Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 405
Авторов: 0
Гостей: 405
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Ритка. Нет, это не женщина. В определенном смысле слова.
Хотя сука, конечно, хорошая. Точнее сукА. Ритка – это… Я даже определения не могу подобрать. Человек. Если исходить из выражения – собака друг человека. Взгляд у неё человеческий. Смотрит на меня, а у меня мурашки по коже. Взгляд… Далеко не у каждой женщины такой бывает. Завораживающий. Каждое движение старается не упустить.
Предугадать. Под этим взглядом цепенеешь. Берет оторопь.
Хочется как –то ответить. Что – то сделать для неё такое. Ну,
такое. Что бы она чувствовала себя собачьей королевой… Ей  этого не надо… Она понимает для чего родилась… Ей известен её смысл жизни. Она выполняет свое предназначение. Ей этого достаточно…
      Взял я ее щенком – переростком. Приехали мы с сыном в военный городок. Три щенка оставалось. По объявлению в газете нашли. Хата сельская. Люди простые. Вышли из будки. Не… не люди… щенки. Два кобелька и она Ритка. Нас увидела, обрубком хвоста виляет и писяется. Я ключами погремел. Зачем греметь? Я и так в «девках» засиделась. Забирайте. Вспомнил анекдот про говорящую лошадь. На неё ставку сделали, а она последней пришла. Но взяли. Сыну тоже приглянулась. Не пожалели, как показало время…
      Поехали с ней на моторке. Я и два приятеля со мной. Тридцатый «Вихрь». Казанка пять м 3. Охотничий сезон еще не начался. На рыбалку выбрались. Расположились. Палатка. Стол. Комар зверствует. В пойме Амура это обычное дело. Мы «мазюкой» намазались. Терпимо. Ритку загрызают живьем. Глаза. Уши. Не тут то было. Под прошлогоднюю траву залезла. Нос и хвост торчит. Мы кушаем. Она из под травы косится так. Интелегентно. Я – немка. Меня несколько веков воспитывали. Все понимаю. Дают – бери. Бьют – беги. Дратхаар – моя фамилия. Не хухры – мухры. Не лайка ваша якутская. Благородных кровей... А я? А я такой гордый…  Поясняю, под рюмку. Шесть лет студентам лекции читал. Что там собаку воспитать. Приятели (тоже преподаватели) понимающе кивают… Ефимыча оставили на хозяйстве. Поехали снасти проверять. Возвращаемся, стол убран, костер горит. Ефимыч молодец. Только ноги из палатки торчат. Достали ещё снадобье. Ефимыча трясём. Закуску доставай.  Полез в рюкзак.  Пытается сподобить. Это… А где? Ритка виновато смотрит. И я смотрю. Полузарытый хлеб.  Лук слегка прикопанный… Ну, я за старшую оставалась. Ефимыч спал. Как смогла, так и распорядилась… Понятно. Хозяйка. И где моё учёноё воспитание? Я даже не обиделся. Переоценил себя…
   Отца Федора на природу вывез. Вместе с Риткой. Отец Федор – величина. Художник. У него даже и картины имеются, которые не продал. И не успел никому подарить, а потом обратно забрать. Не, к Ритке это не имеет никакого отношения.
    Спим. Я. Ритка. Отец Федор. Зорька. Не, «Зорька» - это не женщина и не корова. Природное явление. Ну, пришло оно уже. Мошка. Тоже природное явление. Особенно на зорьке. Выхожу зову Ритку. Нос высунула. Что я дура? Обратно в палатку залезла. Отец Федор, как таран двумя руками. Вытолкал. Ритке пять месяцев. По всем законам собачьего жанра. Охотится ей ещё рано. Да никто и не требует. Пусть обвыкается. Ставлю подсадных. Выхожу на берег. Оборачиваюсь. Рика подсадную утку – чучело на берег тянет. Ей собачьи жанры не указ. Водрузил утку на место. Собаке благодарность объявил. В устной форме. Ей этого достаточно ни за страх, а за совесть работает. Зорька так себе. Ни шатко, ни валко. Если бы Отец Федор шашлыков не поджарил, то голодными остались бы…
  В следующий раз поехали с Ефимычем. Рассвет ещё не задался, слышу свист утиных крыльев. Раз. Два. В полудрёме такой. То ли да, то ли нет. Просыпаться не хочется. Хочется спереть всё на фантазию. Три, четыре, Шорох крыльев над палаткой. Не верится. Еще не рассвело, а так много. Вылезаем. Ефимыч, я, Ритка. До протоки не дошли, раз по пять отстрелялись. Одну черунью сбил. Упала на открытое место. Дал понюхать Ритке. «Подай». Принесла. Еще раз кинул битую утку. Принесла. До этого она мне мячики подавала. Первое знакомство с птицей состоялось. На вечерней зорьке Ефимыч сбил утку. Я Ритке; «Ищи». Смотрю, хвостиком завиляла. Нашла. Подхожу куча конского навоза. Да что б тебя. Опять хвостиком завиляла. Снова навоз. Дело гиблое. Трава выше колен. Перед Ефимычем
неудобно. Стоит, гад, скептически так настроенный. Вот бы ему нос утереть. Ритка опять замешкалась. Подхожу. Нет, сошла с места. Присматриваюсь, а навоза там нет. Что тормозила? Появились у меня смутные догадки. Траву шарю не хуже Ритки. Точно есть. Молодца, Ритка. Она до потолка прыгает. Ну, воображаемого, конечно. Поняла, что от нее нужно. Только у меня сложилось полное впечатление, что утку я нашел. Вспомнил картинку. Охотник с уткой в зубах плывет, а рядом собака. Что то у нас похожее получилось. Ефимыч подвоха не заметил. Утерли нос. На следующее утро в засидку пошли.
Бью утку. Уходит в траву с воды. Подранок. Мы с Риткой за ним. Ефимыч: «Не трать время Саныч». Не верит. Не тут – то было. Не успел голову повернуть. Подранка несет. Ну, и дела.
Сходу взяла. Так кто вчера утку нашел? Что то я засомневался.
Еще бьем утку. Падает в залив. «Рита подай». Не видит. Кидаю стреляную гильзу. Рядом с уткой. Поплыла. Гильзу лапами утопила. Воду пастью хватает. И все это рядом с уткой. Развернулась, назад поплыла. Пока я рукой до утки не дотронулся, она не поняла, что от нее хотят. Ну и ладно. Не все сразу…
        Вышли в первый раз в поле. На фазана. Я продвинутый. Все изучил. Даже книжку купил. Так вот. Там черным по белому прописано, чтобы собака не срывалась на самостоятельную охоту ее на длинном поводке нужно держать.
Держу. Как доктор прописал. А поводок цепляется за репей, за кусты. Не охота, а полоса препятствий. Я к кинологу в охотобщество. Специалиста посоветовала – дратхаровца. Звоню. Узнаю. В наших условиях этот метод не приемлем. А то я сам не догадался. А какой приемлем? Совместная натаска. Ну, да. Сегодня тёща заболела. Завтра погода нелетная. Так и не выбрались ни разу…
     Однако, все решилось, как то само собой. Раз ее отозвал от погони за птицей, два. Уходит дальше 20 метров. Окликаю. Привыкла, слушается. Сбиваю фазана. Подранок. Уходит в полегшую траву. Ну, Ритка не подведи. Твой первый. Идем по  предполагаемому следу. Интерес потеряла. Без всякого энтузиазма работает. Предполагаю, что запах потеряла. Завожу собаку на новый круг. Фазан бестия хитрая. Рядом пройдешь, с места не сдвинется…
   Был у меня случай. Еду уже в сумерках по лугам. На своем стареньком, видавшем виды, «Датсуне». Еду по снегу по целине. Фазан из под колес взлетает. Через метров десять в траву садится. Выхожу. Дошел до места посадки. Нет, ничего. Ни следов, ни тушки. Кручусь на месте. На какую то кочку наступил. Нога неестественным образом провалилась. Смотрю на ногу. Из по ноги на меня курица смотрит. Ты что, дурак, спать не даёшь? В правой руке ружье. Под левой ногой курица. И оба не знаем что делать. Видимо на неё не каждый день охотники наступают. Я же «заточен» стрелять, а не ловить. Если бы нагнулся, конечно, поймал бы. А я мыслю стандартно. Расстояние очень близкое – раз. Птицу может разорвать. И второе, как я под ногу стрелять буду? Не, ну я причем? Лобачевский, как гласит легенда, две дырки в двери сделал. Для маленького и большого кота. А я что, хуже Лобачевского?.. Курица из - под ноги вылезла, отряхнулась, полетела. Пальнул пару раз. Получилось, что отсалютовал. Охотничек. Мать твою. Килограмм диетического мяса улетел. Ногой придавленный…
    Учитывая предыдущий опыт, заходим на второй круг. Ритка носом траву раскопала. Добрали, сообща подранка. Назад возвращаемся. Я на машине. Ритка рядом.  То с одной стороны дороги, то с другой. «Челноком» научилась ходить. Стойку правда не делала. Да что взять с шестимесячного щенка?  Смотрю, Ритка долго не появляется. Выхожу из машины. Подранка в зубах несет. Не мною битого. Освоилась.
    Чуть позже также успешно открыли сезон на тетерева. Подавала, поднимала птицу безупречно. Правда стойку так и не делала. Но в самостоятельный поиск не срывалась. Дальше пятнадцати, двадцати метров не отходила. Я уже по ее поведению видел, что дальше будет. Видимо есть во мне какие то глубинные экстрасенсорные способности…
   Ну, конечно, с Подей мне не сравниться. Подя – идол. Покровитель рек, болот, озер и лесов у местных аборигенов. Ему нужно обязательно плеснуть. Задобрить пред охотой или рыбалкой. Угодишь – будет удача. А нет – пеняй на себя. Он может превратиться в птицу или зверя. И проверять тебя. Достоин ли ты пребывать в его владениях. Можно в это верить или не верить. Везде свои правила игры… С братом у костра сидим на лугах. Я по привычке из стакана плеснул Поде Ка. «Ка» уважительное обращение к идолу. Брат смеётся. Рассказал ему, что знал про Подю. Вместе посмеялись. А ночью дождь, гроза вымокли, как цуцики, в палатке. Нужно выбираться. Иначе полевая дорога раскиснет. Поехали. Вроде туда, а вроде не туда. Так и заплутали. Утром просыпаемся в машине. Рядом памятник. Тракторист лет тридцать назад сгорел. Как и почему никто не знает… И вроде за памятником никто не ухаживает. А вроде он и не меняется… Подя предупредил…  В двух шагах от памятника дорога. Мистика… Я особо этими вопросами не заморачиваюсь. Но когда охочусь хоть с Риткой хоть без Ритки, Дань отдаю традициям... Так без всякого энтузиазма… Вроде как в шутку…  
   Как то Ритка поднимает тетерева – косача. У него хвост лирой закручен. Хоть струны натягивай. Матёрый. Это тебе не сеголеток, какой нибудь, у которого только намек на лиру. Отстрелялся. Тетерев потянул, потянул, потянул. Ритке в траве не видно. Да и мне плохо. Метров за двести. То ли упал. То ли сел. А может и низом ушёл. Пошли искать. Трава. Снег выше колен. Полчаса.
