Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 110
Авторов: 0
Гостей: 110
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Херсонес Таврический - Корсунь - Севастополь ч.16 (Очерк)


                                  ч. 16

      Княжение Владимир Святославовича  в Новгороде  (970-977 года)

       Продолжаем  разбираться  с биографией  кагана Владимира I Святославовича.
       И в этой части,  мы   попробуем  объективно разобраться с  новгородским  периодом  его жизни: с  970 по 977 года.   А это было время, когда десятилетнего Владимира   князь Святослав, решивший  переселится в Болгарию «жити в Переяславци в Дунай, яко то есть среда земли моей».  и занявшись разделением своих земель между сыновьями,  отправляет княжить в далекий, но важный  город  тогдашней Гардарьики - Руси – Новгород.  А сыновей  было у Святослава  три.

     Ярополк I Святославич (940- роки — 978) —старший сын Святослава I.  Во время  отсутствия Святослава воспитывался у бабки княгине Хельге ( Ольге), а воевоой при  нем был  Свенельд.
     Оле;г Святосла;вич (ум. 977)— князь древлян, сын Святослава Игоревича и угорской княжны Предславы.
Посажен отцом на княжение в 970 году. В летописи нет указаний на стольный город Олега.   Дата рождения Олега неизвестна.
     На момент гибели ему должно было быть не больше 20 лет. Совершеннолетие в Древней Руси наступало в 14 лет, а уже в 970 году Олег посажен на самостоятельное княжение.
      
       Понятно, что  Владимир  как 10 летний  ребенок  (а мы помним, что примерно  родился он в 960 г.) не в состоянии управлять Новгородом и всеми его землями.  И следовательно  вместе с Владимиром  туда  был  послан и  полновластный  воевода, в руках которого и была сосредоточена вся власть и который  был лично ответственным перед Святославом  за  Новгород и его земли.

      И в  целях заявленной мною объективности  я  вначале обращусь  к первоисточникам – древнерусским летописям.
     Их мало, кто читал и читает , но все любят на них ссылаться.

     Поэтому  я  собрав   сразу две летописи и предлагаю вам уважаемый  читатель вначале их внимательно прочитать и сравнить содержащие в них информацию.

ПВЛ о Владимире  по Ипатьевском списке

    В л;т;о [6478 (970)] Стославъ посади Ярополка в Кыєв; . а Олга в Дерев;хъ . в се же врем; придоша люд;є Новъгородьстии . прос;ще кн;з; себ; . аще 1 не поидете к нам . то нал;земъ А 2 кн;з; себ; . и реч; к нимъ Стославъ . а бы кто к  вам шелъ . и опр;с; Ярополкъ и Олгъ 4. и реч; Добрын; проситє Володимир; .

     Володимиръ бо б; ; Малуши милостьниц; ;льжины . сестра же б; Добрын;  ;ц;ь же б; има Малъко Любчанинъ . и б; Добрын; . оуи Володимиру . и р;ша Новгородци Ст;ославу  въдаи ны Володимира . и по;ша Новгородьци 6 Володїмира себ; . и иде Володимиръ съ Добрынею оуємъ своим к Новугороду . а Стославъ къ Пєре;славцю.

В л;то [6481 (973)] Нача Ж кн;жити Ярополкъ

В л;то  [6482 (974)]

     В л;т;о[6483 (975)] Ловы д;ющю  Св;ньгелдичю  . именємъ Лотъ . ишєдъ  бо изъ Києва . гна по зв;ри в л;с;  . оузр; и  ;легъ . и реч; кто се єсть . и ркоша  єму Св;нгелдиць Г . и за;хавъ оуби и . б; бо ловы д;; ;легъ . и ; том; . быс; межи има 28 нєнависть ;рополку на ;льга . и молв;шє всегда ;рополку Св;нгелдъ . поиди на брата своєго . и приимєши власть єдин;  єго хот; ;мьстити сн;у своєму

    В л;т; о[6484 (976)]

     В л;т; о[6485 (977)] Поиде ;рополкъ на ;лга брат; своєго на Деревьскую землю . и изыде противу єму ;легь . и ;полчистас; 31. и сразившимас; 32 полкома . и поб;ди ;ропол;къ  ;лга. поб;гъшю же ;лгови с вои своими в город . р;комыи Вручии  . и б;шє мостъ чресъ греблю Д  к воротом; городным;  . и т;сн;чїс; другъ друга спєхнуша  ;лга с моста  въ дебрь  и падаху людє мнози с моста  и оудавиша и кони и чл;вцї . и вшєдъ ;рополкъ в город ;лговъ  при; волость  єго . и посла  искати брата своєг; . и  искавше  єго нє ;бр;тоша  и реч;;динъ  Древл;нинъ А азъ вид;хъ вчера . ;ко сънехънуша  и  с моста . и посла ;рополкъ искатъ  и волочиша трупьє  изъ гребли Б  ; оутра и до полудн;и . и нал;зоша исподи ;лга подъ трупьємъ . и внєсъше  положиша и на ковр;  и приде ;рополкъ надъ ;нь . и плакас; . и рєч; Свеньгелду . вижь  иже ты сего хот;ше . и погрєбоша ;льга на м;ст; оу города Вручего . и єсть могила єго Въручего . и до сєго дн;и . и прї; волость  єго ;рополкъ . и оу ;рополка жена Гр;кини б; . и б;ше была черницєю В . южє б; привєлъ ;тєць єго Ст;ославъ . и въда ю за ;рополка . красы  д;л; лица є; . слышавъ же се Володимиръ . в Нов;город; . ;ко ;рополкъ . оуби ;лга . оубо;вс;  б;жа за море . а ;рополкъ посади посадникъ свои 13 въ Нов;город; . и б; волод;;  єдинъ 1 в Руси.

      Ну вот!  Вы поняли смысл информации изложенной  в этом отрывке.
      Я думаю что 99% из вас  ничего не поняли, потому  из за своей  лени не захотели попытаться  разобраться  с древнерусским слогом и языком.
      А зря. Ведь за вас  это делают  другие люди и они не всегда  правильно переводят текст летописью  А если и переводят правильно, то толкуют  его в противоположном смысле!

    А теперь задание  будет легче!

    Я предлагаю вам тот же отрывок, но уже по  Лаврентьевскому  списоку.

     «В лЂто 6478 [970].

     Святославъ посади Ярополка в КиевЂ, а Ольга в деревЂхъ. В се же время придоша людье ноугородьстии, просяще князя собЂ: «Аще не поидете к намъ, то налЂземъ князя собЂ». И рече к нимъ Святославъ: «А бы пошелъ кто к вамъ».

       И отпрЂся Ярополкъ и Олегъ. И рече Добрыня: «Просите Володимера». Володимеръ бо бЂ отъ Малуши, ключницЂ Ользины; сестра же бЂ ДобрынЂ, отець же бЂ има Малъкъ Любечанинъ, и бЂ Добрына уй Володимеру.

    И рЂша ноугородьци Святославу: «Въдай ны Володимера».
    Онъ же рече имъ: «Вото вы есть».
     И пояша ноугородьци Володимера к собЂ, и иде Володимиръ съ Добрынею, уемъ своимь, Ноугороду, а Святославъ Переяславьцю.

     ВеснЂ же приспЂвъши, в лЂто 6480 [972], поиде Святославъ в пороги.
     И нападе на нь Куря, князь печенЂжьский, и убиша Святослава, и взяша главу его, и во лбЂ его съдЂлаша чашю, оковавше лобъ его, и пьяху из него. СвЂналдъ же приде Киеву къ Ярополку.

     И всЂх лЂтъ княженья Святославля лЂтъ 20 и 8.

В лЂто 6481 [973]. Нача княжити Ярополкъ.
В лЂто 6482 [974].
В лЂто 6483 [975].

Ловъ дЂющю СвЂналдичю, именемъ Лютъ; ишедъ бо ис Киева, гна по звЂри в лЂсЂ. И узрЂ и; Олегъ, и рече: «Кто се есть?».

И рЂша ему: «СвЂналдичь». И заЂхавъ, уби и;, бЂ бо ловы дЂя Олегъ.

И о томъ бысть межю ими ненависть, Ярополку на Ольга, и молвяше всегда Ярополку СвЂналдъ: «Поиди на братъ свой и прими волость его», хотя отмьстити сыну своему.

В лЂто 6484 [976].
В лЂто 6485 [977].

Поиде Ярополкъ на Олга, брата своего, на Деревьску землю.

И изиде противу его Олегъ, и ополчистася. Ратившемася полкома, побЂди Ярополкъ Ольга.

ПобЂгъшю же Ольгу с вои своими въ градъ, рекомый Вручий, бяше чересъ гроблю мостъ ко вратомъ граднымъ, тЂснячеся, другъ друга пихаху въ гроблю.

И спехнуша Ольга с мосту в дебрь. Падаху людье мнози, и удавиша кони человЂци. И въшедъ Ярополкъ въ градъ Ольговъ, перея власть его, и посла искатъ брата своего; и искавъше его, не обрЂтоша.

