        Или Дионисий так зафиксировал год рождения Иисуса, чтобы его собственные пасхальные таблицы начались точно в начале второго пасхального цикла после рождения Иисуса?
Но,  на этот  вопрос у нас нет ответа! Зато мы  можем ответить на следующий  важный  вопрос:   Родился ли Иисус в год 0?     Ответ: Нет.

Для этого есть две причины:
Не было года 0.
Иисус родился до 4 г.до н.э.

       Понятие о "нулевом годе" - это современный миф (но очень популярный).
       В римских цифрах нет обозначения для нуля, и в 6-м веке, когда наша современная система счета годов была предложена Дионисием Малым, нуль не могли рассматривать как равноправное число.
       Согласно Дионисию, 1-й год н.э. начался через неделю после того дня, который он считал днем рождения Иисуса.

       Поэтому 1 г.н.э. следует непосредственно после 1 г. до н.э., и между ними нет нулевого года.
      Так, если человек родился в 10 г. до н.э. и умер в 10 г. н.э., то он умер в возрасте 19 лет, а не 20.

       Более того, вычисления Дионисия были и прямо неверны. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился при правлении царя Ирода Великого, который умер в 4 г. до н.э. Вероятно, Иисус в действительности родился около 7 г. до н.э. Дата рождения неизвестна; возможно, это 25 декабря, а может быть и нет.

        Когда люди начали нумеровать годы до 754 г. AUC используя выражение "до Христа", первый год до Рождества Христа или до н.э. непосредственно предшествовал 1-му году н.э., между ними не было нулевого года.

        Заметим однако, что астрономы часто используют другой способ нумерации годов до н.э. Вместо 1 г.до н.э. они используют 0, вместо 2 г.до н.э. -    -1, вместо 3 г. до н.э. -   -2 и т.д.
         Часто утверждают, что преподобный Беде (673-735) ввел нумерацию годов до н.э. Хотя Беде, по-видимому, использовал такую нумерацию по крайней мере один раз, общее мнение состоит в том, что даты до н.э. не использовались до середины 17-го века.

       Но, под прикрытие Римско-католической  церкви  ошибочные расчеты  Дионисия Младшего   продолжили свое  существование для утилитарных  нужд   христианской религии.

   Ну, и в заключение  еще  два  последних вопроса  которые  имеют прямое отношение к Григорианскому календарю

                     «Когда началось третье тысячелетие?»

Первое тысячелетие началось в 1 г.н.э., поэтому тысячелетия считаются таким образом:
1-е тысячелетие: 1-1000
2-е тысячелетие: 1001-2000
3-е тысячелетие: 2001-3000

      Таким образом, третье тысячелетие и, аналогично, 21-й век начались 1-го января 2001 года.

      Это является предметом горячих споров, в особенности потому, что во многих словарях и энциклопедиях написано, что столетия начинаются с годов, номера которых оканчиваются на 00. Более того, переход от 1999 к 2000 году гораздо более впечатляющий, чем от 2000 к 2001-му.

        «Что означают аббревиатуры,  часто встречающие в исторической литературе аббревиатуры AD, BC, CE и BCE?»

       Годы до рождения Христа в английском языке обычно обозначаются аббревиатурой BC ("Before Christ" - "До Христа").

       Годы после рождения Христа традиционно обозначаются латинской аббревиатурой AD ("Anno Domini" - "в год Господа нашего").

       Некоторые люди,  особенно не из числа  христиан, желающие обойтись без упоминания Христа, присутствующего в этих обозначениях, предпочитают аббревиатуры BCE ("Before the Common Era" или "Before the Christian Era" - "До нашей эры" или "До христианской эры") и CE ("Common Era" или "Christian Era" - "Наша эра", "Христианская эра").

( конец ч. 4)
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/509424848ea72/

© Бровко Владимир, 02.11.2012 в 21:58
Свидетельство о публикации № 02112012215853-00312978
Читателей произведения за все время — 30, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют