ч.10
Варяги, варяги, кругом одни варяги…
Эту часть, я хочу начать с небольшого вступления. Моя работа посвящена истории Херсонеса Таврического, но вот разобраться в ней невозможно, не зная древнерусской истории, вследствие перипетий в которой, под стенами Херсонеса в 988 году н.э., появилась дружина киевского князя Владимира, впервые, после долгой осады, взявшая город, разграбившая и погубившая всю его элиту.
И поэтому мы начнем снова, с времен Рориха (Рюрика).
В 862 году в город Ладогу (ныне Старая Ладога) пришла дружина варягов во главе с конунгом Рорихом. Постепенно к ней начали, подтягивается и другие варяжские отряды, не находившиеся себе применения, в уже завоеванной и разделенной на королевства Европе.
И тут, надо сразу отметить, что к именам собственным и прочим терминам использованным летописцем Нестором, надо относиться крайне отрицательно.
Ведь он и потом всего последователи-переписчики, умышленно на девяносто процентов исказили полученную ими первоначальную информацию!
В школьных учебниках об этом не пишут, а ведь еще советский академик Д.С. Лихачев обвинил Нестора в "создании легенды" по "законам эпического творчества" (т.е. именно в фальсификации, а не в изложении уже бытующих легенд, как это было с историей Кия и компании) неких, никому не ведомых, летописцев. Ведь именно Нестор внёс в текст ПВЛ дошедший до него в устной форме договор ильменских славян, кривичей и чуди с Рюриком.
Цель этой несторовской фальсификации было поддержание «реноме правящей династии» - (рода) Рюриковичей.
Но, тут мы забываем спросить хотя бы у историков!
«А откуда об этом узнал наш бедный Нестор (ок. 1056 — 1114), не живший в описываемые им времена?»
И тут оказывается, что ему, эту «легенду» о Рорихе - Рюрике и его договоре славянскими племенами, оказывается, донесли «переселившиеся» в Киев беглые новгородские бояре Вышата ( в частности Ян Вышатыч).
И сам Нестор признается, что «От него же и аз [я, Нестор] многа словеса слышах, еже и вписах в лъетописаньи семь.»
Но вот правду ли ил ли вернее всю ли правду рассказали Нестору о Рорихе и его варягах беглые от них новгородские бояре из рода Вышат???
Теперь о том утверждении Нестора, что Рорих осел в славном русском городе Новгороде!
Вот наш Нестор пишет:
«В лето 6370 (862 г.) Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: поищем собе князя, иже бы володел нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо зваху ся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, урмане, анъгляне, гъте, тако и си. Реша руси чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидите княжить и володеть нами.
И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и придоша.
Старейший Рюрикъ седе Новгороде, а другий Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборсте Труворъ.
И от техъ варягъ прозвася Русская земля. По двою же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады...»
Так вот уважаемый читатель, ну ни как не мог Рорих «седе Новгороде» ибо не было еще Новгорода!
А вот Херсонес Таврический уже существовал 1500 лет!
Современные историки и археологические раскопки доказали нам тот факт, что Новгорода, т.е. укрепленного поселения на месте детинца, во времена прихода Рориха ещё не было, потому, что древнейшие слои Новгорода датируются 944 годом - на Троицком раскопе и 953 годом на Неревском раскопе.
То есть Новгород появился всего за 35 лет от условной даты крещения Руси при киевском князе Владимире! Когда Рорих давно уже умер а летописец Нестор еще не родился!
Эти датировки точны, так как основаны на годичных кольцах тысяч деревьев, которыми были вымощены новгородские улицы.
Мостовые клались раз в 15-20 лет друг поверх друга, образуя до 27-30 слоёв. Возраст использовавшихся деревьев - 100-200 лет.
Под первыми из мостовых лишь очень тонкий культурный слой. Т.е. нынешний Новгород возник не ранее 940 года и был основан на новом месте, а не развился из предыдущих поселений.
Теперь об искажении Нестором варяжских имен!
Формула "Рюрик, Синеус и Трувор" получилась в результате русского произношения шведской фразы "Рюрик со своим родом и дружиной" (Sim hus, thru waring).
Сам Рюрик - личность, известная в Западной Европе под именем Рориха графа Ютландского из клана Скъёдлунгов по прозвищу "Язва христианства" (Jel Christianitatis).
Рорих родился в 800 году. Его отец Хемминг неудачно оспаривал в 810 гг. трон у наследников первого датского короля Годфрида, вместе с братом Годфридом бежал к Карлу Великому и получили лен во Фрисландии (Голландия).
После смерти Хеминга в 837 году Рюрик унаследовал вместе с дядей лен Рустинген в Фрисланде. Будучи наследником и соправителем Рюрик почти беспрерывно воевал с королями Дании, защищая своё и, захватывая чужое.
В сорок три года в результате раздела империи Карла Великого он был обвинён королём франков Лотарем в измене, лишён лена и схвачен.
Рюрику удаётся бежать к королю Людовику, получившему при разделе германские земли, но служба королю его не удовлетворяет - он сам хочет быть как король. Рюрик уходит от императора. После чего и становится Jel Christianitatis
Почти двадцать лет он воевал в Германии, Франции, Англии, Скандинавии, где также пытался создать собственное государство, его эскадры достигают 300 кораблей. Он заключал и разрывал договоры с Германским императором и королём Франции, получал земли и изгонялся своими подданными, крестился и возвращался к язычеству.
В конце концов, Лотарь вынужден был пойти на компромисс с Рюриком и дать ему новое владение, с условием защищать побережье от других викингов.
Не добившись короны на западе, он уже шестидесятилетним начал всё с начала на востоке.
Призвание Рюрика не было ни первым, ни единственным. Под тем же 862 годом в ПВЛ записано: «И они [словене] изгнали варягов за море и не дали им дани и начали править сами».
Известны другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине Рогволод, в Турове на реке Припять, притоке Днепра - Труа. В Киеве обосновались "мужи Рюрика Аскольд и Дир", как их называет Нестор, откуда они в 860 году совершили военный поход на Константинополь.
И вот что крайне важно! В Киеве варяжские правители появились раньше, чем Рюрик в Новгороде! И поэтому они были самостоятельными и независимыми конунгами.
Теперь снова о Новгороде и Рюрике!
Спокойно Рорих (Рюрик) там прожил всего два года и за это время успел крепко поссорится. Толи с новгородцами, толи жителями Старой Ладоги, очевидно с теми из них, чьи интересы не были связаны с торговлей, и они не были заинтересованы в чуждых им властителях охранявшими караваны с Новгорода на Константинополь и из Константинополя до Новгорода.
Эта то оппозиция во главе с князем Вадимом Храбрым через два года после вокняжения Рюрика подняла восстание, но проиграла. Вадим был убит, его сторонники бежали в Киев под защиту Аскольда и Дара.
Никоновская летопись об этом пишет так.
864 (6372) г. Оскорбились новгородцы, сказав “как нам быть рабами и много зла всяческого пострадать от Рюрика и от рода его”. Того же лета убил Рюрик Вадима храброго, и иных многих избил новгородцев, советников его.
867 (6375) г. Того же лета убежали от Рюрика в Киев множество мужей.
А Татищев писал:
869 (6377) г. В сии времяна словяне бежали от Рюрика из Новгорода в Киев, зане убил, Водима хороброго, князя словенского, иже не хотеша яко рабы быти варягам.
После подавления бунтов Рюрик перенес столицу из Ладоги, расположенной в нижнем течении реки Волхов у Ладожского озера, намного южнее к самому истоку Волхова из Ильменя, где и основал в центре своей новой земли новый город так называемое «Рюриково городище» но не сам город Новогород!
Этим он начал осуществлять план, для выполнения которого и был приглашён – объединение усилий по охране всего торгового пути «Из варяг в греки» длинной в 2 тысячи километров.
Но дальнейшему продвижению Рюрика на юг и выполнения им его плана воспрепятствовали утвердившиеся в Киеве варяги Аскольд и Дир.
К тому же ранее посланный в город Полоцк рюриков муж был выгнан оттуда «киевлянами», что само по себе означало объявление воны между Рюриком и Аскольдом..
Другой проблемой подрывающим наше доверие к Нестору и его летописи, есть то, что - практически все письменные свидетельства: восточные, византийские и западноевропейские в IX веке под именем "русь" знают только людей, носящих скандинавские имена и говорящих на языках скандинавских народов, но никогда на славянском наречии!
И славяне, и варяги « Русь» за все время своего сосуществования на территории Киевской Руси никогда между собой не смешивались поскольку « росы» или « русь» были своего рода высшей кастой!
Этот факт подтверждают и археологические раскопки! Например, так называемые "дружинные" захоронения - остатки захоронений, произведённых по скандинавскому образу, когда тело сжигалось в ладье, или кузнечное оружейное ремесло, на начальном этапе практически всё бывшее либо скандинавским, либо "лицензионным".
Эти находки, среди прочего, снимают вопрос о знании варягами славянского языка, так как основавшие Ладогу скандинавы ещё долго составляли сравнительно самостоятельную политическую организацию, и многие из них, живя всю жизнь со славянами, должны были быть двуязычны.
В 879 году, дожив почти до 80 лет, Рюрик умер. В западных хрониках он последний раз упоминается в 882 году, но уже в прошедшем времени. У него в Новгороде остался сын Игорь, которому в это время было 1-2 года.
И тут новая проблема. Во первых по тем времена 80 лет его запредельный возраст для срока жизни людей того времени. Во вторых мог ли иметь старец Рорих малолетнего сына? Если мог, то кто была его жена? И где и когда он родился?
Но историки так до сих пор и не дали ответы на эти вопросы.
Особенно по поводу появления у Рориха наследника Ингвара- Игоря в транскрипции Несторовской летописи.
Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика - Хельг - Олег.
Теперь несколько слов о варягах-дружинниках и их жизни среди славянских племен.
И в этом вопросе историки пришли к довольно парадоксальным выводам:
«Княжеская дружина на Руси получила совершенно особое, отличное от остальной Европы, значение. На Западе удачливый конунг и его дружинники, захватив территорию, рассаживались по ней, каждый сам по себе, объединить их вновь могла только необходимость защиты своего завоевания или желание новых приобретений.
На Руси дружина не распадается. Несмотря на выделение отдельных отрядов для других городов, основное ядро, старшие дружинники, продолжают жить вместе с князем, пируют вместе с ним и управляют вместе с князем всей державой.
Не распадение дружины на Русской равнине объясняется отличием, как её природы, так и её населения от Западной Европы.
На Русской равнине среди враждебного и иноязычного населения новому варяжскому барону с 10-15 воинами невозможно ни обеспечить себе безопасность, ни контролировать податное население».
Поэтому появилось так называемое Полюдье как новая форма содержания многочисленной военной дружины и сбора налогов с населения.
« Осев в пунктах, отстоящих друг от друга на сотни километров, варяги не утверждают своих сюзеренных прав, но образуют смешенную славяно-варяжскую аристократию (боярство), признавая старшинство тех, кто занимает Новгород или Киев.
Но Киев был важнее Новгорода! Ведь именно в Киеве формируются все торговые караваны на Константинополь защита которых являлась главной задачей варяжских правителей осевших, что в Новгороде, что в Киеве.
И тут я снова обращаюсь к древнему историку. Византийскому императору Константину Багрянородному жившему (17/18 мая 905, Константинополь—9 ноября 959) и писавшему о том, что ему лично было известно из достоверных источников.
И вот что для нас оставил Константин Багрянородный « О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь»
« [Да будет известно], что приходящие из внешней России в Константинополь моноксилы являются одни из Немограда (Новгорода), в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски (Смоленск), из Телиуцы (Любеч), Чернигоги (Чернигов) и из Вусеграда (Вышгород).
Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты - и дань и договор, отражает отношения скорее типа руководитель - подчинённый, чем поработитель - порабощённый), кривитеины (кривичи), лендзанины (волыняне) и прочии Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоёмы.
Так как эти [водоёмы] впадают в реку Днепр, то они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову.
Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долблёнки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти вёсла, уключины и прочее убранство... снаряжают их.
И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витечеву, которая является крепостью - пактиотом росов, и, собравшись там, в течение двух-трёх дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр.
Прежде всего, они приходят к первому порогу, нарекаемому Эусспи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи".
Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистрия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, низвергаясь оттуда вниз, издаёт громкий страшный гуд. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи, оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами (дно, волокут их), чтобы не натолкнуться на какой-либо камень.
Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [её] шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова , забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-русски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что значит "Островок порога".
Он подобен первому, тяжек и трудно проходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как прежде. Подобным же образом минуют они третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает "Шум порога", а затем так же - четвёртый порог, огромный, нарекаемый по росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны (неясыть - пеликан вторично, исходный: неасыть - ненасытный).
Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперёд, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов (печенегов).
А прочие, взяв вещи которые были у них в моноксилах , проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем так же они волоком, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают.
Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски - Варуфорс, а по славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь , и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веруци, что означает "Кипение воды", и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводиться как "Малый порог".
Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты, из Росии и пачинакиты (половцы) на пути к Херсону.
Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину с низу до того места, где высовываются подводные скалы - насколько пролетит стрела пустившего её отсюда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против росов.
После того как пройдено это место, они достигаю острова Св. Григорий (Хортица).
На этом остове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочками хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми.
От этого острова росы не боятся пачинакита, пока не окажутся в реке Селина.
Затем продвигаясь таким образом, от [этого острова] до четырёх дней, они плывут, покуда не достигают залива реки, являющегося устьем, в котором лежит остров Св. Эферий. (Березань). Когда они достигают этого острова, то дают там себе отдых до двух-трёх дней. И снова переоснащают свои моноксилы всем тем, чего им не недостаёт: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой].
Так как устье реки является, как сказано, заливом и простирается плоть до моря, а в море лежит остров Св.Эферий, оттуда они отправляются к реке Днестр и, найдя там убежище, вновь там отдыхают.
Когда же наступает благоприятная погода, отчалив, они приходят в реку, называемую Аспрос, и, подобным же образом отдохнувши там, снова отправляются в путь и приходят в Селину, в так называемый рукав реки Дунай. Пока они не минуют реку Селина, рядом с ними следуют пачинакиты. И если море, как это часто бывает, выбросят моноксил на сушу, то все [прочие] причаливают, чтобы вместе противостоять пачинакитам.
От Селины же они не боятся никого, но, вступив в землю Болгарии, входят в устье Дуная. От Дуная они прибывают в Конопу, а от Конопы - в Констанцию ... к реке Варна; от Варны же приходят к реке Дичина. Всё это относится к земле Болгарии. От Дичины они достигают области Месемврии - тех мест, где завершается их мучительное и страшное, невыносимое и тяжёлое плаванье».
Вот такой путь должны были пройти караваны до Константинополя, а затем обратно до Новогорода! И главной задачей что Рориха (Рюрика), что Хельга ( Олега) была охрана этого торгового пути! В этом была задействована вся варяжская дружина, за что потом и получала от конунга жалование!
Но, вот наступала осень, затем зима. И тут начиналось собственно наше «Полюдье» - размещение дружины на зимних квартирах!
«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц , тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава (Киева) и отправляются в полюдия , что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов (древляне - ошибочная "в" вместо "д"), другувитов (дреговичи), кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов.
Кормясь там, в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лёд на реке Днепр, возвращаются в Киав.
Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию».
Исключение же ежегодного константинопольского каравана сразу превращало норманнов - русь в захватчиков и рекетиров, под угрозой силы собирающих плату за самими же организованную смертельную угрозу!
Норманны пришли на восток Европы в погоне за восточным золотом и сбор дани с местного населения был только промежуточным этапом – собиранием обменного фонда.
То, что могли выплатить славяне – это либо продукты питания, необходимые тем, кто пашен не имеет (и скота не пасёт), либо экспортные товары – шкурки, мёд, воск, рабы и т.п. .
Следовательно, то, что взято у славян должно быть отвезено и продано! Ну, а когда не было каравана и товар нельзя было реализовать, то варяги-росы начинали войны. И снова их объектами нападений были их ближайшие соседи печенеги, болгары и Византия!
И вторжение Аскольда и Дира в 886 году в Византию и осада Константинополя, а так же ряд других копаний в последующие года были направлены на получения от Византии выкупа для выплаты вознаграждения наемной армии и обеспечения возможности возобновления торговли на пути «из варяг в греки».
Но, современные историки продолжают свои поиски и вот примерно с 1993 года в оборот вошел новый исторический документ, позволивший по новому взглянуть на древнерусскую историю. И речь тут идет о булгарской летописи «“ГАЗИ-БАРАДЖ ТАРИХЫ”.
Доводы приведенные «Повести Временных лет» и дополненные данными собранными в византийских исторических источников конечно интересны и, что важно вполне укладываются ( пусть и с небольшими скандалами) в канву (колею) официальной российской историографии. историографии.
Но вот была разыскана, затем переведена и опубликована булгарская летопись «“ГАЗИ-БАРАДЖ ТАРИХЫ”. И вот ее данные стали действительной исторической сенсацией для историков занятых изучением древнерусской истории.
И вот, что очень верно написала Львова З А в своей работе «Русь incognito ::: . О народах Приднепровской Булгарии, Киевской Руси и Волжской Булгарии в IX веке ( Некоторые данные булгарской летописи “ГАЗИ-БАРАДЖ ТАРИХЫ” )». ( текст передается с сокращениями).
«Дальнейшие события в Поднепровье и Хазарском каганате, в связи с которыми “Гази – Барадж” сообщает об Ас-Халибе и Джире, перекликаются с данными ПВЛ и других источников о правлении в Киеве Аскольда и Дира .
В конце 50-х гг. IX в. Хазарским каганатом правил всесильный бек Ильяс. Три года Ильяс втягивал в войну с Кара-Булгаром кагана Манаса, но это ему не удавалось.
Тогда возглавляемые им иудеи в 858 г. зарезали Манаса и посадили на трон его сына Исхака, который дал возможность беку продолжить войну с Кара-Булгаром Поднепровья, которая на этот раз оказалась успешной.
Во главе Кара-Булгар стоял в это время сын умершего в 855 г. кагана Угыр Айдара мусульманин Габдулла Джилки, так же, как и его отец, называвший себя каганом.
Хазары напали на Кара-Булгар, Габдулла Джилки отступил, и хазары осадили Башту. Обороной крепости руководил в это время сардар анчийского ополчения Джир. Ильяс заявил осажденным, что в случае сдачи города Баштуйской и Урусской областям будет предоставлен статус свободного от Кара-Булгара, но подвластного хазарам княжества.
При поддержке младшего брата кагана Габдуллы Джилки язычника Лачына и Ас-Халиба город был взят.
Джир (ДИР) получил титул русского бека, который должен был править под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба (АСКОЛЬДА) .
Башту (город Киев)— центр нового княжества — обязался выплачивать дань хазарам и помогать им войсками.
Ас-Халиб (АСКОЛЬД) со своим отрядом въехал в Башту. У ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и бек Ильяс увел из города свое войско.
А на трон Саклана Кара-Булгар вместо кагана мусульманина Габдуллы Джилки был возведен язычник Лачынхазарской ориентации.
Так перестало существовать единство Кара-Булгарской державы — Росского каганата Угыр Айдара.
Унизив мусульман, Ильяс начал борьбу с Византией. Сначала он включил территорию православной церкви в Башту в хазарский квартал и обязал яхудских таможников брать с нее арендную плату.
Затем, в 860 г. приказал Джиру ( ДИР) и Ас-Халибу (АСКОЛЬД) внезапно напасть на Рум (Византию). Однако их войско потерпело поражение, и это поколебало ряды садумцев, баштуйцев и балынцев, которые решили, что христианские боги сильнее их языческих. Первым принял православие тяготившийся хазарской властью Джир. За ним последовали и некоторые балынские бояре.
“Гази-Барадж” повествует и о некоторых других событиях, совершившихся после крещения Джира и неизвестных в ПВЛ.
В 863 г. в Башту (Киеве) началось восстание, сопровождавшееся погромом яхудской таможни и хазарского квартала, и в наведении порядка в Башту участвовал хазарский бек Ильяс с 75-тысячным войском.
В ходе долгой и сложной борьбы бывший каган Кара-Булгара — старший сын Угыр Айдара мусульманин Габдулла Джилки — покинул свои бывшие владения, двинулся в верховье Волги в Булгар и объявил его Булгарским мусульманским государством, а себя — его ханом.
За Габдуллой Джилки последовали и мусульмане, большую часть которых составляли булгары-барыны.
В Кара–Булгаре после ухода Джилки их осталось немного, большинство составляли язычники.
В ходе этой войны был убит сын Ас-Халиба (АСКОЛЬДА) — Турма. Он прибыл в Башту с Ас-Халибом для соединения с хазарским беком Ильясом и противодействия Габдулле Джилки. Турма попал в окружение, был опрокинут ударом копья анчийского головы Нанкая и погиб под копытами коней
Так, в период господства в Хазарском каганате бека Ильяса и противостояния ему Кара-Булгара в Восточной Европе оформились два государственных образования - мусульманское ханство Булгар на верхней Волге и вновь подчиненная хазарам территория Урусского и Баштуйского бекства, объединенная в княжество с центром в Башту.
Его наместником от хазар был Ас-Халиб АСКОЛЬД). Правитель образовавшегося княжества Джир (ДИР) находился под контролем наместника, но тяготился хазарской властью и ориентировался на Византию.
Предыстория похода Олега на Киев
Как уже говорилось и как видно из приводимых текстов “Гази – Барадж”, упоминаемые в летописи сардар анчийского ополчения, а впоследствии бек Джир и хазарский наместник Ас-Халиб сопоставимы с Аскольдом и Диром ПВЛ.
Однако сообщения об этих правителях совпадают не во всем. О каких-либо связях Ас-Халиба и Джира (Аскольда и Дира) с Эреком (Рюриком) “Гази – Барадж” нигде не упоминает.
И это наводит на мысль о, возможно, намеренной фальсификации событий в ПВЛ, которая относит поход на Константинополь Аскольда и Дира не к 860, а к 866 г., когда уже прибыли в Ладогу легендарные князья, с которыми якобы были связаны Аскольд и Дир.
Кроме того, ПВЛ упоминает Аскольда и Дира всегда вместе — и в связи с их прибытием в Киев, и при нападении на Константинополь, и в связи с их кончиной — обоих князей убивает Олег.
Но Д. С. Лихачев считал, что соединение этих князей единой судьбой могло быть обусловлено чисто случайным преломлением в народной памяти каких-то событий. И данные “Гази – Барадж” позволяют с этим согласиться.
Kак, уже упоминалось, по булгарской летописи, первоначально Ас-Халиб (аскольд) и Джир (Дир) действительно выступают вместе как одновременно правившие в Башту (КИЕВЕ) наместник и бек.
Кроме того, они оба действительно были первыми русскими беками — князьями, но не одновременно.
Согласно “Гази – Барадж”, первоначально этот титул получил Джир. Ас-Халиб становится правителем Башту уже после того, как в 870 г. убивает Джира.
А позднее, в 882 г. Салахби, сопоставимый с Олегом (ХЕЛЬГОМ) , действительно убивает двоих, но не Ас-Халиба и Джира, а Ас-Халиба (Аскольда) и его сына Булата.
И сообщение ПВЛ о воцарении Олега в Киеве и убийстве Аскольда и Дира также перекликаются с данными “Гази–Барадж”.
В известном сообщении ПВЛ под 882 г. повествуется о взятии Олегом Смоленска и Любеча, где он посадил своих мужей, и Киева.
Подъехав к Киевским горам, Олег узнает, что в близлежащем городке правят Аскольд и Дир.
Спрятав воинов, Олег хитростью выманивает Аскольда и Дира. Когда же спрятанные воины выскочили из засады, Аскольду и Диру было объявлено, что они не князья и не княжеского рода, “но азъ есмъ роду княжа”.
Перед Аскольдом и Диром выносят малолетнего Игоря со словами: “А это сын Рюрика”.
Затем их убивают. Олег садится на престол в Киеве, объявив его Матерью городов Русских. И бывшие у него варяги, славяне и другие прозвались русью.»
Тут я прерву цитирование работы Львовой и обращу внимание читателя на следующие данные, взятые из русских летописей которые касаются Хельга –Олега и его похода на Киев.
Первоначальными об Олеге являются те данные, что имеются в Древнейшем Киевском своде за 1039 года в редакции преп.Никона Печерского 1073 года и Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079.
Так вот по ним:
"И седе Ольгъ къняжа Кыеве; и беша у него мужи Варязи, и отътоле прозъвавашася Русию
" -Древнейший Киевский свод 1039 года вв редакции 1073 года.
"И отъ техъ Варягъ, находьникъ техъ, прозъвашася Варягы, и суть Новъгродьстии людие до дьньшьняго дьне от рода Варяжьска.
И бысть у нихъ кънязь именьмь Ольгъ, мужь мудръ и храбръ и беша у него мужи Варязи Словене* и отътоле прозвавшася Русию." - Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079.
Так вот тут слово "Словене" в таком сочетании имеет вид вставки... «Вставка же "Словене" едва ли не принадлежит составителю Новгородского свода» утверждает А. А. Шахматов в своей работе «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» - СПб., 1908)
И далее об Олеге после завоевания им Царьграда:
И иде Ольгъ Новугороду и отътуда въ Ладогу, есть могыга его Ладозе.
И после завоевания Царьгради и подписания торговых льгот: "Иде Ольгъ Новугороду и отътуда за море, и уклюну и змия въ ногу, и съ того умьре."
--------
Итак, Олег (варяжский не "князь", а "воевода" по Комисс. списку) после выполнения своей миссии "прорубить" путь "из Варяг в Греки" по Днепру вовращается к себе Ладогу или оттуда "за море" (скорее всего в Упсалу).
Тут я думаю, так же будут сильно разочарованы почитатели А.Пушкина. Ведь он в своей «Песни о вещем Олеге» сильно приврал нам об обстоятельствах и месте смерти Олега.
И Олег не исключение. Ведь все варяги выжившие в военных походах по территории Киевской Руси, тоже со своей добычей всегда возвращались в Швецию или Финляндию.
А разъяснив спорный момент, я продолжаю цитирование работы З. Львовой где она пишет:
«В тексте “Гази – Барадж” мы находим подтверждение этого сообщения ПВЛ. Но его смысл несколько иной.
Как и ПВЛ, “Гази – Барадж” сообщает о походе на Башту Салахби, сопоставимого с Олегом.
Однако этот поход имел свою предысторию.
Как уже говорилось, Урусская и Баштуйская области с центром в Башту отделились от Кара-Булгар, образовав самостоятельное, но зависимое от хазар княжество. В Башту еще задолго до событий 882-г. правили урусский князь Джир (ДИР) и хазарский наместник Ас-Халиб (Аскольд):
Однако около 870 г. Ас-Халиб убил Джира и его старшего сына, выдав их за тайных мусульман.
И в ответ на изъявление покорности хазарам сам получил от кагана титул урусского бека.
Кроме того, Ас-Халиб дал обещание передавать под управление хазар все завоеванные им у соседей области. Это имело свое основание, так как он задумал захватить весь Кара-Булгар и Булгар для своих сыновей.
Еще в 870 г. Ас-Халиб послал своего сына Булата, сидевшего в Галидже, в набег на Булгар.
Но садумский бий Эрек, наместник Булата, напротив, вступил в блок с возглавлявшим Булгар Габдуллой Джилки. В ходе этого противостояния бий Эрек и чирмышан Алабуга должны были совместно взять Башту. Однако эта операция не состоялась.
Тогда хан Булгара Габдулла Джилки вторично призвал Эрека к новому совместному походу на Башту, который стал к этому времени цитаделью хазар в Кара-Булгаре.
Перед этим походом Эрек утвердился в Галидже и Балынской области и взял в плен сына Ас-Халиба Булата.
И только в 882 г. на Башту (КИЕВ) двинулся сопоставимый с летописным Олегом сын Эрека Салахби.
Вышел с войсками на Башту и Алабуга из Булгар, а затем и старший сын Габдуллы Джилки и соперник ЛачынаАлмыш.
На пути к Башту ими была взята крепость Батавыл. “Анчийцы сына Джира Джуна со страшной резней ворвались в город и взяли его. Алмыш самолично подъехал к балтаварской юрте и выбросил из нее дрожащего от страха дядю, как щенка”. Но убить брата своего отца Алмыш не мог.
И “Лачын, плача от унижения, уехал с двумя своими женами в Итиль и вскоре умер там от позора...”. Но его сына от башкортки —Угыра ( летописного ИГОРЯ)— Алмыш оставил себе.
На престоле Кара–Булгарского Саклана в Батавыле на Левобережье Днепра сел вместо Лачына, став балтаваром Саклана, Алмыш.
А после взятия Башту на престол Киевского княжества – Баштуйского бекства был посажен сын Ланыча Угыр ( ИГОРЬ), соправителем которого стал Салахби ОЛЕГ –ХЕЛЬГ)
Об этом было объявлено баштуйским боярам, которых предупредили, что в случае сопротивления им будет плохо.
Боярам показали привезенного Алмышем Угыра, и они согласились с Салахби в том, что он будет соправителем Угыра, и заключили с ним договор.
Бывший в это время беком в Башту Ас-Халиб (АСКОЛЬД) и его сын Булат отказались подчиниться решению бояр, и тогда их привели к Салахби силой.
Но Ас-Халиб с криком “Проклятый раб, ты изменил своему господину и должен умереть ” обнажил меч и хотел зарубить Салахби.
Но сторонники Салахби были начеку, и Ас-Халиб был убит ударом копья. Поспешивший на помощь отцу сын Ас-Халиба Булат, по-видимому, бывший здесь же, как пленник Эрека, был зарублен.
В приведенном тексте есть непонятные места. Например, не совсем понятно, на каком основании Ас-Халиб называет Салахби рабом.
Но в целом все сказанное делает поход Салахби на Башту более обоснованным, чем описания похода в ПВЛ.
И то, что Салахби становится соправителем малолетнего сына Лачына Угыра, вполне в духе того времени — Олег-Салахби выступает как бы в роли всесильного бека при бесправном, но в достаточной степени знатном правителе Поднепровья по образу всесильных беков Хазарского каганата.
И то, что Угыр оказывается сыном балтавара Саклана Кара-Булгар Лачына, кажется более естественным, чем сообщение ПВЛ о том, что Олег отправился в далекий и опасный поход с малолетним сыном Рюрика.
К этому следует добавить, что новые данные булгарской летописи подтверждают наблюдение Д. С. Лихачева: легенда о призвании трех братьев и о Рюрике — мнимом родоначальнике русских князей на юге Руси — приводится только в ПВЛ, но ни одно литературное произведение XI в. не называет Рюрика основателем княжеского рода.
А “Слово о законе и благодати митрополита Иллариона” и “Память и похвала князю русскому Володимиру” возводят начало династии русских князей к Игорю “Старому”.
Итак, главным разногласием ПВЛ и летописи “Гази – Барадж” в описании событий 882 г. является то, что Олег в ПВЛ назван только родичем Рюрика, а Салахби булгарской летописи — сыном садумского бия Эрека.
А бывший, согласно ПВЛ, сыном Рюрика Игорь, по данным “Гази – Барадж”, оказывается сыном Лачына — знатного балтавара Поднепровья.
И это сообщение особенно важно, так как русский князь Киевского княжества в Приднепровье Игорь — Угыр, сын Лачына — при ближайшем рассмотрении оказывается принадлежащим к древнему булгарскому роду Дуло и далеким (10-м по счету) потомком правившего в Поднепровье в VII в. кагана Великой Булгарии Куврата.
На этом я прерываю свое повествование. Я думаю, что внимательному читателю надо время, чтобы осознать прочитанное, а непонятные места и еще раз перечитать. Чтобы в их сознании все новые факты окончательно исправили их представления о древнерусской истории.
Может, кому то, кто привык верить «летописцу Нестору», это и не понравится, но вот такова оказывается она древнерусская история!
(конец ч.10)
Все рисунки и карты к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/5022d16dcfd12/