И рече единъ деревлянинъ: «Азъ видЂхъ, яко вчера спехнуша с мосту».

И посла Ярополкъ искатъ брата, и влачиша трупье изъ гробли от утра и до полудне, и налЂзоша и Ольга высподи трупья, вынесоша и;, и положиша и; на коврЂ.

И приде Ярополкъ, надъ немъ плакася, и рече Свеналду: «Вижь, сего ты еси хотЂлъ!».
И погребоша Ольга на мЂстЂ у города Вручога, и есть могила его и до сего дне у Вручего.

И прия власть его Ярополкъ. У Ярополка же жена грекини бЂ, и бяше была черницею; бЂ бо привелъ ю; отець его Святославъ, и вда ю; за Ярополка, красоты ради лица ея.

Слышав же се Володимъръ в НовЂгородЂ, яко Ярополкъ уби Ольга, убоявся бЂжа за море.

А Ярополкъ посадники своя посади в НовЂгородЂ, и бЂ володЂя единъ в Руси.

         Исходя  из вышеприведенных документальных свидетельств мы  видим, что Владимир  находился в Новгороде  7 лет. С 970 по 977 года. И вместе с ним был его  дядя он же уполномоченный  еще князем Святославом  новгородский  воевода  Добрыня.

        В 977 году  в Гардарьике – Руси  началась  своего рода первая гражданская  война.
        Три сына  уже покойного Святослава  затеяли  борьбу  за  киевский  престол.
        В итоге победителем  вышел старший  из них Ярополк. Средний  Олег Святославович  погиб при невыясненных и очень странных обстоятельствах, а младший  Владимир, вместе со своим  родственником Добрыней и небольшим отрядом  лично преданных дружинников  бежал от Ярополка  в Скандинавию.

     Вот такие два описания  одних и тех же событий.
    И из них мы узнали,, что в 975 году,  где  в древлянских лесах  князь Олег Святославович убивает  при не выясненных обстоятельствах Люта, сына  варяга  Свенельда - главного воеводы  вначале князя Игоря, потом  княгини Ольги и затем князя Святослава и его сына  Ярополка.

   А далее летопись сообщает, что Свенельд  решив отомстить за смерть сына, подговорил Ярополка напасть на Олега и захватить его княжество.
   В ходе этой войны при штурме города Овруч  Олег погиб,  якобы упав с моста.

   А младший  сын Святослава Владимир, которому  уже исполнилось 15 лет тоже по непонятным причинам (ведь если верить летописи я  Ярослав очень сожалел о смерти Олега и не собирался воевать с Владимиром),  бросил Новгород и вместе с Добрыней и  небольшим отрядом дружинников  скрылся в Скандинавии.
   Далее и русские летописи и российские историки  свалив всю вину на Свенельда  продолжают  российскую историю  только с момента  возвращения  Владимира в Новгород!
    Но при этом совершено не поясняя нам кто такой Свенельд и совершено утаивая  факт  существования  в окружении новгородского князя Владимира  норвежского принца Олафа!

    И нам  важно уточнить, что Владимир  бежал не просто в абстрактную Скандинавию, а конкретно  в  страну своих  предков Норвегию, а  убыл туда опять в сопровождении  будущего короля Норвегии  Олафа I Трюггвасона.

    И раз у нас появляется новый исторический персонаж и тем более королевских кровей то его надобно и отдельно представить.
   Тем более, что он  еще  будем много раз  появляется на  страницах  этой книги в описании  важнейших событий в жизни Владимира  I Святославовича.

    Справка: Олаф I Трюггвасон (963 — ок. 1000) — король Норвегии c 995 года, потомок короля Харальда Прекрасноволосого.
    Отец Олафа, Трюггви Олафсон, был убит Харальдом Серой Шкурой.
     Олаф имел старшую сестру, Ингеборгу Трюггведоттир, которая была первой женой Рагнвальда Ульфсона, двоюродного дядя княгини Ингегерд и ярла Ладоги (Альдегьюборга) в правление Ярослава Мудрого.
      Олаф родился в 963 году, вскоре после убийства его отца. По некоторым данным, он родился в 964 или 969 году.
       Мать Олафа, Астрид (норв. Astrid), бежала с сыном от убийц мужа в Новгород к Владимиру I Святославичу, у которого служил ее брат Сигурд, но по дороге они были захвачены пиратами, жившими в землях эстов. Сигурд, собирая налоги с эстов по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства.

     В Новгороде Олаф  и рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

     Позже Олаф оставил службу у Владимира, отправившись бороздить просторы Балтики.

     Обычно  историки при написании своих трудов  и ограничиваются только вышеизложенной информацией.

