для снов своих соцветья и листву.»
(Р. М. Рильке)
Я расскажу Вам о судьбе одного парня.
Он родился в глухом селении людей в краю, который в старые времена назывался Белая Русь. Отец его Алексей был землепашцем и плотником. Местный грамотей Иван Пустоделов, будучи в должности земского учителя, обучил Алексея еще в детстве различать знаки на бумаге и видеть в словах смысл. Что подтолкнуло его к сему странному поступку – неизвестно, возможно он считал, что такими деяниями он приближает воплощение совершенного общества. Сам он – Иван Пустоделов (из разночинцев, мещанин) – выпускник Санкт-Питерсбуржского университета был по выражению его учителя Розенберга «путешественником на Восток» и в его чемодане разночинца было немало брошурок по буддизму, которым он увлекался наравне с марксизмом. Одну такую книжечку удалось стащить Алексею (будущему отцу нашего героя). Впрочем, учитель сиё неблаговидное деяние заметил, ученика слегка пожурил, но простил и книжечку подарил с мыслью: «Это, вероятно, судьба!»
О, если б он знал о последствиях сего поступка! Но он об этом так и не узнал – учительствовал еще несколько лет в деревенских школах и умер от чахотки, оставив по себе след на земле – деревенского мальчика увлекающегося буддизмом.
Алексей так и прожил всю свою жизнь в деревне Клушино, возделывая землю и плотничая по примеру древних учителей человечества и тщательно скрывая своё ориентальное пристрастие от односельчан – как нечто тайное, сакральное, поведанное ему Учителем. Впрочем, сохранились несколько листов из его «Тайной тетради», где он записывал свои стихи и мысли и которую прятал на чердаке избы среди хлама. Отрывки, я думаю, будут читателю небезинтересны:
* * *
На сенокосе
Ветер колышет траву
Роса холодна…
* * *
Над деревнями
Грустью полна, ущербна
Бледная луна
Свою тайну открыл он только сыну Юрию, которого хотел назвать Юэ Ту в честь китайского мифологического персонажа, но в последний момент передумал и зашифровал своё желание в виде христианского символа борьбы со злом.
Нашего героя Юрия буддизм не просто увлёк – идея слиться с Великой Пустотой превратилась для него в смысл бытия. Мысль о том, что где то там, за межой Земли и Мира людей есть Великая Пустота – первопричина всего сущего, настолько захватила его, что он решил любой ценой увидеть её, коснуться её сути. И мысли эти легли не на бесплодную почву. Еще во младенчестве мать пела ему древнюю песню на местном наречии (ныне уже в тех краях позабытом):
…Пустэча ў хаце маёй
Толькі свечка гоніць цемру…
Юрий начал обучение в светской школе и именно тогда произошли страшные события – люди начали массово убивать людей, мотивируя свои поступки довольно странными абстрактными рассуждениями и понятиями.
Для Юрия это было настолько странным и непонятным, что он окончательно утвердился в мыслях о тщетности и суетности человеческого общества и тайно читал и перечитывал уже истрепанную и заяложенную брошурку о буддизме.
Но ничто не вечно – всему приходит конец – даже великому самоуничтожению человечества. И Юрий снова начал изучать светские науки и ремесло металлообработки не оставляя мечту увидеть Великую Пустоту. В металле Юрия привлекала его суть – металл изменяет свою форму, становится то мечом, то оралом, в это же время оставаясь вечно самим собой. Он изменял форму кусков металла и думал: «А возможно и человек вот также перевоплощаясь или же сливаясь с Великой Пустотой также может оставаться самим собой, возвращаясь к Изначальному, к своей подлинной сути…» Эти мысли и мечты привели его к людям, которые конструировали различные устройства, способные летать по воздуху и приближаться к Небу.
Ему разрешили управлять одним из таких устройств.
Он летел над Землёй и думал – там они – там, далеко, суетные мысли и мир затемнения, далеко внизу, а вокруг Воздух – стихия, Великой Пустоты я не вижу, она где то там, недосягаема…
Его призвали в войско, где вновь посадили на летающие устройства самолётами называемыми – похоже мечта приближалась. Дело в том, что как раз в те годы в тогдашнем обществе возникла и укрепилась идея – отправить человека в Великую Пустоту. И Юрий понял, что это его шанс. Хотя, соглашаясь волонтёром в отряд «пустотников», он даже не ведал, что повезёт именно ему.
Во имя воплощения мечты Юрий даже вступмл в тайную масонскую ложу «Молот и серп» - очень влиятельную в тогдашнем обществе, хотя идеи этой квазихристианской (точнее, псевдохристианской) ложи о преобразовании общества были ему глубоко чужды. Но помогло ему вовсе не это.
Среди тогдашних конструктором летальных аппаратов были известные мистики и окультисты, в частности конструктор К. из Житомира – магистр тайного католического ордена Розейкрейцеров. Он понял Юрия без слов.
Нашего героя посадили в металлический шар который назвали корабль «Восток». Причём хотели сначала назвать «Паломник на Восток» или «Свет с Востока». Но потом решили - просто «Восток», понимая, что сим коротким словом всё сказано – кто способен, тот поймёт. Под шаром зажгли Великий Огонь и Юрий понял, что мечта его сбывается и пережил состояние сатори – просветления. Он хотел крикнуть «Путь в нирвану!», но в последнее мгновение передумал и сказал «Поехали!», поняв, что Путь его не универсальный.
Он летел над миром людей, над шариком, который завис среди Бесконечного Ничто и к которому цепляется перепуганное неизвестностью и жалкое человечество и думал, что Великая Пустота – вот она, рядом – но так и остаётся для него недосягаемой. Между ним и Великой Пустотой была стена корабля, воздух, его тело, которое стало для него тюрьмой, для его Атмана, и что путь к Великой Пустоте необходимо искать в себе, в глубинах своего «я», а не в физическом мире – этом временном и иллюзорном скоплении дхарм. Металлический шарик в котом он летел упал на землю, предварительно развернув большой кусок ткани над собой.
Далее были весьма странные события – все вокруг радовались, он тоже вынужден был изображать радость, его возили по разных странах мира людей, он говорил бессмысленные слова, изображал улыбку, но думал только об одном – о Пустоте. В него влюблялись женщины, боготворила толпа, сильные мира сего старались пожать ему руку, сумашедшие провозглашали себя ним…
Только для Юрия все это было странным и далёким. Он чувствовал себя артистом в глупом спектакле, вспоминал годы в училище, где среди курсантом ходила по руках «Праджняпарамитасутра» переписанная от руки, вспоминал свои стихи тех лет оставшиеся только в памяти (сохранённые в последствии лейтенантом ВВС Пресветлёновым В. И.):
* * *
Восточный ветер
Колышет слегка траву.
Ботинки на ногах.
* * *
Роняют слова
Люди на усталой земле.
Запах бензина.
* * *
Бетон и воздух.
Из мира тяжести
Хочется улететь!
* * *
Надел перчатки.
Звуки слов, шум моторов.
Где ты, пустота?
* * *
Закрыл кабину.
Узок мой мир. Приборы.
Пора улетать…
* * *
Смотрю на тучи.
Печальная весна
На аэродроме…
* * *
Новая форма.
Превратишься ты в пепел
Где, в какой земле?
Юрий вспоминал и чувствовал, что Великая Пустота становится всё более далёкой…
Он снова начал летать. И неожиданно нашёл единомышлненника – им даже не нужно было ни о чём говорить, поняли друг друга без слов, бросив в пространство несколько ключевых фраз. Поняли, что они хотят одного и того же.
И когда им выпало сесть в один самолёт, они направили крылатую машину в небо, а потом бросили её с высоты в объятия Земли и слились с Великой Пустотой.
Последнее, что увидел Юрий перед прыжком в нирвану, были берёзы. «Жаль, что это не цветущие сакуры!» - успел подумать он…
(Фотография из паутины – снимок с тех времен. На фото – наш герой во время медитации.)