ЕДКОЕ ВРЕМЯ
Сергей Аторин решился предъявить читателю своё творчество, представляющее собой вроде бы просто тексты песен, написанных в разные годы. У меня всегда возникает подозрение при издании подобных «песенных стихотворений»: всё-таки стихи – немного другая область, там в цене точность, соблюдение либо красивое нарушение формы. В песне нехватку слога можно вытянуть звуком, за счет гласной к примеру.
Тем не менее творчество Аторина, грешащее как раз непохожестью на стихи, невольно приковало к себе, заставило пожить вместе с лирическим героем, окунуться в прошлое – в бесшабашный конец 80-х и едкие 90-е. На фоне благостного и незатейливого журчания современной эстрады и обросшего жирком русского рока песни Сергея Аторина – яростный протест, вызов навязываемой нам умиротворённости. В то же время он полностью отдаёт себе отчёт в лексических единицах, употребляя жаргонизмы и порой мат так, что придраться с формальной точки зрения не получается. Он рисует мир, отличный от среднестатистического, реальный и страшный, в котором тем не менее есть место для любви, милосердия, переживаний, рассуждений и стремления к счастью.
Книга же выстроена автором в соответствии с его целями, наиважнейшая из которых – вовлечь читателя в спорный диалог, где постепенно нам раскрывается ранимый человек, затеявший этот спор для того, чтобы исповедаться, раскрыться и поставить точку на тех моментах своей биографии, которые преодолеть дано не каждому. Более того, данным спором Сергей Аторин как бы вынуждает читателя последовать его примеру – очиститься от мучающих комплексов, от неприятных воспоминаний, вырваться из серости бытия и продолжать искать тот светлый путь, к которому стремимся с рождения.
Председатель правления КРОО «Писатели Сибири»,
член Союза российских писателей
Михаил Стрельцов
Поэзия Сергея Аторина – это тексты его песен. А тексты песен, на мой взгляд, настолько неразрывно связаны с музыкой, что представить себе их подлинную силу можно только опираясь на само произведение в целом, то есть в данном случае на саму песню.
Песни же Сергея удивительно искренние, пронизанные подлинными чувствами, энергетикой неповторимого голоса их автора, всегда привлекают внимание слушателя и зрителя. Подлинность переживаний лирического героя песен Аторина несомненна. Его раздумья отличаются глубиной, его мир – не картинный, не выдуманный кем-то и где-то. Он весь – здесь и сейчас.
Автор говорит со своим зрителем простыми, доступными, порой даже грубоватыми, но нигде и никогда не нарочитыми, не искусственными словами. Говорит он зачастую не о самых приятных вещах: о наболевшем, о криком кричащем, о пережитом. Я полагаю, что поклонники музы Сергея Аторина, как давние, так обретаемые им ныне, с радостью воспримут известие о выходе в свет книги его поэтических текстов. В добрый час, Сергей!
Эльдар АХАДОВ
Член Союза писателей России, обладатель Национальной литературной премии «Серебряное перо Руси» (2007), золотой лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси»(2007), член Ассоциации писателей Сибири, член Красноярской краевой писательской организации, руководитель Краевого литературного объединения при Государственном Центре народного творчества Красноярского края, руководитель краевой литературной студии «Былина» для незрячих и слабовидящих.
Если честно, когда Сергей Аторин принёс мне на диске записи своих песен, я не предполагал, что, после всего переслушанного мною в бурные молодые годы, услышу с этого диска что-либо новое. Но вот закончился рабочий день, все ушли, и я поставил первую его песню. И когда она отыграла, совершенно автоматически включил следующую. И следующую. Прошло уже около двух часов, мне нужно было заканчивать работу, а я всё слушал и слушал. И для того чтобы наконец оторваться от этого занятия и закончить работу, мне пришлось сделать над собою большое усилие.
Я вырос на русском роке. «Гражданская оборона», Янка, Башлачёв, Чёрный Лукич — для меня не просто известные некогда имена. Много лет я заслушивался ими взахлёб.
Но то, что я услышал теперь — не «Гражданская оборона», не Янка и не Башлачёв. Это Аторин. При всей своей верности красной нити, о которой пел ещё Башлачёв:
И можно песенку прожить иначе,
Можно ниточку оборвать,
Только вырастет новый мальчик
За меня, гада, воевать, —
Сергей Аторин — совершенно самобытный и самостоятельный автор. С ними его объединяет, пожалуй, одно: крайняя Честность песен. Любая его песня — это целый мир, и в то же время это точный слепок мира, в который мы себя вогнали — мира до того привычного, что мы перестали замечать многое из того, что замечать следовало бы. Что таится за изображением очага на куске старого холста в каморке под лестницей?
Песни Сергея Аторина — это путеводитель по тем уголкам наших миров, в которые большинство из нас предпочитает не заглядывать. Потому что страшно. Потому что привычный образ мира может оказаться под угрозой, а то и вовсе рухнуть, обнажив перед нами мир таким, каков он есть, и, что самое страшное, — показав нам нас самих такими, каковы мы есть на самом деле. Это жёстко. Кто-то скажет: «Да там сплошной мат!» Я бы ответил таким: во-первых, не сплошной. Во-вторых, если вам на ногу кирпич упадёт, какими будут ваши первые слова? До того, как вы успеете подумать? То-то же. Настоящая поэзия — это не мысль, а Стих. То есть, Стихия. Это — состояния более первичные и честные, чем наше мышление, которое и «фильтрует базар». Это — то, чем и в чём живёт наша Душа. И если у неё где-то идёт брань — значит, в этом месте действительно идёт брань, то есть битва. И бранные слова — это слова битвы, битвы за изгнание зла из этого мира. Именно поэтому они и не должны звучать всуе. Оружие следует использовать только против врага. И в случае с песнями Сергея Аторина этот закон выдержан безукоризненно. Каждым словом он разит наповал прежде всего своего внутреннего врага.
«Начни с себя» — этот главный принцип воина красной нитью проходит по всей этой книге. Неважно, кем ты был. Важно, кем ты стал. И символично название книги — «Всё будет хорошо». Воин при любом раскладе не проигрывает. Чем бы ни кончилась битва, всё будет хорошо.
В добрый путь, Сергей! Дай Бог, чтобы за этой, первой, твоею книгой последовало их еще столько, сколько ты сам пожелаешь!
Станислав ФЕНЬКОВ,
директор типографии «СЕМИЦВЕТ»,
В прошлом — рок-музыкант, автор песен.