     Но, мы пойдем другим путем, и я  вас  познакомлю с отрывками из работы Т.Н. Джаксон. Четыре норвежских конунга на Руси , где очень точно  описано время правления Владимира Святославовича в Новгороде (Хольмграде)  и та роль которую сыграв  в его судьбе  норвежский  принц, а затем и король Олаф.

    «И когда они, Олав и Астрид, пробыли 2 года у Хакона Старого, тогда собрал он их в путь с честью и передал их в руки тех купцов, которые собирались ехать на восток в Гарды.
      Он думал отправить их к Сигурду, брату Астрид, который имел большие почести от конунга Гардов.

        (Это еще  одно  важное свидетельство того, что никакой такой Киевской Руси не было а  была Гардарьика или  кратко –Гарда!).

     «Хакон Старый дал им все, что им требовалось для этой поездки, и расстался с ними не раньше, чем они взошли на корабль с хорошими попутчиками.
    И затем вышли они в море, и в этой поездке напали на них разбойники и взяли все добро, и убили некоторых людей, и разобрали себе остальных, взяли их затем в неволю и рабство.
      И здесь разлучился Олав со своей матерью, и ее затем продавали из страны в страну. Олав был тоже продан в рабство, как другие пленники, и три хозяина было у него в этом плену.
      И того, кто первым купил его, звали Клеркон; и это он убил воспитателя Олава у него на глазах.
      А несколько позднее продал он Олава тому человеку, которого звали Клерк, и взял за него необычайно хорошего козла; и пробыл он во власти этого человека некоторое время.

    Но Бог, который не хочет, чтобы скрывались честь и слава его друзей, как не должен свет скрываться во тьме, сделал тогда великой славу этого молодого человека и освободил его из этой неволи, как в былые времена освободил он Иосифа.
     И этот человек, который теперь имел власть над Олавом, продал его тому человеку, которого звали Эрес, и взял за него драгоценную одежду, которую мы на нашем языке называем плащ или пыльник.
      И этот хозяин, который теперь купил его, был родом из языческих земель; жену его звали Рекон, а сына их звали Реас.
      Он купил вместе с ним и его брата по воспитанию, которого звали Торгильс, сына Торольва; он был старше, чем Олав; они пробыли 6 лет в этой беде [;. Tr. Oddr A, k. 7]

     «Сигурд, брат Астрид, имел такой большой почет от конунга, что он получил от него большие владения и большой лен, и поручено ему было вести дела конунга и собирать дань конунга по всем областям; а его повеления должны были иметь силу во всем государстве конунга.
     Олаву было 9 лет, когда случилось это событие, что Сигурд, брат матери Олава, приехал в это место, где находился Олав, а бонд ушел в поле с работниками.
     Сигурд въехал тогда в селение с многими воинами и достойными спутниками. Олав тогда играл с другими мальчиками; он пользовался такой сильной любовью своего хозяина, что он не был ни пленником, ни рабом, скорее он был как желанный сын, и не позволял он ему ни в чем нуждаться, о чем тот просил. Забавлялся он каждый день, как ему нравилось.
    И Олав приветствовал его хорошо и с большой охотой. И Сигурд принял хорошо и дружелюбно его слова и сказал так: «То вижу я, хороший мальчик, что ты ничуть не похож на местных жителей, внешностью или речью. Теперь скажи мне имя свое и род, и родину».
    Он отвечает: «Олавом зовусь я, и Норег — моя родина, род мой — королевский». Сигурд сказал тогда: «Каково имя твоего отца или матери?» Он ответил: «Трюггви зовется мой отец, и Астрид — мать». Сигурд сказал: «Чьей дочерью была твоя мать?» Он отвечает: «Она была дочерью Эйрика из Опростадира, могущественного человека».
       И когда Сигурд услышал это, сошел он с коня, и хорошо приветствовал его, и расцеловался с ним, и говорит ему, что он — брат его матери, «и определенно это радостный день, когда мы здесь встретились».
     Затем спросил Сигурд о поездке Олава и о его прибытии туда, или как долго он терпел это несчастье. И он рассказал ему о своей поездке так, как она проходила. И после этого сказал Сигурд: «Хочешь ты теперь, родич, чтобы я купил тебя у твоего хозяина, и ты бы не был больше у него в неволе или в услужении?»
     Он отвечает: «Мне теперь стало хорошо, — говорит он, — по сравнению с тем, что раньше, но я очень хотел бы быть освобожденным отсюда, если бы мой брат по воспитанию был освобожден из рабства и поехал бы он вместе со мной прочь». Сигурд сказал, что он очень хочет так сделать и ничего для этого не пожалеет.

      И затем пришел бонд Эрес домой и хорошо приветствовал Сигурда, так как он должен был собрать дани с тех областей и с каждого дома и наблюдать, чтобы все это делалось хорошо.
      И наконец, Сигурд завел разговор с бондом, не хочет ли он продать мальчиков за любую цену, «я теперь тотчас заплачу за них». Он отвечает: «Я продам старшего мальчика, как мы договоримся, а младший у меня не для продажи, потому что он умнее и даже красивее, и его я люблю много больше, и мне трудно расстаться с ним. И я не продам его, кроме как по большой цене».

       И когда Сигурд услышал это, то спросил он, как высоко поднимется цена, а бонд тем не менее все отказывался. А Сигурд настаивал все же на этом еще больше.
        А надо сказать о конце этой торговой сделки, что старший мальчик был куплен за марку золота, а младший был за 9 марок золота, и было все-таки бонду труднее расстаться с ним, чем с тем мальчиком.
      После того отправился Сигурд прочь с Олавом, своим родичем, и вернулся домой в Гардарики [;. Tr. Oddr A, k. 8].

…….   А теперь о подвигах Олафа в Гардарике.
       «А когда ему было 12 лет, то спрашивает он конунга, нет ли каких-нибудь городов или округов, тех, которые были под его властью и были отняты у него язычниками, присвоившими себе его владения и честь.
      Конунг отвечает и говорит, что, конечно, были некоторые города и деревни, те, которые принадлежали ему, а другие отвоевали от его владений и присоединили теперь к своему государству.

      Олав сказал тогда: «Дай мне тогда какой-нибудь отряд в распоряжение и корабли, и посмотрим, смогу ли я вернуть назад то государство, которое потеряно, потому что я очень хочу воевать и биться с теми, которые вас обесчестили; хочу я положиться в этом на ваше счастье и твою собственную удачу.

     И будет либо так, что я их убью, либо что они побегут от моей силы».

     Конунг принял это хорошо и дал ему такой отряд, какой он просил.

     Вот обнаружилось то, о чем говорилось раньше, каким искусным он был во всяком рыцарском деле и военном снаряжении; и мог он так умело вести строй, как будто он всегда это делал.

      Вот он отправляется с этим войском, и было у него много битв, и одержал он большую победу над своими недругами.

      Вернул он назад все города и крепости, те которые раньше находились под властью конунга Гардов.

      И много иноземных народов подчинил он власти конунга Вальдамара.
     А осенью вернулся он назад со славной победой и прекрасной добычей; были у него там разного рода сокровища из золота и прекрасных дорогих материй, и драгоценных камней, которые он привез конунгу и княгине; и вот его слава обновилась. И принимали его все с величайшей радостью.

    Так повелось каждое лето, что он вел войны и совершал разного рода подвиги, а по зимам был он у конунга Вальдамара.

     И когда он был в такой славе, говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды; они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры.

     Конунг Вальдамар скоро сделал Олава хёвдингом в дружине, и чтобы управлять теми воинами, которые охраняли земли конунга.

     И увеличил Олав государство гардских людей. Олав приобрел широкую известность в Гардарики и во многих местах по Аустрвегу, в Судрлонд и в Вестрлонд, как говорит Халльфред Трудный Скальд: [Висы 99–101.]

    «Конунг обагрил свой острый меч кровью на острове и на востоке в Гардах. Зачем же это утаивать? Распрю прекратил могучий победитель мужей; воин скормил воронам мясо Флемингов». [Следует продолжение вис] [Fask., k. 23].

   А теперь дадим слово первому официальному российскому историку Карамзину Н.М.: и вот что он написал в Том I своей «История России».

  «По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, Олег в Древлянской земле, Владимир в Новегороде.

     Единодержавие пресеклось в Государстве: ибо Ярополк не имел, кажется, власти над Уделами своих братьев.

       Скоро открылись пагубные следствия такого раздела, и брат восстал на брата. Виновником сей вражды был славный Воевода Свенельд, знаменитый сподвижник Игорев и Святославов.

      Он ненавидел Олега, который умертвил сына его, именем Люта, встретясь с ним на ловле в своем владении: причина достаточная, по тогдашним грубым нравам, для поединка или самого злодейского убийства.
      Свенельд, желая отмстить ему, убедил Ярополка идти войною на Древлянского Князя и соединить область его с Киевскою.

      Олег, узнав о намерении своего брата, также [в 977 г.] собрал войско и вышел к нему навстречу; но, побежденный Ярополком, должен был спасаться бегством в Древлянский город Овруч: воины его, гонимые неприятелем, теснились на мосту у городских ворот и столкнули своего Князя в глубокий ров.

     Ярополк вступил в город и хотел видеть брата: сей несчастный был раздавлен множеством людей и лошадьми, которые упали за ним с моста. Победитель, видя бездушный, окровавленный труп Олегов, лежащий на ковре пред его глазами, забыл свое торжество, слезами изъявил раскаяние и, с горестию указывая на мертвого, сказал Свенельду:

Того ли хотелось тебе? ..
………….
      Искренняя печаль Ярополкова о смерти Олеговой была предчувствием собственной его судьбы несчастной. - Владимир, Князь Новогородский, сведав о кончине брата и завоевании Древлянской области, устрашился Ярополкова властолюбия и бежал за море к Варягам.
         Ярополк воспользовался сим случаем: отправил в Новгород своих Наместников, или Посадников, и таким образом сделался Государем Единодержавным в России.»

      Но Владимир искал между тем способа возвратиться с могуществом и славою.

     Два года пробыл он в древнем отечестве своих предков, в земле Варяжской; участвовал, может быть, в смелых предприятиях Норманов, которых флаги развевались на всех морях Европейских и храбрость ужасала все страны от Германии до Италии; наконец собрал многих Варягов под свои знамена; прибыл [в 980 г.] с сей надежною дружиною в Новгород, сменил Посадников Ярополковых и сказал им с гордостию:
     "Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!"

       А теперь вот что писал  другой авторитет российской истории Соловьев С.М. [Соловьев С.М.: Книга I, С. 183. История России, С. 6182]

      «Каковы бы ни были причины и обстоятельства смерти Святославовой, Ярополк остался старшим в роде княжеском и Свенельд при нем в большой силе.

      Для объяснения последующих явлений мы не должны упускать из виду возраста детей Святославовых: Ярополку было не более 11 лет, следовательно, при нем должен был находиться воспитатель, кто был этот воспитатель, в каком отношении был к нему Свенельд и как получил важное значение - об этом летописец ничего не знает.

    Мы не должны только забывать, что Ярополк был малолетен, след[овательно, действовал под чужим влиянием. Единственным событием Ярополкова княжения, внесенным в летопись, была усобица между сыновьями Святослава.

      Мы знаем, что охота, после войны, была господствующею страстию средневековых варваров: везде князья предоставляли себе касательно охоты большие права, жестоко наказывая за их нарушение.

    Это служит достаточным объяснением происшествия, рассказанного нашим летописцем: сын Свенельда, именем Лют, выехал из Киева на охоту и, погнавшись за зверем, въехал в леса, принадлежавшие к волости Олега, князя древлянского;по случаю в это же время охотился здесь и сам Олег, он встретился с Лютом, спросил, кто это такой и, узнав, что имел дело с сыном Свенельдовым, убил его.

      Здесь, впрочем, несмотря на предложенное нами выше общее объяснение поступка Олегова, нас останавливает одна частность: Олег, говорит предание, осведомился - кто такой позволяет себе охотиться вместе с ним и, узнав, что это сын Свенельдов, убил его.

       Зачем предание связывает части действия так, что Олег убивает Люта тогда, когда узнает в нем сына Свенельдова?

     Если бы Олег простил Люту его дерзость, узнав, что он сын Свенельда - знаменитого боярина старшего брата, боярина отцовского и дедовского, тогда дело было бы ясно; но летописец говорит, что Олег убил Люта именно узнавши, что он сын Свенельда; при этом вспомним, что древлянскому князю было не более 13 лет! !!!!

     Следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию какого-нибудь сильного боярина, вроде Свенельда.

      Как бы то ни было, за это возникла ненависть между Ярополком и Олегом; Свенельд хотел отомстить Олегу за сына и потому не переставал твердить Ярополку: "Поди на брата и возьми волость его".

        Через два года, т. е. когда Ярополку было 16, а Олегу 15 лет, киевский князь пошел ратью на древлянского; последний вышел к нему навстречу с войском, и Ярополк победил Олега.
       Олег побежал в город, называемый Овруч; на мосту, перекинутом через ров к городским воротам, беглецы стеснились и сталкивали друг друга в ров, причем столкнули и Олега; людей попадало много, за ними попадали лошади, которые и передавили людей. Ярополк вошел в город Олега, взял на себя власть его и послал искать брата.

     Долго искали князя и не могли найти. Тогда один древлянин сказал: "Я видел, как вчера столкнули его с моста".

[Соловьев С.М.: Книга I, С. 184. История России, С. 6183]

     Стали вытаскивать трупы изо рва с утра до полудни, наконец, нашли Олега под трупами, внесли в княжий дом и положили на ковре. Пришел Ярополк, начал над ним плакаться и сказал Свенельду: "Порадуйся теперь, твое желание исполнилось".

     Заключали ли в себе эти слова упрек или Ярополк хотел ими просто объявить старику, что желание его удовлетворено, хотя первое правдоподобнее по связи с плачем - во всяком случае предание признает, что дело совершено преимущественно под влиянием Свенельда, и очень естественно, что князь не действовал самостоятельно: ему было только 16 лет!

      Ярополк, как сказано выше, взял братнюю волость.

         Третий Святославич, Владимир, узнал в Новгороде, что Ярополк убил Олега, испугался братнего властолюбия и бежал за море, а Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал владеть один на Руси.

      Через три года Владимир возвратился с варягами в Новгород и прогнал оттуда Ярополковых посадников, приказав им сказать брату: "Владимир идет на тебя, приготовляйся к войне".
[Соловьев С.М.: Книга I, С. 185. История России, С. 6184]

   На этом можно было бы и закончить, но у нас осталась не исследована личность Свенельда.
    И поскольку после 980 г. его следы  в российской истории  исчезают то тут самое время и место рассказать его подлинную биографии.

     Насколько мне известно, личностью Свенельда/Свендельда никто из историков специально не интересовался, довольствуясь указанием, что он — «воевода Игорев».
      В текстах ПВЛ Ипатьевского и Лаврентьевского изводов сохранилось упоминание его «отроков», которые «изоделеся суть оружьемь и порты» [Ип., 42], и только обращение к НПЛ восстанавливает предшествовавший некогда этой фразе текст, в котором Свенельд предстает своего рода «мажордомом» Игоря, держащим в своих руках как проведение военных акций против окрестных племен, так и сбор дани с «углечей» и «деревлян», из-за чего дружина Игоря заключила, что «се даль еси единому мужеве много» [НПЛ, 109].

     Объяснение причин такого расположения Игоря к Свенельду, скорее всего, выпало из текста ПВЛ при очередном его сокращении, однако несколько сохранившихся реплик и тот факт, что в момент смерти Игоря Свенельд находился «в Киеве» вместе с Ольгой и «кормильцем» (т.е. 'дядькой') Святослава, Асмудом, достаточно хорошо объясняет самоволие молодого князя, за что ему пришлось поплатиться жизнью.

     В последующем Свенельд вместе с тем же Асмудом сопровождают Святослава (и Ольгу) в карательной экспедиции против деревлян [Ип., 46], после чего Асмуд исчезает совершенно, а Свенельд неожиданно возникает в самом конце рассказа о войне Святослава с Цимисхием [Ип., 60-61], благополучно возвращается из-под Доростола в Киев к сыну Святослава, Ярополку, и там становится подстрекателем братоубийственной войны в отместье за своего сына, убитого Олегом Святославичем на охоте [Ип., 62-63].

     Тем самым, оправдывается комментарий «краеведа» в ст. 6453/945 г. (дубл.) к его имени, что Свенелд «тоже отець мьстишинъ», что, скорее всего, является испорченной в архетипе фразой «тоже мсти сына».

    Дальнейшая его судьба после смерти Олега Святославича неизвестна
    

        Но вот начинал Свенельд свою  карьеру при князе Игоре, вскоре стал во главе дружины и прославился завоеванием уличей, занял видное положение, в частности ходил в полюдье (собирал дань).
      Именно зависть дружины князя к людям Свенельда заставила Игоря в 945 дважды взять дань с древлян, из-за чего князь и был убит ими.

      При сыне Игоря Святославе был главным воеводой, участвовал в походах князя на Хазарский каганат, Болгарию и Византию.
     Обычно его отождествляют со Сфенкелом из «Истории»  Льва Диакона, и там он  назван «третьим по достоинству после Сфендослава» (вторым был Икмор), он же Свангел Скилицы, считавшийся им, однако, вторым в войске русов.

        В 971 Сфенкел/Свангел защищал Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Однако под Доростолом по византийским источникам он был убит, а Свенельд ещё не раз встречается на страницах русских летописей.

    В 972 он отговаривал Святослава идти в Киев через днепровские пороги, зная что там устроили засаду печенеги, предлагал путь «на конях».
     Святослав этим путем и отправил своего воеводу с тем чтобы тот собрал войско и расчистил ему путь, однако голод заставил князя прорываться к Киеву не дожидаясь подмоги.   В битве с печенежским ханом Курей он погиб.

          При малолетнем сыне Святослава Ярополке Свенельд выступает в роли соправителя. В это время на Руси существовали другие могущественные люди, готовые интригами удалить стареющего Свенельда от власти.

          В 975 охотясь в землях брата Ярополка Олега, сын Свенельда Лют был убит.
          В ответ Свенельд начал подговаривать Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал в 977. Между 977 и 980 Свенельд по всей видимости и умер, поскольку больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка.

      Еще о Свенельде (Сфенкеля, Стейнкеля) подробно свидетельствует реконструированный А. А. Шахматовым "Древнейший Киевский свод 1039 г.":
       "И иде Игорь... И примуче Угличи и възложи на ня дань и въдасть Свенельду, и дасть же дань деревскую Свенельду, и имаше по чьрне куне от дыма".
         Таким образом, Свенельд при князе Игоре  уже был, князем уличей и древлян.
          Древлянское же княжение, судя по распределению столов в 970 г. было третьим в иерархии русских княжеств.

         Значит, на древлянском столе должна была в 945 - 970 гг. находиться третья по старшинству ветвь княжеского дома.

        Первую ветвь с 945 г. представляли Ольга со Святославом, вторыми шли Игорь Младший с Улебом, третьими могли быть лишь потомки Акуна "нети Игорева", который, не смотря на родство с киевским князем, в договоре с греками 944 г. стоит не в списке княжеской семьи, а среди представителей городов.
           Видимо, в отличие от Игоря Младшего, Акун не родной "нети" Игоря Старшего, а более дальний - двоюродный.
          Отсутствие Свенельда в договоре 944 г., хотя он должен принадлежать к одному поколению с названными договором Святославом, Улебом и Слуды, также говорит о его более дальнем родстве с Игорем, чем детей Ольги и Игоря Младшего.

        Таким образом, наиболее вероятна связка: Акун "нети Игорев" - Свенельд.

         Но историки так же отмечают и тот факт, что подлиная биографии Свенельда и его сына Люта, содержат массу противоречий.
       Так А. А. Шахматов выявил две различные версии их участия в событиях 945 г.
        По Древнейшему своду 1039 г., Свенельд был противником Игоря, и последний к тому же был убит Лютом.
      По Начальному 1095 г., Свенельд - верный воевода Игоря и Ольги, Лют вообще не упомянут.
      Лев Диакон говорит о смерти Сфенкеля в 971 г., а вот ПВЛ обнаруживает его живым еще в 977 г.!
        Что дало повод современным  историкам выдвинуть версии о искусственном воскресении Свенельда  в XII веке при формировании летописного свода в угоду правящей в Киеве  княжеской  династии.
          Кроме того, по определению А. А. Шахматова, информаторы летописцев Начального свода - Вышата Остромирич и Ян Вышатич дали сведения о своих предках (Свенельде, Мьстише-Люте, Добрыне, Коснятине, Остромире) из устных семейных преданий.
       И при анализе  ПВЛ мы  видим, что князья древлян Мал и Свенельд были князьями,  но со своей  спецификой.
      Мал как последний племенной князь, Свенельд - как первый держатель древлянской дани от киевского князя.
      Эта общая деталь в биографиях и привела к смешению лиц и событий. Деяние Мала - убийство Игоря - было потом приписано Свенельду с Лютом.

      Да и  теперь по другому  видятся события 977 года приведшие к убийству Люта.
      И дело тут не в самовольной охоте  последнего на древлянской земле  они имели в своей основе только давний  спор за древлянское княжение между Олегом Святославичем и Лютом Свенельдичем, которого поддерживал киевский князь Ярополк Святославич.

      Правление Свенельда у древлян завершилось в 970 г., когда древлянские земли достались Олегу Святославичу.

      Но и тут есть свои сомнения.

     Ведь история Свенельда оказывается слишком растянутой во времени.
     Даже если предположить, что в 920-925 гг., когда с наибольшей вероятностью родился Игорь, Свенельду было уже 30 лет, к моменту поражения Святослава у Доростола ему оказывается не менее 75 лет, тогда как к моменту убийства Олега «древлянского» ему идет уже девятый десяток — вещь совершенно невероятная для активно действующего воеводы X в.
       И этот факт, увы  подрывает доверие  к древнерусским летописцам, начиная с пресловутого Нестора, поскольку свидетельствует, что они зачастую  «исправляли» исторические  события  по своему  усмотрению и в угоду  власть имущим.

                 (конец  ч. 16)
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:

http://narodna.pravda.com.ua/authors/464c7e3e925fd/

© Бровко Владимир, 09.09.2012 в 00:32
Свидетельство о публикации № 09092012003241-00299894
Читателей произведения за все время — 33, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют