Как устроен Григорианский календарь и не нуждается ли он уже в замене?
В предыдущей части мы уважаемый читатель рассмотрели историю создания Григорианского календаря. А теперь, пришло время познакомиться с его внутренним (математическим) устройством и уяснить для себя как же твердо, как «таблицу умножения» его сильные и слабые стороны.
Это нам будет важно помнить, когда мы далее будем рассматривать другие ныне действующие календари, а так же проекты новых календарей которые планировались и даже пытались ввести после 1582 года.
По мнению же ученых астрономов: «Григорианский календарь» это система исчисления времени, которая основана на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, в которой продолжительность одного цикла обращения Земли вокруг Солнца принята равной 365,2425 суток и которая содержит девяносто семь високосных лет на четыреста лет.
Впервые Григорианский календарь был введён в католических странах 4 октября 1582 года ( т.е. всего 430 лет тому назад) и при этой реформе, следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября 1582 года.
В Григорианском календаре длительность года принимается равной: 365,2425 суток. Длительность не високосного года — 365 суток, високосного — 366.
Отсюда следует распределение високосных годов:
год, номер которого кратен 400 — високосный;
остальные годы — год, номер которого кратен 100 — не високосный;
остальные годы — год, номер которого кратен 4 — високосный.
Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были.
Но вот что важно!!!
Ошибка в одни сутки, по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре, накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет).
В Григорианском календаре годы бывают високосные и не високосные; год может начинаться в любой из семи дней недели. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря
Согласно григорианскому календарю, год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня:
№ Месяц Кол-во дней
1 Январь 31
2 Февраль 28 (в високосном году — 29)
3 Март 31
4 Апрель 30
5 Май 31
6 Июнь 30
7 Июль 31
8 Август 31
9 Сентябрь 30
10 Октябрь 31
11 Ноябрь 30
12 Декабрь 31
Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но исключение делается для тех годов, которые кратны 100.
Такие годы являются високосными только тогда, когда делятся на 400. Скачок происходит в завершающий год века
Разница между григорианским и юлианским календарями (15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 1 марта, даты окончания — 29 февраля).
Разница дат юлианского и григорианского календарей
Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300
До 5 (15) октября 1582 года действовал один календарь — юлианский.
Итак, можно сказать, что на сегодня, наш Григорианский календарь с астрономической (математической) точки зрения является достаточно точным и в виду «большого запаса прочности» по существу, не требует никаких изменений. Пользуйтесь и радуйтесь!
Но, это просто «видимая стабильность». А среди астрономов, математиков и часто даже философов есть любители и прожектеры неоднократно пытающиеся раскачать вопрос с «новым календарем». И именно в их узкоспециальной среде давно ведутся постоянные дискуссии о введении «нового календаря».
Почему возникают такие идеи? В первую очередь очевидно, им не дает покоя слава римского Папы Григория XIII.
Иногда эти «сугубо научные дискуссии» привлекают, как кровь в воде акул, внимания политиков и тогда в той или иной стране, начинается под благовидными предлогами «заботы о людях», очередная календарная реформа. О двух из них, наиболее ярких, будет рассказано в этой части далее.
При этом, надо иметь в виду, что большинство ученных предлагали не изменение типа календаря и не введение новых приемов счета високосных годов.
Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уровнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28,29,30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго.
Вследствие этого усложняется работа государственных плановых и финансовых органов.
Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом.
Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня.
Поэтому каждое государство тратит ежегодно крупные суммы на печатание новых календарей.
На протяжении последних 200 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря.
Так в 1923 г. при Лиге Наций даже был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН, где политики его окончательно « заговорили».
Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13 - месячный календарь или 12 – месячный!
И вот несколько примеров.
Первый проект нового календаря (теоретический) был предложен в 1834 году итальянским священником Марко Мастрофини.
Он предложил календарь, в котором год состоит из 364 дней, составляющих 52 семидневные недели, а в конце декабря имеется еще один "пустой", или "вненедельный" день.
В високосный год еще один такой "пустой" день вставляется в конце июня. Такая система времени обеспечивает "вечность" календаря, т.е. его неизменность для всех лет.
Вторая более ответственная попытка была осуществлена в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798 1857).
В 1849 году Огюст Конт предложил 13-месячный вечный календарь. В этом календаре каждый месяц содержит 28 дней, или четыре полные семидневные недели. Поэтому всем числам месяцев всегда соответствуют одни и те же дни недели.
Так как такой календарный год содержит 364 дня, то периодически вводятся добавочные вне недельные праздничные дни.
Преимущество такого календаря заключается в том, что в нем месяцы имеют одинаковую продолжительность, а недели оказываются не разбитыми по месяцам.
Существенным его недостатком является отсутствие возможности деления года на равные полугодия и кварталы
Поэтому главное внимание ученных и политиков все же было уделено третьему проекту календаря, предложенному в 1888 году французским астрономом Гюставом Армелином.
Календарь Армелина — проект всемирного календаря, созданный Гюставом Армелином в 1888 году и удостоенный первой премии Французского астрономического общества.
Календарь Армелина составлен по образцу календаря кумранской общины, существовавшей две тысячи лет назад в Палестине. Члены курманской общины по мнению современных ученных были первыми христианами или прото-христианам.И даже было установлено, что Иисус Христов тоже рос и воспитывался в курманской общине, уже потом начал проповедовать свое новое учение.
Поэтому проект Армелина должен был заинтересовать и руководителей христианских конфессий.
Кумранский год включал 364 дня или ровно 52 недели, то есть отличался от истинного года более чем на сутки.
Армелин усовершенствовал кумранский календарь, включив в него один дополнительный день для невисокосных и два — для високосных лет.
Год в календаре Армелина делится на четыре квартала по 91 дню. В первом месяце каждого квартала, то есть в январе, апреле, июле и октябре — по 31 дню, в остальных месяцах — по 30 дней.
Каждой дате соответствует определённый день недели.
По европейской традиции неделя начинается с воскресенья, и с этого же дня начинается каждый год и квартал.
После субботы 30 декабря следует безномерной и безымянный Новогодний день следующего года, и только за ним — воскресенье 1 января.
В високосные годы после субботы 30 июня следует Високосный день («День Мира и Дружбы Народов»), а за ним — воскресенье 1 июля.
Февраль, май, август и ноябрь начинаются со среды, а март, июнь, сентябрь и декабрь — с пятницы.
Существуют модификации календаря Армелина, в которых неделя, квартал и год начинаются с понедельника, Новогодний и Високосный дни считаются соответственно 31 декабря и 31 июня и т. п., но все они сохраняют основные черты, достоинства и недостатки прототипа.
Главное достоинство календаря Армелина — его постоянство, привязка дней недели к определённым числам месяца, что позволяет иметь для всех лет один табель-календарь, а не 14, как при современной системе летосчисления.
В середине XX века календарь Армелина был поддержан на международном уровне некоторыми странами мира, в том числе Советским Союзом, Индией и Францией, в 1954 году одобрен 18-й сессией экономического и социального совета ООН.
Однако из-за включения дополнительных дней нарушается непрерывность счета дней недели, что не устраивает прежде всего религиозные организации, сохраняющие влияние во многих странах мира, а также сторонников сохранения традиций.
Так или иначе, к настоящему времени и наверно к нашему счастью, планы введения этого нового всемирного календаря в повседневное употребление фактически закрыты и дело сдано в архив.
Но у Г. Армелина были и прямые конкуренты, предложившие свои варианты Всемирного календаря. И вот чем они отличались от календаря Армелина:
• Г. Армелин (1888). После субботы 30 декабря следует безномерной и безымянный Новогодний день, и только за ним — воскресенье 1 января. В високосные годы после субботы 30 июня следует Високосный день («День Мира и Дружбы Народов»), а за ним — воскресенье 1 июля.
• Элизабэт Ахелис (Нью-Йорк, 1930). «Всемирный календарь (World Calendar)». День високосного года / Leapyear day (июнь W) вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира / Worldsday) — после 30 декабря. Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э. Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 «Журнал реформы календаря».
• У. Эдвардс (Гонолулу, Гавайи). «Вечный календарь (Perpetual Calendar)». Разница лишь в том, что в квартале первые два месяца имеют по 30 дней, а третий месяц — 31 день. Названия вставных дней: День нового года и День високосного года.
Вводить же календарь Армелина удобно вводить с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.
Поэтому наверно проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств.
Но в мировой истории после 1582 года так же были осуществлены две реальные попытки покушения на устои Григорианского календаря. И раз так то давайте посмотрим, что успели натворить «горячие головы» из числа реформистов календаря.
И в первом примере я расскажу отом, как французы попытались полностью ликвидировать на своей территории Григорианский календарь и, что из этого у них вышло!
Это, как бы такой себе поучительный урок всем будущим поколениям политиков и реформаторов нынешнего Григорианского календаря! И еще одно беспортное свидетельство прямой причастноти масонов к делам мировой политики!
Республиканский календарь французской революции конца XVIII в.
Конец XVIII в. ознаменовался тем, что во Франции произошла буржуазная революция, уничтожившая королевскую власть и феодальные порядки. Восставший народ сметал все, что явно мешало установлению новых, революционных законов. И под это масонами тонко была подведена идея замены Григорианского календаря.
Сама идея замены григорианского календаря с его христианским летосчислением новым свободным от религии, зародилась еще до революции у Сильвена Марешаля, одного из французских атеистов конца XVIII в., революционного публициста и поэта. Такой себе прототип советского писателя - атеиста и безбожника Демьяна Бедного!
В начале 1788 г. Марешаль выпустил «Альманах честных людей» - небольшую книжку, датированную «Первым годом царства разума». Надо полагать, что самому автору альманах представлялся скорее боевым памфлетом против религии, чем серьезным проектом реформы календаря.
Сам этот проект был плодом коллективной работы группы французских масонов, а Сильвен Маршаль его только озвучил!
Год в альманахе начинался с марта, переименованного в принцепс (первый), апрель получил новое имя — альтер (второй), май — тер (третий) и т. д.
Для сентября, октября, ноября и декабря были сохранены их старые названия, так как значение их, как седьмого, восьмого и т. д. месяцев, теперь соответствовало их новому положению после того, как за начало года был принят март.
Январь и февраль, завершавшие год, тоже были переименованы (ундецембр — одиннадцатый и дуодецембр — двенадцатый). Каждый месяц содержал 30 дней и делился на три декады (десятидневки). Оставшиеся пять дней года являлись «дополнительными» и посвящались праздникам «Любви», «Супружества», «Признательности», «Дружбы» и «Великих людей».
Главная особенность альманаха состояла не в «календарном» содержании, а в его «святцах», из которых были решительно изгнаны все «святые».
Их имена были заменены именами «честных людей» — Аристотеля, Вольтера, Данте, Декарта, Кампанеллы, Ньютона, Спинозы, Шекспира и многих других.
Издание произведения Марешаля вызвало большой скандал. Реакционеры увидели в нем не только нападки на религию и церковь, но и практические шаги к разрушению религии вообще.
Но главное тут есть то, что он явился прототипом будущего французского революционного календаря.
Национальный конвент (Национальный конвент —представительное собрание, высшее законодательное учреждение в период французской буржуазной революции в 1792 г. решил заменить григорианский календарь.
Новый календарь поручили разработать специальной календарной комиссии под руководством Жильбера Ромма.
Справка: Шарль-Жильбер Ромм (26 марта 1750, Риом — 17 июня 1795, Париж) — французский политический деятель, активный участник Французской революции XVIII в., брат известного математика, члена-корреспондента Королевской Академии наук Николя-Шарля Ромма.
Большое участие в работе комиссии принимали выдающиеся ученые Франции: Лагранж, Лаланд, Монж которые собственно и являлись разработчиками нового календаря прямо направлено на подрыв основ христианской церкви во Франции.
20 сентября 1793 г. Ж. Ромм выступил перед Национальным конвентом с обстоятельным докладом, в котором изложил задачи и главнейшие особенности нового календаря.
Приведем некоторые выдержки из его исключительно интересного выступления:
«Христианская эра была эрой жестокости, лжи, вероломства и рабства; она окончилась вместе с королевской властью, источником всех наших зол...
Время открывает новую книгу истории, и в своем новом, величественном и простом, как равенство, шествии оно должно новым и мощным резцом начертать анналы возрожденной Франции...
Ход многочисленных событий французской революции представляет собой поразительную, быть может, единственную эпоху по своему полному Согласованию с небесными движениями, с временами года и с древними традициями.
21 сентября 1792 г. народные представители, собравшись в Национальный конвент, провозгласили упразднение королевской власти: это был последний день монархии, и он должен стать последним днем христианской эры и последним днем года.
22 Сентября был декретирован первый день республики, и в тот же день в 9 час. 18 мин. утра Солнце достигло точки осеннего равноденствия.
Таким образом, равенство дней и ночей было отмечено небесным светилом в тот самый момент, когда представителями французского народа провозглашено было гражданское равенство на земле...
Таким образом, Солнце освещало одновременно оба полюса, а потом весь земной шар в тот самый день, когда над французской нацией впервые запылал факел, который должен когда-нибудь озарить весь мир».
А уже 5 октября 1793 г. постановлением Национального конвента во всей Франции был введен новый, революционный календарь. Каждое его правило было протестом против католической церкви и папства, против религиозных праздников и всего старого быта.
А мы не знающие истории еще удивлялись , а почему это в России большевики так стали громить Русскую православную церковь?
Да потому что научились это у французских революционеров! Но даже и они, удерживая власть более 70 лет, зная печальный опыт Парижской коммуны так и не решились на отмену Григорианского календаря.
Говоря же о «Французском революционном календаре» надо отметить, что в нем прежде всего упразднялась эра от «рождества Христова» и установившийся обычай считать началом года 1 января.
Это и поясняет нам факт первоначального запрета празднования Нового года в СССР!
Конвент постановил вести счет годов с момента уничтожения королевской власти и провозглашения республики — с 22 сентября 1792 г., совпавшего в этом году с днем осеннего равноденствия (в разделе «Смена времен года» указывалось, что осеннее равноденствие происходит около 23 сентября.
Это объясняется тем, что в некоторые високосные годы, постоянно содержащие лишний календарный день, осеннее равноденствие происходит на 18 час. 11 мин. 14 сек. раньше, чем в предыдущем году, и поэтому иногда смещается с 23 на 22 сентября. Так, в частности, получилось в 1792 г.).
В каждом из 12 месяцев нового календаря было по 30 дней. Старые названия месяцев, связанные с именами римских императоров и мифологией, были заменены новыми, отражающими явления природы, метеорологические и сельскохозяйственные условия климатической зоны Франции. Когда депутат Конвента поэт Фабр д'Эглантин (1755—1794), придумавший новые названия месяцев, закончил свою взволнованную речь, Конвент бурно аплодировал оратору.
Фабр д'Эглантин утверждал, что «возрождение французского народа и установление республики с необходимостью вызвали реформу общепринятой христианской эры. Те годы, когда короли угнетали нас, мы не могли уже больше считать временем нашей жизни.
Каждая страница календаря, которой мы пользовались, была опоганена предрассудками и ложью, исходящими от трона и церкви...
Слишком долго навязывали народу коллекцию вредных заблуждений и шарлатанства.
Мы должны покончить с этими бреднями невежества и заменить религиозный обман истинами природы».
Отсюда оставался только один шаг до утверждения: «Религия - опиум для народа»!
И я пользуясь редким случаем, хочу в качестве небольшого лирического отступления рассказать о том кто является автором этого выражения.
Это знаменитое выражение принадлежит не Марксу и даже не Ленину, как думают все бывшие и настоящие коммунисты, а немецкому писателю Новалису.
«Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу», — написал Новалис в 1798 году.
Так же как и большинство других «марксистских» изречений тоже принадлежит не марксистам:
«Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей» — Жан-Поль Марат, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — Карл Шаппер, «Диктатура пролетариата» — Бланки, «От каждого по способностям, каждому — по потребностям» — Луи Бланк.
Карл Маркс, в введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1844) писал: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».
Сравнение религии с опиумом, однако, известно ещё до Маркса.
Считается, что первым его использовали маркиз де Сад в своём романе «Жюльетта» (1797) и немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798). Подобное сравнение встречается также в произведениях других поэтов, писателей и философов (Чарльз Кингсли, Гёте, Ленин).
Маркиз де Сад В романе де Сада «Жюльетта» главная героиня использует метафору «опиум» в разговоре с королём Фердинандом, критикуя его политику по отношению к подданным.
Здесь, однако, метафора «опиум» относится не к религии, а ко лжи, к которой прибегает правящая верхушка, чтобы отвлечь народ от причин его бедственного положения:
«Хотя Природа благоволит к вашим подданным, они живут в страшной нужде.
Но не по своей лени, а по причине вашей политики, которая держит людей в зависимости и преграждает им путь к богатству; таким образом, от их болезней нет лекарств, и политическая система находится не в лучшем положении, чем гражданское правительство, ибо черпает силу в собственной слабости.
Вы боитесь, Фердинанд, что люди узнают правду, ту правду, которую я говорю вам в лицо, поэтому вы изгоняете искусства и таланты из своего королевства. Вы страшитесь проницательности гения, поэтому поощряете невежество. Вы кормите народ опиумом, чтобы, одурманенный, он не чувствовал своих бед, виновником которых являетесь вы сами.
Вот почему там, где вы царствуете, нет заведений, которые могли бы дать отечеству великих людей; знания не вознаграждаются, а коль скоро в мудрости нет ни чести, ни выгоды, никто не стремится к ней».
Новалис. Известный немецкий поэт Новалис сравнивает религию с опиумом в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца», опубликованном в Берлине в 1798 году. «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы».
Чарлз Кингсли В виде афоризма «Религия — опиум народа» эту фразу впервые сказал христианский социалист и англиканский священник Чарльз Кингсли ( 1819—1875). Однако в его устах метафора «опиум» означала не способ одурманивания сознания, а успокаивающее средство.
«Мы используем Библию просто как справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное – чтобы поддерживать порядок среди бедных».
В. И. Ленин Существует предубеждение, что Ленин, используя широко известное в то время выражение Маркса, перефразировал и исказил его.
Действительно, вместо выражения «опиум народа» в СССР было распространено выражение «опиум для народа», что по смыслу превращало религию из средства, изобретённого самим народом, в средство, навязанное ему враждебными силами.
Тем не менее, в статье «Социализм и религия» Ленин повторил фразу Маркса буквально:
«Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду.
А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».
В статье «Об отношении рабочей партии к религии», написанной в 1909 году, содержится прямая цитата из Маркса: «Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса».
Теперь, снова возвращаемся в революционную Францию и продолжим изучения нового календаря!
Названия месяцев. Месяцы одного времени года имели одинаковые созвучные и красивые окончания, отличавшие их от месяцев других времен года.
Вот как они назывались!
Для осени (с 22 сентября по 20 декабря) (Интервалы времен года здесь даны для первого года республики.): Vendemiaire (вандемьер)—месяц сбора винограда, Brumaire (брюмер) — » тумана, Frimaire (фример) — » заморозков.
Для зимы (с 21 декабря по 20 марта): Nivose (нивоз) —месяц снега, Pluviose (плювиоз) — » дождя, Ventose (вентбз) — » ветра.
Для весны (с 21 марта по 18 июня): Germinal (жерминаль) — месяц прорастания, Floreal (флореаль) — » цветения, Prairial (прериаль) — » лугов.
Для лета (с 19 июня по 16 сентября): Messidor (мессидор) — месяц жатвы, Thermidor (термидор)— » жары, Fructidor (фрюктидор)— » плодов.
Неделя и декада.
Семидневная неделя, как пережиток старого быта, была упразднена, и, следовательно, отпали названия ее дней.
Вместо недели была введена новая единица времени — декада (от греч. беха — десять), состоящая из 10 дней. Месяц делился на три полных декады, и каждый последний день ее посвящался отдыху.
Конвент принял название дней декады, предложенные также д'Эглантином. Они были образованы из латинских порядковых числительных (первый, второй к т. д.) с добавлением окончания di — первых двух букв латинского слова dies — день. Таким образом, были получены следующие названия дней декады:
Primidi (примиди), Sextidi (секстиди),
Duodi (дуоди), Septidi (септиди),
Tridi (триди), Octidi (октиди),
Quartidi (квартиди), Nonidi (нониди),
Quintidi (квинтиди), Decadi (декади).
Преимущество такого обозначения заключалось в том, что само, название дня показывало его место в декаде.
«Санкюлотиды» — дополнительные дни календарного года.
Для согласования длины календарного года с продолжительностью солнечного необходимо было в конце каждого простого года добавлять еще 5, а в високосном — 6 дней.
Весь этот период с 17 по 22 сентября был назван в честь восставшего народа «санкюлотидами» (санкюлотами в эпоху французской буржуазной революции назывались революционно настроенные массы.
Выражение это происходит от двух французских слов: «sans» — без и«culotte» — короткие бархатные брюки (до колен), которые носили дворяне и буржуазия. Городскую бедноту, носившую длинные брюки из грубой шерсти, аристократы презрительно называли «санкюлотами».
Позже этот термин переняли сами народные массы, так стали называть патриотов и революционеров.), объявлен нерабочим, и каждый из его дней посвящался особому празднику.
Так, первый день санкюлотид (17 сентября) был праздником Гения, во время которого восхвалялись выдающиеся победы человеческого ума: открытия и изобретения, сделанные за год в науках, искусствах и ремеслах.
Вторая санкюлотида (18 сентября) называлась праздником Труда и посвящалась героям труда.
Так вот оказывается, откуда большевики заимствовали идею учреждения звания «Героя Социалистического труда»!
Третья (19 сентября) отмечалась как праздник Подвигов. В этот день прославлялись проявления личного мужества и отваги.
Четвертая (20 сентября) была праздником Наград. Во время ее совершались церемонии публичного признания и национальной благодарности в отношении всех тех, кто был прославлен в предыдущие три дня.
Пятая санкюлотида (21 сентября) — праздник Мнения, веселый и грозный день общественной критики.
Горе должностным лицам, если они не оправдают оказанного им доверия.
В этот день закон открывает уста всех граждан, и их едкое остроумие не пощадит тех, кто обманул надежды народа. Д'Эглантин придавал настолько большое значение этому дню, что говорил о нем:
«Один только этот день окажет лучшее сдерживающее влияние на должностных лиц в течение года, чем самые драконовские законы и все трибуналы Франции».
Наконец, шестая санкюлотида (22 сентября), отмечаемая только в високосные годы, называлась просто Санкюлотидой и посвящалась спортивным играм и состязаниям.
Дата 1 января было взято под особое подозрение: строго запрещалось праздновать его как начало нового года. В этот день на почтах вскрывали письма и просматривали их содержание. Письма, в которых были новогодние поздравления, уничтожались.
Ежегодное установление начала нового года.
Календарь французской революции имел один существенный недостаток, в нем не было установлено никакой системы високоса.
Начало года каждый раз определялось в нем точным астрономическим вычислением. Год начинался в полночь того дня, на который по среднему парижскому времени приходился момент осеннего равноденствия. Поэтому високосные годы наступали и через четыре и через пять лет.
В чередовании простых и високосных годов в системе французского республиканского календаря обнаруживается очень любопытное обстоятельство: чередование високосов следовало в нем так, как в календаре Омара Хайяма.
Дни года
Подобно тому, как в римско-католическом календаре многие дни были посвящены святым, каждый день республиканского календаря был связан с животным (дни, оканчивающиеся на 5), орудием труда (на 0), растением или минералом (остальные дни).
Новые единицы времени
Циферблат часов времён Французской революции
Наряду с десятичными мерами длины, объема и веса, были также введены десятичные единицы времени. Каждый день делился на 10 часов, час на 100 минут, а минута на 100 секунд. 10 дней составляли декаду.
Десятичная единица Продолжительность в стандартных единицах
Декада (фр. d;cade) = 10 дней
10 дней
День (фр. jour) = 10 часов
день
Час (фр. heure) = 100 минут
2 часа 24 минуты
Минута (фр. minute) = 100 секунд
1 минута 26,4 секунды
Секунда (фр. seconde)
0,864 секунды
Несмотря на такой недостаток, как отсутствие заранее установленной системы високосов, а также неудобства, связанные с переходом от семидневной недели к декаде, календарь французской революции продержался более 13 лет (с 22 сентября 1792 г. по 31 декабря 1805 г.), когда он вновь был заменен Григорианским календарем.
Через 65 лет, в марте 1871 г., восставшие парижские трудящиеся провозгласили Парижскую коммуну. Возвращаясь к традициям французской революции, Коммуна восстановила многие республиканские начинания.
Был восстановлен и календарь, просуществовавший до падения Парижской коммуны, т. е. с 18 марта по 28 мая 1871 г.
Вторая попытка уже не заменить, а изменить Григорианский календарь была принята в СССР, все теми же идейными наследниками французских революционеров – российскими большевиками.
--- Не все уже помнят тот факт, что в период с 1929 по 1940 г. в СССР трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами.
Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929—1930 хозяйственного года «приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство».
Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны (Опубликовано в газете «За индустриализацию» 18 марта 1930 г.).
Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь.
В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки.
Остальные 5 дней было решено считать праздничными.
Но, вот в отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам; 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.
Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха.
После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.
Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю.
Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30.
В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта.
В тех месяцах, которые содержали по 31 дню, последний день месяца считался сверхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.
Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье.
Шестидневная неделя применялась около девяти лет.
Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».
В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются: 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря».
Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).
А 7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», однако эта реформа уже никак не касалась структуры современного календаря.
Интересные факты. В 1939 году Союз воинствующих безбожников вслед за французскими Комунарами, предложил переименовать месяцы года.
Предлагались такие названия:
Обычные Предложенные
январь месяц Ленина
февраль месяц Маркса
март месяц революции
апрель месяц Свердлова
май месяц май
июнь месяц Советской конституции
июль месяц жатвы
август месяц мира
сентябрь месяц Коминтерна
октябрь месяц Энгельса
ноябрь месяц великой революции
декабрь месяц Сталина
Как видим, советская власть, поэкспериментировав с реформами Григорианского календаря все же вернулась к старой системе.
Но, в СССР все нашелся один ученный еврей Яков Гильбурд, который разработал свой вариант нового календаря и пытался этим проектом заинтересовать правительство СССР.
Идея нового календаря была предложена в 1969 году, но сам календарь был разработан еще в 1940-х годах.
Календарь чрезвычайно похож на тот, который употреблялся в СССР с 1 декабря 1931 года по 26 июня 1940 года).
• В году 12 месяцев, 4 квартала по 3 месяца в каждом, 2 полугодия.
• Каждый месяц состоит из 5 шестидневных недель. Это дает 360 дней.
• Остальные 5 или 6 дней добавляются по одному к последней неделе каждого чётного месяца (кроме декабря в не високосные годы) и являются нерабочими. В високосном году декабрь также имеет 31 день.
Принципиальное отличие предлагаемого проекта календаря от ранее известных, состоит в переходе от недели, имеющей постоянное число дней (например, семидневной или шестидневной), к неделе с переменным числом дней: последние недели каждого чётного месяца (кроме декабря в не високосные годы) являются семидневными, а все другие — шестидневными.
Плюсы:
• Каждому дню года сопоставляется определённое число.
• Год, полугодие, квартал, месяц, неделя всегда будут иметь одно и то же число рабочих дней: в каждой неделе их будет 5, в каждом месяце — 25, в квартале — 75, в полугодии — 150, в году — 300 (не считая общенародных праздников и отпускного времени).
• Одни и те же дни недели ежемесячно и из года в год будут связаны с одними и теми же числами.
• Все месяцы будут иметь лишь по 30 или 31 дню, причём длинные и короткие месяцы будут чередоваться в правильной последовательности: через один.
• Одинаковое количество рабочих дней во всех кварталах — 75 (первый и третий кварталы имеют по 91 календарному дню, а второй — 92).
•
Автор предлагает считать длинными чётные месяцы, чтобы 366-й день в високосном году оказался последним днем года.
Если же было бы признано более желательным обеспечить максимально возможное постоянство не только числа рабочих дней, но и числа календарных дней в первых трёх кварталах, нужно было бы в декабре всегда считать 31 день (что добавило бы лишний нерабочий день к празднику Нового года), а в июне — 30 в не високосные годы и 31 в високосные.
Тем самым в течение трёх лет из каждых четырёх первые три квартала имели бы также и равные количества календарных дней: 91.
Варианты календаря
• Неделя может называться шестидневкой. Дни недели: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой.
• Кроме того, что 31-е числа шести месяцев можно распределить у любого месяца (високосный лучше — 31-е декабря), эти шесть дней можно вообще вынести из календаря, и назвать их:
o 1. после 30 марта — День весны.
o 2. после 30 июня — День лета и День високосного года
o 3. после 30 августа — День осени
o 4. после 30 ноября — День зимы и День Нового года
• Важной особенностью «Стабильного календаря» является ещё то, что на соответствующем этапе развития человеческого общества его легко переделать с шестидневной недели в пятидневную. Тогда в месяце будет не 5 шестидневок, а 6 пятидневок. Получится ещё более сокращённая рабочая неделя, и днями отдыха будут числа месяца, кратные пяти.
• Автор календаря желал перенести 1 января (начало года) на современное 23 декабря (н. ст.).
«Приурочение начала года к дню, связанному с подходящим явлением природы, сделало бы праздник Нового года ещё более содержательным, осмысленным, а потому ещё более торжественным и радостным».
• «Необходимо особо подчеркнуть, что со всех точек зрения идеальной, неповторимо удобной датой для введения этого календаря является начало нового тысячелетия — 1 января 2001 года.
Потому для ознакомления с ним широкой общественности, обсуждения его, а в случае одобрения — проведения большой подготовительной работы к его введению, времени остается уже совсем немного» — 19 ноября 1977 года.
Преимуществом данного календаря автор считал то, что из месяца в месяц, из года в год, одни и те же числа будут соответствовать одним и тем же дням недели.
Причём дни недели предлагалось называть: "понедельник", "вторник", "третник", "четверг", "пятница", "шестница", "семница".
Данный проект официально признан социальным изобретением и внесён в Банк идей Фонда социальных изобретений СССР 09.01.1989 г. И не просуществуй СССР лет 5-6 и возможно мы бы имели новый календарь и опять были впереди всей планеты! Но, как говорится опять Бог миловал!
В заключение этой части я предлагаю читателю посмотреть вот эту любопытную ссылку: http://www.astronet.ru/db/calendar_page/ и взять на заметку универсальную программу расчета даты по все ныне действующим и историческим календарям.
И вот как выглядит 30 октября 2012 года:
ISO 8601: 2-й день 44-й недели 2012-го года
304-й день 2012-го года; до конца года 60 дней
Rata Die: 734805-й день с начала Нашей Эры
Григорианский: (30-10-2012) Вторник, 30 октября 2012. Високосный год.
Юлианский: (17-10-2012) 17 октября 2012. Високосный год.
Иудейский: (14-08-5773) 14 хешван 5773.
Мусульманский: (14-12-1433) 14 зу-л-хиджа 1433.
Французской Революции: (09-02-0221) Нониди, 9 брюмера 221.
Коптский: (20-02-1729) Пишашф, 20 баба 1729.
Эфиопский: (20-02-2005) 20 тикимт 2005.
Персидский: (09-08-1391) 9 абан 1391.
Майа: 12.19.19.15.8; Тцолкин: 4 Ламат; Хааб: 11 Зак.
На этом повествование о Григорианском календаре мы в основном заканчиваем и в следующих частях, уже снова вернемся к Юлианскому календарю, вернее к Новоюлианский календарю — модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем в конце прошлого тысячелетия!
( конец ч. 3)
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/50912d7581390/