Никого нет. Час. Никого нет. А что то мне подсказывает. Должно быть. Ритка как то неестественно засуетилась. И на тебе. Стойку сделала. Лапу поджала. Хвост трубой. Красава. Я понимаю, что нужно посылать собаку вперед. И даже команду знаю. «Апорт» называется. Но у Ритки в этом направлении пробел в образовании. Это в старших классах проходят. Она еще дошкольница. Ладно, по рабочее – крестьянски разберемся. «Ствол» наизготовку. Подхожу. Вижу лунка. Вылета нет. Иду на лунку, как в атаку. А нет ничего. Не понял. А откуда дырка в снегу? Так, так, так. Ритка суету наводит, снег копает. Метра два траншею прокопала. Пригляделся тоннель под снегом. Значит, тетерев под снегом  уходит? Такого я еще не встречал. Ритка уже метров пять прокопала.  Явно подранок. Пошел Ритке помогать. У меня быстрее ногами снег разгребать получается. Сейчас доберем. Метров через десять взлетает. Вот те на. Предупреждать надо. Я и стрелять не стал. Не готов. Вижу, тяжело полетел. Матёрый, матёрый косач. Я в азарте. Ритка в трансе. Анекдот вспоминаю. Мужик с собакой на рыбалке (наверно мы с Риткой) в лодке. Лошадь рядом выныривает. Мужик дай закурить. Мужик свою сигарету в морду ей сунул. Та опять занырнула. Мужик подозрительно на собаку косится. Вспоминает, сколько же вчера выпил. А собака человеческим голосом: «А я причем ? А я причем? Сама такое в первый раз вижу…» Да. Ситуация похожая. Тетерев до протоки дотянул. За обрывистый берег в тальники ушел. Метров сто от нас. Подходим. Я по кромке обрыва иду. Ритка внизу. Хорошо, тальник редкий. Все просматривается. Ритка стойку сделала.  Не вижу ничего. Ни лунки. Ни дырки… От бублика. Подхожу вплотную к Ритке. Вместе стоим. Мне бы еще ногу поджать. Была бы полная идиллия. Всматриваюсь. Смотрю на собаку, за направлением ее взгляда. Глазам не верю. В двух метрах от нас под коневищем черное оперение с синим отливом. Без собаки бы не заметил. Первый порыв – рукой поймать. Да, уж, нет. Пол дня за тобой бегаем. Вдруг еще, какой сюрприз приготовил. Мысли начинают путаться. Руки мелко дрожать. Но соображаю. Расстояние слишком убойное. Отхожу потихоньку метров на восемь. Стреляю. Ритка подает. Мать твою. Половина тушки. Близкое расстояние. Азарт утих. Удовольствия никакого. Жалею. Жалею, что не отпустил этого косача. За много лет охоты впервые встретил такую «грамотную» и «опытную» птицу…Надо было  рукой ловить и отпускать. Это был бы достойный поединок. Запасных выходов, как оказалось, у него не было. Никуда бы не делся…  Да, все мы сильны задним умом. И хорошо дома у телевизора грамотно рассуждать…
   Ритке восьмой месяц пошел. Охотничий сезон продолжается… Не хочет подавать птицу. Видно приболела. Собака привитая. На следующий раз все нормально. Работает как всегда. Оклемалась. А утром с «лап упала». Не встает. Ритку в охапку, к ветеринару. «Агония у нее. Вскрытие можем сделать.» А зачем мне вскрытие?.. На луга отвез. Там где вместе охотились. У таких собак точно есть душа. Пусть попрощается. Наверно чувствовала она свою скоротечность бытия. Все успела… Отсалютовал, как положено. Чувство  щемящее. Не собаку. Друга потерял…
     Вспомнился тот тетерев. Мысли в голове путаются: «Это мне Подя отомстил… за матёрого тетерева»… В природе все находится в равновесии...    
© Солопчук Иван, 10.08.2012 в 23:59
Свидетельство о публикации № 10082012235923-00294601
Читателей произведения за все время — 21, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют