Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 98
Авторов: 0
Гостей: 98
|
Неоднократно и здесь на сайте, да и вообще в нынешней «домотканой» литературной среде я встречаюсь с отдельной группой участников процесса, избирающих для себя роль «гласных литературной Думы». Ну, то есть – тех, кто считает своим долгом автору указать на недоработки произведения, и пожурить за недостатки и огрехи. Дело хорошее, причем сразу по двум причинам. Первое – порой в произведении и в самом деле что-то можно улучшить, и оно заиграет всеми своими гранями. Второе – автор постепенно учится необходимой профессиональной «толстокожести», т.к. во все времена (а во времена победившего пролетариата в особенности) именно группа критиков ни вежливостью, ни особым пониманием не блещет. А мнения «всякие важны, всякие нужны» - внутренняя авторская статистика рано или поздно подскажет ему, для какого контингента читателей рассчитаны и отдельные его произведения, и все творчество в целом. И уже в этом – своем собственном – контингенте станет автор потом искать признания, и от его критериев «хорошо или плохо» отталкиваться. Что тоже важно, ибо творчество – суть диалог. И читатель у автора быть обязан. И корректировать собственное умение говорить со своим читателем автору необходимо – это одно из условий творческого роста. Не путайте только с детской литературной «пугалкой» - со словом «подстраиваться». Это другое. Это – шлифовка языка, а не вкуса. Но вот беда. Критик нонешний в своем ремесле разумеет не сильно. По следующим основным причинам: 1. Недостаток общего образования (вкусовые критерии большинства самодеятельных «оценщиков» литературного творчества плотно застряли где-то на первой трети освоения «масскульта». То есть, про наличие Пастернака, Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой они знают, но читали из каждого по одному стихотворению, и иногда их промеж собой путают). 2. Недостаток воспитания (тут еще страшнее, так как почему-то все эти ребята и девчонки уверены, что именно их мнение есть истина в последней инстанции. Сроду никто из них не употреблял выражений типа «мне кажется». Всегда рубят однозначно: «так можно, а так нельзя»). 3. Слабость собственного литературного творчества, компенсируемая за счет язвительности в адрес других авторов (это важно понимать, так как если автор критикует других за «роза-мороза», а сам при этом рифмует «ботинки-полуботинки», верить его мнению надо с большой осторожностью. А уж интонации можно сразу сбрасывать со счетов). 4. Непонимание различий между основными разновидностями реакции на литературное произведение (вынесены в заголовок этой статьи). Это тоже важно, так как сплошь и рядом критики стремятся во что бы то ни стало стать редакторами или того хуже – соавторами разбираемых ими произведений (хотя, отметим, никто их туда не приглашал в такой роли). Именно для того, чтобы помочь раз и навсегда разобраться в том, чем разнятся эти ипостаси пишущих свои мнения под чужими стихами людей, попробую предложить вниманию интересующихся небольшую классификацию. КРИТИКА.
Это то самое, чем называют практически всякое мнение, высказываемое (или написанное) по поводу чужого произведения. Причем почти всегда – ошибочно. Что же такое, собственно, критика? Прежде всего, основной ролью критики было и остается создание умных ориентиров для читательской среды. По этим ориентирам читатели делают для себя осознанный выбор: «это надо почитать, а вот это можно пропустить». Иначе говоря, дело критики – провозглашение и продвижение в читательскую среду определенных КРИТЕРИЕВ восприятия литературы (или любого другого творчества). При этом необходимо помнить, что критик – существо не менее субъективное, чем любой автор. И его пристрастия или неприятия ни коим образом не являются догмой. Критик – это фигура, к которой прислушивается определенная часть читательской популяции. При этом другая часть той же популяции вполне может на его слова никакого внимания не обращать, так как истины «о вкусах не спорят» никто пока не отменил. Один критик ругает, другой хвалит – все это равноправно. Нам известны исторические примеры «провалов» критики, когда тот или иной автор подвергался ее представителями жесткой хуле. Однако, спустя некоторое время критики оказывались в дураках, а автор занимал положенное ему место на литературном (или ином творческом) Парнасе. Достаточно вспомнить, скажем, историю импрессионистов – очень иллюстративно. Или историю так называемой «советской идеологической критики» - тоже, думаю, понятно. Во все времена критик рискует: его уверенность вполне может обернуться в глазах потомков апломбом, а произносимые им «непоколебимые истины» - непроходимой глупостью. Да и частота «попаданий» в этой профессии куда меньше, чем у метеорологов позапрошлого века. Потому хороший критик – ценность (и редкость). И еще раз подчеркну: даже мнение гениального критика имеет вес лишь в определенной читательской среде, которой требуется тот или иной ориентир. Если эта среда совпадает со средой, которая важна для автора, то его сотрудничество с критиком может оказаться весьма плодотворным. Если нет – оно ему (автору) просто не нужно. Отмечу ОСОБО: критика касается глобальных образований внутри того или иного творчества (и своего времени). Так, например, критическая статья дает обзор и мотивированные субъективными приоритетами ее автора рекомендации в области того или иного литературного жанра. Критик на литературном сайте определяет ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ сайта. Или издательства. Так как речь идет всегда о КРИТЕРИЯХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Если эти критерии с вашими совпадают – пользуйтесь. Если нет – вы вполне вправе сплюнуть и забыть. Требования к КРИТИКУ. - Мотивированность собственного мнения, опирающаяся на внятный для читателя набор критериев, по которым производится отбор произведений в категории «лучше» или «хуже». - Умение выявить и донести до читателя авторский замысел. - Способность применить собственные критерии оценки произведения (или авторского творчества в целом) для понимания читателями их роли в литературном процессе (в жизни сайта, в работе издательства и т.п.). - Смелость в субъективности (нельзя пытаться свои критерии рассматривать, как априорно всеобщие). - Понимание того, что даже мнение очень умного и подготовленного человека не является обязательным для других (в этом смысле между критиком и автором есть знак равенства. Если об авторе критик имеет право сказать – «это дрянь», то и в свой адрес он может получить ровно то же самое мнение – и не менее мотивированно). Примером профессиональной критики сегодня могут служить обзоры компьютерных игр в специальных журналах. Авторы этих обзоров разбираются в технической стороне вопроса, умеют оценить «функционал» игр и их эстетику, порекомендовать для определенного возраста и склада характера и т.п. Часть этих обзоров при этом еще и написана бывает довольно живым языком.
РЕЦЕНЗИЯ. Рецензией называется частный случай критики, который касается конкретного произведения. Для рецензии справедливо все, что сказано выше о критике, но только «разбор полетов» происходит в границах одного конкретного текста. Рецензия – так же, как и критика – ОРИЕНТИРУЕТ потенциального читателя на восприятие (или отбрасывание) того или иного произведения у какого-то автора. Важно помнить: как любой аналитический жанр, рецензия так же является делом совершенно СУБЪЕКТИВНЫМ. То есть, мнение автора является его собственностью и используется другими по потребности и по желанию. Рецензент может быть и субъективно умен, и субъективно глуп (второе, увы, чаще). Любой анализ в области творчества не менее субъективен, чем само творчество, но только по отношению к творчеству он – ВТОРИЧЕН. И потому должен быть, по возможности, вежлив с тем материалом, на основе которого строится. Проблемы сегодняшних рецензий, увы, носят общесоциальный характер. Ну, мало у нас сейчас людей вежливых – где ж их в рецензенты сыскать? Безапелляционность, громогласное провозглашение прописных истин, читательская глухота, убогий ассоциативный ряд и прочие составляющие того же круга – болезнь жанра. Так что совет авторам: относитесь к рецензиям под своими произведениями спокойно. Может быть гневная и пафосно-задиристая интонация рецензента – всего лишь факт его воспитания (вернее, отсутствия оного).
Примером рецензии, которая с нами с самого детства служит извечное: «Вась, ты кино новое про индейцев смотрел?» - «Не-а!» - «Ну и дурак – посмотри, там так бабахают!!!» - А я зато «Анну Каренину» смотрел. - И что? - Да ну, скучища!
_____________
Здесь мы подводим черту под жанрами аналитическими и «прикладными». Попасть под критическую статью или рецензию можно легко – достаточно опубликоваться где-то в общедоступном ресурсе, у владельцев которого есть «выразители мнения редакции». Непрошенность критики – ее защитная оболочка. Нельзя сказать критику: «кто тебя просил меня разбирать и классифицировать» - он ответит: если ты опубликовался, то терпи. По отношению к критикам, не слишком профессиональным и уж тем более невежливым в разное время применялись разные варианты ответных реакций. При желании, каждый может себе найти нечто у Чехова, у Булгакова или других классических авторов. _____________ РЕДАКТУРА
Работа редактора в уважающем себя печатном (теперь, наверное, и в сетевом) издательстве заключается в том, чтобы привести сданный для публикации авторский текст к требованиям данного конкретного издательства. Редактор (в идеале) – это не тот, кто правит стилистические «ляпы», и уж совсем не тот, кто расставляет знаки препинания (на то есть корректор) – это человек, умеющий найти компромисс между неповторимым авторским стилем и задачами издателя. И тут присутствуют некоторые нюансы – их необходимо учитывать. 1. Редактор в СМИ добивается максимальной «усвояемости» текста читателями с учетом требований конкретной аудитории конкретного издания. См., например, рассказ Марка Твена «Журналистика в Теннеси» - там в несколько преувеличенной форме показано, как это происходит. Главный редактор при этом еще и отслеживает тематическую и идейную подоплеку материала с точки зрения его соответствия конкретному номеру и политике издания в целом. 2. Редактор в издательстве коммерческой или узконаправленной литературы добивается соответствия текста интеллектуальным и духовным запросам покупательской среды, на которую ориентировано издательство. Как правило, редактор работает, «подгоняя» тексты под запросы читателей определенного жанра: триллера, детектива, любовного романа, философского трактата, духовной литературы, технического справочника и т.п. 3. Редактор в издательстве, ориентированном на задачи общей культуры, - это человек, работа которого особенно филигранна, т.к. он работает с авторами, уровень которых заведомо выше «чисто коммерческого». И компромисс между требованиями издательства и воззрениями автора тут всегда смещен в сторону автора, мнение которого приоритетно. Теперь посмотрим, как это реализуется на практике, каковы правила процесса. Прежде всего, редактор (если только речь не идет о «потоковой» литературе, которая штампуется сотнями наименований и продается в электричках) подбирается к автору индивидуально. Исходя из того, чтобы между ними не возникало лишних ссор и трений. У авторов маститых и серьезных, как правило, редактора бывают одни и те же многие годы – тут уже речь идет о серьезной совместной работе. У молодых авторов редактора возникают «методом тыка», причем зачастую с большим взаимным «искрением»: далеко не каждый автор примет любую предложенную правку, и далеко не каждый редактор согласен работать с амбициозным автором, стиль которого ему не по нутру. Пара «автор-редактор», однажды возникнув, тяготеет к продолжительным отношениям. Неприязнь чаще всего бывает окончательной. Помним: первична в этой работе задача публикации. Однако, не всякий автор согласится опубликоваться «любой ценой» - если по его произведению слон потоптался. Следовательно, опять же во главу угла мы ставим текст. Однако, критерием тут выступает уже «продаваемость» текста – его направленность на выход в свет с приличными затратами, которые потом предстоит еще как-то окупать. Серьезное издательство ради сохранения живой души автора, которого оно продвигает, вполне может обойтись самой минимальной редактурой, рискуя даже при этом на какое-то время остаться в убытке. Коммерсанты будут принуждать сделать так, «как лучше продается». Выбор всегда за автором. Он вправе послать одно издательство и пойти в другое. Издатель тоже вправе отказать в публикации – «не сошлись вкусами и характерами». Однако, учитываются обе стороны, и редактор не вправе настаивать, если автор готов снять текст с публикации. Зато если редактура улучшила текст (с точки зрения самого автора), то он потом обязан сказать хотя бы «спасибо» (цветы и/или коньяк предпочтительнее). _____________ Здесь подводим черту под работой профессиональной и имеющей конкретные задачи, связанные с дальнейшим продвижением текста к читателю. Думается, тут особой нужды нет что-то разжевывать дополнительно, кроме одной важной детали: РЕДАКТОР НЕ МОЖЕТ БЫТЬ САМОЗВАНЦЕМ. Как минимум неприлично пытаться навязать автору свое собственное представление о том, как надо «править» его текст, коли тебя о том не просят. _____________ ТРЕНИНГ
Вот тут вступают в силу задачи творческого роста. Если автор (первичен – автор!) считает, что ему необходимо пройти некоторую школу в отношении своих произведений, он может воспользоваться одной из нескольких стандартных возможностей: поступить в литературный институт, в литобъединение, записаться на курсы, пройти некий «мастер-класс» и т.п. Все эти возможности объединяются одним общим признаком: человек РАЗРЕШАЕТ другим людям высказывать свое мнение о технической стороне своего творчества, считая, что это пойдет ему на пользу. Даже в этом случае – при осознанном выборе – процесс этот всегда болезнен. Механика проста: испытывая определенные эмоции, побуждающие его написать стихотворение, автор их в своем тексте видит. А вот читатель, к сожалению, не всегда. Очистить ядро эмоционального импульса от кожуры технического несовершенства – больновато. Т.к. в каждом слове автор что-то пытался зашифровать. Или уж во всяком случае, ему самому кажется, что всем «все должно быть ясно». А тут – «по живому режут». Да еще, чаще всего, ничего не объясняют – просто «размазывают» неудачные строки кто во что горазд. И из ЛИТо и из литературных институтов многие просто уходят – не выдерживают. Кто-то остается и получает первичные представления о требованиях ремесла. С одной стороны, принято считать, что «тренируемый обязан терпеть и принимать». С другой стороны, я бы сказал, что тут нужна золотая середина. Не худо бы часто и поделикатнее. Однако, все тут строго индивидуально. И в конечном итоге зависит от одного лишь первичного желания автора: РАЗРЕШИТЬ свои произведения разбирать. Давайте подумаем еще над одним аспектом темы: разрешить-то он разрешает, но ВСЕМ ЛИ? Приходя в больницу, мы РАЗРЕШАЕМ себя лечить, но хотим ХОРОШЕГО доктора, а не коновала с ветеринарным образованием. Как минимум, у разбирающего должен присутствовать соответствующий инструментарий. Потому, кстати, актеры учатся у серьезных актеров и режиссеров (попал в мастерскую к такому-то), художники – у признанных корифеев, поэты – у серьезных поэтов. «Ваня с Маней» с улицы – тут не подмога, даже коли их так и тянет в советчики. Есть в тренинге еще так называемый «эффект профессиональной среды». Здесь тоже не все так уж гладко и однородно – во-первых, внутри любой творческой группы есть свои «кланы», а во-вторых, далеко не всякая среда, в которой кто-то пишет, достойна называться литературной. И уж конечно совсем не всякая из литературных – профессиональна. Однако, коли повезло, то «ворон ворону глаз не выклюет» - среди своих коллег всегда можно услышать взвешенное и нужное мнение о своих произведениях. Опять же, именно поэтому первую читку поэты устраивают, как правило, поэтам, первый показ художники – художникам. _____________ Подводя черту под тренинговой частью обсуждаемого, констатируем: тренинг зачастую нужен и полезен, но только НЕ ОТ КОГО ПОПАДЯ. Учителя в творчестве каждый себе выбирает сам. Остальных, чаще всего, просят не беспокоиться. Попытка угодить на любой вкус приводит к слабости и бесхребетности автора, к усредненности и безэнергетичности текста. И еще: автор, с выработанным собственным стилем, с серьезным литературным инструментарием – это та еще «красная тряпка» для желающих «рядом постоять» и что-то «посоветовать». Почитайте воспоминания о поэтах, написанные их знакомыми: нет-нет, да и мелькнет гордыня: «И тогда я говорю Пастернаку – Боря, ну так же нельзя! И он задумался и поправил!» Соавторство (даже внутреннее чувство причастности) – большая «замануха» для людей, не сытых собственным творчеством. Так что нервничать по этому поводу не стоит – но понимать суть недержания в советах надо. _____________ РЕПЛИКА
Вот тут все демократично до предела. Главное помнить, существует и обратная связь: мнение автора (и других присутствующих) о том, кто свою реплику опубликовал. Потому стоит слегка подумать перед тем, как нажимать кнопку «добавить». Иные резкие и навязчивые по активности «репликаторы» в конце концов становятся посмешищем для окружающих. «Кто тебя сюда звал, - думаешь? А никто. Сам пришел. И сам оставил на заборе соответствующую надпись. Реплика-мнение для автора – дело важное и полезное. Хотя из нее, как бы красиво она ни была оформлена, он выносит всего лишь статистическую единицу: «нра» - «не нра». Потом соразмеряет их количество и качество (принадлежность к той группе читателей, которую считает для себя важной). Допустим, 100 «не нра» и 10 «нра» в случайной группе читателей – это полная ерунда по сравнению с 10 «нра» и 1 «не нра» в собственной группе. Главное, чтобы «свой» читатель понимал и проникался. Кстати, это даже не имеет никакой зависимости от социальной оценки самой группы. Например, «блатная романтика» вполне удовлетворяется признанием именно в криминальном контингенте, и плевать хотела на отношение к ней академиков-литераторов. Но и наоборот тоже. Пересечения групп – редкая удача. Тогда мы как правило говорим уже о «всенародном признании». Так что, при написании реплики-мнения под чужими стихами, надо соблюдать простые правила: - помнить, что Вы – не критик (не то место, не та задача); - помнить, что Вы – не рецензент (не то место, не та задача); - помнить, что Вы – не редактор (Вас не приглашали – неприлично навязываться); - помнить, что чужая страница – не «мастер-класс» (Вас не приглашали – неприлично навязываться); - помнить, что Вы – читатель со своими вкусами, которые могут не совпадать с авторскими, и при этом ни один из вас не будет неправ; - помнить, что доброжелательность и вежливость все еще в цене в нормальном человеческом сообществе. А уж в творческом – вдесятеро.
Свидетельство о публикации № 29102012161544-00312595
Читателей произведения за все время — 422, полученных рецензий — 7.
Оценки
Рецензии
Александр, теперь я поняла, почему выбрала именно ваш тренинг. И почему другие вызывали иногда чувство лёгкого дискомфорта, в лучшем случае. Это, наверное, как с первой любовью - если повезло, то все остальные "любови" отстраиваешь от неё:) А ваши правила надо бы прибить на гвоздик при входе на любой литературный портал. И это руководство неплохо бы давать почитать любому "обозревателю" - и хорошему, и очень хорошему. Так, для профилактики звёздной болезни. Мне кажется, "критики" подвержены ей не меньше, чем "писатели":) п.с. Жду, когда сайт заработает по-настоящему - есть несколько нескладушек, которые очень хочется показать вам... И очень рада видеть, что вы здесь:) С уважением,
АННА, спасибо большое на добром слове :)) На самом деле, сейчас - в связи с тем, что Интернет "стерпливает" куда больше всякого, чем бывшая бумага, - есть масса людей, которые с удовольствием приклеивают к себе некий ярлык: "автор", "критик", "рецензент" и т.п. Но, к глубокому моему сожалению, они чаще всего даже близко не представляют "функционала" того названия, которое на себя примеряют. Не то плохо, что авторов или критиков много - плохо, что они по сути ни авторами, ни критиками не являются. Звездная болезнь у критиков - явление более частое, чем у авторов. Автор (даже самый самонадеянный) всегда беззащитен перед чужим мнением: какое есть, такое и есть - не поправить. А вот "критик" или "оборзеватель" - эти люди именно мнение-то и выдают на гора. И потому для них любой несогласный заведомо не прав. Увы - тут ничего не поделаешь. :))) Однако, хотя бы помнить, что существует и "мнение о мнении" полезно :) Я тоже жду, когда сайт восстановится - поработаем еще :)))
Да "критиком" быть как-то спокойней и безопасней. И можно прослыть умным при минимуме усилий. Автору худо-бедно, но надо сказать что-то своё, а это напряжно - вроде, всё уже давно сказано. А "критику" проще - достаточно сказать, что всё это уже давно сказано, и это будет правдой. Я уж не говорю о смешном апломбе и местечковости большинства сетевых критиков. И у меня сложилось впечатление, что в "критики" идут те, кто не умеет писать сам. Во всяком случае, читая произведения большинства сетевых "критиков", этот вывод напрашивается сам собой. Впрочем, каждому своё. Поработаем, Александр!:))
Проблема "вторичности" в творческом процессе - проблема сложная, АННА. Сам по себе процесс очень широк и очень многогранен - в нем есть место практически для любого вида деятельности - главное, чтобы она была выполняема достойно, профессионально, а то и с блеском. Известны (хотя и не так широко, как следовало бы) редакторы, работавшие со многими классиками - возьмите хотя бы редактуру Валентина Катаева, которую он осуществил в отношении "Двенадцати стульев". Между первичным тестом и окончательным - огромная разница. И - в пользу окончательного. Аналогично, есть классика критики - хорошие критики умели поддерживать и новые течения в творческом процессе, и представителей течений традиционных - они создавали необходимое читательское внимание - и понимание - для многих серьезных авторов. "Критик-ругатель" в этом смысле - фигура самая незначительная (и за счет своей незначительности - самая крикливая). Но критика всерьез - это отдельный жанр со своими корифеями, мастерами - и неудачниками тоже, конечно. Просто, навык утрачен. Ругать всегда проще: куда значительней выглядит тот, кто владеет воротами и шлагбаумом, чем тот, кто делает ровные дороги и облегчает движение. Однако ж, Бог им судья - и в дальнейшем каждому по делам его и помыслам :))))
Да я-то о критиках-ругателях говорила. Они как-то виднее, потому что очень активны, самоутверждаясь. А редакторы просто делают дело. И как все, кто делает дело, знают цену времени и не тратят его на пустопорожнее. Так же, как авторы в большинстве своём - сложно выбрать время, чтобы читать, а уж тем более, "критиковать" других, если есть что сказать самому. А вы редактор-учитель. Это другое. И вы хорошо пишете. Знаете, для меня загадка, что заставляет вас тратить время на шлифовку всего, что вам попадается здесь. Это ведь неблагодарный труд. Но вы спокойно и грамотно разбираете все опусы начинающих авторов - таких, как я или любой другой, кто постучится в вашу мастерскую... Загадка:) Вы учитель, и этим всё сказано. Поэтому просто снимаю шляпу:)
Тут есть две причины, АННА - и они для меня равно важны. Во-первых, люди, которые находят в себе смелость обсуждать собственное творчество - да еще в Интернете, где не видно глаз и не слышно голоса - это те, кто к своему творчеству относится всерьез. И отказать в посильной помощи им просто нельзя. Вы знаете - некоторые стихи я не разбираю, так как или эстетика не моя, и я там ничего подсказать не могу, или автору еще рано разбирать произведения - надо сперва наработать какие-то базисные навыки. Но то, что на самом деле может помочь, замалчивать нет смысла. Во-вторых, Вы опять-таки знаете, что у нас процесс идет "от автора" - т.е. автор сам ищет варианты, а не пользуется готовыми подсказками. ЛУчше попробовать самому 10 вариантов, но потом обрести уверенность, чем взять готовое и ничему не научиться. У нас там нет задачи "довести до публикации" - мы стремимся к наработке авторского ремесла. В общем, принцип - "не рыбу давай, но удочку" :)))) Ну а такие ниши должны быть - мы все так когда-то учились. Так что я просто передаю эстафету :)
Вы правы, Александр. Чтобы отдать стиш на расчленение, нужна смелость - если не знаешь, кто и как будет препарировать твоё детище. Но в вашем случае всё несколько иначе. Завсегдатаи мастерской знают, что вы не обидите, а подколки будут безобидными, но наводящими на нужные и полезные размышления:)) Ужасно не люблю, когда мне дают советы. И резонёрство тоже не люблю. Вы как-то умудряетесь разбирать стихи без этой гадости, что радует безмерно:) Вы хорошо передаёте эстафету. Спасибо!:)
Очень "понра"; прежде всего тональностью. :0)
Большое спасибо, МАРИНА, приятно слышать :)
Согласна с Анной Лившиц - любой литсайт нуждается в такой "преамбуле". Теперь можно только удивляться - ведь очень многие понимали: так называемая "критика" порой была просто невменяема (о культуре общения - по умолчанию!), однако... Может быть, нужен был теперешний "графоманский" переворот, чтобы азбучные истины лишь подтвердились?.. Спасибо!! Женя.
Спасибо большое, ЖЕНЯ. Ну, я тут несколько статеек опубликовал по разным литературоведческим поводам - на мой взгляд, знание предмета помогает избавиться от лишних нервов и негатива - литература (и любое творчество) - штука слишком нервная для авторов :)) Так что и до "переворота", и после него продолжим :)
И мне очень понравилось
Спасибо, НАТАШ! Теперь тут будем почаще встречаться :) Как будешь публиковать переводы или стихи - пиши мне, ладно, а то тут не успеваешь замечать... :)
Видишь, как я аккуратненько написала из-за вышеуказанного Так что, при написании реплики-мнения под чужими стихами, надо соблюдать простые правила: - помнить, что Вы – не критик (не то место, не та задача); - помнить, что Вы – не рецензент (не то место, не та задача); - помнить, что Вы – не редактор (Вас не приглашали – неприлично навязываться); - помнить, что чужая страница – не «мастер-класс» (Вас не приглашали – неприлично навязываться); - помнить, что Вы – читатель со своими вкусами, которые могут не совпадать с авторскими, и при этом ни один из вас не будет неправ; - помнить, что доброжелательность и вежливость все еще в цене в нормальном человеческом сообществе. А уж в творческом – вдесятеро. ;))
Кстати, статья - всегда именно что повод к разговору (в отличие от стихотворения, которое более поводом к переживанию является). ТАк что под статьями любая полемика - только в радость :)))
так и хочется продолжить... помнить, окошко "добавить рецензию" - атавизм... со многим согласен - век назад... мы друг друга не приглашали, но вам и мне интересно, даже если отрицанием... надеюсь был культурен... доброго здоровья...
Необязательно атавизм, ВЛАДИМИР :)))) Все зависит от того, что именно Вы добавляете. Коли именно рецензию - прекрасно. Но, кстати, я бы, пожалуй, сформулировал кнопку иначе: "добавить отзыв".
доброе утром... я не о том...работа ваша, смыслом, стоит на фэйс-контроле...мягко отсекает человека, которой тоже хочет в "культуру"... но это не чуть, не принижает её достоинства... я всё-таки на позициях "всеобщего пользования культурой"... избранность, музейность, это инструменты времени... в наше реальное "нереальное" время, допуск к слову, обязан быть даже без шлагбаума...конечно, речь не идёт о хамах, и просто глупых... да и вообще, лично я, благодарен человеку любому, кто обратил внимание на мои слова... есть такое мнение "памятников", которое многие поддерживают, отвечать на рецензии, ниже их достоинства... у меня вызывает улыбку, такое лёгкое лукавство... поэтому, я за кнопки, - "красивых и разных"...
Не знаю, ВЛАДИМИР, с одной стороны, конечно, лестно, когда тебя читают - иначе зачем писать. С другой стороны, пишешь ведь не затем, чтобы просто читали - хочется диалога (не говорю уж о сочувствии или сопереживании). А в репликах под стихами то и дело проскальзывает звук от разворачиваемой шоколадки во время спектакля. Типа, зритель присутствует, но шоколадка ему куда важней происходящего на сцене. У меня большие сомнения насчет того, насколько такой зритель на пользу настроению актеров и режиссера. На рецензии я всегда отвечаю, да и закалка у меня давняя - выступать приходилось задолго до интернета, и отвечать даже на вопросы советской цензуры, так что всякого наслушался. Но вот мы и имеем то, что имеем, открыв "всеобщий допуск". Согласитесь, не так уж много культуры нынче - поизрасходовалась начиная с 1917 года. Понимаете, после революции, когда победили слуги, которые хотели стать похожими на господ, они культуру воспринимали "по необходимости" - дескать, "так положено". А вот когда настала аналогичная революция в культуре, тут стало печально. Слуга не становится аристократом, коли нет в нем аристократизма - он может только его имитировать. И при этом объектом его ненависти становится "эталон", с которым его всегда можно сравнить. Потому "эталон" по возможности ликвидируется физически. В культуре и творчестве все то же самое. А вообще спасибо за плодотворную мысль - я, пожалуй, попробую ввести в обиход термин "литературный пролетариат". :))))) И его диктатура меня вовсе не радует...
согласен с вами, александр, и насчёт шоколадки , и насчёт "сторон"... сомневаться в "пользе настроения" думаю что должны "др.органы"... любой сайт-лит, это чёткий слепок нашего общества в реале, вы не находите?..там это делают ребята в погонах... закалка чувствуется, но больше мастерство...интересно с вами беседовать... по моему...есть точка "а" и есть точка "б", между ними "путь" - рецензия, критика, и тд...стороны, полки, статусы, где от лукавого, где от азарта...только время здесь реально, которое расставит по... необходимость-положено-эталон... эталон у нас, как был так и есть, в доме на "красных" полках стоит... и вы не забывайте, что мы, ещё только в третьем, кто в четвёртом, поколениях, как грамотны... и большая заслуга этого - 17 год...мне даже страшно подумать, если бы не открыли "всеобщий допуск", как говорится, одним буниным сыт не будешь...вы представьте, не было бы ни в.белова, ни шукшина,есенина, ни...ну сами понимаете... всё что было создано нашими великими классиками до 17 года, в большей степени реинкарнация другой культуры, вальтер скот - пушкин, французск.революция - от толстого до тургенева...я не утверждаю, что они оказали большое влияние, но наши авторы, поняли как смотреть на себя, на свой народ...а вот когда получив допуск, наши советс.авторы дали грядущим поколением мощную подпорку,нас снова потянуло к не своей культуре... запреты порождают - ложь... гнездо бродского, так и будет гнездом бродского... а лит-пролетарий всегда будет лазать по гнёздам..."лев прыгнул"... а диктатура, влияет только на пролетариат...мастера, как правило её не видят... так наверно и должно быть...если есть какие-то законы творческого человечества... кстати, лет так эдак назад, понятие "литературный пролетариат" я услышал от вл.бондаренко в беседе с в. беловым, читал где-то в периодике... сейчас беда другая, романтик умер, творчество в резервации, и мы, увлёкшись новыми ветрами, монтажом шлагбаумов, тихо е замечаем, как сами переходим в разряд "сникерса", и пролетариат тут увы не причём... доброго вечера...
Упс... Ответить не получается
Пытаюсь вставить текст, набранный в ВОРДЕ, и страница дает сбой... Попробую еще завтра :)
ок!
Доброго времени, Владимир - с Вами тоже интересно беседовать. Интернет вообще - слепок общества. Откуда ему другому-то взяться? Когда все начиналось с ФИДО, система была некоторое время элитарной, но уже с появлением чатов (наша "Кроватка" или буржуйский MIRC) все пошло-поехало по-накатанному. А русскоязычный литературный сайт впитывает в себя аж три проблемных социума: столичный, региональный и эмигрантский. Тот еще "микс" получается.
... Насчет грамотности. Вообще говоря, представление о дореволюционной России, как о поголовно неграмотной стране, несколько преувеличено. Просто после революции грамотность стала "принудительной", и когда я смотрю на стены подъездов, меня не оставляет мысль, что большевики несколько "погорячились". Кстати, не так уж эта грамотность востребована сегодня - читают мало (я имею ввиду поколение 25-40 летних), ну а тем, кто хочет научиться, сия премудрость дается без особых сложностей. В 1917 году проблема была несколько иная - книг было мало, и они были дороги. Еще граф Толстой кое-что предпринимал по этому поводу - "Круг чтения" изобретал. И если бы не "обязательное среднее", я совершенно не уверен, что в нынешней России грамотных "по собственному желанию" было бы больше, чем в той же России 1914 года.
По поводу "эталонов". Тут тоже все условно. Есть общественно признанные эталоны, которые выдвигаются на штандарт обществом. Есть их альтернативы из андерграунда (особенно в период жесткой цензуры). И есть общественно незамеченные авторы, часть которых очень и очень сильно пишет, но эталонами не становится - не судьба им. Я и среди современников могу насчитать 10-15 авторов, книги которых вполне достойны украшать любую серьезную полку, но только "выдвижение в эталоны" нынче делается не умными критиками, а ушлами "двигателями". Что не обнадеживает.
Среди членов советского Союза писателей был очень МАЛ ПРОЦЕНТ хороших авторов, увы. И мне представляется, что эти авторы остались бы сильными авторами и без Союза. Просто "История не имеет сослагательного наклонения", так что мы констатируем факты, однако из "не членов" уже с 60-х годов процент сильных авторов выше. Им просто труднее было раскручиваться. Но есть нюансы. Я думаю, что проблема нынешней серьезной культуры - это дефицит ЧИТАТЕЛЯ (зрителя, слушателя и т.п.) Читатель 1914-1945 годов воспитывался на серьезной литературе, и худо-бедно хорошее от плохого отличал. А вот уже позже все пошло хуже, так как вместо фундамента появилась куча песка, которая постоянно рассыпается. Вкусы опростились - а уж с перестройкой, так и вовсе. Так что, "эталоны" нынешние мало работают. Бродскому бродское, Мурке-мурковское, но второго на порядок больше первого... "Общедоступное и массовое" всегда относится к разряду ярмарки и балагана, а вот эталоны вырабатываются из вещей элитарных. Нужно ведь не просто "войти в процесс", надо еще и расти в нем. А когда эталонов нет, то и расти некуда - только "вширь" :)))))
Уф... перенабрал :)))
понял вас...вот...что и требовалось доказать...дефицит читателя...поэтому пускать всех, и не выпускать никого...утрирую конечно...но выхода другого не вижу...все ругают егэ, но чётко идут по этим граблям...если случается вижу молодого покупателя в книжном магазине, а это бывает очень редко, то видно что чел пришёл за колбасой а не за книгой...тут ещё гаджеты, вообще тьма... у меня конечно узко провинциальный взгляд, и ничего хорошего он не видит... интересно, а как вы видите книгу в будущем?..моё мнение такое, книга не исчезнет никогда, но возможно станет элитарной...даже писать это тяжело... купил тут элетрон.книгу, ещё как первые вышли, дорогущая...я её и так и эдак, думал привыкну, ничего подобного, так и продал...когда читал её, вдруг уловил, что ничего в мозг не попадает, что за эффект такой, может это только со мной...теперь уже точно успокоился, книга моя старость... ну а что в принципе, нам с вами есть на что опереться, книги у нас есть, осталось ожидать пушкина, и пить чай с вареньем... спасибо, много мыслей разбудили, не прощаюсь...там ещё у вас "мифы" ваши чешут моё эго, будет время "критикну" ха-ха, шучу, очень интересно начал читать, и спорно... доброго здоровья...
Владимир, тут свечка, которая должна гореть с двух концов. Вот понимаете, я иной раз в школах преподаю - предпочитаю 6-7 и 10-11 классы. Преподаю им "труд" - на моем предмете они осваивают способы "самиздата": как сделать макет, проиллюстрировать, напечатать, сшить, переплести и "презентовать" книгу. Работаем без дураков: дети выбирают (или сами пишут) книги, подбирают или рисуют к ним иллюстрации, делают макет на компьютере, печатают с двух сторон на принтере, шьют и обрезают блоки, делают обложки и переплеты, а потом рассказывают о книге своим одноклассникам. Что интересно - у меня выпускаются "читающие классы". Не все конечно, но процентов 80 и более ребят начинают понимать, что такое книжка, и чего в ней можно найти. А в школе остается библиотека их "ручной работы". Я это о чем... Просто с книгой надо уметь общаться. В наше время, когда все вообще делается "за тебя" гаджетами - это становится чуть ли не открытием. Можете и у себя попробовать - действенный метод :) Я таскаю электронную книжку в командировки - удобно в полетах - не везти же 4-5 томов. Но согласен - никакого кайфа. Просто "информация к размышлению". Так что и Пушкина дождемся, и чай с вареньем - сила! Что касается разговора под любой статьей - всегда милости просим на "чаи-сахары" :))))
вы со своей стороны, я со своей, мы его не любим, но он тоже со своей стороны, а вместе, что?..правильно, делаем общее дело... это не я, это жванецкий, устами райкина, помните... конечно буду заходить... доброго здоровья... тороплюсь...
Ну да, попадись мне Ваша статья лет эдак тридцать назад, здорово бы она мне помогла. Не надо было бы до всего своим умом доходить.:)))
МАРИНА, собственный опыт все равно намного ценнее благоприобретенного чтением :)))) С собственным успеваешь еще и массу всяких нюансов прицепить, которые тоже небесполезны :))) Но рад, что Вам понравилось!
Прочитала и пожалела, что это не попалось мне на глаза пару лет назад. Очень пожалела. Впрочем, никогда не поздно прислушаться к умному совету.
Во-первых, рад, понравилось, Лариса. А во-вторых, именно разобраться в терминологии своего любимого процесса - литературы - на самом деле никогда не поздно. Спасибо на добром слове!
Это произведение рекомендуют
|